Культура россии живопись сочинение

Обновлено: 02.07.2024

2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.

3. Живопись в России в XIX веке.

4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

6. Список литературы.

1. Введение.

Русское искусство XVIII – XIX веков – период взлёта русского искусства, на который повлияли реформы Петра Великого. Русская живопись этих столетий приобретает самостоятельность; время ученичества у Европы – это уже пройденный этап. Во второй половине восемнадцатого столетия наступает небывалый расцвет национального искусства. Открытие Академии художеств, рождение крупнейших и оригинальных портретистов, утверждение светскости, – всё это выводит державу на новый культурный уровень.

Активно развиваются жанры: портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры. Тематика художественных произведений варьируется от остро-выраженной социальности до глубокого психологизма и освещению вопросов, связанных с общечеловеческими проблемами. Завершается этот период утверждением индивидуальности в искусстве. В целом, живопись XIX века характеризуется как искусство народное, гуманистическое, стремящееся к демократизму.

2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.

В XVIII веке в русской живописи происходит множество перемен. Начинает приобретать всё большее значение гравюра, в технике которой запечатлевались события из истории, эпизоды дворянской и царской жизни, крупнейшие придворные инициативы. Самым крупным и талантливым гравёром петровского времени был А.Ф. Зубов (1682 – 1744), который своё образование получал у мастеров Оружейной палаты. На тот период она являлась центром культуры и искусства страны. Произведением, наиболее прославившим Зубова-гравёра, является огромная, располагающаяся на восьми листах, панорама Петербурга, на которой изображены дворцы, парки, Нева и другие сооружения, стоящие на её берегах. Кроме того, А.Ф. Зубов в гравёрной технике изобразил городские развлечения и исторические события.

Эволюционировал и портретный жанр. В его развитии отразились коренные переломы в стране, иное восприятие важности личности, а также роли человека в общественных деяниях. Творчество художников-портретистов, выявило и запечатлело лучшие черты деятелей эпохи Петра Великого. Под этими чертами принято понимать твёрдость характера, целеустремлённость, интеллектуальную одарённость и активность. Самыми выдающимися портретистами XVIII века стали выходцы из народа: И.И. Никитин (1690 – 1741) и А.М. Матвеев (1701 – 1789).

Важнейшим созданием зрелого этапа деятельности И.И. Никитина явился портрет Петра I (1721, Русский музей). На этом полотне образ императора чужд ложному пафосу, в нём ощущается непреклонная воля, мудрая решительность в осуществлении преобразований, очевидная способность осуществлять свою политику силой. Живописный язык этого художника отличается лаконичностью и выдержанностью: чёткая композиция, отсутствие второстепенных деталей, сосредоточенное внимание автора на лице и личности своей модели.

В XVIII веке сформировалась тенденция к усилению социального значения дворянства, что привело к формированию придворного искусства в стиле модных западноевропейских течений, относящихся к позднему барокко. Дарование и умение живописцев реализовывалось в основном для внешнего, декоративного оформления городских объектов.

В середине столетия формируется иное направление, основанием для которого оказывается всеобщий национальный подъём. На трон взошла Елизавета Петровна (1709 – 1752), чьё влияние на умы подданных было существенным. В эти годы улучшаются условия для формирования русской художественной школы, во главе которой стоял М.В. Ломоносов (1711 – 1756), разработавший технику изготовления мозаики, создал совместно с учениками несколько мозаичных картин, что было неожиданным и необычным явлением для русского искусства.

В официальной академической живописи рассматриваемого периода оформляются следующие жанры: монументально-декоративный, исторический, портрет и театрально-декорационное искусство. В Академии художеств рос интерес к историческим полотнам на темы российского прошлого. В этой сфере выделяется имя А.П. Лосенко (1737 – 1773), написавшего значительные исторические картины.

А.П. Антропов (1716 – 1795), И.П. Аргунов (1727 – 1802) – представители реалистического направления. Интересно, что XVIII век второй половины с его подъёмом, расцветом и бурной энергией неодолимо тянуло к юности. Если у Антропова мы встречаем замечательные портреты старух, то у Ф.М. Рокотова, Д.Г. Левицкого (1735 – 1822), В.Л. Боровиковского (1757 – 1825) их очень мало. Это обстоятельство – примета времени.

Далее русский лирический портрет становится всё лиричнее и глубже, это хорошо прослеживается в творчестве Рокотова (1735 – 1808), художника, который с трудом поддаётся определениям, общие дефиниции и рассуждения о нём идут зачастую по касательной к нему, не задевая его.

Вторая половина столетия – заложение основ жанра пейзажа, который зарождается вместо утвердившихся ранее гравюр – как панорамных, так декоративно-видовых. Жанр пейзаж в русской живописи основал С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – автор великолепных видов Петергофа и Гатчины в романтическом исполнении.

3. Живопись в России в XIX веке.

В начале XIX века в Россию приходит романтизм, охвативший все сферы искусства и культуры, в том числе, и живопись. Развитие переживает станковая живопись, претерпевающая интерес к героическому прошлому своего народа, что обуславливает главную тему в этом жанре – тему героическую, раскрывающую воинскую доблесть, славу, патриотизм; несущую гуманистический и свободолюбивый пафос.

Продвижение романтизма, а затем и реализма подрывным образом действовала на идейные основы академической живописи, которые всё более устаревали и конфликтовали с действительными проблемами и социальными задачами искусства.

По содержанию и народному характеру творчества А.Г. Венецианов (1780 – 1847) примыкал к художникам пушкинской поры. Вне стен академического искусства он отобразил жизнь и быт русской деревни, создал галерею правдивых крестьянских образов. Школа реалистической живописи Венецианова – знаменательное явление художественной жизни России.

Созданию подобных полотен способствовала историческая ситуация. Это время было началом царствования Александра II. Тогда и возникло особое направление, которое можно назвать как реально-национальное, получившее активное развитие. Для этого было несколько предпосылок, таких как небывалый подъём общественного сознания, а так же пришедшая внезапно свобода в искусство. Руководство Академии более не подавляло художников. Изменилась и сама организации художественного образования. Теперь, вместо учеников И.И. Бецкого, которые боялись свободы и самовыражения, в Академии собралась активная молодёжь со всей России. Они хорошо знали жизнь народа, у них был высокий уровень национального самосознания. К тому же их не страшила свобода и творческая реализация, даже если она шла вразрез с устоявшимися традициями.

Таким образом, рост и всё увеличившаяся перспектива художественного осознания воссоздаётся через возникновение большого количества художественных сообществ; заведений, где учили живописи и рисованию. Характерно для этого времени открытие музеев и частных галерей, причём не только в Москве и Санкт-Петербурге. Особой приметой времени оказывается введение в школах уроков рисования.

Итак, все эти факторы приводят к блестящим результатам. В России появляется целая плеяда талантливых и оригинальных художников, выросших на национальной почве. Так и русской искусство делается национальным. Его главным отличием от искусства предшествующего периода является воплощение в живописи всех социальных проблем и нравственных язв общества.

Наиболее это очевидно в области бытового жанра. Когда проходит первая когорта художников-жанристов, творивших в 50-х годах XIX века и творивших скорее в сатирико-юмористическом ключе, возникает вторая плеяда. Это происходит уже в следующем десятилетии – в 60-х годах. Это художники-жанристы, работающие в другом направлении – социально-тенденциозном. Теперь художники желали не только изображать, но и направлять, обучать, изобличать.

Наследие художников-передвижников – это величайший прорыв в отечественном и мировом искусстве. Каждый из них в меру своего самобытного таланта внёс неоценимый вклад в культуру, став событием мирового значения.

Таковы разнообразные процессы, проходящие в искусстве XVIII – XIX веков, благодаря которым российское искусство обрело свою неповторимость, яркость и гениальность.

4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

В величайшее событие для русской культуры превратилось возникновение двух крупнейших музеев – Эрмитажа и Русского музея. Первый их них был основан в 1764 году, второй – в 1898 году.

Прошло пять лет, прежде чем Екатерина Вторая приобрела новые полотна. Они были закуплены в Дрездене. Коллекция отличалась высокой художественной ценностью. Среди прочих, в неё входили картины великих мастеров – Б.Ф.П.Э. Беллотто (1721 – 1780) и Тициана (1477 – 1576). Далее, в 1772 году, императрица пополнила свою коллекцию уникальными работами, которые в дальнейшем явились визитной карточкой того Эрмитажа, который сегодня известен всем. Новая коллекция включала в себя картины Рембрандта (1606 – 1669), К. Лоррена (1600 – 1682), Рафаэля (1483 – 1520), Н. Пуссена (1594 – 1665), П.П. Рубенса (1577 – 1640), Тициана (1477 – 1576), А. Ватто (1684 – 1721), А. Ван-Дейка (1599 – 1641).

Уже на этот момент собрание Екатерины можно было смело причислять к уникальным, но она, тем не менее, продолжала его пополнять. Бесценные шедевры Ван-Дейка и Рембрандта появляются в коллекции императрицы в 1779 году. Более того, она обращает своё внимание не только на живопись, но и графику, в результате чего её собрание обогащается графическими работами в количестве не менее пятисот экземпляров. Это же касается и скульптуры. Благодаря Екатерине можно увидеть в Эрмитаже образцы античной скульптуры и даже такого титана, как Микеланджело (1475 – 1564).

Смерть Екатерины Второй не приостановила расширение собрания. Эпохи последующих правителей – Александра I, Николая I приносят новые, не менее ценные экземпляры в эту коллекцию. Решением Николая I музей становится публичным (1852). После 1917 года Эрмитах, подобно другим учреждениям культуры, переходит к государству. Пополнение собрания происходит за счёт конфискованных частных коллекций. В ХХ веке Эрмитаж получает в своё владение полотна В. Ван Гога (1853 – 1890) и импрессионистские шедевры.

Советская эпоха принесла не только увеличение коллекций, но и существенные утраты. Так, Бриллиантовая комната стала собственностью Алмазного Фонда. Немалое количество экземпляров старинной живописи отправилось в другие музеи. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда так же не способствовало расцвету музея. Вынужденная эвакуация всех коллекций за Урал, устройство в самом здании музея бомбоубежища – всё это было тяжёлым испытанием. Проведённая после войны реставрация явилась для Эрмитажа открытием второго дыхания. Возвращённые экспонаты заняли свои места в музее. Большая часть коллекция осталась неповреждённой.

Итак, 50-е годы становятся для музея временем обновления и расширения фондов. В 1957 году открывается для экскурсантов третий этаж Зимнего дворца. Сегодня экспозиции Эрмитажа – это собрание колоссальных коллекций, охватывающей практически все эпохи: от каменного века до всего наилучших творений современности. Аналогов коллекциям Эрмитажа в мире больше не существует.

Основание Государственного Русского музея произошло в 1895 году. Доступным для посетителей он стал в 1898 году. Костяком его коллекции сделались живописные и скульптурные произведения русских авторов. Обеспечение музея происходило за счёт фондов Эрмитажа, Академии художеств, а также частных собраний. На начальный период формирования Русского музея его собрание характеризовалось как частичное: не были представлены произведения многих заслуживающих того художников, отсутствовали целые периоды истории искусства России.

Подобно Эрмитажу, после революции 1917 года в Русском музее также произошли изменения. Происходит возрастание коллекций в существенные разы. Сотрудники распределили коллекции по историко-монографическому принципу с соблюдением хронологии, принадлежности к эпохе, школе и направлениям. Теперь Русский музей имеет отделы: древнерусской живописи, искусства, относящегося к XVIII и XIX вв.; отдел искусства советского времени; отдел современного искусства.

В ХХ веке Русский музей окончательно утвердился в статусе одного из самых грандиозных собраний национальных шедевров. Сотни тысяч экспонатов содержатся в его стенах. По картинам, представленным в музее, можно изучать всю историю отечественного искусства в полном объёме.

Музей является обладателем одной из наилучших коллекций отечественной гравюры и скульптуры, а также впечатляющим собранием образцов народного и декоративного творчества. По своему строению он занимает целый комплекс зданий, центральным из которых является Михайловский дворец. Он построен по проекту крупнейшего архитектор XIX века К.И. Росси (1775 – 1849). В Михайловском дворце и корпусе, к нему примыкающему, расположена коллекция дореволюционного искусства.

В 1916 году был достроен новый корпус по проекту Л.Н. Бенуа (1856 – 1928), архитектором которого был С.О. Овсянников (1880 – 1937). Второй этаж этого корпуса будет в дальнейшем отдан для живописных экспонатов, относящихся к периоду второй половины XIX – начала ХХ века, в то время как первый этаж посвящён искусству советскому. Оба корпуса – Михайловский дворец и корпус Бенуа связаны специальным переходом, позволяющий посетителям осматривать экспозиции с максимальным удобством.

Оба музея – Эрмитаж и Государственный Русский музей – относятся к достоянию Россию, активно функционируют и принимают в год не менее полутора миллионов человек.

5. Заключение.

Искусство первой половины XVIII века отразило в себе созидательный характер реформ Петра I, новые представления о ценности человека, победы русского оружия. Со второй половины столетия художественная культура России выходит на ведущее место Европы, благодаря масштабному вкладу в общую сокровищницу и совершенству художественных решений. В области живописи эти решения воплотили идеи высокого нравственного предназначения человека. В портретном жанре реалистическое изображение человека нашло одно из самых выдающихся воплощений.

История русской культуры XIX века является национальным духовным богатством. Живопись, подобно всей художественной культуре, запечатлело в себе народную память о великих свершениях, произошедших в России. Примечательно, что и творческая интеллигенция, и граждане страны к началу ХХ века мыслили совсем иначе, чем россияне 50 – 60-х гг., что и отразилось в живописи данного периода.

6. Список литературы.

1. Варшавский С.П., Рест Б.И. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа /С.П. Варшавский, Б.И. Рест. – Л.: Искусство, 1939. – 252 с.

2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

3. История русского искусства: В 2-х томах. – М.: Белый город, 2007. – 889 с.

4. История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 634 с.

5. Русский музей. Проспект. Составитель и автор текста А.И. Кий. – Л.: Лениздат, 1982. – 28 с.

6. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций/Д.В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ. 1989. – 337 с.

Одним из самых старых видов изобразительного искусства является живопись. Древние люди, еще не имевшие письменной и устной речи, уже стремились передать окружающую их действительность в виде рисунков. Но писали свои картины они не маслом и кистями, а заостренными камнями на скалах. Некоторые из таких изображений дошли и до наших дней. Именно так и зарождалось искусство живописи.

Шло время, изобразительное искусство развивалось, появлялись новые жанры и направления. При помощи цвета и фактуры художник стремился рассказать о своем произведении, передать эмоции и чувства, а иногда и целый сюжет. Глядя на работы живописцев, можно проникнутся эпохой, в которой они творили, прочувствовать состояние природы пейзажей, прикоснутся к страницам истории. Художники развивали свое искусство, каждый стремился привнести в него что-то новое.

И хотя сейчас мы живем в 21 веке во времена научно-технического прогресса, уже давно изобретен фотоаппарат, при помощи которого можно запечатлеть любой объект живой или неживой природы, но живопись все равно не утратила своего значения. Она, как и раньше, занимает важное место в жизни человека. Ведь именно при помощи живописи, мы может передать не только сюжет, как например на фотографии, но и свои чувства, свое отношении к нему.

Лично на меня большое впечатления произвели картины Е.Е. Волкова, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского. В них отразилась красота и многогранность природы России, ее живописных пейзажей. Картины Волкова и Шишкина посвящены природе средней полосы. Они наполнены звенящей тишиной над лесным озером, дыханием ранней осени, робким пробуждением весенней поры. Основным же направлением творчества Айвазовского был морской пейзаж. В своих картинах художник передал многогранность моря, глубину его эмоций и чувств. Море Айвазовского - это живой организм, то кроткий и ласковый, то свирепый и беспощадный к тем, кто оказался в его власти. Особым трагизмом наполнена картина “Девятый вал”. Выжившие после ночного кораблекрушения моряки, спасаются на обломке мачты. Но буря еще не стихла, хотя на горизонте уже видны золотые лучи рассвета. Еще одна огромная волна поднимается вдали, в любую минуту она готова обрушится на беззащитных перед ней людей. При помощи цветовой палитры, теплых тонов на заднем плане, художник оставил надежду зрителям. Хочется верить, что люди смогут пережить эту последнюю тяжелую волну и спасутся.

Живопись - удивительный вид искусства. Он наполняет нашу жизнь красотой, заставляет задуматься, влияет на мировоззрение и внутренний мир.

2 вариант

Живопись – один из видов искусства. Обычно она представлена художниками, пишущими свои картины в разных направлениях. Одним из самых монументальных течений в живописи является реализм. Он представлен большим количеством гениальных имён: Васнецов, Тропинин, Брюллов, Суриков и многие другие мастера. Рассмотрим важнейшие работы этих представителей живописи.

На картинах Брюллова и Тропинина представлены выдающиеся люди и их современники. Это портреты, например, Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, актрисы Семёновой, великих князей, княгинь, полководцев, простых людей. Благодаря работам этих талантливых авторов мы можем и сейчас представить , как выглядели наши далёкие предки и насколько значителен был их вклад в жизнь России.

Также читают:

Картинка к сочинению Живопись

Популярные сегодня темы

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья

Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров

Одним из главных героев рассказа Куприна Куст сирени стала решительная по натуре и самодостаточная молодая женщина Вера Алмазова. По сюжету она является женой простого небогатого офицера Николая Алмазова.

Я думаю, что пунктуальный человек всегда приходит вовремя, не опаздывает и уважает окружающих людей. Очень важно ценить время друг друга, ведь каждый планирует свою жизнь сам и часто цели людей расходятся

Если вам попадется в ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию тема живописи или визита в музей, то в этом случае Вам будет полезен пример сочинения ниже.

Русская живопись – русский музей.

Сегодня мы поговорим с Вами о русской живописи второй половины девятнадцатого века. Свой рассказ я начну с повествования о представителях этого периода. Это всем известные знаменитые художники: Крамской, Перов, Мясоедов, Шишкин, Саврасов, Васнецов, Куинджи, Коровин и многие другие. Тема живописи весьма актуальна во все времена.

Вторая половина девятнадцатого века, ознаменована расцветом русской живописи. Большинство подлинных картин находятся в музеях России. Это знаменитый Русский музей в городе Санкт-Петербурге, не менее знаменитая Третьяковская галерея в городе Москва.

В живописи того времени отражался реализм бытия народа, стремление изменить эту жизнь. Главной темой искусства стал страдающий и угнетённый народ. Всяческая хула русской церкви и веры. Утверждением реализма в искусстве занимались руководители Академии художеств. Академики прибегали к мнению, что искусство выше насущной жизни и всячески направляли учеников на библейские и мифологические мотивы. Передвижники всецело не принимали академические взгляды на мифологию. Они стремились изображать живую жизнь. Ведущее место занимал бытовой жанр, а именно крестьянство, показывая угнетение, страдание, земледелие, домашние работы.

Тяжёлая доля народа обращала на себя огромное внимание. Василий Перов, показывает не лёгкую жизнь крестьян в своих работах. “Сельский крестный ход на пасху” , картина отражает нищету, пьянство, муки, страдания о нелёгкой жизни. Также многим известная работа ” Проводы покойника” , показывает трагизм бедной семьи, оставшейся без кормильца. Не менее известная картина” Последний кабак у заставы”, Перов изображает поздние сумерки зимнего дня, в соседних домах уже зажглись огни, небо сине-красного цвета, живописец тем самым показывает скупость, скуку и личное горе героев . Картина полна щемящей тоски и плача.

У Перова множество картин с изъезженными дорогами, которые символизируют скромную, “грустную” жизнь крестьян. В работах Перова нет ярких и чистых цветов, а наоборот пыльно-дымчатые оттенки. Не могу пропустить одну из известных работ ” Охотники на привале” . Сам автор был заядлым охотником. Картина написана без внутренней психологии. Изображены три охотника, явно довольствующихся охотой. Один из охотников эмоционально рассказывает об удачной добыче, второй занятно слушает рассказчика, ну а третий в своих мыслях и настроен весьма скептически. Картина позволяет проникнуть в пространство .

Передвижники совершили определённые открытия в крестьянской жизни. Знаменитый Алексей Саврасов, который сумел показать красоту и лирику русской природы. Кто может назвать самую известную работу?

Да-да, именно ” Грачи прилетели” . Многие художники писали русскую природу, но Алексею Кондратьевичу удалось передать изыск, нежность, и трепет простого , родного холмика. ” Грачи прилетели”- самый известный пейзаж мирового уровня. Одним словом, работа стала образом удивительного поэтического обаяния.

Волшебным окрасом русской живописи стал Васнецов Виктор Михайлович, работы которого находятся в Русском музее. Его лучшее произведение -” Три богатыря”.

Архип Кунджи, также пребывающий в русском музее. Отличается игрой света и тени. Воздействие воздуха и простора в его работах является полным противопоставлением произведениям искусства Перова. Таинственный свет луны, позволяет погрузиться в себя и задуматься о вечном.

Также на вторую половину девятнадцатого века приходится творчество Сурикова ” Боярыня Морозова, Ильи Репина ” Бурлаки на Волге, Врубеля ” Демон летящий”. Все художники того времени находятся на уровне мировой известности. Репин был знаменем передвижников. Для работ Ильи Репина в русском музее отведено специально несколько залов.

Подводя итоги, хочется сказать: русские художники покоряют сердца людей не только России, но и разных городов и стран. В Русский музей съезжаются разные народы, которые относятся с большим почтением к памятникам русского искусства.

Посмотрите другие сочинения-рассуждения для ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию:

Русская живопись

Византийская живописная традиция пришла на Русь вместе с христианством и храмовым строительством: храмы украшались мозаиками и фресками. Храмовая живопись отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью.

Другим новшеством, принесенным христианством стали иконы (от греч. eikon — изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Высочайшего уровня развития русская живопись достигает на рубеже XIV–XV веков. На этот период приходится расцвет иконописного искусства, связанный с деятельностью трех выдающихся мастеров иконописи: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Западная школа живописи

С открытием Петром I окна в Европу Россия приобщается к западной школе живописи. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор). В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись.

Русская живопись, русская культура

Русская живопись, русская культура

Русская живопись, русская культура

Русский модернизм

Достижения русской художественной школы общепризнанны. Картины русских художников, как живших в прошлом веке, так и наших современников, произведения скульпторов, великолепные образцы русского прикладного искусства считают за честь иметь все крупнейшие музеи мира.

Читайте также: