Къоранта меним аятымда сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Регулятив УУД (регулятивные): талебе оджа ярдымынен дерстеки арекетлернинъ макъсадыны тайинлей; оджа ве талебенинъ бирликте чалышалар.

Мерифет УУД (познавательные): джумлелер тизюв, текстни девам этюв.

Коммуникатив УУД: озь фикирлерини агъзавий шекильде ифаде этмек; динълемеге ве башкъаларнынъ айткъанларыны анъламакъ; оджа ве талебелернен яхшы мунасебетте олмакъ.

Дерснинъ кетишаты:

Оджа: Балалар, шимди табиатта насыл денъишмелер олып кече?

Балалар: Авалар сувуй, къушлар учып кетелер, тереклер сап-сары олдылар, япракълар тюшелер.

Оджа: Кузь мевсими пек гузельдир.

Янъы мевзу:

Дерснинъ мевзу ве макъсадыны тайинлев.

Огълан къардашымВе къыз къардашым- бу меним ….. (къорантам)

Бугунь дерснинъ мевзусы насыл оладжакъ? (къоранта ).

Балалар, сизлер ичюн энъ якъын адамлар ким ола?

Къоранта - бу сёзни насыл анълатмакъ мумкюн?

Балалар: Къоранта - бу энъ якъын, энъ муим адамлардыр. Бу ана, баба, къартбаба, бита, тата, агъа.

Балалар шиирини айтып чешит арекетлер япалар.

Ишлемеге мен севем,

Анама ярдым этем:

Савут ювам, сипирем,

Болдурмайым бир дерем!

Къоранта акъкъында икяе тизюв:

Мен _____яшындам. Бизим къорантамызда _____адам бар: анам, бабам, къартанам(битам), къартбабам, агъам, татам, къыз къардашым, огълан къардашым ве мен. Анамнынъ ады_____________, бабамнынъ ады_____________. Биз __________________коюнде яшаймыз. Къорантамыз пек муаббет.

Вазифе: Къоранта сёзюнен джумлелер тизюв.

Вазифе: Аталар сёзлерининъ манасыны анълатув.

Эр бир инсан озь ана – бабасыны севмек, урьмет этмек керек.

Ана – бабанъны урьмет этсенъ, озюнъде урьмет къазанырсынъ.

Ана – бабанъа сёз къайтарма.

Оджа: Бу аталар сёзлерини дефтерге язынъыз.

Балалар, биз бугунь насыл мевзуда субетлештик?

Къоранта сезюне ассоциатив чалы тизинъиз.

АНА УРЬМЕТЛИ

Эвге вазифе:

Озь къорантанынъ ресимини этинъиз.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мевзу: Меним к ъорантам

Дерснинъ макъсады:

Регулятив УУД (регулятивные): талебе оджа ярдымынен дерстеки арекетлернинъ макъсадыны тайинлей; оджа ве талебенинъ бирликте чалышалар.

Мерифет УУД (познавательные): джумлелер тизюв, текстни девам этюв.

Коммуникатив УУД: озь фикирлерини агъзавий шекильде ифаде этмек; динълемеге ве башкъаларнынъ айткъанларыны анъламакъ; оджа ве талебелернен яхшы мунасебетте олмакъ.

Дерснинъ кетишаты:

Тешкилий дакъкъа.

Оджа: Балалар, шимди табиатта насыл денъишмелер олып кече?

Балалар : Авалар сувуй, къушлар учып кетелер, тереклер сап-сары олдылар, япракълар тюшелер.

Оджа: Кузь мевсими пек гузельдир.

Янъы мевзу:

Дерснинъ мевзу ве макъсадыны тайинлев.

Ве къыз къардашым

- бу меним ….. (къорантам)

Бугунь дерснинъ мевзусы насыл оладжакъ? ( къоранта ).

hello_html_m6c81864a.jpg

Балалар, сизлер ичюн энъ якъын адамлар ким ола?

Къоранта - бу сёзни насыл анълатмакъ мумкюн?

Балалар : Къоранта - бу энъ якъын, энъ муим адамлардыр. Бу ана, баба, къартбаба, бита, тата, агъа.

Раатлыкъ дакъкъасы.

Балалар шиирини айтып чешит арекетлер япалар.

Ишлемеге мен севем,

Анама ярдым этем:

Савут ювам, сипирем,

Болдурмайым бир дерем!

Къоранта акъкъында икяе тизюв:

Мен _____яшындам. Бизим къорантамызда _____адам бар: анам, бабам, къартанам(битам), къартбабам, агъам, татам, къыз къардашым, огълан къардашым ве мен. Анамнынъ ады_____________, бабамнынъ ады_____________. Биз __________________коюнде яшаймыз. Къорантамыз пек муаббет.

Вазифе: Къоранта сёзюнен джумлелер тизюв.

Вазифе: Аталар сёзлерининъ манасыны анълатув.

Эр бир инсан озь ана – бабасыны севмек, урьмет этмек керек.

Ана – бабанъны урьмет этсенъ, озюнъде урьмет къазанырсынъ.

Ана – бабанъа сёз къайтарма.

Оджа : Бу аталар сёзлерини дефтерге язынъыз.

Нетидже.

Балалар, биз бугунь насыл мевзуда субетлештик?

Къоранта сезюне ассоциатив чалы тизинъиз.

КЪОРАНТА

Эвге вазифе:

Озь къорантанынъ ресимини этинъиз.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1146 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 555 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2015 5479
  • DOCX 59.7 кбайт
  • 67 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Холбаева Эльмаз Усмоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

3.Обогощать словарный запас на крымскотатарском языке.

4.Закрепить знания геометрических фигур.

5. Подвести комплексный итог по всем образовательным областям.

Формировать правильное представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Рассказать о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Понимать роль взрослых и детей в семье.

Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.

Воспитывать желание заботиться о близких людях и чувство привязанности к ним.

Развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа: названия пальцев (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).

Материал: коробка - сюрприз от героя девочки Маргариты,стенд с бумажными одежками для бумажных куколок, муляжи овощей и фруктов, картонные геометрические фигуры, макет нарисованного домика, цветной песок, кисточки, клей шаблон цветка, музыкальное сопровождение.

Воспитатель: ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте! Селям алейкум!

Воспитатель: ребята давайте нашим гостям расскажем как мы сильно любим ходить в детский сад!

Дети (визитка группы):

Адымлайым татийнен В мир иду я ножками,

Эль узатам чапийнен Хлопаю ладошками,

Къувана ана баба Маме с папой говорю:

Воспитатель: спасибо, ребята, сагъ олуныз садитесь на свои места.

Воспитатель: Ребята а какое сейчас время года?

Дети: Весна –баарь.

Воспитатель: расскажите а что происходит весной ?

Дети (примерные ответы):светит солнышко(кунеш), расцветают цветы(чечеклер) зеленеют деревья(тереклер).

Воспитатель: ребята, что за картинки у нас здесь развешаны это СЕМЬЯ. Обратите внимание что семья есть у каждого человека. Дети скажите, а как на крымскотатарском слово семья?

Давайте поподробнее разберем кто живет в семье:

Дети: Мама –на крымскотатарском ана.

Папа – на крымскоатарском баба;

Брат –– на крымскоатарском агъа;

Сестра –– на крымскоатарском тата;

Дедушка –– на крымскотатарском къартбаба;

Бабушка –– на крымскоатарском бита.

Воспитатель: А какой гимн у хорошей семьи?

Дети: Мама,папа, брат,сестра вместе дружная семья.

Ана, баба, тата, агъа энъ севимли къоранта!

Воспитатель: ой ребята посмотрите какая интересная коробочка вот здесь лежит тут какой наверное сюрприз ,хм, а сверху письмо от кого интересно сейчас посмотрим(разворачиваю конверт, зачитываю письмо)

« ЗДРАВСТВУЙТЕ,ДОРОГИЕ РЕБЯТА, МЕНЯ ЗОВУТ МАРГАРИТА. Я ТАКАЯ ЖЕ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА КАК ВЫ У МЕНЯ ТОЖЕ ЕСТЬ СЕМЬЯ Я ОЧЕНЬ ЕЕ ЛЮБЛЮ Я СОБИРАЛАСЬ КАК ВАМ В ГОСТИ В ДЕТСКИЙ САД И ПРИНЕСЛА ВАМ ПОДАРОК, ТОЛЬКО Я СОВСЕМ ЗАБЫЛА ,ЧТО МНЕ НУЖНО БЫЛО ПОМОЧЬ МАМЕ,БАБУШКЕ , ПАПЕ С ДЕДУШКОЙ.

Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ПОМОГИТЕ МНЕ,ПОЖАЛУЙСТА , МОЯ МАМА ПОСТИРАЛА И ПОГЛАДИЛА ОДЕЖДУ ПОПРОСИЛА МЕНЯ ОТНЕСТИ КАЖДОМУ В ШКАФ,А Я ЧТО-ТО НЕ МОГУ ПОНЯТЬ ГДЕ И ЧЬЯ ЭТО ОДЕЖДА?

Воспитатель: ну что ребята поможем девочке Маргарите?

Воспитатель: дети перед вами стенд со шкафчиками для каждого члена семьи, давайте вместе с вами определим где и чья одежда?

Воспитатель: ребята, что это за одежда? Как на крымскотатарском языке будет платье, рубашка, шорты, футболка, штаны?

Воспитатель: Машалла, балалар! Молодцы ребята ну с первым заданием от девочки Маргариты мы справились! Читаем дальше:

БАБУШКА ХОТЕЛА СВАРИТЬ КОМПОТ И БОРЩ, НО В МАГАЗИН СХОДИТЬ НЕ УСПЕЛА КУПИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА,ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ БОРЩА И КОМПОТА.

Воспитатель: ребята поможем сварить Маргарите борщ и компот . А как на крымскотатарском будет борщ ,компот. Из чего готовим суп, а из чего компот?

Дети: Суп- шорба, компот-мейва су.

Дети : овощи – себзелер, фрукты – мейвалар.

Воспитатель: ребята перед вам две чашки в одной будем покупать все для борща в другую все для компота вы подходите берете овощ или фрукт говорите что это за овощ или фрукт и кладете в ту кастрюлю в которой варится борщ или компот. Ну что начнем.!

Воспитатель: Молодцы ребята вот мы и сварили с вами для Маргариты суп и компот. Перед едой мы с вами всегда моем руки!

Юварым эллеримни сонъ исе тишлеримни,

Тырнакъларны осьтюрмем астына кир кирсетмем

Бакъымлы къуллакъларым, темиздир аякъларым

Джебимде явлукъ тутам керек олса къуланам!

Воспитатель: Что нужно сказать ?

Дети: приятного аппетита- аш татлы олсун.

Воспитатель: продолжаем читать с вами письмо.

ПАПА ВМЕСТЕ С ДЕДУШКОЙ НАЧАЛИ СТРОИТЬ ДОМ, НО ЕГО ПОЗВАЛИ НА РАБОТУ И ДЕДУШКА ОСТАЛСЯ ОДИН ПОМОГИТЕ ЕМУ ПОЖАЛУСТА ДОСТРОИТЬ ЕМУ ДОМ…

Воспитатель: ребята, а давайте попробуем помочь Маргарите у вас в руках ,что ребята?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: какие?как на крымскотатарском языке?

Дети: квадрат имеет 4 угла – дерткоше, треугольник имеет 3 угла – учь коше,

круг не имеет углы –томалакъ.

Воспитатель: давайте с помощью этих геометрических фигур поможем построить папе Маргариты домик . Из чего состоит дом из кирпичей из крыши окон и двери. Ну что начнем!

(делаем пальчиковую гимнастику)

Воспитатель: умнички мои хорошие давайте дальше читать с вами письмо:

НУ,РЕБЯТА, МОЛОДЦЫ ВЫ МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ ЗА ЭТО Я ДАРЮ ВАМ ВОТ ЭТУ КОРОБОЧКУ С СЮРПРИЗАМ! СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!

Воспитатель: ребята, а что нужно сказать Маргарите

Воспитатель: Давайте мы ,ребята, с вами тоже ее отблагодарим и сделаем для нее подарок картину из песка!

1. Помочь детям понять родственные отношения в семье.

2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

3. Обогощать словарный запас на крымскотатарском языке.

4. Закрепить знания геометрических фигур.

Формировать правильное представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Рассказать о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Понимать роль взрослых и детей в семье.

Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.

Воспитывать желание заботиться о близких людях и чувство привязанности к ним.

Развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа: названия пальцев (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).

Материал: коробка - сюрприз от героя девочки Маргариты,стенд с бумажными одежками для бумажных куколок, муляжи овощей и фруктов, картонные геометрические фигуры, макет нарисованного домика, цветной песок, кисточки, клей шаблон цветка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте! Селям алейкум!

Воспитатель: ребята давайте нашим гостям расскажем как мы сильно любим ходить в детский сад!

Дети (визитка группы) :

Адымлайым татийнен В мир иду я ножками,

Эль узатам чапийнен Хлопаю ладошками,

Къувана ана баба Маме с папой говорю:

Воспитатель: спасибо, ребята, сагъ олуныз садитесь на свои места.

(дети садяться)

Воспитатель: Ребята а какое сейчас время года?

Дети: Весна –баарь.

Воспитатель: расскажите а что происходит весной?

Дети (примерные ответы) :светит солнышко (кунеш, расцветают цветы (чечеклер) зеленеют деревья (тереклер).

Воспитатель: ребята, что за картинки у нас здесь развешаны это СЕМЬЯ. Обратите внимание что семья есть у каждого человека. Дети скажите, а как на крымскотатарском слово семья?


Дети: къоранта.

Давайте поподробнее разберем кто живет в семье :

Дети: Мама –на крымскотатарском ана.

Папа – на крымскоатарском баба;

Брат –– на крымскоатарском агъа;

Сестра –– на крымскоатарском тата;

Дедушка –– на крымскотатарском къартбаба;

Бабушка –– на крымскоатарском бита.

Воспитатель: А какой гимн у хорошей семьи?

Дети: Мама,папа, брат,сестра вместе дружная семья.

Ана, баба, тата, агъа энъ севимли къоранта!

Воспитатель: ой ребята посмотрите какая интересная коробочка вот здесь лежит тут какой наверное сюрприз,хм, а сверху письмо от кого интересно сейчас посмотрим (разворачиваю конверт, зачитываю письмо)


«ЗДРАВСТВУЙТЕ,ДОРОГИЕ РЕБЯТА, МЕНЯ ЗОВУТ МАРГАРИТА. Я ТАКАЯ ЖЕ МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА КАК ВЫ У МЕНЯ ТОЖЕ ЕСТЬ СЕМЬЯ Я ОЧЕНЬ ЕЕ ЛЮБЛЮ Я СОБИРАЛАСЬ КАК ВАМ В ГОСТИ В ДЕТСКИЙ САД И ПРИНЕСЛА ВАМ ПОДАРОК, ТОЛЬКО Я СОВСЕМ ЗАБЫЛА,ЧТО МНЕ НУЖНО БЫЛО ПОМОЧЬ МАМЕ,БАБУШКЕ, ПАПЕ С ДЕДУШКОЙ.

Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ПОМОГИТЕ МНЕ,ПОЖАЛУЙСТА, МОЯ МАМА ПОСТИРАЛА И ПОГЛАДИЛА ОДЕЖДУ ПОПРОСИЛА МЕНЯ ОТНЕСТИ КАЖДОМУ В ШКАФ,А Я ЧТО-ТО НЕ МОГУ ПОНЯТЬ ГДЕ И ЧЬЯ ЭТО ОДЕЖДА?

Воспитатель: ну что ребята поможем девочке Маргарите?

Воспитатель: дети перед вами стенд со шкафчиками для каждого члена семьи, давайте вместе с вами определим где и чья одежда?

Воспитатель: ребята, что это за одежда? Как на крымскотатарском языке будет платье, рубашка, шорты, футболка, штаны?


Воспитатель: Машалла, балалар! Молодцы ребята ну с первым заданием от девочки Маргариты мы справились! Читаем дальше:

БАБУШКА ХОТЕЛА СВАРИТЬ КОМПОТ И БОРЩ, НО В МАГАЗИН СХОДИТЬ НЕ УСПЕЛА КУПИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА,ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ БОРЩА И КОМПОТА.

Воспитатель: ребята поможем сварить Маргарите борщ и компот. А как на крымскотатарском будет борщ,компот. Из чего готовим суп, а из чего компот?

Дети: Суп- шорба, компот-мейва су.

Дети : овощи – себзелер, фрукты – мейвалар.

Воспитатель: ребята перед вам две чашки в одной будем покупать все для борща в другую все для компота вы подходите берете овощ или фрукт говорите что это за овощ или фрукт и кладете в ту кастрюлю в которой варится борщ или компот. Ну что начнем. !


Воспитатель: Молодцы ребята вот мы и сварили с вами для Маргариты суп и компот. Перед едой мы с вами всегда моем руки!

Юварым эллеримни сонъ исе тишлеримни,

Тырнакъларны осьтюрмем астына кир кирсетмем

Бакъымлы къуллакъларым, темиздир аякъларым

Джебимде явлукъ тутам керек олса къуланам!

Воспитатель: Что нужно сказать?

Дети: приятного аппетита- аш татлы олсун.

Воспитатель: продолжаем читать с вами письмо.

ПАПА ВМЕСТЕ С ДЕДУШКОЙ НАЧАЛИ СТРОИТЬ ДОМ, НО ЕГО ПОЗВАЛИ НА РАБОТУ И ДЕДУШКА ОСТАЛСЯ ОДИН ПОМОГИТЕ ЕМУ ПОЖАЛУСТА ДОСТРОИТЬ ЕМУ ДОМ…

Воспитатель: ребята, а давайте попробуем помочь Маргарите у вас в руках,что ребята?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: какие?как на крымскотатарском языке?

Дети: квадрат имеет 4 угла – дерткоше, треугольник имеет 3 угла – учь коше,

круг не имеет углы –томалакъ.

Воспитатель: давайте с помощью этих геометрических фигур поможем построить папе Маргариты домик. Из чего состоит дом из кирпичей из крыши окон и двери. Ну что начнем!


(делаем пальчиковую гимнастику)

Воспитатель: умнички мои хорошие давайте дальше читать с вами письмо:

НУ,РЕБЯТА, МОЛОДЦЫ ВЫ МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ ЗА ЭТО Я ДАРЮ ВАМ ВОТ ЭТУ КОРОБОЧКУ С СЮРПРИЗАМ! СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!

Воспитатель: ребята, а что нужно сказать Маргарите

Воспитатель: Давайте мы,ребята, с вами тоже ее отблагодарим и сделаем для нее подарок картину из песка!




Воспитатель: Спасибо большое, за внимание гостям!

Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП во второй младшей группе Цель: Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: - Закреплять умение называть части суток (утро,.

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе Цель : обобщить и систематизировать знания у детей. Задачи : 1. Закрепить знания детей о временах года; 2. Формировать умение решать математические.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Селям алейкум, сайгъыллы мусафирлер! Бугунь биз тувгъан къырымтатар тилимизнинъ, Ватанымызнынъ, медениетимизнинъ аджайип дерьясына киреджекмиз.

Бизим къадимий тилимиз не къадар гузель, муляйим, зенгин, татлы олгъаныны ис этеджекмиз. Къырым – бизим Ватанымыз! Эвель-эзельден Къырым – дюньянынъ энъ дюльбер ве арз этильген кошелерден бири сайыла эди. Онынъ чёллерини, дагъларыны, орманларыны, денъизни, кой ве шеэрлерини биз джандан севемиз!

Къырымда чокъ миллет векиллери яшайлар. Бу руслар, украинлер, къырымтатарлар, греклер, тюрклер, болгарлар, караимлер ве дигерлери. Эр бир миллетнинъ озь тили бар. Биз – къырымтатармыз ве бизим тувгъан тилимиз – къырымтатар тили!

Биз энди яхшы билемиз,

Энди ана тилинде

Китаплар алып окъурмыз,

Арттырмагъа биз азырмыз!

2.Мен озь тувгъан тилимни ,

Урьмет этем ве сайам,

Бу дюньяда эр инсан,

Тувгъан тилини бильсин.

Бульбуль киби лаф этсинъ.

Керчек!- Ялан олмасын!

TATLI SES байрамында

Сизни корьмек истеймиз!

Къырымтатар халкъ йырлары фольклорымызынъ энъ зенгин къысымларындан биридир.

Той-джыйынларда, байрамларда халкъ йырларыны йырламакъ эвель заманлардан адет олып кельген. Йыр инсанны шенълендире,агъыр вакъытларда исе кучь-къувет бере, рухландыра, адамларнынъ гонъюлини котере.

Во мне кровь русской матери течет
И сына гордых крымских гор.
И с детских лет меня к себе влечет
Шум моря Черного, полей простор.

Мне мой отец Есенина читал,
А мама пела “Ай-меним”,
И разве кто-нибудь из них считал
Родной язык друг друга не своим?

И разве кто-нибудь из них хотел
Судьбы отдельной для себя.
Несли вдвоем нелегкий свой, удел,
Душой одной две Родины любя.

Две крови, то вперед текут, то вспять,
И в сердце бьет больней свинца,
Кровь-гордость за Россию-мать,
Кровь-боль за Родину отца.

«Яслы, къоркъунчлы куньлер -

О вакъытны унутмам,

Агълап айта къартанам…

Узун сасыкъ эшелонлар,

Козьяш тёккен аналар,

Гъарез субай, сакъчылар.

Олар сизге не яптылар,

Айтынъ бугунь сиз манъа?

Кимлер бунъа себепчилер,

Кимлер эмир эттилер?

Бутюн халкъкъа бефтан ерде

«Яслы, къоркъунчлы куньлер

О вакъытны унутмам,

Агълап айта къартанам…

1944-ЮНДЖИ – ЙЫЛЛАРНЫНЪ ЭНЪ КЪАРАСЫ,

АКЪЫЛЛАРДАН ИЧ СИЛИНМЕЗ ШУ ОГЪУРСЫЗ МАЙЫСЫ.

7. Клип "Сюргюнлик"

Селям санъа ана-Ватан,

Сени джандан севемиз.

Топрагъынъда, гузель Ватан,

Сербест, джошкъун кеземиз.

Бизлер ичюн козьяш олды

Ана – Ватан юртымыз.

Шимди къальпке нурлар толды,

Эль котерип дува окъуй

Дердимизге дерман олсун

Ешиль Къырым авасы.

ФОТО

Къырымтатар фольклорында эсас ерлерден бири де къадын-къызларнынъ образларына аиттир. Къадынларнынъ образларыны аман - аман фольклорнынъ бутюн жанрларында тапмакъ мумкюндир.

Халкъ йырларымызда къадын- къызларымызнынъ гузеллиги ве назиклиги бойле сезлернен тасфирленген:

Яшанъыз, окъунъыз, шенъленъиз озь Ветанында!

Къырым сизнинъ юртунъыз!

Саиб олунъ бу Ватана,

Чалышынъыз эдеп иле!

Мен истейим адамлар муаббет олсун,

Оюн-кульку ич битмесин, чокъ олсун,

Айдын кунеш парылдасын семада,

Къуванч олсун эр вакъыт арамызда.

Эписи:Озь йырыны, озь йырыны

Бульбуль йырласын танъда,

Не де гузель яшамасы Ватанда!


Бугуньки тедбиримизни 9 сыныф талебеси Раетова Асене алып бараджакъ!


Селям алейкум, сайгъыллы мусафирлер! Бугунь биз тувгъан къырымтатар тилимизнинъ, Ватанымызнынъ, медениетимизнинъ аджайип дерьясына киреджекмиз.

Бизим къадимий тилимиз не къадар гузель, муляйим, зенгин, татлы олгъаныны ис этеджекмиз. Къырым – бизим Ватанымыз! Эвель-эзельден Къырым – дюньянынъ энъ дюльбер ве арз этильген кошелерден бири сайыла эди. Онынъ чёллерини, дагъларыны, орманларыны, денъизни, кой ве шеэрлерини биз джандан севемиз!

Къырымда чокъ миллет векиллери яшайлар. Бу руслар, украинлер, къырымтатарлар, греклер, тюрклер, болгарлар, караимлер ве дигерлери. Эр бир миллетнинъ озь тили бар. Биз – къырымтатармыз ве бизим тувгъан тилимиз – къырымтатар тили!

Биз энди яхшы билемиз,

Энди ана тилинде

Китаплар алып окъурмыз,

Арттырмагъа биз азырмыз!

2.Мен озь тувгъан тилимни ,

Урьмет этем ве сайам,

Бу дюньяда эр инсан,

Тувгъан тилини бильсин.

Бульбуль киби лаф этсинъ.

Керчек!- Ялан олмасын!

TATLI SES байрамында

Сизни корьмек истеймиз!


Къырымтатар халкъ йырлары фольклорымызынъ энъ зенгин къысымларындан биридир.

Той-джыйынларда, байрамларда халкъ йырларыны йырламакъ эвель заманлардан адет олып кельген. Йыр инсанны шенълендире,агъыр вакъытларда исе кучь-къувет бере, рухландыра, адамларнынъ гонъюлини котере.


Во мне кровь русской матери течет
И сына гордых крымских гор.
И с детских лет меня к себе влечет
Шум моря Черного, полей простор.

Мне мой отец Есенина читал,
А мама пела “Ай-меним”,
И разве кто-нибудь из них считал
Родной язык друг друга не своим?

И разве кто-нибудь из них хотел
Судьбы отдельной для себя.
Несли вдвоем нелегкий свой, удел,
Душой одной две Родины любя.

Две крови, то вперед текут, то вспять,
И в сердце бьет больней свинца,
Кровь-гордость за Россию-мать,
Кровь-боль за Родину отца.


«Яслы, къоркъунчлы куньлер -

О вакъытны унутмам,

Агълап айта къартанам…

Узун сасыкъ эшелонлар,

Козьяш тёккен аналар,

Гъарез субай, сакъчылар.

Олар сизге не яптылар,

Айтынъ бугунь сиз манъа?

Кимлер бунъа себепчилер,

Кимлер эмир эттилер?

Бутюн халкъкъа бефтан ерде

«Яслы, къоркъунчлы куньлер

О вакъытны унутмам,

Агълап айта къартанам…

1944-ЮНДЖИ – ЙЫЛЛАРНЫНЪ ЭНЪ КЪАРАСЫ,

АКЪЫЛЛАРДАН ИЧ СИЛИНМЕЗ ШУ ОГЪУРСЫЗ МАЙЫСЫ.


7. ЛИЛЯ БУДЖУРОВА

Селям санъа ана-Ватан,

Сени джандан севемиз.

Топрагъынъда, гузель Ватан,

Сербест, джошкъун кеземиз.

Бизлер ичюн козьяш олды

Ана – Ватан юртымыз.

Шимди къальпке нурлар толды,

Эль котерип дува окъуй

Дердимизге дерман олсун

Ешиль Къырым авасы.

Къырымтатар фольклорында эсас ерлерден бири де къадын-къызларнынъ образларына аиттир. Къадынларнынъ образларыны аман - аман фольклорнынъ бутюн жанрларында тапмакъ мумкюндир.

Халкъ йырларымызда къадын- къызларымызнынъ гузеллиги ве назиклиги бойле сезлернен тасфирленген:

Читайте также: