Красная корона сочинение булгаков

Обновлено: 02.07.2024

П ока продолжаются споры о выпускном экзамене по литературе, не будем забывать, коллеги, что мы с вами должны готовить наших учеников к ЕГЭ по русскому языку. Этот экзамен прочно входит в педагогический обиход — не на “сегодня”, не на “завтра”, а, повидимому, на много лет вперёд. Часть словесников, почувствовав это, потихоньку, а где-то и в открытую стала сокращать в старших классах время на изучение литературы в пользу подготовки к ЕГЭ по русскому. Стремление понятно: ведь сертификаты ЕГЭ нужны детям при поступлении в вуз, к тому же и о работе школы и конкретного учителя будут судить именно по результатам Единого экзамена. А литература — она может и в сторонке постоять.

Между тем, с моей точки зрения, можно работать над ЕГЭ по русскому языку, оставаясь в рамках программы по литературе, а не сталкивая лбами эти две дисциплины. По крайней мере над частью С, которая, как ни крути, всё-таки связана с созданием собственного текста по поводу текста чужого. Правда, этот свой текст, в отличие от традиционного сочинения, небольшой, однако связность и доказательность нужны и небольшому тексту. К тому же короткий текст быстрее пишется и быстрее проверяется. Значит, мы можем, вопервых, давать его писать на уроке (минут на 20-25), вовторых, делать это чаще (два-три коротких сочинения вместо одного большого итогового), в-третьих, экономить собственное время при проверке. Ученики тоже психологически настроены больше на относительно короткое письменное выказывание: в традиционном сочинении их угнетает необходимость “лить воду”, чтобы растянуть текст до положенного объёма.

Иными словами, я предлагаю извлечь из основного “минуса” части С все возможные “плюсы” и поставить их на службу мира и прогресса. То есть продолжать изучать с детьми литературу и учить их формулировать на бумаге свои мысли, готовясь тем самым к ЕГЭ по русскому языку.

Прежде чем проиллюстрировать сказанное примерами, напомню, что в части С на ЕГЭ по русскому ученик должен продемонстрировать, как он понимает проблему предложенного ему текста и авторскую позицию, выраженную в нём, а также высказать своё видение этой проблемы (и позиции автора) и аргументировать его. Соотношение этих частей высказывания в процессе подготовки можно варьировать в зависимости от предлагаемой темы. Честно говоря, я сосредоточиваюсь на первых двух частях — своё видение ученики, как правило, излагают охотно и бойко, их приходится иногда даже отучивать говорить по всякому поводу: “Я считаю” (впрочем, это отдельная большая тема для разговора).

Т еперь о самих заданиях, бьющих сразу в две мишени. Самое действенное из них — записать summary урока, или, подругому, дать “выжимку”, краткий пересказ урока, самое-самое из него. О задании можно предупредить в начале урока, на само выполнение дать десять последних минут. За это время в полстранички текста ученик должен уложить то, что он за этот урок понял. Вопросы для разбега: “Что мы сегодня обсуждали? Как строился урок? Какая проблема на него была вынесена? Что мы успели по этой проблеме сказать?”

Проверяя такие работы, мы прежде всего видим, удался урок или нет, как он был воспринят, что “легло”, а что осталось непонятным. Понимание, которое, кажется, возникает на уроке (видно по глазам, по тому, как слушают), иногда не находит никакого подтверждения в работах. Иногда же, наоборот, ученику западает в голову какаято интересная, мелькнувшая где-то на периферии разговора мысль, и нам радостно, что она не пропала в общем потоке урока. Иными словами, такая работа позволяет “держать руку на пульсе”.

Ценность этого вида работы ещё и в том, что мы получаем отличный материал для обсуждения на следующем уроке. Главным образом стоит сосредоточиться на том, кто какую стратегию создания текста выбрал. Первый из цитированных нами учеников говорил только о содержании текста Гоголя, о сумме добытого знания по поводу этого текста. Причём оно касается исключительно сюжетно-персонажного уровня произведения. Другой же сделал предметом рефлексии урок как текст и описывал замысел учителя как автора этого урока (и воплощение этого замысла). Такой ученик и в размышлениях о тексте произведения идёт глубже, видит не только что, но и как.

Если мы покажем ученикам во время обсуждения работ эти два подхода, то на следующих уроках при выполнении подобного задания постепенно количество тех, кто привыкнет наблюдать за режиссурой урока, а значит, понимать его логику, ход, видеть необходимые скрепы, линии разговора, рефлектировать по поводу собственного понимания/непонимания, согласия/несогласия, станет больше. Такие ребята справляются с частью С играючи, поскольку для них не возникает вопроса о том, как работать, — алгоритм стал уже привычным, как дыхание. Кроме того, такие задания очень хорошо приучают концентрироваться — а этот навык для экзамена необходим.

Видно, что эти работы не идеальны (а что такое идеальный текст в принципе?), кое-где требуют редактуры, однако я отпущу этих ребят на ЕГЭ по русскому с уверенностью, что часть С им по зубам. И с чувством удовлетворения от того, что литературу ХХ века мы с ними в 11-м классе изучали по полной программе — и в прямом, и в переносном смысле.

Приложение

Владимир Маяковский

Умер Александр Блок

Т ворчество Александра Блока — целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.

Славнейший мастерсимволист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию.

Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк — взяв какое-нибудь блоковское слово, развивают его на целые страницы, строя на нём всё своё поэтическое богатство. Другие преодолели его романтику раннего периода, объявили ей поэтическую войну и, очистив души от обломков символизма, прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами — кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок.

Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: “Нравится?” — “Хорошо”, — сказал Блок, а потом прибавил: “У меня в деревне библиотеку сожгли”.

Поэмой зачитывались белые, забыв, что “хорошо”, поэмой зачитывались красные, забыв проклятие тому, что “библиотека сгорела”. Символисту надо было разобраться, какое из этих ощущений сильнее в нём. Славить ли это “хорошо” или стенать над пожарищем, — Блок в своей поэзии не выбрал.

Я слушал его в мае этого года в Москве: в полупустом зале, молчавшем кладбищем, он тихо и грустно читал старые строки о цыганском пении, о любви, о прекрасной даме, — дальше дороги не было. Дальше смерть. И она пришла.

Ещё в 6 классе мы говорили о литературе как исторической памяти народа, каждое произведение отражает свою эпоху, своё время. Что же это за время – 20 век?. Мы говорим о начале века. С каким основным событием связывают начало века в России? (революция и гражданская война).

Европейская культура XVlll века. Эпоха Просвещения

. XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в . Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и .

О чём же это произведение?

Кто главные герои?

Интересно ли было читать?

Легко ли было читать?

Какие трудности возникли с пониманием смысла произведения?

Кто является главными героями новеллы?

Итак, произведение во многом автобиографично. Булгаков сам пережил ужасы войны, страдания от неизвестности. Как же сумел автор воплотить в произведении свои взгляды на войну? С помощью каких приёмов он это добился?

Перейдём к непосредственному анализу произведения. Скажите, что вас удивило в самом построении произведения? В чём особенность композиции новеллы? В каких произведениях мы встречались с такой композицией? С какой целью автор прибегнул к ретроспекции?

Отражение эпохи в художественном произведении

Перечислите, пожалуйста, основные события. Легко ли это сделать? Скажите, в чём отличие фабулы произведения от её сюжета?(фабула – хронология).

Давайте восстановим фабулу произведения. (Младший брат Коля погибает на войне, старший испытывает угрызения совести по поводу его гибели и попадает в сумасшедший дом, где образ брата постоянно преследует его).

В чём же особенность сюжета? ( Главный герой –рассказчик- находится в сумасшедшем доме и всё время вспоминает о трагической гибели брата).

В чём же отличие фабулы от сюжета?

Что вас ещё удивило в построении новеллы? От какого лица ведётся повествование? Чьими глазами мы видим происходящие события? Можем ли мы утверждать, что в этой новелле присутствуют черты психологического романа, т.е. такого произведения, в котором главным является изображения состояния души героя? Докажите своё мнение. (перечитаем начало с.391) Какие слова являются ключевыми? (ненависть, отвратно, зверь, болен, страх, смерть) Каково же внутреннее состояние героя? В чём смысл подзаголовка?

Итак, перед нами психологическое произведение, и значит мы должны разобраться в психологии главных героев. Кто они? Какими изображены главные герои?

Каждый герой у Булгакова ассоциируется с каким-либо понятием, символом или словом. Какое слово всё время сопровождает рассказчика(безумие)? Колю(красная корона)? Мать (малодушна)? Генерала (зверь)? Какие слова всё время повторяются рядом с этими героями, являются наиболее яркой их характеристикой? Кто же даёт эту характеристику героям? (главный герой).

Это также один из приёмов создания художественного образа: мы узнаём о героях со слов рассказчика, т.е. субъективная оценка.

Какими же ещё приёмами автору удаётся показать нравственные страдания героев? (перечитать с.392) какие же краски мы видим в этом отрывке? Звуки? Действия героя?

Итак, мы встречаем героя в подавленном состоянии: мысли о смерти, болезни. А всегда ли он таким? Можем ли представить себе, какую жизнь он вёл до этих событий? Как изменился герой?

Упоминаемого в К. к. рабочего, повешенного на фонаре в Бердянске (по мысли главного героя К. к., он должен являться по ночам генералу-вешателю), Булгаков, возможно, действительно видел в этом городе во время переезда по железной дороге вместе с 3-м Терским полком из Киева на Северный Кавказ осенью 1919 г.

Безумие героя. С какими героями ещё случалось это несчастье? (лиценциат Видриера).

Что привело героев к помешательству? Почему авторы прибегают к этому приёму? Что хотел показать этим Булгаков? Какая мысль не может вместиться в голову нормального человека?

Малодушие героя, когда он не сумел воспротивиться генералу, не вступился за рабочего, не забрал брата с поля боя, приводит к сумасшествию. А с каким героем новеллы связано также слово малодушие? (мать).

Как вы понимаете слово малодушие? Почему герой называет мать малодушной? Так ли это? Охарактеризуйте образ матери? Для чего он вводится в повествование? *перечитать с.392) Почему у неё нет имени?

У кого из героев есть имена? (коля) Почему?

Как выдумаете, почему у героя нет имени? Как вы думаете, как удаётся автору показать противоречивость характера героя? (сбивчивые воспоминания).

Какие цвета помогают передать настроение героя? (с.391,392, 394).

Какие краски ещё появляются? Жёлтый –сумасшествие, зелёный – надежда? Что значит образ рыжего кота? Когда появляется красный цвет?

Серый-жёлтый-рыжий-красный-чёрный (приём градации)

Какие ещё литературные приёмы использует автор? Найдите в тексте примеры эпитетов (красная корона).

Как проявляется в тексте приём антитезы? Что чему противоставляется?

Счастье – горе (с.395)

С какой целью используется этот приём? Как проявляется противопоставление? (с.395 краски)

Можем ли мы утверждать, что в произведении противопоставлены война и мир? В чём это противопоставление? Упоминается ли в произведении слово война? Почему? Какие детали говорят о военной жизни, какие – о мирной?


Этот рассказ напомнил мне "Красный цветок" Всеволода Гаршина, в котором речь также идёт о душевнобольных. Герой "Красной короны" пережил за свою жизнь множество потрясений — Гражданскую войну, смерть брата, даже был свидетелем жестокой казни, а потом лишился и матери. Неудивительно, что всё это сказалось на его психическом здоровье.

Повествование ведётся от лица главного героя. Он уже пациент психиатрической больницы, но лечение ему не помогает. Почти каждую ночь он видит погибшего в бою младшего брата, повторяющего одну единственную фразу. Врачи шепчутся о том, что пациент безнадёжен, а он и сам это понимает, нет для него выхода, навечно он заточен в самой страшной темнице — в собственных мыслях.

Пронзительный рассказ, показывающий ужасы войны. И снова Булгаков открылся для меня с новой стороны. Он даже становится таким автором, произведения которого я, возможно, буду перечитывать.

Ужас! у писателей что-то тенденция психиатрию в красный окрашивать. А у меня с психиатрией прилетевшая к больному желтая птица ассоциируется. В универе был яркий пример. Он её всё рисовал. В итоге она улетела! он и это нарисовал. и он тогда, если и не вылечился, то сильно приблизился к норме.

Данный рассказ напрямую связан с биографией Булгакова, даже имена брата не изменил, чтобы подчеркнуть важность случившегося в его жизни и жизни российского народа. Младшие братья писателя ушли в Добровольческую армию, и долгое время считалось, что они погибли.

Главный герой тяжело болен, и болезнь его неизлечима, ведь даже врачи в психиатрической больнице шепчутся, что он безнадёжен. Его терзают видения тех событий, ему снится умерший брат, и каждый раз, когда он видит его в красной короне, он знает, что брата уже нет в живых. И герой не отрицает своего помешательства, мало кто останется в трезвом уме после того, как на их глазах повесят человека, особенно, если вы причастны к этой казни. Вина в человеческой смерти, утрата матери и брата, всё это накапливается в душе героя, и он не выдерживает. Весь народ не выдерживал в те годы, чего желать от молодого человека, который не был готов к таким страшным утратам.

И пусть невелик рассказ, но след в душе оставляет. Манера повествования напоминает Чехова, так же кратко и по делу, но при этом беспросветно мрачно. И этот мрачный участок в душе будет каждый раз напоминать о тех годах, когда шёл брат на брата. Те мрачные времена нашей истории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кокшарова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

УЛ МБОУ г. Димитровграда Ульяновской области

При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся с целью согласования обучения с задачами воспитания, опираясь на ведущий вид деятельности – общение. Отсюда выбор типа урока – урок-практикум исследовательского уровня.

Кокшарова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

УЛ МБОУ г. Димитровграда Ульяновской области

Предмет: литература

Цель проведения: понять, какое отражение находят исторические события в литературе.

Образовательная –

познакомить учащихся с восприятием исторических реалий писателями – современниками событий; выявить самостояние человека перед лицом судьбы.

Развивающая –

учить лексико-семантическому анализу текста, учить читать художественную литературу, способствовать целостному восприятию учащимися текста, т.е. должен состояться диалог с текстом; развивать самостоятельность мышления, умение формировать свою точку зрения и ее высказывать, аргументируя и доказывая текстом;

Воспитательная –

воспитывать интерес к литературе, к жизни; формировать взгляд на войну, как на противоестественное и ненужное в жизни.

Тип урока - урок-практикум исследовательского уровня.

Предполагаемый процесс планирования и подготовки урока

Спецификой данного урока является то, что на нем учащиеся не только знакомятся с жизнью на войне, но дают свою оценку происходящему.

Этот урок учит задуматься над вечными проблемами, соотносить с реальной действительностью и своей жизнью. Служит целям формирования духовного совершенствования.

Реализация данного урока предполагает наличие следующих видов оборудования:

Оборудование:

Оформление доски: тема, план урока, домашнее задание, ключевые слова.

Урок проводится в кабинете русского языка и литературы.

При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся с целью согласования обучения с задачами воспитания, опираясь на ведущий вид деятельности – общение. Отсюда выбор типа урока – урок-практикум исследовательского уровня.

Для реализации поставленных целей я буду придерживаться следующей структуры урока:

1.Организационный этап.

Предполагает решение следующих дидактических задач: полная готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм, создание эмоционального настроя на восприятие учащимися темы урока с помощью музыкального оформления. Совместно е формулирование темы урока и целеполагание.

2. Этап проверки домашнего задания. Задание носило творческий и поисковый характер (сочинение – миниатюра, направленное на осмысление темы урока)

3. Лексико-семантический анализ , где учащиеся, опираясь на яркие художественные образы, сравнивая произведения, попытаются ответить на главные вопросы урока: что есть война, ради чего и нужна ли она.

5. Итог урока.

При подведении итогов учащиеся должны прийти к выводам: добились ли цели урока, сумели ли ответить на поставленные вопросы, сделали ли для себя открытия.

Домашнее задание. Результатом усвоения темы будет написание сочинения-размышления (эссе об услышанном, прочувствованном, осмысленном). Темы конкретизируют сами учащиеся. Для более сильных учащихся будет предложено сочинение сопоставительного характера (Анализ произведений Л. Андреева, М. Булгакова, М. Цветаевой, М. Волошина, по выбору учащихся)

1.Организационный этап.

( Тема урока закрыта . )

- Даты каких исторических событий даны?

-Почему весь поток обозначен красным цветом? (Проливалась кровь, были человеческие жертвы)

Интрига урока.

-Что мы увидели? (Увидели войну, ужас, безумие, жертвы, сломанные судьбы, гибель человека…) Кто в центре исторических событий? (Человек)

Формулирование темы, цели урока.

- Как вы считаете, какова цель нашего урока? Сформулируйте. (Сопоставить эти произведения, увидеть человека в потоке войны, познакомиться с восприятием исторических реалий писателями – современниками событий; выявить самостояние человека перед лицом судьбы, как история влияет на жизнь человека.)

-Мы должны обратиться к истории, выяснить, какое отражение она находит в литературе, конкретно в этих двух произведениях, как авторы смогли показать события русско-японской войны, гражданской войны и сделать выводы из всего услышанного, увиденного, прочувствованного. Итогом (результатом) нашего урока станет эссе о прочувствованном, осмысленном на уроке. (План работы на доске)

Работа с эпиграфом.

-В XIX веке Л. Толстой уже затрагивал тему войны, и на войне писатель показал величие человека, величие народа. Есть ли величие в произведении Л. Андреева, судя по эпиграфу? (Нет, человеку просто хочется выжить). А в произведении М.Булгакова? (И у Андреева и у Булгакова человек не справляется с потоком событий, его разум не справляется).

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Лексико-семантический анализ.

-Почему мы взяли для исследования эти два произведения? Что их объединяет? (Тема войны, безумия, крови)

Работа в группах.

(Работа с текстом 15 мин)

Выступление групп.

Проследите в тексте, какое символическое значение имеет красный цвет.

У Булгакова красный цвет символичный, он сочетается со смертью и с предчувствием неминуемой гибели.

У Андреева, в отличие от Булгакова, красный цвет более распространенный, этот цвет преобладает также и во многих других его произведениях.).

Как показан мотив страха?

В свое произведение Булгаков также включил этот момент с повешенным человеком, он обвиняет в этом генерала: «Господин генерал - вы зверь. Не смеете вешать людей, нет такого закона, который позволял бы кому- либо безнаказанно вешать людей из- за какой - то глупой печати! Это неправильно и очень жестоко.

У М. Булгакова герой бессилен перед самим собой, перед событиями, происходящими перед его глазами; он ничего не может поделать с ночными видениями брата, с кошмаром, который творится у него в душе.

Главный герой в момент самих событий просто уходит от насилия, испытывая огромный страх ).

Дайте определение Красному смеху.

Как показан мотив безумия?

-Почему возникает мысль о суициде? (Тяжело увиденное и услышанное пережить)

Как показаны врачи, госпиталь, во время войны?

Мир перевернулся с ног на голову. Докажите это текстом.

Красный смех в восприятии доктора?

В произведении Леонида Андреева есть очень яркие эпизоды с докторами, и в каждом эпизоде доктора не выдерживают происходящего вокруг. В эпизоде с поездом раненых, к примеру, автор показывает молодого доктора, испачканного в крови и пытавшегося из последних сил спасти раненых. Его состояние было настолько тяжелым, что он еле держался на ногах. По колено в крови, видя ужас, который творился вокруг, он застрелился, и никто ему не помешал это сделать, потому что на войне самоубийство - это нормально. Каждый день кто-нибудь кончает жизнь самоубийством от безысходности и кошмара.

Все солдаты уповают на докторов, иногда забывая, что они тоже люди, что им тоже может быть плохо. Видеть каждый день огромное количество раненых, искалеченных тел - это не каждый выдержит.

У Андреева доктор под влиянием обстоятельств сходит с ума: «. Сейчас я только еще схожу с ума и оттого сижу и разговариваю с вами, а когда разум окончательно покинет меня, я выйду в поле - я выйду в поле, я кликну клич, я соберу вокруг себя этих храбрецов, этих

Каково восприятие войны в тылу?

Как показан мотив безумия?

Какое определение дает Красному смеху брат

(И в том и в другом произведении в центре два брата. Оба перенесли трагедию, оба сходят с ума. У Андреева в рассказе повествование ведется вначале от самого героя, а затем от его брата. «С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым; тому же учили меня все книги, какие я прочел, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем этим смертям, страданиям, крови; я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения, – но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллион людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими, немного наивными глазами.

Автор выступает против войны, он показывает, к чему приводит война людей. Человек не может восстановиться после сильного шока и попадает в психиатрическую больницу. В большинстве случаев так происходит со многими людьми, бывшими на тяжелой войне и потерявшими кого- то из своих близких.

Рассказ построен так, что вначале описывается реальность, место, где находится герой в настоящий момент - психушка, его мучает совесть, мучают ночные видения убитого брата, он страдает от безысходности, а затем повествуется о том, что его туда привело, из- за чего теперь он так мучается. Но повествование происходит не целым текстом, а отрывками. Герой как бы вспоминает самые яркие моменты его жизни, все то, что каким- то образом повлияло на него.

Герой не видит выхода из своего положения, и никто не в силах ему помочь. Огромная душевная рана постоянно напоминает о себе: постоянные ночные видения убитого брата, одиночество на протяжении всей жизни.

Потеря близкого, дорогого тебе человека, с которым у тебя была связана твоя жизнь, твои мечты и надежды, жестокое испытание в жизни любого человека и не сломаться в такой ситуации очень сложно.

Как показан образ матери?

Почему автор писем, адресованных брату, не вызывает жалости? (Автор писем убивает, и не видит в этом ничего ужасного, какакя-то бравада)

Кого проклинает человек, не участвовавший в военных действиях? (Человек проклинает тех, кто организовал войну. Любая война - это безумие и ужас. )

1.Каково человеку в таком потоке истории?

Актуальны ли эти произведения в наше время? Докажите.

Война – это страшное в истории, человеческая жизнь ломается, разум не справляется. Человек перестает быть тем, кем он был. Война провоцирует на поступки, которые он не совершил бы в другой обстановке.

Андреев и Булгаков так натуралистически нарисовали картину войны для будущих поколений, чтобы они увидели в войне безумие, чтобы война не забылась, а как только человечество забывает о войне - начинается новая.)

5. Итог урока.

Читайте также: