Крупное сочинение из отдельных номеров с драматическим сюжетом ответ 1

Обновлено: 02.07.2024

Ей свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедия – это жанр художественного произведения, вид пьесы, для которого характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности, героев. Основным признаком комедии является смех. Но он не всегда добрый, может быть язвительным, саркастическим. В комедии высмеиваются как низкие качества человека, такие как глупость, подлость, наивность, недальновидность, простоватость, так и пороки всего общества.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров.

Комедия масок- сочетание карнавала с народными традициями. Характерные особенности: использование актерами гротескных масок, подчеркивающих социальные или национальные черты нескольких постоянных персонажей;

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

АКТ (от лат. actus — действие) — Законченная часть драматического
произведения или театрального представления. В театре акты обычно разделяются перерывами (антрактами) . Акт может дробиться на более мелкие части (явления, эпизоды, сцены, картины).

КАРТИНА (в драме, опере, балете) — законченная часть акта. Картины
отделяются друг от друга не антрактом, а коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остаётся на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций или остаётся та же декорация. В некоторых сценических произведениях картины являются основной единицей деления действия.

СЦЕНА - отдельная часть действия, акта, пьесы, спектакля с неизменным составом действующих лиц.

ЯВЛЕНИЕ в пьесе, спектакле — часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц (уходы, приходы). Каждое явление обусловлено
логикой развития действия, фабулой пьесы.

Типы героев:

Главные герои произведения — это персонажи, на долю которого выпадает наибольшее количество действий, событий, страданий, переживаний, эмоций на протяжении всего произведения; это основные действующие лица, к ним прикован интерес читателей; данные образы изображены детально, продуманы до мелочей.

Второстепенный герой – это герой, который не играет главной роли в произведении, его главная функция-– действовать таким образом, чтобы читатель увидел, заметил, осознал и понял образ (образы) главного героя.

Внесценические персонажи – это персонажи, не участвующие в действии, но необходимые для раскрытия проблемы произведения, характеристики героев; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц.

− Воскрешением Иисуса Христа.

− Распятием Иисуса Христа.

4. Подчеркни, какие элементы связывают рок-оперу с классическими оперными традициями:

− использование современных ритмов,

− соединение музыкального и драматического развития

5. На основе какого источника построено содержание оперы?

6. В каком веке возник жанр рок-оперы?

7. Какие черты отличают рок-музыку от академической?

8. Расставь фрагменты оперы в нужном порядке.

− сцена в Гефсиманском саду

9. Какое слово здесь пропущено?

10. Какое увлечение молодежи подвигло авторов написать эту оперу?

− Увлечение христианским учением;

11. Какой музыкальный стиль явился истоком рок-музыки?

12. Дополни определение:

4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ : эпосу, лирике или драме. Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. "повествование";-) - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру";-) - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. "действие";-) - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.


ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

История возникновения (зарождения) жанра

Эдип в Колоне

Эдип в Колоне. Трагедия Софокла. Картина Жан Антуана Теодора Геруста.

С V в. до н.э. – расцвет греческой трагедии. Было написано более 1000 трагедий, но сохранилась только 31 пьеса Эсхила, Софокла и Еврипида. Это произведения в стихах, состоящие из сцен, в которых задействованы не более трёх персонажей. Речь героев чередуется с хоровыми песнями. Сюжеты основаны на мифах или древней истории.

В IV-I вв. до н.э. греческая драматургия меняется. Общественно-политическая тематика отходит на второй план, главными становятся семейно-бытовые отношения. В пьесах отображается современная жизнь, действие строится на любовной ситуации, описываются семейные проблемы. Вводятся одни и те же социальные типы: скупой отец, сварливая теща, смекалистый раб, хвастливый офицер, гетера и т.д.

В IV в. до н.э. Римская Республика захватила греческие земли, что повлекло за собой трансформацию греческой драмы. Пьесы стали светским развлечением. Появились новые социальные типы: ростовщик, сводник, торговец. Действие пьесы становится динамичным, все персонажи вовлечены в интригу, появляется критика героев с точки зрения морали. Значение хора значительно снижается. С падением Римской Империи на Западе исчезает и классический театр. Театральная деятельность не появлялась в течение более чем 500 лет.

Театр повторно зарождается в Европе в Римско-католической церкви. В церкви начинают читать в лицах Новозаветные эпизоды. Из этих диалогов появляется литургическая драма.

К середине XVI в. протестантское движение кладёт конец религиозной драме, что позволяет развиваться светской драматургии. В период Ренессанса появляются попытки перенести опыт классической драмы античности в современность.

В это же время театр Ренессанса появляется в Италии. Особенностью пьес этого периода является правдоподобие. Устраняется хор, положительные герои вознаграждаются, а отрицательные – наказываются. Важным становится закон триединства (времени, места, действия).

В XVII в. во Франции появляется новая драма. Главными драматургами были Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер. Во французских пьесах появляются хвастуны, дураки, старики, влюблённые, хитрые слуги. Многие пьес пишутся в стихах.


Издание 1914 года. “Фауст” Гёте.

XIX-XX вв. – стремление к житейской достоверности, правдоподобию в драматических произведениях (Г. Ибсен, А.Н. Островский, А.П. Чехов, М. Горький и т.д.).

На рубеже XX-XXI вв. современная драматургия начала искать новые жанры и выразительные средства. Направление экзистенциализма начало развиваться в России, а потом и Германии, Франции. Драматурги делают героем своих произведений человека, который думает только о своём бессмысленном, ненужном существовании. Героем движет страх, который заставляет его изменить несовершенный мир.

В начале 1950-х годов появляется театр абсурда. Его представители передавали читателю своё ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушали логику и отказывались от причинно-следственных связей.

Основоположники пьесы

Первыми драматургами считают древних греков Фесписа и Фриниха, которые ввели актёра в спектакль. Между авторами устраивались драматические состязания, они же выступали актёрами в своих пьесах, писали музыку, ставили танцы.

Крупнейшими трагиками Древней Греции считают Эсхила, Софокла и Еврипида. В произведениях они затрагивают вопросы классового неравенства, всемогущества рока и обречённость борьбы с ним, описывают военные события.

Эсхил вводит в пьесу второго актёра, чем сокращает партию хора и расширяет диалог. Софокл в своих произведениях надеется на примирение торговой верхушки и аристократии. Он же впервые вводит перипетию, третьего актёра, замедляет стремительность действия.

Еврипид отрицает религию, поэтому действующие лица в его драмах – это люди, а не боги. Он вносит в трагедию интригу. Герои Эсхила и Софокла простые, у Еврипида встречаются более усложнённые характеры.

Характерные особенности пьесы

Пьеса обладает следующими характерными особенностями:

Особенности построения сюжета и композиции в пьесе

Текст пьесы разделяется на действия или акты, который могут делиться на сцены, картины, явления или эпизоды. Событий в драматическом произведении немного, небольшое количество и действующих лиц. Обычно в пьесе одна сюжетная линия.

Сюжет пьесы должен быть последовательным и иметь четкую структуру.

Драматическая композиция – это членение текста пьесы на части по времени и месту действия и художественно целесообразную соотнесенность этих частей. Композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта.

Драматическое произведение состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Кроме этого, выделяется пролог и эпилог.

Пролог – это своеобразное предисловие, введение, которое не связан непосредственно с сюжетом драматического произведения.

Экспозиция – часть драматургического произведения, в которой описывается обстановка, предшествующая основному действию. Экспозиция тесно связана с основным действием. В этой части обычно содержится информация о персонажах, времени и месте действия.

Завязка – часть драматургического произведения, в которой возникает главный конфликт произведения. Происходят события, принимаются судьбоносные решения, которые нарушают исходную ситуацию.

Развитие действия – наиболее обширная часть драматического произведения, состоящая из определенных эпизодов, которые авторы обычно разбивают на акты, сцены, явления, действия. Это основное поле действия и развития. Писатель создаёт напряжённые моменты, задерживает момент сражения, вводит новые осложнения. Действие в пьесе должно идти по нарастающей линии.

Кульминация – это пиковая точка развития действия, самый напряжённый момент в пьесе. В основе кульминации лежит центральное, поворотное событие, которое является коренным переломом в действии в пользу той или иной занятой в конфликте стороны.

Развязка – это часть, в которой завершается основной конфликт пьесы. Здесь определяются судьбы всех действующих лиц.

Эпилог – часть композиции, в которой производится смысловое завершение произведения в целом. В этом своеобразном послесловии автор подводит смысловые итоги пьесы.

Известны такие законы композиции:

  • новизна;
  • целостность;
  • взаимосвязь и соподчиненность;
  • соразмерность;
  • контрастность;
  • единство содержания и формы;
  • типизация и обобщение.

Художественные приемы в пьесе

Писатели-драматурги ограничены в выборе предметно-изобразительных средств. Авторы драматических произведений не использует метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму.

Драма тяготеет к эффектной подаче изображаемого, поэтому писатели используют в своих произведениях гиперболу, т.е. чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.

«Да, мочи нет: мильон терзаний

Также писатели-драматурги прибегают к иронии, чтобы создать в своих произведениях комический эффект. Ирония – это завуалированная насмешка, смысл которой противоположен сказанному. Ирония в пьесах А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, А.П. Чехова выражается не только в словах персонажей, но и в их действиях.

Деление внутри жанра: виды пьес

К этому жанру примыкает:

  • фарс – это комедийная пьеса преимущественно для сценического исполнения, в которой преобладает абсурд и бессмыслица;
  • водевиль – это лёгкая комедийная пьеса сатирического характера, которая включает слова, танцы, музыку, песни и сценическое действие;
  • интермедия – это комическая сценка небольшого размера, разыгрываемая между действиями основного спектакля или представления;
  • скетч – это короткое комедийное произведение с несколькими персонажами.

Мелодрама – это пьеса, целью которой является раскрытие чувственного мира героя.

Аудитория жанра

Схожесть с другими жанрами

Также пьесы тесно связаны со смеховой сферой, так как развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами, на которых все смеялись и веселились.

Яркие представители

Франция: А. Арди, Ж. Ротру, Э. Ионеско, Ж. Мерэ, П. Корнель, П. Бомарше, Д. Дидро, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин и др.

Великобритания: Дж. Лилло, Р. Грин, О. Уайльд, Дж. Форд, У. Шекспир, Б. Шоу и др.

Америка: Юджин, О’Нил, Сидни Ховард, М. Коннелли, Э. Олби и др.

Германия: Г.Э. Лессинг, И. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гауптман и др.

Россия: А.П. Сумароков, А.П. Чехов, А.В. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, Л.Н. Андреев, А.Н. Островский, А.С. Грибоедов, Д.И. Фонвизин и др.

Другие: Г. Ибсен, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Ф. Верфель.

Востребованность пьесы в разные периоды

Приблизительно до XVIII в. пьесы были такими же популярными, как и эпические произведения. Нередко драматический жанр становился ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Это связано с несколькими факторами:

  1. Театральное искусство (в частности постановка пьес) было доступным для всех слоёв общества. Покупку книга в это время из-за их дороговизны могли позволить себе только обеспеченные люди.
  1. В пьесах персонажи изображались с резко выраженными чертами, показывались человеческие страсти, преобладал патетический тон, гротеск. Всё это отвечало общелитературным и общехудожественным тенденциям.

С развитием печатных технологий первенство занимают эпические жанры. Тем не менее, драматическим произведениям в литературе по-прежнему принадлежит почётное место.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу по русской литературе входят драматические произведения следующих авторов: Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького, А.М. Володина, А.Н. Арбузова, В.С. Розова, А.В. Вампилова. Также в школьную программу включены пьесы зарубежных авторов, таких как Ж.-Б. Мольер, У. Шекспир, И. Гёте.

Читайте также: