Лермонтов певец свободы сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок – лекция

по литературе в 8 классе

«Михаил Юрьевич Лермонтов-

«История души человеческой

едва ли не любопытнее

М.Ю. Лермонтов

Подготовила Малова Людмила Львовна,

учитель русского языка и литературы

М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы.

2 слайд

Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова.

Развивающая : развивать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающая : воспитывать у ребят чувства бережного отношения к лирике, воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

3 слайд

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

5 слайд

Вы видите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других.

6 слайд

- Как сложилась судьба М.Ю.Лермонтова? Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.

На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинутый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрытую пред ними,

Душевный взор его смотрел.

И помню я, исполнены печали,

Средь звона чаш, и криков, и речей,

И песен праздничных, и хохота гостей,

Его слова пророчески звучали.

Он говорит: «Ликуйте, о, друзья!

Что вам судьбы дряхлеющего мира?

Над вашей головой колеблется секира,

7 слайд

- Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум.

8 слайд

Буря под парусом ему предпочтительнее.

9 слайд

10 слайд

11, 12 слайды

- 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю.Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.

17, 18 слайды Лермонтова похоронили на Кавказе.

19 слайд В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

20 слайд

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю.Лермонтова.

21 слайд В Москве есть памятник поэту.

Итоги урока:

Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! –

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нем тихий пламень чувства не угас…

Домашнее задание.

1.Сделать конспект статьи учебника подготовить пересказ.

Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим - среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков.

Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это - его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть. Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека

. Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой,- поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские,- Лермонтов усваивал начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества.

Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать - ни разговоры, ни шум.

Десять лет писал он стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник. Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Зато никто еще не выступал в первый раз с таким сборником.

Вот такой и был Лермонтов, только натура его и личность его были еще богаче

Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов , соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности - свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Свободолюбивая тематика занимает особое место в творчестве поэта, поскольку является явным отражением характерных черт, присущих самому автору.

Тема свободы затрагивается поэтам в различных его произведениях, начиная с любовной лирики и заканчивая гражданскими стихотворениями.

Во многих произведениях поэт размышляет о характере вольных славян, которые, с его точки зрения, со временем растеряли чувство мужества, хотя изначально их дух был направлен исключительно в сторону свободы.

В некоторых стихотворениях поэт олицетворяет чувство свободы с природными явлениями, которые он пытается представить в виде одушевленного предмета. Посредством изображения красоты окружающей природы (океаны, моря, небеса, тучи) поэт олицетворяет общественную свободу.

Своеобразие лермонтовского творчества заключается в изображении тесной взаимосвязи воли и одиночества, поскольку ощущении свободы внутреннего состояния человека, по его мнению, неизбежно обуславливает появление чувства тоски и грусти. Именно поэтому поэт размышляет о том, что любые ограничения подвергают сковыванию внутреннего мира человека.

Представляя лирического героя в качестве бедного, но свободного человека, живущего только общением с окружающей природой, поэт акцентирует внимание на ощущение героем полнейшего одиночества, а также непредсказуемости полного отрешения от мирского существования.

При этом свобода представляется поэтом в виде возможности к размышлениям, мечтам, собственным поступкам вопреки устоявшимся в обществе традициям, мнениям, устоям.

В некоторых произведениях поэта лирический герой, который оказывается в неволе, ощущает постоянные мучения и страдания от болезненной нехватки свободы, терзаясь своим одиночеством. Кроме того, поэт акцентирует внимание, что человек, обреченный на отсутствие свободы, неминуемо погибнет, как и растение в отсутствие живительной влаги, несмотря на хороший уход, спокойствие и заботу.

С точки зрения поэта, человек стремится к ощущению свободы даже несмотря на возможность гибель при достижении данной цели. Иногда даже смерть является для человека желанным освобождением.

Смысловая нагрузка лермонтовского творчества заключается в изображении стремления каждой личности к свободе, полету, мечтам, действиям, поступкам, мыслям, стремлениям и жизненному счастью.

Вариант 2

Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова позволяет условно разделить его поэзию на две большие группы: стихи о свободе и стихи на другие темы. Тема свободы в творчестве поэта раскрывается через описание Лермонтовым той или иной социальной общности. Например, в одном из стихотворений поэт рисует яркий образ вольнолюбивых славян, колокола которых звенят только на свободе. Стремление быть свободными позволило славянским племенам объединить усилия в борьбе против монголо-татарского ига.

Таким образом, тема свободы красной нитью проходит через творчество Лермонтова. Вероятно, это связано с особенностями характера поэта.

Лермонтов тема свободы

Несколько интересных сочинений

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой.

Задаваясь вопросом о том, как повлияла революция на разум человека, в памяти всплывает творчество писателей, которые нередко находились по разные стороны в этой ситуации.

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно. Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой своей вещи разрушает миф о том, что проза лишь достояние зрелого возраста.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка; и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник. Все, все в этом крае прекрасно.

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

Лермонтовский Кавказ. Он удивителен так же, как и судьба поэта: поручик Лермонтов прибыл на Кавказ для участия в военных действиях. Как же разрешить это противоречие: война и – лермонтовское упоение Кавказом?

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю. Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью. Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой. Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю. Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да готовясь в бой опасный, Помни мать свою. Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

СПРАВКА




Стихотворение было написано в 1838 году. Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия - написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка.

Также в стихотворение сказалось близкое знание Лермонтова военного быта казаков и казачьего фольклора.

Читайте также: