Сочинение ломоносов и наука

Обновлено: 05.07.2024

В данном сочинении показаны открытия Ломоносова М.В., внесшего значительный вклад в развитие многих наук.

ВложениеРазмер
lichnost_lomonosova.docx 20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Всероссийский конкурс эссе

Ученицей 9 класса МБОУ

Долгова Галина Дмитриевна

Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.

Целью данной работы является рассмотрение достижений М.В. Ломоносова. Для этого необходимо кратко осветить его биографию, выяснить достижения великого русского ученого.

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет.

Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля - химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики.

Благодаря вниманию Эйлера в начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов.

Ученый имел немало врагов и завистников, во главе которых стоял всесильный Шумахер.

В 1757 году Михаил Ломоносов становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. В том же году он переехал с казенной академической квартиры в собственный дом, сохранившийся на Мойке до 1830 года.

В 1759 году М.Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии.

По географическому департаменту Ломоносов занимался собиранием сведений о России.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.

Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.

Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля.

Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Через канцелярию Академии наук Ломоносов обращался также и к горнопромышленникам с просьбой присылать ему образцы руд. Некоторые из горнопромышленников тотчас же стали собирать коллекции минералов и руд на своих участках и отправлять их в Петербург.

До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.

Преждевременная смерть помешала Михаилу Ломоносову закончить огромную работу по сбору и обработке минералов нашей страны. Замысел Ломоносова был осуществлен позднее последователями великого ученого — академиками В.М. Севергиным и Н.И. Кокшаровым.

Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александре-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью. (Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000)

Ещё при жизни М. В. Ломоносова недоброжелатели утверждали, что он-де только тратит казённые деньги и мало что делает полезного. В дальнейшем научные заслуги Ломоносова были оценены более объективно, однако мнение, что научные заслуги Ломоносова почти или вовсе отсутствуют, высказывалось нередко вплоть до наших дней[125].

Действительно, в деле общего духовного — а вместе и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого

Личность М.В. Ломоносова действительно достойна того, чтобы о ней помнили не только в связи с приближающейся знаменательной датой. Именно благодаря его открытиям и предположениям смогли развиваться многие науки.

Михаил Васильевич Ломоносов сумел, не желая того вовсе, стать Личностью с большой буквы. Мы должны помнить таких великих людей. Иначе великая слава России погаснет, не находя отклика в наших душах.


Наука всегда являлась двигателем прогресса. Такие предметы, которые облегчают жизнь человеку в настоящее время, как телефоны, различные гаджеты, техника, автомобили, все это создавалось на основе научных трудов. Но самое главное и ценное, что сделала наука, так это большой прогресс в области медицины. С помощью нее было создано множество вакцин от смертельно опасных заболеваний.

Еще во времена географических открытий, наука резко прогрессировала в развитии. С большой скоростью начало развиваться кораблестроение, а также такие науки, как астрономия, навигация, инженерия. Развивалась техника и различная промышленность. А в двадцатом веке большими темпами началась развиваться медицина, строительство, а также машиностроение и другие немаловажные отрасли науки.

Посмотрите, насколько сильное развитие у науки. В древнейшие времена не было абсолютно ничего, люди добывали себе огонь и еду сами, а также создавали орудия труда для этого, даже не было одежды. А сейчас, достаточно сходить в магазин или даже просто позвонить по телефону, и еду Вам привезут домой.

Проще говоря, наука-это желание человека узнать и изучить что-то новое, создавать те вещи, которые будут полезны всем. Ведь каждый человек может внести свой большой и малый вклад в научный прогресс. Сначала люди учатся в школе, там получают первые знания, затем в институтах получают еще полезные навыки. Затем кто-то из этих людей может стать ученым и изобретет лекарства он неизлечимой болезни, а кто-то другой будет заниматься экологией и попытается ее сохранить, кто-то третий будет изобретать новую полезную технику.

Научные и литературные труды Ломоносова

4 стр., 1797 слов

Роль Ломоносова в развитии русского языка

9 стр., 4294 слов

Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

Ломоносов был очень талантливым поэтом и мог бы дать гораздо больше русской поэзии, если бы он ей всецело отдался. Но, обладая большим поэтическим талантом, он смотрел на него часто, как на способ красиво и привлекательно выражать свои научные взгляды и мысли, т. е. заставляя поэзию служить утилитарным целям. Так, например, он написал И.

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

С чего начинать

Телефоны и смартфоны

  • телефоны и смартфоны;
  • техника для управления домом или офисными зданиями;
  • автомобили.

Однако, главное открытие было сделано в области медицины. Развитие помогло создать новейшие вакцины от ранее смертельных заболеваний. Среди них — лекарства от ветряной оспы, холеры, простудных заболеваний.

Также активное развитие научной мысли произошло в XX веке. Открытия в области физики, связанные с теорией относительности и прогрессом в технике, стали толчком к началу новой эры научных исследований. Научные исследования стали все прочнее входить в жизнь человека и превратились в неотъемлемую часть для всего человечества.

Наука практически всегда была двигателем прогресса. Стоит только подумать о тех предметах, которые упрощают жизнь человека в текущее время, таких как: телефоны, разные гаджеты, машины, различная бытовая техника… а ведь всё это создавалось на базе научных трудов. Однако самое главное и ценное, что сделала наука — это, конечно, огромный прогресс в области медицины. При помощи неё было создано огромное количество вакцин от болезней, которые раньше было вылечить невозможно и они уносили миллионы жизней.

Ещё во времена географических открытий в науке происходило много положительных сдвигов. С огромной скоростью стало получать развитие кораблестроение, также начали активно развиваться такие науки, как: астрономия, навигация, инженерия. Развивалась техника и разная промышленность. А в двадцатом веке огромными темпами развивалась медицина, строительство, также машиностроение и другие важные отрасли науки.

Посмотрите вокруг и вы поймёте, чего мы добились благодаря науке. В древние времена не было абсолютно ничего, люди добывали для себя огонь и пищу сами, также делали сами орудия труда, даже не было одежды. А в данный момент можно просто сходить в магазин либо даже позвонить по телефону и еду привезут вам домой.

Наука — это стремление человека узнать и изучить что-либо новое, создать те вещи, которые будут полезны всем. Ведь абсолютно любой человек способен внести собственный огромный или малый вклад в научный прогресс. Вначале люди обучаются в стенах родной школы, там получают самые первые важнейшие знания, потом в институтах уже учатся по специальности. Потом кто-то из этих людей способен стать учёным и изобрести лекарства от неизлечимого заболевания, а кто-то другой будет заниматься экологией и попытается максимально сберечь наши природные ресурсы, кто-то третий будет изобретать новейшую полезную технику, упрощающую жизнь миллиардам людей.

Научный прогресс

Изобретение лекарства от сложных болезней

Каждый человек способен внести собственный посильный вклад в современную научное развитие. Сперва люди учатся в школе, получая первоначальные знания. А после переходят в институт, где приобретаются различные навыки. Некоторые люди вполне могут стать учеными и изобрести лекарства от сложных болезней. А другие начнут заниматься экологией, изобретая новейшую технику и перерабатывающую технологию.

Сущность научного прогресса заключается не только в развитии техники как таковой. Важно и создание новейших технологий, которые помогают человечеству добиваться невиданных результатов. Сейчас он может дистанционно обучаться, изучать информацию со всего мира и применять ее на практике.

Слава науке 7 класс

Наука — одна из немногих вещей, которые всегда будут актуальны и никогда не забудутся со временем и то, что является действительно важным и ценным в современном мире. Почти вся наша жизнь проходит вокруг научных законов и изобретений. Большую часть нашей жизни, а иногда и всю жизнь мы отдаем науке.

Мы начинаем с малого: учим буквы, слова, цифры, времена года, затем 11 лет получаем образование в школе, а затем, каждый сам выбирает, что и где ему изучать. И даже после окончания вуза, университета или другого образовательного учреждения, мы всю жизнь чему-нибудь учимся.

Интеллект и образованность — как никогда актуальны в наше время.

Малые и большие все больше читают книги, сократился уход учеников после 9 класса, толпы желающих получить высшее образование с каждым годом все увеличивается.

Наш век — век прогресса и изобретений. За еще совсем маленький 21 век, был совершен такой скачек в науке, было столько всего создано, сколько не создавалось ранее. Это непременный повод для гордости, повод начать учиться и познавать новое.

Ведь наука — это самый ценный дар, данный человеку.

История развития науки

Уже со времен великих географических открытий наука начала резкий прогресс. Немало направлений стали развиваться стремительными темпами. Cреди них можно выделить:

  • кораблестроение, в особенности в морских державах;
  • навигация;
  • астрономия;
  • инженерное дело благодаря развитию методик расчетов.

Инженерное дело

В настоящее время научные направления также имеют важную и полезную роль. Человек может в любой момент поговорить с теми, кто находится далеко или провести диагностику.

Вариант 3

Слава науке — нянюшке человечества.

Стремление человечества изучать и постигать новые границы двигает нашу жизнь вперед.

Всё начиналось с малого: люди изучали огонь, свойства растений, вкус животных. Веками позже уже строили теории о медицине, природе, звёздном небе и многом другом. Тысячелетиями позже мы летаем в космос, умеем искусственно выращивать камни, создаём новые виды животных. И ведь наука не стоит на месте. Представляете, что будет ещё лет через пятьсот?

Стремление постигать и понимать ведёт человечество к будущему. Пусть не всегда это понимание правильно (помните, плоскую Землю или убеждение, что все болезни от запаха?), Но методом проб и ошибок, человечество развивается, узнавая о себе, о своем мире новое.

Наука развивается вместе с нами, появляются новые теории, новые отрасли, новые темы для открытий, дискуссий, опытов. Подумать только, три тысячи лет назад никто не подумал бы, что можно изучать людей не только изнутри (медицина), но и в социокультурном аспекте, а сейчас сколько различных отраслей науки изучают малые народы, субкультуры, менталитет тех или иных народов…

С уверенностью можно сказать, что образование — бесконечный процесс, а наука — бесконечная область познания мира.

Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.
Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.
Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковно - книжный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковно-славянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.
Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык: оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжествен

Сочинение на тему ломоносов

Сочинения

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангелогородской губернии. С детства он выходи́л в море с отцом для ловли рыбы. Суровые условия севера закалили характер подростка. В сочинении о Ломоносове, про необъятность интересов которого говорили многие учёные, необходимо отметить проявлявшуюся с детства тягу к обучению. Твёрдая воля и стремление к познанию мира позволили ему стать величайшим учёным в истории России.

Детство и юность учёного

Ломоносов с детства полюбил книги, мать научила его читать. После её смерти жизнь мальчика в родном доме стала очень трудной. Одна из мачех сердилась, когда видела Михаила с книгой, рвала и жгла учебники. В мини-эссе про Ломоносова стоит вспомнить крестьянина Ивана Шубного, который обучал Михаила грамматике и арифметике. От своего наставника юноша узнал, что для изучения большинства наук нужно знать латинский язык, который преподают в столице. В 19 лет Ломоносов тайком ушёл из дома и отправился с рыбным обозом в Москву.

Сочинение о ломоносове

Михаил поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться взрослому юноше пришлось в одном классе с двенадцатилетними детьми, которые постоянно смеялись над ним. Кроме того, Ломоносову приходилось выдавать себя за дворянского сына, простолюдина не приняли бы в академию.

За 5 лет обучения Михаил стал одним из лучших учеников, заслужил множество похвал и получил направление в Петербургский Академический университет.

Начало научной деятельности

Сочинение про ломоносова

  • создал химическую научно-исследовательскую лабораторию;
  • открыл Московский университет, право учиться в котором получили и представители низших сословий;
  • основал мозаичную фабрику.

Наследие Ломоносова

Учёный оставил после себя обширное наследие. Трудно назвать все области, в которых он сделал выдающиеся открытия:

Ломоносов сочинение

  • исследовал электричество и силу тяжести;
  • развил атомно-молекулярное учение;
  • создал различные оптические приборы, например, зеркальный телескоп;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • исследовал происхождение полезных ископаемых;
  • описал строение Земли;
  • способствовал развитию русского языка и литературы.

В сочинении на тему о Ломоносове и его роли в развитии российской науки необходимо подчеркнуть, что он был первым русским академиком мирового уровня, труды которого имели огромное значение для прогресса науки и образования в России и во многих других странах. Михаил Васильевич на десятилетия опережал западных учёных и делал фундаментальные открытия, значение которых полностью стало ясно только по прошествии многих лет.

Научные деятели всего мира испытывают благодарность к первооткрывателю многих законов в области физики, химии, астрономии. Памятник М. В. Ломоносову установлен в Санкт-Петербурге на площади имени великого учёного.

Читайте также: