Контрольное сочинение по творчеству лермонтова тютчева фета тургенева

Обновлено: 02.07.2024

В сознании многих людей закрепился поэтический дуэт Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Произошло это по той причине, что поэтов связывали тёплые дружеские отношения. А.А. Фет благоговел перед Ф.И. Тютчевым и видел в нём гения. Фёдор Иванович отвечал поэту взаимностью. Несмотря на такую близкую духовную связь, в лирике этих талантливых людей мотивы звучали совершенно по – разному.

Фета и Ф.И. Тютчева находят отражение три основные темы: любовь, природа и философия. Стихотворения поэтов в основном носят романтический характер. Главное отличие творчества одного поэта от творчества другого заключается в том, как та или иная тема преподносится. Так, в лирике Афанасия Афанасьевича любовь предстаёт прекрасным крылатым созданием, способным вызвать трепет в душе любого. В стихотворениях поэта обычно описан процесс зарождения любви, тех чувств, что окрыляют человека, заставляют его жить:

Шепот, робкое дыханье.

Серебро и колыханье

Тема любви в поэзии Тютчева звучит по - другому. Его стихотворения проникнуты отчаянием и тоской. Тютчев убеждён в том, что любовь – это страдания, безжалостно терзающие душу:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Описание природы в лирике Фета вызывает истинное восхищение. Пейзажи божественной красоты пробуждают в читателе чувство благоговения. Природа в творчестве Фета наполнена гармонией, величественным спокойствием:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Однако Тютчева восхищала в природе не только красота и умиротворенность. Его также завораживало буйство природных явлений, многогранность их проявлений:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Философия А.А. Фета заключается в том, что красота должна царить во всём, что создано человеком. В своём творчестве поэт стремится убежать от действительности, чтобы достичь возвышенной, прекрасной, неземной красоты:

И весь этот город воздушный

Тихонько на север плывет…

Там кто-то манит за собою —

Да крыльев лететь не дает.

Философия в лирике Тютчева выражена в том, что поэт беспрестанно пытается разгадать тайны человеческой жизни, достичь скрытой истины. Для этого в своём творчестве поэт проводит параллели между природой и человеком:

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он –

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли.

Итак, А.А. Фет восхищается красотой окружающего его мира, радуется жизни, тогда как взгляды Ф. И. Тютчева на жизнь и мир в целом более трагичны и пессимистичны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.Ю. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

1. Соотнесите автора с названием произведения:

2. Соотнесите тему с произведением:

А) Символ краткой, но яркой жизни.

Б) Тема красоты, гармонии человека с миром.

В) Ответственность человека за сохранение красоты и жизни на земле.

Г) Мотивы бури и покоя, мечты о свободе.

Д) Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.

3. Из каких произведений предложенные строки. Назвать стихотворение и автора.

А) «Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Б) «Какая ночь! Все звёзды до единой

В) «Всё красное лето

Мы были в красе

Играли с лучами,

Г) « Вот пробилась из-за тучи

Д) «Родник между ними из почвы бесплодной,

Е) «Один и без цели по свету ношуся давно я,

Ж) «И за сердце хватает холод лютый;

А) . странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов.

Б) Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

В) . он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову.

Г) . отвечал . сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица.

Д) Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

5. Что называется стопой в стихотворении?

Б) безударный слог;

В) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

6. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?

А) дактиль; Б) амфибрахий; В) анапест.

А) ямб; Б) хорей; В) дактиль; Г) Амфибрахий.

8. Определите средства художественной выразительности.

А) Метафора Б) Сравнение В) Олицетворение Г) Эпитет Д) Риторический вопрос

4) «Но остался влажный след в морщине Старого утеса . «

5) «И шел, колыхаясь, как в море челнок,

а)процесс строительства б)картины народной жизни во время строительства

в)социальную несправедливость и свою веру в духовные силы народа-труженика

10. В строках: Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей, —речь идет о:

а) царе; б)нужде; в) голоде.

11. Куда отец Н.А.Некрасова хотел определить сына для учёбы после гимназии?

а) в Московский университет; в) в Ярославский университет;

б) в Дворянский полк; г) в Кембридж.

12. Что снял с шеи дедушка?

А) мешочек с землей б) крест в) медаль

А) мальчик хорошо знает историю страны; Б) Саша имеет правильное представление о ценностях; В) Саша скоро узнает историю дедушки; Г) Саша так и не узнал историю дедушки.

14.Какое из изученных произведений М.Ю. Лермонтова, Ф.Ю. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова понравилось вам больше всего и почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по литературе для 6 класса по программе Коровиной В.Я. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А. А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Некрасова. Контрольная работа нацелена проверить уровень знаний учащихся по пройденным авторам. Контрольная работа включает как тестовые вопросы, так и вопросы, требующие развернутого ответа. Восемнадцать вопросов

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А. А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Некрасова

Назовите автора и название стихотворения

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

3)Назовите основной мотив лирики М.Ю.Лермонтова

А) радость в) грусть и одиночество

Б) разочарование г) восхищении

А) тучи свободны от всего: от страстей и страданий

В) тучи легковесны, ни к чему не привязаны

5) Какова судьба пальм из баллады М.Ю. Лермонтова?

а) август; б) июль; в) июнь;

а) Ильюша; б) Павлуша; в) Федя; г) Костя.

11) В строчке Принахмурилась земля выделенное слово является:

а) антитезой б) эпитетом в) олицетворением г) сравнением

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты! поэт использует: а) антитезу б) олицетворение в) сравнение?

А) любовь к Родине; б) быт и нравы крестьян при крепостном праве; В) тяжелый труд крестьян

14) В строках: Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Речь идет о: А) царе б) нужде в) голоде

б)картины народной жизни во время строительства

в)социальную несправедливость и свою веру в духовные силы народа-труженика

17. Распределите правильно произведение и автора:

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека.

Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении “Наш век” верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека.

Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении “Два единства” призывает он русский народ сплотиться,

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление.

Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами.

Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении “Весна” , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам.

Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно.

Читайте также: