Крупное сочинение из отдельных номеров с драматическим сюжетом ответ 1
Обновлено: 02.07.2024
Ей свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).
Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.
Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.
Комедия – это жанр художественного произведения, вид пьесы, для которого характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности, героев. Основным признаком комедии является смех. Но он не всегда добрый, может быть язвительным, саркастическим. В комедии высмеиваются как низкие качества человека, такие как глупость, подлость, наивность, недальновидность, простоватость, так и пороки всего общества.
Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров.
Комедия масок- сочетание карнавала с народными традициями. Характерные особенности: использование актерами гротескных масок, подчеркивающих социальные или национальные черты нескольких постоянных персонажей;
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.
АКТ (от лат. actus — действие) — Законченная часть драматического
произведения или театрального представления. В театре акты обычно разделяются перерывами (антрактами) . Акт может дробиться на более мелкие части (явления, эпизоды, сцены, картины).
КАРТИНА (в драме, опере, балете) — законченная часть акта. Картины
отделяются друг от друга не антрактом, а коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остаётся на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций или остаётся та же декорация. В некоторых сценических произведениях картины являются основной единицей деления действия.
СЦЕНА - отдельная часть действия, акта, пьесы, спектакля с неизменным составом действующих лиц.
ЯВЛЕНИЕ в пьесе, спектакле — часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц (уходы, приходы). Каждое явление обусловлено
логикой развития действия, фабулой пьесы.
Типы героев:
Главные герои произведения — это персонажи, на долю которого выпадает наибольшее количество действий, событий, страданий, переживаний, эмоций на протяжении всего произведения; это основные действующие лица, к ним прикован интерес читателей; данные образы изображены детально, продуманы до мелочей.
Второстепенный герой – это герой, который не играет главной роли в произведении, его главная функция-– действовать таким образом, чтобы читатель увидел, заметил, осознал и понял образ (образы) главного героя.
Внесценические персонажи – это персонажи, не участвующие в действии, но необходимые для раскрытия проблемы произведения, характеристики героев; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц.
− Воскрешением Иисуса Христа.
− Распятием Иисуса Христа.
4. Подчеркни, какие элементы связывают рок-оперу с классическими оперными традициями:
− использование современных ритмов,
− соединение музыкального и драматического развития
5. На основе какого источника построено содержание оперы?
6. В каком веке возник жанр рок-оперы?
7. Какие черты отличают рок-музыку от академической?
8. Расставь фрагменты оперы в нужном порядке.
− сцена в Гефсиманском саду
9. Какое слово здесь пропущено?
10. Какое увлечение молодежи подвигло авторов написать эту оперу?
− Увлечение христианским учением;
11. Какой музыкальный стиль явился истоком рок-музыки?
12. Дополни определение:
4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ : эпосу, лирике или драме. Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.
ЭПОС (от греч. "повествование";-) - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру";-) - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.
ДРАМА (от греч. "действие";-) - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.
Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.
Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие.
Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
История возникновения (зарождения) жанра
Эдип в Колоне. Трагедия Софокла. Картина Жан Антуана Теодора Геруста.
С V в. до н.э. – расцвет греческой трагедии. Было написано более 1000 трагедий, но сохранилась только 31 пьеса Эсхила, Софокла и Еврипида. Это произведения в стихах, состоящие из сцен, в которых задействованы не более трёх персонажей. Речь героев чередуется с хоровыми песнями. Сюжеты основаны на мифах или древней истории.
В IV-I вв. до н.э. греческая драматургия меняется. Общественно-политическая тематика отходит на второй план, главными становятся семейно-бытовые отношения. В пьесах отображается современная жизнь, действие строится на любовной ситуации, описываются семейные проблемы. Вводятся одни и те же социальные типы: скупой отец, сварливая теща, смекалистый раб, хвастливый офицер, гетера и т.д.
В IV в. до н.э. Римская Республика захватила греческие земли, что повлекло за собой трансформацию греческой драмы. Пьесы стали светским развлечением. Появились новые социальные типы: ростовщик, сводник, торговец. Действие пьесы становится динамичным, все персонажи вовлечены в интригу, появляется критика героев с точки зрения морали. Значение хора значительно снижается. С падением Римской Империи на Западе исчезает и классический театр. Театральная деятельность не появлялась в течение более чем 500 лет.
Театр повторно зарождается в Европе в Римско-католической церкви. В церкви начинают читать в лицах Новозаветные эпизоды. Из этих диалогов появляется литургическая драма.
К середине XVI в. протестантское движение кладёт конец религиозной драме, что позволяет развиваться светской драматургии. В период Ренессанса появляются попытки перенести опыт классической драмы античности в современность.
В это же время театр Ренессанса появляется в Италии. Особенностью пьес этого периода является правдоподобие. Устраняется хор, положительные герои вознаграждаются, а отрицательные – наказываются. Важным становится закон триединства (времени, места, действия).
В XVII в. во Франции появляется новая драма. Главными драматургами были Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер. Во французских пьесах появляются хвастуны, дураки, старики, влюблённые, хитрые слуги. Многие пьес пишутся в стихах.
Издание 1914 года. “Фауст” Гёте.
XIX-XX вв. – стремление к житейской достоверности, правдоподобию в драматических произведениях (Г. Ибсен, А.Н. Островский, А.П. Чехов, М. Горький и т.д.).
На рубеже XX-XXI вв. современная драматургия начала искать новые жанры и выразительные средства. Направление экзистенциализма начало развиваться в России, а потом и Германии, Франции. Драматурги делают героем своих произведений человека, который думает только о своём бессмысленном, ненужном существовании. Героем движет страх, который заставляет его изменить несовершенный мир.
В начале 1950-х годов появляется театр абсурда. Его представители передавали читателю своё ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушали логику и отказывались от причинно-следственных связей.
Основоположники пьесы
Первыми драматургами считают древних греков Фесписа и Фриниха, которые ввели актёра в спектакль. Между авторами устраивались драматические состязания, они же выступали актёрами в своих пьесах, писали музыку, ставили танцы.
Крупнейшими трагиками Древней Греции считают Эсхила, Софокла и Еврипида. В произведениях они затрагивают вопросы классового неравенства, всемогущества рока и обречённость борьбы с ним, описывают военные события.
Эсхил вводит в пьесу второго актёра, чем сокращает партию хора и расширяет диалог. Софокл в своих произведениях надеется на примирение торговой верхушки и аристократии. Он же впервые вводит перипетию, третьего актёра, замедляет стремительность действия.
Еврипид отрицает религию, поэтому действующие лица в его драмах – это люди, а не боги. Он вносит в трагедию интригу. Герои Эсхила и Софокла простые, у Еврипида встречаются более усложнённые характеры.
Характерные особенности пьесы
Пьеса обладает следующими характерными особенностями:
Особенности построения сюжета и композиции в пьесе
Текст пьесы разделяется на действия или акты, который могут делиться на сцены, картины, явления или эпизоды. Событий в драматическом произведении немного, небольшое количество и действующих лиц. Обычно в пьесе одна сюжетная линия.
Сюжет пьесы должен быть последовательным и иметь четкую структуру.
Драматическая композиция – это членение текста пьесы на части по времени и месту действия и художественно целесообразную соотнесенность этих частей. Композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта.
Драматическое произведение состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Кроме этого, выделяется пролог и эпилог.
Пролог – это своеобразное предисловие, введение, которое не связан непосредственно с сюжетом драматического произведения.
Экспозиция – часть драматургического произведения, в которой описывается обстановка, предшествующая основному действию. Экспозиция тесно связана с основным действием. В этой части обычно содержится информация о персонажах, времени и месте действия.
Завязка – часть драматургического произведения, в которой возникает главный конфликт произведения. Происходят события, принимаются судьбоносные решения, которые нарушают исходную ситуацию.
Развитие действия – наиболее обширная часть драматического произведения, состоящая из определенных эпизодов, которые авторы обычно разбивают на акты, сцены, явления, действия. Это основное поле действия и развития. Писатель создаёт напряжённые моменты, задерживает момент сражения, вводит новые осложнения. Действие в пьесе должно идти по нарастающей линии.
Кульминация – это пиковая точка развития действия, самый напряжённый момент в пьесе. В основе кульминации лежит центральное, поворотное событие, которое является коренным переломом в действии в пользу той или иной занятой в конфликте стороны.
Развязка – это часть, в которой завершается основной конфликт пьесы. Здесь определяются судьбы всех действующих лиц.
Эпилог – часть композиции, в которой производится смысловое завершение произведения в целом. В этом своеобразном послесловии автор подводит смысловые итоги пьесы.
Известны такие законы композиции:
- новизна;
- целостность;
- взаимосвязь и соподчиненность;
- соразмерность;
- контрастность;
- единство содержания и формы;
- типизация и обобщение.
Художественные приемы в пьесе
Писатели-драматурги ограничены в выборе предметно-изобразительных средств. Авторы драматических произведений не использует метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму.
Драма тяготеет к эффектной подаче изображаемого, поэтому писатели используют в своих произведениях гиперболу, т.е. чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.
«Да, мочи нет: мильон терзаний
Также писатели-драматурги прибегают к иронии, чтобы создать в своих произведениях комический эффект. Ирония – это завуалированная насмешка, смысл которой противоположен сказанному. Ирония в пьесах А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, А.П. Чехова выражается не только в словах персонажей, но и в их действиях.
Деление внутри жанра: виды пьес
К этому жанру примыкает:
- фарс – это комедийная пьеса преимущественно для сценического исполнения, в которой преобладает абсурд и бессмыслица;
- водевиль – это лёгкая комедийная пьеса сатирического характера, которая включает слова, танцы, музыку, песни и сценическое действие;
- интермедия – это комическая сценка небольшого размера, разыгрываемая между действиями основного спектакля или представления;
- скетч – это короткое комедийное произведение с несколькими персонажами.
Мелодрама – это пьеса, целью которой является раскрытие чувственного мира героя.
Аудитория жанра
Схожесть с другими жанрами
Также пьесы тесно связаны со смеховой сферой, так как развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами, на которых все смеялись и веселились.
Яркие представители
Франция: А. Арди, Ж. Ротру, Э. Ионеско, Ж. Мерэ, П. Корнель, П. Бомарше, Д. Дидро, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин и др.
Великобритания: Дж. Лилло, Р. Грин, О. Уайльд, Дж. Форд, У. Шекспир, Б. Шоу и др.
Америка: Юджин, О’Нил, Сидни Ховард, М. Коннелли, Э. Олби и др.
Германия: Г.Э. Лессинг, И. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гауптман и др.
Россия: А.П. Сумароков, А.П. Чехов, А.В. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, Л.Н. Андреев, А.Н. Островский, А.С. Грибоедов, Д.И. Фонвизин и др.
Другие: Г. Ибсен, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Ф. Верфель.
Востребованность пьесы в разные периоды
Приблизительно до XVIII в. пьесы были такими же популярными, как и эпические произведения. Нередко драматический жанр становился ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Это связано с несколькими факторами:
- Театральное искусство (в частности постановка пьес) было доступным для всех слоёв общества. Покупку книга в это время из-за их дороговизны могли позволить себе только обеспеченные люди.
- В пьесах персонажи изображались с резко выраженными чертами, показывались человеческие страсти, преобладал патетический тон, гротеск. Всё это отвечало общелитературным и общехудожественным тенденциям.
С развитием печатных технологий первенство занимают эпические жанры. Тем не менее, драматическим произведениям в литературе по-прежнему принадлежит почётное место.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу по русской литературе входят драматические произведения следующих авторов: Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького, А.М. Володина, А.Н. Арбузова, В.С. Розова, А.В. Вампилова. Также в школьную программу включены пьесы зарубежных авторов, таких как Ж.-Б. Мольер, У. Шекспир, И. Гёте.
Читайте также: