Каждый человек сам себя воспитать должен сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Период, охватывающий конец пятидесятых – начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности, был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым

в его романе “Отцы и дети”, отра-зившем главный идейный конфликт эпохи – конфликт между воззрения-ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм.

Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением

ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка, но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам, отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров – типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора он осуществляет акт самовоспитания.

Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться. Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор или умереть. Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов – в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию.

Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина. “Новые люди” – Лопухов и Кирсанов – также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям, если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” . То есть речь идет уже не о нигилисте, а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно.

Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова:

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

В романе Базаров одинок, и в этом еще одна его трагедия. У него есть ученики, — правильнее будет сказать, были. Аркадий увлекся его взглядами, только отдавая дань молодости. В конечном результате он остался верен аристократическим взглядам, заложенным в него с детства. В конце романа он женится и начинает по-новому вести хозяйство. Ситников и Кукшина — это скорее пародия на демократов, чем настоящие демократы. Одни только родители любят своего сына таким, какой он есть.

В. конце романа Базаров умирает. Такой финал был неизбежен. Перед смертью Базаров переосмысливает свою жизнь и находит, что он ненужный человек для России.

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Проблема отцов и детей

Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности, был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Проблема семьи

Сочинение на тему каждый человек сам себя воспитать должен

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. ЦИЦЕРОН Итак, вы решили заняться самовоспитанием! В чем его суть и каковы его задачи? Самовоспитание – это сознательная, планомерная работа над собой, она направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личному развитию. Прежде чем приступать к этой нелегкой работе, необходимо проанализировать черты своего характера, подумать, какие именно надо изменить, какие новые качества воспитать в себе. И только потом можно ставить перед собой практические цели самосовершенствования. И есть первая преграда, первое препятствие – лень. Не зря говорят: “Лень – мать всех пороков”. Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть ваше “НАДО” перейдет в “ХОЧУ”, “ХОЧУ” – в “МОГУ”, а “МОГУ” – в ДЕЛО. Если вы хотите, чтобы определенная манера поведения стала привычкой – упражняйтесь в этом поведении изо дня в день, систематически. Одна из составных частей самовоспитания – самовнушение, т.е. внушение себе определенных мыслей и связанных с ними состояний. С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствиями, преодоление чувства неуверенности, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать, – все это в разной степени результат самовнушения. Механизм самовнушения прост: “Мне хорошо”, “Я бодр”, “Я спокоен” и т.д. В самовнушении основная роль принадлежит слову как средству воздействия на состояние организма. Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Причем, отрицательная частица “не” в словесных формулах исключена. При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в то же время каждую фразу в разных вариациях необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно, при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то.что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается. После каждой фразы следует делать паузу. Только соблюдая эти правила, систематически тренируясь, вы сможете овладеть навыком психологической саморегуляции и путем самовнушения сформировать у себя желаемые результаты. Приведу формулу для самовнушения собранности и веры в свои силы, например, перед серьезным, ответственным мероприятием. Накануне вечером, перед сном, а также утром, после пробуждения, сделайте следующее самовнушение: “…Я спокоен… Я совершенно спокоен… Я готов к этому дню… Я готов к этому мероприятию… Все основные моменты продуманы… Я собран и внимателен… Я способен сосредоточиться на любом вопросе… Я хорошо подготовлен к этому мероприятию… Я верю в свои силы… Верю в свои возможности… Все хорошо… Я спокоен…” Принцип тот же: не навреди Самовнушение бывает разным: неосознанным (пассивным) и осознанным (активным), полезным и вредным. Известны факты, когда самовнушение надолго приковывало человека к больничной кровати, делало его инвалидом, а иногда и сводило в могилу. И напротив, в ряде случаев самовнушение помогало исцелению, выздоровлению человека. Серьезное влияние оказывает и режим дыхания. Ритмическое, спокойное полное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например эмоционального. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека есть как прямая, так и обратная связь. Например, при волнениях и сильных эмоциональных переживаниях происходит задержка дыхания: оно становится прерывистым, и наоборот, человеку в спокойном состоянии свойственно ровное дыхание. И наоборот – ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния. Чтобы успокоиться, снять мешающее волнение, установите ровное и глубокое дыхание. Не забывайте делать паузы между вдохом и выдохом. Это снимет волнение или значительно ослабит его, поможет сосредоточиться. Помни о законах Ритма!

Споры на тему воспитания всегда были и будут актуальны, так как у каждого человека есть своё личное мнение по этому поводу. "Воспитать себя" - это значит, прежде всего, построить свою систему ценностей, выработать в себе соответственные черты характера , поставить перед собой определённую цель в жизни. Так, это действительно важно, и , на мой взгляд, выбрать направление в этом должен сам человек, так как он лучше понимает то, чего хочет его душа. Именно поэтому я считаю, что каждый из нас, действительно , должен сделать себя сам, о чем и говорится в высказывании: "Всякий человек сам себя воспитать должен".

Чтобы получше разобраться в этой теме, нам следует обратиться к роману Ивана Александровича Гончарова "Обломов", где главный герой, Илья Ильич, хоть и является дворянином, имеет неплохое образование, но из-за недостатка самовоспитания никак не реализует свой потенциал.

В то же время его друг, Штольц, очень самостоятелен и активен. Отец Андрея Ивановича считал, что нужно относиться к сыну со всей возможной строгостью, и это подтолкнуло Штольца к самовоспитанию. Так, он вырос очень деловым человеком, который имеет определённую цель в жизни систему приоритетов. Самое главное, что он твёрдо и уверенно идёт к этой поставленной цели. Однако, глядя на Обломова, хочется отметить, что характерной чертой самовоспитания является также устранение собственных недостатков, умение перешагнуть через себя ради личностного прогресса.

Подводя итоги, можно с уверенностью заявить, что самовоспитание действительно нужно каждому, так как оно позволяет подавить в себе недостатки, сформировать свою систему ценностей, характер, поставить перед собой цель и идти к ней. И, прежде всего, это помогает человеку найти самого себя в нашем огромном мире, что тоже немаловажно, а даже скорее должно являться главной целью в жизни каждого из нас.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

2.Блестящая карьера ожидала двадцативосьмилетнего Павла. Вдруг все изменилось… Он страстно влюбился в княгиню Р. Вскоре она охладела к нему. Он терзался и ездил за ней повсюду, вышел в отставку и отправился за княгиней за границу. Он понимал, что поступает как малодушный человек, даже стыдился себя, но любовь поглотила его настолько, что в последние 10 лет он потерял смысл жизни. Эти его годы писатель назвал бесцветными, бесплодными.

3.Аркадий Кирсанов считал, что дядя глубоко несчастлив. Евгений же в ответ говорил, что человек, посвятивший всю свою жизнь отвергнутой любви и потерявший способность жить полноценно – это не мужчина. По его мнению, мужчине надо воспитывать в себе стойкость к неудачам, не поддаваться апатии, учиться всегда находить в себе силы, в том числе и в случае неудачной любви.

4.По мнению Базарова, чувство любви – ненужное для человека чувство. Кирсанов не мог избавиться от этого чувства. Он не сумел выработать в себе стойкость духа, пожертвовав своей карьерой ради женщины.Значит, он не умел контролировать себя, не умел справляться с ненужными чувствами, не смог проявить волевые качества. Павел Петрович не воспитал в себе твердости духа.

5.Интеллектуальное самовоспитание, то есть стремление приобрести новые знания, расширить мировоззрение, очень важно для человека. И.С. Тургенев показал своего героя человеком, увлеченным естественными науками и знающим их. Он обращает внимание своего младшего друга Аркадия на явления окружающего мира, на насекомых, на деревья и считает природу мастерской, в которой человек должен быть работником.

6.Труд для Базарова – один из способов самовоспитания. Даже тогда, когда он приехал для отдыха с другом Аркадием в дом его отца – дворянина Николая Петровича Кирсанова – он и тогда не нарушал режим, к которому привык. Вставал рано утром и шел за природным материалом - лягушками, чтобы изучать его. Это ему было необходимо как будущему врачу. Будучи в доме родителей, он тоже работал. Отец и мать даже боялись нарушать его режим работы.

7.Одним из видов самовоспитания является социальное самовоспитание. Базаров получал навыки социального общения, так как он общался в чуждой ему среде. Он вырабатывал в себе сдержанность и стремился быть уравновешенным. Базаров, в отличие от раздражительного Павла Петровича, достойно вел себя во время спора с ним. Он не боялся высказывать собственное мнение человеку, стоящему на иерархической лестнице выше его.

9.Итак, подтверждая свое согласие с мыслью Базарова, я считаю, что человек является строителем своей жизни. Он должен стараться самостоятельно, систематически и сознательно развиваться.

Читайте также: