Сочинение описание урок 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык. 3класс.

Тема. Сочинение – описание.

Цель: способствовать формированию умения описывать животное.

1. Научить строить текст в определённой композиционной форме.

2. Развивать способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

3. Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.

Оборудование урока : цветная иллюстрация с изображением лисы.

Предварительная подготовка : сбор детьми материала о лисице.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

- Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Прозвенел уже звонок? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит, можете садиться!

- Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление. Но сначала разгадайте ребус:

3. Рассматривание животного на иллюстрации. Наблюдение его признаков.

- С чего начнем подготовку к сочинению? ( Внимательно рассмотрим животное) .

- Кто изображен на иллюстрации? ( Лиса)

- Почему вы думаете, что это лиса? ( Пушистый хвост, рыжая, белая грудка, остренькие зубки, вытянутая мордочка и т.д.)

-Кто-нибудь из вас знает, почему этого животного назвали лисой?

- Какие у этого животного повадки? ( Хитрая, коварная, умная, ловкая )

- Где живет лиса? ( В лесу, в покинутых норках сурков и барсуков, в основном предпочитает луговые местности). )

-Чем питается? ( Мышами, кроликами, курочками, кузнечиками, фруктами и ягодами)

- Приносит лиса вред или пользу? Почему вы так думаете?

- А каково ваше отношение к этому зверьку?

Физкультминутка

Лиска, лисонька, лиса,

Рыжехвостая краса! ( ходьба на месте )

Лиска раненько встает, ( потянуться, позевать )

Лапки моет, воду пьет.

Прибирает лиска в норке

И выходит на пригорок:

Раз,два,три, четыре, пять-

Лиска хочет сильной стать !

4. Словарно-орфографическая подготовка.

- Подберите необходимые имена прилагательные:

Туловище (какое?)…

Лапки (какие?)…

Глазки (какие?)…

Шерсть (какая?)…

Грудка (какая?)…

Хвост (какой?)…

- Как по-другому можно назвать лису? Подберите синонимы. ( Лисица, лисичка, лисонька, она, плутовка )

- Для чего это нужно? ( Чтобы не было повторов в тексте)

- Что еще нужно сделать, чтобы грамотно написать сочинение? ( Повторить правила написания трудных орфограмм)

Учащиеся называют изученные орфограммы, повторяют правила их написания.

5. Подготовка к письменной передаче текста. Составление плана.

-Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение? О чем написать потом?

-Как закончить свою работу?

Какое животное лиса (дикое или домашнее)?

Каков ее внешний вид?

( туловище, лапки, шерсть, хвост, грудка, ушки, глазки )

Какие повадки у лисы?.

7. Самостоятельная работа.

8. Итог урока . Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

-Как вы считаете, удалось ли вам сочинение-описание?

- Кто хотел бы прочитать свою работу?

- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.

Похлопайте в ладоши те, кому было легко.

Лисица - дикое животное.

Живут лисы в лесах, но чаще всего на полях и лугах.

Туловище у зверька очень гибкое. Лапки, как сапожки. Ушки острые. Глазки хитрые. Мех очень шелковистый, огненного цвета. Грудка белая. Хвост пушистый и красивый.

Лисичка питается мышами, зайцами, сурками и барсуками.

Лисы очень хитрые, быстрые. Они - хорошие пловцы.

Лиса – хищное животное.

Она обитает по всему земному шару. Лисица живет на лугах, в лесах. Она занимает норки барсуков.

Туловище у лисички небольшое. Шерсть рыжеватая. Хвост большой, пушистый. Грудка белая. На лапках черные сапожки. У зверька острый слух и отличный нюх. Лиса хорошо видит.

Питается она на лугах полевками, иногда кузнечиками. В лесу может поймать зайца.

Лисичка, если нападет враг, бежит зигзагами, запутывая следы. А еще она очень хороший пловец.

Оборудование: таблички по теме, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока : традиционная с использованием мультимедийной презентации.

( [ ] - речь учителя за экраном, для развития слухового восприятия учащихся)

1. Организационный момент.

2. Вводная часть урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Беседа по вопросам.

6. Составление предложений.

7. Работа по картине.

9. Домашнее задание.

1.Организационный момент.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.

2. Эмоциональный настрой на урок.

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Он нас будет согревать

И в учёбе помогать. (слайд№1)

[Кто сегодня дежурный?]

- Я попрошу тебя сделать отчет.

1 .Слушайте внимательно.

[Марианна и Оксана]

- Сегодня дежурная Марианна.

- Я сегодня дежурный.

- Сейчас третий урок. Сегодня двадцать второе марта, среда, будет урок развития речи.

Все ребята готовы к уроку.

Ребята, послушайте.

3. Вводная часть урока.

[Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер

Птицы с юга прилетели

Звонко капают капели.]

- О каком времени года я рассказала?

Правильно, ребята, о весне.

-[Что мы делали на прошлом уроке развития речи?]

- Какая самая главная примета весны?

-Как можно ласково назвать солнце?

-Какое у вас настроение, когда солнышко светит?

Покажите, какие вы, когда веселые.

А какое у вас настроение, когда солнышка нет?

- [Что будем делать на уроке сегодня?]

-Давайте внимательно посмотрим на картинку и ответим на вопросы.

-[Какое время года изображено на картинке?]

-Как вы догадались? По каким признакам?

-Молодцы! Все правильно назвали.

-Мы отвечали на вопросы.

-Говорили о приметах весны.

-Работали по картинке.

-Радостное и веселое

-отвечать на вопросы


-Ярко светит солнце.

-На деревьях набухли почки.

-Появились первые цветы.

-Прилетели грачи и скворцы.

- [ Что будем делать? ]

-будем выполнять задания

Поиграем в весенние слова.

Долгожданная, ранняя, красивая, тёплая

Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое – (что это?)

Белые, пушистые, лёгкие -

Яркое, лучистое, тёплое, золотое, ласковое -

Весёлый, прозрачный, журчащий -

Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая -

Светлый, весенний, солнечный, погожий -

Молодцы ребята! Как хорошо вы знаете все приметы весны.

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Мы с вами уже много узнали об изменениях, которые происходят весной. А теперь это обобщим.

1) Систематизировать знания учащихся о тексте, типах текста, учить отличать текст – описание от других текстов, составлять описание.

2) Создать условия для развития логического мышления, умений правильно употреблять слова, составлять предложения, связно выражать свои мысли, для развития творческого воображения.

3) Способствовать воспитанию интереса к природе, создавать условия для работы в парах, в группах.

Оборудование: карточки с различными типами текстов, опорными словами, опорные таблицы, иллюстрации животных, растений, учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык” для 3 класса (1-4), Москва, 1998 г.

I. Орг. момент, постановка задач урока.

- Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться составлять текст - описание, отличать текст – описание от других текстов.

II. Работа по теме урока.

Фронтальная работа

- Как вы думаете, какие знания о тексте нам пригодятся?

- Что такое текст?

Работа с опорной таблицей

- Что еще знаете о тексте?

- Какой текст является текстом – описанием?

Вывод

- Тексты - описания могут описывать какой - то предмет или явление

Работа с опорной таблицей

- Прочитайте. Какой текст является описанием?

Работа в парах

- У вас на столе лежат тексты, прочитайте их, найдите тексты - описания.

(карточки в приложении)

- Следующий вопрос, который мы должны выяснить: из каких частей состоит текст – описание?

Работа в группах по вариантам

- Какие особенности внешнего вида даны в тексте?

- Какие особенности характера или образа жизни отмечены?

- Как проявляется личное отношение автора к предмету?

Работа с иллюстрациями

- Можно ли узнать предмет по описанию?

- Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши слова.

Носорог
Дятел
Гиппопотам
Гусиный лук
Мать – и – мачеха
Тетерев

Коллективное составление плана

- Какие части включает в себя сочинение – описание?

1. Описание внешнего вида.

2. Особенности характера, повадки, образ жизни.

3. Личное отношение автора.

Составление сочинения-описания

- Попробуем все вместе описать животное, известное вам.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Работа в группах

- Составляем текст – описание, опираясь на план.

Анализ работ

- Заслушиваем описание, оцениваем точность, красочность, эмоциональность, соответствие плану.

Словарная работа

- Слова какой части речи помогли нам описать медведя?

- Прочитайте слова на карточках, подумайте, какие буквы нужно вставить, если можно, проверьте орфограмму:

- Какие еще трудные слова встретились?

Самостоятельная работа

- А сейчас попробуем самостоятельно написать сочинение.

- Предлагаю на выбор три варианта:

* Описание медведя.
* Описание любого животного на предложенных иллюстрациях.
* Описание любого предмета по личным впечатлениям.

Проверка работы

- Удалось ли описание?

- Соответствует ли текст плану?

- Что хотели бы посоветовать автору?

III. Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- Чем отличается текст-описание от повествования?

- Из каких частей состоит текст – описание?

- Кто справился с задачами урока?

- Кому было трудно?

Рефлексия

- Кому понравилось работать на уроке?

- Что было интересного на уроке?

- Получилась ли работа в парах, в группах?

- У кого было хорошее настроение на уроке?

- Кто смог проявить свое творчество?

Карточка 1

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в мисочке. А потом ребята другим чем – то занялись, зазевались – ежик и удрал обратно в лес.

Карточка 2

Сова

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днем спит.

Карточка 3

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистеньким и глядел вверх.

Карточка 4

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Карточка 5

Лягушонок и головастик

Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега.

Карточка 6

Заяц

Шуба у зайки теплая – теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Карточка 7

Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека был слышен ее запах.

Читайте также: