Композиция романа евгений онегин сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Основная особенность композиции

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.

Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Природа в романе

Открытая концовка

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Год написания – 1823 – 1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Направление – Реализм, но в начальных главах еще присутствует направление романтизма.

Идея и жанр

Безответные чувства Татьяны к Евгению

Главная идея произведения — безответные чувства Татьяны к Евгению. В романе Александра Сергеевича полно и красочно отражаются все сферы общественной жизни России этого времени. Поэт отобразил быт русского села, типичные портреты персонажей, вкусы людей, светское общество.

Смысл произведения заключается в демонстрации проблематики личных отношений. Чувства главных героев, их мысли и переживания смогли отразить суть общества того периода. Проблема человека заключается в его подчинении мнению окружающих. Ларина отвергает любовь Онегина из-за боязни осуждения со стороны представителей высшего общества, в котором она вращается.

В процессе создания произведения Пушкин отказался от романтизма, в его творческой деятельности стартовал новый виток, роман получился реалистической направленности. Хотя концовка не очень оптимистичная, работа написана живым языком, поэтому читатель смотрит в будущее с надеждой на лучшее, верит в истинные чувства и благородные порывы.

Другие персонажи

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Синхронность течения сюжетного (исторического) времени романа биографическому времени его создания — не случайное фактическое совпадение, а существеннейший конструктивный принцип. Согласно этому принципу образ Автора оказывается композиционным фокусом повествования и едва ли не его главным и при этом лирическим героем, наследуя то и другое от художественной структуры романтического героя.

Этот свободный роман течет одновременно с потоком жизни Пушкина естественно и органично. Не ощущается никаких скачков, не видно никаких трудов скрепления, связывания романа, создавшегося ведь не сразу, а неоднократными к нему подступами, растянувшимися на семь лет.

Онегинская строфа

Изобретенная Пушкиным для романа “онегинская строфа” состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и простой: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

Завершенность строф не следует понимать буквально. Если тема требовала от Пушкина продолжения, то он легко переносил рассказ или лирическое размышление в следующую строфу, но обычно строфические переносы характерны для самых эмоциональных эпизодов. Каждая строфа замкнута (тема в ней развита и завершена) и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая ее продолжает. Такое построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос. В романе есть и пропущенные строфы, замененные многоточием или просто цифрами. Многие из них были написаны, но Пушкин не включил их, так как ему была важна недоговоренность повествования.

История создания

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

Создание отдельных глав соответствовало определенным периодом жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

Лирические отступления

Еще одна немаловажная особенность композиции романа – наличие многочисленных лирических отступлений. В них автор раскрывает завесу над историей создания романа, характеризует его персонажей, дает широкую панораму культурной жизни столицы, а потом, по контрасту, показывает идиллическую картину деревенской жизни, живописует поэтические среднерусские пейзажи, рассказывает о сельских нравах и обычаях.
Все перечисленные композиционные приемы позволяют автору не только изложить, в сущности, незатейливый сюжет, но и показать широкую картину русской жизни, дистанцироваться от надоевших литературных канонов и, в результате, создать гармоничное, цельное и законченное произведение.

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этого приема Пушкин раскрыл изменения в характере героев. Вначале произведения Онегин покидает высший свет. Не без иронии говорит о своем герое поэт, подчеркивая, что образование Евгения носило поверхностный характер, чего было достаточно, дабы слыть умным среди представителей столичной аристократии.

В первых главах Онегин – светский бездельник, не способный заполнить свой досуг ни творчеством, ни даже чтением. Но позже он предстает в роли мыслящей, глубокой личности. Еще одна черта, утраченная Евгением, – насыщенность жизнью. Герой Пушкина вначале равнодушен к окружающим. Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна – девушка умная, выгодно отличающаяся от прочих представителей провинциального общества.

В конце романа Онегин – пылкий влюбленный. Татьяна же, напротив, сдержанна и холодна. Однако стоит сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе все те же. Он – высокомерный аристократ. Она – бесхитростная и искренняя деревенская девушка. После разочарования, которое постигло героиню, она вынуждена скрывать свои чувства. Что же касается Евгения, то его влюбленность скорее объясняется внешним блеском Татьяны, теперь уже светской дамы.

В искусстве

Примеры похожих учебных работ

История жизни владимира дубровского в романе “дубровский” пушкина: судьба героя, …

… занимается отец. Позже герой отправляется в Петербург, где учится в Кадетском корпусе, а после выпуска зачисляется в гвардию в чине корнета. Служит в пехотном полку, расквартированном в Петербурге. Дубровский демонстрирует такие качества, как …

Композиция романа “евгений онегин” пушкина, фабула и особенности произведения

… на примере отношения героев к деревенской природе. Здесь искали: особенности героев пушкина в евгении онегине Сюжет и композиция романа Пушкина “Евгений Онегин” Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении …

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

О задуманной структуре произведения говорит не только изначально запланированное равное число песней в каждой части, но и тот факт, что каждая из них была посвящена раскрытию образа одного из героев.

В первой части Пушкин описывает Евгения Онегина. Вторая посвящена Ленскому. Заключительная – Татьяне.

Одной из главных героинь – Ольге не уделено столько внимания, как остальным троим, в силу того, что она играет в произведении менее значимую роль. Она представлена поверхностной натурой, как, по мнению Пушкина, и значительная часть девушек того времени. В силу этого поэт не видел необходимости уделять этому образу много места. Кроме того, образ Ольги позволяет глубже понять Ленского, увлекшегося ее пустотой и заурядностью.

Посвящение глав характеристики героев было необходимо поэту и потому, что их образы представляют собой олицетворение основных типов молодых людей того времени. Благодаря этому фабула романа построена на взаимоотношениях четырех главных героев.

Онегин представлен воплощением холодного скептика, погруженным в модные тогда хандру и разочарование. Ленский – его противоположность (на чем автор строит центральный конфликт). Он представлен романтиком, пылким и увлекающимся. Татьяна – тоже глубокая натура, способная на истинные чувства и верная своему долгу, что она демонстрирует в конце романа, отвергая Онегина ради верности нелюбимому мужу.

Во взаимоотношениях главных героев представлена определенная фабульная симметрия. Татьяна безответно любит Онегина, а Ленский – Ольгу, которая к нему тоже не очень расположена.

Части произведения разнородны и по характеру действия. Если в первой события развиваются относительно спокойно, то в следующей напряжение нарастает, происходят драматические события, главным из которых становится дуэль. В третьей происходит развязка. Однако в ней есть и продолжение жизни Татьяны, и конфликт между ней и Онегиным, перемены, произошедшие с ними.

Восьмая глава должна была быть посвящена описанию путешествий Онегина. Однако содержащиеся в ней оценки положения в стране не могли пройти цензуру. Вследствие этого Пушкин отказался от нее совсем, не желая вставлять в роман главу, из которой изъята существенная часть.

Вариант 2

По мнению самого автора, роман является неким собранием рассказов. Все 8 глав имеют свою яркую самостоятельность и самобытность. Это и неудивительно, ведь роман писался очень долго, и каждая глава несла в себе отпечаток нового этапа жизни Александра Сергеевича. Книга выходила по частям, и каждая глава становилась ярким событием в русской литературе.

Персонажи произведения заслуживают отдельного разговора. Они существуют в книге вовсе не случайно. Герои представляют собой собирательный образ русского общества тех лет. Пушкину удалось воссоздать и перечислить всех основных типажей люда того времени. Тут и бедный помещик Ларин, и его светская, но вместе с тем несколько опустившаяся жена, вот мы видим интеллигентного поэта Ленского, рядом стоит его ветреная и слабовольная половинка и т.д. В совокупности они составляют Россию в самый пик своего рассвета. Обратим внимание на персонажей романа.

Главным героем повествования является Евгений Онегин. Он устал от жизни, в ней ему не хватает некой искорки, смысла. Автор подробно рассказывает нам про среду, в которой рос юноша. Воспитывался Онегин как и все дворяне. Образование ему дали поверхностное, то есть его не подготавливали для настоящих дел, из него делали успешного человека, который бы мог прилично вести себя в светском обществе и ни в чем себе не отказывать. Балы очень скоро наскучили нашему герою. Вскоре мы понимаем, что Евгений способен не некие глубокие чувства, но вместе с этим он свободолюбив и эгоистичен. Он слишком любит себя и это лежит в основе всех его чувств и мыслей.

Образ Татьяны Ларина представляется нам совсем иным, она буквально идеальна во всем: он добрая, умная, готовая ради любви на все. Барышня любит читать книги, и именно благодаря им в ее образе мы видим оттенки романтичности и влекущей таинственности. В этот образ и влюбился Евгений Онегин.

Сестра Татьяны Ольга является самой простой девушкой, в ней нет никаких отличительных черт. Она сильно отличается от сестры своей пустотой и ветреностью.

Но, как это ни странно, именно в Ольгу влюбился поэт Ленский. Видимо он желал ее наполнить своими идеалами и тем самым создать идеальную для себя девушку. Ленский человек больших принципов, ему не чужды моральные понятия. Увидев, как его друг Онегин танцует с Ольгой, просто от скуки, Ленский осмелился взывать уже бывшего приятеля на дуэль. Он был оскорблен. Но увы, из этой дуэли победителем вышел Онегин.

Фабула и особенности произведения Евгений Онегин

Также читают:

Картинка к сочинению Композиция произведения Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Есть много человеческих качеств, которыми мы все хотим обладать. Это и смелость, и решительность, и доброта. Сильная воля тоже для многих важна

Для людей в современном мире часто не существует ясных идеалов, которые были бы непреложными. Правда меняется в зависимости от обстоятельств, мнение определяется поиском большего комфорта и выгоды.

Основная особенность композиции

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.

Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Природа в романе

Открытая концовка

Принято считать, что роман в стихах А.С. Пушкина состоит из восьми законченных глав. Есть также глава, посвященная путешествию Евгения Онегина, но она не вошла в конечный вариант всего произведения. Помимо этого, есть незаконченная десятая глава, в которой должна была отразиться дальнейшая судьба центрального персонажа.

Во второй главе описывается жизнь центрального персонажа в деревне. Здесь конфликт с обществом становится сильнее, ведь Онегин чужд не только столичному дворянству, но и провинциальному. Здесь наблюдается завязка дружеской сюжетной линии: взаимоотношения главного героя и Владимира Ленского. В этой же главе иллюстрируется знакомство с семьей Лариных, где особое внимание уделяется описанию Татьяны.

Третья глава является завязкой основной сюжетной линии: любовной. Ларина влюбляется в Евгения и отправляет ему письмо.

В четвертой главе романе развивается основное действие: между главными героями происходит объяснение, Татьяна узнает, что не любима Онегиным. Здесь же развивается вторая любовная линия: между второстепенными персонажами Владимиром Ленским и Ольгой Лариной.

В пятой главе действие продолжает развиваться. Это мистическая глава является предсказанием трагичного финала жизни Ленского и трагичного характера отношений между Лариной и Онегиным.

Шестая глава представляет собой кульминацию и развязку дружеской сюжетной линии. Между Ленским и Онегиным возникают противоречия, которые решаются дуэлью (кульминация), в результате которой Ленский погибает (развязка).

В седьмой главе романа присутствует кульминация основной любовной линии. Онегин, ошеломленный гибелью друга, уезжает из деревни, что становится причиной расставания центрального персонажа и Татьяны. В любовной линии Ленского и Ольги наблюдается развязка: Ольга забывает поэта и выходит замуж.

Восьмая глава представляет собой развязку основной сюжетной линии. Татьяна Ларина признается влюбленному в нее Онегину в своих чувствах, но отказывает ему, так как она находится замужем.

Оставляя главных героев в довольно тяжелое для них время, А.С. Пушкин оставляет финал произведения открытым, что является особенностью композиции.

“Евгений Онегин” — лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными. Действие романа начинается весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным — главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга. Таким образом, 1 глава — это развернутая экспозиция. Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о “молодом повесе”, “наследнике всех своих родных”, типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции. Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в деревню, но дядю “нашел уж на столе”. Во второй главе герой — сельский житель. В ту же пору в свою деревню “помещик новый прискакал” -Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу несовпадения характеров, мироощущений: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Онегин и Ленский много времени проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии — любовной. Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что “не создан для блаженства” семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: “Учитесь властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет”. Так начинается IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта. Влюбленные стараются как можно больше времени проводить вместе: сидят в саду, “гуляют утренней порой”. Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи в альбом, “его перо любовью дышит”. Проходит время и наступает пора крещенских вечеров, когда “служанки со всего двора про барышень своих гадали”. Татьяна же “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Той ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится спать, “и снится чудный сон Татьяне”: она идет по снеговой поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней, затем уносит ее в “шалаш убогой”. Очнувшись, Ларина видит в щель “чудовищ разных за столом”. Во главе сидит Онегин, кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья спорят, “хватает длинный нож” Евгений, “вмиг повержен Ленский”. Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина. Татьяну продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но “девы томной заметя трепетный порыв”, решил он другу отомстить — весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль — кульминация второй сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть -развязка линии дружбы. Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров. Проходит некоторое время, и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни. Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов, попадает в дом Онегина. Она осматривает его жилище, читает книги с его пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной. Все дружно приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде, героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву. Татьяне все непривычно, ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе. Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества. VIII глава романа начинается с петербургского бала, на котором происходит встреча Татьяны с Онегиным. Поняв, что влюблен, он пишет ей письма — это кульминация первой сюжетной линии. Не получив ответа .на три письма, Евгений едет к ней и видит на ее лице лишь гнев. Он отказывается от светской жизни и запирается в своем доме. Лишь весной он снова посещает Татьяну. Происходит объяснение, она признается, что все еще любит его, но “я другому отдана и буду век ему верна”. Это развязка любовной линии романа. Но финал романа остается открытым. Автор дает читателю возможность самому додумать конец. Мы видим, что в основе композиции — путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на “ярмарку невест” в Москву. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной. Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами позже. Композиция романа обладает еще одной особенностью — симметрией, центром которой явился сон Татьяны в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует еще один прием — прием “зеркала”. Пушкин использовал его при описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни. После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге, где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна говорит ему: “Сегодня очередь моя”, имея в виду отповедь. Так герои меняются местами. Также можно отметить и противопоставление героев: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга, Татьяна — Ольга, Онегин — Ленский, а также сопоставление: Татьяна — Ленский. Лирическая сторона романа связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических отступлениях, столь широко представленных в романе. Большое количество лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например Татьяна и Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.
Таким образом, композиция романа “Евгений Онегин” необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка.





Читайте также: