Котельнич история города сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Город Котельнич — это западные ворота Вятского края, или, иначе говоря, Кировской области, региона на стыке Русского Севера, Поволжья и Приуралья. Река Вятка несёт воды в Каму из глухих лесов северо-востока области, и Котельнич стоит в её среднем течении, на правом берегу. И именно с этого старинного города, известного с 12 века, началось моё знакомство с Кировской областью.

Людям путешествующим Котельнич знаком прежде всего как крупная железнодорожная станция по пути на Урал и в Сибирь. Это важный узел железных дорог, — именно здесь соединяются Северный ход Транссиба (открыт как Петербургско-Вятская железная дорога в 1906 году) с Нижегородским (1927 год). Узел тут, хоть и трёхсторонний, но устроен довольно сложно, — достаточно хотя бы того, что станция Котельнич-1 в плане представляет собой полукруг.

Я приехал сюда из города Шарья на востоке Костромской области на поезде Москва - Абакан. Необычное ощущение — ехать всего два часа в плацкартном вагоне поезда, на котором люди едут четыре дня в Сибирь. Проводники, вроде, называют таких "трамвайными пассажирами". За окном были сначала густые леса Костромской области, почти сразу по границе областей (станция Поназырево) сменившиеся лугами и перелесками, напоминающими Центральную Россию. Началась Кировская область, а вместе с ней Северная железная дорога сменилась Горьковской.

2. Покинув гостеприимный и уютный сибирский поезд, я высадился на котельничском вокзале. Навстречу прошёл поезд Чита - Москва, высадивший своих пассажиров. Долго в Котельниче поезда не стоят, поэтому перроны довольно быстро опустели.

3. Вокзал в Котельниче уже постсоветский, строился с середины 1990-х до 2005 года. Внутри довольно цивильный, а вдобавок ещё и двухэтажный. В отдельном крыле здания расположен и автовокзал.

4. Правда, расположение у вокзала не очень удачное. По другую сторону железной дороги относительно центра города, да и выходит он в какой-то довольно трущобный квартал с частным сектором.

5. Старый вокзал в Котельниче не так давно снесли, но вдоль путей ещё сохранилось немного характерных железнодорожных домов начала 20 века. Некоторые уже заброшены.

6. Здесь же стоит мемориал, посвящённый умершим в Котельниче в эвакуации во время войны.

Находясь возле вокзала, не сразу можно понять, что центр города совсем рядом. Но хорошо, что здесь, в отличие от, например, Апатитов, хотя бы сделали пешеходный мост над путями.

7. Вид с моста в сторону вокзала. Там дальше — развилка на Нижний Новгород и Вологду, и, в конечном итоге, на Москву и Питер.

8. А вот такой район прилегает к вокзалу со стороны центра:

Железная дорога делит Котельнич на две примерно равных части. Вернее, та половина, которая западнее ЖД, по площади больше, но центр города сложился именно с восточной стороны. На карте это выглядит вот так:

Карта с локализацией фотографий по их номерам в посте:

9. А по пешеходному мосту со стороны вокзала я вышел к городскому рынку. Как это часто бывает в малых городах, в середине дня он наводнён людьми. Здесь же становится видно, что в Котельниче немало интересной исторической застройки.

10. На здании с предыдущего кадра обнаружился артефакт на фронтоне:

11. Новодельное здание Сбербанка начала нулевых годов. Даже, пожалуй, по-своему интересное.

12. А рядом проходит железная дорога. Котельнич — тот город, где проблему пересечения транспортных путей решили методом двух уровней, что весьма радует. А вот если бы вместо моста здесь был бы переезд, то здесь регулярно происходил бы транспортный коллапс. Похожее я наблюдал, к примеру, в Томске и в карельском Беломорске.

13. На другую сторону стальной магистрали сходим позднее. А это — центральная улица города, именуемая Советской.

14. Впрочем, времена менялись. И когда-то эта улица носила другое название.

15. На Советской — цельный ансамбль старой архитектуры уездного города Котельнича Вятской губернии.

В Котельниче сейчас проживает 24 тысячи человек, но на глаз он всё время кажется больше. Возможно, отчасти потому что он и был заметно больше: на момент распада СССР город насчитывал 38 тысяч жителей, то есть потерял весьма немало населения (но в основном в девяностые годы).

16. Надо сказать, что хоть и город бедный, но вполне ухоженный (причём, видимо, взялись за это дело буквально в последние несколько лет) и выглядит значительно лучше, чем соседняя более благополучная Шарья.

17. Дом торговли с сохранившейся советской вывеской:

19. Чуть в стороне от центральной улицы стоит Никольский собор, построенный в 1903 году. До революции у него ещё была колокольня, которую разобрали вместе с куполом в советские годы, когда здесь размещался трикотажный цех. Восстановили теперь только купол.

20. Это, видимо, дом церковного причта:

21. За собором находится историческое ядро Котельнича, где настолько тихо, что даже и не подумаешь, что рядом центральная улица. Лишь гудки электровозов и стук колёс слышны постоянно. Одна из проходящих здесь улочек называется Улица Старое Городище.

Котельнич ведёт историю от Ковровского городища, основанного в 1181 году новгородцами на покорённых ими вятских землях. Тогда он находился в 5 километрах выше по течению Вятки, а сюда был перенесён в 14 веке. Вплоть до покорения Казанского ханства Котельнич был одной из важных пограничных крепостей на восточных рубежах Руси.

22. Примерно вот тут, на небольшом холме, — историческое сердце города. Внизу течёт неторопливая Вятка.

23. А рядом — железнодорожный мост, по которому мне уже неоднократно доводилось проезжать в предыдущие несколько лет. На другом берегу город уже заканчивается. Там — просторные вятские заливные луга.

Городище стояло на возвышении, но сам по себе исторический центр города — в низменности, а точнее, в котловине. Есть версия, что название города происходит именно отсюда. Из-за названия даже на гербе города изображён котёл.

24. Вернёмся на центральные улицы:

25. Военный мемориал:

26. Заброшенный кинотеатр типового проекта:

27. Владимиру Ильичу жарко. Притаился среди тенистых деревьев.

28. Боковые улочки. Всё чисто и аккуратно.

29. Котельнич порадовал наличием туристической навигации. Стенды с картой города и достопримечательностями, таблички с указателями. В малых городах такое нечасто увидишь.

30. Котельничский двор. В кадре не хватает только котов.

31. В Котельниче есть и рельеф, — Советская улица поднимается на Гору. Чем-то мне это напоминает Тобольск, но там склон Горы обрывистый, и делит город на контрастные части.

32. Интересная деталь со здания на предыдущем кадре:

33. А потом я увидел вот такой заболоченный водоём. Это разлив маленькой речки Балакиревицы, на котором в 2012 году открыли так называемый "Динопарк" — парк с фигурами динозавров. Почему именно в Котельниче? Дело в том, что в нескольких километрах от города расположено крупное Котельничское местонахождение парейазавров — животных Пермского периода. Местонахождение было открыто в 1930-е годы, а уже в наше время на этой основе продвигают своего рода туристический бренд Кировской области и, в частности, Котельнича.

34. Одними только парейазаврами "экспозиция" Динопарка не ограничивается. Представлено здесь довольно много животных соответствующего периода, в том числе тех, которых нет на территории России. Некоторые, кстати, не просто так здесь стоят, а ещё и иногда рычат с помощью встроенных в них динамиков.

35. При мне посетителей было довольно немало, и в основном с детьми.

36. Каждое из существ снабжено табличкой с названием и кратким описанием. Это, например, стегозавр.

37. На ветке сидит птеродактиль:

В общем, сделано по-настоящему интересно. Минус в расположении на болоте. Мостки, конечно, есть, но комары, мошки.

38. Но надо сказать, ядовито-болотный цвет воды динозаврам даже подходит:

39. Идём дальше по городу:

40. Вот, кстати, и котельничская кошка:

41. Выход к Вятке с одной из боковых улиц. Кто-то едет на моторной лодке, — это здесь часто можно увидеть.

42. А это снова Советская улица. Есть интересные деревянные дома начала прошлого века.

43. Так я поднялся на Гору. Позади осталась Котловина.

44. Детская школа искусств:

45. И снова Вятка. Теперь уже с высокого берега. Раньше она была более полноводной, но за последние годы сильно обмелела. В то же самое время, этой весной на ней наблюдался рекордный за последние 38 лет паводок.

46. На низком берегу стоит посёлок Затон. По его расположению, думаю, не трудно догадаться, что с ним происходит каждую весну. Впрочем, сам по себе затон (речная заводь для отстоя судов), вероятно, уже не используется, так как при таком уровне обмеления вряд ли здесь осталось судоходство. Разве что как раз в паводок.

47. Вид вниз по течению — в сторону ЖД моста. Ну и репей, разумеется.

Между прочим, мост здесь именно что только железнодорожный. А ближайший к Котельничу автомобильный мост через Вятку находится в Советске, то есть. в ста километрах. Поэтому в период, когда Вятка свободна ото льда, попасть на машине в тот же Затон или в ещё какие-либо деревни района на другом берегу реки — задача крайне нетривиальная.

48. Городская больница в историческом здании:

49. Красивая водонапорная башня:

50. Дальше начинается уже окраина. Советская улица незримо переходит в Хлыновскую (что, по сути, означает, Кировская), а затем в шоссе, ведущее в Киров.

Котельнич — узел не только железных, но и автомобильных дорог. На северо-восток уходит дорога на Киров и Сыктывкар, на запад — в Шарью и Кострому, а на юг — в Йошкар-Олу и Чебоксары. Есть также объездная Котельнича.

51. Обратно в центр я шёл по второстепенным улочкам.

52. Здесь тоже есть интересные детали. Вот, например, булыжная мостовая.

53. Окраина города и природные пейзажи вдалеке:

55. Кстати, старых деревянных домов (как слева) в Котельниче очень мало. Всему виной — сильнейший пожар 1926 года, в котором сгорело больше половины города.

56. Очередное народное творчество. Здесь умудрились сделать медведей из шин и тазов (!). Я бы до такого точно не догадался.

57. Есть даже Дед Мазай и зайцы:

58. Ну и лебеди, конечно:

59. Снова каменный исторический центр:

А теперь отправимся за железную дорогу — в западную половину города.

Вторая карта с локализацией фотографий:

61. Универмаг — типовой довоенный проект:

62. Деревянный домик с резьбой на какой-то закрытой территории:

63. В эту часть города продолжается Советская улица:

64. А в целом "залинейный" Котельнич выглядит примерно так:

65. Есть и довольно ветхие старые деревянные домики:

66. Советская улица раздваивается на улицу Победы и Даровскую (видна в кадре), то есть на автодороги в Йошкар-Олу и Кострому. Виден хлебокомбинат с советской вывеской.

67. Улица Победы:

68. Дом культуры:

69. Ещё один военный мемориал:

70. Потом уже возникло ощущение, что я зашёл действительно далеко. Я свернул с улицы Победы, и передо мной были тихие улочки и уже даже лес.

71. Правда, лес оказался лишь лесопарком.

72. А это микрорайон Мостопоезд — тихий уголок города.

73. Видна Вятка и кусочек моста:

Дальше я уже не ходил. Именно в ту сторону, ниже по течению Вятки, находится местонахождение парейазавров. Чуть ближе — деревни Караул и Шабалины. Кстати, в последней заметна характерная особенность вятской топонимики: деревни с названиями в виде множественного числа от фамилии мне не встречались больше нигде, кроме Кировской области. Только в ближних окрестностях Котельнича есть ещё Тимохины, Веснины, Зайцевы, Наймушины и т. п.

74. На этом я и закончу свой рассказ о Котельниче — одном из старинных городов Вятской земли (кстати, противоречия с кадром ниже в этих словах нет!).

Из Котельнича я направился в вятскую столицу — город Киров, до которого отсюда 90 километров по железной дороге, или два часа на электричке. Был тёплый летний вечер, и я стоял в электричке у открытого окна. Напоследок покажу ещё немного фотографий, сделанных в пути.

75. Вятка с котельничского моста:

76. И речной фасад города. Слева можно увидеть Никольский собор.

77. Пейзажи на пути были удивительно похожими на Минскую область. Из-за чего у меня постоянно возникало ощущение, будто я еду на электричке из Минска на свою дачу.

78. Остановки в пути, одна за другой. Мокрецы, Васёвка, Марадыковский, Быстряги.

79. В нескольких местах сохранились железнодорожные казармы начала прошлого века:

А потом был Киров. Он же Хлынов, он же Вятка, где я провёл несколько дней. О нём расскажу чуть позже.

Котельнич, Кировской области, расположен на правом крутом (буквально – стена) берегу реки Вятка, неподалёку от впадения в неё реки Молома. Высота над урезом воды 50 м., левый противоположный берег Вятки – пологий, луга и болота.
B 1459 году упоминается в письменных источниках, присоединен к Московскому государству в 1489 г. в ходе борьбы между двумя феодальными группировками. В XV-XVI вв. город – пограничный рубеж, прикрывал северные земли от набегов татар; в XVI веке на Вятской земле формируются монастыри, в 1580 г. в Хлынове (Вятка, Киров) был организован Успенский монастырь.

1) Существующая этимология

* Есть ли подобные топонимы и как характеризуется местность, на которой они расположены?

Под названиями Котельнич, Котельница и Котельная город 9 раз упоминается в летописях 1143- 1169. Здесь сохранились остатки крепости, которая в XII в. была значительным стратегическим пунктом в системе обороны древнерусских земель и играла заметную роль в истории Киевской Руси.

б) Котельва (см. на Проза.РУ) — п. г. т. Полтавской обл., находится на левом берегу реки Ворскла, в месте впадения в неё рек Котельва и Котелевка. По берегу реки гигантские валы, остатки оборонительных сооружений (происхождение оборонительной системы неизвестно), до 20 м. высотой, видимы издалека возвышаются на 94 метра над рекой, река Котельва впадает в Ворсклу в южной точке этого вала (стены).

2) Река Вятка, виды города Котельнич на старинных фото. Топография

а) Река Вятка
Вятка – типичная русская равнинная река, на большей своей части доступная для плавания малых судов. Левый берег пологий, болотистый, урез воды на отметке прим. 88 м.; правый берег высокий, отметки высот достигают 170 м. Часто правый берег – крутой, обрывистый, недоступный для подъема человеку или всаднику, разность высот между уровнем воды и возвышенностями правого берега достигает 50-60 метров. Перед взором человека находящегося на левом берегу или на реке, правый берег – СТЕНА.

в) Старинная топография (качество топографического материала низкое)

* Карта России 1595-1606 годов Герарда Меркатора;
На карте указано два города носящих имя Котельнич и Котельниц/а: CotelniCz в устье Вятки, и CotelniTz при впадении в Вятку реки Моломы. По реке Вятке показаны 5 населенных пунктов: Cotelnicz, Orlo (Орёл, Халтурин), Sloboda (ныне Слободской), Chilinoua (Хлынов, Вятка, Киров), Cotelnitz.

* Первая карта Московии 1546-1557 годов Сигизмунда Герберштейна; На карте показаны те же города, но вместо Cotelnicz в устье Вятки стоит подпись – Casan (Казань?).

* Карта В.Я.Блау. Амстердам. 1635 г.
На этой карте также показаны КотельниЧ (CotelniCz) и КотельниЦа (Cotelnita).

* План города Котельнич 1784 года

3) Археология. Древнерусские памятники земли котельничской. Л. Макаров, кандидат исторических наук /г.Ижевск/

Располагается в городе на останце размером 280х65 м и высотой 10х15 м, известном, как “Старое городище”. По плану города 1784 г. р. Котлянка, начиналась не далеко от современного кладбища, текла навстречу течению р. Вятки и, обогнув узкий длинный мыс и приняв в себя р. Радионовку, впадала в Вятку к западу от городища. Размеры городища в то время составляли около 510х72 м. ….
В 1982 г. отрядом УВАЭ под руководством Л.Д. Макорова проводились стационарные исследования древнего Котельнича на свободном от застроя месте площадью 350 кв.м. Удалось выявить три периода застройки памятника. Всего изучено более 50 ям сооружений, а также 9 канавок со следами частоколов и остатки оборонительных стен. …
Третий период характеризуется сооружением мощных оборонительных укреплений, следы которых выявлены в восточной части раскопа. Здесь выявлены фрагменты стен, некогда состоявшей из нескольких срубов, забитых глиной и сопровождавшихся большим количеством железных гвоздей. Эта срубная стена заканчивалась сооружением, которое не было засыпано глиной, имело пол и, очевидно, печь. Судя по всему, это остатки башни. Все постройки укреплений страдиграфически и планиграфически подразделяются на три яруса, отразивших их перестройку. Длина клетей составляет 5-6 м, ширина от 2 до 5 м, ширина башни - около 6 м.

Начало возведения таких внушительных укреплений относится, вероятно, к концу XV - началу XVI вв., т.е. уже в московский период существования города. В начале XVII в. по данным переписей состояние крепости было уже весьма плачевным, ее перестают ремонтировать, и вскоре она прекращает свою существование. Уже в XVI-XVIII вв. на городище располагались церкви и христианское кладбище.

4) Топоним в русской литературе

5) Обобщение и вывод

* Древний Котельнич московского периода – крепость, археологами зафиксированы остатки мощных деревоземляных оборонительных сооружений (крепостных стен), ныне расположен на двух высотах, господствующих над окружающей местностью. Время изменения имени города с Кошкарова на Котельнич не установлено, предположительно в конце XV века, в московский период существования; переход города под московское правление вызвал необходимость нового имени (дело обычное и в наше время, борьба имён наблюдается во всех странах СНГ).
По имеющимся историческим сведениям в это время шла ожесточенная борьба между промосковской и проказанской элитой Вятки, после занятия территории московским войском, проказанская группировка была выселена в другие области Руси.

* У нас есть подобные топонимы на Украине – Котельва и Котельнич (Котельница, Котельная), они связаны с оборонительными сооружениями или с малыми городами-крепостями.

6) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни.
Варианты истолкования - КОТЕЛЬНИЧ = КО+ТЕЛЬ+НИЧ; КОТЕЛЬНИЧ = КОТЕЛЬ + НИЧ.

* КО+ТЕЛЬ+НИЧ = ивр. К подобие, как, около, приблизительно (слитная частица) + ТЕЛЬ = ивр. ТЕЛь возвышенность, курган, курган, где стоял разрушенный город, развалины. Соответствует действительности, есть возвышенность.

* НИЧ = русский суффикс (московский говор по утверждению лингвистов); истолкование на иврите даёт множественные варианты, которые пока связать с историей, географией и лексикой (нет источников) не представляется возможным.
Например: мы можем истолковать НИЧ как термин иврита НАТА, форма НИТА – сворачивать, поворачиваться; в точке города река Вятка совершает стратегический поворот на Юг; т.е. возвышенность, курган на повороте реки - ОРИЕНТИРЫ.

* КОТЕЛЬ+НИЧ = ивр., арам. КОТЕЛЬ стена + НИЧ русский суффикс; соответствует действительности, раскопаны древние стены; т.е. город имеющий крепостную стену.

б) Библейский образ

Таким образом, применив библейский иврит для анализа, мы вышли на общее и частное понимание топонима Котельнич.

КОТЕЛЬ – стена, КО + ТЕЛЬ – возвышенность, холм; правый крутой 50 метровый берег реки Вятка, местный выдающийся ОРИЕНТИР. Скорее всего, название данного участка местности в целом - СТЕНА, ориентирующее людей в пространстве; крутой берег тянется на два десятка километров.

КОТЕЛЬ – стена, КО+ТЕЛЬ – возвышенность с разрушенным городом; археологи находят остатки мощных оборонительных сооружений, однако отнести их к периоду истории города пока не могут.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

IMG_3353.JPG

Котельнич - пятый город Кировской области и главный железнодорожный узел региона.
Когда едешь с запада, со стороны Шарьи, то довольно странно после глухих, совсем северных лесов северо-востока Костромской области видеть частые деревни и поля (пусть часто и зарастающие), которые начинаются в Шабалинском районе, километров за 80 до Котельнича.
А после самого Котельнича начинается ядро Кировской области, где сосредоточено больше половины населения, расположены почти все крупнейшие города и более 70% индустриального потенциала региона.

В этих местах с начала XII века существовал марийский городок Кокшаров - как и вся Вятка, эти места были заселены финно-угорскими племенами. В 1181 он был завоёван новгородцами и получил имя Котельнич; вообще, почти вся русская экспансия во внешний мир после завоевания большей части Руси монголами и до конца XV века была связана именно с жителями Новгородской земли. Отчасти - потому, что Новгород и Псков были меньше затронуты монгольским нашествием, отчасти из-за бедности почв на Северо-Западе Руси и связанного с этим большого количества не занятого в сельском хозяйстве мужского населения, свободного и предприимчивого.
Котельнич вместе с сейчас несуществующим Никулицыным стал первым русским поселением на Вятской земле, сам Киров (тогда Хлынов) был основан несколько позже.
К концу XVII века Котельнич было уже довольно большим поселением; в нём проживало более тысячи человек, проводилась Алексеевская ярмарка, со временем ставшая самой крупной на Вятке.
Однако, статус города Котельнич получил только в 1780 году, в рамках екатерининских городских реформ; это произошло в один город с несколькими другими вятскими городами (Малмыжем, Нолинском, Орловом, Слободским и Яранском).
В последующие десятилетия Котельнич был вполне рядовым уездным городом Российской империи; он выделялся разве что своим торговым оборотом. Положение несколько изменилось после 1905 г., когда через город прошла железная дорога Петербург - Вятка, соединившая столицу империи с Уралом и Сибирью.
В 1926 г. город был уничтожен сильным пожаром, что было уже довольно редким явлением по тем временам; несмотря на этот пожар и на не слишком большое внимание советской власти к архитектурным памятникам прошлого, в Котельниче сохранилось несколько дореволюционных зданий.

Есть несколько более-менее сохранившихся улиц в центре:

Прежде всего - главная Советская улица, восточнее переходящая в дорогу на Киров:

Никольская церковь 1903 г.:

Гостиный двор 1856 г. - видимо, старейшее сохранившееся здание в городе, малость перестроенное:

Пара зданий в конструктивистском стиле, что довольно редко можно увидеть в районном центре - но Котельнич всё же как раз в те годы восстанавливали после сильного пожара:

Но главная достопримечательность Котельнича - это, конечно, динозавры. Вблизи города было обнаружено огромное количество ископаемых пермского периода - одно из крупнейших подобных "месторождений" в мире. Посреди города есть динопарк с огромными скульптурами ящеров:

Пусть этот самый Динопарк и не выполнен на самом высоком современном уровне, но для районного центра в бедном регионе это уже круто и необычно.
Ещё в городе есть филиал кировского Вятского палеонтологического музея, что уже совсем круто (палеонтологические музеи в России кроме Москвы, Кирова и Котельнича есть ещё только в Томске, амурском Благовещенске и селе Ундоры Ульяновской области.
Впрочем, я не был ни в кировском, ни в котельничском палеонтологических музеях и не могу ничего о них сказать.
А вообще - по вятской традиции - в Котельниче всё неплохо с музеями. Конечно, есть ещё краеведческий в одном из немногих исторических зданий. Ещё есть Вятский музей фотографии (который, судя по всему закрыт), ещё есть музей истории потребительской кооперации в Кировской области и музей учительской славы при школе №1 (но их можно посетить только по предварительной договорённости).
Кроме Динопарка, в Котельниче есть просто городской парк, гордо именующийся Городским садом:

Совершенно обычно-показательный для райцентра.

Ещё, конечно, нельзя забывать об обычном для Вятки ощущения машины времени.

это 1950-е, но как если бы на Союз вдруг обрушилась атомная война:

И вдруг булыжная мостовая:

В целом - городок приятный, не такой интересный как Киров, Слободской или Яранск, но заметно интереснее среднего вятского городка.

Западнее железной дороги, где находится примерно 80% города - конструктивистский универмаг, Городской сад и основные спальные районы Котельнича:

Тут не очень прижилась микрорайонная застройка, много где частный сектор, бараки и многоквартирные дома соседствуют:

Из крупнейших городов Кировской области Котельнич, пожалуй, имеет самый северный вид - благодаря баракам.
Советские звёзды незаметно переходят в российские в честь 70-летия Победы:

Главный въезд в город с запада:

Цельные кварталы пятиэтажек есть только на улице Победы в юго-западной части города.
Соединяет две части города та же главная Советская улица, изящная ныряющая под железную дорогу:

Восточнее железнодорожного моста через Вятку расположен исторический центр, частный сектор и отдельные пятиэтажки:

Река Вятка в городе:

Общий вид города с реки:

Как это обычно бывает в России, с набережной тут не очень - зато купаться можно прямо в центре.

Несмотря на выгодное экономико-географическое положение (узел железных и автомобильных дорог, относительная близость к столице региона) и не полностью умершую промышленность, убыль населения в Котельниче - почти самая большая в Кировской области, больше она только в совсем уж маленьком городе Мураши.

За постсоветские годы население Котельнича сократилось более чем на треть (с 37 до 24 тысяч), что в полтора раза выше, чем в среднем по Кировской области - впрочем, в Котельниче до 1992 года население росло, а в Кировской области, как и почти во всех нечернозёмных регионах Европейской России, оно уменьшается с 1950-х годов.

Станция Котельнич I - одна из крупнейших в Кировской области, если не крупнейшая: здесь соединяются подходящее с юга Новое направление Транссиба и подходящее с запада Северное направление.

Новый, но не самый некрасивый котельничский вокзал:

Особенно на солнце после ливня:

Рядом с ним - автовокзал, но это редкий случай, когда я могу честно сказать, что железнодорожный транспорт тут на первом месте:)

Прямо на станционные пути выходит мемориал погибшим в эвакуации - через Котельнич проходила часть эшеклонов с эвакуируемыми из Москвы и большая часть эвакуируемых ленинградских блокадников:

Неудивительно, что в депрессивном 24-тысячном Котельниче работа значительной части населения связана с железнодорожным транспортом - механический завод работает далеко не на полную мощность, деревообрабатывающие предприятия, кирпичный завод и мебельная фабрика не создают столько рабочих мест.

IMG_3418.JPG

Котельнич - пятый город Кировской области и главный железнодорожный узел региона.
Когда едешь с запада, со стороны Шарьи, то довольно странно после глухих, совсем северных лесов северо-востока Костромской области видеть частые деревни и поля (пусть часто и зарастающие), которые начинаются в Шабалинском районе, километров за 80 до Котельнича.
А после самого Котельнича начинается ядро Кировской области, где сосредоточено больше половины населения, расположены почти все крупнейшие города и более 70% индустриального потенциала региона.

В этих местах с начала XII века существовал марийский городок Кокшаров - как и вся Вятка, эти места были заселены финно-угорскими племенами. В 1181 он был завоёван новгородцами и получил имя Котельнич; вообще, почти вся русская экспансия во внешний мир после завоевания большей части Руси монголами и до конца XV века была связана именно с жителями Новгородской земли. Отчасти - потому, что Новгород и Псков были меньше затронуты монгольским нашествием, отчасти из-за бедности почв на Северо-Западе Руси и связанного с этим большого количества не занятого в сельском хозяйстве мужского населения, свободного и предприимчивого.
Котельнич вместе с сейчас несуществующим Никулицыным стал первым русским поселением на Вятской земле, сам Киров (тогда Хлынов) был основан несколько позже.
К концу XVII века Котельнич было уже довольно большим поселением; в нём проживало более тысячи человек, проводилась Алексеевская ярмарка, со временем ставшая самой крупной на Вятке.
Однако, статус города Котельнич получил только в 1780 году, в рамках екатерининских городских реформ; это произошло в один город с несколькими другими вятскими городами (Малмыжем, Нолинском, Орловом, Слободским и Яранском).
В последующие десятилетия Котельнич был вполне рядовым уездным городом Российской империи; он выделялся разве что своим торговым оборотом. Положение несколько изменилось после 1905 г., когда через город прошла железная дорога Петербург - Вятка, соединившая столицу империи с Уралом и Сибирью.
В 1926 г. город был уничтожен сильным пожаром, что было уже довольно редким явлением по тем временам; несмотря на этот пожар и на не слишком большое внимание советской власти к архитектурным памятникам прошлого, в Котельниче сохранилось несколько дореволюционных зданий.

Есть несколько более-менее сохранившихся улиц в центре:

Прежде всего - главная Советская улица, восточнее переходящая в дорогу на Киров:

Никольская церковь 1903 г.:

Гостиный двор 1856 г. - видимо, старейшее сохранившееся здание в городе, малость перестроенное:

Пара зданий в конструктивистском стиле, что довольно редко можно увидеть в районном центре - но Котельнич всё же как раз в те годы восстанавливали после сильного пожара:

Но главная достопримечательность Котельнича - это, конечно, динозавры. Вблизи города было обнаружено огромное количество ископаемых пермского периода - одно из крупнейших подобных "месторождений" в мире. Посреди города есть динопарк с огромными скульптурами ящеров:

Пусть этот самый Динопарк и не выполнен на самом высоком современном уровне, но для районного центра в бедном регионе это уже круто и необычно.
Ещё в городе есть филиал кировского Вятского палеонтологического музея, что уже совсем круто (палеонтологические музеи в России кроме Москвы, Кирова и Котельнича есть ещё только в Томске, амурском Благовещенске и селе Ундоры Ульяновской области.
Впрочем, я не был ни в кировском, ни в котельничском палеонтологических музеях и не могу ничего о них сказать.
А вообще - по вятской традиции - в Котельниче всё неплохо с музеями. Конечно, есть ещё краеведческий в одном из немногих исторических зданий. Ещё есть Вятский музей фотографии (который, судя по всему закрыт), ещё есть музей истории потребительской кооперации в Кировской области и музей учительской славы при школе №1 (но их можно посетить только по предварительной договорённости).
Кроме Динопарка, в Котельниче есть просто городской парк, гордо именующийся Городским садом:

Совершенно обычно-показательный для райцентра.

Ещё, конечно, нельзя забывать об обычном для Вятки ощущения машины времени.

это 1950-е, но как если бы на Союз вдруг обрушилась атомная война:

И вдруг булыжная мостовая:

В целом - городок приятный, не такой интересный как Киров, Слободской или Яранск, но заметно интереснее среднего вятского городка.

Западнее железной дороги, где находится примерно 80% города - конструктивистский универмаг, Городской сад и основные спальные районы Котельнича:

Тут не очень прижилась микрорайонная застройка, много где частный сектор, бараки и многоквартирные дома соседствуют:

Из крупнейших городов Кировской области Котельнич, пожалуй, имеет самый северный вид - благодаря баракам.
Советские звёзды незаметно переходят в российские в честь 70-летия Победы:

Главный въезд в город с запада:

Цельные кварталы пятиэтажек есть только на улице Победы в юго-западной части города.
Соединяет две части города та же главная Советская улица, изящная ныряющая под железную дорогу:

Восточнее железнодорожного моста через Вятку расположен исторический центр, частный сектор и отдельные пятиэтажки:

Река Вятка в городе:

Общий вид города с реки:

Как это обычно бывает в России, с набережной тут не очень - зато купаться можно прямо в центре.
В тот день была очень странная погода, никогда не видел такого неба:

Как будто марсиане садятся, честное слово.

Минут через 10 эта полоска тёмных-тёмных туч неожиданно расползлась на всё небо и начался просто лютейший ливень - минут на 30.

Несмотря на выгодное экономико-географическое положение (узел железных и автомобильных дорог, относительная близость к столице региона) и не полностью умершую промышленность, убыль населения в Котельниче - почти самая большая в Кировской области, больше она только в совсем уж маленьком городе Мураши.

За постсоветские годы население Котельнича сократилось более чем на треть (с 37 до 24 тысяч), что в полтора раза выше, чем в среднем по Кировской области - впрочем, в Котельниче до 1992 года население росло, а в Кировской области, как и почти во всех нечернозёмных регионах Европейской России, оно уменьшается с 1950-х годов.

Станция Котельнич I - одна из крупнейших в Кировской области, если не крупнейшая: здесь соединяются подходящее с юга Новое направление Транссиба и подходящее с запада Северное направление.

Вообще, Кировская область, несмотря на свои внушительные размеры - не то чтобы очень железнодорожный регион: этот вид транспорта хорошо развит только в центральной части области и отчасти на западе и востоке, немного на северо-западе; на всю глубинку юга Кировской области (больше половины региона) приходится только тупиковая малодеятельная линия из марийской Йошкар-Олы в Яранск. Собственно, железнодорожные линии Кировской области - это Кировский узел с линиями на запад и на восток (Транссиб) и на северо-запад (на Котлас), а также Котельничский узел. Котельничский узел имеет даже большее значение, так как все линии тут электрифицированы и являются элементами Транссибирской магистрали.

Вообще, в Кировской области всё довольно хорошо с электричками - отчасти это, возможно, признаки социальной политики местных властей, но, я подозреваю, в большей степени электрички тут процветают из-за банального недостатка дорог в регионе. Ещё это такая хорошая сторона того, что область немного застряла в прошлом: в некоторых аспектах в 1980-х, а в некоторых и в 1950-х годах.

И если на восток от Кирова движение пригородных поездов не такое интенсивное (до второго города региона Кирово-Чепецка в силу общего идиотизма и отсутствия комплексного мышления у больших и маленьких начальников пассажирских поездов нет совсем), то на участке Киров - Котельнич - 9 пар электричек в день; это максимальный показатель в России за пределами Кавминвод и некоторых крупнейших агломераций. Большая часть этих электричек проходит Котельнич транзитом и идут дальше на запад и юго-запад: Кировская область - один из немногих регионов, до которых и сейчас можно относительно быстро добраться из Москвы на пригородных поездах. Кроме того, река Вятка совершает в центре Кировской области огромный манёвр в виде лежащей на боку буквы S, в центре которой находится Киров; эта сложная фигура и есть ядро региона, включающая в себя 4 из 5 крупнейших городов региона, и более половины его населения. На всём протяжении этой буквы S автомобильных мостов только три штуки - два в Кирове и один в Слободском; с автомобильными мостами в Кировской области ещё хуже, чем с дорогами.
Автодорога огибает всё это с севера, заходя в Киров с востока, а электрички идут по Транссибу напрямую и являются самым удобным транспортом для районов между Кировом и Котельничем, отделённых от Кирова рекой.

Новый, но не самый некрасивый котельничский вокзал:

Особенно на солнце после ливня:

Рядом с ним - автовокзал, но это редкий случай, когда я могу честно сказать, что железнодорожный транспорт тут на первом месте:)

Прямо на станционные пути выходит мемориал погибшим в эвакуации - через Котельнич проходила часть эшеклонов с эвакуируемыми из Москвы и большая часть эвакуируемых ленинградских блокадников:

Неудивительно, что в депрессивном 24-тысячном Котельниче работа значительной части населения связана с железнодорожным транспортом - механический завод работает далеко не на полную мощность, деревообрабатывающие предприятия, кирпичный завод и мебельная фабрика не создают столько рабочих мест.
А я на котельничском вокзале сел в кировскую электричку и доехал до какого-то лесного полустанка, где и заночевал.

Читайте также: