Каждому следует взять перерыв в год прежде чем начинать свою карьеру сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Пожить один год без экзаменов — это не привилегия, а осознанный выбор

Что вы думаете о gap year?

45% — ничего об этом не знал

38% — где-то раньше слышал

14% — мне это неинтересно

3% — воспользовался бы такой возможностью

Почему вы бы не стали брать перерыв?

53% — это потеря времени

24% — заберут в армию

14% — пропадёт интерес к профессии

Опасения взрослых нельзя считать безосновательными. Новая социальная среда предъявляет свои требования, и подростку приходится нести ответственность за поступки. Но чувство ответственности — качество приобретённое, и, скорее всего, выпускнику придётся несколько раз поступить неправильно, прежде чем он научится заранее предвидеть последствия своих действий. Вопрос лишь в границах неправильного. Поэтому родителям удобнее, если их дети ощутят вкус свободы всё-таки в стенах университета.

Игорь Григорьев, психолог, специалист по возрастной психологии и психологии образования

Тильда Линандер, студентка


Считается, что gap year — это самое лучшее время для того, чтобы попробовать себя в разных профессиональных сферах или, наоборот, окунуться с головой во что-то одно. В старших классах к ученикам часто приходят сотрудники центров занятости и проводят тест на профориентацию. Хотя такие тесты иногда довольно успешно определяют возможные профессиональные склонности человека, ни один из них не покажет, что именно из топ-листа самых подходящих профессий действительно подойдёт. Поэтому пока что тестам на профориентацию выпускники придают такое же значение, как, скажем, онлайн-тестам по соционике. Сегодня ты Достоевский, завтра Есенин, но в целом — творческий.

Игорь Григорьев

Ребятам очень часто просто негде «пощупать"профессию, понять что она из себя представляет. Разговор не о профориентации, когда подросток получает советы о том, куда ему лучше пойти, а о профессиональных пробах. В России они почти не распространены, но могли бы очень сильно помочь подросткам.

Однако говорить о том, что ученик не готов выбрать профессию в 17 лет, тоже нельзя. Это вопрос не взросления, а заинтересованности в какой-то определённой сфере. Ещё в седьмом классе может зародиться такой интерес в физике, что после череды олимпиад ребёнок наверняка отнесёт документы в пять лучших технических вузов города и нисколько не будет сомневаться. Но всякий стимул может пропасть из-за стресса и постоянного страха не оправдать ожиданий.

Игорь Григорьев

Подготовка экзаменам всегда очень интенсивна. Ребята устают, а ожидания окружающих (родителей, учителей) сильно давят и приводят к серьёзному стрессу. Интерес к любой учёбе падает, а социальная значимость поступления в университет приводит к тому, что подросток готов поступить абы куда — лишь бы от него отстали.

Из-за нежелания терять время и рисковать своей репутацией среди сверстников, оценить преимущества перерыва могут только те, кто пропустил год не по собственной воле. Елена Кочур хотела стать ресторатором, но как только поступила, её факультет объединили с другим, переделали программу.

Когда стало ясно, что перевестись до первой сессии в другое место не получится, Елена оставила свой вуз, устроилась на работу в городской суд и начала готовиться к ЕГЭ для поступления уже на другой факультет. И именно в это время ей пришла мысль поменять свой профиль и вместо ресторатора идти на юриста или историка.

Елена Кочур, студентка

Хотя работу было сложно найти, она помогла мне повзрослеть и научиться ценить время. Я бы точно повторила всё, если бы сейчас у меня снова был выбор. Мне этот год перерыва был необходим. Не всегда молодой человек может понять, чего он хочет. Бывает, что я и сейчас не понимаю, но тот опыт был для меня полезным.

Важно также понимать, что западная система образования позволяет студентам подавать документы в вуз в любое время года. То есть наутро после выпускного никто не садится в поезд и не едет поступать. Мы, наоборот, строим планы на летний отдых, учитывая конкретные даты дополнительных экзаменов, и заранее знаем, в какой день нужно будет ждать у монитора заветные списки.

Если вдруг не получится пройти в вуз мечты, надо успеть быстро отнести оригиналы в другое место. И это уже причины, почему год перерыва, скорее всего, не сможет в полной мере защитить русских выпускников от стресса.


Игорь Григорьев

Психологические исследования о gap year говорят о повышении уровня мотивации. Любое изменение социальной ситуации полезно для подростка и способствует его взрослению. Кроме психологических аспектов сложно найти что-то безусловно позитивное: пока у нас действительно мало возможностей сделать так, чтобы gap year пошёл на пользу.

Выбранная для этого номера статья не относится напрямую к институциональным формам дополнительного образования. Gap year не имеет чёткого определения на русском языке (мы предлагаем называть его годовым перерывом) и представляет собой интересный феномен в области построения индивидуальной траектории обучения, карьеры и жизни в целом. Такой путь не во всех странах является привычным и даже социально приемлемым, но все чаще становится поводом для общественной дискуссии. Годовой перерыв может быть использован человеком в разном возрасте и с разными целями, часто связанными с освоением профессиональных и прочих навыков, может быть выражен в форме дополнительного образования. Представленная статья интересна по двум причинам. Во-первых, она носит обзорный характер и хорошо подходит для знакомства с темой. Во-вторых, её авторами являются исследователи из Китая, где осмысление феномена gap year началось относительно недавно и не носит специфики европейских стран или США.

Понятие годовой перерыв (прим. ред. – в оригинале gap year) описывает ситуацию, в которой люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Это стало очевидным элементом развития карьеры в XXI веке. Так как исследования о значении и последствиях годового перерыва практически отсутствуют, мы ставим цель – выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.

Введение

Годовой перерыв как явление впервые возник в 1960-е годы в период расцвета хиппи. Предполагалось, что в этот период молодые люди путешествуют, принимают участие в волонтерской деятельности или работают (Симпсон, 2005). Джонс (2004) считает, что годовой перерыв не сводится только к путешествиям, волонтерской деятельности или временной работе, и потому дает широкое определение: люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Сегодня годовой перерыв стал одной из приемлемых обществом траекторий развития карьеры. Две тысячи служащих за рубежом приняли участие в опросе, в ходе которого выяснилось, что 1/7 респондентов брали перерыв и более 75% из них рассматривают этот вариант (YouGov, опрос, 2004). Проведенное в 2012 году исследование показало, что 73,3% молодых людей хотели бы взять годовой перерыв.

Исследователи данной проблематики в нашей стране (прим. ред. – авторы имеют в виду Китай) концентрируются в основном на феномене туризма (Пирс, 2015), его влиянии на международную культуру общения, социализации или индивидуализации молодежи, однако его воздействие на развитие карьеры упускается ими из виду. Китайский ученый Мао (2015) изучал вопрос о годовом перерыве и считает, что большинство людей, берущих свободный год, – выпускники колледжей и молодые специалисты, которые только собираются устраиваться на работу или уже работают несколько лет, поэтому влияние такого перерыва на развитие карьеры нельзя игнорировать.

В этой статье мы стремимся выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.

Определение и характеристики годового перерыва.

Изначально практику годового перерыва относили к периоду перехода из школы в колледж, когда происходил процесс трансформации подростков в молодых людей (King, 2011). Поступление в колледж является важным эмоциональным опытом для молодых людей, которые рассматривают годовой перерыв как время для решения вопросов, связанных с их первыми годами самостоятельной взрослой жизни (Баньоли, 2009). Со временем концепция годового перерыва изменилась. Годовой перерыв не сводится только к путешествиям и волонтерской деятельности, но может включать в себя множество других видов деятельности, таких как, например, работа на производстве. Он рассматривается как своего рода пауза в построении карьеры и как способ приобрести новые достижения, которые могут значительно обогатить резюме и оказаться полезными для дальнейшего поиска вакансий.

В Китае большинство людей, которые делали годовой перерыв – взрослые. Было проведено небольшое исследование, в котором приняли участие 103 человека, осуществивших годовой перерыв. Только 19 из них – выпускники колледжей, которые имели достаточно времени для того, чтобы взять годовой перерыв после выпуска перед началом работы, а 2/3 участников намеренно взяли перерыв в карьере или воспользовались сменой рабочего места. Важным фактором также является высокая стоимость обучения, поэтому студенты из малообеспеченных семей в это время обычно устраиваются на работу, чтобы иметь возможность накопить нужную сумму для оплаты образования.

Существуют несколько классификаций годового перерыва. Мы будем ссылаться на одну из них (Jones, 2004), предполагающую 5 основных направлений: 1) работа; 2) волонтерская деятельность (может быть оплачиваемой или нет); 3) туризм; 4) обучение; 5) отдых.

Мотивация для взятия годового перерыва.

Причины взятия годового перерыва индивидуальны, но можно выделить несколько общих:

1) отдохнуть от работы или учебы и расширить свой кругозор (основные причины);

2) познакомиться с различными этническими и культурными средами и получить определенные навыки выживания;

3) обогатить свое резюме для получения лучших возможностей для поступления в вуз или трудоустройства;

4) заработать деньги;

5) внести вклад в общество;

6) помогать другим;

7) религиозные убеждения;

8) для решения личных вопросов;

Влияние годового перерыва на развитие карьеры

Влияние годового перерыва на возможности трудоустройства

Возможность трудоустройства связана со способностями поддерживать высокую работоспособность и реагировать на изменения профессий (СЕ Цзинь-Юй, 2005). Возможности трудоустройства детально изучаются для того, чтобы развивать и укреплять личный потенциал и лучше подготовиться к развитию карьеры. Было подтверждено, что годовой перерыв имеет большое значение для расширения возможностей трудоустройства.

Годовой перерыв – это своеобразный способ для молодых людей научиться новому, морально вырасти и созреть, сосредоточившись на развитии ценных личностных качеств в течение этого переходного периода. В это время люди обычно изучают различные карьерные пути и возможности (Johan, 2009).

Годовой перерыв имеет три основных разнонаправленных категории выгоды: для самих молодых людей, для работодателей и для общества. Их довольно трудно измерить. Личные выгоды: 1) повышение эффективности обучения; 2) расширение возможностей трудоустройства 3) развитие навыков или повышение квалификации; 4) приобретение навыков, полезных для повышения качества жизни; 5) увеличение социальной значимости; 6) снижение вероятности отчисления или увольнения в будущем (Джонс, 2004). С точки зрения вопроса развития карьеры, текущие исследования обычно рассматривают повышение возможностей получить работу. Но очевидна нехватка исследований влияния годового перерыва на долгосрочное развитие карьеры и её траектории.

Подтверждено, что годовой перерыв может помочь молодым людям стать более зрелыми и независимыми. Годовой перерыв также может помочь в приобретении навыков социального взаимодействия и общего культурного фона, который необходим в современном мире (Coetzee, 2010). Это – шанс для молодых людей научиться лучше адаптироваться к работе и улучшить личный статус (King, 2011) и, следовательно, увеличить возможности трудоустройства (Heath, 2007). Молодые люди, взявшие годовой перерыв, могут более выгодно выглядеть при поиске работы на фоне одногруппников, так как их уникальный опыт выделяет их среди сверстников (Lyons, 2012). Упомянутый автор отметил, что многие молодые люди находят свое карьерное призвание как раз во время годового перерыва, что говорит о профориентационном значении. Большинство молодых людей, имевшие опыт годового перерыва, считают, что получили возможность поиска свободы, самопознания, значительно расширив кругозор. Годовой перерыв помогает понять, чем молодые люди хотят заниматься, и как найти работу, соответствующую их интересам (Cremin, 2012).

Влияние годового перерыва на поиск работы

Академическая успеваемость больше не является гарантией успеха, и будущие выпускники должны искать другие пути получения коммуникативных навыков и развития личностных качеств, которые работодатели стремятся увидеть в своих потенциальных работниках (King, 2011). Путешествие в странах третьего мира – способ культурного обогащения, который позволяет выделиться на фоне сверстников (Simpson,2005). Молодые люди стремятся лучше использовать годовой перерыв, чтобы впоследствии получить лучшую работу. Годовой перерыв, в основном, видится как возможность приобретения опыта, редко рассматривается как пустая трата времени и не вызывает чувство сожаления. Молодые люди считают, что этот опыт делает их уникальными (Кинг, 2011).

Согласно теории ролевого конфликта, годовой перерыв рассматривается молодыми людьми и работодателями как способ получить карьерное преимущество (Brown, 2003). Эта теория предполагает, что из-за произошедших изменений на рынке труда выпускникам все труднее найти работу сразу после окончания учебного заведения (Heath, 2007). Основы социального взаимодействия показывают, что в конкретной ситуации (например, на собеседовании) молодые люди могут использовать свой уникальный опыт путешествий для привлечения внимания работодателя, особенно если этот опыт демонстрирует наличие личностных черт, которые могут повысить их шансы трудоустройства (King, 2011).

Отношение работодателей к годовому перерыву

Выводы

В настоящее время исследований по вопросам годового перерыва недостаточно. Большинство из них проводились в Англии, Австралии, Америке, Канаде, а в последние годы и в развивающихся странах Южной Америки и Африки. Хотя в последнее время некоторые учёные в Китае начали обращать внимание на необходимость исследований в этой области, научных статей по этой теме очень мало. Лю (Lu, 2013) рассмотрел годовой перерыв с эмпирической точки зрения, но он не учитывал практику годового перерыва в Китае. Ву (Wu, 2015) использует методы качественного анализа для изучения практики годового перерыва в Китае с точки зрения туризма. Но в целом, этого недостаточно, и исследователи должны уделять больше внимания ситуации с годовым перерывом в самом Китае, особенностям китайских молодых людей и эмпирическим исследованиям, полученным из различных источников.

Большинство исследований годового перерыва уделяют наибольшее внимание периоду перехода из школы в колледж. В настоящее время все больше взрослых берут годовой перерыв на разных этапах развития карьеры, что было упущено из виду в имеющихся исследованиях. Хит (Heath, 2007) предложил уделять больше внимания годовому перерыву, который берется людьми в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование практики годового перерыва в других возрастных группах может значительно расширить настоящее понимание концепции годового перерыва.

Стоит сконцентрироваться на исследованиях, посвященных взятию годового перерыва в процессе карьерного роста, например, провести анализ мотивации к уходу с работы или взятия годового перерыва, преимуществ годового перерыва, а также каким образом годовой перерыв влияет на дальнейший карьерный рост отдельного человека и развитие организации в целом.

• Человек может преуспеть в жизни, если умеет работать над вопросами, на которые нет однозначного ответа.

The process of education indeed lasts a lifetime. In today's world, every day there is a huge number of transformations and innovations. We need to constantly educate ourselves. Also it should be noted that the amount of knowledge is so great that it can not be learned in a lifetime.

However, other people think that education is a short process. In their opinion, the knowledge gained at school and university is enough for living. I cannot agree with their point of view, because in an constantly changing world we need to learn something new all the time.

Процесс образования действительно длится всю жизнь. В современном мире каждый день происходит огромное количество преобразований и инноваций. Нам нужно постоянно развиваться. Также нельзя не отметить то, что объем знаний так велик, что его нельзя изучить за всю жизнь.

Однако другие люди думают, что образование - недолгий процесс. По их мнению, знаний, полученных в школе и университет достаточно для жизни. Я не могу согласиться с их точкой зрения, потому что в постоянно меняющемся мире нам необходимо все время изучать что-то новое.

Мой последний учебный год подходит к концу. Мы будем заниматься наукой на следующей неделе. Я еще не решил, чем буду заниматься после школы. А что насчет тебя? Ты уже принял решение? Ты собираешься продолжить обучение или начнешь работать? Где и когда? Надеюсь услышать от тебя вскоре. Кстати, я начал учить французский язык три месяца назад.

Choosing a future profession is a complex matter. I chose the profession of a doctor. I want to continue my education. After school I want to go to medical school.

French is a very beautiful language! Where and how did you start studying it? How much do you know already? Can you tell about yourself in French?

Выбор будущей профессии — сложное дело. Я выбрал профессию врача. Я хочу продолжить обучение. После школы я хочу поступить в медицинский университет.

Французский язык очень красивый! Где и как ты начал его изучать? Как много ты уже знаешь на нем? Можешь ли ты рассказать о себе на французском языке?

Вы удовлетворены оценками, которые Ваш учитель поставил Вам за Ваши письменные работы? Можете ли Вы улучшить их? Довольны ли Вы общим результатом? Может ли Ваш общий результат быть лучше? От чего это зависит?

Будьте готовы выступить с презентацией в классе. Она не должна занимать более пяти минут. Попробуйте сделать вашу презентацию интересной, проиллюстрируйте ее с помощью фотографий, картинок и т.д.

My last school year is coming to an end. We are going to sit Science next week. I haven't decided yet what I'm going to do after school. And what about you? Have you made up your mind yet? Are you going to continue your education or are you going to start working? Where and when? Hоре to.

Are you satisfied with the marks your teacher has given you for your written papers? Can you improve them? Are you satisfied with your total result? Can your total.

Be ready to give your presentation in class. It shouldn’t take longer than five minutes. Try to make your presentation interesting.

*Цитирирование части задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

16 марта 2021

Для выпускников поступление в вуз всегда связано с серьёзным стрессом. На Западе распространена практика годового перерыва перед началом обучения в университете. Чтобы отдохнуть, посмотреть мир и по возможности попробовать себя в разных сферах. Кроме того, всё чаще выпускники высказывают своё недовольство системой, в которой подросток в семнадцать-восемнадцать лет должен заранее распланировать всю свою жизнь и буквально придумать, чем он хочет заниматься следующие лет пятьдесят.


кавычки

Gap year – исторический феномен. В прошлом детей из дворянских семей тоже на некоторое время отправляли за границу набираться опыта. Эта практика стала особенно популярной в 60-е, когда молодые люди после окончания школы желали посмотреть мир и путешествовали по дальним странам. А в основе концепции лежит английская традиция, согласно которой молодые джентльмены катались по миру, налаживая деловые контакты. Как и нынешние gappies, они учились самостоятельности и ответственности, пока сверстники сдавали экзамены и получали профессию. Что здесь хорошо, а что плохо? Посмотрим на плюсы и минусы gap year.

ПЛЮСЫ

Gap year – это возможность перевести дух после изматывающей двухлетней (а то и дольше) подготовки к ЕНТ и экзаменам. Постоянное давление со стороны учителей, родителей истощает эмоционально и физически. Особенно это актуально для отличников, у которых ко всему прочему прибавляются собственные завышенные ожидания. Последствием такого морального прессинга может стать абсолютное нежелание учиться на первом курсе. Поэтому стоит использовать это время, чтобы восстановить подорванное здоровье и через год начать обучение с новыми силами.


Осмельтесь мыслить самостоятельно!

Этот год научит расставлять приоритеты, распределять своё время и деньги в соответствии с ними. В какой-то момент обязательно возникнут трудности, с которыми придётся справляться самому. Это, безусловно, сложно, но позволяет заранее привыкнуть к самостоятельной жизни и пережить все волнения прежде, чем к ним прибавится университетская учёба.


Кто не рискует…

Gap year даёт возможность заняться тем, на что не хватало времени раньше. Это могут быть хобби, языковые курсы или просто чтение взахлёб, о которых забываешь в суете старших классов. Есть время побыть наедине с собой и пожить так, как хочется, не заботясь об оценках, мнении учителей и одноклассников. Может, даже удастся превратить любимое занятие в настоящую профессию.

Учение – свет

Многие выпускники решаются на год перерыва из-за того, что не набирают достаточно баллов на выпускных экзаменах, чтобы поступить в университет мечты. Это время они используют для спокойной самостоятельной подготовки и обучения на курсах. Встречаются и такие, кто принципиально не согласен учиться на платном отделении и занимается, чтобы через год поступить на бюджет.


Культурный шок

В Казахстане существует довольно много программ обмена студентами, на которые всё чаще подаются выпускники и ученики старших классов. В США и Европе школьное образование занимает 12, а то и 13 лет, поэтому для наших выпускников это идеальный вариант: окончив 11-й класс, погрузиться в новую языковую среду, подтянуть свои навыки общения и привыкнуть к взрослой жизни.

МИНУСЫ

Так почему эта практика не прижилась у нас? В Европе и США существует множество программ, которые помогают с пользой провести время. Такие университеты, как Принстон и Гарвард поощряют эту практику и даже предлагают возможность бесплатно поучаствовать во временных исследовательских проектах и сервисных работах. Зарубежные вузы поддерживают gappies, так как, по статистике, они в будущем показывают продуктивность на 23% выше, чем те, кто поступил в университет сразу после школы.


Взрослые боятся, что их ребёнка будут считать неудачником, что он будет бездельничать, ввяжется в плохую компанию и через год не захочет никуда поступать. Да, может случиться и такое. Однако чаще всего выпускники не возвращаются к обучению, потому что находят стабильную работу и осознают, что могут содержать себя независимо от родителей, а не из-за того, что просто любят лениться.

Согласно данным Gap Year Association, 90% gappies поступают в университет уже в следующем году и имеют отличный шанс окончить его с более высоким средним баллом успеваемости, чем те, кто не брал gap year. Из инфографики, составленной по результатам опроса ассоциации, можно увидеть, на что выпускники 2015 года потратили свой годовой перерыв. Заметьте: вечеринки занимают одно из последних мест.


Сделать перерыв у нас – значит потерять время. За рубежом выпускники могут сначала поступить в колледж или университет, а потом взять gap year для того, чтобы убедиться в правильности принятого решения. В Казахстане такой возможности нет, и родители часто считают эту идею отговоркой, чтобы лишний раз не напрягаться.


Семнадцатилетняя Даяна признаётся, что её долго преследовали постоянные вопросы родственников про то, куда она поступила и где учится, постоянное сравнение себя с одноклассниками, которые все учатся онлайн, чувство вины, FOMO (страх что-то пропустить) и чувство, что она недостаточно продуктивна:

кавычки

«С одной стороны, это всё заканчивалось большими срывами, самобичеванием и постоянным стрессом. Но с другой – это помогло мне постоянно двигаться дальше, изучать новое, знакомиться с новыми людьми.

Прошедший год меня многому научил. Я занялась своим телом, своим ментальным состоянием, почти полностью излечила лицо от сильного акне, проходила множество курсов и тренингов по онлайн-профессиям, что помогло мне начать работать со своей мамой и развивать вместе с ней инфобизнес.

Читайте также: