Келпук мучи сочинение на чувашском

Обновлено: 02.07.2024

Обучающие: 1.Выявить основные этапы и факторы становления личности Я.Г.Ухсая и формирования его мировоззрения.

2. Раскрыть значение устного фольклора как педагогического источника литературно-поэтического творчества Я.Г.Ухсая.

3. Охарактеризовать этнопедагогические идеи в литературно-поэтическом творчестве Я.Г.Ухсая.

4. Обосновать этнопедагогическую аксиологию содержания произведений Я.Г.Ухсая.

Развивающие: формирование у учащихся этнокультурных ценностей.

Воспитательные: воспитание любви к родной земле, к Родине, к народам, понимание труда как высшей человеческой ценности; воспитание личности в неразрывной связи с семьей, родом, Родиной.

Приветствие Добрый день! Представление гостей нашего урока.

первый этап - детские годы (1911-1919 гг.) - становление личностных качеств в этнопедагогическом пространстве семьи с ее традиционным укладом (многодетность, почитание старших, раннее воспитание детей трудом и примером взрослых) и сельского социума (общесельские праздники, обряды и др.);

третий этап - учеба на литературном факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1930-1933 гг.) - посещение лекций JL Леонова, Ф. Гладкова, А. Афиногенова, Н. Асеева, В. Казина, освоение теории стихосложения и создание первых поэтических произведений;

четвертый этап (1934-1940 гг.) - непосредственная практическая педагогическая деятельность в качестве учителя чувашского языка и литературы в образовательных учреждениях Башкирской и Чувашской АССР, литературная деятельность - осмысление идей и ценностей народной педагогики и путей их реализации в педагогической деятельности, отражение педагогического опыта в поэтических произведениях, в том числе в произведениях для детей;

пятый этап (1941-1947 гг.) - участие в Великой Отечественной войне и восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы - формирование общественно-политических и поэтических взглядов поэта, обусловленных реальными событиями в истории страны и чувашского народа;

Одно из главнейших, определяющих черт поэзии Я.Ухсая-полная слитность с народной жизнью. Родная земля дала ему больше:народный взгляд на жизнь,наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и не правде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течении столетий.

Педагоги-классики И.Я.Яковлев,Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, Песталоцци, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой.

к родному краю нужно подтверждать конкретными делами,

а не только словами. Если ты действительно любишь

свое село, свой город, докажи это повседневным честным трудом.

Так учит Ухсай. Поэт воспевает людей, посадивших и

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Итак, этнопедагогика изучает:

- основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

- ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

- функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

- факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

- методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

- средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

- организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем - большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

А сынок и впрямь хорош!

Был Кельбук румян, пригож (ребенк как объект и субъект воспитания-

Полный да здоровый. родное дитя)

Жизнь в избенке будет вся

Счастьем с этой ночки,

Потому что родился

Мальчуган в сорочке. (Фактор воспитаня- события -символ)

Есть и сила в кулачке,-

Родинка на локотке,-

Значит, работящий.(Фактор в. - слво)

Мать сыночка своего

И, качая, для него( Средство в.- колыб. Песня)

- Принеси богатство в дом! -

И отрезала ножом

Пуповину смело. (Фактор в. - слво)

- Заведи кошель себе

Да звени деньгами. -

И пошла плясать в избе,

Чтоб сурово наказать

Злые доски пола,

Их поколотила мать

- Боль, отправься к вору в дом! И, печась о сыне,

Обкурила лоб грибом,

Росшим на осине.

Чтоб от смерти сына скрыть,

Чтоб от боли защитить,

Доску взял отец. Слегка

На мороз. Так для сынка

Он салазки справил

Мать не ела ничего,

Плакала над сыном,

Салом мазала его,

В сильном он роду рожден -

Лист от прочной ветки.

Был он крепок и силен,

И здоров, как предки.

Мчалось время день за днем.

Просидели мать с отцом

Выскочил во двор отец.

Тут же у порога

Он одну из трех овец

Отдал в жертву богу.

Он родню, друзей привел.

Чтя обряд старинный,

С ними посадил за стол

За столом сидел Кельбук,

Важно слушал речи

И не выпускал из рук

IV.Обобщение пройденного материала.

Что же послужило в формировании этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая?

- Важными факторами формирования этнопедагогических идей Я.Г.Ухсая явились: язык, обычаи, обряды предков, семейные и народные традиции воспитания, семейные поэтические традиции, сельский социум, поликультурная среда национальной школы.

Актуальность этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая для современного школьного образования определяется их аксиологической сущностью:

1) антропоценность (культовое отношение к Человеку, детям, семье и особенности семейных и родовых воспитательных традиций: уважение к матери и отцу, к старшему поколению, материнская и отцовская педагогика);

2) патриотизм (отношение к этнической родине, родной земле-кормилице, к родному материнскому языку, традициям, обычаям, обрядам, фольклору);

3) ценности труда (труд как смысл человеческой жизни, воспитательно-образовательные трудовые традиции, индивидуальные и коллективные формы, совместный труд со взрослыми, методы, содержание трудового воспитания и обучение ручному ремесленному труду).

Их реализация в образовательном процессе школы способствует развитию диалога культур, духовному развитию народа, повышению его культурного уровня, возрождению национальных традиций, развитию интереса к народному литературно-поэтическому творчеству.

1.Доминантой литературно-поэтического творчества Я. Г. Ухсая являются следующие этнопедагогические идеи:

1) гуманистическое отношение к природе, к земле;

2) понимание труда как высшей человеческой ценности;

3) воспитание личности в неразрывной связи с семьей, родом, Родиной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Çĕнĕ Кинчерти пĕтĕмĕшле пĕлÿ паракан тĕп шкул

Описание презентации по отдельным слайдам:

Çĕнĕ Кинчерти пĕтĕмĕшле пĕлÿ паракан тĕп шкул

Çĕнĕ Кинчерти пĕтĕмĕшле пĕлÿ паракан тĕп шкул

Яков Ухсай - чăваш поэзийĕн çăлтăрĕ

Яков Ухсай - чăваш поэзийĕн çăлтăрĕ

Тĕллевсем: 1. Чăваш халăх поэчĕн пурнăçĕпе тата унăн пултарулăхĕпе паллаштара.

Тĕллевсем: 1. Чăваш халăх поэчĕн пурнăçĕпе тата унăн пултарулăхĕпе паллаштарасси. 2. Поэт пултарулăхне паллă çынсем хак панипе паллашасси. 3. Поэт чĕлхин илемне, сăнарлăхне асăрхаса хайлавĕсене хак парасси.

Туссем калаçнă чух, тăван чĕлхемĕм, Шур акăш тĕкĕ евĕр эс çемçе. Санпа ман ха.

Туссем калаçнă чух, тăван чĕлхемĕм, Шур акăш тĕкĕ евĕр эс çемçе. Санпа ман халăх чунĕпе илемлĕ Çÿрет çÿлте те çĕр çинче вĕçсе. Юрланă чух сассу хитре те уçă, Каять вăрман та, хир те янраса, Чулсем çинчи канми-тăми çăл-куçĕ Юхса йăпаннă пек сассу таса

Яков Гаврилович Ухсай (1911-1986)

Яков Гаврилович Ухсай (1911-1986)

Мария Ухсай хĕрĕсемпе

Мария Ухсай хĕрĕсемпе

Ухсай – пысăк поэт! Чăн-чăн халăх поэчĕ. Унăн сăвви-юрри халăх сăмахлăхĕ ма.

Ухсай – пысăк поэт! Чăн-чăн халăх поэчĕ. Унăн сăвви-юрри халăх сăмахлăхĕ майлă янăрать. Халăха пĕлмесĕр, унăн сăмахлăхне ăнланмасăр, çавăн пек çепĕç, янăравлă, сăнарлă çырма çук. Çавăнпа вăл чăваш поэчĕ çеç мар, Раççей поэчĕ пулса тăрать. А.Твардовский, М. Исаковский, А. Прокофьев, А.Малышко, Петрусь, Бровка… Çак ретре тăрать чăваш поэчĕ Яков Ухсай. (Егор Исаев )

Ухсай поэзийĕнче тăван уй-хирсен, ешĕл вăрмансен, шăнкăр-шăнкăр çăл куçс.

Ухсай поэзийĕнче тăван уй-хирсен, ешĕл вăрмансен, шăнкăр-шăнкăр çăл куçсен, тăрă кÿлĕсен çепĕçлĕхĕпе илемлĕхĕ, чăваш халăхĕн ĕçченлĕхĕпе типтерлĕхĕ, кирек мĕнле йывăрлăхра та халăхăн сÿнми ĕмĕчĕ, пулас çутă кунсен шанчăкĕ палăрать, чăваш çĕр-шывĕпе унăн çыннисен пурнăçĕ курăнать. (И.И.Иванов)

Поэтикăллă формăллă пысăк хайлавсенчен эпĕ чăваш поэчĕн Я.Ухсайăн «Кĕлпу.

Якку Ухсай – чăн-чăн халăх поэчĕ, пирĕн çĕр-шывăмăрăн нумай нациллĕ литерат.

Танлаштарусем: Тип улăм çинĕ пек сирĕн сăввăр. Кăвак кăвар пек сан сенкер куç.

Танлаштарусем: Тип улăм çинĕ пек сирĕн сăввăр. Кăвак кăвар пек сан сенкер куçу. Кăвакарчăн пĕсехи пек кăн-кăвак пурçăн тутăр. Тăрна карти пек ушкăн шухăш. Ват ăмăрт кайăк пек атте-аннемĕр. Авмак çăра куç харшисем Пĕкĕльмере пĕветнĕ пĕкĕ пек. Шур Атăл хĕрринчи тирек пек шавлă Такмаксем чĕртетĕп чĕрере. Аслатилле кĕрлев пасар çине Хумсем пек ыткăнать.

Метафорăсем Хĕл сивви хĕр пек илемлĕ тĕрленĕ кантăка. Вĕри тăхланлă тăвăл çир.

Сăпатлантарусем: Кураттăм асамат кĕперĕ Тăва кÿлсе утланнине. Таçти-таçти хи.

Сăпатлантарусем: Кураттăм асамат кĕперĕ Тăва кÿлсе утланнине. Таçти-таçти хитре эрминккере Кĕтеççĕ ăшă кĕрĕксем пире. Хура пÿртре ман пурнăç Сывларĕ мăкăрланнă тĕтĕмпе. Ыталанса лараççĕ ик тирек. Пĕр юрă çеç чуна хĕртсе вут хурĕ.

Эпитетсем: шапа сассиллĕ пăчă сывлăш ыйхăллă тÿшек шăлтăр-шăлтăр шăллă сивĕ ç.

Эпитетсем: шапа сассиллĕ пăчă сывлăш ыйхăллă тÿшек шăлтăр-шăлтăр шăллă сивĕ çавра çилсен юппиллĕ тусан карма çăварлă çилсем

Анафора Ман мар хура çунатлă кайăк, Ман мар хура тăманлă каç. Хăш чух пиçен.

Эп сана вут ăшĕнчен вăраххăн Юратса ĕненнине кура Инкексем пулсан та, çÿçĕм м.

Ака-суха туса ÿстертĕм тырă, Унтан пĕçернĕ кăпăш çăкăра Чĕлшер касса çырма пу.

Ака-суха туса ÿстертĕм тырă, Унтан пĕçернĕ кăпăш çăкăра Чĕлшер касса çырма пуçлатăп юрă Сап-сарă çулçă ÿкнĕ вăхăтра. / / / / / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / / / / / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / / / / / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / / / / / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Эпитетсем: шапăр-шăпăр çумăра, йÿле пилĕк, транкки-транкки сикнипе, шĕвĕ пылч.

Эпитетсем: шапăр-шăпăр çумăра, йÿле пилĕк, транкки-транкки сикнипе, шĕвĕ пылчăк, йĕм те чăп-чăпар, ачаш çиллипе, шĕвĕр пÿрнипе, вăйлăрах та чĕрĕрех çĕр те пĕлĕт те тĕнче. Танлаштару: тиха пекех кĕçенет. Сăпатлантару: сассем тавлашса саланаççĕ, янратаççĕ сывлăша, вăй пырса кĕрет, вăй ÿтре кĕçенет. Гипербола: çичĕ вăй пырса кĕрет, çичĕ çамрăк вăй ÿтре.

Эпинафора : Çичĕ çамрăк вăй ÿтре Тиха пекех кĕçенет, Кĕçенет те уй-хире Савă.

Эпинафора : Çичĕ çамрăк вăй ÿтре Тиха пекех кĕçенет, Кĕçенет те уй-хире Савăнса чупма чĕнет.

Кĕмĕл кайăк вĕçет Шупашкар тавралла – Ун паян Кĕсле ту тăррине каймал.

Кĕмĕл кайăк вĕçет Шупашкар тавралла – Ун паян Кĕсле ту тăррине каймалла. Сывă пул, тăван кил, анлă Атăл, сыв пул, Яш çăкаллă урам, ĕмĕрех ешĕл юл. (Ю.Сементер)

 Ĕçе хатĕрлекенĕ: Чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекен Краснова И.Ф.

Ĕçе хатĕрлекенĕ: Чăваш чĕлхипе литературине вĕрентекен Краснова И.Ф.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 575 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.05.2018 1042
  • PPTX 1.4 мбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Краснова Ирина Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2 Биография Яков Гаврилович родился 26 ноября 1911 года в с.Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан. С 1940 года жил в Чебоксарах.Яков Гаврилович родился 26 ноября 1911 года в с.Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан. С 1940 года жил в Чебоксарах. Он был одним из ведущих поэтов Чувашии. Им написано и издано свыше 60 книг стихов, поэм, очерков и статей, посвященных творчеству К.Иванова, публицистические статьи и очерки, драматические произведения и художественные переводы. Его произведения любимы не только у нас, но и за рубежом.Он был одним из ведущих поэтов Чувашии. Им написано и издано свыше 60 книг стихов, поэм, очерков и статей, посвященных творчеству К.Иванова, публицистические статьи и очерки, драматические произведения и художественные переводы. Его произведения любимы не только у нас, но и за рубежом. Яков Гаврилович Ухсай за трилогию "Звезда моего детства" стал лауреатом Государственной премии России им. М.Горького, Государственной премии Чувашской Республики им. К.В.Иванова.Яков Гаврилович Ухсай за трилогию "Звезда моего детства" стал лауреатом Государственной премии России им. М.Горького, Государственной премии Чувашской Республики им. К.В.Иванова.

4 Он избирался в состав руководящих органов Союза писателей Чувашии, России. Участник Великой Отечественной войны. За большие заслуги в развитии чувашской литературы его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашии. Яков Ухсай был удостоен в 1950 году звания народный поэт Чувашии. Является Заслуженным деятелем искусств Чувашской Республики. Награжден также орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, "Знак Почета", медалями.Он избирался в состав руководящих органов Союза писателей Чувашии, России. Участник Великой Отечественной войны. За большие заслуги в развитии чувашской литературы его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашии. Яков Ухсай был удостоен в 1950 году звания народный поэт Чувашии. Является Заслуженным деятелем искусств Чувашской Республики. Награжден также орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, "Знак Почета", медалями.

6 Музей Я.Г.Ухсая Музей Я.Г.Ухсая заново открыт к 95-летию поэта и начал действовать в декабре 2006 года. В музее экспонируются рукописи поэта, фотографии, воспоминания, этнографические предметы быта чувашского народа: одежда, обувь, посуда и т.п.Музей Я.Г.Ухсая заново открыт к 95-летию поэта и начал действовать в декабре 2006 года. В музее экспонируются рукописи поэта, фотографии, воспоминания, этнографические предметы быта чувашского народа: одежда, обувь, посуда и т.п. Перед музеем расположен бюст поэта скульптора С.Н. КадикинаПеред музеем расположен бюст поэта скульптора С.Н. Кадикина

7 Его библиография Книга написанная его женой Марией Ухсай. Акăшкўл- Лебяжье озеро. Яков Ухсай – Тутимер Собрание сочинений.

10 Похоронен Яков Гаврилович Ухсай на родине в селе Слакбаш, по своему завещанию на Гусли-горе.Похоронен Яков Гаврилович Ухсай на родине в селе Слакбаш, по своему завещанию на Гусли-горе.

Ухсай Яков Гаврилович

Чувашский писатель, член Союза писателей СССР (1938), заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1945), народный поэт Чувашской АССР (1950), лауреат Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова (1971), лауреат Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького (1972), участник Великой Отечественной войны.

Родился в с. Слакбаш (Слакпуç) Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан).

Я. Ухсай – выпускник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1933-1936 гг. работал в редакции газеты "Коммунар", издававшейся в Москве, сотрудником Научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. М. Гафури при Совнаркоме Башкирской АССР. В 1937-1939 гг. преподавал чувашский язык и литературу в Батыревском и Ульяновском педагогическом училищах. С 1940 г. жил в г. Чебоксары, работал редактором в Чувашском государственном издательстве (1940-1941), в редакции журнала "Тăван Атăл" (1946-1948). В 1941 г. добровольцем ушел на фронт бойцом обронительного батальона. Затем был военным корреспондентом. Демобилизовался в июне 1946 года.

Я. Ухсай писал о творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, М.К. Сеспеля, Г.М. Тукая, Х.Ф. Туфана, С.Ф. Кудаша, М.М. Джалиля и др., переводил их произведения. Успешно работал и в публицистике. Цикл его статей "Думы о земле" включает: "Трагедия малых рек", "Была река красивой…", "Когда земля плачет", "О лесах, водах и заводах…", "Когда равнодушие становится преступлением" и др., которые актуальны и сегодня.

Основные издания: "Акăшкӳль" (Агашкюль), "Ача чухнехи çăлтăрăм" (Звезда моего детства), "Ӗмӗт" (Мечта), "Кӗлпук мучи" (Дед Кельбук), "Тутимӗр", "Шуйттан чури" (Раб дьявола), "Сăвăсемпе поэмăсем" (Стихи и поэмы), "Суйласа илнисем" (Избранные произведения: в 3-х т.), "Çӗр" (Земля), "Çул" (Дорога), "Ту урлă çул" (Перевал), "Хура тăпра" (Черная земля), "Дед Кельбук", "Сельбийский родник", "Перевал", "Сельские поэмы", "Избранные произведения" (в 2-х т.), "Ҫырнисен пуххи" (Собрание сочинений: в 7-и т., сост. О.Я. Ухсай), "Самана" (Эпоха) и др.

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, "Знак Почета", Красной Звезды, медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и Чувашской АССР. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1984). Имя Я. Ухсая носят улица, сквер и Дворец культуры в г. Чебоксары. В родном селе Склакбаши (Республика Башкортостан) и в с. Карачево Козловского района Чувашской Республики действуют музеи, созданные его дочерью О.Я. Ухсай. На доме, где он жил (пр. Ленина, 14), установлена мемориальная доска.

Библиография (труды):

    / Я. Г. Ухсай. – Шупашкар, 1955. – 236 с. / Я. Г. Ухсай : трилоги / Я. Г. Ухсай. – Шупашкар, 1973. – 192 с.
  1. Ухсай, Я. Г. Вӑрҫӑ хирӗнче : сӑвӑсем / Ухсай Яккӑвӗ. - Шупашкар : ЧАССР государство издательстви, 1943. - 37 с.
  2. Ухсай, Я. Г. Ӗмӗт : роман / Я. Г. Ухсай. – Шупашкар : Чӑваш АССР государство издательстви, 1941. – 104 с. обл. / Яков Ухсай. – Шупашкар : Чӑваш АССР гос-во изд-ви, 1958. – 203 с. / Ухсай Яккӑвӗ. - Шупашкар : Чӑваш АССР государство издательстви, 1941. - 74 с. / Ухсай Яккӑвӗ сӑвӑласа ҫырнӑ. - Шупашкар : ЧАССР государство издательстви, 1943. - 66 с
  3. Ухсай, Я. Г. Самана : поэмӑсем / Яков Ухсай. – Шупашкар, 1956. – 101 с.
  4. Ухсай, Я. Г. Сӑвӑсемпе поэмӑсем / Ухсай Яккӑвӗ. – Шупашкар, 1947. – 315 с.
  5. Ухсай, Я. Г. Çырнисен пуххи / Я. Г. Ухсай. – Шупашкар, 2005. – 446 с. обл.
  6. Ухсай, Я. Г. Ту урлă çул : роман / Я. Г. Ухсай. – Шупашкар, 1986. – 327 с. обл. / Ухсай Яккӑвӗ. – Шупашкар : Чӑвашгосиздат, 1941. – 160 с. / Ухсай Яккӑвӗ. - Шупашкар : Чӑвашгосиздат, 1941. - 152 с. / Ухсай Яккӑвӗ. - Шупашкар : Чӑвашгосиздат, 1941. - 107 с. : [сăвă] / Яков Ухсай // Вăрçăра : калавсемпе сăвăсем. – Шупашкар, 1968. – С. 212 ; çавах // Паттăрлăх кунĕсем. – Шупашкар, 1995. – С. 3. : [сăвă] / Яков Ухсай // Вăрçăра : калавсемпе сăвăсем. – Шупашкар, 1968. – С. 211. : [сăвă] / Яков Ухсай // Вăрçăра : калавсемпе сăвăсем. – Шупашкар, 1968. – С. 213-214. / Я. Г. Ухсай ; пер. с чув. Л. Пеньковского и Н. Чуковского. – Москва : Современник, 1984. – 148 с.
  7. Ухсай, Я. Г. Сельбийский родник : поэмы / Я. Г. Ухсай. – Чебоксары, 1970. – 143 с. обл. / Я. Г. Ухсай // Чувашские национальные головные уборы и украшения [Изоматериал] / [сост.] З. И. Воронова ; худож. И. П. Андреева. – Чебоксары, [2008]. – С. 16. : [отрывок] / Яков Ухсай ; пер. А. Дмитриева // Знаменосцы мира. – Чебоксары, 1985. – С. 7-17. / Яков Ухсай // Родная поэзия : избранные стихотворения советских поэтов народов СССР. - Москва, 1966. - С. 537-542.

Библиография:

© 2009-2022 Национальная библиотека Чувашской Республики. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

Читайте также: