Когда я вижу курящую девушку я отворачиваюсь с тяжелым сердцем сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

научимся моделировать заключительную часть сочинения - рассуждения, используя для этого цитаты из исходного текста.

Упражнение 1. Правописание Н и НН

4) серебря(н, нн)ый

6) застекле(н, нн)ый

7) плете(н, нн)ая корзина

8) реше(н, нн)ая задача

9) очище(н, нн)ый от снега

10) опубликова(н, нн)ая статья

11) груже(н, нн)ый цементом

12) увенча(н, нн)ый славой

13) работа сдела(н, нн)а

14) очарова(н, нн)ый красотой

15) дети умны и воспита(н, нн)ы

16) сочинение написа(н, нн)о в срок

17) неутомимый труже(н, нн)ик

18) избра(н, нн)ик времени

19) наш совреме(н, нн)ик

20) нетленная це(н, нн)ость

Упражнение 2. Двоеточие и тире в простом и сложном предложении

Вместо пропуска поставьте, если требуется, нужный знак пре­пинания.

Никогда я не видел такой зимы _ ни снежинки не упало до самого сентября.

Я убежден в одном _ вдохновение приходит во время труда.

Кто не идет вперед, тот идет назад _ стоячего положения нет.

Искусство _ есть гигантская песнь человечества о себе самом.

Охранять природу _ значит охранять родину.

День _ ветреный.

Небольшой мороз _ не помеха для лыжной прогулки.

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого _ еще меньше.

Солнце светит одинаково всем_ и человеку, и дереву.

Завистника встретишь _ пройди стороной.

Интеллигенция _ это слой, который предохраняет от хам­ства.

Вставать ему не хотелось _ в избушке было холодно и сыро.

Бедного обижать _ себе добра не желать.

Высоко над нами зашумел ветер _ предвестник бурана.

Глаза твои _ точно озера.

Упражнение 3. Конструирование текста

1. Прочитайте предложения.

1) А согласно современным научным представлениям, че­ловек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье, до 100-150 лет.

Но, к сожалению, слишком часто многие растрачивают его и разрушают свое здоровье, наносят ему непоправимый вред.

Здоровье человека — самое ценное его достояние!

Нередко о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже значительно подорвано и восстановить его трудно, а иногда и невозможно.

2. Выполните задания 1-10.

1) В каком порядке следует расположить эти предложения, чтобы получился текст ?

а) 3,2, 4,1; 6)4,3,1,2; в) 4, 2, 3,1; г) 1,4, 2,3.

Строение какого слова соответствует морфемной схеме ¬ Ո ^ ^

а) Сожаление; б) сохраняя; в) разрушают; г) значительно.

в) переходом одной части речи в другую;

в) наречие; г) прилагательное.

7) В каком предложении есть прилагательное в форме превосходной степени сравнения?

8) В каком предложении оба главных члена выражены одной и той же частью речи ?

9) Укажите пример со связью примыкание.

а) Непоправимый вред; 6) значительно подорвано;

в) сохраняя работоспособность; г) разрушают здоровье.

10) У какого предложения правильно охарактеризованы синтаксиче­ские признаки?

а) Предложение 1 — простое, двусоставное, осложнено деепричастным оборотом.

б) Предложение 2 — односоставное, неопределенно-личное, с однородными сказуемыми.

г) Предложение 4 — сложноподчиненное, состоит из двух частей: первая — главная, вторая — придаточное времени.

Упражнение 4. Средства выразительности

10) экспрессивно окрашенные слова

а) Он, казалось, общался с душами этих предметов: карбюратор доверчиво раскрывал ему свои тайные думы, редуктор начинал разговаривать как-то просительно и вкрадчиво, а дроссель смущенно затихал и, словно пристыженный ученик, обещал больше не шалить.

б) Искусство помогает нам познать мир. Искусство помогает нам познать самих себя. Отрицая красоту, человек замыкается в тесном кругу кухонных забот. Отвергая высокое, человек теряет вечность.

в) Подобные воззрения стали типичными для нас: ну, срублю я дерево, ну, сорву я цветок, от этого никому плохо не будет! Многие рассуждают примерно так: дескать, мое здоровье — это мое личное дело, хочу — занимаюсь спором, хочу — не занимаюсь, никому в этом отчитываться не собираюсь.

д) Человек, жаждущий принести себя в жертву во имя общего блага, может оказаться самым страшным злодеем, если стремление к жертве продиктовано не бескорыстной любовью, а тщеславием. Если человек с одинаковой вежливостью улыбается и добряку, и негодяю, то я сильно сомневаюсь, что такая вежливость лучше хамства.

ж) Научимся ли мы по достоинству дорожить тем бесценным сокровищем, счастливыми обладателями которого мы стали? Но всегда ли эти красивые слова согреты искренним чувством?

з) Это мерзкое тунеядство, этот слепой эгоизм может привести нас к самым катастрофическим последствиям. В плеяде великих творцов торжественно сияет его имя.

и) Решение этой проблемы стало камнем преткновения для мно­гих поколений. Это открытие разрушило, словно карточный домик, прежние представления об устройстве мироздания.

к) Еще в детстве он прочитал всего Руссо, и учение выдающе­гося философа внутренне переродило его. Но он не бросил шпагу, напротив, он с утроенной энергией стал искать едва не выпавшую нить истины.

Упражнение 5. Работа над текстом

1. Прочитайте текст.

А в результате, согласно статистике, количество наркоманов растет, страна деградирует, врачи, учителя, родители бьют тревогу.

Но только на этот набат мы отзываемся самым нелепым образом: мы строчим во все стороны из деревянных автоматов. (12) Серьезную проблему мы превратили в шоу, в тему для беседы. (13) А мне кажется, что об этом нужно меньше говорить. — нужно учиться жить так, чтобы эта тема исчезла из нашей жизни. (14) Если че­ловек активно занимается спортом, если он увлечен искусством, много читает, если его жизнь — это радостное творчество, то невозможно представить, что он добровольно все это у себя отнимет!

Не бороться нужно с наркоманией, а учить человека счастью.

Счастливые люди не пьют, не курят, они с упоением вдыхают каждый миг жизни, это для них — яркое небо, солнечное тепло, плеск речной волны, шепот любовного признания, детский смех.

Необходимо воспитывать молодого человека именно так, чтобы он понимал, что в этом вечном созидании жизни, в этом вечном и радостном строительстве своего дома, своей духовной отчизны и есть высшее счастье. (18) Не с лозунгами нужно ходить и не проводить конкурсы рисунков, где дети вместо смеющегося солнца рисуют каких-то уродцев, околевающих в стеклянном корпусе шприца.

(19) Счастье — вот главное оружие против всякого порока, жизнь, заполненная величественной музыкой созидания, — вот территория света, где никто не слышал и никогда ничего не услы­шит про наркотики. ( А . Торопов )

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1) Какое высказывание искажает смысл текста ? .

а) Зачастую борьба против наркомании превращается в рекламу этого страшного порока.

б) Человек, который счастливо живет, никогда не станет губить свою жизнь.

в) Счастье человека заключается в созидании своей жизни.

г) Проблема детской наркомании не настолько серьезна, чтобы ее обсуждать в печати.

2) Что, по мнению автора, мешает вести эффективную борьбу против наркомании?

а) Чрезмерное внимание к этой проблеме со стороны СМИ;

б) плохое взаимодействие семьи и школы;

в) плохая информированность населения о вреде наркомании;

г) отсутствие действенных мероприятий, вовлекающих человека в творческое созидание.

3) Определите стиль и тип речи этого текста.

а) Художественный, описание;

б) публицистический, рассуждение;

в) научный, описание;

г) разговорный, повествование.

В каком предложении есть фразеологизм ?
а) 4; 6)9; в) 14; г) 19.

в) внешне незаметный, зато действенный;

г) разрозненный, несогласованный.

6) В каком высказывании неверно охарактеризованы языковые средства этого текста?

а) Риторический вопрос (предложение 6) позволяет автору выделить важный аспект в рассматриваемой проблеме.

б) С помощью однородных сказуемых (предложение 8) автор показывает, каких серьезных усилий требует действенное решение проблемы детской наркомании.

г) Развернутое сравнение (предложение 18) наполняет текст смысловыми комплексами, связанными с изображением теплого солнечного дня.

Укажите средство связи между предложениями 12 и 13.
а) Вводное слово; б) союз и указательное местоимение;
в) личное местоимение; г) контекстный синоним.

В каком примере проявляется авторская ирония ?

9) Каким предложением из текста следует проиллюстрировать это высказывание?

а) 3; б) 13; в) 16; г) 18.

10) В каком предложении автор рассказывает о том, как следует решать важную социальную проблему, о которой он пишет в своей статье?

а)1; 6)5; в) 11; г) 13.

Упражнение 6. Создание сочинения-рассуждения

Напишите сочинение-рассуждение по тексту из предыдущего упражнения.

1. Вступление. Формулировка проблемы.

2. Комментированный пересказ исходного текста.

О борьбе с наркоманий мы слышим постоянно. Но очень часто эта борьба превращается в своеобразную рекламу. Автор спрашивает: «Не оборачивает ли такая агитация

С его точкой зрения трудно не согласиться. Если человек живет интересной и яркой жизнью, если у него каждый день наполнен радостью творческого созидания, то, естественно, он

3. Авторская позиция.

Автор стремится донести до нас важность поднятой им проблемы, поэтому каждое слово наполнено живым чувством. Мы явственно ощущаем и едкую иронию, и горечь, и гражданский пафос.

4. Аргументация собственного мнения.

5. Заключение. Главная мысль текста.

Упражнение 7. Самостоятельная работа :

1. Прочитайте текст.

(1) Когда я вижу курящую девушку, я отворачиваюсь с тяжелым сердцем. (2) Когда я вижу молодого человека, который, поднявшись на третий этаж, задыхается, мне становится грустно. (3) Когда я вижу безусых юнцов, которые, оседлав скамейку, с жадностью гло­тают сизый дым, я испытываю чувство безысходности. (4) Я нико­му не делаю замечаний, не ворчу, не читаю проповедей, потому что явственно ощущаю, какая могущественная сила всеобщего оболва­нивания противостоит вроде бы очевидной, бесспорной, но, увы, почему-то беспомощной логике жизни. (5) Сегодня, в пору тоталь­ной грамотности, уже набили оскомину предостережения медиков о вреде курения, все прекрасно об этом знают, все знают о пользе физкультуры. (6) Но это знание почему-то не спасает человека от разрушительных действий. (7) Почему?

(8) Мне кажется, что мы не до конца осознаем свою ответствен­ность перед жизнью. (9) Одним из главных достижений современ­ного общества является свобода личности. (10) Сегодня человек сбросил с себя многовековое иго духовного рабства. (11) Раньше он слепо подчинялся обрядовым предписаниям, ритуалам, обычаям, теперь — сам выбирает себе жизненный путь, сам определяет для себя ориентиры. (12) Но, скинув ярмо средневековых запретов, че-

ловек не стал по-настоящему свободным, не хватило у него для этого силенок, и он позволил, чтобы его заковали в цепи. (13) Подумайте, почему подростки начинают курить? (14) Табачный дым горек, про­тивен, но юноша, преодолевая неприятные чувства, все-таки тер­пит эту пытку. (15) Очевидно, есть какая-то необходимость, которая заставляет его делать это. (16) Какая же это необходимость?

(17) Курение воспринимается как показатель мужественности, взрослости. (18) Юноша с сигаретой как будто бы приобретает иной статус: он теперь не ребенок, не мальчик, он мужчина. (19) И много­численные табачные компании изо всех сил культивируют герои­ческий облик курящего человека. (20) Интерес табачных магнатов понятен: чем больше люди курят, тем выше их прибыли. (21) Но почему человек тратит деньги на то, что ему укорачивает жизнь? (22) Никто же не тащит нас силком в магазин, напротив, на каж­дой пачке сигарет понятными словами нас недвусмысленно преду­преждают о грозящей опасности! (23) А вот в этом пренебрежении беспомощным вскриком разума как раз и выражается наша безот­ветственность, наша несвобода. (24) Нам внушили глупую, нелепую идею о том, что курить может только сильный, прошедший огонь и воду мужчина, а маменькины сынки пусть пьют парное молоко и со­сут карамель. (25) Посмотрите на героев популярных кинофильмов: они отважны, дерзки, обаятельны и всегда окружены клубящимся ореолом табачного дыма. (26) Многие люди покорно склонились перед этим настырно вбиваемым в голову предрассудком. (27) Сво­боду жить, радоваться жизни они трусливо обменяли на свободу гу­бить, разрушать свою жизнь. (28) Человек, который не рассуждает, не задумывается, легко становится добычей заразной моды, так на­зываемых современных веяний , искаженных ценностей.

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1) Что, по мнению автора текста, заставляет молодых людей на­чинать курить?

а) Стремление к риску;

б) недоверие к предупреждениям медиков;

в) отсутствие просветительской работы среди подростков;

г) желание соответствовать идеалу настоящего мужчины.

2) В каком фрагменте явственно ощущается авторская ирония ?

3) Определите стиль и тип речи этого текста.

а) Публицистический, рассуждение;

б) художественный, описание;

в) разговорный, повествование;

г) научный, рассуждение.

а)3; 6)5; в) 22; г) 26.

5) Какие три из пяти названых средств правильно проиллюстрированы примерами из текста?

вопросы (предложения 13, 16);

5) риторическое обращение (предложение 25).
а) 1,4, 5; 6)2,3,4; в) 1,3, 4; г) 1,2,3.

6) В каком предложении выражена главная мысль этого текста ?
а) 6; 6)17; в) 20; г) 30.

3. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту, опираясь на схему, которую мы использовали в предыдущем упраж­нении.

1) гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не хозяина за хлеб-соль (а. пушкин).

2)волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с ним и снова взбегая (м. горький)

3)стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам, он дошёл по тропинке до избы (л. толстой)

4) ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат (а. фет)

5) сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалося в нём (н. некрасов)

6) зина, появившись в дверях, громко закричала (м. булгаков).

7) несколько дней лил, не переставая, холодный дождь (к. паустовский).

8) чеченец взглянул на лукашку и, медленно отвернувшись, стал смотреть на тот берег (л. толстой)

как вы думаете,почему я берегу книги? да потому что книги-это ценность.там хранится столько познавательных вещей,столько интересной информации хранят в себе книги! и невозможно уже например,взять книгу с полки,и положить её в мусорный контейнер! просто рука не поднимается! или,взять,например,и закинуть её куда-нибудь подальше на пыльную полку.нет! ничего этого не могу я сделать! по книгам мы учимся,причём учимся не только в плане школы,но и жизненно обучаемся.в книгах представлены наглядные примеры из жизни людей,их поступки,и последствия этих поступков.мы бы не были столь граммотны сейчас-без книг!

пехота направилась вдоль леса ,в то время как французы и не подозревали об этом.отопление отключили на время ремонтных работ,поэтому батареи были холодными.

атака началась внезапно,как только пподошли французы,когда бойцы были совсем неподготовленные.

Автор хочет сказать что курение и прочее это подталкивает нас на один шаг к смерти, и он против этого! )а проблема это курение,вред,болезни,нервы из за которых люди умирают или могут умиреть

Другие вопросы по Русскому языку

Выделите вторую основу каждого сложного слова. образуйте с корнем этой основы однокоренные слова. и разберите по составу. сталевар, водопровод, экскурсовод, паровоз, теплоход, овощ.

Разгадайте шарады: мой первый слог на нём танцует минуэт второй короткое согласие а целое его считают все негласно дураком, каких не видал свет. первый слог просто предлог. а ново.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Автор хочет сказать что курение и прочее это подталкивает нас на один шаг к смерти, и он против этого!)А проблема это курение,вред,болезни,нервы из за которых люди умирают или могут умиреть

Ответ

+

16) Пьеса называется "Кукольный дом" потому что в том доме не живут, а играют в брак, в любовь и даже в человеческое достоинство и честь. Там нет ничего настоящего. Это дом кукол

17) Это этапы положения в семье и становление личности Норы

18) монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера.

Ответ

+

Все мы являемся отражением того. что мы говорим, делаем и как действуем. Мы можем поступать плохо, и все знают, что мы и в самом деле плохие, бездушные люди, которые не спешат к другим на Мы можем быть хорошими людьми и поступать так, как велит нам наша совесть и нравственные принципы. В самых лучших из нас воплощена нравственность, которую выработал за время всей своей жизни наш народ. И они и в самом деле совершают такие поступки, на которые нам всем надо равняться. Это те люди, которые других из пламени, подбирают и выращивают бездомных животных, ухаживают за больными и старыми людьми. Человек - это отражение своих собственных поступков и как же на м сделать, чтобы мы все отражали только хорошее, чтобы люди не делали зла, чтобы каждый человек совершал только хорошие поступки. Для этого в нашем обществе должны равняться на тех, кто другим, на волонтеров, на просто хороших людей.Кто-то подумает, что один нехороший поступок еще ничего не говорит о человеке, но все начинается с малого, какие поступки мы совершаем, такие мы и есть, люди оценивают нас по нашей реальной деятельности. Кем станет человек,будет ли он думать о других, самое главное, это стать настоящим человеком, сильной личностью, примером для людей, всегда думать о других, и ты станешь тем, что ты есть.

Обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

научимся моделировать заключительную часть сочинения - рассуждения, используя для этого цитаты из исходного текста.

Упражнение 1. Правописание Н и НН

4) серебря(н, нн)ый

6) застекле(н, нн)ый

7) плете(н, нн)ая корзина

8) реше(н, нн)ая задача

9) очище(н, нн)ый от снега

10) опубликова(н, нн)ая статья

11) груже(н, нн)ый цементом

12) увенча(н, нн)ый славой

13) работа сдела(н, нн)а

14) очарова(н, нн)ый красотой

15) дети умны и воспита(н, нн)ы

16) сочинение написа(н, нн)о в срок

17) неутомимый труже(н, нн)ик

18) избра(н, нн)ик времени

19) наш совреме(н, нн)ик

20) нетленная це(н, нн)ость

Упражнение 2. Двоеточие и тире в простом и сложном предложении

Вместо пропуска поставьте, если требуется, нужный знак пре­пинания.

Никогда я не видел такой зимы _ ни снежинки не упало до самого сентября.

Я убежден в одном _ вдохновение приходит во время труда.

Кто не идет вперед, тот идет назад _ стоячего положения нет.

Искусство _ есть гигантская песнь человечества о себе самом.

Охранять природу _ значит охранять родину.

День _ ветреный.

Небольшой мороз _ не помеха для лыжной прогулки.

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого _ еще меньше.

Солнце светит одинаково всем_ и человеку, и дереву.

Завистника встретишь _ пройди стороной.

Интеллигенция _ это слой, который предохраняет от хам­ства.

Вставать ему не хотелось _ в избушке было холодно и сыро.

Бедного обижать _ себе добра не желать.

Высоко над нами зашумел ветер _ предвестник бурана.

Глаза твои _ точно озера.

Упражнение 3. Конструирование текста

1. Прочитайте предложения.

1) А согласно современным научным представлениям, че­ловек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье, до 100-150 лет.

Но, к сожалению, слишком часто многие растрачивают его и разрушают свое здоровье, наносят ему непоправимый вред.

Здоровье человека — самое ценное его достояние!

Нередко о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже значительно подорвано и восстановить его трудно, а иногда и невозможно.

2. Выполните задания 1-10.

1) В каком порядке следует расположить эти предложения, чтобы получился текст ?

а) 3,2, 4,1; 6)4,3,1,2; в) 4, 2, 3,1; г) 1,4, 2,3.

Строение какого слова соответствует морфемной схеме ¬ Ո ^ ^

а) Сожаление; б) сохраняя; в) разрушают; г) значительно.

в) переходом одной части речи в другую;

в) наречие; г) прилагательное.

7) В каком предложении есть прилагательное в форме превосходной степени сравнения?

8) В каком предложении оба главных члена выражены одной и той же частью речи ?

9) Укажите пример со связью примыкание.

а) Непоправимый вред; 6) значительно подорвано;

в) сохраняя работоспособность; г) разрушают здоровье.

10) У какого предложения правильно охарактеризованы синтаксиче­ские признаки?

а) Предложение 1 — простое, двусоставное, осложнено деепричастным оборотом.

б) Предложение 2 — односоставное, неопределенно-личное, с однородными сказуемыми.

г) Предложение 4 — сложноподчиненное, состоит из двух частей: первая — главная, вторая — придаточное времени.

Упражнение 4. Средства выразительности

10) экспрессивно окрашенные слова

а) Он, казалось, общался с душами этих предметов: карбюратор доверчиво раскрывал ему свои тайные думы, редуктор начинал разговаривать как-то просительно и вкрадчиво, а дроссель смущенно затихал и, словно пристыженный ученик, обещал больше не шалить.

б) Искусство помогает нам познать мир. Искусство помогает нам познать самих себя. Отрицая красоту, человек замыкается в тесном кругу кухонных забот. Отвергая высокое, человек теряет вечность.

в) Подобные воззрения стали типичными для нас: ну, срублю я дерево, ну, сорву я цветок, от этого никому плохо не будет! Многие рассуждают примерно так: дескать, мое здоровье — это мое личное дело, хочу — занимаюсь спором, хочу — не занимаюсь, никому в этом отчитываться не собираюсь.

д) Человек, жаждущий принести себя в жертву во имя общего блага, может оказаться самым страшным злодеем, если стремление к жертве продиктовано не бескорыстной любовью, а тщеславием. Если человек с одинаковой вежливостью улыбается и добряку, и негодяю, то я сильно сомневаюсь, что такая вежливость лучше хамства.

ж) Научимся ли мы по достоинству дорожить тем бесценным сокровищем, счастливыми обладателями которого мы стали? Но всегда ли эти красивые слова согреты искренним чувством?

з) Это мерзкое тунеядство, этот слепой эгоизм может привести нас к самым катастрофическим последствиям. В плеяде великих творцов торжественно сияет его имя.

и) Решение этой проблемы стало камнем преткновения для мно­гих поколений. Это открытие разрушило, словно карточный домик, прежние представления об устройстве мироздания.

к) Еще в детстве он прочитал всего Руссо, и учение выдающе­гося философа внутренне переродило его. Но он не бросил шпагу, напротив, он с утроенной энергией стал искать едва не выпавшую нить истины.

Упражнение 5. Работа над текстом

1. Прочитайте текст.

А в результате, согласно статистике, количество наркоманов растет, страна деградирует, врачи, учителя, родители бьют тревогу.

Но только на этот набат мы отзываемся самым нелепым образом: мы строчим во все стороны из деревянных автоматов. (12) Серьезную проблему мы превратили в шоу, в тему для беседы. (13) А мне кажется, что об этом нужно меньше говорить. — нужно учиться жить так, чтобы эта тема исчезла из нашей жизни. (14) Если че­ловек активно занимается спортом, если он увлечен искусством, много читает, если его жизнь — это радостное творчество, то невозможно представить, что он добровольно все это у себя отнимет!

Не бороться нужно с наркоманией, а учить человека счастью.

Счастливые люди не пьют, не курят, они с упоением вдыхают каждый миг жизни, это для них — яркое небо, солнечное тепло, плеск речной волны, шепот любовного признания, детский смех.

Необходимо воспитывать молодого человека именно так, чтобы он понимал, что в этом вечном созидании жизни, в этом вечном и радостном строительстве своего дома, своей духовной отчизны и есть высшее счастье. (18) Не с лозунгами нужно ходить и не проводить конкурсы рисунков, где дети вместо смеющегося солнца рисуют каких-то уродцев, околевающих в стеклянном корпусе шприца.

(19) Счастье — вот главное оружие против всякого порока, жизнь, заполненная величественной музыкой созидания, — вот территория света, где никто не слышал и никогда ничего не услы­шит про наркотики. ( А . Торопов )

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1) Какое высказывание искажает смысл текста ? .

а) Зачастую борьба против наркомании превращается в рекламу этого страшного порока.

б) Человек, который счастливо живет, никогда не станет губить свою жизнь.

в) Счастье человека заключается в созидании своей жизни.

г) Проблема детской наркомании не настолько серьезна, чтобы ее обсуждать в печати.

2) Что, по мнению автора, мешает вести эффективную борьбу против наркомании?

а) Чрезмерное внимание к этой проблеме со стороны СМИ;

б) плохое взаимодействие семьи и школы;

в) плохая информированность населения о вреде наркомании;

г) отсутствие действенных мероприятий, вовлекающих человека в творческое созидание.

3) Определите стиль и тип речи этого текста.

а) Художественный, описание;

б) публицистический, рассуждение;

в) научный, описание;

г) разговорный, повествование.

В каком предложении есть фразеологизм ?
а) 4; 6)9; в) 14; г) 19.

в) внешне незаметный, зато действенный;

г) разрозненный, несогласованный.

6) В каком высказывании неверно охарактеризованы языковые средства этого текста?

а) Риторический вопрос (предложение 6) позволяет автору выделить важный аспект в рассматриваемой проблеме.

б) С помощью однородных сказуемых (предложение 8) автор показывает, каких серьезных усилий требует действенное решение проблемы детской наркомании.

г) Развернутое сравнение (предложение 18) наполняет текст смысловыми комплексами, связанными с изображением теплого солнечного дня.

Укажите средство связи между предложениями 12 и 13.
а) Вводное слово; б) союз и указательное местоимение;
в) личное местоимение; г) контекстный синоним.

В каком примере проявляется авторская ирония ?

9) Каким предложением из текста следует проиллюстрировать это высказывание?

а) 3; б) 13; в) 16; г) 18.

10) В каком предложении автор рассказывает о том, как следует решать важную социальную проблему, о которой он пишет в своей статье?

а)1; 6)5; в) 11; г) 13.

Упражнение 6. Создание сочинения-рассуждения

Напишите сочинение-рассуждение по тексту из предыдущего упражнения.

1. Вступление. Формулировка проблемы.

2. Комментированный пересказ исходного текста.

О борьбе с наркоманий мы слышим постоянно. Но очень часто эта борьба превращается в своеобразную рекламу. Автор спрашивает: «Не оборачивает ли такая агитация

С его точкой зрения трудно не согласиться. Если человек живет интересной и яркой жизнью, если у него каждый день наполнен радостью творческого созидания, то, естественно, он

3. Авторская позиция.

Автор стремится донести до нас важность поднятой им проблемы, поэтому каждое слово наполнено живым чувством. Мы явственно ощущаем и едкую иронию, и горечь, и гражданский пафос.

4. Аргументация собственного мнения.

5. Заключение. Главная мысль текста.

Упражнение 7. Самостоятельная работа :

1. Прочитайте текст.

(1) Когда я вижу курящую девушку, я отворачиваюсь с тяжелым сердцем. (2) Когда я вижу молодого человека, который, поднявшись на третий этаж, задыхается, мне становится грустно. (3) Когда я вижу безусых юнцов, которые, оседлав скамейку, с жадностью гло­тают сизый дым, я испытываю чувство безысходности. (4) Я нико­му не делаю замечаний, не ворчу, не читаю проповедей, потому что явственно ощущаю, какая могущественная сила всеобщего оболва­нивания противостоит вроде бы очевидной, бесспорной, но, увы, почему-то беспомощной логике жизни. (5) Сегодня, в пору тоталь­ной грамотности, уже набили оскомину предостережения медиков о вреде курения, все прекрасно об этом знают, все знают о пользе физкультуры. (6) Но это знание почему-то не спасает человека от разрушительных действий. (7) Почему?

(8) Мне кажется, что мы не до конца осознаем свою ответствен­ность перед жизнью. (9) Одним из главных достижений современ­ного общества является свобода личности. (10) Сегодня человек сбросил с себя многовековое иго духовного рабства. (11) Раньше он слепо подчинялся обрядовым предписаниям, ритуалам, обычаям, теперь — сам выбирает себе жизненный путь, сам определяет для себя ориентиры. (12) Но, скинув ярмо средневековых запретов, че-

ловек не стал по-настоящему свободным, не хватило у него для этого силенок, и он позволил, чтобы его заковали в цепи. (13) Подумайте, почему подростки начинают курить? (14) Табачный дым горек, про­тивен, но юноша, преодолевая неприятные чувства, все-таки тер­пит эту пытку. (15) Очевидно, есть какая-то необходимость, которая заставляет его делать это. (16) Какая же это необходимость?

(17) Курение воспринимается как показатель мужественности, взрослости. (18) Юноша с сигаретой как будто бы приобретает иной статус: он теперь не ребенок, не мальчик, он мужчина. (19) И много­численные табачные компании изо всех сил культивируют герои­ческий облик курящего человека. (20) Интерес табачных магнатов понятен: чем больше люди курят, тем выше их прибыли. (21) Но почему человек тратит деньги на то, что ему укорачивает жизнь? (22) Никто же не тащит нас силком в магазин, напротив, на каж­дой пачке сигарет понятными словами нас недвусмысленно преду­преждают о грозящей опасности! (23) А вот в этом пренебрежении беспомощным вскриком разума как раз и выражается наша безот­ветственность, наша несвобода. (24) Нам внушили глупую, нелепую идею о том, что курить может только сильный, прошедший огонь и воду мужчина, а маменькины сынки пусть пьют парное молоко и со­сут карамель. (25) Посмотрите на героев популярных кинофильмов: они отважны, дерзки, обаятельны и всегда окружены клубящимся ореолом табачного дыма. (26) Многие люди покорно склонились перед этим настырно вбиваемым в голову предрассудком. (27) Сво­боду жить, радоваться жизни они трусливо обменяли на свободу гу­бить, разрушать свою жизнь. (28) Человек, который не рассуждает, не задумывается, легко становится добычей заразной моды, так на­зываемых современных веяний , искаженных ценностей.

2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1) Что, по мнению автора текста, заставляет молодых людей на­чинать курить?

а) Стремление к риску;

б) недоверие к предупреждениям медиков;

в) отсутствие просветительской работы среди подростков;

г) желание соответствовать идеалу настоящего мужчины.

2) В каком фрагменте явственно ощущается авторская ирония ?

3) Определите стиль и тип речи этого текста.

а) Публицистический, рассуждение;

б) художественный, описание;

в) разговорный, повествование;

г) научный, рассуждение.

а)3; 6)5; в) 22; г) 26.

5) Какие три из пяти названых средств правильно проиллюстрированы примерами из текста?

вопросы (предложения 13, 16);

5) риторическое обращение (предложение 25).
а) 1,4, 5; 6)2,3,4; в) 1,3, 4; г) 1,2,3.

6) В каком предложении выражена главная мысль этого текста ?
а) 6; 6)17; в) 20; г) 30.

3. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту, опираясь на схему, которую мы использовали в предыдущем упраж­нении.

Читайте также: