Культура абазинского народа сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Абазины немногочисленный - 60-80 тысяч человек по разным сведениям, автохтонный (коренной, не пришедший ниоткуда) народ на Северном Кавказе, живут главным образом в КЧР и Турции. Относятся к абхазо-адыгским народам. Принадлежат к понтийскому подтипу европеоидной расы.

Коренной кавказский народ абазинов относится к числу малочисленных. Всего в мире наберется не более полсотни тысяч представителей этой нации. Но народ этот - весьма древний, с богатой историей и культурой.

ГДЕ ЖИВУТ АБАЗИНЫ?

Сейчас большинство абазинов живет на Северном Кавказе - в отдельном районе республики Карачаево-Черкесия, а также в ауле Улял республики Адыгея. Еще небольшая абазинская диаспора абазинских мухаджиров (исламских беженцев) сохранилась с XIX века в Турции.

Абазины родственны абхазам и убыхам, чуть дальше от них отстоят кабардинцы, черкесы и адыгейцы (все три нации - адыги) . К абхазам абазины ближе по языку, к адыгам - по обычаям, за счет многовекового соседства.

Иногда абазинов неточно называют северокавказскими абхазами. Но все-таки абазины это отдельная нация со своим отдельным национальным сознанием.

КАК ПОЯВИЛИСЬ АБАЗИНЫ?

История возникновения этого небольшого народа с самоназванием "абаза" скрыта от нас пеленой времен. Считается, что абазины - ближайшие родственники абхазов, появились как нация где-то на берегу Черного моря еще в начале нашей эры. Жили в местах примерно от нынешнего города Туапсе до реки Бзыбь.

По одной из исторических версий, существовавшее в 1-м тысячелетии Абазгское царство на месте нынешней Абхазии как раз было основано абазинами, а сами абхазы составляли в нем лишь меньшинство населения.

Но в XIII веке абазины внезапно покинули приморскую родину и перешли жить на территорию нынешней Карачаево-Черкесии. Возможно, причиной стали неурожай или малоземелье, либо же жестокие междоусобные войны.

В средние века абазинский народ был гораздо многочисленнее чем сейчас, заселял, как явственно свидетельствует топонимика, большую часть будущей республики Карачаево-Черкесия.

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ АБАЗИНЫ?

Абазины обладают собственным уникальным языком. Абазинский язык близок к абхазскому и родственен кабардино-черкесскому и адыгейскому языкам. В нем около семи десятков согласных и всего лишь пара гласных звуков. Алфавит для своего сложного языка абазины получили лишь в 1932 году.

Абазины по языку делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), у каждой группы - свой уникальный диалект. Считается, что абазины-тапанта пришли на Северный Кавказ в XII—XIII вв., а абазины-шкаруа — только в XVII веке.

Абазинский язык по праву считается одним из сложнейших в мире. Считается, что выучить это кавказское наречие не в состоянии ни один человек, если только он не родился абазином.

К сожалению, в силу малочисленности народа абазинский язык постепенно вымирает. В России абазинская молодежь переходят на русский, в Турции - на турецкий. Также немало абазин понимают или хорошо знают кабардино-черкесский и карачаево-балкарский языки - наречия своих соседей по Карачаево-Черкесии.


КАКОЙ ВЕРЫ АБАЗИНЫ?

Сейчас все абазины - мусульмане-сунниты. Ислам к ним пришел со стороны османской Турции где-то в XVI-XVIII веках.

До прихода мусульманства княжеская верхушка исповедовала православное христианство, в народе было распространено традиционное язычество.

Легенды гласят, что абазины стали одним из первых народов России, который услышал проповедь христианства непосредственно от апостола Андрея - ученика Христа. Но упадок Византийской империи и возвышение Оттоманской Порты.

КАК АБАЗИНЫ ВОШЛИ В СОСТАВ РОССИИ?

Русские и абазины познакомились очень рано. Еще в средние века наши послы писали о народе "Обеза", обитающем на Кубани.

Абазины вообще в прошлом отличались воинственностью: еще до Кавказской войны сражались за свою независимость против турок и крымчаков, частенько принимали участие в феодальных разборках между абзазами, мегрелами из клана Дадиани и Имеретинским царством.

Присоединять абазинские земли Россия начала в XVIII веке. Абазины приняли участие в Кавказской войне на стороне черкесов. При этом воинственные абазины не просто оборонялись, но и наносили жесткие удары по наступавшей империи. Например, в 1836 году абазины дважды предприняли мощные набеги на город Ставрополь, бывший тогда одним из центров российского Северного Кавказа.

Из тех набегов абазины увели свыше двух тысяч русских пленных, причем очень высокого статуса: купцов, банкиров, чиновников. В плен к горцам попал даже высокопоставленный царский офицер со всем своим штабом.

. Россия сурово подавила сопротивление абазинов. Часть из них была уничтожена, часть осталась жить в землях империи, часть вынужденно стала мухаджирами (религиозными беженцами) в Турции.

ЧТО СЕЙЧАС С АБАЗИНАМИ?

Абазины достаточно мирно приняли советскую власть, хотя в 1942 году испытали ужасы немецкой оккупации. На сотрудничество с нацистами никто из представителей этого кавказского народа не пошел. Поэтому в депортацию абазины отправлены не были.

Даже при советской власти у абазинов не было своей автономии. Их пытались записать, то черкесами, то адыгейцами, то абхазами. И лишь недавно абазины смогли добиться образования в Карачаево-Черкесии своего собственного района - Абазинского.

Сейчас абазинская молодежь интересуется своими корнями, языком предков. Поэтому есть надежда, что этот малочисленный кавказский народ сохранится на этнографической карте мира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На Кавказе проживает много разных народов. Сегодня я вам расскажу об одном из народов проживающих у нас в республике – это народ Абаза.

Абазины компактно живут в Карачаево – Черкесской республике. Они представители одной из пяти коренных народов нашей республики. Братским народом абазин являются Абхазы, проживающие в Абхазии. Несмотря на то, что это братские народы, у них разное вероисповедание. Абхазы исповедуют православное христианство, а абазины исповедуют Ислам (суннитского толка).

Абазинский язык считается одним из самых сложных языков во всем мире. Делится на ашхарский и тапантский диалект. Абазинский алфавит содержит 72 буквы, из них гласных всего 6 звуков; а,о,у,ы,е,и.

Исторической родиной абазин являются территории современной Абхазии, черноморское побережье Краснодарского края от Туапсе до Сухуми.

Нехватка пригодной для обработки земли,привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в Северную часть Кавказа. Затем в результате Кавказской войны, которая длилась 101 год ( 1763-1864г.г.) от многочисленных племен абадзехов и убыхов осталось лишь малая доля. Некоторая часть народа абаза покинули исторические земли и сейчас живут в Ливии, Иордании, Египте, Сирии, Израили, Турции. В Турции их проживает 600 000 чел., а по некоторым данным около миллиона человек. В наши дни численность абазин проживающих на территории России составляет 43 000 человек - это данные по переписи населения 2010г. Из них большая часть проживает в КЧР.

Всего насчитывается абазинских аулов 13. В 2005г. удалось абазинский район в который вошли только 5 аулов, из – за взаимоудаленности друг от друга.

Как и у каждого народа, у абазин есть своя символика- это флаг, который представляет собой прямоугольное полотнище пурпурного цвета т.е. красного. На нем изображена открытая ладонь правой руки, над которой расположены семь пятиконечных звезд, символизирующие семь княжеских родов. У Абхазов по длине расположены семь полос белого и зеленого цветов, в верхнем углу расположен прямоугольник пурпурного цвета, в его центре также открытая ладонь и семь пятиконечных звезд.

Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, доходившая до пояса рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц. Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами ,зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска: наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди. По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу. На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для карманов газыри, где хранили пули и порох. Обязательный элемент – пояс, на который закрепляли нож и кинжал.

Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее верху и расширяющееся от талии. В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса. Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал карсет. Девочки – абазинки с 12 лет начинали носить этт предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести. Прическа не только служила украшением, но помогала определить возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы, голову покрывали легким шелковым платком. Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх надевали платки, концы которых перекидывали за шею. Шапку женщина снимала лишь после рождения ребенка, заменяя ее на глухой платок, полностью закрывавший волосы.

До 19 века абазины жили в плетеных домах круглой формы, одно или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы. На ее территории строили домик для гостей- кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда. С дроги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший обязанность за их безопасность, жизнь и здоровья.

Традиционные занятия абазин – скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком. Женщины занимались выделкой кож, ткачеством вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и метал, считались искусными ювелирами, оружейниками.

Основу рациона абазин составляли: баранина, говядина, мясо птицы (курятина, индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы. Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки- квт/ужьдзырдза, секретом которого является пикантная острая подливка. Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, с чесноком, чебреца, укропа: без них не

обходится ни одно абазинское блюдо.

У абазов царил патриархальный уклад: глава рода старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:

1. Не навещать своих родных минимум год после свадьбы.

2. Избегание свекров. Невестка не имела права разговаривать с родителями мужа, оставаться с ними наедине, поднимать на мних глаза, есть за одним столом, сидеть в их присутствии. Избегание свекрови длилось в срок от недели до нескольких месяцев, свекр мог продолжать молчание годами или всю жизнь.

4. В дневное время супругам нельзя находиться в одной комнате наедине.

5 Мужчинам запрещалось прилюдно проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.

В богатых семьях практиковалось оталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепление межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье , от нескольких месяцев до нескольких лет иногда вплоть до совершеннолетия.

(Видеоролик о семейнных традициях внутри семьи между свекровью и невесткой).

Физминутка .(АБАЗИНСКАЯ ИГРА)

У абазин, как и у других народов есть выдающиеся деятели культуры и искусства. Назову таких поэтов, писателей, прозаиков, как : 1. Чикатуев Микаэль- уроженец аула Малаабазинка. Писал поэмы, романы, стихи- на абазинском , абхазском и русском языках.

2. Джегутанов Кали Салим – Гериевич. Поэт,прозаик уроженец аула Кубина. Все его работы ( стихи, романы, повести, рассказы, баллады) написаны на абазинском языке.

4. Табулов Татлустан Закериевич- уроженец аула Эльбурган. Является зачинателем абазинской литературы, первый собиратель национального фольклора,автор первых букварей и учебников по абазинскому языку. Выпустил сборник стихов и инсценировок и драматических произведений.

6. Шебзухова Лариса Курманбиевна- родилась в ауле Кубина. Лариса известная абазинская поэтесса, член Союза писателей России, народный поэт КЧР, член Ассоциации писателей Абхазии. Отец и мать Ларисы были педагогами.

(Дети читают стихи Ларисы Шебзуховой)

В завершении занятия хотелось бы пожелать вам любить, ценить, изучать, познавать и гордиться своей нацией, родиной в которой вы живете.

Абазины – древний народ, проживающий в предгории Кавказа с древних лет. О нём упоминал грек Геродот, живший в 5 столетии до нашего времени.

Сейчас абазины в основном проживают в Карачаево-Черкесии, большинство их сгрудилось в Черкесске. Остальные расселились по сёлам и аулам. Немного абазин переселись в Ставропольский край и нашли приют в Москве. Абазины проживают также в европейских и восточных странах, США.

История развития народа

С давних времён развитие абазин, абхазов и адыгов шло совместно. Их называли одним общим словом – черкесы. Только ближе к 20 веку на Кавказе за жителями, говорящими на абазинском языке закрепилось самоназвание абазины.

1. В начале 2 столетия нашего времени сформировалось княжество Абазгия.

2. В течение 6 столетий население княжества развилось до образования государства. Людей прибавилось, а земли всем стало не хватать. Тогда часть населения перебралось через горные перевалы в Черкессию, где проживали родственные им адыгеи.

3. В 18 столетии абазины проживали между Черкессией и Грузией. Турецкий паша назначал туда бея, который жил в Сухуми. Однако население не считало его за начальника. Тогда у них угоняли домашний скот и забирали рабов.

Лишение от России

1. В 19 веке, во время войны русских с турками, абазины перенесли лишения вместе с соседними народами: адыгами и абхазами.

В 1836 года они вместе захватили Ставрополь и пленили 1700 человек, угнали 8 тысяч голов скотины. В плен попали люди высокого ранга, вплоть до генерала. Это был уже второй налёт, завершившийся победой нападавших людей.

В войне России с Турцией шёл раздел территории абазин. Аборигенам принудительно приказывали переселяться на свободные земли воюющих стран. Хотя победили русские, но большая часть населения выбрало для нового места жительства Турцию.

2. В прошлом веке абазины пострадали во время октябрьского переворота, тогда они сражались на стороне белых и красных. Во время организации колхозов многих из них выселили или расстреляли.

Но было время, когда на переговоры с Иваном IV в 1552 году в столицы прибыл князь абазин князь Иван Езбозлуков. Посольство просило защиты от крымского хана.

Занятия абазин

1. Население в основном держат скот и птицу, занимается земледелием, очищая участок от камней и деревьев. Люди вблизи жилищ высаживали много плодовых деревьев. Разводят и пчёл. Из мёда готовят веселящий напиток.

2. Женщины обрабатывают шерсть и кожу. Из шерсти делают бурки, войлочные ноговицы, пояса и шляпы, попоны и пояса, кошмы и обувь.

3. Мужской обязанностью считается изготовления хозяйственных орудий, вроде кос, вил, металлической части сбруи, ножниц и ножей. Абазинам приходилось часто воевать, защищая свою землю и свободу. Поэтому среди них много кузнецов, изготовляющих оружие. Для его украшения используя серебро и золото, и даже гравировку с чернью. Более опытные мастера отливают пули.

4. Украшения абазины изготовляют с древних лет. Из их умелых рук выходят пояса для мужчин и женщин, нагрудные украшения, височные подвески, перстни и кольца. Женские украшения отличаются высоким качеством, красотой и оригинальным орнаментом.

Жилища

Население проживают в аулах, на равнине их проживает больше, в горах меньше.

Люди сооружали для жилья круглые плетёные жилища. Иногда они бывают прямоугольной формы, разделённые на комнаты.

В конце 19 столетия абазины стали сооружать дома из самана, потом из кирпича и дерева. Крышу кроют черепицей или даже железом. Усадьба состоит из нескольких строений, выделяют помещение для гостей, которое называют кунацкой. Отдельно стоят хозяйственные постройки.

Питание

Население чаще всего употребляет растительную, молочную и мясную пищу.

В пищу добавляют молотый красный перец, чеснок с солью, укроп и чабрец. Приготовляют и слабоалкогольный напиток – бахсыму, то есть бузу.

Культура абазин

Люди сохранили с древних времён много сказок, пословиц.

Лошади в сказках всегда спасают хозяина из опасности.

Абазины любят песни и музыку, у них пользуется спросом музыкально-танцевальный фольклор.

Абазины играют на скрипке с двумя струнами, дудке, изготовленной из оружейного ствола. В древние времена и сейчас исполняют музыку на деревянных трещотках, свирели и дудке.

Особой любовью у них пользуется ласточка. Считается, что эта птица спасла людей от сказочного чудовища. Поэтому ласточку, случайно залетевшую в дом, не трогают. Открывают двери и окна, чтобы птица самостоятельно вылетело на волю.

Традиционная одежда

Мужчины обязательно носили при себе холодное оружие. Бешмет опоясывали кожаным поясом, на который нашивали бляшки из серебра или меди. К поясу привязывали кинжал или саблю. Иногда кинжал был в виде бебут, тогда он служил в качестве оберега, применялся при выполнении ритуала и обычая.

Богатые абазины носили саблю мамлюкского или турецкого типа. Обязательно требовалось носить лук с колчаном и маленький ножик.

Несмотря на все неприятности и трудности абазины живут и развиваются, сохраняют свою культуру и традиции.

Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.


Название

Где живут, численность

Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.
Согласно переписи 2010 года, численность абазин России составляет 43 000 человек. Большая часть компактно проживает в 13 аулах, расположенных на территории Карачаево-Черкесии. Всего в регионе числится 37 000 представителей народности, 10 505 человек проживает в городе Черкесск.
Число абазин в других регионах России:

В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии Израиле, всего порядка 24 000 человек. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.

Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.
Исследование знаменитой Майкопской надписи показало, что надписи выполнены ашуйским письмом. Пять тысячелетий назад предки абхазов и абазин создали могущественное государство Ашуйю, занимавшую огромные территории от Майкопа до Черного моря, выходя за границы Кубани и Риона.
Существовавшее в государстве ашуйское письмо во втором тысячелетии проникло в столицу Финикии, послужив базой для возникновения финикийской письменности. Оно, в свою очередь, легло в основу латинского алфавита, распространившегося по свету.

История


Предки абазин относятся к древнейшим протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии, Черноморского побережья Краснодарского края от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.
Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства. В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазов, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.
XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана. К XVIII веку абазины формально находились под управлением Турции, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.
XIX век стал трагичным для всех кавказских народов, проигравших войну Российской империи. Абазины, наряду с адыгами, храбро сражались в Кавказской войне, однако были побеждены и высланы с территории исторического проживания. Оставшиеся представители народа, принявшие российскую власть, остались в аулах Карачаево-Черкессии.

Внешность


Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. К нему относят черкесов, ингушей, кабардинцев, осетин. Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • стройная, поджарая фигура;
  • узкое лицо;
  • высокая переносица;
  • длинный нос, часто с горбинкой;
  • черные волосы;
  • серые, голубые, карие, черные зауженные глаза.

Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал корсет. Девочки-абазинки с 12 лет начинали носить этот предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести.

Одежда


Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, доходившая до пояса рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц. Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска: наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди. По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу.
Праздничные наряды опускались ниже колен на 10-15 см, повседневные доходили до середины бедра. Бедняки носили одежду темных цветов, знатные абазины предпочитали белую и красную расцветки. На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для карманов газыри, где хранили пули и порох. Обязательный элемент — пояс, на который закрепляли нож, кинжал.
Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее вверху и расширяющееся от талии. В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса.
Прическа не только служила украшением, но помогала определить возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы, голову покрывали легким шелковым платком. Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх надевали платки, концы которых перекидывали за шею. Шапку женщина снимала лишь после рождения ребенка, заменяя ее на глухой платок, полностью закрывавший волосы.

Семейный уклад


У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:

В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.

Жилище


До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда. С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.

Жизнь

Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.

Религия

В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Покровителем вселенной считалось главное божество Анчва, землю населяли добрые и злые духи, которые могли навредить или помочь. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчел, домашнего скота, ткацкого ремесла. Младенческую смерть приписывали злой ведьме в женском обличье уыд, а до умопомешательства людей доводили шайтаны.
Согласно библейским преданиям, в начале первого века в регионе проживания абазин проповедовал апостол Андрей Первозванный: вплоть до XV-XVII столетий народ исповедовал христианство. Под влиянием ханства и Порты в регион проникло мусульманство, сегодня большая часть абазов исповедует ислам суннитского толка.


Основу рациона абазин составляли баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы. Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки — кту дзырдза (квтIужьдзырдза), секретом которого является пикантная острая подливка. Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.

Читайте также: