Кто написал сочинение наедине с собой

Обновлено: 30.06.2024

Деду Веру я обязан [1] сердечностью и незлобивостью (1).

Славе родителя [2] и оставленной им по себе памяти — скромностью и мужественностью (2).

Матери [3] — благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества (3).

Прадеду [4] — тем, что не [5] посещал публичных школ, пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это не следует щадить средств (4).

Воспитателю [6] — тем, что не интересовался исходом борьбы между Зелёными и Голубыми [7] или между гладиаторами фракийского и галльского вооружения, что вынослив в трудах, довольствуюсь малым, не поручаю своего дела другому, не берусь за множество дел и невосприимчив к клевете (5).

Диогнету [8] — нелюбовью заниматься пустяками и неверием в россказни чудотворцев и волшебников о заклинаниях, изгнании бесов и тому подобных вещах, тем, что не разводил перепелов [9] и не увлекался ничем подобным, и тем, что меня не выводит из себя свободное слово, что я отдался философии и слушал вначале Евтихия, затем Андрона и Мециана [10] , уже ребенком писал диалоги и почувствовал влечение к простому ложу, звериной шкуре и прочим принадлежностям греческого образа жизни [11] (6).

Рустику [12] — тем, что пришел к мысли о необходимости исправлять и образовывать характер, не проникся духом софистики, не занимался сочинительством теорий, не держал увещательных речей, не разыгрывал напоказ ни страстотерпца, ни общего благодетеля, не увлекался ни риторикой, ни поэтикой, ни краснобайством, не разгуливал дома в стóле [13] и не делал ничего подобного. Благодаря ему я пишу письма без всяких затей, вроде того, которое он сам написал моей матери из Синуессы [14] , всегда готов примириться с оскорбителями и обидчиками, лишь только они сделают первый шаг, вникаю во все, что приходится читать, не довольствуясь поверхностным образом, не соглашаюсь тотчас же с людьми, сыплющими словами, и благодаря ему же я познакомился с воспоминаниями об Эпиктете [15] , которыми он ссудил меня из своей библиотеки (7).

Аполлонию [16] — свободой и решимостью и тем, что неуклонно не взираю ни на что, кроме как на разум, и всегда остаюсь себе верным, при жестокой боли, при потере ребенка, в опасной болезни. Благодаря ему я на живом примере ясно увидел, что в одном и том же лице величайшая настойчивость может ужиться со снисходительностью, благодаря ему я не выхожу из себя, когда приходится растолковывать что-либо; видел человека, который уменье и сноровку в передаче познаний почитал наименьшим из своих достоинств, и понял, каким образом следует принимать от друзей так называемые услуги, не оставаясь в вечном долгу из-за них, но и не оставляя их равнодушно без внимания (8).

Сексту [17] — благожелательностью, образцом дома, руководимого отцом семейства, решением жить согласно природе [18] , безыскусственной серьезностью, заботливым отношением к друзьям, запасом терпения в отношении к людям невежественным и опрометчиво судящим и уменьем со всеми ладить: общение с ним было приятнее всякой лести, и в то же время он пользовался у этих людей величайшим уважением. Он учил меня с пониманием и методически отыскивать и располагать необходимые для жизни основоположения, не высказывать признаков гнева или какой-либо другой страсти, но сочетать любвеобилие с полнейшей свободой от страстей, пользоваться доброй славой, не вызывая шума, и обладать большими познаниями, не выставляя их напоказ (9).

Александру Грамматику [19] — воздержанием от упреков и обидных замечаний по адресу людей, обмолвившихся каким-либо варварским, ошибочным или неблагозвучным выражением: в подобных случаях я, следуя ему, стараюсь употребить правильное выражение в форме ли ответа, подтверждения, совместного исследования самого предмета, а не оборота речи или же посредством какого-либо другого уместного приема напоминания (10).

Фронтону [20] — пониманием того, каковы злорадство, коварство и лицемерие, присущие тирании, и того, насколько вообще черствы душой люди, слывущие у нас аристократами (11).

Александру Платонику [21] — тем, что не часто и не без необходимости ссылаюсь на недосуг как в разговоре с кем-нибудь, так и в письмах и не пренебрегаю, таким образом, постоянно, под предлогом неотложных дел, обязанностями по отношению к ближним (12).

Катуллу [22] — тем, что не оставляю без внимания жалобы друзей, даже если они неосновательны, но стремлюсь по возможности всё уладить по-прежнему, что от чистого сердца воздаю хвалу учителям, как это делали, судя по воспоминаниям, Домиций и Атенодот, [23] а также истинной любовью к детям (13).

Брату моему Севе́ру [24] — любовью к домашним, к истине и справедливости, знакомством, через его посредство, с Тразеем, Гельвидием, Катоном, Дионом и Брутом, [25] представлением о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. Ему же я обязан и тем, что неизменно чту философию, делаю добро, постоянен в проявлениях щедрости, исполнен благих надежд и верю в любовь со стороны друзей. Осуждая кого-нибудь, он не скрывал этого, а его друзьям не приходилось догадываться, чего он хочет или не хочет, но это всем было ясно (14).

Максиму [26] — самообладанием, настойчивостью, бодростью в болезнях и других невзгодах, уравновешенностью, мягкостью и достоинством характера, рвением в исполнении стоящих на очереди дел; что бы он ни говорил, все верили, все верили в его искренность, что бы ни делал — в отсутствие злого умысла. Ему же я обязан тем, что ничему не удивляюсь и ничем не поражаюсь, ни в чем не проявляю ни спешки, ни медлительности, ни растерянности, ни уныния, ни злорадства, ни гнева, ни мнительности, и тем, что предан добру, готов отпустить обиду, чуждаюсь лжи, предпочитаю верность своему долгу последующему исправлению, соблюдаю благопристойность и в шутках: никто не считал себя презираемым им, но никто не решался и счесть себя выше его (15).

Богам — тем, что у меня хорошие деды, хорошие родители, хорошая сестра, хорошие учителя, хорошие домочадцы, родственники, друзья, почти все окружающие, и тем, что мне не пришлось обидеть никого из них, хотя у меня такой характер, при котором я при случае и мог сделать что-нибудь подобное; но по милости богов не было такого стечения обстоятельств, которое должно было бы меня обличить. Им же я обязан и тем, что недолго воспитывался у наложницы деда и что сохранил в чистоте свою юность, не возмужал раньше времени, а даже запоздал в этом отношении. Богов я должен благодарить и за то, что моим руководителем был государь и отец, который хотел искоренить во мне всякое тщеславие и внедрить мысль, что и живя при дворе можно обходиться без телохранителей, без пышных одежд, без факелов, статуй и тому подобной помпы, но вести жизнь весьма близкую к жизни частного человека, не относясь поэтому уже с пренебрежением и легкомыслием к обязанностям правителя, касающимся общественных дел. Их же я должен благодарить, далее, за то, что у меня был брат [30] , который своим характером мог подвигнуть меня на заботу о самом себе и который в то же время доставлял мне радость своим уважением и любовью ко мне; за то, что мои дети не были обижены ни в умственном, ни в физическом отношении, и за то, что я не сделал больших успехов ни в риторике, ни в поэтике, ни в других занятиях, которым, быть может, я бы посвятил себя, если бы знал за собой большую успешность. Богам я обязан и тем, что безотлагательно взыскал своих воспитателей теми почестями, которых они, по-видимому, добивались, а не ласкал их только надеждою, что сделаю это впоследствии, так как сейчас они еще молоды, и тем, что познакомился с Аполлонием, Рустиком, Максимом. Я часто думал о жизни, согласной с природой, и ясно представлял себе, какова она. Боги, со своей стороны, сделали всё своими дарами, помощью и внушением, чтобы я мог беспрепятственно жить согласно природе, и если я не жил так, то по своей вине и потому, что не следовал их указаниям и чуть что не прямым наставлениям,— за это я также должен быть признателен богам, равно как и за то, что при такой жизни мое тело не отказалось мне служить до сих пор, и за то, что избег сближения с Бенедиктой и Феодотом [31] , да и впоследствии быстро исцелялся от любовных увлечений; за то, далее, что, часто сердясь на Рустика, не сделал ничего такого, в чем бы пришлось потом раскаиваться, и за то, что моя мать, которой суждено было умереть молодой, последние годы провела со мною. Благодарение богам и за то, что не было такого случая, чтобы я хотел помочь бедному или же вообще нуждающемуся, но должен был отказаться от этого за неимением средств, и за то, что сам никогда не был в такой нужде, чтобы быть вынужденным брать у других, и за то, что у меня такая преданная, любвеобильная, откровенная жена [32] , и за то, что никогда не имел недостатка в хороших воспитателях для моих детей. Им же я обязан и полученным мною во сне указанием средств как против кровохаркания и головокружения (что случалось и в Каэте), так и против других недугов [33] , и тем, что, почувствовав влечение к философии, я не попал в руки какого-нибудь софиста, не увлекся ни историей, ни анализом силлогизмов, не отдался изучению небесных явлений. Ибо для всего этого нужна помощь богов и милость судьбы (17).

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Первая книга

1 От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность и незлобивость.

2 От славы моего родителя и оставленной им по себе памяти – скромность и мужественность.

3 От матери – благочестие, щедрость, воздержание не только от дурных дел, но и дурных помыслов. А также – простоту образа жизни, далекую от всякой роскоши.

4 От прадеда – то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться;

5 От воспитателя – равнодушие к борьбе между зелеными и синими, победам гладиаторов с фракийским или галльским вооружением. Неприхотливость, выносливость в трудах, несуетливость и стремление к самостоятельности в решении дел, невосприимчивость к клевете.

6 От Диогнета – нерасположение к пустякам, недоверие к россказням чудотворцев и волшебников о заклинаниях, изгнании демонов и тому подобных вещах. А также и то, что не разводил перепелов, не увлекался глупостями, а отдался философии, слушая сначала Бакхия, затем Тандасида и Маркиана. Уже с детских лет писал диалоги и полюбил простое ложе, звериную шкуру и прочие принадлежности эллинского образа жизни.

8 От Аполлония – свободомыслие и осмотрительность, стремление неуклонно руководствоваться ничем иным, кроме разума, оставаясь верным себе при невыносимой боли, потере ребенка и тяжелой болезни. На его примере я наглядно убедился, что в одном и том же лице величайшая настойчивость может сочетаться со снисходительностью. Когда приходится с трудом растолковывать что-либо, я не раздражаюсь и не выхожу из себя, ибо видел человека, который опытность и мастерство в передаче глубочайших знаний считал наименьшим из своих достоинств. От него я научился, каким образом следует принимать от друзей так называемые услуги, не чувствуя себя вечно обязанным, но и не проявляя равнодушия.

9 От Секста – благожелательность; образец дома, руководимого отцом семейства, представление о жизни, согласно природе, и подлинном величии, заботливое отношение к нуждам друзей, способность терпеливо сносить невежество, верхоглядство, самомнение и ладить со всеми. Общение с Секстом было приятнее всякой лести, да и у самих льстецов он пользовался величайшим почетом, вопреки собственному желанию. От него я научился методически находить и связывать между собою основополагающие правила жизни, не выказывать признаков гнева или какой-либо другой страсти, сочетать невозмутимость с самыми нежными почтительными привязанностями, пользоваться доброй славой, соблюдая благопристойность, накоплять знания, не выставляя их напоказ.

10 От Александра-грамматика я научился воздержанию от упреков и обидных замечаний тем, кто допускал варваризмы, коверкание и неблагозвучность речи, предлагая им надлежащие выражения в форме ответа, подтверждения или совместного разбора самого предмета, а не оборота речи либо посредством другого уместного приема напоминания.

11 От Фронтона – понимание того, что тирания влечет за собой клевету, изворотливость, лицемерие и что, вообще, люди, слывущие у нас аристократами, отличаются бессердечием и черствы душой.

13 От Катула – внимательность к жалобам друзей, даже неосновательным и вздорным, стремление к улаживанию всех конфликтов, чистосердечная уважительность в отношении к своим учителям, желание воздать им хвалу, как это делали, судя по воспоминаниям, Домиций и Афинодот, а также – истинная любовь к детям.

14 От брата моего Севера – любовь к близким, любовь к истине и справедливости. Полученные благодаря ему знания о Тразее, Гельвидии, Катоне, Дионе, Бруте и представление о государстве с равными для всех законами, устроенном на началах равноправия и всеобщего равенства, о власти, ставящей превыше всего свободу граждан. Ему же я обязан неизменным почтением к философии, благотворительностью, постоянством в щедрости, надеждами на лучшее и верою в дружеские чувства. Он никогда не скрывал осуждения чьих-либо проступков, а его друзьям не приходилось догадываться о его желаниях – они были всем ясны.

15 От Максима – самообладание, неподатливость чужим влияниям, бодрость в трудных обстоятельствах, в том числе и болезнях, уравновешенный характер, обходительность и чувство собственного достоинства, старательность в своевременном исполнении очередных дел. Что бы ни говорил Максим, все верили в его искренность, что бы ни делал – в его добрые намерения. У него я научился ничему не удивляться, не поражаться, ни в чем не спешить и не медлить, не теряться, не предаваться унынию, не расточать излишние похвалы, вызывающие позднее гнев и подозрительность, а быть снисходительным, оказывать благодеяния, чуждаясь лжи, имея в виду непоправимость содеянного, а не запоздалые исправления.

Он умел шутить, соблюдая благопристойность, не выказывая презрительного высокомерия, но никто не считал себя выше его.

16 От отца – кротость и непоколебимая твердость в тщательно обдуманных решениях, отсутствие интереса к мнимым почестям, любовь к труду и старательность, внимание ко всем, кто может внести какое-либо общеполезное предложение, неизменное воздаяние каждому по его достоинству, понимание того, где нужна строгость, а где большая мягкость. Благодаря отцу – прекращение любовных дел с мальчиками и преданность общественным делам. Отец разрешал своим друзьям не являться на его обеды и не обязательно сопровождать его в путешествиях; те, кто отлучались по своему делу, при возвращении сохраняли его прежнее расположение. Во время совещаний он упорно настаивал на исследовании всех обстоятельств дела и не спешил положить конец обсуждению, довольствуясь первым встретившимся решением. Он сохранял постоянство в отношениях с друзьями, не меняя их из-за пресыщения, но и не поддаваясь чрезмерному увлечению ими. Самостоятельность во всем, ясный ум, предвидение событий далеко вперед, предусмотрительная распорядительность во всем, вплоть до мелочей, без тени кичливости своими способностями. Приветственных кликов и всяческой лести при нем стало меньше. И неусыпная охрана того, что необходимо государству, бережливость в расходах и выдержка, когда это ему ставилось в вину. И не было у него суеверного страха перед богами, а что касается людей, то не было ни заискивания перед народом, ни стремления понравиться, ни угодливости перед толпой, а напротив – трезвость и основательность; и никогда – безвкусной погони за новизной. Всем тем, что делает жизнь легкой – а это судьба давала ему в изобилии, – он пользовался и скромно, и вместе с тем охотно, так что он спокойно брал то, что есть, и не нуждался в том, чего нет. И никто не сказал бы про него, что он софист, вульгарный болтун или педант, а напротив, – что он человек сложившийся, совершенный, чуждый лести и способный руководитель и своими, и чужими делами. Вдобавок он ценил истинных философов, а остальных не порицал, хотя и не поддавался им. Кроме того, общительность и обходительность, но не через меру. О своем теле он заботился надлежащим образом, не как какой-нибудь жизнелюбец и не напоказ, однако и не пренебрегал им, чтобы благодаря уходу за телом как можно меньше нуждаться в медицине, во внутренних и наружных лекарствах.

В особенности же он без всякой зависти уступал людям, в чем-либо выдающимся, будь то выразительная речь, исследование законов, или нравов, или еще что-нибудь.

Он содействовал тому, чтобы каждый был в чести соответственно своим дарованиям.

Хотя он во всем соблюдал отеческие обычаи, однако никому не было заметно, чтобы он старался их соблюсти – то есть эти отеческие обычаи. Кроме того, в нем не было непоседливости и метаний, он проводил время в одних и тех же местах и занятиях. И после приступов головной боли он бывал сразу же свеж и полон сил для обычных трудов.

Не много у него бывало тайн, напротив очень мало, да и редко когда; все они касались исключительно государственных дел. Он был благоразумен и умерен в устройстве зрелищ, в строительстве и в раздаче пособий. Он обращал внимание на самое выполнение долга, а не на славу, которую приносит выполнение долга.

17 От богов – то, что у меня хорошие деды, хорошие родители, хорошая сестра, хорошие учителя, хорошие домочадцы, родичи, друзья, почти все. И то, что я никого из них ничем не обидел, хотя у меня есть такая склонность, и при случае я мог бы это сделать.

Благодеяние богов, что не было такого стечения обстоятельств, которое посрамило бы меня.

И то, что я недолго воспитывался у любовницы моего деда. И что я спас свою юность; и что я не возмужал преждевременно, но еще и несколько отсрочил это.

Я научился подчиняться начальнику и отцу, который намеренно искоренял во мне всякую спесь и внушал мне, что даже при дворе не нужны ни телохранители, ни роскошные одеяния, ни факелы, ни статуи и тому подобная пышность, но что есть возможность ограничить себя, приближаясь как можно больше к быту частных лиц, и что от этого вовсе не сделаешься более медлительным и робким, когда надо проявить силу в делах правления.

Я имею такого брата, который по своим нравственным свойствам мог побудить меня к развитию и вместе с тем радовал меня и почетом и любовью.

Дети мои уродились неглупыми и без телесных недостатков. Хорошо и то, что я не оказал особых успехов ни в риторике, ни в поэтике, ни в остальных занятиях, которым я, пожалуй, предался бы, если бы чувствовал, что быстро иду в них вперед.

Я не замедлил обеспечить моим воспитателям то почетное положение, которого они, как мне казалось, желали, и не откладывал осуществление их надежд на последующее время под предлогом, что они еще молоды.

И то, что я познакомился с Аполлонием, Рустиком и Максимом. Часто и отчетливо возникало у меня представление о том, какова жизнь, согласная с природой, так что, поскольку это зависит от богов и от исходящих от них даров, воздействий и внушений, ничто уже не мешает мне жить согласно природе, а если меня на это не хватает, то только по моей вине и оттого, что я не соблюдаю исходящих от богов напоминаний и чуть ли не прямых наставлений.

И то, что я настолько еще сохранил свое здоровье при такой жизни. И то, что я не коснулся ни Бенедикты, ни Федота, да и впоследствии оставался здоровым, когда овладевали мной любовные страсти. Я часто сердился на Рустика, но ничего не сделал такого, о чем бы потом пожалел.

Родительница моя, которой предстояло умереть молодой, все же прожила вместе со мной свои последние годы.

Сколько бы раз я ни захотел помочь какому-нибудь бедняку или в чем-нибудь нуждающемуся, мне никогда не довелось слышать, что у меня нет денег для этого. Да и мне самому не приходилось впадать в такую нужду, чтобы занимать у другого.

И то, что жена у меня такая послушная, так нежно любимая, такая простодушная.

И то, что в изобилии имелись подходящие воспитатели для детей.

Богам я обязан и за то, что в сновидениях мне была дана помощь, в особенности – против кровохарканья и головокружения, что бывало в Кайете…

И то, что, когда я стремился к философии, я не наткнулся на какого-нибудь софиста, не сидел над сочинениями историков, не занимался разбором умозаключений и не предавался изучению небесных светил.


Философ на троне — одно из прозвищ, данное Марку Аврелию в научных кругах. Также его называют последним из стоиков, потому что его научный труд был создан, исходя из убеждений стоицизма. Школа стоицизма впоследствии объединилась с неоплатонистами.

Одним из известнейших трудов философии был сборник мыслей "Наедине с собой" или "К самому себе" Марка Аврелия. Фото памятника императору, который до сих пор стоит на территории Рима, представлены в нашей статье. Идеи этого мыслителя популярны и сегодня.

марка аврелий на лошади

Кто такой Марк Аврелий

Это римский император, который помимо управления государством (эту функцию он делил со своим названым братом Вером Луцием) занимался философией. Император в свое время получил отличное образование, успешно занимался правительственной деятельностью, а в перерывах между походами вел дневник, который назвал "Размышления" без намерения публикации. Однако мысли, изложенные в нем, имеют большую философскую ценность и во многом повлияли на дальнейшие философские теории.

Большое влияние на него оказал приемный отец Антонин Пий.

Правление Марка Аврелия

Период правления императора сопровождался многочисленными войнами и стычками. Например, в 162 году разразилось восстание в Британии, которое было успешно подавлено. В этом же году было много боев с хаттами.

Также в 162 году началась война с парфянами, по завершении которой в 166 году Армения оказалась в подчинении у Рима. После 166 года началась затяжная изматывающая война с маркоманами и квадами. Маркоманская война затянулась до 175 года, привела сначала к захвату римских земель германскими племенами, а потом к отвоеванию римлянами собственных владений. В это время умер соправитель Марка Аврелия Луций Вер. Марк сделал своим соправителем своего сына Коммода.

барельеф маркоманская война

В декабре 176 года был завершен один из этапов войны, итог которой Марк охарактеризовал как относительную победу.

А в 177 году варвары снова пошли в наступление. Однако этот оказался для них менее удачным. Римляне полностью разгромили варваров, а затем пошли в наступление за берега Дуная.

Правление Марка Аврелия сопровождалось не только войнами, но и эпидемией чумы, которая унесла множество жизней римлян, в том числе и жизнь самого императора.

Детство и юность Марка Аврелия

Марк родился 26 апреля 121 года. Его родителями были Анний Вер и Домиция Луцилла. После смерти отца Марка усыновил его дед Анний Вер.

Марк получил хорошее домашнее образование, с ним занимались разные ученые и философы. С ранних лет Марк участвовал в общественной жизни Рима, выполняя поручения императора Адриана. И в шестилетнем возрасте смог получить титул римского всадника, двумя годами позже он присоединился к саллийской коллегии.

С подросткового возраста Марк Аврелий занимался организацией пиров и оргий.

к самому себе марк аврелий

Император Адриан, видя успешность его организаторской и прочей деятельности, захотел сделать его своим наследником. Однако этому помешал юный возраст Марка. Тогда Адриан передал власть Антонину Пию с условием, что после его правления титул императора унаследует Марк.

Взрослая жизнь и управление государством

С 18 лет Марк жил во дворце императора, а с 19 уже стал консулом.

Образование Марка было блестящим. Он великолепно владел ораторским искусством, а также имел глубокие знания гражданского права и юридических наук. В молодости он занимался риторикой, а впоследствии его интересом стала философия.

В 145 году Марк женился на Фаустине — дочери Антонина Пия.

Со 161 года Марк стал официальным правителем Рима, сделав своим соправителем сначала Луция Вера, а затем (после его смерти) своего сына Коммода.

Марк справлялся как с внутренними событиями и проблемами Римской империи, так и с внешними. Значительным событием во время его правления была не только Маркоманская война, которую он вел до победы, не сдаваясь под натиском варваров, принимая все меры по устранению неприятеля и захвату его земель. Также важным событием во время правления Марка было наводнение, которое случилось во время разлива Тибра.

Рим сейчас

Что касается его начинаний, то, конечно, он основал в Афинах кафедры философии. Также он провел реформы по гладиаторским боям, сделав их гораздо менее жестокими, так как его целью было побуждение людей к добру и милосердию.

Марк, как известно из источников, отличался спокойным нравом, почти в любой ситуации сохранял хладнокровие и способность к труду.

сражение с варварами

При этом помимо государственной деятельности он много писал и создавал философские труды.

Во время эпидемии император заразился чумой, последние годы своего правления он страдал этим недугом. Чума причиняла ему много страданий, однако он, даже заболев, остался верен своим принципам, проводя военные кампании и участвуя в походах. В 180 году он умер, оставив наследником своего сына Коммода.

Личность Марка Аврелия

Марк Аврелий, несмотря на то что был воспитан в среде, пропагандирующей развлечения и гонку за удовольствиями, отличался твердым духом и склонностью к аскетизму.

Тем не менее он был большим поклонником римских традиционных ритуалов и праздников.

Современники отзывались о нем как о весьма уравновешенном человеке, стойком, но не черством, спокойном, но при этом вполне живым и в меру эмоциональным.

Император отличался железной волей и стремлением к неуклонному следованию своим принципам. Его широта мышления во многом определила стиль его правления и волю к победе.

Что такое стоицизм

Марк Аврелий придерживался взглядов стоицизма — философской школы, основными тезисами которой были:

  • верность своим принципам и идеалам;
  • выполнение долга (причем не только долга перед другими, но перед самим собой);
  • смирение со своей участью;
  • принятие неизбежного без сопротивления и возмущений.

Стоики считали, что гедонизм не ведет ни к чему хорошему и пропагандировали что-то близкое к аскетизму, однако без фанатизма. Погоня за наслаждениями делает человека слабым и подверженным различным аффектам, и его страсти начинают управлять им. Свобода в понимании стоиков не есть вседозволенность и гонка за удовольствиями. Свобода воспринималась как осознанность, в том числе и осознание своего долга перед обществом, которое создало человека таким, каким он является.

Чувство долга становится внутренним стержнем человека, который получает волю действовать вне зависимости от обстоятельств.

Стоики не обращали внимание на этнические различия между людьми, полагая, что все люди принадлежат одному общему человеческому роду. Стоики объявили себя гражданами всего мира, другими словами, космополитами.

Стоики большой упор делали на изучение законов физики, чтобы познать реальность вещей и предметов. А чтобы познать реальность слов и понятий, делали упор на изучение логики.

Войны Древнего Рима

Марк Аврелий считается одним из последних стоиков. Книга Марка Аврелия "К самому себе" (по отзывам) считается классическим образцом философии стоицизма.

Стоики во время правления Аврелия имели большую популярность у граждан Рима.

Книга "Наедине с собой"

Марк Аврелий во время своей жизни вел дневник. И уже после смерти римского императора были найдены его записи, которые составили целых 12 книг, объединенных общим названием "Наедине с собой". Марк Аврелий не собирался публиковать свои книги. Это был личный дневник, который опубликовали уже его потомки. Также было найдено самое известное сочинение Марка Аврелия, называлось оно "Размышления".

Записки Марка поражают идеей бренности всего сущего, а также монотонности и рутинности жизни каждого человека. Ведь ему отведено так мало времени для того, чтобы сделать действительно что-то стоящее. И все, что делает каждый, остается бессмысленным с точки зрения вечности.

Даже посмертная слава не имеет в себе никакой настоящей ценности, потому что это тоже кратковременно. Сначала события свежи в памяти, потом начинают становиться похожими на миф, потом обрастают домыслами и вскоре практически полностью забываются либо настолько видоизменяются, что от первоначального воспоминания ничего не остается.

Это все можно было бы назвать пессимистичным взглядом на жизнь, если бы не духовная опора Аврелия — вера в высшее единое целое, от которого все берет начало, им же все заканчивается. Это единое целое управляет миром и придает смысл всему происходящему, создавая любую жизнь и забирая обратно.

Основные тезисы

Содержание "К самому себе" Марка Аврелия весьма интересно даже для школы стоицизма. Многие идеи были новыми и свежими, внося свой вклад в развитие философской мысли античности. Содержание книги Марка Аврелия "К самому себе" позволяет задуматься о многих вещах собственной жизни.

Основные тезисы данного научного труда заключаются в следующем:

  • Жизнь человека очень коротка и несущественна с точки зрения времени.
  • Тело бренно и склонно к разрушению.
  • Судьба загадочна, и никто не может ее прочитать заранее или предопределить.
  • Ощущения смутны и не отображают достоверную реальность.
  • Посмертная слава не имеет значения, так память недолговечна и изменчива.
  • Не стоит давать волю негативным эмоциям и предаваться чрезмерной досаде, так как все в этом мире недолговечно.
  • Не стоит никого винить в неудачах, кроме самого себя. Да и себя тоже не стоит.
  • Многие проблемы человека существуют только в его сознании. И изменить свое настроение можно, просто поменяв образ мыслей. Огорчения приносит не сама вещь или явление, а суждение об этой вещи или явлении.
  • Ничего в этом мире не достойно чрезмерного удивления. Все, что происходит, происходит не случайно, а закономерно.
  • Все в этом мире создано из общего источника и стремится к нему же.
  • Чувство долга и справедливости — это те чувства, которые должны управлять человеком и его деятельностью.
  • От всего сердца нужно любить тех людей, с которыми тебе суждено прожить эту жизнь.
  • Нужно все время искать добродетели в тех, кто находится рядом с тобой.
  • Нужно принимать все происходящее с тобой, понимая, что ничего не происходит случайно, и все справедливо.

Все это позволяет взглянуть на жизнь со смирением. Эти убеждения влияли и на жизнь самого правителя, давая ему необходимую для управления государством мудрость и силу воли. "Рассуждения о самом себе" Марка Аврелия также отличались смелостью и оригинальностью.

Основное предназначение человека

Именно наличие общего единого целого, из которого все появилось, диктует людям способы жизни в этом мире и нравственные устои.

Человеку важно понимать, что с ним происходит. Именно для этого нужны науки.

А также важно следовать нравственным ценностям, которыми являются справедливость, милосердие, мужество и благоразумие. Следует жить и трудиться на благо общества, исполняя свой моральный долг. Должен человек не другим, а в первую очередь самому себе.

война с германскими племенами

Что такое моральный долг

Моральный долг — это одно из основных понятий философии Аврелия. И заключается он в том, что человек волен выбирать между добром и злом.

"К самому себе" — размышления Марка Аврелия о своем собственном моральном долге, а также о моральном долге других людей.

Главная задача каждого живущего на земле — осознав и взвесив все сознательно, а не под действием внешних факторов, сделать свой выбор в пользу добра и милосердия. Разум (по Аврелию) является главным инструментом, помогающим сделать правильный выбор.

Марк Аврелий выделяет разум как самостоятельный элемент человеческой личности. До этого представители школы стоицизма отмечали лишь дух и тело.

Принятие и смирение

Принятие жизни такой, какой она является, без попытки возмущаться происходящим также, по Аврелию, исходит из разума. Потому что это логично. Провести жизнь необходимо в согласии с собственной природой, не сравнивая ее ни с чьей более и не фантазируя на тему того, как могло бы быть.

Ничего в этом мире не происходит против природы вещей. И жизнь, и смерть нужно принимать как должное.

Стремления императора

Марк в каком-то смысле был идеалистом. Во время правления он стремился создать идеальное государство по Платону. Государство философов и мыслителей было его мечтой. Многие ученые и философы, мысли которых разделял император, стали во время его правления консулами и заняли различные государственные посты.

Марк Аврелий хотел не просто повиновения граждан своему правителю. Он хотел сознательности людей в государстве, их служения добру и справедливости. Книга Марка Аврелия "Наедине с самим собой" отражает его стремления, которые он пытался воплотить в подвластном ему государстве.

Покровитель слабых

Во время эпидемии Марк много сделал для больных.

Также правитель создал много реформ, связанных с обеспечением граждан, которые по каким-то причинам не могут самостоятельно о себе позаботиться.

Больные и увечные жили за счет налогоплательщиков, которыми являлось трудоспособное население Рима.

В книге Марка Аврелия "Наедине с самим собой" также присутствуют размышления на тему справедливости и долга перед обществом.

Также во время правления Марка было открыто множество приютов, а еще начальных образовательных учреждений.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

простая и умная книга, сборник дневниковых записей одного из самых (возможно самого) выдающихся римских императоров, исповедующих концепции стоицизма, живущих нераздельно с этими принципами

книга как никогда актуальна

Здравствуйте,стоицизм,конечно же, заслуживает внимания. Только у нас,в России,климат,как говорится,не тот. Вот у Антона Павловича Чехова в Палате номер 6 о стоицизме довольно точно отзывается Громов Иван Дмитриевич, процитирую его:" Чтобы презирать страдание, быть всегда довольным и ничему не удивляться, нужно дойти вот до этакого состояния, — и Иван Дмитрич указал на толстого, заплывшего жиром мужика, — или же закалить себя страданиями до такой степени, чтобы потерять всякую чувствительность к ним, то есть, другими словами, перестать жить. " И ещё:" Учение, проповедующее равнодушие к богатству, к удобствам жизни, презрение к страданиям и смерти, совсем непонятно для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств в жизни; а презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь, так как всё существо человека состоит из ощущений голода, холода, обид, потерь и гамлетовского страха перед смертью. В этих ощущениях вся жизнь: ею можно тяготиться, ненавидеть ее, но не презирать."
Но для понимания того,что же есть такое стоицизм,читайте,друзья,Марка Аврелия. Спасибо за внимание.

Добавляю фото внешнего вида и страниц для ознакомления. Хорошая серия книг, сделанных качественно

В целом книга интересная. Я получил от неё именно то чего ожидал: описание стоицизма, описание Марка Аврелия, кем он хотел себя видеть, его отношение к разным вещам и его философию жизни. Стоит читать если тебе нравится стоицизм, Др. Греческая философия в целом, сам Аврелий. Часто в содержании встречаются толковые афоризмы, некоторые странные или даже смешные. Несмотря на всё содержание книги она не сильно уходит за рамки стоицизма, это полностью философия своего времени, никакой революции Аврелий не внёс. (да и не хотел) Но читать всё равно стоит ценителям философии и истории. Только по чуть-чуть чтобы в голове не было каши.

Великолепная книга! Особенно стоит почитать тем, кто так или иначе интересуется историей древней Церкви, а также историей Римской империи

Читайте также: