Картины народного быта в поэме энеида сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Собственной поэмой Энеида И. Котляревский доказал всему миру, что украинский люд умеет не только, плача, напевать, но и, напевая, смеяться. Творцу поэмы удалось в очередной раз подтвердить народную мудрость: если ты считаешь себя верным сыном собственного народа, то обязан оберегать собственный язык и песню больше чем границы собственной земли.

Более отличительной чертой поэмы Энеида является ее народность. Все это творенье пронизывают изумительные и захватывающие картины народной жизни, которые с чрезвычайным талантом и чутким наблюдательностью удалось изобразить творцу в поэтической форме. Это свидетельствует о том, что И. Котляревский всегда стоял посреди народа и лелеял любовь к родному языку, это и позволило ему так близко к реальности и профессионально изобразить картины жизни украинский.

В поэме сочными, богатыми, разнородными красками изображены народные суеверья и обычаи, танцы и игры, празднички и гуляния, семейная обстановка и народная одежда. Создатель вспоминает десятки народных украинских блюд, а так нарекаемые трояны имеют украинские имена так же, как и украинские названия имеют деревни и города. С искренним любованием И. Котляревский обрисовывает сцены гадания, вечеринок и веселий.

Поражает и кулинарно-гастрономическая осведомленность творца. Какую только еду не употребляли герои его поэмы: кулеш, лемишку, галушки, которые запивали водкой и брагой. И все же это распространенные крестьянские блюда, хорошо знамениты каждому украинском.

Не меньшим разнообразием отличается и одежку героев поэмы. К примеру, Венера одетая с роскошью, как и подобает богини, Юнона "брала шнуровку и юбку, упрятала под кибалку мочку, а на Дидоне одеты юбка и корсет шелковый, кораблик Бархатов.

В Энеиде упоминается много народных игр, есть сведения о народные танцы и музыкальные инструменты:

Бандура горлицы бренчала,

Свирель зуба затинала .

Не прошло внимания творца и изобразительное искусство - картины, которые привезли для отделки королевских палат Латина. Это истинный каталог, в котором упомянутые картины, всераспространенные в крестьянских избах и помещичьих домах.

Не менее ясно народность поэмы проявляется в описаниях потустороннего мира: рая и ада, в которых хорошо узнается быт и жизнь украинского народа на нашей богопротивной земле, узнаются и взаимоотношения меж людьми, их натуры и привычки.

Вообще, вся Энеида - это неповторимое творенье необычайной красы и силы, настоящая энциклопедия народной жизни, творение, которое имеет великое познавательное значение и в котором отражено всю жизнь украинского народа: его радости и печали, надежды и желания, понятия и суждения. А истинные герои поэмы - это образы бойцов, безбоязненно гибнули во имя грядущего, людей, которые собственной самоотверженностью, смелостью и трудолюбием сражались за будуче Руси.

Проследить судьбу Своего народа, ментальность, его жизнь с присущими ему бытом, верованиями помогает нам фольклор, а также художественная литература. Именно из этих основных источников черпаем мы знание, ту информацию, которая нас интересует. Ярчайшим выразителем самобытности нашего народа в библиотеке украинской литературы является поэма “Энеида” И. Котляревского.

Бурлескно-травестийное произведение, которое является переработкой одноименной поэмы Вергилия, благодаря талантливому перу И. Котляревского, отображению духовной

жизни украинского народа, его лучших традиций стало в нашей литературе непревзойденным шедевром. Глубокая народность “Энеиды” проявляется и в картинах быта, которые так чудесно подаются живыми и талантливыми тонами. Богатыми, разнообразными красками обрисовываются в произведении народные гуляния, праздники, игры, танцы, обычаи и поверья, народная одежда и домашняя обстановка, описанные разнообразные дела. Украинскими названиями названы земли, поселения.

С искренним восхищением изображены игрища, развлечения. Этими особенностями насыщено все произведение. Так, после бури на море “Эней велел

Положили шалевки сосновые, Кругом наставили мисок; И кушанье всякое без языка В голодный пихали все уголок. Здесь с салом галушки якшали, Лемишку и кулеш глотали И брагу кухликом тянули; И водочку хлестали, – Насилу из-за стола встали И после спать все легли

В “Энеиде” упоминается и описывается столько кушаний и напитков, которых, наверное, больше, чем в специальной работе по этому вопросу. Какой здесь богатый выбор одежды! Среди этого яркого самобытного колорита Украины не менее богатой возникает картина народного быта. Это говорит о замечательной осведомленности И. Котляревского о этнографии своего народа.

Именно это позволяет читателю увидеть и познать народную жизнь того далекого времени. Здесь мы находим подробные описания вечерниц, похорон и поминок, ворожения и шептания, народного лечения. Из “Энеиды” узнаем о украинских народных инструментах и танцах. Троянцы умеют “садить третяка”, гопака, гайдука.

Они знают много песен. “О Сагайдачном пели, Небось пели и о Сечи…”. С какой искренностью и естественностью автор произведения описывает потусторонний мир – ад и рай, куда попадали души умерших. А с каким любопытством отображены вечерницы, которые были своеобразной школой на селе, где раскрывалась казна человеческой мудрости. Котляревский с этнографической точностью описывает вечерницы в аду, куда Анхиз привел Энея, чтобы отгадать юношескую судьбу.

Все картины потустороннего мира являются живой панорамой народной жизни. Вместе с этим И. Котляревский показывает народные взгляды и отношение к событиям и явлениям, к самим себе. Картины жизни и быта изображены Котляревским на основе глубоких знаний своего народа. Вэтом автор сам сознается:

Пойду я к людям старикам, Чтобы их в аду расспросить, И попрошу их рассказать, Что слышали от дедов своих.

Произведение является глубоко народным, из-за чего и пользуется такой популярностью среди читателей разного возраста и во все времена.

В поэме Н.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” описана жизнь русских людей после отмены крепостного права в 1861 году. Казалось бы,данная реформа должна была облегчить жизнь крестьян,но они попадают в кабалу. Получая личную свободу,они остаются по-прежнему зависимыми. Поэт ярко представляет читателю тяжелое положение крестьян. Нищета,грубость,пьянство в крестьянском быту являлись обычным явлением в то время,но жить так дальше невозможно.

Главная проблема данной поэмы - проблема счастья.

Семь странников затевают спор о том,кому хорошо жить на Руси. Их мнения расходятся:кто-то считает,что хорошо живется попу,кто-то считает,что счастлив царь,кто-то - помещик. Поэма не была окончена,но ответ на данный вопрос представлен в ней.

В поэме Некрасов представляет образы героев,которые сохранили человечность,благородство,способность к самопожертвованию,честность. Яким Нагой является правдолюбцем,тружеником. Он отличается от других своим непокорным нравом. Яким честный,умный,ясно понимает,почему крестьянам живется плохо. Ему не важны материальные ценности,он хороший человек. Ермил Гирин справедлив,умён,предан народу. Он ищет счастье не для себя,а для других. Но автор показывает и его отрицательную сторону:пожалев своего брата,Ермил назначает в рекруты сына Власьевны. Но он жалеет о своем поступке. Его история завершается тем,что его сажают в тюрьму за выступление во время бунта. Матрёна Корчагина - типичная крестьянка. Она рассказывает о своей тяжелой женской доле. Голос Матрены Тимофеевны - голос народа. Савелий - богатырь святорусский,как его называет Некрасов. Он прожил свою тяжелую и непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрёны. Савелий воплощает в себе силу,выносливость. Именно поэтому Некрасов называет его богатырем.


Подводя итог,могу сказать,что изображение народной жизни в поэме является важным. Оно даёт понять читателю,как люди жили после отмены крепостного права,даёт понять,в чём заключалось счастье для народа в то время.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Читайте также: