Крутой берег реки сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости подростков на сложные жизненные ситуации; выработка навыков анализа художественного текста; подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения; развитие умения монологического высказывания.

Методы: эвристическая беседа, работа с книгой, работа в группах.

Знания на уроке: внимание к художественному слову, символическое значение элементов пейзажа в рассказе.

Словарная работа: уязвимость, гуманность, милосердие, сострадание.

Ход урока

Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей читать его душу,
увидеть в его глазах духовный мир –
радость, беду, несчастье, горе.
(В.А.Сухомлинский).

1. Эмоциональный настрой урока.

Учитель. Как вы понимаете это стихотворение?

Ученик. След – это наши поступки и слова, которые всегда, так или иначе, отражаются на жизни людей. И каждому необходимо стараться оставлять только чистый след в сердцах людей, в их памяти, в жизни.

Звучат ответы учащихся.

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношениях к людям.

Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.

Учитель. На уроке нам предстоит не только понять смысл определений, но и сделать вывод, какого человека можно назвать гуманным; что лежит в основе поступков гуманного человека.

Учитель. В чем необычность его таланта?

  1. Биография писателя.
  2. Творчество. Главное в творчестве Быкова – это не изображение человека в бою, не показ подвига, героического поступка. Основное, на что обращает внимание автор, – насколько нравственно силен человека, может ли он понять другого.

Итак, будем внимательны к художественному слову и попробуем понять авторскую позицию.

2. Беседа с классом.

Ученик. Коломиец, Юра, Петрович.

Учитель. Попробуйте в нескольких предложениях передать сюжет рассказа.

Ученик. Герою произведения Петровичу, который 25 лет ждет возвращения домой сыновей, открывают страшную правду: его дети никогда не вернутся. Коломиец, сделавший это, не понимает, что отнял у больного старика единственную надежду, дающую ему силы жить.

Учитель: Самое время пригласить героев. Послушаем Коломийца и попытаемся понять, почему он так поступил.

Сцена ток-шоу.

Коломиец. (Молодой человек. Ведет себя немного развязно).

Учитель: Есть вопросы у зрителей?

Ученик. Что вы испытали в следующий приезд, не увидев огня на берегу? Вы считаете, что поступили правильно?

Коломиец. Да мне совершенно это не интересно. Спокойнее рыбачить стало. Не ходит старик, как привидение. Я сказал старику правду, пусть знает.

Ученик. Имели ли вы право, гость в этих местах, вмешиваться в чужую жизнь?

Коломиец. Этот старик портит всем настроение. Ему давно нужно было сказать, чтобы не маячил перед рыбаками.

Учитель. Послушаем другого участника. Приглашаем Юру.

Юра. (Молодой человек. Держится застенчиво, немного неуверенно).

Учитель. Есть ли вопросы к этому герою?

Ученик. Если бы вы встретились с Коломийцем на улице, как бы вы поступили? Подали бы вы руку этому человеку? Почему?

Юра. После этого случая я перестал общаться с Коломийцем. Он не понимает причину этого. А я уже устал ему объяснять, что он поступил плохо, рассказав Петровичу о гибели его сыновей.

Коломиец. Из-за какого-то жалкого старика распалась наша дружба. Я всего-навсего сказал правду.

Юра. Петрович – старый, больной человек, которому требовалась наша поддержка и забота. Единственное, благодаря чему он жил, - надежда на встречу с сыновьями. Ты уничтожил эту надежду, тем самым убив старика. Сострадание ему нужно было, а не твоя правда, убившая его.

Коломиец. Человек всегда должен говорить правду, какой бы жестокой она ни была.

Юра. Чтобы сохранить жизнь человеку, его душевное здоровье, необходимо промолчать. Тебя никто не просил говорить правду. Его все берегли! Щадили! За столько лет не нашлось умников, желающих раскрыть глаза Петровичу.

Ученик. Милосердие – милое сердце, доброе, отзывчивое.

Ученик. Сострадание – это умение вместе с человеком переживать его боль. Не каждому это дано.

Учитель. Какой след оставил Коломиец в душах Петровича и Юрки? Найдем подтверждение в тексте. Какова позиция автора? Какие средства он использует, чтобы раскрыть свою позицию?

3. Работа с текстом.

Учитель. Вспомните, что помогает читателю понять авторскую позицию?

Ученик. Портрет, речь, пейзаж, символы.

Учитель. Группа экспертов поработала с текстом. Посмотрим, что у них получилось.

Портрет Петровича. Вопросы, предложенные учащимся для анализа образа Петровича: Как меняется портрет Петровича в зависимости от развития действия? К каким деталям внешности старика привлекает внимание автор? Что в сути происходящего помогают понять эти детали?

Пейзаж. Что меняется в облике реки? Какие художественные средства использует автор? Для чего какова их роль?

Символы. В чем состоит символическое значение элементов пейзажа в рассказе?

Образ берега.

Образ реки

4. Итог урока. Выводы.

Учитель. На чьей стороне автор? (Автор полностью на стороне Юры)

Учитель. Что должно лежать в основе каждого поступка?

Ученик. Каждый поступок – это сострадание, забота, внимание, принятие чужой боли как своей. Только тогда человека можно назвать Человеком. Голос совести, нравственный закон – вот принципы гуманности, которые должны лежать в основе поступка каждого человека.

Ученик. Крутой берег реки – это неожиданный поворот, приведший к трагедии.

Учитель. Щедрость души, стремление поделиться радостями и отозваться на чужое горе, любовь к людям, активная борьба с проявлением зла, жестокости, равнодушия к судьбе человека – черты гуманизма, которые необходимо формировать в себе уже в подростковом возрасте. Молодость уже будет пользоваться приобретенным в детстве. Высокая человечность – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к человеку, требование уважать его честь и достоинство.

5. Письменная работа.

Продолжите высказывание: Гуманный человек – это…

Письменные работы учащихся.

Ученик. Гуманный человек – это добрый человек, умеющий не только помочь, когда об этом просят, но и тогда, когда он сам видит беду другого и бросается ему на помощь.

Ученик. Человек, спешащий на помощь, предлагающий ее, несмотря на трудности свои, - это и есть, по-моему, гуманный человек.

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Учитель. Как же нужно жить, чтобы никого не обидеть?

Ученик. Жить нужно так, чтобы никого не обидеть, чтобы люди отзывались о тебе только хорошо. Они должны помнить только самое лучшее о тебе, тогда жизнь будет прожита не зря.

Учитель. Надеюсь, что этот урок помог вам понять не только рассказ Василя Быкова, но подумать: всегда ли я правильно поступаю? Гуманный ли я человек?

(5)— Как с сушнячком сегодня, Петрович?

(6)Старик не сразу оторвал от противоположного берега свои блеклые, слезящиеся глаза

(7)— Мало хвороста. (8)Подобрали… (9)Вот вязаночку маленькую принес…

(11)— Я так думаю, с вечера жечь не надо, — медленно, с усилием взбираясь за ним на обрыв, тихо заговорил старик. — (12)Под утро лучше. (13)С вечера люди всюду, помогут… (14)А как под утро поснут, кто поможет?

(15)— Оно можно и под утро, — согласился Юра. — (16)Но в ночь бы надежнее. (17)Может, я тоже подскочу, пошарю чего в овраге?

(18)— В ночь бы, конечно, лучше… (19)А то как признают? (20)Раньше вон хутор был. (21)А теперь нет. (22)И этот мост новый… (23)Незнакомый.

(25)Юра торопливо полез по камням вверх к зарослям ольшаника в широком овраге.

(26)— Ты вот что, дед! — резким голосом сказал Коломиец, стоя под обрывом. — (27)Брось юродствовать! (28)Комедию играть! (29)Никто к тебе оттуда не придет. (30)Понял?

(31)Петрович на обрыве легонько вздрогнул, будто от холода, пальцы его замерли на груди, и вся его худая, костлявая фигура под кителем съежилась, сжалась. (32)Но взгляд его по-прежнему был устремлен к заречному берегу, на этом, казалось, он не замечал ничего и вроде бы даже и не слышал неласковых слов Коломийца. (33)Коломиец тем временем с привычной сноровкой забросил в воду еще две или три донки, укрепил в камнях короткие, с малюсенькими звоночками удильца.

(34)— Они все тебя, дурня, за нос водят, поддакивают. (35)А ты и веришь. (36)Придут! (37)Кто придет, когда уже война вон когда кончилась! (38)Подумай своей башкой.

(39)— Так это младший, Толик… (40)На глаза заболел. (41)Как стемнеет, ничего не видит. (42)Старший, тот видел хорошо. (43)А если со старшим что.

(44)— Что со старшим, то же и с младшим, — грубо оборвал его Коломиец. — (45)Война, она ни с кем не считалась. (46)Тем более в блокаду.

(47)— Ну! — просто согласился старик. — (48)Аккурат блокада была. (49)Толик с глазами неделю только дома и пробыл, аж прибегает Алесь, говорит: обложили со всех сторон, а сил мало. (50)Ну и пошли. (51)Младшему шестнадцать лет было. (52)Остаться просил — ни в какую. (53)Как немцы уйдут, сказали костерок разложить…

(54)— От голова! — удивился Коломиец и даже привстал от своих донок. — (55)Сказали — разложить. (56)Когда это было?!

(57)— Да на Петровку. (58)Аккурат на Петровку, да…

(59)— На Петровку! (60)А сколько тому лет прошло, ты соображаешь?

(62)Старик, похоже, крайне удивился и, кажется, впервые за вечер оторвал свой страдальческий взгляд от едва брезжившей в сутеми лесной линии берега.

(63)- Да, лет? (64)Ведь двадцать пять лет прошло, голова еловая!

(65)Гримаса глубокой внутренней боли исказила старческое лицо Петровича. (66)Губы его совсем по-младенчески обиженно задрожали, глаза быстро-быстро заморгали, и взгляд разом потух. (67)Видно, только теперь до его помраченного сознания стал медленно доходить весь страшный смысл его многолетнего заблуждения.

(68)- Так это… (69)Так это как же.

(70)Внутренне весь напрягшись в каком-то усилии, он, наверно, хотел и не мог выразить какую-то оправдательную для себя мысль, и от этого непосильного напряжения взгляд его сделался неподвижным, обессмыслел и сошел с того берега. (71)Старик на глазах сник, помрачнел еще больше, ушел весь в себя. (72)Наверно, внутри у него было что-то такое, что надолго сковало его неподвижностью и немотой. (73)Петрович на обрыве трудно поднялся, пошатнулся и, сгорбившись, молча побрел куда-то прочь от этого берега. (74)Наверно, в темноте старик где-то разошелся с Юрой, который вскоре появился на обрыве и, крякнув, бросил к ногам трескучую охапку валежника - большую охапку рядом с маленькой вязанкой Петровича.

(76)- Петрович? (77)А кто его… (78)Пошел, наверно. (79)Я сказал ему…

(80)- Как? - остолбенел на обрыве Юра. - (81)Что ты сказал?

(82)- Все сказал. (83)А то водят полоумного за нос. (84)Поддакивают…

(85)- Что ты наделал? (86)Ты же его убил!

(87)- Так уж и убил! (88)Жив будет!

(89)Такая правда его доконает. (90)Ведь они погибли оба в блокаду. (91)А перед тем он их сам вон туда на лодке отвозил. (92)И ждет.

(93)- Чего уж ждать?

(94)- Что ж, лучше ничего не ждать? (95)Здоровому и то порою невмочь, а ему? (96)Эх, ты!

(97)Близко и далеко зажигались рыбачьи костры. (98)Среди них в этот вечер не загорелся только один - на обрыве у лесного перевоза, где до утра было необычно пустынно и глухо. (99)Не загорелся он и в следующую ночь. (100)И, наверное, не загорится уже никогда…

* Быков Василь (Василий) Владимирович (1924 – 2003) – советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины XX века.

Иногда, когда уже нет никаких шансов , люди продолжают верить в то, во что они хотят верить, потому что эта вера - это все, что у них осталось. В таких ситуациях окружающие поступают по-разному. Кто-то скажет правду, не подумав о том, что заберет последнее - надежду. Кто-то будет подыгрывать, понимая, что правда будет губительной. Нужно ли поддерживать веру, когда она так нужна, но шансов на лучшее уже нет? Именно такую проблему затрагивает В. Быков в своем тексте. Так в предложениях 5-24 описывается диалог между Юрой и дедом. Из него видно, что Юра всячески поддерживает деда, который, как мы узнаем потом , ждет кого-то с войны.Юра знает, что никто уже не вернется, ведь все, кого ждет дед, погибли во время блокады, но подыгрывает деду, потому что знает, что правда убьет деда. В тексте поведению Юры противопоставлено поведение Коломийца.Сразу после диалога с Юрой происходит диалог с Коломийцем. Он решает рассказать деду правду о том, что никто уже не вернется. Коломиец, наверное, делает это из лучших побуждений, считает правильным не водить деда за нос, а рассказать правду. Такое решение приводит к тому,

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 5 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 0 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 13 из 24

Речь пи­шу­ще­го от­ли­ча­ет­ся из­бы­точ­но­стью, со­чи­не­ние вклю­ча­ет неоправ­дан­ное мно­го­сло­вие, по­вто­ры слов, на­блю­да­ет­ся на­ру­ше­ние ло­ги­ки и грам­ма­ти­ки. Ком­мен­та­рий про­бле­мы пред­став­ля­ет со­бой сбив­чи­вый пе­ре­сказ - очень сла­бое со­чи­не­ние!

Цель: организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.

Оборудование:

-компьютер с программой Power Point;

-текст произведения для анализа.

(Слайд№2) Важная задача учителя - увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Изменения, в первую очередь, породили вопросы у учителей.

Как помочь ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося заданием повышенного уровня сложности?

С помощью каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

Как выработать устойчивый навык лингвистического анализа текста?

изучить множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические наработки учителя Суязовой И.А;

И тем, что взяла для своей работы из различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.

(4) Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку, можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется сочинение по 12-ти критериям:

Объем сочинения невелик: нижняя граница, обозначенная в инструкции, - не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю границу подсказывает здравый смысл - 250 - 300 слов, иначе есть риск не уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать и переписать в чистовик свою работу.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(6) Обучающиеся должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале необходимо повторить план написания сочинения.

ПОЭТОМУ! Если ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять баллы по критерию №5.

Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю алгоритм работы по выявлению проблемы.

Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.

Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.

Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…).

Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой).

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?).

Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

(9) Ребята читают текст про себя, обдумывают его, сформулируют и записывают получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Крутой берег реки

-Как с сушнячком сегодня, Петрович?

Старик не сразу оторвал от противоположного берега свои блёклые, слезящиеся глаза.

-Мало хвороста. Подобрали. Вот вязаночку маленькую

Юра по камням взбежал на обрыв, оценивающим взглядом окинул перехваченную старой верёвкой вязанку хвороста.

-Я так думаю, с вечера жечь не надо, - медленно, с усилием взбираясь за ним на обрыв, тихо заговорил старик. - Под утро лучше.

-Оно можно и под утро, - согласился Юра. - Но в ночь бы надёжнее. Может, я тоже подскочу, пошарю чего в овраге?

-В ночь бы, конечно, лучше. А то как признают? Раньше вон хутор был. А теперь нет. И этот мост новый. Незнакомый.

- Я сбегаю, пока не стемнело! — крикнул Юра с обрыва, и Коломиец внизу, цеплявший на крючки наживку, недовольно повернул голову.

- Ты вот что, дед! - резким голосом сказал он под обрывом. -Брось юродствовать! Комедию играть! Никто к тебе оттуда не придёт. Понял?

Петрович на обрыве легонько вздрогнул, будто от холода, пальцы его замерли на груди, и вся его худая, костлявая фигура под кителем съёжилась, сжалась. Но взгляд его по-прежнему был устремлён к заречному берегу.

- Они все тебя, дурня, за нос водят, поддакивают. А ты и веришь. Придут! Кто придёт, когда уже война вон когда кончилась! Подумай своей башкой.

- Так это младший, Толик. На глаза заболел. Как стемнеет, ничего не видит. Старший, у того с глазами хорошо. А если со старшим что.

- Что со старшим, то же и с младшим, - грубо оборвал его Коломиец. - Амба обоим. Уже где-нибудь и косточки сгнили. Война ни с кем не считалась. Тем более в блокаду. Сколько лет прошло, ты соображаешь?

Старик, похоже, крайне удивился и, кажется, впервые за вечер оторвал свой страдальческий взгляд от едва брезжившей в сутеми лесной линии берега.

- Да, лет! Ведь двадцать пять лет прошло, голова еловая!

Гримаса глубокой внутренней боли исказила старческое лицо Петровича. Его губы совсем по-младенчески обиженно задрожали, глаза быстро-быстро заморгали, и взгляд разом потух.

- Так это. Так это как же.

Он трудно поднялся, пошатнулся и, сгорбившись, молча побрёл куда-то прочь от этого берега.

Наверно, в темноте старик где-то разошёлся с Юрой, который вскоре появился на обрыве и, крякнув, бросил к ногам трескучую охапку валежника- большую охапку рядом с маленькой вязанкой Петровича.

- Петрович? А кто его. Пошёл, наверно. Я сказал ему.

- Как? - остолбенел на обрыве Юра. - Что ты сказал?

- Всё сказал. А то водят полоумного за нос. Поддакивают.

- Что ты наделал? Ты же его убил!

- Так уж и убил! Жив будет!

- Я же тебе говорил! Его же тут берегли все! Щадили! А ты.

- Что там щадить. Пусть правду знает.

- Такая правда его доконает. Ведь они погибли оба в блокаду. А перед тем он их сам вон туда на лодке отвёз. И теперь ждёт.

- Что ж, лучше ничего не ждать? 3доровому и то порою невмочь, а ему?

Едва поблёскивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река, и постепенно в разных местах, на невидимых в темноте берегах, близко и далеко зажигались рыбачьи костры. Среди них в этот вечер не загорелся только один - на обрыве у лесного перевоза, где до утра было необычно пустынно и глухо.

Не загорелся он и в следующую ночь.

И, наверное, не загорится уже никогда.

Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

(11) Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту В.Быкова.

ОЦЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ

(1 БАЛЛ /0 БАЛЛОВ)

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧЁРСТВОСТЬ? ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ ВАСИЛЬ БЫКОВ.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СТАЛА СТРАШНОЙ ТРАГЕДИЕЙ ДЛЯ НАШЕГО НАРОДА. В СВОЁМ ТЕКСТЕ В. БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПАМЯТИ О ВСЕХ ПОГИБШИХ ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ ВОЙНЫ.

В СВОЁМ ТЕКСТЕ ВАСИЛЬ БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, В ЖИЗНИ КОТОРОГО СЛУЧИЛАСЬ БЕДА?

ВСЕГДА ЛИ МОЖНО И НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ? НАД ЭТИМ ВОПРОСОМ ПРЕДЛАГАЕТ ЗАДУМАТЬСЯ В. БЫКОВ.

ВАСИЛЬ БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ.

НАДЕЖДА ПОДДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА В САМЫХ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ УТРАТА НАДЕЖДЫ? ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ПОСВЯЩЕН ТЕКСТ В. БЫКОВА.

(17) Оценивая, ребята еще и еще раз обращаются к тексту, аргументируют, почему дали или не дали балл.

(19) Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.

Обращаю внимание на важность соблюдения логики комментирования.


Ведь комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

(20) И опять обращаемся к формулировке задания 27:

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его

И критериям оценивания К2:

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними.


(22) У каждого учащегося есть сведенная в таблицу подсказка.

ЕГЭ сочинение. Комментарий состоит из 5 элементов
1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация (исходный текст).
2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
3. Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация (исходный текст).
4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Балл зависит от.


Каким должен быть командир? Какие личностные качества помогают стать настоящим командиром? Именно этими вопросами задается К.М. Симонов в предложенном для анализа тексте.

Позиция автора прослеживается чётко. Настоящий командир должен быть человеком, способным повести за собой людей, таким, за которого солдаты готовы пожертвовать своей жизнью.

Я прочитал интересный текст Г. Х. Андерсена о гордом чайнике, жизнь которого волей случая изменилась. Автор текста, размышляя о философской проблеме смысла жизни, задаётся вопросом, что помогает человеку обрести цель в жизни?

Позиция автора прослеживается чётко. Он убеждён в том, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы дарить другим тепло, любовь, заботу. Это помогает быть счастливым.

Искусство… Каково его значение в жизни рядового человека? Какой отпечаток оно оставляет в душе соприкоснувшегося с театром ли, с музыкой ли или литературным шедевром? Над этими вопросами размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте, ставя проблему влияния искусства на человека.

Сопоставляя порывы молодых людей, соприкоснувшихся с прекрасным, Чехов показывает, что каждый из них хочет что-то поменять в своей жизни.

Позиция автора прослеживается четко: под влиянием искусства у человека разыгрывается воображение, способствующее возникновению романтических переживаний. К тому же героиня под воздействием искусства получает возможность разобраться в себе и своих чувствах.

Писатель раскрывает проблему необдуманного обращения со словом при помощи противопоставления жизни героев текста до ночи со стуком в дверь и после неё.

Позиция автора ясна: слова имеют большую силу, и обращаться с ними нужно обдуманно бережно, помня, что нанесенные недобрыми словами душевные раны заживают долго.

(30) Давайте и мы с вами постараемся оценить фрагменты сочинений по прочитанному уже тексту.

Фрагменты сочинений для оценивания комментария

Сочинение 1

Всегда ли стоит говорить правду? Над этой вечной проблемой размышляет В. Быков.

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений своих героев. Юра Бартош подыгрывает старику, собирает хворост, потому что понимает: костер – это последняя надежда Петровича на возвращение детей.

Так автор приводит нас к следующему выводу: жестокая правда может оказаться губительной, она не поможет человеку, оказавшемуся один на один с большой бедой, а только убьет последнюю надежду.

Сочинение 2

Каким должно быть отношение к человеку, который пережил психическое потрясение - потерял близких? Над этой проблемой предлагает задуматься своим читателям В.Быков.

Писатель раскрывает проблему, противопоставляя двух героев – Юру Бартоша, парня из соседней деревни, и его городского друга Коломийца. Юра относится к старику, много лет ожидающему своих детей, с сочувствием, как и многие его односельчане. Это видно даже в том, как он помогает Петровичу собирать хворост.

Совсем иначе ведет себя Коломиец, который разрушает призрачную надежду старика на возвращение сыновей. Мне кажется, им движет вовсе не стремление вернуть Петровича к действительности, а какое-то раздражение против всех, кто пытается поддержать старика.

Таким образом, автор показывает, что к людям, попавшим в беду, нужно относиться с вниманием и заботой, а чёрствость и равнодушие могут оказаться для них губительными.

Сочинение 3

Василь Быков в своём тексте поднимает проблему проявления доброты.

На примере молодого парня Юрия Бартоша писатель показывает, какой может быть настоящая доброта. Юрий старается не огорчать старика, который никак не может поверить в гибель своих сыновей и продолжает разжигать костёр, который должен указать им путь домой. Мне кажется, без таких людей, как Бартош, мир стал бы гораздо более чёрствым и жестоким.

Автор хотел показать, как доброта поддерживает людей, помогает пережить горе.

Сочинение 4

К чему приводит надежда? Над этим вопросом размышляет В Быков.

Так писатель показывает, что нельзя у человека отбирать надежду.

Сочинение 5

Василь Быков поднимает проблему чёрствости и равнодушия.

Позиция автора по данной проблеме такова: чёрствость может сильно обидеть человека или даже убить его.

Сочинение 6

Нужно ли всегда говорить правду? Такую проблему поднимает белорусский писатель В. Быков.

Таким образом, автор хочет сказать, что человек всегда должен смотреть правде в глаза, какой бы страшной она ни была.

Рамки нашей работы ограничены, поэтому я поделилась своим видением работы с текстом только на этапах определения проблемного вопроса и комментария как структурных элементов сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2019. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо за внимание.

img

— Как с сушнячком сегодня, Петрович?

Старик не сразу оторвал от противоположного берега свои блеклые, слезящиеся глаза

— Мало хвороста. Подобрали… Вот вязаночку маленькую принес…

— Я так думаю, с вечера жечь не надо, — медленно, с усилием взбираясь за ним на обрыв, тихо заговорил старик. — Под утро лучше. С вечера люди всюду, помогут… А как под утро поснут, кто поможет?

— Оно можно и под утро, — согласился Юра. — Но в ночь бы надежнее. Может, я тоже подскочу, пошарю чего в овраге?

— В ночь бы, конечно, лучше… А то как признают? Раньше вон хутор был. А теперь нет. И этот мост новый… Незнакомый.

Юра торопливо полез по камням вверх к зарослям ольшаника в широком овраге.

— Ты вот что, дед! — резким голосом сказал он под обрывом. — Брось юродствовать! Комедию играть! Никто к тебе оттуда не придет. Понял?

Петрович на обрыве легонько вздрогнул, будто от холода, пальцы его замерли на груди, и вся его худая, костлявая фигура под кителем съежилась, сжалась. Но взгляд его по-прежнему был устремлен к заречному берегу, на этом, казалось, он не замечал ничего и вроде бы даже и не слышал неласковых слов Коломийца. Коломиец тем временем с привычной сноровкой забросил в воду еще две или три донки, укрепил в камнях короткие, с малюсенькими звоночками удильца.

— Они все тебя, дурня, за нос водят, поддакивают. А ты и веришь. Придут! Кто придет, когда уже война вон когда кончилась! Подумай своей башкой.

— Так это младший, Толик… На глаза заболел. Как стемнеет, ничего не видит. Старший, тот видел хорошо. А если со старшим что.

— Что со старшим, то же и с младшим, — грубо оборвал его Коломиец. — Война, она ни с кем не считалась. Тем более в блокаду.

— Ну! — просто согласился старик. — Аккурат блокада была. Толик с глазами неделю только дома и пробыл, аж прибегает Алесь, говорит: обложили со всех сторон, а сил мало. Ну и пошли. Младшему шестнадцать лет было. Остаться просил — ни в какую. Как немцы уйдут, сказали костерок разложить…

— От голова! — удивился Коломиец и даже привстал от своих донок. — Сказали — разложить. Когда это было?!

— Да на Петровку. Аккурат на Петровку, да…

— На Петровку! А сколько тому лет прошло, ты соображаешь?

Старик, похоже, крайне удивился и, кажется, впервые за вечер оторвал свой страдальческий взгляд от едва брезжившей в сутеми лесной линии берега.

- Да, лет? Ведь двадцать пять лет прошло, голова еловая!

Гримаса глубокой внутренней боли исказила старческое лицо Петровича. Губы его совсем по-младенчески обиженно задрожали, глаза быстро-быстро

заморгали, и взгляд разом потух. Видно, только теперь до его помраченного сознания стал медленно доходить весь страшный смысл его многолетнего заблуждения.

- Так это. Так это как же.

Внутренне весь напрягшись в каком-то усилии, он, наверно, хотел и не мог выразить какую-то оправдательную для себя мысль, и от этого

непосильного напряжения взгляд его сделался неподвижным, обессмыслел и сошел с того берега. Старик на глазах сник, помрачнел еще больше, ушел

весь в себя. Наверно, внутри у него было что-то такое, что надолго сковало его неподвижностью и немотой. Петрович на обрыве трудно поднялся, пошатнулся и, сгорбившись, молча побрел куда-то прочь от этого берега. Наверно, в темноте старик где-то разошел ногам трескучую охапку валежника - большую охапку рядом с маленькой вязанкой Петровича.

- Петрович? А кто его. Пошел, наверно. Я сказал ему.

- Как? - остолбенел на обрыве Юра. - Что ты сказал?

- Все сказал. А то водят полоумного за нос. Поддакивают.

- Что ты наделал? Ты же его убил!

- Так уж и убил! Жив будет!

Такая правда его доконает. Ведь они погибли оба в блокаду. А перед тем он их сам вон туда на лодке отвозил. И ждет.

- Что ж, лучше ничего не ждать? Здоровому и то порою невмочь, а ему?

Эх, ты! близко и далеко зажигались рыбачьи костры. Среди них в этот вечер не загорелся только один - на обрыве у лесного перевоза, где до утра было необычно пустынно и глухо. Не загорелся он и в следующую ночь. И, наверное, не загорится уже никогда.

DELETED

Лола, тоже так проблему написала) бояться нечего. Там может быть множество разных проблем,главное доказать правильность выбора данной проблемы (хорошие аргументы и собственную позицию)

Владлена Леонова

😱

Лола, я

Екатерина Гужовская

К сожалению, не каждому из нас дано умение переживать боль другого человека, понимать его страдания.Но имеем ли мы право отнимать чужую, пусть даже призрачную надежду ради жестокой правды?
Именно эти острые вопросы затрагивает в своём тексте писатель В.Быков. В отрывке из рассказа "Крутой берег реки" автор поднимает глубокую нравственную проблему сострадания и человеческого гуманизма.
Автор рисует образ главного героя,Петровича, с помощью ярких деталей,позволяющих понять,что жизнь юродивого старика- это ожидание сыновей с войны.Именно благодаря описанию мы,кажется, можем почувствовать "страдальческий взгляд" и ощутить его "внутреннюю боль"
Но,если у многих людей,таких,как Юра, беда старика находит понимание и поддержку,то такие,как Коломиец считают его горе лишь "забавками". Автор намеренно противопоставляет эти персонажи,чтобы показать,насколько неправильно,подло и бесчеловечно, было говорить Петровичу правду.
Таким образом,позиция автора абсолютно ясна и близка позиции его героя,Юрия. От того,что мы говорим и делаем зависит душевное состояние многих людей, связанных с нами. Иногда наши слова и поступки наносят вред окружающим. А в данном случае Коломиец не только поступил не по-человечески, он "убил старика" своей правдой.
Я полностью согласна с мнением автора и считаю,что в основе наших поступков должна быть гуманность, отзывчивость и милосердие, так как они помогают нам оставаться людьми.
В мировой литературе немало примеров проявления таких моральных качеств героев,как человеколюбие и гуманность. Одним из ярких персонажей является Сашка в одноименном произведении В Кондратьева.
Вспомним эпизод с пленным немцем, которого Сашке приказали расстрелять. Но глубокий нравственный стержень,заложенный в этом хрупком парнишке,не дал ему совершить бесчеловечный поступок. Он говорит: " Люди же мы,а не звери". В этих словах и проявляется его позиция, он умеет сострадать, ему знакомо милосердие и любовь к ближнему.

Читайте также: