Латинское слово текстом означает связь словесное единство сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

Диплом (1).doc

Рассмотрим подробней частные методы филологического анализа текста.

Интертекстуальный метод разрабатывается в филологии последних лет

Интертекстуальность – важнейшая текстовая категория, связанная с диалогичностью текста, которая в свою очередь проявляется в том, что любой текст является ответной реакцией на другие тексты.

Семантико-стилистический метод. Суть его заключается в разыскании тончайших смысловых нюансов, отдельных выразительных элементов, слов, оборотов, ударений, ритмов.

Сопоставительно-стилистический метод сводится к установлению сходства и различия в языковом оформлении одного и того же содержания.

Метод близкий к экспериментальному - сопоставление черновых вариантов строк с их авторским комментарием. Цель: понаблюдать за процессом создания текста, понять и объяснить выбор языковых средств и их особую организацию в произведении (Л.И. Тимофеев).

Биографический метод: способ изучения художественного текста, при котором биография и личность писателя рассматриваются в качестве источника создания художественных образов.

Мотивный анализ предполагает изучение мотивов в одном или нескольких текстах автора, а так же рассмотрение повторяющихся мотивов в литературе. Мотив – устойчивый, формально-содержательный компонент текста, имеющий интертекстуальный характер и представленный в целом ряде произведений.

§1.3 Понятие текста

Текст имеет различные значения. Так, в типографском деле текст – это основная, словесная часть печатного набора без рисунков, чертежей, формул. Текстом называют также типографский шрифт, размер которого равен 7.52мм. Все эти определения входят в состав лексического значения слова текст [Горшков, 2002, с. 200].

Каковы же признаки текста? Наиболее часто большинство лингвистов Щерба Л.В, Виноградов В.В., Валгина Н.С. отмечают следующие признаки:

Отграниченность. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец. В силу этого каждый текст отграничен как от всех других текстов, так и от всего того материала словесности, который остался за пределами данного текста.

Связность. Языковые единицы, образующие текст, само собой, разумеется, связаны между собой в определенном порядке.

Упорядоченность или структурность. Все языковые единицы, образующие текст, все его чести и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.

Однако текст имеет и другие важные признаки, сказать о которых необходимо. Прежде всего, текст обязательно заключает в себе определенное содержание, или, как сейчас часто говорят, информацию. Итак, тексту свойственна информативность, иными словами, текст заключает в себе определенное содержание. Это, по существу, самый главный признак текста. Далее, одним из важных признаков текста, является его композиционная завершенность. Поскольку текст в общефилологическом плане выступает как произведение словесности, он соотносим с жанрами художественной и нехудожественной словесности. Это также один из существенных признаков текста. Наконец, хотя и не часто, отмечается такой признак текста, как возможность его воспроизведения, или воспроизводимость.

Таким образом, мы назвали семь признаков текста. Повторим их в той последовательности, в которой их удобно будет расположить в определении текста:

  1. Выраженность.
  2. Упорядоченность.
  3. Завершенность.
  4. Содержательность или информативность.
  5. Соотносимость с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности.
  6. Отграниченность.
  7. Воспроизводимость.

§2 Проблемы изучения образа автора в современной лингвистике

§2.1 Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения

Содержание – важнейшая категория текста. Собственно, как уже было отмечено, текст и создается для того, чтобы выразить какое-либо содержание, сообщить какую-либо информацию.

§2.3 Тема и содержание текста

Содержание соотносится с темой и идеей.

§3 Проблема изучения образа автора

Одним из главных составляющих текста является понятие образа автора. Образ автора – важнейшая определяющая категория словесного построения художественного произведения. В произведениях словесности образ автора, с одной стороны, является организующим началом языкового построения художественного целого, с другой стороны, в языке же находит свое выражение.

Но если образ автора – это все-таки образ, то чей? Или чего? Как организующее начало, воплощение единства содержания и его словесного выражения в художественном произведении образ автора представляет собой, по сути, обобщенный образ творчества, творческого начала личности, но не конкретного лица.

Роль композиции в организации текста

Сегодня мне хотелось бы ответить на вопросы:

Текст — это НЕ ОДНО предложение и НЕ просто НЕСКОЛЬКО предложений. Предложения в тексте должны быть СВЯЗАНЫ между собой, по смыслу и грамматически.

Как правило, текст — это письмо, письменная речь. Но и для устного выступления мы так же продумываем текст.

Смысл — мысль — замысел — мыслить — ДУМАТЬ… Вот и подумаем: зачем нам нужен текст?

Какова цель текста?

Может быть, мы хотим описать события, рассказать о том, что произошло летом, например, на каникулах, или в поездке.. Значит, нам нужен ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ текст.

А может быть, мы хотим описать человека, животное, природу или квартиру, где мы живем. Тогда текст получится ОПИСАТЕЛЬНЫЙ.

Если же нам необходимо что-либо объяснить, убедить кого-то в чем-либо или что-либо доказать, тогда нужен совсем другой текст.. РАССУЖДЕНИЕ!

Существует Т РИ ТИПА текста:

текст-повествование,

текст-описание,

текст-рассуждение.

Разумеется, могут быть тексты и более сложной конструкции, совмещающие в себе все три типа. Но об этом мы поговорим в следующих статьях..

Когда ты определился, с какой целью будешь писать текст, необходимо подумать, ГДЕ этот текст можно было бы ПРОЧИТАТЬ, ну или услышать (если это устная речь). Это очень важный момент в написании сочинения, так как текст обладает СТИЛЕМ.

СТИЛИ ТЕКСТА

Если текст можно прочитать в книге, например, рассказ или роман, значит это текст ХУДОЖЕСТВЕННОГО стиля.

В научных книгах (учебниках, например!) тексты НАУЧНОГО стиля.

В газетах, журналах, в выступлениях на собрании или по телевизору используются тексты ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО стиля (т.е. для публики).

Если ты будешь заполнять какой-либо документ, текст должен быть ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.

Ну, а в общении с друзьями, с близкими мы пользуемся РАЗГОВОРНЫМ стилем.

Перед написанием сочинения, или текста, очень важно понимать, КТО будет читать твой текст, ЗАЧЕМ ты его пишешь, с какой ЦЕЛЬЮ. Другими словами, необходимо определиться, какого типа и какого стиля будет твой ТЕКСТ.

В следующих статьях мы поговорим о тексте каждого типа и стиля более подробно.

2 Цель урока: обучение восьмиклассников созданию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Задачи урока: - Повторить и обобщить знания о тексте, определить отличия текста- рассуждения от других типов речи; - закрепить умения и навыки, связанные со структурой рассуждения; - совершенствовать умение точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли; - сформировать умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; - развивать умения аргументировать и доказывать свое мнение; - воспитать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения. 2

6 Типы речи Повествование Описание Рассуждение 6

7 этап 2 Осмысление 7

9 СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ 9 Тезис (то, что надо доказывать, объяснять или опровергать) Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения) Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

10 ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (1) 1.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 2. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 5.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 10

11 ПРОВЕРИМ СЕБЯ (1) 1. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 2.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 5. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 11

12 ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (2) 1.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Правила пунктуации обязательны для всех. 4. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 12

13 ПРОВЕРИМ СЕБЯ (2) 1. Правила пунктуации обязательны для всех. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 4.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 13

17 этап 3 Рефлексия 17

18 1. В ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ ТЕМА НАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ). 2. ВТОРАЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ТЕМЫ В ДВУХ СЛОВАХ (ДВУМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ). 3. ТРЕТЬЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ТРЕМЯ СЛОВАМИ (ГЛАГОЛАМИ). 4. ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - ЭТО ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ. 5. ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА - ЭТО СИНОНИМ ИЗ ОДНОГО СЛОВА, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ТЕМЫ. Синквейн 18

19 Домашнее задание Написать сочинение- рассуждение по высказыванию А.В. Текучёва от имени Стародума Митрофанушке. 19

20 Самооценка Возьмите жетон определённого цвета: Жёлтый – не в полной мере себя реализовал Красный – в полной мере себя реализовал 20

1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему урок русского языка в 8 классе (технология развития критического мышления через чтение и пи

2. Цель урока: обучение восьмиклассников созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Задачи урока: - Повторить и обобщить знания

Цель урока:
обучение восьмиклассников созданию сочинениярассуждения на лингвистическую тему.
Задачи урока:
- Повторить
и обобщить знания о тексте, определить отличия текстарассуждения от других типов речи;
- закрепить умения и навыки, связанные со структурой рассуждения;
- совершенствовать умение точно, выразительно и грамотно
выражать свои мысли;
- сформировать умения анализировать, устанавливать причинноследственные связи;
- развивать умения аргументировать и доказывать свое мнение;
- воспитать уважительное отношение к чужому мнению, формировать
умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
2

3. Этап 1

4. Текст. Признаки текста

5. Текст. Признаки текста

7. этап 2

9. Структура рассуждения

СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ
Тезис
(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)
Доказательства
(аргументы, доводы, обоснования, объяснения)
Вывод
(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)
9

10. Восстановите логическую цепочку (1)

ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ
ЦЕПОЧКУ (1)
1. Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них
безударные) .
2. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще
всего затрудняет написание приставок пре- и при-.
Почему?
3. Во-вторых, значение каждой приставки не всегда
легко определить.
4. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо
прежде всего разбираться в составе слова.
5. В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного
происхождения, где пре- и при- входят в корень.
10

11. Проверим себя (1)

ПРОВЕРИМ СЕБЯ
(1)
1. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще
всего затрудняет написание приставок пре- и при-.
Почему?
2. Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них
безударные) .
3. Во-вторых, значение каждой приставки не всегда
легко определить.
4. В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного
происхождения, где пре- и при- входят в корень.
5. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо
прежде всего разбираться в составе слова.
11

12. Восстановите логическую цепочку (2)

ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ
ЦЕПОЧКУ (2)
1. Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в
языке, но и в жизни.
2. Так, знаками показывается смысловое членение
текста, отношение между его частями.
3. Правила пунктуации обязательны для всех.
4. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить
письменный текст, точно передать то содержание,
которое было задумано автором.
12

13. Проверим себя (2)

ПРОВЕРИМ СЕБЯ
(2)
1. Правила пунктуации обязательны для всех.
2. Так, знаками показывается смысловое членение
текста, отношение между его частями.
3. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить
письменный текст, точно передать то содержание,
которое было задумано автором.
4. Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в
языке, но и в жизни.
13

14. Средства связи элементов рассуждения

15. Работа с текстом

16. А.В. Текучёв

18. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательн

Синквейн
1. В ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ ТЕМА НАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ
СЛОВОМ (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ).
2. ВТОРАЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ТЕМЫ В ДВУХ
СЛОВАХ (ДВУМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ).
3. ТРЕТЬЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ТРЕМЯ
СЛОВАМИ (ГЛАГОЛАМИ).
4. ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - ЭТО ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ,
ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ.
5. ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА - ЭТО СИНОНИМ ИЗ ОДНОГО
СЛОВА, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ТЕМЫ.
18

Читайте также: