Что такое антиутопия сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Антиутопия — что это такое?

Что такое дистопия

Дистопия — это практически синоним антиутопии, хотя некоторые исследователи их разделают.

В общем, не будет большой ошибкой считать оба этих термина синонимами. В русском языке лучше прижилось слово антиутопия.

Первые антиутопии

Антиутопия сложилась как обособленный литературный жанр довольно поздно.

В русском языке больше распространен термин антиутопия, по большому счету это синонимы.

Безусловно, попытки написания дистопий осуществлялись задолго до начала XX века, когда с развитием социалистических утопических идей появились на свет великие антиутопии.

В нем автор утверждает, что низменную человеческую природу – корыстолюбие, тягу к насилию, эгоизм – можно обуздать только сильным авторитарным государством-чудовищем, наподобие библейского Левиафана.

Книга так потрясла общественность, что была запрещена и сожжена в Англии, а также в России, когда ее издали у нас спустя 2 века. Но все же это не дистопия в общепринятом смысле, ведь Томас Гоббс не считал подобное государственное устройство порочным, скорее, наоборот, это его своеобразный утопический план развития общества.

Отличительные черты жанра антиутопии

Несмотря на разнообразие тем и форм антиутопических произведений, все они имеют ряд схожих черт:

  • Описываемое общество невозможно назвать идеальным. Читателю понятно, что жизнь героев невыносима, даже если они этого пока не осознают.
  • В антиутопии показан результат реализации утопических идей, и этот результат страшен, действие обычно разворачивается в отдаленном будущем.
  • Антиутописты в своих произведениях используют гротеск, парадоксы, сатиру, т.к. их цель – довести утопические идеи до абсурда.
  • В основе сюжета лежит конфликт личности с социумом, как только появляется индивидуальность и сомнения, утопический морок начинает разрушаться.
  • Предпосылками антиутопического общественного строя выступают или жажда власти и жадность, или прекраснодушное желание насильно затащить людей в новый прекрасный мир.
  • Тотальный контроль над людьми вследствие полного к ним недоверия, изощренные методы пропаганды парализуют навыки мышления.
  • Во многом антиутопия – это жанр политической сатиры.

Антиутопии всегда поднимают тему свободы.

Конфликт свободной личности и государственной машины, которая стремится к тотальному контролю и больше всего боится потерять власть, была актуальна, как в 20‑е годы XX века, когда Замятин перевернул утопический жанр с ног на голову, так и сегодня.

Современную литературу сложно представить без антиутопических идей. Точка опоры постмодерна – осознание того, что антиутопическое общество – это состоявшийся факт, реальность, в которой мы существуем. С этим сложно поспорить.

Перечитывая великих антиутопистов XX века, поражаешься, насколько эти фантастические романы отражают нашу действительность.

Примеры антиутопий

Антиутопия — что это такое?

Тексты революционной значимости

Впрочем, отвращающие взгляды на тоталитарные режимы и сценарии постапокалиптических разрушений тесно переплетаются в рамках озвученного жанра, а помимо того они имеют прочные связи с другими литературными направлениями, например, с романами-путешествиями, сатирой и научной фантастикой. Поэтому было бы ошибочным полностью отождествлять все эти направления.

Писатель публикует острую критику современного ему общества, обволакивая свои соображения в толстые слои метафор. Так, например, в одной из земель Гулливер встречает нацию, для которой наука и рационализм стоят превыше всего, их бессмысленные эксперименты истощают природные и человеческие ресурсы. В противовес им автор представляет и другие поселения, кровожадные и дикие по своей природе, что не может не поразить путешественника.

По возвращении в Лондон Гулливер приходит к оглушительному выводу: имея возможность сравнивать полярные по своей сути идеологии, он осознает, что он ничем не отличается от народов, которые он посетил, и даже более того, весь его социум насквозь пропитан греховностью.

Рассвет мыслящих машин

Во времена жизни писателя технический прогресс еще не имел столь широкого охвата, как в 20-ом веке, но его рассуждения о том, как машинизированный механизм может проникать в сознание, действительно захватывают. С тех пор, идея о беспрекословной опасности, которую несет с собой технологическое развитие, стала неотъемлемой составляющей антиутопической литературы.

Истоки двоемыслия

В произведении Хаксли читатель окунается в идеально сформированный мир с инженерной точки зрения, в котором человека искусственно выращивают, будто овощ, а затем усаживают за заранее отведенное место в структуре общества; при этом никто не выказывает недовольство своим положением до тех пор, пока отлаженная система не дает сбой. В романе Оруэлла фигурирует некий персонаж по имени Уинстон, который под натиском пропагандистских идей начинает задавать неуместные вопросы, однако социальная машина не оставляет ему никаких шансов на своеволие. Подробнее с книгой можно ознакомиться здесь.

Парадоксально, но обе книги не лишены вполне обыденных и привычных в нашей жизни деталей, о которых каждый слышал или видел: технологии, телевидение, наркотики и т. д.; все это в совокупности производит оглушительный эффект сближения с реальным миром и детализации той опасности, которая в теории нас всех может ожидать

На самом деле, список книг антиутопий можно пополнять очень долго, а в каждом отдельно взятом произведении с легкостью можно найти нотки антиутопии, именно поэтому вся литература интертекстуальна, каждый новый жанр неразрывно связан с другим.

Определение антиутопии может звучать так — это направление в искусстве, в котором автор стремится показать людям мир, находящийся в состоянии социальной или техногенной катастрофы, хаосе или разрушении. Однако в статье Многомудрого Литрекона антиутопия будет рассматриваться, прежде всего, в литературном ключе. Здесь мы поговорим о возникновении антиутопии, ее характерных чертах, видах, и рассмотрим 10 лучших произведений, представляющих это направление.

История возникновения

Антиутопия как жанр считается продолжением развития жанра утопии, описывающей идеальный и не существующий мир, где царят любовь, довольство и счастье. Жанр утопии берет свое начало в эпохе Ренессанса, и своим появлением обязан Томасу Мору, написавшему в 1516 году одноименное произведение. События в книге происходят на вымышленном острове Утопия, где все люди имеют равные права, где нет частной собственности, где труд осуществляется всеми на благо всех, а распределение ресурсов осуществляется исходя из потребностей каждого члена общества.

Говоря об истории происхождения Антиутопии, стоит отметить, что термин был впервые употреблен британским философом Джоном Стюартом Миллем в парламентской речи 1868 года. Однако характерные для антиутопии произведения, были написаны задолго до этого, и встречаются в работах таких философов как Аристотель (384 г. до н.э-321 г. до н.э.) и Марк Аврелий (121 г.- 180 г.). Элементы антиутопии можно наблюдать и в более поздних литературных произведениях, таких авторов как: Жюль Верн, Герберт Уэллс и Джек Лондон и др.

Антиутопия и утопия: в чем разница?

Несмотря на то, что антиутопия считается разновидностью утопии, между двумя этими жанрами существует ряд колоссальных отличий.

Писатели-утописты стремятся показать людям общество с идеальным социальным устройством, то, в какой гармонии и радости могут жить люди, если однажды сумеют преодолеть неравенство. Утопия делает акцент на развитии позитивных черт общества, в антиутопии же все наоборот. Антиутопия рисует нам картину ужасного мира, где людьми правит жестокость и насилие.

Немаловажным отличием является и то, что утопия статична в совсем совершенстве, в то время как антиутопия все время находится в динамике: вариации тем и проблем безграничны.

Основные черты

Для того чтобы определить, относится ли то или иное произведение к жанру антиутопии, следует знать ее основные черты:

  1. Во-первых, полное отсутствие индивидуальности. Люди воспринимаются как однородная серая масса, роботы или винтики механизма.
  2. Во-вторых, отсутствие личного пространства, тотальный контроль над всеми сферами жизни общества со стороны государства.
  3. В-третьих, постулат о том, что высшая благодетель на Земле — правящая власть.
  4. В-четвертых, крах всех человеческих ценностей: запрет на духовную любовь, несовместимость счастья и свободы.
  5. В-пятых, общество утрачивает способность к свободному мышлению и воображению, так как власть считает это главной преградой к счастью.

Антиутопия — это крайне динамичный жанр, ведь общественные проблемы и кризисы, неизбежно происходящие в мире, служат мощным источником вдохновения для творческих людей и рождают новые виды.

На сегодняшний день, можно выделить несколько основных видов антиутопии, а именно:

Безусловно, это направление не ограничивается данной классификацией, поскольку в одном произведении могут встречаться элементы сразу двух, а порой и более видов. Антиутопия подразделяется не только по месту и характеру катастрофы, но и по ее аудитории, к примеру, существует подростковая антиутопия.

Примеры: 10 лучших антиутопий

Среди великого множества произведений, написанных в жанре антиутопии, есть ряд классических примеров, так называемых образцов, отражающих всю суть и специфику этого литературного направления.

Автор: Надежда Мыльникова

Что такое реализм: кратко и понятно

Автор: Самый Зелёный · Published 25.02.2019

Как правильно написать эссе?

Автор: Самый Зелёный · Published 18.07.2020

Поэты серебряного века: список самых значимых фигур

Автор: Самый Зелёный · Published 04.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Мрачная леди

Антиутопия – популярный жанр в литературе, кино и компьютерных играх. Мир, показываемый в таких произведениях, далёк от идеального, и всё же они очень популярны у аудитории всех возрастов, особенно у молодёжи. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой антиутопия и чем она так притягательна, а также рассмотрим несколько наиболее известных произведений, фильмов и компьютерных игр, выполненных в данном жанре.

Что такое антиутопия?

Антиутопия является противоположностью утопии – изображения идеального общественного строя. Если рассматривать утопию как литературный жанр, то её цель обычно состоит в том, чтобы показать читателям, каким должно или может быть идеальное общество будущего. В то же время антиутопическая литература обычно носит назидательный характер, предупреждая человечество о возможных опасностях.

Изначально антиутопия появилась как деконструкция классической утопии, но очень скоро этот жанр значительно превзошёл по популярности своего предшественника. В нём появилось множество самостоятельных штампов, возникли многочисленные поджанры и направления.

Условия в антиутопическом обществе максимально некомфортны для жизни, но правительство (если оно существует) стремится убедить население в том, что это залог мира и стабильности. Для большинства утопий характерно, что жизнь и благополучие отдельного индивида ничего не стоят. А действующие законы направлены лишь на то, чтобы обеспечить стабильность существования самого общества, в том числе и ценой отдельных человеческих жизней или судеб.

Помимо антигуманного общественного строя в антиутопиях обычно описываются худшие проявления человеческого характера. Как правило, у описываемых персонажей сильно искажены представления о морали и нравственности, а некоторые их поступки и вовсе выходят за пределы человеческого понимания. Но при этом сами они обычно уверены, что действуют правильно или, по крайней мере, приемлемо.

Признаки антиутопии

Как было отмечено выше, в жанре антиутопии присутствует ряд характерных штампов, которыми пользуются практически все авторы. Произведения, изображающие антиутопические миры, обладают следующими особенностями:

Примеры антиутопий

Чтобы лучше понять, что такое антиутопия, есть смысл вспомнить несколько наиболее известных литературных произведений в данном жанре:

Антиутопический мир показан во многих популярных компьютерных играх. В частности это серия игр Wolfenstein (альтернативный мир, в котором во Второй мировой победили фашисты), серия Fallout (мир, разрушенный ядерной войной), Beholder (жизнь в тоталитарном государстве, в котором главный герой следит за гражданами). Также к жанру антиутопии относятся игры серий Metro, Battlefield, BioShock, Crysis, Call of Duty, Final Fantasy и другие хиты.

Основные отличия от утопии

Как бы странно это ни звучало, у утопий и антиутопий есть немало общих черт. Прежде всего, в них используется тот же набор объектов (личность, общество, государство), а также взаимоотношений между этими объектами (права, свободы, контроль, регулирование и прочее). И утопии, и антиутопии обычно описывают будущее или альтернативную реальность, стремясь дать ответы на философские вопросы, показать, какими должны и какими не должны быть отношения между личностью, обществом и государством.

И всё же, несмотря на некоторые сходства с утопией, антиутопия является её полной противоположностью. В качестве основных отличий можно назвать следующие аспекты:

Авторы утопий исходят из того, что люди будут прогрессировать, меняться только в лучшую сторону, делая общество и мир вокруг себя лучше, развивая всё хорошее и отказываясь от плохого. Авторы антиутопий предупреждают читателей о том, к каким последствиям может приводить стремление к порядку, равноправию, справедливости и прочим положительным, на первый взгляд, вещам.

Как возникла антиутопия?

Однако вскоре пришло понимание, что прогресс не может вечно двигаться семимильными шагами, а перемены, кажущиеся позитивными, порой приводят к жутким последствиям. Поэтому жанр утопии в литературе вскоре наскучил людям, и появился новый тип фантастических романов, построенный на критическом осмыслении того, к какому будущему придёт человечество.

Заключение

Антиутопия – это не просто популярный, но и очень ценный жанр. Его цель состоит не только в том, чтобы развлечь читателя или зрителя, но и в том, чтобы предупредить его, показать, что даже положительные стремления могут приводить к ужасным последствиям. Авторы антиутопий придумывают сюжеты не на ровном месте, а выносят на свет малозаметные проблемы, которые либо уже существуют, либо могут возникнуть в перспективе.


Платон. Томас Мор. Иван Ефремов. Извечная мечта неидеального человека об идеальном мире, где нет места всему ужасному, что случалось с человечеством на протяжении тысячелетий. Идеальное государство, идеальное общество. Все сосуществуют в абсолютной гармонии, в абсолютном счастье. Всё целостно и всё в целом. Олдос Хаксли. Джордж Оруэлл. Евгений Замятин. Абсолютное несчастье человека ̶ маленькой клеточки огромной безликой массы. Воплощение худших кошмаров человечества: тотальный контроль, обезличивание человека, диктатура идеологии.


Что из этого привлекает больше? Ответ очевиден: никто не желает жить в темном царстве страдания. Мы постоянно стремимся к светлому будущему. Возносим и свергаем кумиров, возводим и разрушаем, как храмы старых богов, государства, запускаем и останавливаем двигатели идеологических машин. Мы бежим в нескончаемом марафоне, не жалея ни сил, ни здоровья. Воображаем себе никем не тронутую, переливающуюся в потоках струящегося свысока золотого света атласную ленту на финише, фанфары и торжественный гром оркестра, рукоплескания и приветствия. Воображаем и бежим, задыхаясь и запинаясь, только чтобы наконец достичь того самого блистательного финиша и начать новую жизнь в новой утопии. Однако из всей этой грандиозной картины неизбежно верно лишь одно. Финиш, за которым в лучшем случае ̶ новый марафон.

Интересная выходит закономерность. Мы так боимся быть обманутыми кнутом, что позволяем оболванить себя прянику. А ведь в сущности ничего не меняется: и кнут, и пряник ведут к одному и тому же результату. К утопии или антиутопии? Сама постановка вопроса говорит о том, что выбор ограничен, уже сделан и не имеет никакого значения. Выбор между двумя совершенно идентичными вариантами. Между смертью и смертью.


Мы пируем, веселимся, забывая себя, забывая мир за пределами уютного домика с теплой печкой, мягкими коврами и мудрой заботливой хозяйкой. В пряничном домике нет места ссорам: все обитающие здесь ̶ братство. Нет необходимости в полиции и слежке. Когда за игрой в карты кому-нибудь попадается козырный туз, он тут же выкладывает его на обозрение всему миру. Здесь не обязательно осваивать новое, в этом нет жизненно важной необходимости.



И вот, изможденные и измельчавшие, мы подходим к тому самому финишу, которого жаждали и ради которого задыхались. Пряничный домик радушно отворяет нам сказочные двери, одаряя приветливым светом очага и запахом свежей пищи. Мы заходим, и дверь незаметно запирается на три печати. Теперь наше абсолютное счастье действительно неизбежно.

По ночам, бывает, пропадают отдельные люди. Различные Уинстоны Смиты и Д-503. Остальные подозревают что-то, но им всё равно. Когда мы вместе, нам всё равно, потому что мы абсолютно счастливы. Когда мы одни, нам всё равно, потому что каждый из нас абсолютно несчастен. И разницы между этими двумя состояниями нет — кольцо замкнулось и начало сжиматься.
Нам некому больше противостоять. Нам некуда дальше идти. Идеальный тип. Абсолютное счастье. Тупик. Так мы и не сходим с места, медленно сгнивая в пряничном домике, поглотившем нас, становясь частью бескрайней мертвой трясины, откуда мы вышли и от чего пытались спастись.

Читайте также: