Сочинение портретный очерк тренера

Обновлено: 04.07.2024

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения - все это вы найдете в моем блоге - блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

вторник, 22 апреля 2014 г.

Как написать портретный очерк?

Насколько мы интересны друг другу? Способны ли понять и принять тех, кто рядом с нами? Видим ли достоинства друзей, родных, знакомых?
Думаю, не все и не всегда. А попробуем присмотреться друг к другу и описать кого-то из знакомых в жанре портретного очерка. Учиться я предлагаю, подчёркивая достоинства, а не недостатки, ибо недостатки бросаются в глаза, достоинства же не всегда удаётся разглядеть, даже если живёшь бок о бок не один год.

Что такое очерк?

Очерк - разновидность рассказа. Ему присущи документальность, точность, достоверность, описательность и использование средств выразительности.

Портретный очерк

Сначала все вместе определим цель.

Составим алгоритм действий для создания очерка:

1. Выбрать "счастливчика" - человека, к которому вы относитесь неравнодушно. О нём интересно писать вам и интересно узнать другим. ( Мама, папа, друг, учитель, преподаватель танцев, живописи, технический работник, библиотекарь, тренер. ) На протяжении очерка не бойтесь показывать своё отношение к герою.

2. Понаблюдать за ним, обращая внимание на ОСОБЕННОСТИ внешности, на поступки, характерные для него. Выбираем только самые говорящие детали. ("У него лицо овальное, глаза красивые, уши нормальные" - табу !)
Как он говорит? Как слушает? Как сидит? Как ходит? Как улыбается? Как сердится?

3. Побеседовать по возможности с этим человеком. Что его интересует? Чем он любит заниматься в свободное время?

4.Как он относится к другим людям? А другие люди к нему?

5.Можете ли вы описать поступок, который раскрыл перед вами характер этого человека?

Обратите внимание! Добрый юмор всегда приветствуется: он делает очерк более живым и эмоциональным.

Это содержание . Теперь определимся с формой , в которую будем "наливать" содержание.
Прекрасное содержание должно быть в интересной форме. Не так ли?
Предлагайте!

1. Текст в тетради или на листе
2. Презентация
3. Текст на компьютере с фотографиями
4. Текст со своими иллюстрациями
5.
6.
7.
Варианты 5, 6, 7 и так далее придумайте сами.

А теперь задавайте вопросы!

1. Можно ли работу выполнять в парах?
Попробуйте.
2.Можно ли описать свою младшую сестричку?
Можно.
3. Можно ли.
МОЖНО.
И ваш "любимый" мною вопрос:
Какого объёма должен быть текст?
Любого : от страницы в школьной тетради ( если ты второй Чехов), до 3 страниц,( если ты будущий Толстой). Главное - достаточно глубоко раскрыть внутренний мир человека.

А пока домашнее задание: описать внешность человека так, чтобы в описании был виден его внутренний мир. На уроке послушаем друг друга, что-то посоветуем друг другу и обсудим план дальнейших действий.

На следующем уроке обсуждаем портретные зарисовки.

Первая портретная зарисовка написана несколько лет назад ученицей нашей гимназии для рубрики "Кто есть кто?". Эта рубрика существовала наряду с другими ( не менее интересными) в школьном журнале "Зеркало". В ней изображён учитель нашей школы. Узнаете его?


Это человек среднего роста. На лице его морщинки, свидетельствующие о жизненном опыте. Взгляд немного лукавый. По нему сразу можно сказать, что он человек мыслящий, серьёзный, интеллигентный. Это подчёркивает также его строгий костюм, который он надевает в торжественных случаях, а в обычные дни носит аккуратную рубашку с короткими рукавами.
Он уже взрослый человек, но его улыбка! Улыбка у него как у ребёнка. Когда этот человек улыбается, у него сияют глаза, и тогда лицо напоминает лицо озорного мальчика. Смеясь, он как бы возвращается в детство. Он и сам любит шутить, даже не всегда поймёшь, когда шутит, а когда говорит серьёзно.
Вообще-то это очень ответственный человек: ни один вопрос, заданный ему, не останется без ответа. Он также терпеливый и сдержанный. Его золотое правило - не повышать голоса на учеников. Никогда.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке?
2.Передаются ли черты характера через описание внешности?
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?


Вторая зарисовка тоже об учителе, работающем в гимназии. И тоже из школьного журнала "Зеркало".

Она невысокого роста, так что иногда заходишь в класс и не сразу замечаешь её в толпе учеников. Её проницательные глаза следят за каждым вашим движением. Оценивающий внимательный взгляд говорит об уме. Глядишь ей в глаза, и язык не поворачивается сказать неправду. У неё есть чувство юмора, и, улыбаясь или смеясь, она будто становится одной из нас. Слушая кого-нибудь, она смотрит в глаза, старается не пропустить ни одного слова и легонько кивает головой. Сразу видно, что мы ей интересны, и всё, что мы говорим, ей важно.
Когда на уроке мы делаем письменные задания, она сидит за столом, что-то тоже обычно пишет, а ясные глаза и очаровательная улыбка говорят о том, что, какие бы мы ни совершали поступки, она всё равно нас любит. А иногда она так строго посмотрит, что даже страшно становится, особенно, когда отвечаешь и видишь, что учительница делает какие-то пометки. Неужели сейчас посыплется град вопросов? Ей удаётся быть строгой и весёлой, она не кричит, но никому в голову не придёт нарушать порядок на её уроках.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке?
2.Передаются ли черты характера через описание внешности?
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?


А теперь читаем и обсуждаем зарисовки, написанные вами дома, с этой же точки зрения, обращая внимание на то, передаёт ли зарисовка особенности характера человека.
К следующему уроку попробуем вспомнить и описать ОДИН поступок человека. Один, но такой, в котором ясно проявляется суть героя вашего очерка.
Например:

Есть в жизни моменты, которые всегда с тобой, до конца. Ты носишь их в себе молча, но наступает момент, когда они просятся наружу. Радостные и горькие, минуты счастья и отчаянья.
Ленинград. Тогда ещё Ленинград. Незнакомая равнодушная улица, и я, такая одинокая в своей беде! Я вышла после трудного исследования из Военно-медицинской академии. Болело тело, но эта боль была ничем по сравнению с приговором, который вынесли мне врачи. Слёзы катились по щекам, и не было никого, с кем я могла бы разделить страх и отчаянье. Чужой город, чужая улица, чужие лица.
И вдруг я увидела знакомую фигуру! Глазам своим не верю! Навстречу мне шла моя сестра. Самый нужный мне в тот момент человек, самый родной и близкий. Она обняла меня, и я выплакала отчаянье на её плече. И стала бороться дальше. И вот живу и помню то "чудное мгновенье", когда "передо мной явилась ты", моя сестричка! Какая сила привела тебя тогда ко мне? Как ты почувствовала этот страшный миг? Я так благодарна тебе! Если бы не ты, я вряд ли смогла бы выкарабкаться.
Позже я узнала, как внезапно тебя пронзило ощущение, что надо срочно ехать ко мне в больницу. Просто почувствовала. Пошла к директору школы, чтобы отпроситься на несколько дней. Не отпустили. Тогда ты сказала: "Неважно, отпустите или нет, я всё равно уеду". И уехала, хотя привыкла к учительской дисциплине. Ничто не могло и никто не мог тебя остановить: в трудный для меня момент именно ты подставила своё плечо. Так было в детстве и так было сейчас.

Ты мой самый родной человек, моя старшая заботливая сестра.

Слушаем и обсуждаем написанное вами, друзья.


Остаётся решить, каким может быть вступление и каким заключение.

Вступление
А зачем оно нужно? Можно ли обойтись без него?
Можно, конечно. Взять быка за рога. Молниеносно и неожиданно. Но э то надо уметь!
А для большинства читающих ваше сочинение требуется всё-таки 1-2 предложения, чтобы подвести к теме, а ещё лучше "заманить" в текст, заинтересовать, заинтриговать. Поэтому вступление не должно быть шаблонным.
Сравним 2 варианта вступления:

Вариант 1.
Разумеется, у каждого в жизни есть дорогие люди. Я тоже не исключение. У меня тоже есть один особый человек, про которого я сейчас напишу.

Вариант 2.
Он вошел в наш класс размашистой походкой уверенного человека. Оглядел класс строгим взглядом. Мы замерли. И вдруг он улыбнулся, да так озорно, что наш страх растаял. Такой я помню первую встречу со своим учителем литературы, а заодно и директором школы Геннадием Александровичем Горчаковым.

Заключение
А оно зачем нужно? Нельзя ли обойтись без него? Вряд ли. Читатель же должен понимать, что из ваших рук никто насильно не вырвал тетрадь, оборвав вдохновенный труд на полуслове. Значит, нужен "замочек", закрывающий текст. Лучше всего соединить в нем самые важные мысли, прозвучавшие в сочинении. На всякий случай, для непонятливых, чтобы идея вашей работы прозвучала ещё раз.
Сравним 2 варианта заключения:

Вариант 1.
Таким простым способом этот непростой человек определил мою судьбу, а я только сейчас об этом догадалась. Как не быть признательной за то, что он открыл для меня счастье творчества и вдохновения, мой судьбоносный человек! Через годы я говорю ему: "Спасибо, мой учитель литературы!"


Вариант 2.
Ещё долго можно было бы рассказывать об этом человеке. Я рада, что он у меня есть.

И, конечно, стоит придумать интересное заглавие . Всем известно, как назовёшь судно, так оно и поплывёт. Прочитаешь иное заглавие, и пропадает всякая охота к чтению. К счастью, случается и наоборот. Постарайтесь, чтобы было наоборот.

В данной статье рассмотрим, что же такое портретный очерк, в качестве примера будет представлен вашему вниманию портретный очерк друга, точнее сказать, лучшего друга детства. Пора веселья и радости, пора детства, друзья, такие милые сердцу воспоминания. Итак, портретный очерк, примером сочинения которого хотелось бы поделиться с вами, читатель.

портретный очерк примеры сочинений

Что это такое?

Такое понятие, как портретный очерк, представляет собой особый вид публицистического жанра, особенностью которого является описание самой личности человека, внешних особенностей, взглядов на жизнь, вида деятельности, черт характера. Помимо этого, выражается мнение со стороны. В портретном очерке (примеры — сочинения, которые пишут в школе) можно увидеть сходство с описанием биографической деятельности человека. Но есть отличительные особенности. При описании биографии в основном касаются темы деятельности и занятий человека, а вот, например, живое, детальное описание внешности или особенностей характера и отношения к нему других людей, опускается. Очерк так же чем-то напоминает рассказ. Сочинение на тему портретного очерка способно раскрыть перед читателем внутренний мир, передать общее настроение повествования. Так, в краткой и сжатой форме было предоставлено объяснение и описание такого понятия, как портретный очерк. Следующим моментом повествования будет являться своего рода рассказ, как писать портретный очерк. Итак, продолжим.



Характеристика текста

Портретный очерк известного человека — вид рассказа, в котором используют факты из жизни героя с сохранением всех особенностей, а в основе лежат реальные факты. Отмечают событийность, творческий вымысел.


Основной признак — описание с натуры. Текст отличается композиционным построением, которое может быть выражено:

  • эпизодом с изображением встречи, взаимоотношений персонажей (связь с помощью причинно-временной последовательности).
  • описанием обстоятельств природы и общества и рассуждением о них.

Чтобы соединить несколько литературных компонентов, нужно активизировать мысль автора. В этом помогут выразительность и колоритность языковых средств. Написать текст несложно, главное, передать впечатления от общения или от прочитанного об известном человеке. Тогда сложится впечатление о личном знакомстве с тем, о ком рассказывается в очерке.

Иногда сюжет может отсутствовать или быть слабым. При этом автор переходит от одного явления к другому, часто описывает события от первого лица. Это позволяет более свободно компоновать уже известный материал, сравнивать, проводить аналогии. В рассказе можно использовать публицистические рассуждения, социальные явления, статистические данные.

Портретный очерк друга

Как видно из приведённого примера портретного очерка, описание забавных случаев также отображает сущность и характер выбранного персонажа. Все эти моменты имеют место быть приведенными в очерке.

сочинение на тему портретный очерк

Как написать очерк

Выбор темы

За последние несколько недель я выделила для себя несколько тем: повышенная детская смертность, низкая квалификация врачей (особенно в ветклиниках) и отсутствие специальных площадок для выгула собак. Последняя меня волнует особо, так как бегать весёлому щенку, не рискуя попасть под колёса автомобиля, действительно негде. (Статья о том, как стать писателем – тут и здесь.)

Сбор информации

Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив. Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность. Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать. Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления. Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей. Давайте же помогать друг другу.

План очерка

Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос. Хорошо ли это? Для психотерапевта – возможно. Но читать поток сознания в литературе – это сложно и скучно. Очерк – достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону. Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.

Герои

Так как очерк – это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче – это неважно. Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми. Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов – это собирательность. Недостаточно описать одну известную вам личность. Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей. Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.

Ваш герой – это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны. Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.

Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать. Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой. Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.

Контрастность

Оригинальность и наличие изюминки

Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей. Сейчас это называется рерайтинг. Или копирайтинг. Но мы забываем, что очерк – это литература. Очерк – это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны. Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.

На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним содержанием. А иной раз попадается такой текст, который запоминается, который хочется сохранить. Нам с вами надо стремиться именно к этому: стать уникальными, эксклюзивными, непревзойдёнными.

Никто не запрещает пользоваться посторонней информацией, но отбирать её стоит тщательно и не из первых пяти источников, которых выдаёт поисковик. Не ленитесь читать дополнительную литературу, ставить собственные эксперименты и проводить исследования. Конечно, мы не можем знать всего. Но ведь мы можем наблюдать, анализировать, синтезировать. Мы можем делать выводы и предлагать новые пути следования. Мы можем разрабатывать собственные проекты и действительно помогать людям, знакомить их с чем-то новым, делиться тем, что мы уже пронесли через себя, с чем столкнулись когда-то. Новаторство – вот путь к успеху. И не надо бояться сделать что-то неправильно.

Субъективное мнение

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию. Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни. Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь, даже если ваши исследования проводятся лишь на любительском уровне. Поверьте, любая серьёзная работа всегда будет оценена по достоинству, пусть даже и со временем.

Наконец, хочется пожелать не терять веры в свои силы и возможности. В нашем урбанизированном мире явно не хватает подлинности и красоты. А с помощью литературы человек может не только подняться сам, но и потянуть за собой других. Думаю, что очерк, который является отличным зеркальным отражением жизни и мира, очень этому поможет. (И не забудьте прочитать статью о важности пополнения словарного запаса – здесь). До новых встреч, друзья!

Влияние дружбы

Каждому из нас необходимы друзья, каждый человек ценит дружбу и дружеские отношения. Это помощь, поддержка, преданность и интерес друг к другу, совместное времяпрепровождение. У друга можно попросить помощи в трудную минуту. Хотелось бы вам пожелать, читатель, оглядеться в своей жизни и попробовать написать свой портретный очерк, пример сочинения которого представлен в данном материале.

как писать портретный очерк

Сочинение 2

Кроме занятий по физической культуре в школе я хожу на танцы. Они проходят дважды в неделю вечерами, а в воскресенье – днем. (Обычно я хожу на два занятия, а то тяжело.) Мне очень нравится тренер!

Ей можно долго любоваться. Она молодая и очень красивая. Ей лет двадцать. Конечно, она стройная, спортивная. То есть не слишком худая, а сильная и гибкая. Очень женственная. Мне кажется, что ей идёт просто любая спортивная форма, каждое платье на ней прекрасно сидит.

Она рассказывает, что у неё в семье, вообще, проблемы с лишним весом. Все родственники почти сто килограммов! Вот из-за такой тяжелой во всех смыслах наследственности ей пришлось следить за собой, заниматься спортом с детства. Так она и стала тренером! Она соблюдает диету, считает калории. Она рассказала, что как-то за новогодние праздники, забыв о диете, поправилась на шесть кило. Но быстро пришла в норму, благодаря режиму и тренировкам.

Ещё у неё замечательный голос. Думаю, она могла бы петь… Многие девчонки её просто обожают! Таня нас тоже любит. Мы всегда можем поговорить. Я стараюсь не болеть, чтобы не пропускать тренировки.

Конечно, я вижу и её недостатки, но она их принимает, устраняет потихоньку. Я бы хотела стать на неё похожей больше, чем на всех остальных. Даже героини фильмов, они, понятно, не реальные, а она вот – рядом.

Другие темы: ← Не позволяй душе лениться↑ На свободную темуЛегко ли быть другом? →

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения - все это вы найдете в моем блоге - блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

вторник, 22 апреля 2014 г.

Как написать портретный очерк?

Насколько мы интересны друг другу? Способны ли понять и принять тех, кто рядом с нами? Видим ли достоинства друзей, родных, знакомых?
Думаю, не все и не всегда. А попробуем присмотреться друг к другу и описать кого-то из знакомых в жанре портретного очерка. Учиться я предлагаю, подчёркивая достоинства, а не недостатки, ибо недостатки бросаются в глаза, достоинства же не всегда удаётся разглядеть, даже если живёшь бок о бок не один год.

Что такое очерк?

Очерк - разновидность рассказа. Ему присущи документальность, точность, достоверность, описательность и использование средств выразительности.

Портретный очерк

Сначала все вместе определим цель.

Составим алгоритм действий для создания очерка:

1. Выбрать "счастливчика" - человека, к которому вы относитесь неравнодушно. О нём интересно писать вам и интересно узнать другим. ( Мама, папа, друг, учитель, преподаватель танцев, живописи, технический работник, библиотекарь, тренер. ) На протяжении очерка не бойтесь показывать своё отношение к герою.

2. Понаблюдать за ним, обращая внимание на ОСОБЕННОСТИ внешности, на поступки, характерные для него. Выбираем только самые говорящие детали. ("У него лицо овальное, глаза красивые, уши нормальные" - табу !)
Как он говорит? Как слушает? Как сидит? Как ходит? Как улыбается? Как сердится?

3. Побеседовать по возможности с этим человеком. Что его интересует? Чем он любит заниматься в свободное время?

4.Как он относится к другим людям? А другие люди к нему?

5.Можете ли вы описать поступок, который раскрыл перед вами характер этого человека?

Обратите внимание! Добрый юмор всегда приветствуется: он делает очерк более живым и эмоциональным.

Это содержание . Теперь определимся с формой , в которую будем "наливать" содержание.
Прекрасное содержание должно быть в интересной форме. Не так ли?
Предлагайте!

1. Текст в тетради или на листе
2. Презентация
3. Текст на компьютере с фотографиями
4. Текст со своими иллюстрациями
5.
6.
7.
Варианты 5, 6, 7 и так далее придумайте сами.

А теперь задавайте вопросы!

1. Можно ли работу выполнять в парах?
Попробуйте.
2.Можно ли описать свою младшую сестричку?
Можно.
3. Можно ли.
МОЖНО.
И ваш "любимый" мною вопрос:
Какого объёма должен быть текст?
Любого : от страницы в школьной тетради ( если ты второй Чехов), до 3 страниц,( если ты будущий Толстой). Главное - достаточно глубоко раскрыть внутренний мир человека.

А пока домашнее задание: описать внешность человека так, чтобы в описании был виден его внутренний мир. На уроке послушаем друг друга, что-то посоветуем друг другу и обсудим план дальнейших действий.

На следующем уроке обсуждаем портретные зарисовки.

Первая портретная зарисовка написана несколько лет назад ученицей нашей гимназии для рубрики "Кто есть кто?". Эта рубрика существовала наряду с другими ( не менее интересными) в школьном журнале "Зеркало". В ней изображён учитель нашей школы. Узнаете его?


Это человек среднего роста. На лице его морщинки, свидетельствующие о жизненном опыте. Взгляд немного лукавый. По нему сразу можно сказать, что он человек мыслящий, серьёзный, интеллигентный. Это подчёркивает также его строгий костюм, который он надевает в торжественных случаях, а в обычные дни носит аккуратную рубашку с короткими рукавами.
Он уже взрослый человек, но его улыбка! Улыбка у него как у ребёнка. Когда этот человек улыбается, у него сияют глаза, и тогда лицо напоминает лицо озорного мальчика. Смеясь, он как бы возвращается в детство. Он и сам любит шутить, даже не всегда поймёшь, когда шутит, а когда говорит серьёзно.
Вообще-то это очень ответственный человек: ни один вопрос, заданный ему, не останется без ответа. Он также терпеливый и сдержанный. Его золотое правило - не повышать голоса на учеников. Никогда.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке?
2.Передаются ли черты характера через описание внешности?
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?


Вторая зарисовка тоже об учителе, работающем в гимназии. И тоже из школьного журнала "Зеркало".

Она невысокого роста, так что иногда заходишь в класс и не сразу замечаешь её в толпе учеников. Её проницательные глаза следят за каждым вашим движением. Оценивающий внимательный взгляд говорит об уме. Глядишь ей в глаза, и язык не поворачивается сказать неправду. У неё есть чувство юмора, и, улыбаясь или смеясь, она будто становится одной из нас. Слушая кого-нибудь, она смотрит в глаза, старается не пропустить ни одного слова и легонько кивает головой. Сразу видно, что мы ей интересны, и всё, что мы говорим, ей важно.
Когда на уроке мы делаем письменные задания, она сидит за столом, что-то тоже обычно пишет, а ясные глаза и очаровательная улыбка говорят о том, что, какие бы мы ни совершали поступки, она всё равно нас любит. А иногда она так строго посмотрит, что даже страшно становится, особенно, когда отвечаешь и видишь, что учительница делает какие-то пометки. Неужели сейчас посыплется град вопросов? Ей удаётся быть строгой и весёлой, она не кричит, но никому в голову не придёт нарушать порядок на её уроках.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке?
2.Передаются ли черты характера через описание внешности?
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?


А теперь читаем и обсуждаем зарисовки, написанные вами дома, с этой же точки зрения, обращая внимание на то, передаёт ли зарисовка особенности характера человека.
К следующему уроку попробуем вспомнить и описать ОДИН поступок человека. Один, но такой, в котором ясно проявляется суть героя вашего очерка.
Например:

Есть в жизни моменты, которые всегда с тобой, до конца. Ты носишь их в себе молча, но наступает момент, когда они просятся наружу. Радостные и горькие, минуты счастья и отчаянья.
Ленинград. Тогда ещё Ленинград. Незнакомая равнодушная улица, и я, такая одинокая в своей беде! Я вышла после трудного исследования из Военно-медицинской академии. Болело тело, но эта боль была ничем по сравнению с приговором, который вынесли мне врачи. Слёзы катились по щекам, и не было никого, с кем я могла бы разделить страх и отчаянье. Чужой город, чужая улица, чужие лица.
И вдруг я увидела знакомую фигуру! Глазам своим не верю! Навстречу мне шла моя сестра. Самый нужный мне в тот момент человек, самый родной и близкий. Она обняла меня, и я выплакала отчаянье на её плече. И стала бороться дальше. И вот живу и помню то "чудное мгновенье", когда "передо мной явилась ты", моя сестричка! Какая сила привела тебя тогда ко мне? Как ты почувствовала этот страшный миг? Я так благодарна тебе! Если бы не ты, я вряд ли смогла бы выкарабкаться.
Позже я узнала, как внезапно тебя пронзило ощущение, что надо срочно ехать ко мне в больницу. Просто почувствовала. Пошла к директору школы, чтобы отпроситься на несколько дней. Не отпустили. Тогда ты сказала: "Неважно, отпустите или нет, я всё равно уеду". И уехала, хотя привыкла к учительской дисциплине. Ничто не могло и никто не мог тебя остановить: в трудный для меня момент именно ты подставила своё плечо. Так было в детстве и так было сейчас.

Ты мой самый родной человек, моя старшая заботливая сестра.

Слушаем и обсуждаем написанное вами, друзья.


Остаётся решить, каким может быть вступление и каким заключение.

Вступление
А зачем оно нужно? Можно ли обойтись без него?
Можно, конечно. Взять быка за рога. Молниеносно и неожиданно. Но э то надо уметь!
А для большинства читающих ваше сочинение требуется всё-таки 1-2 предложения, чтобы подвести к теме, а ещё лучше "заманить" в текст, заинтересовать, заинтриговать. Поэтому вступление не должно быть шаблонным.
Сравним 2 варианта вступления:

Вариант 1.
Разумеется, у каждого в жизни есть дорогие люди. Я тоже не исключение. У меня тоже есть один особый человек, про которого я сейчас напишу.

Вариант 2.
Он вошел в наш класс размашистой походкой уверенного человека. Оглядел класс строгим взглядом. Мы замерли. И вдруг он улыбнулся, да так озорно, что наш страх растаял. Такой я помню первую встречу со своим учителем литературы, а заодно и директором школы Геннадием Александровичем Горчаковым.

Заключение
А оно зачем нужно? Нельзя ли обойтись без него? Вряд ли. Читатель же должен понимать, что из ваших рук никто насильно не вырвал тетрадь, оборвав вдохновенный труд на полуслове. Значит, нужен "замочек", закрывающий текст. Лучше всего соединить в нем самые важные мысли, прозвучавшие в сочинении. На всякий случай, для непонятливых, чтобы идея вашей работы прозвучала ещё раз.
Сравним 2 варианта заключения:

Вариант 1.
Таким простым способом этот непростой человек определил мою судьбу, а я только сейчас об этом догадалась. Как не быть признательной за то, что он открыл для меня счастье творчества и вдохновения, мой судьбоносный человек! Через годы я говорю ему: "Спасибо, мой учитель литературы!"


Вариант 2.
Ещё долго можно было бы рассказывать об этом человеке. Я рада, что он у меня есть.

И, конечно, стоит придумать интересное заглавие . Всем известно, как назовёшь судно, так оно и поплывёт. Прочитаешь иное заглавие, и пропадает всякая охота к чтению. К счастью, случается и наоборот. Постарайтесь, чтобы было наоборот.

Недавно мы с бабушкой посещали галерею. Сначала мне показалось это занятие очень скучным, но когда бабушка начала рассказывать мне интересные исторические события, и рассказывать о героях, изображенных на картинах, то это меня очень увлекло. Я стал ее слушать, а больше всего я смотрел на картину и представлял, как это было.

Довольно долго мы ходили по галерее и много картин видели, но больше всего мне вспоминается портрет Петра Первого. Этот портрет предстал передо мною и сейчас, я достаточно хорошо его запомнил, и запомнил те исторические факты, о которых рассказывала мне бабушка.

Этот портрет написал Алексей Петрович Антропов – русский живописец. Очень распространенный художник.

На портрете Петр Первый предстает перед нами во весь рост в молодом возрасте. На императоре темно-зеленый мундир, а сзади роскошная мантия из горностая, так сказала бабушка. Слева у него прикреплена сабля, прячущая под соболиную мантию. Петр Первый стоит в высоких черных, хорошо начищенных сапогах.

У него вьющие волосы, уложенные назад, густые усы, и яркий открытый, но вдумчивый взгляд. Независимо, на какое бы расстояние я не отходил от картины, мне все казалось, что он смотрит на нас с бабушкой, вот так его написал живописец Антропов.

Сзади его располагается трон, он из алого бархата и золотых обрамлений в виде определенных фигур. Я разглядел там двуглавого орла, а так же корону, это атрибуты государственной власти. Очень много золотых предметов, например отделка зеленого мундира, кисти подвязы для занавеса, бахрома на скатерти стола тоже золотого цвета, это говорит нам о выражении, о роскоши.

Этот портрет очень яркий, он очень запомнился мне. Сама картина красочная, детальная, и что самое удивительно она оказалась познавательной.

Сочинение 2

Кроме занятий по физической культуре в школе я хожу на танцы. Они проходят дважды в неделю вечерами, а в воскресенье – днем. (Обычно я хожу на два занятия, а то тяжело.) Мне очень нравится тренер!

Ей можно долго любоваться. Она молодая и очень красивая. Ей лет двадцать. Конечно, она стройная, спортивная. То есть не слишком худая, а сильная и гибкая. Очень женственная. Мне кажется, что ей идёт просто любая спортивная форма, каждое платье на ней прекрасно сидит.

Она рассказывает, что у неё в семье, вообще, проблемы с лишним весом. Все родственники почти сто килограммов! Вот из-за такой тяжелой во всех смыслах наследственности ей пришлось следить за собой, заниматься спортом с детства. Так она и стала тренером! Она соблюдает диету, считает калории. Она рассказала, что как-то за новогодние праздники, забыв о диете, поправилась на шесть кило. Но быстро пришла в норму, благодаря режиму и тренировкам.

Ещё у неё замечательный голос. Думаю, она могла бы петь… Многие девчонки её просто обожают! Таня нас тоже любит. Мы всегда можем поговорить. Я стараюсь не болеть, чтобы не пропускать тренировки.

Конечно, я вижу и её недостатки, но она их принимает, устраняет потихоньку. Я бы хотела стать на неё похожей больше, чем на всех остальных. Даже героини фильмов, они, понятно, не реальные, а она вот – рядом.

Портретный очерк

Портретный очерк

Популярные сочинения

Время. Это всего лишь слово, которым принято обозначать нечто невообразимое, не всегда укладывающееся в нашем сознании. Признаюсь, честно, я боюсь того, что за ним скрывается. Есть очень хорошая фраза

Читайте также: