Кому на руси жить хорошо декабрьское сочинение что значит честно служить родине

Обновлено: 02.07.2024

“Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила” – такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова – явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы

нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ. В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа.

Сам Некрасов утверждал, что “призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму “Кому на Руси жить хорошо” – самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную

народным языком, и о ней во много раз больше, чем о “Руслане и Людмиле”, можно сказать: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”.

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, “кому на Руси жить хорошо”, Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено “освобождение крестьян от земли”, когда крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу. В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает “счастье мужицкое”, “дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями”. “Счастье” народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно “счастье” пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего “до солнышка” и работающего “до полуночи”, “счастье” каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, “счастье” бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда “несчастье”, если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят “три дольщика: бог, царь и господин”. “Трещит крестьянский пуп” от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин “до смерти работает, до полусмерти пьет”. Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее “счастливой” жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье – в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины!

С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля – неотъемлемое условие счастья, но

Ключи от счастья женского, от… вольной нашей волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она “в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына”! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян.

Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховскнй в мире “чтит только женщину, золото, честь и вино”, но мучает, пытает, вешает своих холопов. “Куражится” и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых “чем тяжелее наказание, тем… милее господа”. В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь.

Дружно и бодро кипит работа на “своих покосах”. Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда.

Некрасов показывает тех же самых вахлаков, “которых, вместо барина, драть будет волостной”. Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: “что тут черная крестьянская душа”, но “все вином кончается”. Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

…взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь.

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-“бунтари”, народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме “клейменый, но не раб” Савелий, “богатырь Святорусский”.

И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов – тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!

Сравнивая картины до – и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Сочинение №2

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Сочинение №3

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №4

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?

Варфоломеева Виктория Александровна.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать такой вывод: помогать людям в трудной жизненной ситуации не просто нужно, а необходимо, ведь им, зачастую, крайне сложно самим выбраться из неё. Конечно, сейчас мы живём в режиме невероятной спешки, но ,несмотря на это, важно оставаться неравнодушным к окружающим нас людям и пытаться помочь им, когда это необходимо.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!

Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.

Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №5

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей


Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №5: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Что значит честно служить Родине? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 - 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Что значит честно служить Родине?

У каждого из нас есть родители, люди, давшие нам жизнь. Мы их не выбираем по своему вкусу, а воспринимаем как данность. Иногда мы совсем забываем, что с рождением нам уготовлен судьбой еще один дар.

Дар, который мы получаем в наследство, это Родина – самое большое наше богатство.
У каждого своя Малая Родина – у кого-то маленькая улочка в провинциальном городке, у кого-то тихий закат на берегу деревенской речушки или весенний яблоневый сад, покрытый белой вуалью цветов. Милые детали жизни, врезавшиеся надолго в память.
Но у всех насесть одна общая, единая, объединяющая нас в великий народ составляющая – наша Родина, наше Отечество, наша Россия!
Я счастлив, быть рожденным в России и благодарю свою Родину за честь называться ее сыном! Я хочу сделать для своей страны, для своей Родины все, что в моих силах, все, что от меня требуется и зависит – Честно служить ей в мирное время и в тяжкие дни войны, беречь и ценить ее, достойно, без ропота и недовольства принимать все тягости и лишения служения Отечеству.
Я считаю, что одним из основных знаков патриотизма является честность, верность и любовь к своей Родине. Качества, принадлежащиеей по праву рождения.
Быть честным, верным своему слову и делу, Честно служить не за страх, а за совесть, быть справедливым и достойным звания офицера, все эти понятия объединены одним словом – Честь.
Честь – что это и почему так важно и жизненно необходимо быть честным и честно Служить своей Родине, своему народу, своей Отчизне?
Многие уверены, что чувство Чести – это уже давно устаревшее, вышедшее из моды, мало востребованное в современных реалиях чувство, на место которого пришла принципиальность. И все чаще вместо человека чести можно встретить человека принципов.

Для меня понятия Чести, Честности и Честного служения неразрывно связаны. Нельзя под гнетом обстоятельств, различных соблазнов, мнения окружающих размениваться на поступки, противоречащие внутреннему кодексу чести, присяге, данному слову и обещанию.
Я, как будущий офицер, обязан Честно служить Своей Родине, оправдывая делами и поступками высокое звание – Защитника Отечества. Недопустимо уличая других в преступлениях и противоправных деяниях, самому совершать, пусть даже малые отступления от закона и права. Этим мы ставим себя на одну планку с преступниками, для которых честь, достоинство, благородство, самопожертвование – пустой звук.
Необходимо до конца, ежедневно, даже в мелочах быть честным. Честным по отношению к себе, своим друзьям, сослуживцам, окружающим нас людям. И конечно, быть честным, исполняя свой долг, Служа Родине.
Нести ответственность за судьбу своего Отечества, Служить ради своего народа, защищая его интересы можно только Честно!
Любые отступления и сделки с совестью, какими бы ничтожными и незаметными они не казались, иначе как предательством назвать нельзя.
Обманывая, поступаясь принципами, нормами морали, мы предаем не только людей, доверившихся нам, учителей, наставников и соратников, которые верили в нас, но и себя! С каждым бесчестным поступком мы мельчаем и перестаем быть достойными называться сынами Своей Родины!

С Родиной, как и с матерью, мы духовно и физически неразрывно связаны на протяжении всей своей жизни. Она для нас такая же единственная, необходимая и любимая как мама, это наша судьба.
Разве кто то, называя себя Человеком, осознано будет совершать поступки, приносящие боль своей матери? Обманывать ее, обворовывать, унижать своим недостойным поведением? Конечно, нет!

Кощунственна сама мысль о бесчестном отношении к своей матери!
И я, как сын своей Отчизны, исполнять свой сыновний долг буду только Честно!

Таким образом, большинство людей не могут выбрать Родину, потому что происхождение уже сформировало их мировоззрение, и этого никак не изменить. Но есть и те личности, которые перенимают ценности, особенности, обычаи другого государства и становятся его органичной частью. У них такое же представление о жизни, как у народа, к которому они присоединяются.

Во все времена верность остается высшей ценностью. Верность - это основа и фундамент всех начал. Верность в любви и дружбе, верность слову и принципам, верность отечеству и родной земле. Существует прочная связь между человеком и Родиной. С самого детство наша страна содержит и защищает нас. Поэтому совершенно очевидно что любовь и верность к своей Родине священный долг каждого человека. Отношение человека к Родине показывает его истинное лицо, раскрывает его нравственные качества. Быть верным своей Родине, значит быть патриотом и всеми своими делами и поступками показывать любовь и уважение к Родине, а, в случае необходимости, готовность самоотверженно сражаться и отстаивать интересы своего отечества.

Человек, любящий свою Родину - это олицетворение мужества, твёрдости и надёжности. Об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели- классики. Вспомним героев повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Все они все демонстрируют пример самоотверженной любви и верности к Родине. На страницах произведения пять девушек и старшина Восков раскрываются как настоящие патриоты. Лиза Бричкина на гибнет, желаю побыстрее перейти болото и позвать на помощь. Она мужественно и стойка сражается за Родину, демонстрируя этим свою преданность отечеству. Другая героиня Женя Комелькова героически погибает - она отводит немцев от раненой и Риты Осяниной.

Отважная Женя знала, что умрёт, но она считала своим долгом отвезти врага и этим самым сохранить жизнь остальным. Все эти люди погибли за Родину, выполняя свой гражданский долг. Как мы видим, их верность отчизне выражается в конкретных благородных и героических поступках. Следующий литературный пример является ещё одним аргументом в пользу того, что во все времена главной задачей каждого человека остается служения интересам своей страны. Герой рассказа М .А. Шолохова "Судьба человека" Андрей Соколов, участник войны, испытавший на себе все её ужасы.

Пройдя с достоинством через все испытания ему удалось сохранить духовность и человечность. Даже попав в плен, он не струсил и не перешел на сторону противника. Поступки Андрея Соколова вызывают у меня стойкое чувство уважения и гордости; ему удалось не сломиться, превозмочь горе и трудности, и сохранить при этом верность родной стране. Подводя итог, хочу вернуться к началу рассуждений и акцентировать особое внимание на том, что верность Родине - задача каждого из нас. Я рада, что любовь к Родине для многих не ограничивается словами, а выражается в конкретных поступках; и герои произведений Шолохова и Васильева тому подтверждение.

Аргумент верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Аргумент стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Аргумент какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Аргумент кто счастлив на Руси?

Аргумент кому на Руси жить плохо и почему?

Аргумент что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Аргумент какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Аргумент какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Аргумент какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

Аргумент как научиться ценить свою Родину?

Аргумент что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Аргумент в чем польза и опасность патриотизма?

Аргумент какими качествами обладает русский человек?

Аргумент Ф.М. Достоевский (обзор творчества)

Естественный тип – это одна из граней воплощения народного характера. На первый взгляд, Матрена ничем не примечательна – живет простой жизнью, как и другие ее земляки. За свою жизнь она не накопила богатства, что вызывает у соседей Матрены не столько недоумение, сколько осуждение. Но эта пожилая крестьянка сумела сохранить чистое добродушное отношение к людям, словно не замечая в некоторых из них неискренности, недоброго мнения о ней. В этом проявляется цельность натуры героини Солженицына, чистота ее души. Внутреннее состояние Матрены всегда оставалось и остается не замутненным отрицательными впечатлениями. Люди не могли по достоинству оценить Матрену, даже автобиографический герой-повествователь Игнатьич не сразу понял, каким человеком была героиня.

Досталось же российскому служилому люду за то, что, имея возможность практически бесконтрольно осуществлять власть на местах, он в значительной своей части употребляет эти возможности во вред обществу, для удовлетворения личных потребностей, страстей, прихотей. Взятка правит миром – это главная тема, которую герои в тех или иных аспектах обсуждают на всем протяжении пьесы. Берут все и везде, разворовываются казенные средства, дело подменяется показухой. Здесь особенно яркий пример – отношение городничего и Земляники к больнице и больным. В городе царят беззаконие и произвол, полиция же занимается лишь тем, что поддерживает удобное и выгодное для властей положение. О методах работы полиции достаточно выразительно свидетельствует ставшая нарицательной фамилия одного из полицейских – Держиморда.

Таким образом, с фигурой главного героя комедии – мнимого ревизора Хлестакова – теснейшим образом связана стихия разоблачительного смеха, являющегося истинным ревизором человеческих и социальных пороков, изображенных писателем. Хлестаков не важный чиновник, на которого смотрят как на выгодного жениха, не влиятельный ревизор, которого хотят обмануть и подкупить, перед которым хотят выслужиться, которому жалуются, надеясь на справедливость. Цели героев, определяемые коллизиями интриги, изначально недостижимы. Финал комедии – чтение письма Хлестакова, получение известия о прибытии настоящего ревизора. Знаменитая немая сцена обнажает истинный конфликт произведения – между тем, что должно быть с нравственной точки зрения, и тем, что есть в действительности. Поведение чиновников во время чтения письма, их замечания еще раз напоминают о пороках, в которых погрязли эти люди. Явление настоящего ревизора повергает всех в шок. Кто знает, неизбежно ли грозное наказание, но писатель в финале подчеркнул главное – герои его заслужили.

Главного героя поэмы Чичикова можно охарактеризовать и как сильную личность, и как заурядного человека, не умеющего даже подлых дел довести до конца. Безусловно, все, чем до сих пор занимался в жизни Чичиков, низко, безнравственными выглядят все его начинания. Стремление обогатиться скупкой-продажей ревизских душ связано с желанием видеть как можно больше крестьянских могил, а страну – в разорении и хаосе. При этом Чичиков достигает своих целей. Хорошее знание людей, всевозможных обстоятельств жизни человека, его страстей и слабостей позволяет герою с каждым найти общий язык. Он наделен терпением, усердием, наблюдательностью, умением обобщать. Он приучил себя ни при каких обстоятельствах не унывать и не падать духом. А прояви герой все свои незаурядные способности в нравственно положительном деле. Случайно ли именно в размышлениях Чичикова о купленных крестьянах (в главе 7) возникает мысль о величии русского народа, столь важная для автора?

Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учётом его личных качеств и достоинств.

Аргумент И.С. Тургенев (обзор творчества)

Основным идейным конфликтом являются противоречия между либеральным дворянством, которое, по мысли писателя, исчерпало свои прогрессивные возможности, и демократической интеллигенцией, которая начинает играть все большую роль в общественной жизни. Либерально настроенное дворянство выступало за путь постепенных реформ, в то время как демократы-разночинцы выступали за революционный путь развития России. Идеологические противоречия отражаются в спорах героев – нигилиста Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича Кирсанова.

В отличие от безвольного мечтателя Голицына, Петр – практический государственный деятель, решительно проводящий свои идеи в жизнь. Не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, заниматься развитием культуры, науки, искусства. При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей из низших сословий учились литью, математике, фортификации и истории.

России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. Это хорошо осознавал Петр. Оба персонажа заботятся о судьбе свое страны, оба стремятся к преобразованиям, но именно Петр Великий становится человеком, изменившим Россию к лучшему.

Читайте также: