Творческий путь пастернака сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Борис Леонидович Пастернак родился и вырос в Москве. Отец его был живописцем, мать — пианисткой. Яркость впечатлений детства и отрочества определила его умение писать с натуры, которое он позднее называл субъективно-биографическим реализмом.
В семье поэта царила творческая и деятельная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не пропало даром. Уже ранние стихи и проза несут свидетельства серьезного поэтического воспитания: профессиональное владение музыкальной композицией и дисциплина мысли, которые счастливо сочетались с врожденной чувствительностью\" и восприимчивостью.
В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. “Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,— писал он,— зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение”.
Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве “Лирика” на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием “Близнец в тучах”. К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака “Поверх барьеров”.
Летом 1917 года книга лирики “Сестра моя — жизнь” выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917—1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов “Темы и вариации”, но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.
Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник “Поверх барьеров”. Итоговыми работами этого времени стали поэмы “Спекторский” и “Охранная грамота”, в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.
Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает вес-большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее Пастернак з^нял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.
Пастернак выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов.Грузии, трагедии Шекспира, “Фауст” Гете.
С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в работе Союза писателей.
Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества; с таким настроением Пастернак начал писать роман.((Доктор Живаго”, работа над которым заняла целое десятилетие. Но радостные предвестия свободы оказались ложными, и К. Симонов, редактор “Нового мира”, отказался печатать произведение, его издание на Родине было запрещено. Прошло тридцать лет игнорирования романа, теперь он наконец издан, печатается массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать. Его читают, экранизируют, о нем много говорят и пишут. Своеобразие созданной Пастернаком эпопеи о революции в том, что это не видение борьбы из стана красных, как в “Разгроме”, “Чапаеве”, “Школе”; не изображение стана белых, как в “Тихом Доне”, “Хождениях по мукам^”, фильме “Бег” и др. Это повествование частное, от лица человека, который не желает вмешиваться в братоубийственную войну; которому претит жестокость; который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.
Герой романа Юрий Андреевич Живаго — сын разорившегося и покончившего с собой миллионера. Мать его рано умерла, а потому воспитывался он у дяди, человека свободного, лишенного предубеждений против чего бы то ни было необычного. Он отличался “дворянским чувством равенства со всеми живущими”. Окончив с блеском университет, Юрий женился на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Юрия увлекает любимая работа; он становится прекрасным врачом. Еще в университете его охватывает увлечение поэзией и философией. Рождается сын; все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо в мирную, устроенную жизнь врывается война, и Юрий едет на фронт врачом.
Первая мировая война — преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных и переломных. Героиня романа Лариса считает, что война “была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий”. Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. До окончания войны Живаго пришлось перенести много невзгод. Но при. всем том роман этот прежде всего о высокой любви, красоте и величии чувств. Описание любви Юрия и Ларисы — это гимн отношениям женщины и мужчины. Такие строки достойны запечатления в памяти каждого.
Уже несколько лет прошло после гражданской войны, а Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не мог служить, потому что от него требовали не свежих мыслей и инициативы, а лишь “словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих”.
Размышления и рассуждения ^революции в романе доказывают, что это не “праздник угнетенных”, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. История повернулась так, что В наши дни, спустя многие десятилетия, стирается из памяти сам смысл кровопролития: разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, оно было неизбежно, иной судьбы стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьской револю-ции многие из умнейших людей восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия? Тесть Живаго говорит зятю. “Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами. это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в перво-начальной чистоте только в головах создателей, да и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ло|мку”.
Вывод, который естественно проистекает из размышлений над событиями романа, формулируется, как всегда, просто: вся-кая власть должна бороться за счастье людей, но счастье нельзя навязать силой. Счастье неповторимо индивидуально, каждый человек ищет его сам, растит сам, и нет его готового. Нельзя, страшно, абсурдно ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми каждый наделен от рождения.
В книге есть одна очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: “А для того чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, ко-торое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое”. Иначе можно понять это так: сле-дует думать не столько о всеобщем благе, но прежде всего де-лать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

Похожие сочинения

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. О. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л. Н. Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь при Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал. смотреть целиком

Борис Пастернак — крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Он начал литературную работу еще до Октября, в десятых годах. 1912 годом помечены стихотворения, которыми обычно открываются ныне книги поэта. В 1914 году Пастернак выпустил первый свой стихотворный. смотреть целиком

Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено. смотреть целиком

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру. смотреть целиком

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Биография Борис Пастернак жизнь и творческий путь.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Борис Пастернак – словно Бог нашей жизни. Для всего, что есть вечным, он нашел верные слова. В нем, как в поэте, объединились языческая радость бытия и глубокое христианское чувство. Его называли Гамлетом двадцатого столетия и всем просвещенным людям было знакомо его имя. Жизнь поэта была связана с живописью и музыкой. Творческая атмосфера царила в их доме, в котором бывал Лев Толстой, Левитан, Скрябин, Васнецов.

Родители его были людьми талантливыми, образованными. Отец – академик живописи, мать – известная пианистка. Музыка была культом в их семье, без которой он не представлял себе жизни. Но восхищение музыкой постепенно переросло в восхищение поэзией. После окончания гимназии в 1908 году поступает на юридический факультет Московского университета, но в 1909 году переводится на исторический.

Он занимался поэзией и пришел к выводу, что символ музыки – ритм – находится в поэзии. Таким образом были объединены музыка и поэзия.

Произведения, вошедшие в этот сборник, посвящены людям, чья судьба волновала поэта – Брюсова, Ахматовой, Цветаевой. В это время Пастернак пребывал на Урале и в Прикамье, в Перми. Он возвращается в Москву после февральской революции. Войну он воспринял как потерю надежд молодости, после которой пришел к выводу, что вечный предмет лирики – человек и состояние его души – потеряли право на существование.

Умер Борис Пастернак 30 мая 1960 года. Творчество поэта волнует читателя и сегодня. Тематика его поэзии – вечна. Об этом свидетельствуют не только его произведения, но и тот факт, что Международный планетный Центр, расположенный в США, установил название группы малых планет, которые были открыты группой ученых Крымской астрофизической обсерватории. Это планеты носящие имя Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака. Они записаны в звездном каталоге.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением "Сестра моя— жизнь":

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, "садясь, соболезнует мне". Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что "стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни". Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении "Плачущий сад". Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях "Зеркало", "Девочка":

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям "разъясняющие" заглавия— "Март", "Август", "Бабье лето", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать. " и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: "Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты". И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении "Март". В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с "дюжей скотницей" неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении "Бабье лето" мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, "спускается в балку":

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью "подсмотреть" в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, "бытовых", повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: "Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. "

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении "Ночь". Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них "дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты". "Божьим миром" называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — "лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено".

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать — пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,— писал он,— зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя — жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917—1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества — благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", — пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде — все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака — своеобразного и неповторимого русского лирика — вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

Читайте также: