Кому на руси жить хорошо гроза сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Сочинения по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Сочинение на тему: Как понимают счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Справедливость требует вступаться за людей страдающих.
Н. Г. Чернышевский

Поэме "Кому на Руси жить хорошо" (1863–1877) Н.А. Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней поэт отразил привычки, взгляды, характер, надежды русского народа. Это настоящая энциклопедия дореформенной и пореформенной жизни страны.

Сюжет поэмы близок к фольклорным мотивам, связанным с поисками лучшей доли человеческой, с поисками правды и счастья. Описание того, что видели во время странствий по Руси семь правдоискателей, рассказы о себе воображаемых счастливых и составляют содержание поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

Замысел поэмы несколько раз менялся. Сначала Некрасов хотел показать, что в России после отмены крепостного права все простые люди несчастливы. "Счастливым" должен был считать себя пьяный бедняк, нашедший временное забвение, одурманив себя водкой.

Но Некрасов завершал работу над поэмой в 70-е годы, когда распространенным явлением было "хождение в народ", и многие молодые люди в служении народу находили высшее счастье. В последней части поэмы Некрасов и рисует образ по-настоящему счастливого человека: это Гриша Добросклонов, "народный заступник", "воплощение счастия народного".

Крестьянство предстает в начале поэмы как неорганизованная масса, которая и сама не знает, о чем кричит:

И в правду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят.

И все же Некрасов видит изменения в сознании народа уже в том, что народ может рассуждать о правде и о счастье. Нищие мужики из забытых Богом деревень задумались о том, "кому живется весело, вольготно на Руси". И вот решают они, подобно героям русских народных сказок, пойти по свету и выяснить, где оно, это счастье. Семь мужиков становятся странниками-правдоискателями, они дают обет не возвращаться домой и не видеть своих жен и детей, пока не узнают правды.

В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кому из них больше счастья досталось. Кто счастливее — поп, помещик, чиновник, купец или царь? Они были уверены, что мужицкого счастья на свете нет и нечего его искать.

Таким образом, сначала счастье в сознании правдоискателей связывалось с богатством. Мужики встречают попа, идеал которого "покой, богатство, честь", Но постепенно выясняется, что многие власть имущие счастливыми себя не считают. Получается, что счастливых нет на Руси? Уже встреча с попом заставляет некрасовских мужиков призадуматься:

Ну вот тебе хваленое
Поповское житье.

Постепенно к странникам начинают подходить разные люди: дворовые, солдаты, каменотесы, которые рассказывают о своем счастье. Поначалу мужики не принимают всерьез эти разговоры. Какое счастье может быть без богатства?

Эх, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но затем они слышат рассказ о счастливом человеке Ермиле Гирине. Он всегда был честным и порядочным. Он жил по законам народной правды:

Семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
Семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил.

История жизни Ермила входит в противоречие с представлениями о счастье мужиков-странников. У Ермила было все для счастья. У него и деньги водились, и народ его уважал. И что же, бережет свое счастье Ермил? Нет, он жертвует им во имя других людей. Выступая как народный заступник, он бьется за добро и правду и во время бунта в "вотчине помещика Обрубкова" встает на сторону крестьян. Правдоискатели не могут встретиться с ним, так как он теперь сидит в остроге.

Судьба Ермила заставляет крестьян почувствовать неразрешимость понятий "счастье" и "воля". У них таки начинает в сознании рождаться идеал народного заступника — того, кто отстаивает интересы народа. Постепенно представление о счастье у мужиков растворяется до представления об общенародном счастье. Так, на вопрос Власа: "О чем же вы хлопочете?" — они отвечают:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села!

Народ считает счастливыми Ермила Гирина, Савелия, Матрену Тимофеевну. Рассказы о них убеждают в том, что в народном представлении о счастье богатство не является главным. Идеал счастья предполагает сострадание и любовь к людям, добро, правду, свободу.

Некрасов видел и отрицательные стороны крестьянской жизни. Поэта не могло не возмущать долготерпение народа. С негодованием Некрасов пишет о "людях холопского звания". В главе "Счастливые" он рисует слугу князя Переметьева, а в главе "Последыш" — Ипата, холопа князя Утятина. Первый "счастлив" тем, что он был "любимый раб", а образ Ипата прекрасно раскрывается его собственными словами: "Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!"

Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" нарисовал светлый и благородный образ "народного заступника" Гриши Добросклонова. Он сын "батрачки безответной" и сельского дьячка. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом и определили его жизненный путь:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.

В своих стихах он воспевает народное счастье и видит в этом смысл своей жизни. Гриша Добросклонов — человек счастливый и в своем сознании, и в понимании автора. В образе Гриши отразились представления о счастье Некрасова и других революционеров-демокраов: "Наше счастье невозможно без счастья других люей". По мысли Некрасова, счастливый человек лишь тот, кто твердо знает, что нужно жить для людей, для наода. В характере Гриши Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи. Рисуя его облик, автор сознательно придал ему черты сходства с Добролюбовым. Их объединяет желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Именно Гриша явился в поэме тем счастливым человеком, которого искали мужики, хотя впереди его ожидали большие испытания. Так, автор намекает на "чахотку и Сибирь". И все же Гриша счастлив, потому что

Слышал он в груди своей силы необъятные.
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Правдоискатели увидели, что простые люди не хотят мириться со своим тяжелым положением. Таким образом, тема счастья взаимосвязана и с темой путей достижения его. Мужики сами пока не понимают, что такое счастье. Но поэт хорошо знает это и формулирует свою мысль словами Гриши Добросклонова:

Воля народа, Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Есть ли в поэме "Кому на Руи жить хорошо?" ответ на поставленный в заглавии вопрос?

Творчество Н.А. Некрасова стало неотъемлемой частью русской национальной культуры, так как он писал для народа и о нем. И, пожалуй, самым ярким изображением народной жизни становится, по сути, неоконченная поэма "Кому на Руси жить хорошо?", в которой писатель старается раскрыть ответ на поставленный в заглавии вопрос.

Семеро мужиков, отправившись путешествовать по свету в поисках правды, встречают на своем пути людей самых разных категорий, принадлежащих к различным сословиям. Говорили они и с помещиками, и с попом, и с множеством крестьян, и даже у женщин спрашивали: "Кому живется весело, вольготно на Руси?". Однако нигде не находили странники ответа, никто не признавал себя счастливым: попу уважения не хватает, помещику - прежних гуляний, охоты, преклонения мужиков, а у большинства простого народа жизнь настолько тяжела, что единственной радостью и облегчением служит водка, помогающая на время забыться. "Счастливой" же крестьянке Матрене Тимофеевне пришлось пройти и через множество тягот повседневной жизни. На примере ее судьбы автор показал, что "ключи" от женской волюшки и счастья давно и безвозвратно потеряны.

Таким образом, на протяжении всего странствования правдоискатели так и не смогли найти ни одного истинно счастливого человека. Однако в последней части поэмы "Пир на весь мир" перед читателем предстает новый герой - Гриша Добросклонов, сын простого бедного дьячка. И хотя голодное детство ребенка, ранняя потеря матери и множество пережитых невзгод явно нельзя причислить к определению счастливой жизни, я думаю, именно этого героя Некрасов хотел представить, как ответ на заглавие своей поэмы. Читатель видит Григория только в начале его пути, однако уже сейчас понятно, что этот молодой парень идет по непроторенной, тернистой, но, пожалуй, единственно верной дороге жизни, которая приведет его к великим свершениям ради народа, который занимает все место в сердце Добросколонова, и ради свободы и процветания которого герой пойдет на все, что угодно.

По моему мнению, Некрасов хотел показать, что истинное и единственно возможное счастье для русского человека - это борьба за справедливость, равенство и права своего народа. Однако одновременно с этим писатель осознавал, что путь Гриши будет очень тяжел, полон невзгод и несчастий, признавал большую вероятность того, что герой его окажется в остроге и на каторге, подобно Ермиле Гирину, также попытавшемуся выступить за народ.

Так можно ли считать судьбу Добросклонова счастливой? Думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа, и каждый должен самостоятельно определить для себя "Кому на Руси жить хорошо?"

Сочинение на тему: "Кому на Руси жить хорошо"

Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.

Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль. Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем. Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп.

С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.

Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со "счастливцем". Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.

И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно. Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.

И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.

Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если б верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было б ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла б радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно. Важно отношение.

Сочинение на тему: Проблема народного счастья в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Уже в первой строфе "Пролога" ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье "освобожденного крестьянина". Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?"

Крестьяне упорно хотят найти "счастливца" на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: "А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика". Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только "хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу".

Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин. Это мужик имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду. Его счастье – в счастье крестьян, в народном доверии, которое осмысливается как чудо.

В главе "Счастливые" странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в "благодушестве"; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье в поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие. Именно в этой главе происходит поворот в сюжете поэмы: странники идут искать счастливого в народ, в толпу.

По мнению народа, еще одной счастливой является Матрена Тимофеевна. Эта простая русская женщина вынесла много испытаний, но не сломалась, выстояла. В этом – ее счастье. Матрена Тимофеевна женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она объясняет это тем, что русская женщина даже в пореформенную эпоху осталась угнетенной, бесправной:

Ключи от счастья женского,
От нашей воли-волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Да вряд они и сыщутся.

Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Уже первая из песен Гриши дает ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего.

Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

Сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея. В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права. В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?

Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.

Так, прочитав произведение Некрасова, каждый читатель сможет сделать для себя свой собственный вывод, но все согласятся в одном – тому на Руси живется хорошо, кто думает о ней и обо всем ее могучем народе. Несмотря на то, что поэма не закончена, она уже несет в себе большую смысловую нагрузку, огромную литературную ценность, имеет большой философский смысл.

Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему? Я думаю, такой вопрос задавали себе многие. Перед принятием важного решения, перед совершением какого-то действия, или просто, рассуждая о своей жизни. И это действительно очень важный вопрос. Ведь далеко не все изменения соответствуют нашим ожиданиям. Я считаю, что перемены не всегда делают нашу жизнь лучше. Для того чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к примерам из литературы.

Екатерина воспитывалась в доброй, культурной и любящей семье, где все её любили и почитали. Тогда она была свободна и радовалась жизни. Её будущий брак оказался неудачным, жениха она не знала. Её муж — Тихон — оказался безвольным, слабохарактерным человеком, который слепо подчинялся своей матери, не давая ей никакого отпора. Автор показывает нам отношение Тихона к Екатерине, когда он уезжает, оставляя Екатерину одну на растерзание своей матери — Кабанихе. В доме Кабанихи Катерина чувствовала себя в неволе, была под постоянными унижениями и тосковала по своему детству. В данном случае изменения не привели к положительным изменениям.

Также, в качестве второго примера, можно взять произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Герои произведения — простые крестьянские мужики спросили у помещика, живётся ли ему хорошо. Помещик начал рассказывать о своей жизни, как раньше ему жилось хорошо, все его любили, уважали, дарили подарки, а сейчас всё поменялось: отобрали у помещика крестьян и землю, и говорят идти учится и работать. А ведь он ничего не умеет, барин думал что век ему ещё так жить. после завершения рассказа помещик заплакал, а крестьяне подумали: Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику. И пусть отмена крепостного права — одно из важнейших и нужных изменений в России за всю историю, которое улучшило жизнь страны, но в данном случае оно сделало плохо и помещику и крестьянину.

В заключение можно сказать, что изменения не всегда дают позитивный результат. В данных примерах представлены отрицательные результаты изменении, но перемены могут быть гораздо более лучшими, если их хорошенько обдумать и принять правильное решение.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В появлением гражданского общества актуальными стали все проблемы, связанные с понятиями гражданина и Родины. В гражданском обществе человек рассматривается в первую очередь как гражданин, который тесно связан со своей страной. Активная гражданская позиция проявляется в осознании своего гражданского долга, в способности видеть общественные пороки и предполагать пути их устранения, в осознании своей ответственности перед обществом, в стремлении к общественной справедливости, в желании совершенствовать государственное и общественное устройство.

Гражданская проблематика наблюдается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

В образах госпожи Простаковой, Скотинина, Митрофанушки и Простакова отобразились качества целого дворянского и помещичьего класса.

Д.И. Фонвизин показывает, что крепостное право приносит негативные результаты не только крестьянам, которые отдают хозяевам самое последнее, которые уже привыкли к физическим и словесным наказаниям, но и самим дворянам, которые не имеют возможности развиваться, из-за чего происходит процесс нравственной деградации. Жестокость, грубость, скупость, корысть, невежество, необразованность, лень являются следствием крепостного права для помещиков.

С проблемами крепостного права и помещичьего произвола находятся в тесной связи такие общественные проблемы, как проблемы воспитания, образования и невежества. Обличая общественные пороки, Д.И. Фонвизин показывает в финале комедии, к каким трагичным последствиях приводят данные пороки.

В комедии отмечается, что из-за таких, как госпожа Простакова, Скотинин, Митрофанушка, Простаков общество не просто останавливается в общественном развитии, а меняется к худшему, деградирует. Общество, в котором правят самодуры, не способно прийти к благоприятным результатам. Только такие положительные персонажи, как Стародум, Правдин, Софья и Милон, который живут согласно понятиям чести, достоинства, доброты, душевного богатства, правды и справедливости, могут, по мнению Д.И. Фонвизина, привести общество к лучшему. Через победу положительных персонажей над отрицательными в финале комедии автор выражает мысль о необходимости общественных преобразований.

А.С. Пушкин, используя прием антитезы, показывает, насколько отличается положение царя, по воле которого был построен Санкт-Петербург, и положение бедного человека, ничем не отличающегося от других людей.

Наивысшей точкой развития конфликта между отдельным человеком и властью является то, что из-за наводнения погибает Параша, возлюбленная Евгения, который, лишившись смысла жизни, был вынужден существовать, но не жить, постоянно мучаясь внутренними терзаниями. А.С. Пушкин показывает, что результатом конфликта между человеком и властью является то, что Евгений теряет рассудок, а после вовсе умирает.

В поэме показана неспособность обычного, ничем не примечательного человека поднять бунт против несправедливости власти. Евгений обвиняет статую Петра I, но сразу же отступает от бунта, поскольку ему показалось, что статуя направила на него грозный взгляд. Бунт героя длится всего несколько минут, после чего он извиняется перед статуей царя. А.С. Пушкин показывает, что Евгений не может пойти против власти, поскольку он не имеет внутренних сил противостоять ей. В поэме выражается мысль о беспомощности представителей простого народа бороться против несправедливости власти.

Денис Григорьев выкручивает гайки на железнодорожных путях, чтобы с их помощью соорудить грузила для ловли рыбы, не понимая при этом, что выкручивание гаек может привести к тому, что поезд сойдет с рельс, став причиной трагедии, в которой потеряют жизни или получат увечья многие люди.

Следователь в свою очередь неспособен понять простого русского мужика. Он не понимает мотивов Дениса Григорьева и не может поверить в то, что тот выкрутил гайку для того, чтобы с ее помощью ловить рыбу. А.П. Чехов показывает, что следователь никогда не сталкивался с проблемой обеспечения себя и своей семьи, когда из-за отсутствия денег нужно находить любые способы для того, чтобы прокормить семью.

С помощью сатирических приемов автор юмористического рассказа демонстрирует, что представители двух миров русского общества не могут и не хотят понять друг друга. В ходе диалога противоречия между следователем и Денисом Григорьевым увеличиваются, а их непонимание друг друга влечет за собой трудности для обеих сторон. Автор подчеркивает, что между крестьянами и господами существует огромная пропасть, несмотря на то что и Денис Григорьев, и судебный следователь являются представителями одного и того же народа.

Когда начинается война, Андрей Соколов не пытается освободиться от солдатского долга или отсрочить срок призыва, не стремится отсидеться в безопасном месте, чтобы сохранить свою жизнь. Автор показывает, что Андрей Соколов отправляется на войну без каких-либо жалоб, несмотря на то что ему приходится расстаться со своей любимой семьей. Андрей Соколов смело и храбро отправляется на войну, так как он понимал, что Отечество находится в опасности и требует помощи и защиты. Спасение Родины во время Великой Отечественной войны становится для Андрея Соколова важнее собственного существования. Он принимает непосредственное участие в военных действиях, будучи готовым пожертвовать жизнью ради Отчизны.

В сцене побега Андрея Соколова из немецкого плена показано, что он не собирался убивать майора, хотя тот мог в любой момент очнуться, что могло стоить Андрею Соколову жизни или свободы. Думая о том, как помочь Родине, главный герой оставляет немецкого майора в живых, чтобы начальство могло воспользоваться той информацией, которой владел враг.

На протяжении всего повествования показано, что Андрей Соколов, образ которого имеет собирательный характер, олицетворяя весь советский народ в военное время, делает все возможное для того, чтобы помочь Родине.

В повествовании показано, что главнокомандующий всей русской армии Кутузов осознавал, что решающей силой в войне являются не начальники, а те, кто принимает непосредственное участие в военных действиях. Батарея Тушина, во время Шенграбенского сражения оказавшаяся в неравном бою с французским войском, остается бороться за Родину. Рота Тимохина во время Шенграбенского сражения неожиданно стала обстреливать французские войска, когда остальные русские солдаты начали в панике разбегаться. Батарея Раевского, осознанно идя на смерть, надев белые рубашки, совершает подвиг в Бородинском сражении. Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды, которые помогают общему делу. Партизаны Денисов и Долохов, не имея желания объединяться ни с немецкими, ни с польскими войсками, нападают на французский транспорт, освобождая при этом русских пленных и захватывая в плен врагов. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай и Петя Ростовы демонстрируют любовь к Родине участием в военных действиях.

Власть в повествовании представлена образом Большого Брата, который, пришедши к единоличной власти во всей Океании после революционных событий, истребил всех руководителей партий, которые принимали участие в революции, и переписал историю Океании, чтобы все люди настоящего и будущего думали, что он был правителем всегда, что он и его власть бессмертны. В романе подчеркивается, что факты прошлого переписывались и даже уничтожались для того, чтобы с легкостью управлять общественным сознанием. Уничтожая историю, Большой Брат способствовал тому, что люди мирились со всеми несправедливостями, становились безвольными овощами, которыми легко было управлять, что в свою очередь позволяло ему удерживать власть в своих руках.

На примере центральных персонажей Уинстона Смита и Джулии, которым некоторое время удавалось притворяться сторонниками правящей партии, при этом думая о борьбе с ними, показано, что люди, выступающие против тоталитаризма, борющиеся за свободное существование, становились негодными государству, которое делало все возможное, чтобы свободолюбивые мысли больше не появлялись в головах врагов. После ареста мыслепреступников Уинстона и Джулии их жестоко пытают, из-за чего они сдаются и предают друг друга. В финале романа показано, что и Уинстон, и Джулия, душевно опустошенные и лишенные прежних мыслей, принимают каноны партии, что говорит о победе тоталитаризма.

Когда дети только оказываются на необитаемом острове, они принимают решение жить сообща, для этого они придумывают собственные правила, согласно которым им нужно было жить. Следить за соблюдением данных правил вызвались Ральф и Джек. У.Д. Голдинг показывает, что при таком режиме детям весьма благополучно удавалось выживать на необитаемом острове.

Ситуация меняется, когда Джек решает захватить всю власть в собственные руки. После первого убийства, которое совершается в ходе дикого ритуального танца, сторонники Джека демонстрируют свое животное начало. Джек готов на все, чтобы избавиться от своего соперника Ральфа и тех, кто его поддерживают. Сторонники Джека осознанно убивают друга Ральфа Хрюшу, нисколько не пожалев о содеянном преступлении. В финале романа показано, что Джек и его сторонники охотятся на Ральфа.

Но важно отметить, что тоталитаризм появляется не только из-за желания Джека обрести полный контроль, но и из-за беспомощности других ребят. Вместо того чтобы противиться жестокости, многие сторонники Ральфа сами переходили на сторону Джека, а другие – не хотели, чтобы на них охотились сторонники Джека, боясь смерти. Автор показывает, что боязнь гибели заставляла многих ребят перейти на сторону зла и совершать многочисленные жестокости по отношению к бывшим друзьям. Можно сказать, что у большинства ребят не было активной гражданской позиции, из-за чего Джеку удалось управлять ими, чтобы они собственными руками избавляли его от конкурентов, чтобы они помогали ему в достижении собственных корыстных целей. У.Д. Голдинг показывает, что лидером среди детей, оказавшихся на необитаемом острове, оказался не справедливый и совестливый Ральф, а жестокий негодяй Джек, которому благодаря силе, самоуверенности, жестокости и беспринципности удалось завоевать доверие многих детей, которые из-за слабой гражданской позиции не увидели истинную сущность Джека.

Вывод

Таким образом, к гражданским проблемам, актуальным по сей день, относятся проблемы ответственности гражданина перед обществом, гражданского долга, устранения социальных пороков, совершенствования государства и общества.

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

2 вариант

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье - это что-то свое, для кого-то счастье - это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа.

Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза - это все про Матрену.

У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося. ”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.

Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

В своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.

Произведение является сказочной пьесой, изложенной в стихотворной форме, и предназначено для детской читательской аудитории.

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Сочинение №2

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Сочинение №3

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №4

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?

Варфоломеева Виктория Александровна.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать такой вывод: помогать людям в трудной жизненной ситуации не просто нужно, а необходимо, ведь им, зачастую, крайне сложно самим выбраться из неё. Конечно, сейчас мы живём в режиме невероятной спешки, но ,несмотря на это, важно оставаться неравнодушным к окружающим нас людям и пытаться помочь им, когда это необходимо.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!

Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.

Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №5

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей

Читайте также: