Коммуникативную систему представляют в музыке исполнитель сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Коммуникация является опосредованным и целесообразным взаимодействием двух и более субъектов. Слово коммуникация происходит от лат. communico - делать общим, связывать, общаться. Коммуникация является специфическим обменом информацией, результатом которого становится передача информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.


  • участниками коммуникации являются два субъекта;

  • обязательно наличие передаваемого объекта;

  • целесообразность.

• сигналах, импульсах, образах, циркулирующих в тех­нических устройствах;

• количественной мере устранения неопределеннос­ти, мере организации системы;

• отражении разнообразия в любых объектах и про­цессах неживой и живой природы. Информа­ция содержится в терминологии практически всех современных наук, и по этой причине ее признают общенаучной катего­рией.

Основными функциями коммуникации можно назвать:

1) Информативную – передачу истинных или ложных сведений, осуществляющую процесс движения информации;

2) интерактивную (побудительную) - организованное взаимо­действие между людьми;

3) перцептивную функцию - восприятие друг друга парт­нерами по общению и установившееся на этой основе взаимопонимание;

4) экспрессивную - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Опираясь на данные определения и теоретические данные, объектом данного реферата мы выбрали коммуникацию. А предметом стала коммуникация в различных видах искусства и ее специфика.

Итак, цель реферата – рассмотреть специфику коммуникации в разных видах искусства.


  • Изучить специфику коммуникации в музыке;

  • Изучить специфику коммуникации в живописи;

  • Изучить специфику коммуникации в литературе.

По данным специализированных исследований, отрасль коммуникативных технологий, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, остается наиболее активно развивающимся сектором экономики. В сравнении с другими технологиями, которые находят применение в материально-производственной сфере, коммуникативные технологии направлены на интеллектуальную сферу.

Фундаментом коммуникативных технологий, безусловно, являются инновации, которые в настоящее время превратились в один из крупнейших сегментов мировой экономики. Быстрота и качество коммуникативных процессов и технологий в XXI веке обусловливает успех проведения мероприятия, проекта или функционирования организации в рамках современного социально-культурного пространства. Коммуникативные технологии получили наиболее широкое применение именно в XX веке с переходом к информационному обществу и развитию информационных технологий. Достижения в области коммуникативных технологий становятся все более востребованными для сферы культуры и искусства. Коммуникация является одной из ключевых составляющих в работе учреждений культуры, проникая во все направления этой работы. В связи с этим появилась необходимость в изучении и систематизации процессов коммуникации на арт-рынке, структуры коммуникации и ее особенностей в сфере культуры и искусства.

Расширяя зрительскую аудиторию, художники, а также работники музеев, выставочных залов должны стремиться к укреплению репутации своего учреждения и установлению обратной связи со своими зрителями. Коммуникативные технологии – новое перспективное направление в сфере искусства. Для осуществления результативного коммуникативного взаимодействия имеется система каналов личной и неличной коммуникации. Первый вариант: художнику предоставляется возможность личного общения с публикой для установления обратной связи. Второй вариант неличной коммуникации, имеющей эффект массовости, в итоге формирует общественное мнение. Функции массовой коммуникации следующие: развлекательная, просвещенческая, организационная, функция информирования, идеологического влияния и поддержания социальной общности. Сфера искусства непосредственно связана с вышеуказанной структурой коммуникативного воздействия. Учреждения культуры и искусства призваны формировать культурную среду, воспитывать чувства общественного самосознания посредством выставочной и просветительской работы. Посредством выставок и других культурных мероприятий искусство напрямую обращается к каждому посетителю. Оказывая эмоциональное воздействие на аудиторию, искусство развлекает и одновременно повышает уровень образования целевой аудитории.

1.Коммуникация в музыке

Музыка является универсальным и одним из самых совершенных инструментом общения между людьми. Реализация этого общении протекает посредством многочисленных и разнообразных коммуникативных процессов, являющихся своего рода кровеносной системой, которой обеспечивается жизнь музыкального искусства. Но теоретическое освоение проблем музыкальной коммуникации находится на самой ранней стадии как в самом музыкознании, так и в эстетике, в музыкальной психологии и социологии музыки. До сих пор эту проблематику разрабатывали, главным образом, в культурологии.

Культурологией не выделяется музыка как основной предмет. Она заинтересована проблемами музыкального искусства лишь в контексте художественной жизни общества в целом. Между тем на глубину постижения сложного и противоречивого вопроса музыкальной коммуникации воздействует мера проникновения, сущность и специфика создания, исполнения, восприятия и критической оценки музыкальных явлении, которые традиционно изучаются музыкознанием 1 .

Огромная роль принадлежит осмыслению структуры коммуникативной системы, основным закономерностям ее действия в раскрытии процессов по генерированию, трансляции, усвоению музыкальных ценностей, а также во всей сложной картине функционирования музыки в обществе, в ее роли и значении в качестве социально-культурного феномена.

Этими факторами предопределено намерение к установлению сущностных свойств каждой из коммуникативных сфер — композитор, исполнитель, слушатель, критик и музыковед, выявлению прямых и обратных связей между ними, вскрытию основных коммуникативных каналов передачи и получения информации, специфических способов кодирования и декодирования художественных смыслов и значений.

В процессе музыкальной коммуникации происходит взаимодействие разнородных пластов, которыми обусловливаются специфические акты порождения художественных ценностей автором (коллективный или индивидуальный), их интерпретация исполнителем, творческое восприятие слушателем, оценка художественного акта музыковедом-критиком, а также взаимодействие широких социально-исторических, эстетических, психологических, деятельностных пластов культуры и общественного сознания в их развитии.

Музыкальная коммуникация оперирует разнородной информацией, к ней принадлежит и слуховая, зрительная, кодовая, символическая, знаковая, семантическая и другие. Но главный информационный материал здесь в системе выразительных средств музыкального языка, влияющей на разные этажи и уровни психики слушателя. Благодаря коммуникативной системе происходит реализация многочисленных функций, присущих как самому музыкальному сочинению, так и всем участникам процесса. Осуществление этой реализации происходит по различным направлениям, чем обеспечивается множественность воздействия на общественное сознание и отдельную личность.


  1. опредмечивающего. У людей данного типа при соприкосновении с инструментальным непрограммным произведением происходит опредмечивание восприятия и активизация внемузыкальных представлений, схожих с реальными событиями, явлениями и предметами бытия.

  2. уходящего от предметных, зрительных ассоциаций. В своих художественных впечатлениях представителями данного типа усматривается нечто специфическое, что в корне отличается от бытового.

  3. наиболее часто встречающегося - синтезирующего типа, где происходит органическое сочетание обоих типов мышления. Реализация этого типа мышления ближе всего затрагивает восприятие синтетических музыкальных жанров (оперы, вокальной и хоровой музыки, балета и прочего). Необходимо подчеркнуть, что восприятие без вызываемого круга ассоциаций недостаточно глубоко и творчески 2 .

2. Коммуникация в живописи

Мир бесконечной коммуникации, многообразные формы и способы ее реализации отвел искусству, и в частности живописи, периферийное место.

Для реалистической живописи свойственна линейная коммуникация. В реалистической живописи художником осуществляется воспроизведение видимых им объективных качеств предмета. Изображение при этом статичное, хотя у него и могут быть несколько планов, которыми создается эффект движения. По мнению М. Фуко, классической живописью формируется некое общее место, которое позволяет соотнести образы и знаки 6 . Функционирование коммуникации при фиксировании общего места происходит по принципу узнавания 7 .

Статус источника послания ставят под вопрос: художником задается пространство, в котором зритель также может выступить в качестве создателя смыслов и образов. При движении в русле мысли М. Фуко, можно утверждать, что художником как автором формируются дискурсивные механизмы, задается знаковое поле, которое позволяет создать несколько источников описания; он становится автором, который создал теорию, традицию, дисциплину, внутри которых, в свою очередь, возможно размещение других произведений и других авторов 11 .

Поле интерпретаций, которое создает визуальный образ, неисчерпаемое, в нем возможно вступление в диалог адресанта и адресата, а также порождение других коммуникативных субъектов, с которыми возможно ведение полилога.

В нефигуративной живописи наблюдается происхождение двух противоположных тенденций. С одной стороны, стремление художника к собиранию мира: втягиваение не только объективных свойств реальности, но и субъективных, при создании многомерного пространства, стремящегося превзойти только лишь визуальное 15 .

3. Коммуникация в литературе

Цель единения литературы с философским концептом сводится к тому, чтобы представить знание не как мыслимое в терминах противоположности объекта и субъекта, но как субъективированное знание, в котором происходит преодоление этой традиционной для классической философии оппозиции. В современных условиях неприемлемой является сама возможность сведения разнородного мира к двум противоположностям, причем при условии, что одна из них обязательно устанавливает над другой строгий контроль, тем самым, исключая зарождение любого диалога 21 .

Коммуникация – это не только передача и усвоение информации, но и обязательный определенный уровень компетентности, соблюдение языковых норм. Необходимо учитывать, что при столкновениях с другими сообществами, один из способов преодолеть устоявшиеся нормы, сложившиеся предрассудки, идеологемы – это исследовать языковое поле в аспекте возможностей понимания и переводимости.

Сложность в установлении коммуникации связана с тем фактом, что даже для людей, приобщенных к одной культуре, одни и те же слова могут иметь разные значения, не всегда поддающиеся четкой дефиниции, не говоря уже о том, что эти значения зачастую передаются косвенным образом. Диалог включает в процесс коммуникации и интерпретацию понятий, контекст и, что немаловажно, творческую интуицию, воображение, чего невозможно достичь без средств поэтического языка 22 .

Заключение


  • Особенности специфики коммуникации в каждом направлении искусства обусловлено тем инструментом, которым оно оперирует. Так в музыке это – звук, в живописи – зрительный образ, а в литературе – слово.

  • Коммуникация во всех видах искусства подразумевает наличие двух субъектов – адресата и адресанта, независимо от различий в видах.

  • Музыка, живопись и литература являются проводниками творческой коммуникации, подразумевающей акт творчества со сторон обоих субъектов коммуникации.

Список литературы:


4  Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. : Искусство-СПБ, 1998. С. 285


7  Белоус А. И. Трансформация коммуникативной функции в живописи - Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 99-103


10  Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / пер. с фр. Ф.А. Перовской. СПб. : Академический проект, 1995. 471 с. (78 с.)


11  Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет : пер. с франц. М. : Касталь, 1996. 448 с. (14 с.)


14  Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 603-614.


15  Белоус А. И. Трансформация коммуникативной функции в живописи - Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 99-103

Путь к познанию музыки лежит через понимание, которое должно носить творческий, индивидуальный характер и быть направленным к постижению идеи произведения и к ее передаче , ведь музыка – это сфера духовного взаимодействия и общения людей.

Нам, людям, дан дивный дар, чистый источник счастья, которое мы испытываем, творчески выражая себя в музыке или переживая чужое исполнение…

Необходимо отметить, что целостное восприятие музыкального произведения в его полном объеме дает лишь первая форма. Неслучайно Б.В.Асафьев напоминал о том, что музыка рождается лишь в социальном акте исполнения перед слушателем. Ведь, в сущности, только здесь реализуется полный коммуникативный акт, в котором интегрируются не только слуховые, но и зрительные средства коммуникации, остальные формы как бы дополняют и расширяют первую, углубляя в чем-то различные элементы воздействия, но не могут ее заменить.

В том, что слушатель способен творить индивидуальный вариант художественных значений, убеждает опыт. Исполнители, пытаясь стимулировать творческое воображение слушателя, всегда учитывают специфику восприятия музыки и создают оптимальные условия для соответствующей работы слушательского сознания, начиная с формирования концертного репертуара, определения места данного произведения в программе концерта и т.д. это необходимо для того, чтобы яркие образы (точнее слушательские варианты), возникшие в восприятии после прослушивания произведения успели обрести определенную значимость.

Известно, что по окончании звучания музыки, воспринятые образы еще достаточно долго живут в нашем сознании. Обратное мышление, сенсорная и оперативная память вместе с оставленным впечатлением, способны на непродолжительное время даже усиливать динамизм процессов воображения у слушателя. В результате слушатель после последнего аккорда или звука как бы заново, уже во многом неосознанно, в условиях колоссальной сжатости и плотности восприятия, переживает все содержание. Поэтому требуется время, чтобы творческое воображение перестало активно пульсировать и слушательский вариант приобрел завершенную форму.

Не случайно Г.И. Панкевич выделяет в восприятии заключительную стадию процесса – художественное воздействие произведения, которое «не оканчивается контактным периодом, а раскрывается впоследствии во всей своей сложности в пространстве сознания и во времени жизни человека. Процесс общественного присвоения художественного творчества, - пишет автор, - это процесс его вхождения в культуру, сохранения в ней, т.е. умножения его воздействия.

Для реализации этой стадии переработки информации в самом музыкальном произведении и исполнительской форме запрограммированы коммуникативные структуры, помогающие не только воспринимать информацию и переводить ее в иные информационные ряды, но так же «оставлять в памяти сам механизм этого перевода и распространять затем его на более широкий круг явлений.

Тем самым, коммуникативный процесс выходит в широкий социум – воздействует на творца, и способствует замыканию коммуникационного кольца, поддерживая целостность и поступательное развитие всего музыкального процесса.

Таким образом, критерием качества коммуникативного процесса выступает не совпадение знаков, а глубина проникновения в духовное содержание произведения и способность воспринимающего музыкальную информацию творить собственные ее значения.

Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. – М., 1993.

Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования. – 2005.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. – М., 2002.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., 2004.

С древних времен человека окружает мир звуков. Люди всегда придавали этим звукам некое сакральное значение, а со временем и сами научились извлекать звуки из окружающих их предметов, и назвали эти звуки – музыкой.

Музыка стала неотъемлемым элементом жизни человека.

Одним из главнейших применений музыки было сопровождение различных ритуалов и обрядов.

Каждый ритуал сопровождался своей, особенной, комбинаций звуков.

С развитием человечества, развивалась и форма музыки. Она становилась сложнее, глубже, динамичнее.

Занимая одно из ключевых мест в истории, музыка оказывает особое влияние не только на личность человека, но и на общество в целом.

Впитывая в себя уникальные особенности формирования быта и культуры, она становилась одной из ведущих форм коммуникации.

Отражая настроение и состояние людей, она объединяла людей в группы.

Связывая в единую картину события, слова, сферы внутреннего мира человека и окружающую реальность, она создает единое, уникальное пространство, которое полностью отражает психическое и физическое состояние человека.

Музыка стала служить обобщенным коммуникативным языком, значение которого расшифровывается в контексте конкретной культуры.

Являясь одной из граней искусства и частью общечеловеческой культуры, музыка является не только средством формирования личности человека, но и сильнейшей формой невербальной коммуникации.

И здесь речь идет об общении, в самом широком понимании значения этого понятия.

Как одна из внешних причин внутренних психологических переживай, музыка является инструментом формирования прочной коммуникативной связи не только конкретной личности с объективной реальностью, но и служит вспомогательной силой формирования прочной цепной коммуникативной реакции между разными людьми, чьи переживания и состояния сходны по эмоционально-смысловой нагрузке и понимаются одинаково.

Исходя их этого, можно говорить о том, что в музыке заложены широчайшие возможности общения, понимания и трансляции ощущений, что имеет большое значение для психики человека.

Коммуникация посредствам музыки, это взаимодействие, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску.

Музыка стала основополагающим элементом возникновения таких микроформ общества, как музыкальная субкультура.

Объединяя людей по специфике эмоциональной окраски, особенностям контекста и смысловой нагрузки, она дает возможность развивать не только процесс вербальной коммуникации как формы взаимодействия, но и способствует развитию такого умения, как понимание психического состояния личности, делая его основной формой общения и отражения.

Таким образом, музыка во все времена являлась специфической формой коммуникации и служила средством развития личности.

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является музыкальная деятельность как специфический способ человеческой коммуникации, способы организации процесса смыслообразования, а также отличие музыки от естественного вербального языка с точки зрения семиотической концепции. Объект исследования представляет собой феномен межсубъектной коммуникации, всю совокупность средств выражения информации, способов ее восприятия, накопления и передачи. Особенное внимание автор уделяет вопросам определения языка и структуры коммуникативного акта с точки зрения семиотики, отличию вербального языка от языков искусства, а также делает акцент на незнаковой природе музыки. При написании статьи применялась следующая совокупность методов: общий философский анализ и синтетическое обобщение освоенного материала, в основе работы лежит компаративный метод. Новизна исследования заключается в изменении основных предпосылок семиотического подхода к изучению музыкального искусства как способа межсубъектной коммуникации, а именно: выведение понятия языка за границы определения как исключительно знаковой структуры. Это позволило признать музыку языком, непереводимым на вербальный естественный язык, выражающим и передающим специфическую информацию с помощью незнаковых средств. Также было реконструирован процесс смыслообразования и репрезентации в музыкальном искусстве.

Abstract:
The subject of this research is the musical activity as the specific means of human communication, ways of organization of sense-making process, as well dissimilarity of music from the verbal language from the position of semiotic concept. The object of this research is the phenomenon of intersubjective communication, combination of the means for expressing information, methods of its perception, accumulation, and transmission. Special attention is given to the questions of determination of the language and structure of communicative act from the perspective of semiotics, distinction of verbal language from the languages of art; the accent is also made on the non-symbolic nature of music. The scientific novelty consists in making changes in prerequisites of the semiotic approach towards the study of music art as method of intersubjective communication. This allowed understanding music as the language untranslatable into the verbal natural language, which expresses and transmits specific information by means of non-symbolic tools. The author also recreated the process of sense-making and representation in the music art.

music, art language, information, symbol, semiotics, communicative act, language, referent, semantics, message

Исследование специфики музыки занимает отдельную нишу в современной философии искусства, особое внимание уделяется смыслообразованию и поиску семантических единиц в музыке, который осуществляется в рамках семиотики языка. Многие исследователи приходят к выводу, что семиотический подход в отношении музыкального искусства не является состоятельным и требует значительного усовершенствования. Целью данной статьи является попытка трансформировать способ исследования семантики музыкального искусства и определить музыку как специфический язык. Что касается изучения с точки зрения семиотического подхода языков искусства и музыкального языка в частности, стоит перенести акцент с поиска семантических единиц внутри структуры выразительных средств и расширить задачу, взяв ориентир на исследование человеческой коммуникации как таковой, реконструирование основных семантических моделей коммуникативных актов, рассмотрение специфики художественной коммуникации и речевой деятельности. На основе полученных данных нужно провести сравнение модели коммуникативного или речевого акта, выстроенной для естественного языка и языка искусства с точки зрения семиотики, и особенностей способа передачи информации, присущего музыкальному искусству, а по результатам проделанного сопоставления выявить специфику музыкальной коммуникации.

ЛотманЮ. М. Семиосфера // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин, 1992. – 472 с.


1. Абросимова, Л. С. Семантика и языковая концептуализация мира // Язык. Дискурс. Текст. Материалы 6 Международной научной конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2012. – С. 49-51. 4.

2. Ильина, Г. А.Квопросуомеханизмемузыкальногопереживания / Г.А. Ильина, С.Д. Руднева // Вопросы психологии : семнадцатый год издания / ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1971. – № 5, сентябрь-октябрь 1971. – С. 66-75. 170.

3. Князева, Е. Н., Курдюмов С.П. Синергетическое расширение антропного принципа // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов: коллективная монография. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С.80-106. 197.

4. Корсакова И.А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации: дис… д-ра культурологии. – М., 2015. – 362 с.

7. Рейбрук, М. Музыка как опыт: процессуальный и экологический подходы // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. – 2011. – № 1(8). – С. 164-169. 331.

9. Фарбштейн, А. А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974. – С. 75-89. 404.

10. Шафф, А. Введение в семантику / А. Шафф. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. – 376 с. 448.

11. Штайнер, Р. Теософия (введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека). – Ереван: Ной, 1990. – 160 с. 457.

12. Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. Исследование. – М.: Моск. консерватория, Магнитогор. Муз.-пед. ин-т, 1994. – 292 с. 473.

13. Cowley S.J. Linguistic Cognition: Using cognitive context to realize values // Когнитивныеисследоанияязыка. Вып. VIII. Проблемы языкового сознания: мат-лыМеждунар. науч. конф. – Тамбов, 2011. – С. 33-34.

Согласно исследовательской концепции И.А.Корсаковой [4], в основе человеческой коммуникации лежит четырехуровневая структура, присущая как человеку, так и музыке, и мирозданию в целом. В феноменологической структуре Вселенной выделяются четыре пласта: материальный, энергетический, информационный, трансцендентный.

Второй уровень - энергетический. Энергетические потоки музыки активизируют душевный пласт психики. Радость, печаль, гнев, умиротворение, удивление - все эти состояния души образуют второй наиболее важный и обширный пласт эстетического. Душевное наслаждение - эстетический результат восприятия музыки на этой стадии. Энергетический поток душевных эмоций отражает эмоциональный пласт самого музыкального произведения. Межзвуковое пространство представляет собой своеобразное поле, ауру, волну и имеет скорее динамическую природу, нежели природу статического объекта. На этой стадии преобладает образное слышание. В эстетическом отношении данная фаза восприятия является наиболее важной: определяющим становится эмоциональный отклик на произведение. Этот уровень общения актуализируется не только между исполнителем и слушателем. Так, например, в диалоге между композитором и исполнителем передаются не фиксируемые характеристики звучания. Композитор указывает темп исполнения - этот параметр очень индивидуален в зависимости от темперамента, ритма жизни, возраста исполнителя. То же самое верно в отношении динамики, фразировки и т.д. Агогика - один из самых вариативных параметров, не повторяющихся от исполнения к исполнению. Эстетическим критерием взаимоотношений между субъектами диалога на этом уровне является эмоциональный фон общения.

Изучая психологию восприятия искусства, Л.С. Выготский пришел к выводу о специфике восприятия текстов искусства: феномен эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии художественного произведения.

Древнегреческое учение об этосе - одно из наиболее ранних попыток установить прямые причинно-следственные связи между характером музыки, ее структурой и теми конкретными переживаниями, которые она может вызывать. Согласно учению Платона, дорийский лад вызывает мужественные и воинственные состояния, лидийский и миксолидийский усыпляют, ионийский вызывает бодрость и пригоден для танцев. Царлино считал, что музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает ярость. По его мнению, эолийский лад вызывает печаль, строгость и серьезность, а фригийский - возвышенные состояния.

Смыслы музыки многозначны, при ее раскодировании какая-то информация может остаться недоступной, трансцендентной, но оказывающей действие на подсознательный уровень личности и формирование внутренней духовной культуры.

Четвертый уровень - трансцендентный (духовно-ценностный) - постижение глубинного смысла музыки. На завершающей стадии восприятия музыкальное произведение обретает категориальные границы, встраивается в ценностную иерархию личного и общественного сознания, обозначается его онтологический статус как произведения музыкального искусства.

Музыка способствует социализации человека в обществе. Способность музыки воздействовать на подсознание, сознание и сверхсознание людей используется в определенных интересах политиками, психологами, экономистами в различных социальных акциях. Таким образом, музыка входит в систему управления социумом.

Духовность есть внутреннее состояние человека и, одновременно, деятельность сознания, направленная на осознание смысла своей жизни и своего места в мироздании. Человек духовный есть человек, сознающий свою причастность к универсальным началам бытия, закрепленным в основных ценностных характеристиках культуры. Музыкальные произведения являются результатом многовекового опыта человечества, они способствуют совершенствованию души и духа, создают условия для духовно-нравственного становления человека.

Рецензенты:

Читайте также: