Кто дал право человеку калечить и безобразить землю сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Книга - открытие для меня, как и сам автор. Настоящее наслаждение для читателя, любящего красоту нашей природы и понимающего всё то огромное значение, которое она оказывает на наш дом, имя которому - планета Земля.

Вот такого вопроса, я считаю, коснулся Константин Паустовский в данном произведении, ставшим для меня своеобразным "ответом на молитвы" , потому что эта тема всегда присутствует в моей голове, когда я вижу как в очередной раз уничтожают деревья для того, чтобы, якобы, облагородить территорию (например в нашем городке вокруг озера) и тем самым не только уродуют красоту места, но и наносят непоправимый ущерб самой природе.

Что будет с нашей планетой, с нашим домом, в котором мы живём, если мы начнём уничтожать лесные массивы, проще говоря, вырубать леса? Паустовский рассказывает нам об этом на примере конкретной местности и судьбы героев книги, одним из которых, кстати, является русский композитор Пётр Чайковский - ярый противник такого рода бизнеса, идущего в ущерб планете и лишающий человека приюта для души и места, откуда можно черпать вдохновение для творчества. Душевные муки композитора заставляют его совершить отчаянный поступок и предложить деньги, которые он ещё не заработал, виновнику его несчастья - предприимчивому купцу, отдавшему приказ о вырубке леса, рядом с которым располагается дача композитора. Но все его попытки предотвратить варварство не увенчиваются успехом и зло свершается.

Каковы последствия такого бездумного расточительства природного богатства, рождённого погоней за наживой? Очень печальные. Вырубка лесов делает нашу планету не пригодной для жизни. И человек должен быть готов к таким природным катаклизмам после своих действий, как:

  • образование оврагов больших размеров и нарушение ландшафта местности
  • размытие почв и гибель садовых культур
  • песчаные бури и изменение климата
  • гибель урожая на крупных территориях

Вырубил леса - "снимайся с якоря" и покидай свою малую Родину, так как жить ты по-прежнему здесь не сможешь! Природа не позволит и отомстит тебе самым жестоким образом! И, увы, будет права!

Я, так, тезисно перечислила те явления, которые описал автор книги. На самом деле, жертвами печальных событий в этой истории стали живые люди, герои повести, со своими судьбами и очень даже нелёгкими, потому как, помимо всего, им пришлось пройти ещё одно испытание - испытание Великой Отечественной Войной.

Не буду пересказывать (хоть и очень хочется поделиться!) само содержание книги. Скажу только, что повесть замечательная ! Прекрасный язык произведения, красивые описания лесов и местности, в которой происходят события. Герои книги - простые русские люди (один из них - писатель) со своими особенностями, мыслями и, даже, самоотверженными поступками, любящие свою Родину и природу.

"Повесть о лесах " - настоящее откровение, крик души писателя и, я думаю, любого, кто разделяет его видение данной темы. Помимо всего прочего, в ней содержатся интересные факты, знания о жизни в местности близ лесов, например, интересные методы остановки лесного пожара ( для меня явилось открытием) и др.

И на последок, душераздирающая цитата из эпизода с композитором, демонстрирующая талант писателя и трогающая читателя до слёз, до самой глубины души. Оцените сами.

От под­ножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и зас­тонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяж­ким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели. Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и тем­ной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха перши­ло в горле. Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чай­ковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смер­тельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве. Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал.

Подлость! - бормотал он. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество стра­ны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бере­жем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, "промотав­шиеся отцы.

Думаю, "Повесть о лесах" не утратила своей актуальности и в наше время, а стала ещё более значимой, учитывая современные реалии. Я полюбила Паустовского и думаю, что обязательно напишу ещё ни один отзыв о его творчестве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие элективного курса в 11 классе

Мажарова Галина Георгиевна

Тема: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов;

Совершенствовать навыки конструирования текстов посредством объединения в единую логическую цепочку фрагментов вступления, формулирования проблемы, комментария к ней;

Закрепление знания терминов, используемых в формулировке задания и критериев оценки сочинения.

Оборудование:

Распечатанные исходные тексты;

Карточки с терминами;

Карточки со сформулированными темами текстов;

Карточки со сформулированными проблемами текстов;

Карточки с примерами ошибок в комментарии

I . Организационный этап

1. Каждый ученик получает бейджик с номером от 1 до 5 и занимает место за столом с соответствующим номером – таким образом класс разделен на 5 команд по 4 человека в каждой.

2.В каждой команде определяются личные номера участников (от №1 до № 4), партнеры по лицу (№1 - №4, №2 - №3) и партнеры по плечу (№1 - №2, №3 - №4)

II . Постановка целей и задач занятия

Сегодня мы должны продолжить усвоение терминов, которые используются в формулировке задания и критериев оценки сочинения на ЕГЭ, а также отрабатывать навык написания фрагментов сочинения, с которыми мы уже познакомились: вступления, формулирования проблемы, поднимаемой в тексте, и комментария к ней.

III. Практическая работа

Упражнение на закрепление знания терминов, используемых в формулировке задания и критериев оценки сочинения.

В центре столов лежат по 4 карточки с записанными на них терминами. По сигналу учителя ученики берут по одной карточке и в течение 10 секунд обдумывают это понятие. Далее каждому члену команды дается по 30 секунд на то, чтобы рассказать, как он понимает этот термин.

Учащиеся встают со своих мест, свободно перемешиваются в классе, по сигналу каждый образует новую пару с членом не своей команды, и каждый из них в течение 30 секунд раскрывают друг другу понятие выбранного термина.

Новые пары образуются 3-4 раза.

1 команда: абзац, композиция текста, тезис, фактическая точность;

2 команда: проблематика, комментарий к проблеме, этическая норма, иллюстрация;

3 команда: текст, тема текста, проблема, тезис;

команда: позиция автора, аргумент, этическая ошибка, композиция текста

Упражнение на формирование умений написания вступления к сочинению.

Перед каждым членом команды лежит текст:

Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять. что могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

Прочитайте текст. Определите его тему, идею.

Озаглавьте текст и объясните свой выбор.

Напишите разные варианты вступления к сочинению по прочитанному тексту:

члены команды под №1 - личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста;

№ 2- определение темы текста;

3 – цепочка вопросительных предложений;

4 – краткая справка о писателе

Упражнения на закрепление умений формулировать проблему

Каждому члену команды лист формата А4 разделить на 4 части, части пронумеровать:

Записать в части листа под своим номером фразу (клише), используя которую можно ввести формулировку проблемы, поднимаемую в тексте; передать лист по часовой стрелке партнеру, в полученном листе партнера под своим номером записать еще одну фразу и снова передать лист. Листы передавать до тех пор, пока к вам не вернется ваш собственный лист.

Член команды под №2 зачитывает фразы, записанные на его листе в части №2, остальные сверяют с записями в своей части листа, вычеркивая повторяющиеся и добавляя те, которых у них нет. Таким образом читают записи все члены команды.

2) Определение темы текста.

У каждого члена команды есть карточка со сформулированной темой текста. В течение 10 секунд каждый обдумывает свою тему, затем в течение 30 секунд каждый перед командой отстаивает или опровергает сформулированную тему. Когда будут выслушаны все четыре выступления, выбрать правильно сформулированную тему.

№ 1 - Опустошение земли;

№ 2 - Душа народа;

№ 3 - Природа;

№ 4 - Широта духа.

3) Обсудите в команде, какой проблемы не касается автор:

- воспитание широты духа;

- ответственность перед потомками;

- охрана природы;

- свобода человека .

Упражнение на предупреждение фактических ошибок при формулировании проблемы (пониманием текста).

Распределить проблемы с точки зрения точности формулировки:

- воспитание широты духа;

- ответственность перед потомками;

- охрана природы;

5) Прочитайте текст

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими.

Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено всё, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдёт тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространённая и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.

На столе лежит лист, на котором сформулированы проблемы:

- соотношение добра и зла в жизни;

- опасность оправдания зла;

- выбор основания для поведения в этически напряжённой ситуации;

- наличие абсолютных запретов

В течение 10 секунд подумать и выбрать правильно сформулированную, на ваш взгляд, проблему. В каждом углу класса прикреплена табличка с одной из этих проблем. Подойдите к табличке, на которой сформулирована выбранная вами проблема. Образуйте пару с партнером из другой группы, втечение 30 секунд объясните друг другу, почему вы выбрали именно эту проблему. (Новые пары образуются 3-4 раза)

6) Сформулировать проблему, поднимаемую в тексте

Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё.

Личные повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастье.

Обсудить сформулированную проблему с партнером по плечу в команде и ответить на его вопросы

Упражнения на формирование умений комментировать сформулированную проблему

Прочитайте текст и примеры комментариев к нему. Определите типы ошибок.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

В тексте поднимается актуальная проблема – это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире.

Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование.

Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовётся на другом. Столкнуться с этой проблемой придётся каждому.

Текст Ю. Лотмана посвящён проблеме национальной розни.
Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир – это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война.

Каждый член команды анализирует один пример комментария, затем партнеры по лицу обосновывают друг другу свое мнение. Пятую проблему обсуждают коллективно.

2) Написать свой комментарий к тексту:

№ 1, №4 – текстуальный,

№ 2, №3 - концептуальный

По одному человеку от каждой команды зачитывают свои комментарии всему классу

IV . Подведение итогов занятия

V . Домашнее задание

По последнему тексту написать фрагмент сочинения, состоящий из вступления, формулирования проблемы и комментария к ней

Презентация на тему: " Красная книга «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю! Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно." — Транскрипт:

4 Причины исчезновения животных: - вырубка лесов; - уничтожение растений; - загрязнение воды; - охота; - загрязнение и разрушение почв; - деятельность человека.

5 Тигр Ближний родственник домашней кошки. Его длина более 3 метров. Живет на востоке нашей страны.

6 Орел - беркут Орел – беркут – большая величественная птица. Размах ее крыльев – до 2 метров. Беркут может подолгу парить высоко в небе, высматривая добычу.

7 Белый медведь Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами. В небольших количествах поедает и растительную пищу.

8 Фламинго. Живут фламинго 25 – 30 лет. Тело ее высотой до 1,5 метров, вес 4 кг. Птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты в серый пух.

9 Кавказская выдра На Ставрополье известна только для реки Кумы в районе Пятигорска, Буденновска. Выдры могут селиться и на озерах, прудах, болотах. Питается рыбой, но также поедает мышевидных грызунов, лягушек и птиц. Размер тела – около 35 см.

10 Остроухая ночница На Ставрополье распространена в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках. Дневными убежищами служат разно- образные пещеры, ниши под большими камнями, чердачные помещения.На кормежку вылетают после того, как стемнеет, а возвращаются перед рассветом. Питаются ночными бабочками и жуками. Размер тела – до 6 см.

11 Змееяд Гнездится в лесах в окрестностях г. Ставрополя, в Бештаугорском лесу. Длина тела 65 см.В крае появляется в конце марта. Очень молчалив и осторожен. Гнездятся на деревьях. Взрослые птицы выкармливают птенца преимущественно змеями. При этом они носят их в гнездо наполовину заглотнув. На зимовку отлетает в конце августа.

12 Медведица гера На Ставрополье встречается в окрестностях Пятигорска (г.Бештау и пойма р. Подкумок) Бабочки летают в июне – августе. Гусеницы питаются различными травянистыми растениями, а также листьями дуба. Зимуют гусеницы. Средние размеры тела – около 3 см.

13 Жук - носорог На территории края встречается в лесах Кавказских Минеральных вод. Питаются взрослые жуки соком поврежденных частей стволов и веток деревьев. Средние размеры жука от 2 см до 3 см. После откладки яиц самка погибает.

14 Экологические правила. 1. Не разоряй птичьих гнезд. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. 3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. 4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. 5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики. 6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 7. Не разоряй муравейники.

К. Паустовский – “Повесть о лесах”. В “Повести о ле­сах” К. Паустовский размышляет о месте природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Тема русской природы сливается в повести с темой России, с темой русской культуры, музыки, с размышлением о судьбе народа.

Образ лесов в повести является символическим, это поэтический образ всей России. Удивительно переплетено в произведении прошлое и настоящее. В первой главе мы видим справедливое негодование П. И. Чайковского, великого русского компози­тора, пытающегося предотвратить

Он пытает­ся выкупить этот лес у предприимчивого купца Трощенко, пы­тается искать помощи у губернатора. Однако все попытки тщетны – на участке начинают работать лесорубы. “От под­ножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и зас­тонала.

Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяж­ким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели.

миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и тем­ной хвои.

На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха перши­ло в горле.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чай­ковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смер­тельное падение, – от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой.

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.

Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал.

Подлость! – бормотал он. – Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество стра­ны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа!

Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бере­жем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

Вот они где, “промотав­шиеся отцы. ”.

Такое же отношение к природе мы видим и у людей нового поколения. Николай Никитич умер, когда погиб разрушен­ный ветром и ливнем его любимый сад. Писатель Леонтьев отдыхает душой, устроившись на время лесничим. Становится лесоводом Коля, вернувшийся в родной город из Ленин­града.

Тонко чувствует и понимает родную природу Анфиса. Делу защиты и изучения природы посвящает свою жизнь Марья Трофимовна.

Но вот началась Великая Отечественная война, и враги беспощадно расправляются и с природой, и с русской куль­турой. С болью в сердце Леонтьев следил за гибелью лесов. “Он знал, что гитлеровцы начисто вырубили великолепные дубравы на Украине. Он видел леса, похожие на исполинские кладбища, где к небу поднимались обугленные стволы, ли­шенные ветвей. В Смоленской области он видел опытный лес из лиственницы.

Фашисты свели его весь, до последнего де­рева. Это был, как выражались лесоводы, классический лес: необыкновенной мощи, чистоты и прелести”.

Варварски относятся немцы и к великой русской культу­ре. Так, Аграфена не может вынести мысли о том, что в доме Чайковского расположились немцы. Один из них, открыв рояль, дурачась, бьет по клавишам ногами. И, сталкивая нем­ца, она защищает Чайковского, свою историю, свою вели­кую культуру.

Аграфена погибает, но остается молодое поко­ление – Коля, Анфиса, сблизившийся с ними писатель Ле­онтьев. И есть преемственность поколений. Этим людям так­же дороги русские леса и русская культура. “Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удиви­тельных по меткости мыслей о том, что леса учат человека по­нимать прекрасное.

В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество при­роды, усиленные некоторой дымкой таинственности”, – за­мечает один из героев, профессор Петр Максимович в финале произведения.

Таким образом, “Повесть о лесах” – это изображение по­пытки преодоления глобального конфликта между человеком и природой. В произведении звучит идея возможности гармо­нического сосуществования человека и природы. Природа становится для героев Паустовского источником духовных сил, надеждой, любовью. Русская природа, по мысли писате­ля, во многом определяет русскую душу, природа неразрывно связана с русской культурой, искусством.

Искусство, по мысли писателя, – это творческая попытка человека создать красоту, подобную той, которую создает природа. Искусство, таким образом, в определенном смысле уподобляется приро­де. И важна мысль автора о том, что мы должны не допускать варварства как по отношению к природе, так и по отношению к искусству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я к Петру Ильичу за советом пришел.
Он снял шапку, поскреб серые космы, потом нахлобучил шапку и сказал:
- Слыхали небось? Помещик мой не вытянул, ослаб. Весь лес продал.
- Да ну!
- Вот тебе и ну! Ну да ну, повесь язык на сосну!
- Ты чего вяжешься? - обиделся слуга. - А то я и ответить могу!
- Жилетку ты носишь бархатную, - пробормотал Василий, - с кармашками. А что в них класть, неведомо. Леденцы для девиц? Или платочек засунуть и пойти форсить под окошками? Ты, выходит, блудный сын. Вот ты кто!
Феня фыркнула. Слуга молчал, но смотрел на Василия презрительно.
- То-то! - сказал Василий. - Понимать надо, где правда, а где беззаконие. Лес помещик профукал. А толку что? С долгами расплатиться не хватит.
- Кому продал?
- Харьковскому купцу Трощенке. Принесла его сюда, за тыщи верст, нелегкая из Харькова. Слыхал про такого?
- Купцов много, - уклончиво ответил слуга. - Ежели бы еще он был московский. да первой гильдии.
Купил Трощенко лес, рубаху еще не сменил, а пригнал уже лесорубов и пильщиков. С завтрашнего дня лес начнут валить. Всё, говорят, велел пустить под топор, до последней осины. Так-то!
2. Охарактеризуйте купца Трощенко (оформить лист)

Жестокий, безразличный, добрый, безучастный, отзывчивый, благородный, бездушный, холодный, скупой, сердечный, алчный, равнодушный, чуткий, порядочный, бесчеловечный, нравственный.

3. Подумай, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес? Задумывался ли об этом купец Трощенко?

Информация для размышления.

Одной из важнейших экологических проблем является вырубка лесов. Экологи считают, что обезлесение приводит ко многим негативным последствиям для Земли и человека. Без лесов не будет и жизни на Земле, это нужно понять тем, от кого зависит их сохранение. Возможно, люди просто не задумываются, что вся их жизнь зависит от этой экосистемы. Хотя издавна все почитали лес, придавая ему часто магические функции. Он был кормильцем и олицетворял животворящую силу природы. Его любили, к деревьям относились бережно, и они отвечали нашим предкам тем же.

Словарь терминов.

Мезонин (от итал. mezzanine) надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома, часто имеет балкон. В России М. получил широкое распространение в 19 в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Подёнщик - рабочий, занятый поденным трудом. Тот, кто занят повседневным, обыденным тяжелым трудом (преимущественно литературным).

Трактир (от лат. tracto - угощаю) - гостиница, постоялый двор с рестораном, харчевней. Позднее - ресторан низшего разряда, харчевня, закусочная с продажей спиртных напитков.

Купец – лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.

Приказчик – 1. Наемный служащий в торговом заведении, выполнявший поручения торгового характера, занимавшийся по доверенности хозяина торговлей в магазине.

2.Служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

Губерния(ново-лат. gubernium, от gubernare - управлять), в России административное подразделение, часть империи, вверенная управлению губернатора.

Киот(от греческого kibotos - ящик), 1) в Ветхом Завете - ковчег, в котором хранились скрижали заповедей Бога. 2) В православии - остекленный ящик или шкафчик для икон.

Юнкер – в царской России воспитанник военного или юнкерского училища (воен. до революц.). Школа кавалерийских юнкеров и гвардейских.

Паром – плоскодонное судно, плот для переправы людей, транспорта, грузов через реку, озеро или пролив.

Вексель(нем. wechsel перемещение, перевод, мена) ценная бумага, содержащая простое и ничем не обусловленное обещание векселедателя (вексель простой).

Маклак – при мелких торговых сделках; маклер.

Ассигнации – бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769.

Цифры и факты:

Читайте также: