Каждое дело требующее обновления вызывает тень чацкого сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Иван Александрович Гончаров

Горе от ума, Грибоедова. -- Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.

Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.

Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый "храм бессмертия". У всех у них много, а у иных, как, например, у Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, -- взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин.

Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источниками искусству, -- сами становятся историей. Мы изучили "Онегина", его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие герои века, например лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако в неподвижности, как статуи на могилах. Не говорим о явившихся позднее их более или менее ярких типах, которые при жизни авторов успели сойти в могилу, оставив по себе некоторые права на литературную память.

Называли бессмертною комедию "Недоросль" Фонвизина, и основательно, -ее живая, горячая пора продолжалась около полувека: это громадно для произведения слова. Но теперь нет ни одного намека в "Недоросле" на живую жизнь, и комедия, отслужив свою службу, обратилась в исторический памятник.

"Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.

Отчего же это, и что такое вообще это "Горе от ума"?

Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда ее поместить. Изустная оценка опередила печатную, как сама пьеса опередила печать. Но грамотная масса оценила ее фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения.

Но пьеса выдержала это испытание -- и не только не опошлилась, но сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом покровителя, критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы, перейдя из книги в живую речь.

Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии или высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми навсегда, что комедия образцовое произведение, -- и на том все помирились.

И мы здесь не претендуем произнести критический приговор в качестве присяжного критика: решительно уклоняясь от этого, -- мы, в качестве любителя, только высказываем свои размышления тоже по поводу одного из последних представлений "Горя от ума" на сцене. Мы хотим поделиться с читателем этими своими мнениями, или, лучше сказать, сомнениями о том, так ли играется пьеса, то есть с той ли точки зрения смотрят обыкновенно на ее исполнение и сами артисты, и зрители? А заговорив об этом, нельзя не высказать мнений и сомнений о том, так ли должно понимать самую пьесу, как ее понимают некоторые исполнители, и может быть, и зрители. Не хотим опять сказать, что мы считаем наш способ понимания непогрешимым -- мы предлагаем его только как один из способов понимания или как одну из точек зрения.

Что делать актеру, вдумывающемуся в свою роль в этой пьесе? Положиться на один собственный суд -- недостанет никакого самолюбия, а прислушаться за сорок лет к говору общественного мнения -- нет возможности, не затерявшись в мелком анализе. Остается, из бесчисленного хора высказанных и высказывающихся мнений, остановится на некоторых общих выводах, наичаще повторяемых, -- и на них уже строить собственный план оценки.

Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного -- Чацкого. Так все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго.

Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой -- моралью, которой пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни.

Но и те и другие ценители почти обходят молчанием самую "комедию", действие, и многие даже отказывают ей в условном сценическом движении.

Несмотря на то, всякий раз, однако, когда меняется персонал в ролях, и те и другие судьи идут в театр, и снова поднимаются оживленные толки об исполнении той или другой роли и о самых ролях, как будто в новой пьесе.

Чацкий является прямой противоположностью фамусовского общества. Он довольно умный и просвещенный человек, а люди, окружающие Фамусова, - приверженцы старого порядка. Фамусовское общество жестоко. Все эти люди крайне высокомерны и себялюбивы. Они слишком высоко ценят себя и никого вокруг, кроме себя, не замечают. Ярким доказательством этого является появление на балу графини внучки и ее бабушки. Все эти люди злы и завистливы, они постоянно прилагают все усилия, чтобы как-то унизить и оскорбить друг друга, словно пытаясь возвысить свое величие над другими. Однако это общество не распалось, так как их объединяют одни и те же идеалы и ценности. Все они убежденные сторонники крепостного права. При этом в крестьянах совсем не видят людей, делая их жертвами жестокого обращения. В фамусовском обществе человек ценится не по собственным заслугам, а по чинам и происхождению. Именно поэтому жизнь многих из них превращается в вечную погоню за чинами, богатством и разными почестями. Все это достигается ими очень подлыми способами. Чиновники этого общества, да и того времени в целом, ценили в других стремление к карьеризму, низкопоклонство, услужливость и угодливость начальству, с которым они добиваются каких-либо почестей. Между людьми фамусовского круга не было никакого уважения и искренности. Они лишь угождали друг другу и жили в образе того, кем хотели стать. Все вокруг дышало обманом и старыми, давно отжившими устоями.

Люди фамусовского общества боятся и отвергают все новое и просвещенное, никому не позволяя разрушать их порядки. Они отвергают тех, кто в чем-то с ними н соглашается, хотя никто в кругу Фамусова не имеет своего мнения. Возможно, все просто боятся возразить и быть изгоями.

Но в этой хмурой и жестокой жизни появляется яркая личность - Чацкий. Его идеалы совершенно противоположны. Он путешествовал и видел, как живут другие, узнал свободную жизнь, а по возвращении нашел лишь неволю для простого народа, то есть крепостничество и угнетение крестьян помещиками. Раньше Чацкий любил Москву и искренне восхищался ей, но после приезда просто не мог узнать свой любимый город. Все здесь стало по иностранному образцу, а те своеобразные и родные черты были стерты фамусовским обществом. Забыты обычаи и все, что так любил и ценил Чацкий. Неудивительно, что чем больше он узнавал о нынешней жизни Москвы, тем сильнее приходил в ярость.

Главной причиной приезда Чацкого была Софья. Он серьезно любил ее и видел в ней будущую жену. Однако Чацкого постигло разочарование. Ему приходилось терпеть от нее холодность и полное равнодушие к нему. До последнего момента Чацкий не может поверить, что Софья не любит его. Но кто виноват в том, что она разлюбила главного героя? Если Чацкий любил Софью, тогда зачем он уехал от нее, оставив без малейшего известия о нем? Разве Софья была обязана его ждать? Нет. Возвращение Чацкого принесло много горя и разочарования не только ему самому, но и девушке. Возможно, Софье досталось даже больше страданий, чем остальным.

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера "Семейная тайна", которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией "Горе от ума", которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим "единым лицом двадцатитысячную армию". В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства("века минувшего") и прогрессивного дворянства ("века нынешнего"). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — "забрать все книги бы да сжечь".

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители "века минувшего" чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время "ужасным веком". Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием "ума" во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: "Умный, бодрый наш народ", — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу "Горе от ума", по оценке критиков, самая "антибарственная" комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Режиссер Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

План комедии весьма прост. Все действие происходит в московском особняке, но это лишь сценическая площадка, не ограничивающая масштабного замысла писателя, мысль которого объем лет всю Россию. Все события происходят в течение одних суток. Но это время является отражением всей эпохи. Лишь один день понадобился возвратившемуся на родину Чацкому, чтобы «отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна.

Но замысел пьесы оценили по достоинству не сразу. Она настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин рассматривал это как недостаток, а не новаторство, назвав ее «бурей в стакане воды. Конечно, критики признавали, что в «Горе от умадовольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна и многие другие. Но для настоящей комедии недостаточно присутствия нескольких забавных персонажей, комичен должен быть сам сюжет, в основе которого должно лежать какое-либо недоразумение, проясняющееся в финале. Кроме того, по правилам жанра, положительные герои посредством хитрости ума должны преодолеть все препятствия, и, в итоге, предстать победителями, оставив в дураках отрицательных персонажей.

В комедии Грибоедова все не так. В смешном положении оказывается именно положительный герой — Чацкий: нелепо его сомнение в искренности чувств Софьи к «бессловесномуМолчалину, навязчивы его попытки вызвать девушку на откровение. Но автор не смеется над своим героем, а грустит вместе с ним. Сочувствие Чацкому нарастает с дальнейшим развитием сюжета, когда становится ясно, что драма главного героя- это не только безответная любовь, но и противостояние всему представленному в произведении обществу. По замыслу автора, Чацкий воплощает в себе черты передового человека своего времени. Он представлен в комедии пророком, «вопиющим в пустыне, как все мещане, представители фамусовского общества, не приемлют пророка в своем отечестве. Столкнувшись с миром «бессловесных, правдолюбец Чацкий лишь подчеркнул противоречия, вставшие между вольнолюбивой дворянской интеллигенцией и основной массой крепостнического дворянства. Суть конфликта заключается в том, что главный персонаж смотрит на привычную остальным московскую жизнь со стороны. Все, кроме него, полностью довольны своим положением. Чацкий же своей критикой подрывает основы фамусовского общества, как всего в целом, так и каждого персонажа отдельно. Он высмеивает возлюбленного Софьи — Молчалина: «с такими чувствами, с такой душою/Любим. ; покушается на святая святых самого Молчалина — его карьеру: «мне отсоветовал в Москве служить в Архивах; мужу Натальи Дмитриевны — скучающему военному в отставке «совет дал жить в деревне. Поставив под сомнение все то, чем живет большинство — почтение окружающих, карьеру, светские развлечения, Чацкий совершил промах, непростительный в кругах барской Москвы, что дало право обиженным огласить его сумасшедшим, и тем восстановить свои пошатнувшиеся устои.

Герой пьесы пережил «мильон терзаний, он бежит из Москвы в поисках места «где оскорбленному есть чувству уголок. Как мы видим, финал пьесы тоже не похож на концовку комедии. И все же, по моему, произведение Грибоедова — комедия, призванная вынести окончательный приговор фамусовщине — обществу, сплоченному низменными интересами. Оно может порой торжествовать, важничать и клеветать, но, по сути, является нежизнеспособным. О неустойчивости его позиций мы можем судить по тому переполоху, который внес в его ряды всего один человек за несколько часов пребывания в этом обществе. И, несмотря на трагический для Чацкого финал, в произведении в целом преобладает оптимистический дух, дух скорых перемен.

А отсюда вопрос: как же сам Грибоедов относился к своему герою? Ответить на него крайне сложно, т.к. автор комедии не выводит Чацкого победителем, не дает ему одержать даже моральной победы над миром Фамусовых и Молчалиных, Скалозубов, Репетиловых и Загорецких…

А.С.Пушкин, прочтя комедию, сказал, что в ней только одно умное по-настоящему действующее лицо – сам Грибоедов.

Таким образом, в комедии нет ни победителей, ни побежденных. Кто победит – решит время и история.

Горе уму! Время Чацких в России еще не пришло.

Режиссер Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

Чацкий является прямой противоположностью фамусовского общества. Он довольно умный и просвещенный человек, а люди, окружающие Фамусова, - приверженцы старого порядка. Фамусовское общество жестоко. Все эти люди крайне высокомерны и себялюбивы. Они слишком высоко ценят себя и никого вокруг, кроме себя, не замечают. Ярким доказательством этого является появление на балу графини внучки и ее бабушки. Все эти люди злы и завистливы, они постоянно прилагают все усилия, чтобы как-то унизить и оскорбить друг друга, словно пытаясь возвысить свое величие над другими. Однако это общество не распалось, так как их объединяют одни и те же идеалы и ценности. Все они убежденные сторонники крепостного права. При этом в крестьянах совсем не видят людей, делая их жертвами жестокого обращения. В фамусовском обществе человек ценится не по собственным заслугам, а по чинам и происхождению. Именно поэтому жизнь многих из них превращается в вечную погоню за чинами, богатством и разными почестями. Все это достигается ими очень подлыми способами. Чиновники этого общества, да и того времени в целом, ценили в других стремление к карьеризму, низкопоклонство, услужливость и угодливость начальству, с которым они добиваются каких-либо почестей. Между людьми фамусовского круга не было никакого уважения и искренности. Они лишь угождали друг другу и жили в образе того, кем хотели стать. Все вокруг дышало обманом и старыми, давно отжившими устоями.

Люди фамусовского общества боятся и отвергают все новое и просвещенное, никому не позволяя разрушать их порядки. Они отвергают тех, кто в чем-то с ними н соглашается, хотя никто в кругу Фамусова не имеет своего мнения. Возможно, все просто боятся возразить и быть изгоями.

Но в этой хмурой и жестокой жизни появляется яркая личность - Чацкий. Его идеалы совершенно противоположны. Он путешествовал и видел, как живут другие, узнал свободную жизнь, а по возвращении нашел лишь неволю для простого народа, то есть крепостничество и угнетение крестьян помещиками. Раньше Чацкий любил Москву и искренне восхищался ей, но после приезда просто не мог узнать свой любимый город. Все здесь стало по иностранному образцу, а те своеобразные и родные черты были стерты фамусовским обществом. Забыты обычаи и все, что так любил и ценил Чацкий. Неудивительно, что чем больше он узнавал о нынешней жизни Москвы, тем сильнее приходил в ярость.

Главной причиной приезда Чацкого была Софья. Он серьезно любил ее и видел в ней будущую жену. Однако Чацкого постигло разочарование. Ему приходилось терпеть от нее холодность и полное равнодушие к нему. До последнего момента Чацкий не может поверить, что Софья не любит его. Но кто виноват в том, что она разлюбила главного героя? Если Чацкий любил Софью, тогда зачем он уехал от нее, оставив без малейшего известия о нем? Разве Софья была обязана его ждать? Нет. Возвращение Чацкого принесло много горя и разочарования не только ему самому, но и девушке. Возможно, Софье досталось даже больше страданий, чем остальным.

Читайте также: