Л куклин рассказ про мальчика и велосипед сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Встречи с этим… не хочется говорить — транспортным средством! — с этим почти одушевленным существом вот уже в четвертый раз происходили у меня примерно в одно и то же время у начала довольно крутой каменистой тропы, сбегающей к морю.

Лица молодой женщины я никак не мог разглядеть: сверху ее лоб замысловатыми воланами прикрывали поля гигантской шляпы, а остальное пространство заслоняли темные очки.

Мальчишка застывал наверху.

И всякий раз повторялась одна и та же сцена.

— Слезай… — даже не оборачиваясь, начинала твердить мать. — Слезай сейчас же! Дальше мы идем пешком.

— Ну, мамочка… Можно, я съеду? — просительно тянул мальчишка, дочерна загорелый и с лупящимся носом, на котором фонариком просвечивала нежная розовая кожица, как на молодой картофелине. — Мамочка…

И он добавлял неоспоримый технический аргумент:

— У меня же тормоза хорошие…

— Слезай с велосипеда… — ровным голосом невозмутимой классной руководительницы продолжала мать, глядя не на сына, а вниз, чтобы не подвернуть ногу на своих каторжных колодках. — Это опасная, крутая тропа. Дальше ты должен идти пешком…

Я понимал, как мальчишке хотелось съехать! Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием нарушить этот запрет и испытать себя на спуске, который казался ему головокружительным цирковым аттракционом. Он горестно вздыхал, с силой втягивая воздух, отчего его ребрышки сильнее обрисовывались над трусиками, а после… Он начинал спускаться следом за молодой женщиной, придерживая свой велосипедик одной рукой за раму.

Мелкие камешки, подымая сухую белую пыль, струйками сыпались из-под его основательно раздолбанных кроссовок.

Меня, откровенно говоря, удивило, что в море он резвился свободно, как дельфиненок, без излишнего присмотра со стороны своей мамы.

— А ты прилично плаваешь… — сказал я ему, когда мы оба отдыхали у дальнего ограничительного буя.

— Мама разрешила заниматься плаванием, — доверительно сообщил он. — В бассейне…

— Хорошо, что не фигурным катанием… — мрачно буркнул я. Мальчишка хохотнул, отпустил руки и на мгновение скрылся под водой.

— Было дело? — догадался я.

— Она пыталась… Я устроил сидячую забастовку! — засиял мальчишка. Он начинал мне нравиться больше и больше.

— У тебя что, нет отца? — осторожно спросил я. Он отвел в сторону глаза и сразу повзрослел.

— Они с мамой разошлись… — тусклым голосом прошептал мальчик.

— Слушай… У меня есть идея! Давай сегодня после обеда, так… часов в пять… совершенно случайно… встретимся на тропе. С велосипедом. Я тебя подстрахую… Понимаешь? Совершенно случайно…

— Случайно? — он посмотрел на меня с лукавым любопытство и в его глазах загорелись бесовские озорные огоньки. — Ну конечно же, только случайно!

— Ну, давай! — сказал я, когда мы встретились в назначенное время. Только сначала, для первого раза, не слишком разгоняйся. Притормаживай пяткой и старайся не прямой ногой, сгибай ее в колене. Понял?

Я встал на тропе в единственном по-настоящему опасном месте, где над тропой нависал скальный выступ, чтобы перехватить мальчишку в случае чего. Махнул ему рукой — и он ринулся вниз.

Первый спуск, как того и следовало ожидать, оказался неудачным. В крутом вираже мальчишка не удержался и с разгона вломился в заросли ежевики. То, что он сначала с перепугу принял за кровь, пропахав на спине некоторое расстояние в кустарнике, оказалось просто спелым ягодным соком…

— Ничего… В море отмоешь… — Утешил я его, помогая выбраться на тропу, и полувопросительно добавил: — Давай снова?

Он кивнул, поцарапанный нос его отчаянно задрался вверх, — и мы начали карабкаться туда, куда он нацелился — к повторному старту.

На втором спуске велосипед попал в коварный, заполненный гравием желобчатый выем, колеса буксанули — и мальчишка довольно грамотно вылетел из седла через голову. Замазав слюнями ссадины на локтях и к лене, он снова упрямо полез вверх.

Данная разработка урока предоставляется в помощь учителям русского языка 9 классов, а также репетиторам, занимающимся подготовкой к ОГЭ.

ВложениеРазмер
urok_obuchayushchee_sochinenie-rassuzhdenie_po_tsitate_v_9_klasse.docx 18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 15.2)

Дать понятие о структуре сочинения по цитате. Сформировать навык формулирования тезиса, аргументов, микровыводов частей и вывода. Сформировать навык связывать структурные части сочинения в единый текст. Составить алгоритм написания сочинения, который впоследствии будет использоваться учениками на экзамене.

Совершенствовать навык работы с текстом.

Сформировать у обучающихся представление об основных качествах настоящего мужчины.

Оборудование: Распечатанный текст Куклина на каждой парте, памятка основных понятий

  • Здравствуйте ребята! Сегодня мы научимся писать сочинение-рассуждение по цитате. Эта тема является одной из трех тем, которые вам будут предложены в экзаменационной работе на ОГЭ она обозначена как 15.2. А также на ЕГЭ вы тоже будете писать похожее сочинение. Главное в этой теме понять текст и уметь аргументировать свои умозаключения, то есть в самом тексте находить доказательства темы.
  • Для начала вспомните из каких частей состоит любой текст рассуждения? (Ответ: тезис→доказательства→вывод )
  • Вспомните, что такое тезис? Для подсказки у вас на партах лежат памятки, где даны определения понятиям, которые нам понадобятся в течение урока.

Микровывод - (микро- + вывод = “маленький вывод”) Основная мысль, логический итог или вывод части текста, сочинения.

Аргумент - развернутое доказательство, подтверждающее тезис.

Вывод - итог, заключение, к которому приходит автор текста, сочинения. Вывод должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и формулировать какое-либо нравственное правило, справедливое для большинства людей.

  • Итак, что такое тезис?
  1. Формулирование тезиса
  1. Чтение текста Куклина и задания к нему. (Читает учитель)

(3)У этой круто уходящей вниз каменистой тропы она неловко сходила с велосипеда и неуклюже начинала семенить по осыпи.

(4)Мальчишка застывал наверху.

(5)И всякий раз повторялась одна и та же сцена.

(6)— Слезай. — даже не оборачиваясь, начинала твердить мать. (7)— Слезай сейчас же! (8)Дальше мы идём пешком.

(9)— Ну, мамочка. (10)Можно, я съеду? — просительно тянул мальчишка.

(12)И он приводил неоспоримый технический аргумент:

(13)— У меня же тормоза хорошие.

(14)— Слезай с велосипеда. — ровным голосом продолжала мать, глядя вниз, чтобы не подвернуть ногу. (15)— Это опасная, крутая тропа. (16)Дальше ты должен идти пешком.

(17)Я понимал, как мальчишке хотелось съехать, как хотелось испытать себя! (18)Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. (19)Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске, который, наверное, казался ему головокружительным цирковым аттракционом. (20)Он горестно вздыхал и начинал спускаться следом за молодой женщиной. (21)Мелкие камешки чугунного цвета, подымая сухую белую пыль, струйками сыпались из-под его кроссовок.

(22)— А ты прилично ездишь. — сказал я ему однажды. (23)— У меня есть идея! (24)Давай сегодня после обеда встретимся на тропе. (25)С велосипедом.

(26)Я тебя подстрахую.

(27)— Ну, давай! — сказал я, когда мы встретились в назначенное время. (28)— Только сначала, для первого раза, не слишком разгоняйся.

(29)Я встал на тропе в единственном по- настоящему опасном месте, чтобы перехватить мальчишку в случае чего. (30)Махнул ему рукой — он ринулся вниз.

(31)Первый спуск, как того и следовало ожидать, оказался неудачным. (32)В крутом вираже мальчишка не удержался и с разгона примчался в заросли прибрежной ежевики.

(33)То, что он сначала принял за кровь, пропахав на спине приличное расстояние в кустарнике, оказалось просто спелым ягодным соком.

(34)— Ничего. (35)В море отмоешь. — утешил я его, помогая выбраться на тропу, и полувопросительно добавил: (36)— Давай снова?

(37)Он кивнул и начал карабкаться к повторному старту; поцарапанный нос его отчаянно задрался вверх.

(38)На втором спуске велосипед попал в желобок, заполненный гравием, колёса буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

(39)Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.

(40)При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа.

(41)Славный мальчишка был горд и счастлив неописуемо.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Давайте сформулируем начало нашего сочинения

Запись в тетрадях:

Текст Л. Куклина завершается фразой: “ . я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина”. Эти слова адресованы мальчику, который .

-Как можно закончить фразу? Продолжите устно.

(ответ: . на глазах у рассказчика преодолел на велосипеде крутой спуск ).

  • Далее в тексте должен прозвучать ответ на вопрос, почему рассказчик назвал мальчика настоящим мужчиной? Для этого сначала в двух-трех предложениях формулируем пересказ ситуации, описанной в тексте, а затем ответ на вопрос

Запись в тетрадях:

Это случилось не сразу. Мальчик… падал с велосипеда.

  • Сколько раз он падал с велосипеда? Как можно продолжить фразу?

( . ..дважды падал с велосипеда, набивая ушибы и ссадины, пачкая одежду. И все же он достиг своей цели .)

  • Дальше мы должны как бы подвести итог, сделать микровывод первой части. Что такое микровывод? Прочтите, пожалуйста определение из памятки.
  • Теперь мы должны выполнить непростую задачу. Нам предстоит сделать такой микровывод, который одновременно служил бы тезисом. Я не случайно оставила вам в текстах тем 15.3. Посмотрите , какое слово там нужно объяснить? ( Целеустремленность ). Используя это слово, сформулируйте ответ на вопрос темы.
  • Запишем получившееся предложение:

Действительно, такая целеустремленность присуща настоящему мужчине.

Итак, что мы с вами сделали? ( Ответили на вопрос темы с помощью краткого пересказа части текста, сделали микровывод, который одновременно стал тезисом к нашему сочинению )

Пометьте это на полях эту часть: Ответить на вопрос темы, пересказать ситуацию, сделать микровывод (тезис).

II. Формулировка аргументов.

Теперь ваша задача привести аргументы.

  • Что такое аргумент? Прочитайте определение в памятке
  • Давайте попробуем понять, зачем рассказчик подробно описывает как он, каждый раз встречая мальчика с мамой на спуске, каждый раз наблюдал одну и ту же сцену? Зачем автору нужен этот эпизод? ( Чтобы показать отношение мальчика к маме )

Почему мальчик слушался свою маму? ( Он оберегал и любил маму)

  • Подтвердите это словами из текста
  • Как вы считаете оберегать и любить мать - это мужское качество или нет? (Да)
  • Иными словами это и есть один из аргументов, который мы должны привести в подтверждение темы . Формулируем предложение:

На горной тропинке мальчик всегда подчинялся требованию мамы…

( . слезать с велосипеда и идти пешком по крутому спуску .)

  • В подтверждение своих слов мы должны вставить цитату. Какую?

“Он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном.”(18) Оберегать от волнений маму - это тоже по-мужски. - микровывод и первый аргумент.

  • Кто отвечал за мальчика, когда он находился вдвоем с мамой? ( мама )
  • А когда он смог осуществить свое желание? ( Когда рассказчик пригласил его покататься и только он сам отвечал за себя, за свои ссадины, царапины и ушибы )
  • Сколько раз герой падал, прежде чем преодолеть спуск? ( дважды )
  • Как бы вы охарактеризовали эту черту характера ( Настойчивость, упорство, целеустремленность )
  • Найдите предложение, в котором говориться , что несмотря на ссадины парень упрямо идет к своей цели. ( (39)Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх .)
  • Формулируем второй аргумент и пишем начало предложения

Осуществить свое желание мальчик решается только после того, как рассказчик …

-Закончите предложение устно

( . приглашает его покататься на велосипедах.)

  • Вы сказали он дважды падает. Как это случается? Зачитайте прямо по тексту.
  • Формулировать второй аргумент. Нам нужно сказать о настойчивости и целеустремленности мальчика поэтому записываем части предложения:

Парень дважды падает … “врезавшись в заросли прибрежной ежевики”.

“колеса буксанули” вылетает “из седла через голову”. Но. несмотря на боль ,”замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх”(39) Ведь теперь только он сам…

(отвечает за свои ссадины и царапины)

Нести ответственность - черта настоящего мужчины - микровывод

  • Чего добивается в конце концов мальчик? ( преодолевает спуск ) Это нам тоже нужно отразить в тексте. Пишем начало предложения:

И парень… (добивается своего)

”При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа…” (40)

Что мы делали? (Кратко пересказывали фрагменты текста, которые могут служить доказательствами, анализировали текст, приводили примеры-цитаты, делали микровывод для каждого доказательства)

Помечаем это на полях: Проанализировать предложения текста, привести цитаты, сделать микровывод (аргумент)

3. - Оба аргумента из теста приведены. Теперь мы должны сделать вывод , расширяющий границы темы.

-Что такое вывод?

- А что значит расширяющий границы темы? ( Вывод должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и , возможно, стать небольшими открытием. )

  • О чем он может быть? ( О целеустремленности, о будущем мальчика, о том, что настоящий мужчина начинается с преодоления)

Рассказчик не зря с большим чувством уважения говорит о своем спутнике.

  • Что делал мальчик на пути к своей цели (преодолевал препятствия, боль страх). Победил ли он их? (Да)

Ведь, на мой взгляд, любой настоящий мужчина вырастает из преодоления собственного боли, комплексов, страха. Мужественность - это всегда маленькая победа над собой.

  • Подводим итог третьей части. Что мы делали? (Подводили итог написанному, рассуждали о том, что такое настоящий мужчина, о мужественности)

Помечаем на полях - Сделать вывод, расширяющий границы темы.

  • Итак мы создали схему сочинения-рассуждения по цитате.

Дома вы вставите недостающие части предложений, чтобы у вас получилось готовое сочинение. Помните, что у вас должен получиться красивый связный текст.

Посмотрите на поля, где мы помечали части. У нас получился алгоритм, который вы сможете использовать на экзамене. Мы с вами сегодня научились писать сочинение по цитате, то есть выполнять задание 15.2 ОГЭ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 9.2. ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Лукин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 9.2. ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Лукин.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента т.

Тезис Доказательства (аргументы) Вывод ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

Тезис Доказательства (аргументы) Вывод ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

Аргумент - развернутое доказательство, подтверждающее тезис.

Аргумент - развернутое доказательство, подтверждающее тезис.

Вывод - итог, заключение, к которому приходит автор текста, сочинения.

Вывод - итог, заключение, к которому приходит автор текста, сочинения.

Композиция сочинения 9.2. 1. Толкование высказывания. 2. Первый пример из тек.

Композиция сочинения 9.2. 1. Толкование высказывания. 2. Первый пример из текста. 3. Второй пример из текста. 4. Вывод.

Вступление. Толкование высказывания: - процитировать обозначенное в задании 9.

Вступление. Толкование высказывания: - процитировать обозначенное в задании 9.2. предложение; - кратко (в 2-3 предложениях) объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать; - сделать микровывод, т. е. сформулировать тезис о смысле фрагмента текста. Микровывод (микро- + вывод = “маленький вывод”) - основная мысль, логический итог части сочинения.

Варианты вступления Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания.

Варианты вступления Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так … Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст (автор) заканчивается словами: "…". Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем … . Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Переходные фразы-связки Докажу своё суждение примерами из текста (автор). Поп.

Переходные фразы-связки Докажу своё суждение примерами из текста (автор). Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).

1)Встречи с этими людьми вот уже в четвёртый раз происходили у меня примерно.

(26)Я тебя подстрахую. (27)— Ну, давай! — сказал я, когда мы встретились в.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала.

Вступление Текст Л. Куклина завершается фразой: “ Я гордился тем, что со мной.

Вступление Текст Л. Куклина завершается фразой: “ Я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина”. Эти слова адресованы мальчику, который на глазах у рассказчика преодолел на велосипеде крутой спуск. Это случилось не сразу. Мальчик дважды падал с велосипеда, набивая ушибы и ссадины, пачкая одежду. И все же он достиг своей цели. Действительно, такая целеустремленность присуща настоящему мужчине. Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста.

Формулировка примеров-иллюстраций Необходимо привести 2 примера из указанного.

Формулировка примеров-иллюстраций Необходимо привести 2 примера из указанного текста. Примеры должны соответствовать тезису и иллюстрировать мнение о смысле цитаты. Найти в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Привести два примера-иллюстрации из текста, подтверждающие правильность высказанных вами мыслей. Примеры не забываем цитировать или указывать в скобках номера предложений. Каждый пример выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров Для включения в сочинение примеров-иллюстраций можно испол.

Включение примеров Для включения в сочинение примеров-иллюстраций можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише: Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям . . Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: … . Об этом говорится в предложении…

Во-первых, на горной тропинке мальчик всегда подчинялся требованию мамы слеза.

Во-вторых, осуществить свое желание мальчик решается только после того, как р.

Во-вторых, осуществить свое желание мальчик решается только после того, как рассказчик приглашает его покататься на велосипедах. Парень дважды падает, но несмотря на боль,”замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх”. Ведь теперь только он сам отвечает за свои ссадины и царапины. Нести ответственность за свои поступки – это тоже черта настоящего мужчины. И в итоге парень добивается своего, он преодолевает спуск. Об этом говорится в предложении 40: ”При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа…”

Вывод должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанно.

Вывод должен перекликаться с темой, но быть шире ее, подводить черту сказанному и формулировать какое-либо нравственное правило, справедливое для большинства людей. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами (значит, итак, следовательно, таким.

Начать заключение можно вводными словами (значит, итак, следовательно, таким образом) или речевым клише (мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. )

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что рассказчик не зря с большим ч.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что рассказчик не зря с большим чувством уважения говорит о своем спутнике. Мальчик на пути к своей цели преодолевал препятствия, боль, страх. И он их победил. На мой взгляд, любой настоящий мужчина вырастает из преодоления боли, комплексов, страха. Мужественность - это всегда маленькая победа над собой.

Помните, что у вас должен получиться красивый связный текст. И объем вашего с.

Помните, что у вас должен получиться красивый связный текст. И объем вашего сочинения должен составлять не менее 70 слов.


  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинения про весну
  • Сочинения про лето
  • Сочинения про осень
  • Сочинения про зиму
  • Сочинения по картинам
  • сочинение про школу
  • Сочинения про животных
  • Сочинения описания
  • Рефераты
  • Краткие содержания
  • Украинская литература
  • Сочинения, рефераты, краткие содержания
  • Шпаргалки по философии
  • Шпаргалки по истории
  • Биографии
  • Анализ стихотворения
  • Пословицы
  • Cчиталки для детей
  • Поздравления учителям
  • Поздравления ученикам
  • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии

Главная Сочинения ОГЭ и ЕГЭ Что такое доверие? По тексту Л. Куклина. Сочинение ОГЭ. Вариант 3

Что такое доверие? По тексту Л. Куклина. Сочинение ОГЭ. Вариант 3

Что такое доверие?

Доверие – это такое состояние, при котором ты уверен в другом. Доверие невозможно без ощущения полной безопасности.

В рассказе Л. Куклина герой, попавший в непогоду, переживает событие, которое запомнилось ему навсегда. Медвежонок, как и человек, остался один на один со стихией. Общее случайное укрытие не только объединило их, но и очень сблизило (предл. 33-36).

Почувствовав безопасность, медвежонок полностью доверился человеку (предл. 40, 46). А человек, вначале испугавшийся дикого зверя, тоже понял, что медвежонок его не укусит. Взаимное доверие родило в них ощущение безопасности и уверенность друг в друге.

Я считаю, что хорошие отношения невозможны без этого замечательного качества!


Текст для работы:

Читайте также: