Космос нервная система и шмат сала сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Большинство школ сейчас обучаются по программе В. Я. Коровиной. В программу включены те произведения В.М.Шукшина, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям В.М. Шукшина.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

2. Развивающие:

1) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали; 2) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); 3) развивать речевую деятельность учащихся; 4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции детей.

3. Воспитательные:

1) расширять культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус; 2) способствовать формированию гуманистического мировоззрения; 3) воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей; 4) воспитывать интерес к предмету.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об одном из рассказов, где В.Шукшин создает прекрасные образы старика и восьмиклассника. Рассказ написан в 1966 году. В обществе в 60-е 20 века происходят величайшие свершения в человеческой истории. В 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей, а именно человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным.

- Как называется рассказ?

-Какие ассоциации возникают:

( таинственное, загадочное, Гагарин, планеты, мечта, полет, инопланетяне)

(Человек; нервная система человека, мозг, Павлов )

(Приземленное, вещественное, необходимое, еда, Украина)

- Ребята, что вы можете отметить в соединении этих слов? (Несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед нами всего одно предложение, но какая высокая степень концентрации образных средств, какая всеохватность мира)

- Почему писатель поставил в один ряд эти несвязанные между собой понятия? (Учитель поставил перед ребятами проблемный вопрос, где ответом может быть само произведение)

I. Прогнозируем.

(Ребятам предлагается спрогнозировать самим сюжет рассказа)

Цепочка ключевых слов: старик, похмелье, болеет, восьмиклассник Юрка, уроки, медицинский институт, скряга, бедность, беседуют у печки, космос, жить 120 лет, академик Павлов, нервная система, шмат сала, одному плохо.

- Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет. Время 10 минут.

-У каждого из вас получились разные сюжеты. Что их объединяет?

-Кто Юра и старик Наум на самом деле?

(Снова проблемный вопрос, который требует дальнейшего анализа образов старика и мальчика)

II. Осмысление текста .

Учитель: Обратимся к тексту рассказа. Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста.

- Дальше читаем до первой остановки.

- Кто второй герой рассказа?

(Восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича)

- Как Наум Евстигнеевич относится к Юрке?

- Чем удивляет Наума Юрка?

- Читаем второй смысловой отрывок.

- Какова отрицательная черта характера Наума Евстигнеича?

- Каково отношение старика к своим родным детям? С чем это связано?

-Ребята, давайте вернемся к вопросу о жадности старика. В связи с чем проявляется эта черта?

(Старик справно занимается хозяйством, т.к. ждет в гости своих детей, следовательно, можно предположить, что дед не жаден, а только соблюдает порядок в семье. Он не видит своей обязанностью содержание Юрки)

- Почему Юрка квартирует у Евстигнеевича?

(Живёт в соседней деревне, где нет десятилетки, хочет окончить её и поступить в медицинский институт, стать хирургом)

- Можно ли назвать жадным Юрку?

(Можно. Только у него особая жадность - жадность узнавать, открывать мир. В рассказе сталкиваются жадность в обычном смысле и другая, особая жадность – жадность знаний)

Читаем третий смысловой отрывок.

- Почему старик любит поговорить?

- Всё ли понятно Юрке в поведении старика?

(Нет, Юрка не понимает причины пьянства старика с пенсии, причины его жадности и его прагматичного отношения к жизни)

Читаем четвёртый смысловой отрывок.

- В рассказе звучит микротема о сроках человеческой жизни. Нужно ли человеку долго жить?

(Наверно, это зависит от того, что человек поставит своей целью. Если она высока, как, например, у Юрки, то ему надо дольше жить. Ведь мечту свою осуществишь не сразу. Для этого требуются годы, а порою и вся жизнь. А если у человека цели мелочные, то он не торопится жить. Ему долгая жизнь ни к чему)

Читаем пятый смысловой отрывок.

- О чём спорят герои?

(О Боге, о космосе, о кино, о долголетии, об академике Павлове, о смысле жизни)

Учитель: После спора о сроке жизни герои понимают, что они разные. Наум считает ненужными полеты в космос; Юрка восхищается, но при этом не знает, зачем надо лететь туда. Следовательно, границы интеллектуального развития совпадают у героев, они этим и похожи.

-Что Юрка говорит об исследованиях академика Павлова? Что исследует академик Павлов?

(Механизмы организма, а не состояние души)

-Что говорится о судьбе академика Павлова? Может ли повторить ее Юрка? (Да)

- Ради чего живёт Наум?

(Он живёт ради того чтобы иметь достаток в доме; ради своих детей)

(Хочет стать хирургом, спасать жизнь людям)

-Какие ценности выдвигаются на первый план у героев?

(У старика - ценность рода, а у юры – накопления знаний, чтоб в дальнейшем помогать и спасать жизни людей)

- Какое отношение к героям у вас сложилось?

- А у автора какое отношение к ним?

- Как вы думаете, чем закончит автор свой рассказ. Прогнозируем конец рассказа. (Учащиеся предлагают свои варианты).

- Теперь прочитаем шукшинский текст. (Учитель вместе с ребятами читают конец рассказа)

III Рефлексия.

- Как вы думаете, о чём этот рассказ, какие проблемы поднимает В.М.Шукшин в рассказе? (проблема самоопределения, проблема отцов и детей)

- Давайте вернёмся к словам, которые стоят в заглавии рассказа. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?

Учитель: Действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни, автор незаметно подводит нас к осознанию философских проблем.

Вот эти вопросы и тревожат Василия Макаровича Шукшина.

Далее следует этап оценивания работы учащихся и организация домашнего задания.

Наум Евстигнеевич лежал на печи и помирал с похмелья. Ровно раз в месяц, получив пенсию, старик напивался, а после три дня лежал не вставая, ворчал и матерился в Бога. Вот и сегодня, он болеет и сетует Юрке, ученику восьмого класса, который снимает у Евстигнеевича комнату.

Наум был очень скуп. Хотя хорошо жил, и пенсия неплохая и хозяйство хорошее, да и сын с дочкой помогали. Правда, на детей старик осерчал, что они в город жить уехали.

У квартиранта, все наоборот, непросто ему живется. Приехал он из соседнего села, так как там нет десятого класса в школе, а ему на медика учиться надо. Вот он и снимает угол у старика. Отец Юрки погиб, а мать изо всех сил старается поднять детей на ноги, коих еще кроме Юрки трое.

Наум Евстигнеевич делает вид, что не замечает Юркиной нищеты, и берет с него квартплату пять рублей ежемесячно. Питаются они раздельно, каждый свои продукты. Когда у мальчика заканчивается продовольствие, старик в долг отсыпает ему пшена.

Утром перед занятиями Юрка всегда разговаривает со стариком. Евстигнеевич недоумевает, почему парень хочет стать хирургом, а не водителем, ведь врачу меньше платят, чем шоферу. Дед не разделяет научных взглядов мальчика. Он полагает, что в его времена лучше жилось. Потом они разводят дискуссию на тему, что же лучше, аэроплан или телега, и каждый остается при своем мнении. Юрка всегда на стороне нововведений, а дед все по старинке. Евстигнеевич целые дни проводит в одиночестве, поэтому спешит наболтаться с мальчиком. Юрку порой раздражает ворчание старика.

Наум не признает религию. Полагает, что человек должен трудиться, но не на государство, а на себя. Сам Наум, давно уж нигде не трудится, хотя многие в его годы еще работают. Однажды Юрка сказал ему, что живет он с кулацким уклоном, на что дед промолчал, а потом заявил, чтоб Юрка не болтал лишнего, а то придут и отберут часть огорода.

Старик опять заохал на печке и позвал квартиранта побеседовать. Поинтересовался, чем сейчас занят Юрка. Мальчишка ответил, что повторяет астрономию. Наум заинтересовался, и Юрка с удовольствием стал рассказывать старику о космосе, но тут опять возник спор. Дед сказал, чтоб лучше средство от его сегодняшнего недуга изобрели, чем развивали космические технологии. Юрка раздражен неосведомленностью старика, и он продолжает заниматься. Далее они спорят о врачах, Наум ругает науку и мальчик рассказывает ему историю о докторе Павлове. Знаменитый академик, когда умирал, велел своим ученикам записывать свои ощущения. Это было сделано для науки. Старик поражен этим рассказом, он просит показать его фото. Юрка корит деда тем, что тот выпивает, не может побороть свой рефлекс, куда ему до великого академика.

Старик, постанывая, слезает с печи и идет в сени, оттуда он возвращается с большим куском сала. Он угощает им Юрку. Мальчик с удовольствием лакомиться салом и продолжает слушать старика. А тот интересуется, были ли у Павлова родственники, Юрка об этом не знает, говорит, что завтра спросит в школе. Дед полагает, что были, одному ведь плохо. Юрка понимает одиночество старика, и в какой – то мере жалеет.

Этот рассказ учит нас не бросать и не забывать своих родных.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич называет чертями сына и дочь, уехавших в город. Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изобилие. Для него это главное мерило счастья.

Евстигнеич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Особенно сильное впечатление на старика произвел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертвования ради науки. Но он потряс его настолько, что куда-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души.

Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.

Сергей покупает жене сапожки, совершает поступок, который многим непонятен, воспринимается как глупость, так как в деревне в таких сапожках и ходить некуда; кроме того, Сергей не знает размера обуви, которую носит Клавдя. Сапожки оказались малы для крепких крестьянских ног Клавди, но жена оказалась под стать мужу: поняла скрытый смысл подарка.

Космос, нервная система и шмат сала — Шукшин Василий Макарович

Изменить размер шрифта:

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал. Раз в месяц — с пенсии — Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в бога.

— Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь…

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

— Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать.

— Не надо было напиваться.

— Молодой ишо рассуждать про это.

Пауза. Юрка поскрипывает пером.

Старику охота поговорить — все малость полегче.

— А чо же мне делать, если не напиться? Должен я хоть раз в месяц отметиться…

— Што я не человек, што ли?

— Хм… Рассуждения, как при крепостном праве. — Юрка откинулся на спинку венского стула, насмешливо посмотрел на хозяина. — Это тогда считалось, что человек должен обязательно пить.

— А ты откуда знаешь про крепостное время-то? — Старик смотрит сверху страдальчески и с любопытством. Юрка иногда удивляет его своими познаниями, и он хоть и не сдается, но слушать парнишку любит, — Откуда ты знаешь-то? Тебе всего-то от горшка два вершка.

— Учителя, што ли, рассказывали?

— А они откуда знают? Там у вас ни одного старика нету.

— В книгах… А они случайно не знают, отчего человек с похмелья хворает?

— Травление организма: сивушное масло.

— Где масло? В водке?

Евстигнеичу хоть тошно, но он невольно усмехается:

— Хочешь, я тебе формулу покажу? Сейчас я тебе наглядно докажу… — Юрка взял было учебник химии, но старик застонал, обхватил руками голову.

— О-о… опять накатило! Все, конец…

— Ну, похмелись тогда, чего так мучиться-то?

У Юрки другое положение. Живет он в соседней деревне, где нет десятилетки. Отца нет. А у матери кроме него еще трое. Отец утонул на лесосплаве. Те трое ребятишек моложе Юрки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтоб Юрка окончил десятилетку. Юрка тоже хочет окончить десятилетку. Больше того, он мечтает потом поступить в институт. В медицинский.

Старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц. А варят — старик себе отдельно, Юрка себе. Иногда, к концу месяца, у Юрки кончаются продукты. Старик долго косится на Юрку, когда тот всухомятку ест хлеб. Потом спрашивает:

— Я дам… апосля привезешь.

Старик отвешивает на безмене килограмм-два пшена, и Юрка варит себе кашу. По утрам беседуют у печки.

— Все же охота доучиться?

— Охота. Хирургом буду.

— Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных.

— Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль?

— На стипендию. Учатся ребята… У нас из деревни двое так учатся.

Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей.

— Чо эт вас так шибко в город-то тянет?

— Што, они много шибко получают, што ль?

— Наоборот, им мало плотят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно…

— Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по скольку зашибают! Да ишо приворовывают: где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках.

Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и младших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно матери… Накипает раздражение против старика.

— Проживем, — резко говорит он. — Никому до этого не касается.

— Знамо дело, — соглашается старик. — Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету, как… — Он не подберет подходящего слова — как кто. — Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

— У вас только одно на уме: раньше!

— А то… ирапланов понаделали — дерьма-то.

— А тебе больше глянется на телеге?

— А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно — доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана — костей не соберут.

И так подолгу они беседуют каждое утро, пока Юрка не уйдет в школу. Старику необходимо выговориться — он потом целый день молчит; Юрка же, хоть и раздражает его занудливое ворчание старика, испытывает удовлетворение оттого, что вступается за Новое — за аэропланы, учение, город, книги, кино…

Странно, но старик в бога тоже не верит.

— Делать нечего — и начинают заполошничать, кликуши, — говорит он про верующих. — Робить надо, вот и благодать настанет.

Но работать — это значит только для себя, на своей пашне, на своем огороде. Как раньше. В колхозе он давно не работает, хотя старики в его годы еще колупаются помаленьку — кто на пасеке, кто объездным на полях, кто в сторожах.

— У тебя какой-то кулацкий уклон, дед, — сказал однажды Юрка в сердцах. Старик долго молчал на это. Потом сказал непонятно:

— Ставай, пролятый заклеменный. — И высморкался смачно сперва из одной ноздри, потом из другой. Вытер нос подолом рубахи и заключил: — Ты ба, наверно, комиссаром у их был. Тогда молодые были комиссарами.

Юрке это польстило.

— Не пролятый, а — проклятьем, — поправил он.

— Насчет уклона-то… смотри не вякни где. А то придут, огород урежут. У меня там сотки четыре лишка есть.

"Космос, нервная система и шмат сала" Василия Шукшина. Отзыв о прочитанном.

"Космос, нервная система и шмат сала" Шукшина. Главная мысль.


Хозяин Наум Евстигнеич, у которого квартирует восьмиклассник Юрка, напоминает тех "чудиков", о которых любил писать Василий Макарович. Он ничего не принимает на веру, любит спорить, обо всем у него есть собственное мнение.

Достаточно характерны его взгляды на жизнь: раньше все было лучше, никакого прогресса нам не надо, и в космос летать ни к чему. Юрка, что тоже типично для молодого парня, старается доказать старику, что жизнь не стоит на месте и научные достижения приносят пользу всем людям.

Мальчик вызывает чувство уважения: он уехал из родной семьи, чтобы продолжать учиться в десятилетке, которой нет в его деревне, и хочет после школы поступать в медицинский институт.

А хозяин доказывает ему, что смысла в этом нет, можно просто стать шофером и получать больше денег.

Взгляды у старика кулацкие. Даже когда у Юрки к концу месяца кончаются продукты, он дает ему пшена. в долг.

Но все не так плохо. Рассказывает Юрка о знаменитом докторе Павлове, как тот уже при смерти диктовал студентам, что происходит с его организмом. И обоих этот рассказ берет за душу. И дед отрезает мальчику здоровый шмат сала, просто так.

Он сочувствует Павлову: плохо одному! И Юрка с ним соглашается. Оба одиноки, и несмотря на разницу в отношении к жизни, в возрасте, они все-таки находят общий язык. И лучше им вместе, чем поодиночке.

В произведении Шукшина "Космос, нервная система и шмат сала" речь идет обо всем этом. Причем разговаривает представитель нового поколения восьмиклассник Юрка и представитель старого поколения дед Наум Евстигнеич.

Краткое содержание можно посмотреть здесь.

Главная мысль этого произведения в том, что развитие науки нельзя остановить, за ней будущее. Не нужно при этом отбрасывать опыт старых людей, их мудрость, они тоже многое знаю. Например дед Наум прекрасно разбирается в том, как вырастить свинью, чтоб вышло из нее отборное сало. Но без изучения нервной системы и освоения космоса человечеству никак! И это на многих примерах доказывает Юрка.

Отзыв: мне очень понравился рассказ тем, что не смотря вроде бы на такую словесную перепалку, оба с уважением относятся друг к другу. Дед, хоть и ворчливый, но все равно добрый к Юрке, жалеет его и подкармливает. Понравилось мне и упорство, целеустремленность мальчика. Он хоть из бедной семьи, знает, что учиться ему будет трудно, но не сдается и не опускает руки, твердо стоит на своем.

Чему учит это произведение: быть открытым новым знаниям, новым возможностям, а также быть отзывчивым человеком, а также усмирять свое "я лучше знаю". Ведь молодежь сейчас действительно во многом лучше разбирается нежели старики. Однако это не повод им зазнаваться, уважение к старшим должно присутствовать всегда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы СШ №14 имени А.Нусипбаева Тореева Гаухар Байжановна

11 класс. Литература . (М)

Цели изучения темы:

б) способствовать формированию информационной культуры, критического мышления. формирование коммуникативных навыков

в) формировать коммуникативную культуру

Методы: словесные, наглядные, аудиовизуальные и т.д.

Тип урока: объяснение новой темы

ІІ. Опрос домашнего задания. Жизнь и творчество В.М.Шукшина. Работа по слайдам.

А) Словарная работа

Шмат - шматок м. южн. зап. пск. твер. тамб. кус или кусок, ломоть; часть, отрезок, отрывок; иногда расстоянье. Шмат, шматина хлеба, мяса. Шматочек свиного сала. Собака из полы целый шмат вырвала.

Вступительное слово учителя

В) Чтение текста учащимися

С) Просмотр фильма (2 мин.)

Д) Прослушивание аудиозаписи (3мин.)

І V .Закрепление.

Выполнение разноуровневых заданий

1.Назовите героев рассказа.

2.Почему Юрка квартирует у Евстигнеича?

3. Как Наум Евстигнеич относится к Юрке?

4. Чем удивляет Наума Юрка?

5. Какова главная черта Наума Евстигнеича?

6. Почему старик часто спускается в погреб, садится на приступку и подолгу задумчиво сидит?

1. Почему старик любит поговорить?

2. Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, когда расспрашивает его о житье – бытье мира?

3. Нужно ли человеку долго жить?

а)Мнение Юрки. б)Мнение старика.

4. О чем спорят герои.

5. Ради чего живет Наум?

6. Ради чего живет Юрка?

7. А как вы думаете, как должен жить человек?

1. Как повлиял Юрка на старика?

2. Какое отношение у вас сложилось к героям?

3. Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?

V . Заполнение диаграммы Венна.

Да, действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни автор незаметно привёл нас к философским проблемам.

В этом забавном поучительном рассказе пробивается шукшинская боль за то, что нет в нашей жизни ещё гармонии. И не случайно человек (нервная система) помещён в середину названия. Человек находится в положении выбора. В какую сторону он отклонится? Что перевесит в нем.

Вот эти вопросы и тревожат Василия Макаровича Шукшина.

VIII. Задание на дом

Краткое описание документа:

Учитель русского языка и литературы СШ №14 имени А.Нусипбаева Тореева Гаухар Байжановна

11 класс. Литература. (М)

Цели изучения темы:

б) способствовать формированию информационной культуры, критического мышления. формирование коммуникативных навыков

в) формировать коммуникативную культуру

Методы: словесные, наглядные, аудиовизуальные и т.д.

Тип урока: объяснение новой темы

ІІ. Опрос домашнего задания. Жизнь и творчество В.М.Шукшина. Работа по слайдам.

А) Словарная работа

Шмат - шматок м. южн. зап. пск. твер. тамб. кус или кусок, ломоть; часть, отрезок, отрывок; иногда расстоянье. Шмат, шматина хлеба, мяса. Шматочек свиного сала. Собака из полы целый шмат вырвала.

Вступительное слово учителя

В) Чтение текста учащимися

С) Просмотр фильма (2 мин.)

Д) Прослушивание аудиозаписи (3мин.)

І V .Закрепление.

Выполнение разноуровневых заданий

• 1.Назовите героев рассказа.

• 2.Почему Юрка квартирует у Евстигнеича?

• 3. Как Наум Евстигнеич относится к Юрке?

• 4. Чем удивляет Наума Юрка?

• 5. Какова главная черта Наума Евстигнеича?

• 6. Почему старик часто спускается в погреб, садится на приступку и подолгу задумчиво сидит?

• 1. Почему старик любит поговорить?

• 2. Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, когда расспрашивает его о житье – бытье мира?

• 3. Нужно ли человеку долго жить?

а)Мнение Юрки. б)Мнение старика.

• 4. О чем спорят герои.

• 5. Ради чего живет Наум?

• 6. Ради чего живет Юрка?

• 7. А как вы думаете, как должен жить человек?

• 1. Как повлиял Юрка на старика?

• 2. Какое отношение у вас сложилось к героям?

• 3. Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы на ваш взгляд?

V . Заполнение диаграммы Венна.

Да, действительно, отдельные слова вырастают до символов, описывая мелочи будничной жизни автор незаметно привёл нас к философским проблемам.

В этом забавном поучительном рассказе пробивается шукшинская боль за то, что нет в нашей жизни ещё гармонии. И не случайно человек (нервная система) помещён в середину названия. Человек находится в положении выбора. В какую сторону он отклонится? Что перевесит в нем.

Читайте также: