Предчувствие несчастья и страх катерины после первого удара грома сочинение

Обновлено: 04.07.2024

На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.


Пример сочинения 2

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.


Пример сочинения 3

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе "Гроза" писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность "Домостроя", пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения "старого", угнетающего, и "молодого", безгласного.

Главная мысль "Грозы" заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют "жестокие нравы", где царит "Домострой", где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название "Гроза" можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название "Гроза" подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в "темном царстве" появился "луч света" — Катерина — женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все "постыло". Она — первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над "старым" миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то "темному царству" действительно осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что "смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами. " В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль — лишь бы все "шито да крыто было". Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все "постыло", она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи?

Вариант 2

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

­Катерина в борьбе за свои человеческие права

Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой и красотой. В противовес ей показана Кабаниха с дочерью Варварой – ее свекровь и золовка.

Марфа Игнатьевна была женщиной деспотичной и лицемерной. Под маской добродетельности, набожности и высоких моральных устоев она скрывала желание управлять окружающими ее людьми. Она регулярно придиралась к детям, к невестке, постоянно вымещала на них свою злость и была недовольна ими. О любви Кабаниха вспоминала только тогда, когда ей нужно было чего-то добиться. Варвара давно привыкла к жизни под гнетом матери. Она предпочитала врать и притворяться, нежели рассказывать ей о своей личной жизни. Катерина не могла понять и принять такой уклад, так как сама выросла в любящей и дружной

О стремлении к вольной жизни в Катерине говорит ее мечтательность. Она часто задумывается над тем, отчего люди не умеют летать. Будучи натурой романтичной, героиня всеми силами стремится вырваться из этого рабского заточения. К мужу Тихону она никаких чувств не испытывает, так как он бесхарактерный и трусливый человек. Несмотря на то, что он искренне любит Катерину, заступиться за нее и защитить от грозной матери выше его моральных сил. Он покорно принимает порядки “темного царства” и беспрекословно исполняет все капризы матери. В этом смысле он даже хуже Варвары, которая тайком встречается с конторщиком Дикого.

К сожалению, этот герой тоже оказался слабовольным и бесхарактерным человеком. Боясь перечить дяде, он оставил Катерину, а она, оставшись наедине со своими муками совести, бросилась в Волгу и утопилась. Фактически, в смерти она видела единственный выход, так как не могла далее жить в этом “темном царстве”. При жизни побороть мир самодуров ей не удалось, но своей смертью она выразила откровенный протест и ненависть к гнетущим порядкам. Ей удалось пошатнуть патриархальные нравы Кабанихи и Дикого, таким образом, открыв путь для новых порядков.

Другие работы по этой теме:

  1. В драме А. Н. Островского “Гроза” трагическая судьба ее главной героини Катерины не может не вызвать глубокого сочувствия. Подобной жизнью проживали многие женщины на Руси,…
  2. Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же…
  3. Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и…
  4. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового,…

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Образ птицы — точное отображение душевного состояния героини

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

Стрижаченко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МЮОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края

Катерина в борьбе за свои человеческие права

    повысить интерес и углубление знаний об образе главной героини, её главных черт характера: честности, силы воли, решительности, стремлении к свободе, любви, счастью;

проследить за тем, как развивается основной конфликт – борьба не только между героиней и внешним миром, но и в её собственной душе;

формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Из монолога Катерины (I действие, явление 7) мы узнаём о её жизни в родительском доме (проанализировать монолог по вопросам

Предварительно записанные вопросы /
Обучение анализу монолога/
Кому адресован монолог Катерины и почему?

О чём она рассказывает? О чём мечтает?

Что не нравится ей в доме свекрови?

Своеобразие речи Катерины (лексические сравнения, связь с УНГ, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Примерный образец ответа: Анализ монолога Катерины

Катерина произносит свой монолог в конце I действия. Она узнала, что в доме мужа есть человек, который сочувствует ей, понимает её и даже по-своему хочет помочь ей. Это Варвара. Именно ей Катерина признаётся, в любви к другому и доверительно рассказывает, как она жила в доме родителей.

А здесь обычный образ жизни для неё стал тягостным и несносным. Её никто не любит. В доме Кабановых надо было работать, во всём слушаться свекровь, даже гулять по бульвару под её присмотром и снова слушать её жалобы, попрёки. Взаимоотношения домашних проникнуты ложью. Повзрослевшая Катерина вспоминает о прежней жизни, как о сне. Ведь в мыслях она построила иной мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, посвящённый добру и наслаждению.

Обратимся к речи Катерины. Она говорит чистым народным языком, лишённым всех искажений. Редко употребляет устаревшие слова, зато много устаревших народных просторечий (души не чаяла, быть греху). Много сравнений (словно птичка на воле, словно в рай войду).

Катерина, говоря, то и дело сбивается на песенный лад. Главная певучесть достигается повторами, вводными словами, уменьшительными суффиксами (встану я, бывало…).

Наделив свою героиню такой характеристикой, Островский явно симпатизирует и сочувствует ей.

Что нового о характере Катерины мы узнаём во II явлении 2 действия? (В том разговоре Катерина впервые признаётся в любви к Борису. В разговоре раскрывается сила чувств Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера: (Такая уж я зародилась горячая…)

4. Чтение по ролям

В сцене выясняется, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, обнаруживается неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Катерину унижает и оскорбляет не только свекровь, но и муж. И чем больше её унижают, тем сильнее пробуждается в ней стремление к свободе, любви, счастью. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду.

5. Анализ монолога с ключом (самостоятельно).

Действие II, явление 10. Необходимо проследить, как раскрывается победа естественного чувства Катерины, значение сцены. Весь монолог Катерины – страстный гимн любви.

6. Сопоставить картины свидания

Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы. Какой приём положен в основу композиции этих сцен? (Картины даны по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, это свободная, лёгкая любовь. В отношениях Катерины и Бориса – сильное глубокой чувство, во имя любви Катерина готова на гибель. Так любить может человек с необычайной душевной силой).

7. Инсценировка.

( IV действие, с 3 явления по 6).

Беседы по вопросам после инсценировки:

Назовите все микросцены, декорации, которые заставили Катерину признаться (картина геенны огненной, старая барыня, гроза, шутка Тихона, намёки Кабанихи, появление Бориса). С помощью всего этого Островский искусно подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния.

Покаяние – это слабость Катерины или сила её характера? (Покаяние Катерины объясняется не столько боязнью божьей кары, сколько тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. И во всенародном признании мы видим попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения).

8. Коротко рассказать события
Vдействия
(пересказ).

Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины иной выход? (У Катерины два выхода: вернуться домой /вспомним Домострой/ и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)

Сила или слабость характера проявились в этом решении Катерины? (Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности её положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчёте, в семье лицемеров, во лжи.

Читая пьесу, мы увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, всё начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаних.

6 I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.

7 Жизнь Катерины в доме Кабановой. Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья.

Популярные сегодня темы

Мечты в жизни человека имеют огромное значение, ведь они определяют его дорогу в жизни, указывая, в каком направлении нужно идти. Один из главнейших вопросов, почему у одних людей сбываются мечты

Уверенность в себе – это основа побед в любом деле. Если ты уверен в своих силах, то это уже половина успеха. Уверенность – это особая сила, обитающая внутри тебя, эта сила даст тебе второе дыхание, даже если есть ощущение, что ты не справишься.

Сочинение на тему: Душевная трагедия Катерины.

Со стороны может показаться, что в жизни главной героини есть все, что ей нужно: она не имеет материальных проблем, замужем за мужчиной, который ее любит, живет в уважаемой в городе семье. Никто и не догадывается, насколько несчастлива Катерина. Она задыхается под постоянным контролем и неприязнью, источаемой властной и недалекой свекровью. Она страдает от того, что отдана в жены слабому и нелюбимому мужчине, который не вызывает у нее никаких чувств, кроме жалости.

Шанс на спасение Катерина находит в любви к Борису. Она борется со своими чувствами, понимая, что измена законному мужу – грех. И все же сердце берет верх над разумом: главная героиня выбирает любовь. И именно это, казалось бы, светлое чувство, подталкивает ее к обрыву. Прилюдно признавшись в запретной любви к другому мужчине, она приближает свою кончину. Окружающие не простили Кате такой смелости, пересуды насмешки, давление преследовали ее повсюду. Любимый не может защитить от всего этого, проявляя слабость. Добавьте к этому душевные муки по поводу греховности собственного поступка, и становится понятно, почему главная героиня выбирает для себя такой трагичный финал.

В чем трагедия Татьяны Лариной?

Образ Татьяны Пушкиным чрезвычайно опоэтизирован. На протяжении всего романа в авторских ремарках по отношению к Татьяне нет и тени иронии, наоборот, они проникнуты искренним сочувствием, нежностью и часто восхищением ее искренностью, непосредственностью и цельностью натуры.

Татьяна, милая Татьяна. …Письмо Татьяны предо мною: …Простите мне, я так люблю Его я свято берегу… Татьяну милую мою. -Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою.

В ее характере выявляются Пушкиным наиболее ценные положи тельные качества. В ней наблюдается глубокий ум, проницательность, то же, что и у Онегина, критическое отношение к действительности, уменье разобраться в жизни, в людях, дать им соответствующую оценку, но без гордой позы, без любования собой и своим страданием. Татьяна обращена к жизни, к людям, ее характеру не свойственен гордый индивидуализм, который лежит в основе характера Онегина.

И что ей душу ни смутило, Но ей ничто не изменило: Как сильно ни была она В ней сохранился тот же тон, Удивлена, поражена, Был так же тих ее поклон.

Этой выдержкой и самообладанием Татьяна больше всего поражает Онегина: при встрече теряется он, несмотря на свой светский опыт, а не Татьяна.

Сочинение на тему катерина в борьбе за свои человеческие права

Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета).
Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Символика заглавия пьесы А.docx

Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета).

Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом: для одних — это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих — это “голос свыше”, который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.
В душе Катерины происходит никому не видимая гроза, для нее это кара небесная, “рука Господня”, которая должна покарать ее за измену мужу: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет со всеми помыслами лукавыми”. Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в “геенне огненной” за свое греховное чувство.
Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил, она созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что, внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над “громом”, который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”. Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.
Для Тихона гроза — это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: “Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет”.
Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.
Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. “Здесь страшнее!” — говорит Борис, убегая с места моления всего города.
Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова. В мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед “грозой”, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии над головами вновь засияет солнце.

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “. вон никак гроза заходит. ”
В начале четвертого действия тоже собирается гроза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет. ”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
Примечателен и такой факт, что Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить. ”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. ”

гроза

1). а) Атмосферное явление, при котором между облаками или между облаком и
земной поверхностью возникают сильные электрические разряды в виде молний,
сопровождающиеся громом и дождем.
б) перен. Бурное проявление недовольства, раздражения, гнева (обычно со стороны
того, кто имеет силу, власть над кем-л.).
2). Перен. Бурное событие, душевное потрясение.
3). Перен. разг. Тот, кто внушает страх, ужас.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

Учащиеся совместно с учителем формулируют вступление, тезис, заключение, а над основной частью работают дома.

Примерный план.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

IV. Домашнее задание:

Разработать план основной части.

Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.

“Идеальность” Катерины – не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни – тяга к красоте, к тому, что еще теплится в детских впечатлениях и чему нет ни цены, ни названия.

Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, где будто

облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной поре юности, когда она бегала “на ключок”, молилась на заре в саду… Молилась так, неизвестно о чем: просто чувство молодости, восторга перед красотой мира переливалось в ней. Может, не так уж широки и внятны те понятия о счастье, какими питается сердце Катерины, но важна сама эта возможность души – удивиться прекрасному, ее неосуществленная жажда многое вобрать в себя, и пугающее, но притягивающее чувство полета, когда она полюбила.

Строгого “реалиста” Писарева оттолкнула некогда религиозность Катерины. Но ее экзальтированная религиозность

– не обряд, а нутро, и стоит она в одном ряду с непогасшим желанием духовной жизни и женской одаренностью. Да найдется ли ей, такой, какова она есть, отзыв в скучной жизни с Тихоном в мертвом городе Калинове, где надо всем страх, где всем людям – “гроза”?

Грозой часто считали налетевший на Катерину вихрь страсти. Но гроза в пьесе многолика – не только образ душевного переворота, но и боязнь наказания, греха, родительского авторитета, людского суда. “Недели две никакой грозы надо мною не будет”,- радуется, уезжая в Москву от маменьки, Тихон.

Слово “гроза” мелькнуло в этой реплике не зря. Нет ли в главном, ключевом для пьесы поэтическом образе, отсвета этой посторонней человеку, внушающей ему трепет силы?

Чтобы глубже понять мысль пьесы, выраженную в ее названии, надо приглядеться к движению символического образа грозы, который, возникнув уже в первом акте, нарастает, подобно античной теме рока, усиливая драматическое напряжение. Легче всего было бы, следуя традиции, истолковать этот образ лишь как символ потрясения в душе героини или даже, с некоторой натяжкой, как пророчество грядущего общественного обновления.

Однако, внимательно вчитываясь в текст пьесы, можно обнаружить, что этот символический образ связан прежде всего с мотивом страха и освобождения от него. Это страх, нагоняемый самодурами, их бранью, попреками, домашней пыткой. И еще – это страх возмездия за грехи, страх, какой-то кары свыше, “страх божий”. “Гроза-то нам в наказание Посылается”,- поучает Дикой Кулагина.

Над Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы, тоже очень еще сильна власть этого страха. В первом акте отдаленные удары грома вселяют смятение в душу Катерины, только что признавшейся Варваре в “грехе” – своей любви к Борису. “Я и не знала, что ты так грозы боишься”,- говорит ей Варвара. “Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина.-Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всем и твоими грехами…”

Гроза, в первом акте заходившая издали, разражается наконец в четвертом. И любопытно посмотреть, как поведут себя в эту минуту действующие лица драмы.

На толпу обывателей, спасающихся от дождя у стены полуразрушенной галереи с изображением геенны огненной, гром производит впечатление почти мистическое. Слышны мрачные пророчества: “Эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…” Один лишь механик-самоучка Кулигин не боится грозы: величественное и красивое зрелище, она вовсе не опасна для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего “шеста” – громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит:

“Ну чего вы боитесь, скажите на милость Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой.. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ.

В этих словах обнажено главное содержание реалистического символа, связующего воедино все образы и нити действия драмы.

Читайте также: