Культура тамбовской области сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тамбовщина… Для кого-то это просто ничего не значащий звук, одна из областей на нашей великой русской земле. Но для настоящих тамбовчан, в том числе для меня, Тамбов – это неотьемлемая частичка моей души.

С возрастом наши понятия о Родине будут существенно расширяться, но начало моей Отчизны – Тамбовский край, останется в моем сердце навсегда…
Но что же мы понимаем под этими словами – “малая родина”? Для меня, как и для многих других людей, малая родина – это то, что меня окружает с рождения, те места, что я знаю почти

в совершенстве, что смогла прочувствовать, понять душой…
Выражение “тамбовский волк” известно на всю Россию. Но ни один тамбовчанин не хотел бы, чтоб только эти слова ассоциировались у россиян с Тамбовщиной. Наш город по-своему прекрасен. Здесь нет разводных мостов или высочайших небоскребов, но ведь не это главное!

У нас нет никакой экзотики: здесь все просто и спокойно. Но именно это делает его по своему притягательным. Я знаю немало москвичей, которые приезжают в наш край, чтобы отдохнуть от столичной суеты, набраться духовных и физических сил. Недаром известные композиторы С. В. Рахманинов и

Посудите сами… Как приятно прогуливаться по чистым уютным улочкам, где с любовью отреставрированные старинные постройки тесно переплетаются с современными зданиями. Утопают в зелени светлые златоглавые храмы, при виде которых ты наполняешься чувством какой-то неземной легкости. Буквально на каждом шагу яркие цветочные клумбы.

Много фонтанов, весело поблескивающих на солнце. Во всем чувствуется любовь тамбовчан к своему городу. Смотришь на эту красоту, и настроение само собой улучшается, хочется радоваться каждому дню…

Мне кажется, что даже люди у нас добрее и отзывчивее, чем в мегаполисе, где каждый занят только собой. Я считаю, что посетив наш город, остаться к нему равнодушным уже невозможно!
Москвичи, питерцы слышат имя своего родного города со всех сторон и им не понять того трепета, который испытываю я, когда слышу по каким-то общероссийским телевизионным программам такое родное слово – Тамбов! Меня переполняет море чувств, когда я нахожу какие-то новые интересные сведения из истории родных мест. И чем больше я узнаю о них, тем лучше я понимаю свою родину, тем сильнее я ее люблю…
Люди, которые приезжают в наш город, сразу обращают внимание на необычный памятник тамбовскому мужику. Такого нет нигде. Но чем же наш крестьяин заслужил такое внимание?

Конечно своим тяжелым трудом. С раннего утра до позднего вечера трудился тамбовский народ на наших плодородных землях. Некоторые подавались на заработки в Москву.

Самыми жадными до работы, готовыми трудиться до изнеможения и за самую нузкую плату были выходцы из Тамбовских земель.
Жизнь в селе трудна и сегодня, но люди все же стараются не покидать родные места. Тамбовское крестьянство не вымерло, оно до сих пор кормит нашу необъятную Родину. Везде славится наш рассыпчатый белый картофель, знаменитые мичуринские яблоки множества сортов, сахарная свекла… Все это экологически чистые продукты, с заботой и любовью выращенные на нашем самом плодородном черноземе.

И даже самые современные сельскохозяйственные машины не могут полностью заменить труд крестьянина. В этом и есть не яркий, но настоящий героизм тамбовского мужика. Памятник ему был создан скульптором В. Остриковым и открыт осенью 2007 года.

В скульптуре нет ничего особенного – босой мужчина с плугом в руках спокойно смотрит куда-то ввысь. Он многое пережил. И переживет вновь.

И пока есть на нашей земле такие труженики, Россия может быть спокойна.
На тему родины можно размышлять бесконечно. О ней написано великое множество прекрасных стихотворений, рассказов, песен. Закончить свое повествование я хочу строчками нашей тамбовской поэтессы Валентины Дорожкиной:
“Тобой нельзя не восхищаться
Я песню о тебе пою
И низко кланяюсь за счастье
В благословенном жить краю”
Отрывок из стихотворения
“Тамбовский край – моя Отчизна!”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Олимпиада-2019

Управление образования и науки Тамбовской области

Управление культуры и архивного дела Тамбовской области

Тамбовская область, город Мичуринск

Региональная олимпиада школьников по краеведению

Подготовили:

Тамбовская область, город Мичуринск, ул. Украинская, д. 22, 393760

г Мичуринск, 2020

Традиции и обычаи. Так часто слышим мы эти определения и понимаем под ними общепринятые эталоны поведения, пришедшие к нам из культуры русского народа.

Не каждый отличит традицию от обычая. Многие считают эти понятия тождественными, между тем отличия существуют.

По своему содержанию традиция гораздо шире обычая:

Традиции относятся к культурному наследию; они уважаемы и почитаемы в обществе. Традиции Тамбовского края формировались благодаря культуре людей, которыми он заселялся.

Это были представители северо-западных областей от Тамбова. Основная их масса была переселенцы из соседних уездов — Шацкого, Ряжского и Рязанского. Но встречались и жители далеких уездов — Смоленского, Ржевского, Дорогобужского, Владимирского и Московского.

Традиции переселенцы несли с собой, но здесь они уже принимали свои особенности, сформировывались и передавались последующим поколениям.

Какие же традиции характерны для Тамбовщины?

Тамбовское традиционное жилище. Городские дома мало чем отличались от сельских. Строили их традиционно по всему краю лишь с некоторыми отличиями.

Это были рубленые деревянные, обычно крытые соломой избы, топившиеся по-черному. Окна за неимением стекла затягивались бычьими пузырями и пропускали очень мало дневного света. Убогим было и внутреннее убранство: земляной пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол избы русская печь, под потолком устраивались полати; на которых и спали, и сушили зерно. В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашние животные и птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе выделялась светелка, вместо скамей были деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе непременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок.

Распространённая планировка в домах имела восточный южно-великорусский тип.

Нередко можно встретить и среднерусский тип строения.

Это было отголосками культуры мордовского населения. Печь в таких домах находилась в дальнем углу устьем повёрнута к двери, иногда в глубь избы, а передний угол напротив неё в ( дальнем углу по прямой линии).

Тамбовский традиционный костюм . На её изготовление шли шерсть, льняные и конопляные ткани.

Женская нательная одежда состояла из длинной, до пят, рубахи с обязательным поясом. Появиться без пояса дома и тем более на улице считалось неприличным.

Верхняя одежда включала сарафаны и панёвы. Сарафаны в основном носили девушки.

Зимой женщины надевали телогреи, зипуны, кафтаны-коротаи, тулупы.

В холода руки прятали в длинные рукава.

Головной убор отличал замужнюю женщину от девушки.

Замужняя женщина должна была и дома и на улице закрывать голову.

Дома надевался волосник.

На улице специальное головное полотенце – урбус.

Носились кички, платки, сороки. Сорока представляет собой головной убор из плотной ткани, обтянутой красной хлопчатобумажной тканью. Чуть выпуклое донышко переходит в длинный позатыльник, его нижняя часть выложена синей и серебристой парчовой тканью с цветочным орнаментом, обшита жёлтым ситцем по краям. Жёлтые атласные ленты идут от позатыльника по спине. Очелье из золотного галуна, украшено пайетками, по бокам - ситцевые розетки с ручными пуговицами. О происхождении термина "сорока" ведутся споры: вернее всего предположение о его связи с птицей, так как "птичьи" названия нередки в области русских головных уборов - кокошник от "кокошь" (курица, петух), кичка от "кика" (утка) и другие

На ноги женщины надевали лапти, зимой сапоги или валенки.

Мужская летняя одежда состояла из портов и рубахи. Штаны, или порты, завязывались тесёмой и часто были принадлежностью взрослого женатого мужчины. Парни иногда до самой женитьбы щеголяли в одних рубахах.

Верхняя одежда была разнообразна: армяки, свиты, зипуны, кафтаны, шубы. При этом кафтаны считались фирменной одеждой стрельцов и некоторых других родов войск. Летним головным убором служила войлочная шляпа – валенка, зимним - суконная или меховая шапка. Обувью служили лапти, кожаные сапоги, валенки, чуни.

Обычай – лишь образец поведения в конкретной ситуации и присущий определённой эпохе. Выдержавший испытание временем, обычай может стать традицией. К обычаям относятся общепринятые приемы в труде, взаимоотношения в быту и семье. Предписывают человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях.

Например: и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

На Покров дожиночным снопом — тем, что был сжат последним, кормили домашнюю скотину. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. Ещё в этот день девушки молились о хороших женихах.

От Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами — красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день — 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых — способствовать возрождению и расцвету природы.

Вечером накануне 1 сентября в домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

Так, жители Тамбовского района полагали, что пойдет дождь, если беременная будет носить воду в решете – с. Донское

В обычаях находят свое проявление и нравы народа.

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика региона.docx

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.

Анализ различных источников: статей, законов, научных работ последних лет по данной тематике показывает, что наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как: формирование новой региональной культурной политики, перестройка управления в сфере культуры, современные экономические методы управления в социально-культурной сфере.

Новые модели регионального управления социально-культурной сфере только начинают формироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в культуры.

В данной работе мы провели общую характеристику социально-культурной сферы Тамбовского региона и сделали выводы об уровне и состоянии развития этого направления, как на практическом уровне, так и с нормативной стороны, т.е. роли государства.

  1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифферен­цированно /16/.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других /13/. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /13/, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Тамбовской области.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.

Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами:

  • развалом командно-административной системы управления и утратой сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;
  • несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали;
  • деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого критерия.

С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году"(от 20.03.95г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.

Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу.

2. Анализ социокультурной ситуации в области

Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений, организаций, творческих групп и индивидов, создающих, воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /12/.

Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно охарактеризовать следующими показателями.

муниципальные клубные учреждения - 765

театры и филармония - 4

профессиональные коллективы (симфонический оркестр, камерный хор, государственные танцевальные ансамбли "Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских народных инструментов "Россияне", фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6

парки культуры и отдыха - 5

центр творчества молодежи - 1

центр культуры и спорта - 1

областной научно-методический центр самодеятельного творчества- 1

редакций газет - 51

телевизионных и радиовещательных компаний - 27

В области сложился богатый творческий потенциал:

Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей, художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных деятелей; общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры, книголюбов, отделение Рахманиновского общества.

Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной, художественной, хореографической школе, школе искусств.

Кроме того, для социокультурной сферы области готовят высококвалифицированных специалистов профессорско- преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образования:

Тамбовский государственный университет имени Державина (факультеты культурологии, информационных ресурсов, культуры и искусств);

Тамбовский государственный музыкально- педагогический институт имени Рахманинова; колледж искусств;

Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж (факультеты библиотечный, социальной педагогики).

В области широко распространено народное самодеятельное творчество. Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают к творчеству более 35 тысяч участников художественной самодеятельности, 88 самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив".

Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного обогащения населения, в области состоялись литературно-музыкальные праздники, посвященные Н.Гончаровой в Знаменке, четвертый праздник, посвященный книгоиздателю И.Г.Рахманинову в с.Старая Казинка Мичуринского района, Дни литературы, посвященные поэту В.Богданову в Тамбове и Мордовском районе, Чичеринские чтения, посвященные 125-летию со дня рождения Г.В.Чичерина в Тамбове, мероприятия, посвященные 75-летию нашей землячки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, седьмые Воронцовские чтения.

Поддержка культурной жизни не сводится только к сохранению существующих форм. За последние два года создан профессиональный симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации области, открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра "Родина" в г. Тамбове. Открыт после шестилетнего капитального ремонта Мичуринский государственный драматический театр, чье 100-летие широко отмечалось в 1997 году. Продолжается ремонт памятников архитектуры - тамбовского государственного драматического театра, областной картинной галереи, областной библиотеки имени А.С. Пушкина.

Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно работают все учреждения культуры и искусства.

3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры

Проведение государственной политики в области культуры в регионе осуществляет управление культуры администрации Тамбовской области. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации области от 05.01.96г. Управление культуры обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, искусства и киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области. Организационная структура управления культуры администрации области показана на рисунке 1.

Рис.1 Организационная структура управления культуры администрации области

Штат управления культуры администрации области - 21 человек, из них 7 человек - обслуживающий персонал.

Основными задачами управления культуры администрации области являются:

координация развития сети учреждений культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области;

разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вытекающих из требований законов Российской Федерации, решений областной Думы, постановлений администрации области и "Основ законодательства РФ о культуре";

обеспечение прав и свобод человека в области культуры и искусства;

разработка на основе федеральной политики в области культуры, искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;

обеспечение государственного контроля в области сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации;

осуществление политики демонополизации в сфере производства и распространения культурных ценностей, содействие созданию аль­тернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий, иных культурных объединений. Взаимодействие с творческими союзами;

закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспечение проката фильмов в области.

Управление культуры в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

анализирует, направляет и контролирует работу подведомственных учреждений культуры, искусства, киновидеопоказа, кинопроката, учебных заведений, разрабатывает и вносит администрации области предложения по совершенствованию и перспективному развитию отрасли. Оказывает методическую и иную помощь учреждениям культуры и искусства в районах и городах области в целях обеспечения обслуживания населения в соответствии с установленными социальными программами;


Интерес к тамбовским говорам и тамбовской этнографии обусловлен историческим прошлым края. По данным истории и археологии, процесс заселения Тамбовского края — сложное и длительное явление. Традиционно Тамбовскую область считают территорией позднего заселения, но это касаемо только освоения тамбовских земель русскими. Наиболее устойчивым населением на Тамбовщине в прошлом тысячелетии была мордва, подвергшаяся активной ассимиляции с XVII в. Русское население формировалось здесь преимущественно из северо-западных (относительно Тамбова) уездов Русского государства. Естественно они несли сюда оттенки своей региональной культуры, отразившейся в топонимах, говорах, обрядах.

По особенностям местных говоров общепринято относить Тамбовскую область к южнорусскому наречию восточной группе рязанской подгруппе. Но вот по этнографическим особенностям в вопросе отнесенности Тамбовской области к зоне южной или среднерусской у исследователей нет единого решения.

Предметом анализа в данной работе являются тамбовские родильные обряды, среди которых региональная специфика усматривается особенно ярко в обрядах очищения роженицы и ее проведывания родственницами и знакомыми.

По церковному уставу, нечистой считалась не только роженица, но и повитуха, принимавшая у ней роды, поэтому повивальной бабке тоже надлежало сходить в церковь, покаяться перед Богом за пролитую во время родов кровь.

Лингвоэтнографичекие экспедиции по Тамбовской области в 1995–2000 гг. позволили зафиксировать воспоминания о нескольких вариантах этого ритуала, еще бытовавшего среди сельского населения в к. XIX — н. ХХ вв. Так, в селах Бондарского района бытовала наиболее сложная форма ритуала: повитуха три дня после родов парила роженицу в бане, у роженице был отдельный веник, после третьей бани повитуха и роженица подходили к иконам, клали на пол крестообразно веник роженицы, молились, просили прощение у Бога, друг у друга, взаимно омывали руки, после чего веник роженицы сжигали в печи и садились обедать[2].

Hесмотря на название размоины, которое в определенной степени сближает его с названием размывки, размывание рук, обряд, сценарий и действия которого записаны в Кемеровской области, по содержанию более напоминает обряд проведки — посещение роженицы родственницами и знакомыми. В этом случае мы имеем термин, известный в разных говорах, но как название несхожих по содержанию обрядов.

Согласно принятой в русской деревне традиции, в первые дни после родов роженицу с приношениями навещали родственницы и соседки. Этот обычай также известен славянским и финно-угорским народам.

Обычай посещения роженицы и ребенка родственницами и соседками (повойница, бабине, бабинке, кравай, кравы, приглед) известен и у балканских народов. В первые дни после рождения ребенка родственницы и соседки роженицы без приглашения приходили с подарками и поздравляли родителей. Такие посещения называли мала повоjница. За ней следовала велика повоjница, гостей на которую приглашали в определенный день. На повойницу приходили только женщины и дети. В ритуал повойницы обязательно входили одаривание ребенка, роженицы (приносили обрядовый хлеб (погача), пироги, мясо, птица, лук, соль, сыр, а также напитки, свечи, букетики цветов, деньги, детскую одежду), действия с обрядовыми печеньями [там же].

Как отмечает исследовательница украинских родинных обрядов Н. К. Гаврилюк, на Волынском, Киевском и Черниговском Полесье проведывание (отведки, одвiдки) носило индивидуальный или коллективный характер, в нем принимали участие баба-повитуха и главным образом пожилые родственницы и соседки, которые посещали роженицу в разное время и в разные дни. Подношения роженице при проведывании и на родинах были примерно одинаковы: роженице обязательно приносили хлеб (кусок хлеба) с солью, другие изделия из теста (вареники, блины, пироги и т. п.), куски бывшего в употреблении полотна на пеленки, на Правобережном Полесье — еще и кашу. В некоторых местах Украины (Волынская, Подольская губернии, Карпаты) составной частью обычая женского проведывания было кормление новорожденного другой женщиной [13, с. 82].

Согласно описаниям Н. К. Гаврилюк, на Правобережье Украины обычаи проведывания и празднования родин как бы срастались в одно целое. Женщины в одиночку или, собравшись вместе, по двое-трое ходили к роженице не более трех дней. В Киевщине и Херсонщине роженицу посещали один раз — на второй, третий день после родов. На большей части Подольской и смежных с ней участках Киевской и Херсонской губерний в угощения для роженицы обязательно входили яйца и мука. Пришедших женщин угощали чаркой водки и легкой закуской [13, с. 83]. Совмещенный обычай женского проведывания и празднования родин бытовал и на юге Черниговщины [13, с. 82].

На северных русских территориях крестьянки, отправляясь проведывать роженицу, говорили: идти с зубком, нести зубок, нести пироги, идти с банником, новгородские — нести здоровье [6, с. 591]. Названия свидетельствуют о том, что основным блюдом в подношения роженице в севернорусских областях были пироги разных сортов (банник — сладкий пирог). Название идти со здоровьем отражало народное убеждение в том, что принесенные угощения должны пойти на пользу роженице.

В Псковской губернии посещение роженицы называлось навиды (идти в отведки, идти в проведы) [4, с. 149] (название схоже с белорусским наведы).

На среднерусских территориях (например, в Пензенской, Нижегородской областях) было также распространено название зубок [1, с. 29]. В Рязанской области обычай чаще назывался идти с зубком, нести зубок, но встречался и термин идти на кашу.

Таким образом, наиболее распространенными названиями обычая проведывать роженицу в русских говорах были сочетания идти с зубком, идти с кашей.

Независимо от того, как именовалось проведывание роженицы (ходить (идти) с зубком или ходить (идти) с кашей), подношение роженице повсеместно в тамбовских говорах обозначалось одной лексемой — зубок (мн.ч. зубкИ), а женщины, приносившие ей зубок, назывались зубошницами.

В состав зубков входили самые разнообразные продукты питания: молочная пшенная каша, оладьи из пшенной каши (драчены, кашники), пироги, начиненные пшенной кашей (пшенники), блины, пирожки, квашенная капуста, огурцы, варенье, реже рыба, ветчина. Близкие родственницы роженицы (мать, родные сестры) обязательно приносили курицу.

Оформлялись зубки всегда празднично, торжественно. Их носили в решете, в кошелках, в чашках, жаровнях, сверху накрывали вышитыми полотенцами (расшитыми утирками) или скатертями (столешниками).

Итак, как видим обычай навещать роженицу после родов до недавнего времени существовал у всех славянских и некоторых неславянских народов. Конфессиональная принадлежность и местные традиции придавали обычаю свою специфику. Тем не менее по срокам проведывания, составу участников, преобладанию хлебных и кашных изделий в продуктах питания, приносимых роженице, тамбовский вариант исследуемого ритуала совпадает с вариантами этого обычая, бытовавшими на среднерусских и южнорусских территориях [13; 15; 16, с.28; 17].

Само название обычая (проведки) отражает главное обрядовое действие — проведывание. Специфические для родильно-крестильного обряда термины, не повторяющиеся в других ритуальных комплексах (зубок, зубошница, ходить с зубком), имеют преимущественно южнорусский характер [18, с.361].

1. Листова Т. А. Ребенок в русской семье. Рождение, крещение // Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка / Отв. ред. Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. Институт этнологии и анропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1995. С. 8–59.

2. Баранов Д. А. Образ ребенка в представлениях русских о зачатии и рождении (по этнографическим, фольклорным и лингвистическим материалам): дисс. канд. истор. наук. СПб., 1999.

3. Поповичева И. В. Структура и семантика родильно-крестильного обрядового текста (на материале тамбовских говоров): дисс. канд. филол. наук. Тамбов, 1999.

4. Зеленин Д. К. Описание рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества. СПб., 1915.

5. Беляева Н. Ф. Родильные обряды мордвы-мокши Атюрьевского района Мордовской АССР (к. XIX-XX вв.) // Этнокультурные процессы в Мордовии. Труды НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1982. Вып. 71. С. 51–62.

6. Русский Север: этническая история и народная культура. М. Наука, 2001.

8. Ганцкая О. А. Дети в обрядах и обычаях народов Зарубежной Европы. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Институт, 1995.

9. Вакарельски Е. Етнография на Балгария. Второ изд. София: Наука и изкуство, 1977.

10. Седакова И. А. Лексика и символика святочно-новогодней обрядности болгар: дисс. канд. филол. наук. М., 1984.

11. Федянович Т. П. Родильные обряды мордвы (конец XIX-XX вв.) // Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка / Отв. ред. Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. М., 1995. С. 217–244.

12. Егорова О. В. Традиционная родильная обрядность чувашей Волго-Уралья. Чебоксары: Новое время, 2010.

13. Гаврилюк Н. К. Родинные обычаи и обряды украинцев (опыт историко-этнографического картографирования в изучении динамики процессов развития явлений духовной культуры). Киев, 1981.

14. Сумцов Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885.

15. Кухаронак Т. И. Родинная обрядность белорусов (историко-этнографические исследования): дисс. канд. истор. наук. Минск, 1987.

16. Носова Г. А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Этнологический альманах. Антропология. Культурология. Социология. М: Центр прикладной этнографии; Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. № 6.

17. Чистов К. В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян. М: Наука, 1987. С.396–417.

18. Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф. П. Филина. Л.: Наука, 1976. Вып. 11.

[2] Здесь и далее приводятся материалы из личных записей И.В. Поповичевой, сделанных во время экспедиций по Тамбовской области в 1995-2000 гг.

Основные термины (генерируются автоматически): роженица, Тамбовская область, день, зубок, обряд, женщина, обычай, повитуха, повивальная бабка, тамбовский край.

Похожие статьи

Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи.

Процесс заселения Тамбовского края — сложное и длительное явление. Традиционно Тамбовскую область считают территорией

За стол садились по старшинству, причем самые почетные места (в переднемуглу) занимали крестные родители и повивальная бабка.

Истоки отечественной неонатологии | Статья в сборнике.

В Древней Руси ответственность за жизнь роженицы и новорожденного долгое время лежала на повитухах, так как традиции и Домострой сохраняли

В 17631771 в Москве и Петербурге стали открываться воспитательные дома, служившими школами для повивальных бабок.

Послеродовая депрессия. Что должна знать акушерка

Что должна знать акушерка. Автор: Терехов Матвей Анатольевич.

Актуальность самосознания и восстановление исторической.

Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты

Вышивался в течение дня его использовали в обрядах при засухе или падеже скота. Родильный. На него повитуха принимала младенца.

Партнёрские роды: дань моде или необходимость?

Всё было раньше предоставлено повивальным бабкам.

Такая женщина имеет свой собственный опыт родов, и не будет сеять панику и мешать акушеркам своей тревогой как молодой неопытный муж.

Прогресс в любой области достигается борьбой убеждений.

Календарно-обрядовые песни Хохольского района Воронежской.

Фольклор Воронежской области и по сей день поражает своим многообразием.

Таким образом, сложился самобытный облик традиционной культуры нашего края, представленный большим разнообразием местных вариантов народных обычаев, обрядовых действий.

Целесообразность партнерских родов в практике.

Роженицы хотят, чтобы их желания и потребности учитывались медицинских персоналом, в то время как врачи и акушерки согласны с тем, что необходимо учитывать потребности женщин в родах.

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка.

Перед этим роженица обводила им трижды вокруг себя. Бабка-повитуха закапывала его в левой

Через три дня после родов совершали обряд проводов Айыысыт.

Повивальная бабка, сидя, надев высокую шапку и шубу, трижды зачерпывала кашу и выливала в огонь.

Похожие статьи

Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи.

Процесс заселения Тамбовского края — сложное и длительное явление. Традиционно Тамбовскую область считают территорией

За стол садились по старшинству, причем самые почетные места (в переднемуглу) занимали крестные родители и повивальная бабка.

Истоки отечественной неонатологии | Статья в сборнике.

В Древней Руси ответственность за жизнь роженицы и новорожденного долгое время лежала на повитухах, так как традиции и Домострой сохраняли

В 17631771 в Москве и Петербурге стали открываться воспитательные дома, служившими школами для повивальных бабок.

Послеродовая депрессия. Что должна знать акушерка

Что должна знать акушерка. Автор: Терехов Матвей Анатольевич.

Актуальность самосознания и восстановление исторической.

Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты

Вышивался в течение дня его использовали в обрядах при засухе или падеже скота. Родильный. На него повитуха принимала младенца.

Партнёрские роды: дань моде или необходимость?

Всё было раньше предоставлено повивальным бабкам.

Такая женщина имеет свой собственный опыт родов, и не будет сеять панику и мешать акушеркам своей тревогой как молодой неопытный муж.

Прогресс в любой области достигается борьбой убеждений.

Календарно-обрядовые песни Хохольского района Воронежской.

Фольклор Воронежской области и по сей день поражает своим многообразием.

Таким образом, сложился самобытный облик традиционной культуры нашего края, представленный большим разнообразием местных вариантов народных обычаев, обрядовых действий.

Целесообразность партнерских родов в практике.

Роженицы хотят, чтобы их желания и потребности учитывались медицинских персоналом, в то время как врачи и акушерки согласны с тем, что необходимо учитывать потребности женщин в родах.

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка.

Перед этим роженица обводила им трижды вокруг себя. Бабка-повитуха закапывала его в левой

Через три дня после родов совершали обряд проводов Айыысыт.

Повивальная бабка, сидя, надев высокую шапку и шубу, трижды зачерпывала кашу и выливала в огонь.

Читайте также: