Своими словами сочинение результаты
Обновлено: 02.07.2024
28 февраля 2021 года при участии президента РАН Александра Сергеева и ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова в культурном центре НИУ ВШЭ прошла церемония закрытия чемпионата. Статистика ВЧС такова: из 31 тыс. зарегистрировавшихся онлайн до отборочного этапа дошли 10,5 тыс. человек (что очень неплохой показатель для мероприятия, проводимого в первый раз); примерно 1600 были допущены до регионального этапа (планировавшееся изначально проведение этого тура на базе 14 столичных и региональных вузов-партнеров пришлось перенести по известным причинам в онлайн — как и финал).
Александр Сергеев и Ярослав Кузьминов
Наконец, 186 победителей регионального этапа встретились в финале, где и были определены победители и призеры состязания — они получили дополнительные баллы для поступления в выбранный ими вуз (из числа партнерских), а также разные бонусы.
Идеологи и организаторы ВЧС осознавали, что им предстоит проскочить между Сциллой так называемого итогового сочинения, которое все выпускники вот уже шесть лет пишут в декабре, и Харибдой многочисленных олимпиад — прежде всего Всеросом, на которые рекрутируются самые активные и амбициозные школьники, рассчитывая с их помощью прорваться в желанные вузы.
Проверка 10 500 письменных работ требует довольно внушительных и человеческих, и материальных ресурсов, поэтому для отборочного тура нужно было придумать другое испытание — в виде теста, причем такого, чтобы проверка могла быть автоматизированной. Под руководством своих преподавателей студенты из лаборатории развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ разработали особые тесты — проверяющие не обычную орфографическую грамотность, но грамотность функциональную: умение читать, понимать текст; различать посыл автора, с каким он дает ту или иную информацию; выявлять когнитивные искажения и т. п.
Михаил Павловец, Екатерина Асонова, Александр Архангельский, Данил Фёдоровых
Отдельная история — реакция участников на неудачу: как только были объявлены результаты тура, социальные сети взорвались. Победители осыпали организаторов благодарностями и восторгами, а вот не прошедшие в следующий круг разделились на тех, кто стоически принял свой проигрыш, и тех, кто отнесся к нему очень болезненно. Вполне резонные вопросы и даже замечания перемежались обвинениями и клятвами никогда больше не иметь дела с ВЧС: выяснилось, что многие школьники не умеют адекватно относиться ни к самим испытаниям такого рода, ни — особенно — к своему проигрышу, и это тоже вызов для системы образования.
У ряда претензий была объективная основа: один из самых трудных аспектов любой олимпиады — оценивание работ и его критерии. Если максимально формализовать критерии, как в ЕГЭ, от сомнений в объективности оценки всё равно не уклониться, но в нагрузку получишь вскоре еще и предельно формализованные, однотипные работы, за которыми трудно разглядеть индивидуальность автора. И главное — потеряешь работы, может быть угловатые и даже не совсем ловкие с точки зрения их исполнения, но безусловно несущие печать талантливости: слишком уж неформализуема эта печать.
Наталья Павлова, одна из организаторов ВЧС
Но есть надежда, что ВЧС продолжится в следующие годы, что его разработчики и организаторы исполнят свою мечту менять формат заданий ежегодно, ускользнув из цепких лап репетиторских институций, что для школьников ВЧС станет альтернативой более привычным и уже начинающим наскучивать традиционным олимпиадным формам, а для школ — одновременно вызовом и источником знания о том, куда неизбежно будет двигаться наше образование.
Заключительный этап чемпионата и церемония закрытия состоялись 28 февраля на площадке Культурного центра НИУ ВШЭ. Всего победителями и призерами стали 73 школьника. Первые места заняли 10 человек, они получат право поступить на бюджет в Высшую школу экономики в 2021 году.
В финале Всероссийского чемпионата сочинений “Своими словами” приняли участие 184 старшеклассника из 47 регионов России. Организаторы подготовили призы для них всех – финалисты получат дополнительные баллы при поступлении в 14 вузов-партнёров чемпионата, а также некоторые другие памятные подарки.
“Несмотря на то, что чемпионат проводится впервые, он уже стал по-настоящему значимым событием. Ребята продемонстрировали умение аргументированно и последовательно излагать свои мысли и отстаивать позицию. Участие в чемпионате — это отличная возможность проявить себя, стать частью большого сообщества единомышленников. Особенно важно, что при подготовке финальных проектов участников консультировали студенты, которые делились своим опытом и знаниями. От души поздравляю финалистов и победителей, желаю всем новых достижений и приглашаю в наполненную интересными событиями студенческую жизнь!”, — поздравил участников глава Минобрнауки Валерий Фальков.
“Этот Чемпионат был экспериментом, потому что ранее ни в России, ни за рубежом такого не проводилось. Со стороны РАН всем победителям по их желанию будут обеспечены наставники из состава профессоров и членов РАН. Нам будет очень интересно следить за их продвижением в университетской среде и за выходом в науку. А еще мне кажется интересным предложить руководителям Национального корпуса русского языка создать отдельный корпус молодежного языка, а сочинения, которые наши ребята написали, загрузить в этот корпус. А дальше мы могли бы подключить их к работе в этой системе, и тогда участие в Чемпионате стало бы ключом к старту в гуманитарной области науки”, – отметил президент Российской академии наук, председатель Попечительского совета чемпионата сочинений “Своими словами” Александр Сергеев.
Для финального испытания всех конкурсантов поделили по командам и дали задание – за 24 часа превратить идеи своих сочинения в медиапроект, жанр – неважен. Ребята таким дозволением воспользовались, поэтому в качестве итоговых проектов были представлены даже видеоигры и подкасты. Темы работ, кстати, тоже были весьма оригинальные – от непрерывного образования до безработицы из-за роботизации. В конце финала была индивидуальная часть испытания – конкурсанты должны были провести рефлексию своего опыта участия в чемпионате.
“Чемпионат сочинений – это возможность оценить абитуриента через его культурность, богатство его языка, ведь это один из хорошо работающих показателей культурного человека. Все вузы хотели бы иметь у себя культурных людей, и мы все вместе начали создавать инструмент, дополняющий те формы отборы в ведущие университеты, которые есть сейчас. Для школьников – это возможность будущего успеха и стать заметным, а для нас — это поиск людей, похожих на нас”, – рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Наиболее многочисленным по количеству участников и победителей стало гуманитарное направление — 36 дипломов и 19 победителей. В тройку самых популярных направлений вошли художественное и экономико-правовое.
Чемпионат сочинений проводился в три этапа, его участниками стали более 10 тысяч школьников из 84 регионов России и 15 других стран. Отборочный этап прошел в январе в формате мультимедийного теста с мемами, видео и разными форматами заданий по направлению, которое при подаче заявки на участие выбрал сам конкурсант.
14 февраля состоялся региональный этап Чемпионата, в нем около 1600 школьников писали сочинения по своим направлениям. Тему для своего тексты выбирал сам участник, а вот задания формулировали организаторы. Таким образом, формы сочинений варьировались от плана публичной лекции до речи на выступление перед депутатами или сотрудниками ЖЭКа.
Между региональным и финальным этапами прошел двухнедельный онлайн-марафоном, на котором для участников организовали ежедневные лекции, дискуссии и развлекательные события. Во время марафона с участниками пообщались преподаватели университетов, профессора РАН и приглашенные эксперты — основатель проекта “Культурная платформа Синхронизация” Мария Бородецкая, писатель и журналист Михаил Зыгарь, лауреаты премии “Просветитель” Ася Казанцева и Александр Пиперски, советник исполнительного директора МВФ Даниил Шестаков, литературный критик Галина Юзефович, правозащитник Михаил Федотов, спортивный журналист Мария Командная и другие.
В рамках марафона на площадке Дня открытых дверей ВШЭ прошел онлайн-квиз “Своими словами”, который вел знаток телеигры “Что? Где? Когда?”, обладатель хрустальной совы Борис Белозеров.
Фото Н. Котельникова
Александр Сергеев и Ярослав Кузьминов
28 февраля 2021 года при участии президента РАН Александра Сергеева и ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова в культурном центре НИУ ВШЭ прошла церемония закрытия чемпионата. Статистика ВЧС такова: из 31 тыс. зарегистрировавшихся онлайн до отборочного этапа дошли 10,5 тыс. человек (что очень неплохой показатель для мероприятия, проводимого в первый раз); примерно 1600 были допущены до регионального этапа (планировавшееся изначально проведение этого тура на базе 14 столичных и региональных вузов-партнеров пришлось перенести по известным причинам в онлайн — как и финал).
Наконец, 186 победителей регионального этапа встретились в финале, где и были определены победители и призеры состязания — они получили дополнительные баллы для поступления в выбранный ими вуз (из числа партнерских), а также разные бонусы.
Идеологи и организаторы ВЧС осознавали, что им предстоит проскочить между Сциллой так называемого итогового сочинения, которое все выпускники вот уже шесть лет пишут в декабре, и Харибдой многочисленных олимпиад — прежде всего Всеросом, на которые рекрутируются самые активные и амбициозные школьники, рассчитывая с их помощью прорваться в желанные вузы…
Проверка 10 500 письменных работ требует довольно внушительных и человеческих, и материальных ресурсов, поэтому для отборочного тура нужно было придумать другое испытание — в виде теста, причем такого, чтобы проверка могла быть автоматизированной. Под руководством своих преподавателей студенты из лаборатории развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ разработали особые тесты — проверяющие не обычную орфографическую грамотность, но грамотность функциональную: умение читать, понимать текст; различать посыл автора, с каким он дает ту или иную информацию; выявлять когнитивные искажения и т. п.
Михаил Павловец, Екатерина Асонова, Александр Архангельский, Данил Фёдоровых
Отдельная история — реакция участников на неудачу: как только были объявлены результаты тура, социальные сети взорвались. Победители осыпали организаторов благодарностями и восторгами, а вот не прошедшие в следующий круг разделились на тех, кто стоически принял свой проигрыш, и тех, кто отнесся к нему очень болезненно. Вполне резонные вопросы и даже замечания перемежались обвинениями и клятвами никогда больше не иметь дела с ВЧС: выяснилось, что многие школьники не умеют адекватно относиться ни к самим испытаниям такого рода, ни — особенно — к своему проигрышу, и это тоже вызов для системы образования.
У ряда претензий была объективная основа: один из самых трудных аспектов любой олимпиады — оценивание работ и его критерии. Если максимально формализовать критерии, как в ЕГЭ, от сомнений в объективности оценки всё равно не уклониться, но в нагрузку получишь вскоре еще и предельно формализованные, однотипные работы, за которыми трудно разглядеть индивидуальность автора. И главное — потеряешь работы, может быть угловатые и даже не совсем ловкие с точки зрения их исполнения, но безусловно несущие печать талантливости: слишком уж неформализуема эта печать.
Наталья Павлова, одна из организаторов ВЧС
Но есть надежда, что ВЧС продолжится в следующие годы, что его разработчики и организаторы исполнят свою мечту менять формат заданий ежегодно, ускользнув из цепких лап репетиторских институций, что для школьников ВЧС станет альтернативой более привычным и уже начинающим наскучивать традиционным олимпиадным формам, а для школ — одновременно вызовом и источником знания о том, куда неизбежно будет двигаться наше образование.
Михаил Павловец, канд. филол. наук,
доцент НИУ ВШЭ, учитель Лицея НИУ ВШЭ
Фото Даниила Прокофьева
(Высшая школа экономики)
- Павловец М. Зачем нужно сочинение по математике? // ТрВ-Наука. № 318 от 1 декабря 2020 года.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В Высшей школе экономики в воскресенье назвали победителей и призеров первого Всероссийского чемпионата сочинений "Своими словами".
Очередная олимпиада? Нет. Это не проверка на грамотность, не задания на внимательность, а возможность показать свой потенциал - и творческий, и исследовательский. Нужно просто рассказать о том, что интересно - своими словами. Конкурс - для школьников 9-11 классов. Всего в нем приняли участие более 10 тысяч школьников из 84 регионов России и 15 стран. В финал вышли 180 школьников. Причем лишь треть из них - ученики 9 и 10 классов, а остальные три четверти - выпускники. Писать сочинения можно было на любую, самостоятельно придуманную тему по нескольким направлениям - художественное, математическое, физическое, гуманитарное, медицинское… Причем совсем не обязательно придерживаться рамок школьной программы. Скорее, даже наоборот.
- Проблема традиционных сочинений - в отсутствии их связи с личностью школьника, - говорит член жюри конкурса, заведующий проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам ВШЭ Михаил Павловец. - Смысл чемпионата - дать возможность школьникам рассказать о том, что кажется важным им, а не преподавателям, придумывающим темы сочинений.
Чемпионат проходит в три этапа. Сначала - мультимедийный тест онлайн для всех желающих, потом - региональный этап для самых успешных участников. Именно на втором этапе ребята и писали свои сочинения. И третий этап для финалистов: командный и личный турниры с заданиями, составляли которые в том числе и академики РАН. Победителями чемпионата стали 36 человек, призерами - 37. Самым популярным у дипломантов оказалось гуманитарное направление.
И помимо победы в конкурсе, дипломов и подарков, мега-бонус ждет тех, кто сейчас учится в 11 классе. Они получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в четырнадцать вузов-партнеров чемпионата. Среди них Высшая школа экономики, Московский городской педуниверситет, Томский госуниверситет, МИФИ и другие.
Читайте также: