Касим девлеткильдеев девушка в голубом сочинение на башкирском

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по картине Касима Салиаскаровича Давлеткильдеева «Девушка-башкирка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сочинение по картине Касима Салиаскаровича Давлеткильдеева «Девушка-башкирка.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев (11.04.1887 – 19.01.1947) – башкирский гра.

С ранних лет у Касима появился интерес к рисованию. Он вырос в обстановке яр.

С ранних лет у Касима появился интерес к рисованию. Он вырос в обстановке ярких красок национального убранства - одежды, замысловатых украшений женских головных уборов, занавесок-шаршау, всевозможных ковров и ковриков, расписных домотканых и вышитых полотенец, резной посуды. Маленький Касим много и увлеченно рисует, копирует с модных журналов женские головки в профиль, балерин, очень любит рисовать цветы. В семье не поощряют его занятий. Но однажды он умудрился покорить всех. Башкирская изба отапливалась печью, печь была большая, вот ее и расписал юный Касим. Да как расписал – это было панно из цветов и листьев, выполненное акварельными красками. Старательно выполненные рисунки покорили всех.

Во время поездки по Башкортостану в 1928 году художник увидел в деревне Усма.


-Определите жанр картины. -Что вы видите на картине? -Какие особенности нацио.

-Определите жанр картины. -Что вы видите на картине? -Какие особенности национального башкирского быта вы отметили?

Словарная работа. НАРЫ- дощатый настил для спанья на некотором возвышении от.

Словарная работа. НАРЫ- дощатый настил для спанья на некотором возвышении от пола. Приданое- имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве. Дать дом в п. За невестой дают богатое п. Невеста с приданым.

План: Вступление. Слово о художнике. Портрет девушки. Описание заднего плана.

План: Вступление. Слово о художнике. Портрет девушки. Описание заднего плана. Заключение. Мнение о картине.

Главная

ГлавнаяОчерки История картины Девлеткильдеева "Девочка-башкирка в голубом"

Основоположником башкирского изобразительного искусства, первым профессиональным живописцем был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев.

Постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 1 апреля 1984 года его имя дано бульвару в Уфе. Бульвар Девлеткильдеева - это новый проезд от улицы Российской на восток до лесного массива.

В Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова сохранилась автобиография художника.

"Родился 11 апреля 1887 года (23 апреля по новому стилю) в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье, - пишет Касим Салиаскарович. - Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего семь лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. "

С ранних лет у мальчика появился интерес к рисованию. Рисовал без всякой системы, все, что попадалось. Восхищение родственников вызвало панно из цветов, которыми Касим расписал печь. Но для мусульманина мечта стать художником была большой смелостью: Коран запрещал. Девлеткильдееву удалось уехать в Петербург и поступить в художественно-промышленное училище только на двадцать втором году жизни. В 1917 году Касим Девлеткильдеев вернулся в Уфу. Уфимский период творчества художника продолжался тридцать лет.

Касим Салиаскарович был первым национальным преподавателем в Уфимском техникуме искусств. Он положил начало портретной живописи в Башкирии. После открытия Уфимского художественного пролетарского музея работал научным сотрудником, участвовал в экспедициях. Во время поездки в 1928 году художник увидел в деревне Усман-Гали девочку-подростка. Он попросил ее позировать. Так родилась его работа "Девочка-башкирка в голубом", которая стала классикой башкирского изобразительного искусства. Она волнует своей неподдельной искренностью и одухотворенностью, правдивостью в передаче народного характера и быта, тонким мастерством акварельной живописи.

Интересную историю рассказала искусствовед Валентина Сорокина: долгие годы героиня этой картины была собирательным образом юной башкирки. Но однажды сотрудники музея имени М.В.Нестерова, проходя по следам экспедиции Девлеткильдеева, познакомились с ней. Это Марьям Юмагуловна Мустафина из Белорецкого района, на момент экспедиции - мать пятерых детей. Она рассказала о встрече с художником:

- Тогда мы жили в деревне Усман-Гали. Родители - на работе, я была в доме одна, когда к нам вошли двое мужчин. Один высокий, худощавый, другой - пониже. Они говорили по-башкирски, а тот, что повыше (это был К.С.Девлеткильдеев), все время шутил. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно, но согласилась посидеть. Сидела на хике в своем нарядном платье, а рядом горкой было сложено приданое снохи - паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк.

Так это и изображено в акварели, написанной в день, которым автор датировал ее, - "2.9.28 г."

Работы Девлеткильдеева экспонировались на ряде московских выставок, на выставке художников России в США.

Художник очень любил цветы. Удачны его натюрморты "Цветы разные", "Ирисы", "Сирень", "Кактусы".

В течение всей жизни у художника сохранялся интерес к портрету. В конце тридцатых годов он написал два портрета - писателя Мажита Гафури и актера Гималетдина Мингажева.

Не только образы деятелей искусства влекли К.С.Девлеткильдеева. В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале он делает зарисовки с бойцов Башкирской кавалерийской дивизии. Среди набросков - "Боец-отличник", "Муратов" и другие. Емкую характеристику художнику дает искусствовед Г.Кушнеровская:

"Касим Девлеткильдеев жил так же, как писал. Искусство его автобиографично - ни одной фальшивой ноты. Говорили - он был высок, худ. Тонкое лицо, туго обтянутые скулы, нервные длинные пальцы. Интеллигент до мозга костей. Душевное состояние - напряженность. Весь будто "на грани острия". Был бесстрашен. Был одинок. Тяжело, трудно жил. Бережно относился к сестре, находил в ней поддержку, понимание. Был замкнут. Раним. Дружил с немногими художниками - А.Лежневым, А.Тюлькиным. Ходил с ними на этюды. Любил цветы и в последние годы писал их чаще всего.

Творчество и жизнь Девлеткильдеева - завет художникам Башкортостана. Оно учит верности долгу и верности себе, нерасторжимости связей личности и творчества, мужеству и благородству. Оно учит вопрошать жизнь и давать свой ответ на извечные вопросы, нести людям мысль и высокий идеал красоты. Оно учит отваге и стойкости".

В Уфе Касим Салиаскарович Девлеткильдеев жил в тридцатых годах в доме N 7 по улице Ленина, а в конце жизни - в доме N 32 по улице Карла Маркса. Умер 19 января 1947 года.

Художник Касим Девлеткильдеев (1887–1947 гг.)

Касим Девлеткильдеев великолепно понимал это, и вся его жизнь – тому пример.

Не хочется оправдывать наше равнодушие и незнание родной культуры и истории бешеным ритмом нашего времени, своими рутинными проблемами и глобальными катаклизмами, которые не дают внимательно вглядеться в прошлое, видимое уже как бледный, полузабытый сон.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев родился в деревне Кугуль (Марьино) Благоварского района в обедневшей дворянской семье (отец – татарин, мать – башкирка). С детства рисовал с упоением, чем попало и на чем попало. Близкие поразились однажды, как он расписал печь прекрасным панно с цветами. Его влекли природа, цветы и… цирк: срисовывал с журналов, передавая сложную динамику и грацию танцовщиц, наездниц, акробатов; это была его первая самостоятельная школа.

После смерти отца (Касиму было 7 лет) семья – мать и сестры – переехала в Уфу. О своем детстве он вспоминал как о бесцветных годах, проведенных в бедности, тяготах и заботах. Страсть к рисованию и черчению привела его в изокружок, хотя по заповедям Корана мечта стать художником казалась недосягаемой. После окончания гимназии Касим продолжил учебу в Казанской учительской школе. На 22-м году ему удалось уехать в Петербург и поступить в художественно-промышленное училище барона Штиглица (позже – Мухинское училище). За один год он сдал программу четырех отделений училища. В 1914 году Касим окончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу стенной живописи (вспомним расписанную в детстве печку). Преподавал в Серпухове и Петербурге графические искусства, сам учился в частных мастерских, даже поступил в Петербургскую Академию художеств, но по слабости здоровья и семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Уфу.

Мощная петербургская школа не могла не повлиять на развитие таланта Касима Девлеткильдеева. В 1917 году он примкнул к уфимскому художественному кружку, членами которого были такие известные художники, как Ю.Ю. Блюменталь, П.М. Лебедев, А.Э. Тюлькин, Д.Д. Бурлюк и другие яркие творческие личности. Несмотря на труднейшую обстановку в стране, в 1919–1921 гг. в Уфе начался небывалый взлет искусств. Повсюду открывались изостудии, в здании бывшего коммерческого училища (ныне Авиационный техникум) был создан рабочий клуб им. Ленина с художественной студией, создателем и преподавателем которой стал Касим Салиаскарович. Затем были долгие годы преподавания в Театрально-художественном училище (УУИ).

Сложно надеяться, что умерший более 70 лет назад человек, каким бы ни был масштаб его личности, останется любимцем публики. Но забывать людей – художников, тружеников, подобных К.С. Девлеткильдееу, нам никак нельзя. Это – гордость нашего народа и часть его великой истории.

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Касим Салиаскарович - родоначальник башкирской портретной живописи, а также первый национальный преподаватель в техникуме искусств в Уфе.


Жизненный путь художника

Будущий художник появился на свет в д. Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимского уезда (сейчас Благоварский район) Республики Башкортостан 11.04.1887 года.

Касим заинтересовался рисунком еще в детстве. Ведь он рос среди очень ярких красок, характерных для различной национальной символики – начиная от одежды и заканчивая посудой. Мальчик рисовал очень много – цветы, балерин, перерисовывал из журналов мод головы женщин в профиль. Родным подобное занятие Касима не нравилось. Однако, в один прекрасный день он сразил своих близких наповал – нарисовал на печи, которой топился их дом, акварелью настоящее панно из листиков и цветочков.


Крыльцо башкирской избы. 1928

После того, как ребенок в семилетнем возрасте потерял отца, он переехал к дяде в столицу Башкортостана. Касим учился в городской гимназии, именно там его отметил А. А. Соколов, учитель графических искусств и черчения. Он занимался с Касимом помимо основных уроков, просил ни в коем разе не переставать заниматься живописью, научил рисункам геометрических тел, тушевке.

В двадцатилетнем возрасте будущий художник поступил в рисовальную школу, причем в Петербург он прибыл почти без средств к существованию. Всего за год Касимом была сдана программа четырех отделений, и уже в 21 год Девлеткильдеев стал студентом того же училище, при котором была открыта школа.

Студентам нужно было обучаться пять лет, изучая множество предметов, таких как рисование, живопись различными красками, чеканку, черчение и т. п.

Сначала во время учебы в финансовом плане поддержку Девлеткильдееву оказывало студенческое землячество, располагавшееся в Уфе. Однако позже, за успешную учебу ему назначили стипендию. После окончания училища (14 год минувшего века) по классу стенной живописи Касим решил продолжить учебу, поскольку ему хотелось самовыражаться в творчестве.

Первым местом труда Девлеткильдеева стало коммерческое училище в Серпухове, где он учил будущих художников графическим искусствам, позже Касим стал преподавателем в одной из фабричных школ Санкт-Петербурга. Именно это предоставило ему шанс учиться у частников.

В петербуржской Академии художеств вольным слушателем Девлеткильдеев стал в 16 году минувшего века, пройдя конкурсное испытание. Однако проучился он всего 6 месяцев – из-за проблем с самочувствием Девлеткильдеев уехал из Санкт-Петербурга.


Башкир - охотник на медведя. 1928

Достижения Касима Салиаскаровича

В 17 году минувшего века Касим стал членом художественного кружка в Уфе, который также посещали Бурлюк, Блюменталь, Елгаштина, Лебедев, Тюлькин, Васильев.

Он занимал должность научного сотрудника художественного пролетарского музея в Уфе, ездил в экспедиции. К примеру, посетил с Тюлькиным Среднюю Азию в 21 году минувшего века.

Касим Салиаскарович стал родоначальником башкирской портретной живописи, а также первым национальным преподавателем в техникуме искусств в Уфе.


Девочка - башкирка в голубом. 1928

Касим Салиаскарович стал воспитателем множества художников, определявших потом уровень башкирского изобразительного искусства.

Его имя уже знаменито далеко за границами Башкортостана. Писал практически всегда акварелью.

C 37 года минувшего века Касим Салиаскарович стал членом Союза Художников СССР.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев скончался в 1947 г., похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе. Но картины художника живут и хранятся в частных коллекциях, а также в Башкирском Государственном музее имени М. В. Нестерова.

В память о заслуженном деятеле искусства на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска (ул. К.Маркса, 32). Также в его честь назвали Республиканскую художественную гимназию-интернат.

О других выдающихся деятелях науки и искусства родом из республики можно почитать по тегу Люди.

Читайте также: