Костюнин рукавичка сочинение итоговое

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На уроке используется метод целостного анализа рассказа

Цели и задачи урока:

Научить комплексному использованию всех источников знаний (текста произведения, слова учителя).

-Продолжить работу над развитием навыка анализа художественного текста, литературных ассоциаций.

Воспитательные :

- Формирование положительных качеств личности через понятия нравственности: совесть, честь, долг, стыд, чувство вины, чувство ответственности.

- Продолжить работу над воспитанием духовных ценностей учащихся.

-Раскрыть социальные и нравственные идеи рассказа.

-Научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, поступки сверстников и одноклассников.

- Развитие личностных качеств :

умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы;

умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость.

Оборудование:

• Презентация с фотографиями Александра Костюнина

Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека. Каким образом, в гонке за новыми достижениями науки, сохранить в себе человеческое достоинство. В наше время это сделать становится все труднее. Почему в начале рассказа дается выдержка из Евангелия?

Цитата из Евангелия сразу же определяет темы: тема предательства и раскаяния и тема свободного выбора человека.

Иуда выбрал для себя легкий путь - самоубийство. Этот отрывок из Евангелия напрямую связан с судьбой героя рассказа.

Важный критерий в этом процессе – обретение внутренней свободы, через освобождение от привянности к какому бы то ни было мнению.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор при описании школы?

Какой эпизод из школьной жизни запомнился герою ярче всего. Почему? Случай с рукавичкой. Запомнился этот случай потому, что произошло философское переосмысление поступков героев.

Какая еще проблема затронута в рассказе?

Проблема отцов и детей.

Какого литературного героя вам напоминает Юрка?

Фигура героя-повествователя

Композиция рассказа.

Какие нравственные вопросы решает Костюнин?

Конец символичен. «Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде, только "после сего куска и вошел в Иуду сатана".Иуда после предательства повесился. Тем самым совершив больший грех.

Заключение. Выводы.

Человеку должны сопутствовать нравственность и мораль. Добро и зло, верность и предательство – эти противостояния ведут борьбу в душе всякого человека.

Времена меняются, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени, они вечны. Духовность и нравственность существуют в неразрывном целостном и гармоничном единстве. Если же они входят в противоречия, начинается раздвоение и даже распад личности. Вот почему их нельзя рассматривать врозь. Воспитанная без духовной основы, нравственность разрушится, ей, просто, не на чем держаться.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Костюнина.

Это произведение произвело на меня неизгладимое впечатление и заставило задуматься о необходимости бережного отношения к чувствам других людей, о том, что даже неосторожное слово может ранить человека до глубины души. Автор с первых строк, призывает к человечности, к состраданию, к тому, чтобы в наших сердцах осталось хоть чуть-чуть сочувствия.

Урок Аллы Ивановны начинается сухим описанием действий преподавательниц ы, мы только слышим треск крошащегося мела. Этот звук сменяется звуком голоса внезапно появившейся в кабинете учительницы домоводства. Ее состояние описано в нескольких фразах. По описанию ее внешнего вида читатель понимает, что произошло нечто исключительное. Она пришла с дурной вестью: пропала вязаная рукавичка-образе ц.

Помню, как в первый раз прочитала этот рассказ, и впервые тогда задумалась над тем, как люди могут быть жестоки. Как один случай может сломать жизнь человеку, и последствия станут необратимыми. Такое милое начало, детская непосредственнос ть, которую автор смог передать и сквозь годы, от нее не осталось и следа. Сладкая атмосфера разрушается уже к середине рассказа, остается сочувствие к детям и отвращение к жестокости учителей. Когда читаешь этот жесткий конец, понимаешь, что нужно отвечать за свои слова и действия, что ты можешь задеть кого-то очень сильно, сам того не понимая.

Название этого рассказа настраивает на уютную, домашнюю атмосферу, но текст не совпадает с ожиданием читателя, а, наоборот, проводит резкий контраст пред этой детской невинностью и ее жестокостью. Но, конечно, тут вина не только детей. В любых, даже самых экстремальных обстоятельствах, человек должен оставаться человеком. Та учительница, что так грубо вызывала детей к доске и буквально унижала их, это вызывает такое чувство негодования, что я не знаю, как передать это словами. Так больно за судьбу этого мальчика, что разрушилась из-за такой, казалось бы, мелочи.

Да, жестокость человека выходит за все допустимые пределы. Человек, который унижает человека, сам того не осознавая, может разрушить его будущее. И как бы ни печально это было, но эта тема очень актуальна в школах, где детская жестокость не уступает взрослой. И поэтому Александр Костюнин пытается достучаться до людей этим рассказом, достучаться до их сердец и призывает, наконец, отвечать за свои слова и действия.

Игнатьева Алина


В презентации поэтапно показан разбор произведения А.В.Костюнина "Рукавичка". Проведение урока-исследования.

Содержимое разработки

Перфильева Нина Семёновна

Образование:

Иркутский Государственный университет, филологический факультет, 1987г.

Преподаваемый предмет: русский язык и литература

Стаж: 41 год

Квалификация: высшая категория

  • узнать творческую биографию А. Костюнина,
  • познакомиться с его произведениями,
  • раскрыть роль эпиграфа в выражении авторской позиции.

Гипотеза: предположим, что отрывок из Библии не связан с произведением, на первый взгляд. Зачем же А. Костюнин его поместил перед рассказом?

Актуальность: по мнению исследователей, роль Библии в современном обществе возросла. Многие люди, чтобы получить ответы на свои вопросы, узнать, как правильно им поступить в сложившейся ситуации, обращаются к Евангелию.

Цель. Задачи. Гипотеза. Актуальность.

. Как сам писатель сказал:

Коротко о писателе.

А. В. Костюнин

С В.Тихоновым

А.В.Костюнин - талантливый человек .Он увлекается литературным творчеством, рисованием и фото.

Произведения, рекомендованные

ИСМО РАО (Институт содержания и методов обучения

Российской Академии образования) и включённые в

для учеников старших классов РФ :

Первым же переводом Священного Писания, предпринятым на Руси, считается перевод братьев Кирилла и Мефодия.

Первый русский книгопечатник Иван Фёдоров


"Знак связи новой культуры со старой. "

По мнению лингвиста А.Г. Храмченкова, эпиграф- это "манифестация межлитературных связей, причем не только в пределах одной национальной литературы, но и в масштабах духовной деятельности всего человечества".

( относятся ко всему произведению)

(предваряющие его фрагменты или главы )

История возникновения эпиграфа Эпиграф берет свое начало в античной литературе. В литературе эпиграфы появились в XII веке во Франции, насколько известно, впервые- в

История возникновения эпиграфа

Эпиграф берет свое начало в античной литературе.

В литературе эпиграфы появились в XII веке во Франции, насколько известно, впервые- в "Хрониках" Ж. Фруассара.

Эпитафии и эпиграммы на древних памятниках.

Опыт обращения к Библии русских писателей. В русской литературе, у великих писателей религиозные темы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Н.А. Бердяев М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841) Ф. М. Достоевский (1821 -1881) Н. В. Гоголь (1809-1852)

Опыт обращения к Библии русских писателей.

В русской литературе, у великих писателей религиозные темы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира…

М. Ю. Лермонтов

Ф. М. Достоевский (1821 -1881)

Н. В. Гоголь (1809-1852)

Мф. 27 :1 . Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти… Мф. 27 :2 . и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Мф. 27 :3 . Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам. Мф. 27 :4 . говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам . Мф. 27 :5 . И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился .

Мф. 27 :1 . Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти…

Мф. 27 :2 . и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Мф. 27 :3 . Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам.

Мф. 27 :4 . говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам .

Мф. 27 :5 . И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился .

Внетекстовая связь двух произведений.

Соответствие в произведении.

Пример из Библии.

Мф.27:1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти:

Ученик Иисуса предаёт своего учителя, т.к. завидовал ему.

Юрка рос в большой семье, и когда он увидел такую красивую рукавичку, ему, наверное, тоже захотелось такую. Он и украл рукавичку. Носить её было невозможно. Может быть , Юрка впервые увидел такую красивую вещь. Юрка отличался от всех тем, что детство у него было трудное. Наш рассказчик знал об этом лучше всех. Он предал его в первый раз.

Пример из Библии

Соответствие в произведении

Мф.27:2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Рассказчик во второй раз предает Юрку.

Пример из эпиграфа.

Соответствие в произведении.

Мф.27:4 .говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

Чудодейственным образом отчётливо, как наяву, я увидел плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу…

Судьи Иисуса оказались равнодушны к нему. Иуда это понимает, но назад дороги нет. Не оказалось этой дороги назад и у нашего главного героя. Наступает самый страшный суд – самосуд.

Юрка не выдержал позора – повесился. Наш рассказчик осознал свое предательство и наказал себя тем, что он будет помнить об этом всю оставшуюся жизнь, а это еще страшнее, чем самоубийство Юрки.

Юрка не выдержал позора – повесился. Наш рассказчик осознал свое предательство и наказал себя тем, что он будет помнить об этом всю оставшуюся жизнь, а это еще страшнее, чем самоубийство Юрки.

Эпиграф в произведении А.Костюнина, на наш взгляд, тесно связан с произведением. Мы доказали, что он помог выразить авторскую позицию. Мы ещё раз убеждаемся в том, что те нравственные проблемы, с которыми сталкиваются библейские герои, как: предательство, раскаяние, являются актуальными для любого человека, в какое бы время он ни жил. Мы доказали, что эпиграф только внешне автономная, независимая цитата. Он выполняет огромную роль в произведении: активизирует мыслительную деятельность, творческие способности, приобщает к авторской позиции, обогащает авторскую культуру. Фотографии А.В. Костюнина

Эпиграф в произведении А.Костюнина, на наш взгляд, тесно связан с произведением. Мы доказали, что он помог выразить авторскую позицию.

Мы ещё раз убеждаемся в том, что те нравственные проблемы, с которыми сталкиваются библейские герои, как: предательство, раскаяние, являются актуальными для любого человека, в какое бы время он ни жил.

Мы доказали, что эпиграф только внешне автономная, независимая цитата. Он выполняет огромную роль в произведении: активизирует мыслительную деятельность, творческие способности, приобщает к авторской позиции, обогащает авторскую культуру.

Фотографии А.В.

1.Есть ли у тебя друг?

2.Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

3.Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

4. Готов ли твой друг ради тебя на любые поступки?

5. Какие проступки ты не смог бы простить другу?

6. А какие проступки смог бы простить?

7. Всегда ли ты говоришь другу правду?

8. Можешь ли перед всеми выступить против друга, если тот неправ?

9. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

10. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков

Вывод : у большинства есть друг, и это радует. Радует и то, что дружба строится на доверии и поддержке. Очень важно, что ценятся такие нравственные качества, как: честность, преданность, смелость.

Пословица – народная мудрость, проверенная веками .

 Памятка настоящему другу. 1.Друзья прямые – что братья родные. (Прямые –откровенные, правдивые). 2.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 3.Друг спорит, а недруг поддакивает. 4.Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает. (Потакать – содействовать, не препятствовать в чём-либо дурном, достойном осуждения). 5.Друг до поры – тот же недруг. 6. Не тот друг, кто лестно мажет, а тот, кто правду скажет.

Памятка настоящему другу.

1.Друзья прямые – что братья родные. (Прямые –откровенные, правдивые).

2.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

3.Друг спорит, а недруг поддакивает.

4.Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.

(Потакать – содействовать, не препятствовать в чём-либо дурном, достойном осуждения).

5.Друг до поры – тот же недруг.

6. Не тот друг, кто лестно мажет, а тот, кто правду скажет.

Полифункциональный компонент литературного произведения. Полифункциональный (многофункциональный, универсальный, имеющий несколько, много функций) Эпиграф к рассказу А.Костюнина, на наш взгляд, тесно связан с произведением. Мы доказали, что он помог выразить авторскую позицию и выполнил функцию концептуальной передачи идейно-тематического содержания, раскрыл мысли, чувства, эмоции автора. Нравственные проблемы, с которыми сталкиваются библейские герои, как: предательство, раскаяние, являются актуальными для любого человека, в какое бы время он ни жил. Мы доказали, что эпиграф только внешне автономная, независимая цитата. Он выполняет огромную роль в произведении: активизирует мыслительную деятельность, творческие способности, приобщает к авторской позиции, обогащает авторскую культуру.

Полифункциональный компонент литературного произведения.

Полифункциональный (многофункциональный, универсальный, имеющий несколько, много функций)

Эпиграф к рассказу А.Костюнина, на наш взгляд, тесно связан с произведением. Мы доказали, что он помог выразить авторскую позицию и выполнил функцию концептуальной передачи идейно-тематического содержания, раскрыл мысли, чувства, эмоции автора.

Нравственные проблемы, с которыми сталкиваются библейские герои, как: предательство, раскаяние, являются актуальными для любого человека, в какое бы время он ни жил.

Мы доказали, что эпиграф только внешне автономная, независимая цитата. Он выполняет огромную роль в произведении: активизирует мыслительную деятельность, творческие способности, приобщает к авторской позиции, обогащает авторскую культуру.


-75%

Учительница

Учительница

Учительского

Учительница

Учительница

Учительницу

На учительский Учительница

Крохотный пушистый комочек,

Цепкие пальцы

Синяя рукавичка

Из-под руки

Гатина Рина.

Кто же виноват, что Юра стал вором? Да, виноват Юра. Но не только он. Алла Ивановна думала только о рукавичке. Она не заботилась о том, что под общим досмотром страдают и невиновные ребята, и уж тем более не думала о судьбе Юры, когда заклеймила его таким страшным словом.

Таким образом, в трагедии Юры есть вина и его учительницы.

Если бы я была на месте Аллы Ивановны, я поступила бы иначе. Я поговорила бы с ребятами. Я попыталась бы найти подход к каждому ученику. В закрытом кабинете, в тайне от всех, Юра наверняка рассказал бы мне, почему он взял рукавичку. Ему и так было бы стыдно. Я никому не рассказала бы, что рукавичку взял именно он. Но, когда он вырос, я уверена, он так больше бы не поступил.

Значение слова по словарю Ожегова С.И.

ВОР, -а, мн. ч. -ы, -ов, м.


  1. Человек, к-рый ~ует, преступник, занимающийся кражами.

  2. Вор в словаре русских синонимов.

Кибирев Александр.

Я думаю, учитель не должен так поступать, как Алла Ивановна. Потому что легко обидеть маленького человека, потому что важна не рукавичка, а человеческая личность.

Если бы я был учителем, я бы так решил ситуацию. Я сказал бы, что у меня потерялась рукавичка. И попросил бы всех помочь её искать. Юра увидел бы, что все ищут и потихоньку бы сам положил её на место. И больше бы никогда так не делал. Вот так я решил бы судьбу Юры.

Толковый словарь Даля В.И.

РУКАВИЦА, -вичка, кулачная перчатка, с одним только напалком для большого пальца.

Привожу однокоренные слова:

Молоков Николай.

Первоклассник Юра украл рукавичку. Эта история сделала его вором. В конце рассказа он покончил собой. Кто виноват в происшедшем?

Алла Ивановна устроила унизительный досмотр. А когда нашла рукавичку, наказала ещё сильнее: при всех назвала Юру вором. Учитель поступает не по- учительски. Так не должно быть. Среди моих учителей таких нет. Есть совсем другие. Глядя на них, я поступил бы так.

Я думаю, что воровать- это плохо. Я на эту тему провёл бы беседу в классе. А потом попросил бы помочь мне найти пропавшую рукавичку. Вот так бы я решил эту историю. Считаю, что слово в рассказе имеет очень важное значение и занимает на ряду с рукавичкой центральное место.

Учитель - Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель.

В словаре Ушакова Д.Н.

УЧИ́ТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж.

|| Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев.

2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения (см. учение в 3 знач.). Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - великие учители социализма.

Женщины раздевают того, кто любит их одевать. А. Жулковский
ещё >>

Читайте также: