Каковы представления державина о сущности поэтического творчества сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы

Положительные герои пьесы немногочисленны: Правдин, Стародум, Софья

Они прописаны бледно, они очень книжные и правильные.

Правдин - честный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку. Милон - верный своему долгу офицер, жених Софьи, образованной, скромной, благоразумной девушки, воспитанной в духе уважения и почитания старших.

Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких помещиков, как Простаковы-Скотинины.

Словарь дает два определения слову "Недоросль". Первое - "это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу". Второе - "глуповатый юноша - недоучка". Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля - Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.

Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка - воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан "проявил себя" как мог. Он не разговаривал, он "лаялся". Позволял себе грубо разговаривать не только с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няню Еремеевну он обзывает "старой хрычовкой", хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него - раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь "под рукой" всегда есть мама, няня или учителя.

Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать не жалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!". С этими словами любимый сын отказывается от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мне жалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспитав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.

Я думаю, что именно после выхода комедии "Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь "митрофанами" мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким "митрофанам ""Недоросль" остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я.

Ломоносов, как истинный гуманист, посвятил свою литературную деятельность гражданскому воспитанию общества, и художественные принципы классицизма вполне соответствовали его цели. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеалы, поэтому основным его жанром стала торжественная ода. В созданных поэтом одах возникает образ идеального монарха, который трудится на благо России и может быть примером для всех граждан. Величие монарха является для М.В. Ломоносова символом - величия страны. Потому в этой оде в лице дочери Петра 1 прославляется русская государственность. Вдохновенные строки оды посвящены бескрайним просторам России, её природным богатствам, восхваляется талантливый русский народ, утверждается, что будущее страны - в развитии науки и просвещения.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития._

Организующим центром поэзии Державина является образ автора, единый во всех произведениях. В своем творчестве Державин уделяет большое внимание теме поэта и поэзии. Говоря о поэзии, он подчеркивает ее истинное предназначение:

Сей дар богов лишь к чести

И к поученью их путей

Быть должен обращен, не к лести

И темной похвале людей.

В одной оде Державин требует от живописца представить ему картину утра — и тотчас, состязаясь с живописью в наглядности, спешит дать эту картину сам.

Изобрази мне мир сей новый

В лице младого летня дня:

Как рощи, холмы, башни, кровы,

От горнею златясь огня,

Из мрака восстают, блистают

И смотрятся в зерцало вод;

Все новы чувства получают,

И движется всех смертных род.

Сентиментализм — на¬прав¬ле¬ние в ли¬те¬ра¬ту¬ре и ис¬кус¬стве второй по¬ло¬ви¬ны XVIII века, от¬ме-чен¬ное повышенным ин¬те¬ре¬сом к че¬ло¬ве¬че¬ско¬му чувству, эмо¬ци¬о¬наль¬но¬му восприятию окру-жа¬ю¬ще¬го мира. Су¬ще¬ствен¬но при этом, что сен¬ти¬мен¬та¬лизм выдвигал в ка¬че¬стве героя че¬ло¬ве-ка простого, незнатного.

Характер этой женщины нарисован живо, с реалистической многогранностью и широтой. Она не только деспот в семье и, беспощадная крепостница, она скупа, лицемерна и вместе с тем труслива. Не родственные чувства заставили Простакову взять в дом Софью после смерти ее матери. Не заботливость вызывает ее желание выдать Софью замуж за Скотини-на. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает своего братца, решив выдать.

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сенти-менталистскую концепцию личности, ценной своими внесо-словными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

Придерживаясь рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию, в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает злободневные социальные проблемы. Название комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания

молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии, и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным для обозначения молодого лентяя.

Однако главным в пьесе является обличение произвола помещиков - крепостников. Фонвизин, прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного

устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые идеи о несправедливости существующего строя и необходимости его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном, а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два

лагеря по идейному принципу. Простаковы и Скотинин - главные представители лагеря противников. Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин. Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей, а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать им на практике.

И в наши дни комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему

остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием

молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием через века о вечных человеческих ценностях.

На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.

Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина.

В одах, адресованных царям, он представляется нам не только как поэт, певец величия и красоты, но и как человек, чиновник-службист, семьянин, жертва преследований недоброжелателей-вельмож, борец за правду.

Когда небесный возгордится

В пиите огнь, он будет петь;

Когда от бремя дел случится

И мне свободный час иметь,

Я праздности оставлю узы,

Игры, беседы, суеты;

Тогда ко мне приидут музы,

И лирой возгласишъся ты.

Поэт в представлении Державина — выразитель живого чувства нации, говорит он не только от имени народа, но и от своего собственного.

Мир высокого и великого потеснился и освободил в державинском творчестве место для частной жизни поэта, его личных и служебных отношений.

А если милой и приятной

Любим Пленирой я моей,

И в светской жизни коловратной

Имею искренних друзей,

Живу с моим соседом в мире:

Умею петь, играть на лире:

То кто счастливее меня?

Значительное место в творчестве Державина занимает героико-патриотическая тема. Боевые подвиги русского народа поэт прославлял, начиная с 80-х годов, когда шла русско-турецкая война, и кончая победами над Наполеоном ("Осень во время осады Очакова" (1788), "На взятие Измаила" (1790), (1807), "Заздравный орел" (1791 -- 1801), надпись "Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову" (1795)и др. Главным героем этого цикла является "росс" -- обобщенный образ русского воинства:

Огонь, в волнах неугасимый,

Очаковские стены жрет,

Пред ними росс непобедимый

И в мраз зелены лавры жнет;

Седые бури презирает,

На льды, на рвы, на гром летит,

В водах и в пламе помышляет

Или умрет, иль победит

Отношение же к Эрасту неоднозначно. Молодой человек также изображен автором с несомненной симпатией, как и полагается в сентиментальной повести. Карамзин отмечает доброту, вежливость Эраста, его стремление помочь бедным людям. Он ничуть не подчеркивает перед Лизой и ее матерью, что стоит на более высокой ступени общественной лестницы. Наконец, мы верим автору и в том, что Эраст искренне полюбил Лизу. Но все эти добрые качества проявляются у молодого человека лишь до тех пор, пока он не столкнулся с серьезной жизненной проблемой, для разрешения которой он предпочел пожертвовать любовью и счастьем любимой девушки. Она же не смогла пережить измену любимого человека и покончила с собой. Таким образом, Эраст стал невольным виновником гибели Лизы. Карамзин осуждает Эраста за то, что тот не смог преодолеть сословных предрассудков, не смог стать выше житейских неурядиц, чтобы спасти и сохранить свою любовь и принести счастье любимому человеку.

Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.

Д.И. Фонвизина неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. В своей комедии он показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального - это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.

Простакова с гордостью говорит, что она "не так воспитана", то есть она считает, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать. Того же самого взгляда придерживается и Простаков, ее муж, и Скотинин, который тоже "от роду ничего ни читывал". Но даже они начинают понимать, что времена меняются, и без образования уже нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество вряд ли даже он поможет, поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей. Но и это герои делают на свой лад, то есть формально. Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться, он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни, тем более, отца. И Стародум абсолютно прав, говоря, что это и есть "злонравия достойные плоды". Только такие люди и могут получиться при подобной системе воспитания.

В противовес Митрофанушке, Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного в прямом смысле слова, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.

За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством._

Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?

…И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

и Г.Р. Державин? (На примере одного из стихотворений каждого поэта)

Главная мысль в оде Державина: судьи - посланники Бога, они равны обычным людям и тоже подвержены суду. Он считает, что долг властителей - справедливо судить и защищать, добросовестно исполнять обязанности. Призывает Екатерину обратить внимание на порядок в государстве. Ломоносов восхваляет императрицу, желает ей сохранить и преувеличить богатства страны, продолжить реформаторскую деятельность отца, как он прославлять науки, быть миротворцем для страны и покровительницей для каждого россиянина

. Елизавете от имени бога:

Правители, судьи, внушите,

Услыши вся словесна плоть,

Народы с трепетом внемлите:

Сне глаголет вам господь

Святым своим в пророках духом;

Впери всяк ум и вникни слухом.

Приняв на себя обличье пророка—этого требовали интересы идеи мира, за которую, не щадя сил, боролся Ломоносов,—он передает заповеди бога: хранить праведные заслуги, миловать вдов и сирот, быть другом нелживым сердцам, покровом бедным, отворять дверь просящим

. Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! – видят и не знают!

Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.

.Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия.

В державинской оде мы также слышим хвалу величию Божьего творения:

Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души:

Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются. Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде. Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину… с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим… что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне. В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог— первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть: Но грешных пламя и язык Да истребит десница строга! Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит: Да правый суд я покажу. Колеблемы столпы земные Законом Божьим утвержу… Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы — смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих.произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности: Подите счастья прочь возможны. Вы все пременны здесь и ложны: Я в дверях вечности стою. Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь — я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”: Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях o.ieuiyuiux летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы: Так и душа небес в пространстве Не будешь ли бессмертна ты? В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах… она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “… восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли… живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора. Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он «видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.
Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.
.



Сочинение на тему: Сочетание сатирических и философских начал в поэзии Г.Р. Державина




В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· обсудим традиции и новаторство в творчестве Гавриила Романовича Державина;

· выясним, что думал Державин о роли поэта и поэзии;

· узнаем, как поэт оценивал свой вклад в литературу.

В литературе есть темы, которые называют вечными.

Это любовь, смерть, долг, предательство, война, жертвенность, место человека в жизни и многие другие.

Они веками волнуют человечество, и каждый писатель, поэт или художник пытается отразить в творчестве свой взгляд на вечные темы.

Одной из таких тем стала тема поэта и поэзии. Она возникает, когда поэт стремится подвести итог своему творческому пути, осознать, чего он добился и насколько важно его наследие.

Впервые эта тема появилась ещё во времена Античности. Первым поэтом, который затронул её в своём творчестве, считается Квинт Гораций Флакк.


В античной мифологии Мельпомена – богиня-покровительница трагедии, одна из девяти муз, которые сопровождали бога искусств Аполлона.


Её не раз переводили на разные языки мира.

Переводчиками на русский были Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Васильевич Капнист, Афанасий Афанасьевич Фет и многие другие.


Это поэтическое переложение оды в русской литературе стало основой для рассуждения о творческом пути поэта.

К переводу Ломоносова в XVIII веке обращался Гавриил Романович Державин, в XIX – Александр Сергеевич Пушкин, в XX – Валерий Брюсов.

Всего насчитывается около 20 вариантов таких поэтических памятников разных авторов.

Вот, как начинается перевод Ломоносова:

«Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Эти же мысли повторяет Державин:

«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

Тема бессмертия поэзии плавно перетекает в мысль о бессмертии поэта. Пока живы стихи, их создатель продолжает жить. Гораций говорит об этом так:

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Державин с таким равенством не соглашается. Его строки звучат иначе:

«И слава возрастёт моя, не увядая,

Для Державина поэтическое бессмертие связано не с государством, а с родом славян, то есть русским народом.

По его мысли, империя может разрушиться, государственный строй может измениться, но русский народ уничтожить нельзя. Эта мысль была не просто провидческой.


Для придворного поэта эпохи Екатерины Великой требовалась большая смелость, чтобы говорить о таких вещах. В те времена монархия казалась незыблемой.

А в чём же заслуга Державина?

Сам поэт видит её в этом:

«…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

«Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь,

Восхваляя императрицу, Державин высмеивает её окружение.

Он объединяет два абсолютно разных жанра: оду и сатиру.

Сравните строфу, посвящённую императрице:

«Прошу великого пророка,

Да праха ног твоих коснусь,

Да слов твоих сладчайша тока

И лицезренья наслаждусь!

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сафирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

И строфу, в которой поэт пишет о себе:

«Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся;

То в книгах рыться я люблю,

Мой ум и сердце просвещаю,

Полкана и Бову читаю;

Соседство в оде монарха и поэта для классицизма дело неслыханное. А Державин делает его лёгким и естественным, словно ведёт задушевную беседу со старым другом. И удивительно плавно образ поэта сливается с собирательным образом вельможи.

Поэт щедро рассыпает колкости и намёки. Мало того, что приближённые Екатерины легко узнавали свои главные грехи и слабости, так подобные сцены в те времена считались неприличными. Они не подходили для поэзии, и уж тем более, для торжественной оды.

«Князья наседками не клохчут,

Любимцы въявь им не хохочут

Новаторство Державина в том, что он сознательно нарушил каноны классицизма, чтобы сделать поэзию простой и понятной для всех людей. Это нарушение касается не только формы, но и содержания. Главное для Державина – не следовать канонам, а подчинять их себе, чтобы лучше передать идеи. Вдохновение важнее строгих рамок жанра.

Это трёхсложный дактиль и трёхсложный амфибрахий.

Мы помним, что герои классицизма – это не живые люди, а обобщённые образы с одной ярко выраженной чертой.

В лирике Державина впервые появляется реальный человек со своими страстями и слабостями, мыслями и привычками.

Лирику поэта отличает и необычная для классицизма близость к читателю. Поэт открыто выражает собственные эмоции и мысли, говорит о своей жизненной позиции.

Можно сказать, что именно в творчестве Державина проявились предпосылки реализма.


Как истинный человек эпохи классицизма, Державин видел главную цель жизни в служении своему Отечеству.

Он был непримиримым борцом с произволом чиновников, коррупцией, воровством и беззаконием. Поэт и гражданин бесстрашно обличал пороки людей с высокими чинами.

«О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Здесь мы можем видеть, что Державин твёрд в своей оценке творчества. Он не сомневается в собственных достижениях и уверен, что его лирика бессмертна. Вместе с этим, поэт понимает, что у него найдётся много врагов, которые будут презирать его стихи. Но поскольку его заслуги справедливы, поэт оставляет за собой право на ответное презрение.

Александр Александрович Бестужев-Марлинский писал о Державине:

Основные темы и мотивы философской лирики Державина

Основные темы и мотивы философской лирики Державина

К основной тематике лирической философии Державина относятся темы о Боге, божественном на Земле. Жизнь, смерть, любовь, человеческие, государственные судьбы — вот перечень тем, которые отражались поэтов в творчестве. И, безусловно, самая любимая литературная форма, которая применялась лириком в философской поэзии, представлена хвалебной одой. Ода является поэтическим произведением, посвященным определенным героям, событиям. Оды характеризуются максимальной торжественностью, возвышенностью. Интерес вызывает тот факт, что Державиным была подведена теоретическая основа под его философские произведения, написано несколько трудов, в которых описывается ода как литературный жанр.

Еще одна тема затронута автором. Она представлена темой смерти, которая, похоже, является ключевым мотивом философских рассуждений многих мыслителей прошлого, поэтому она присутствует также в философской поэзии Державина. Поэт называет смерть самой могущественной силой, всесильным природным законом. Однако, хотя это явление ужасно и непредсказуемо, оно считается еще и справедливым, так как перед смертью все равны — бедняки и богачи.

Похожие материалы:

    Основные мотивы философской лирики Тютчева Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. … Особенности философской лирики Пастернака Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для … Основные жанры восточной поэзии Говоря о поэзии Востока, поэтические жанры чаще всего представлены японскими, китайскими стихами, однако произведения восточного стихосложения … Ахматова и Цветаева — каноны женской лирики Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть … Основные инструкции для будущих писателей от Элмора Леонарда Элмор Леонард – это популярный американский писатель и сценарист. Одобренный критиками за неукрашенный реализм, а также за сильные диалоги. Некоторые …
    E-mail: [email protected]

Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук — стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

© Юрий Минералов 2020. Все права защищены. Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением федерального закона об охране авторских и смежных прав.

К основной тематике лирической философии Державина относятся темы о Боге, божественном на Земле. Жизнь, смерть, любовь, человеческие, государственные судьбы — вот перечень тем, которые отражались поэтов в творчестве. И, безусловно, самая любимая литературная форма, которая применялась лириком в философской поэзии, представлена хвалебной одой.

Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы.

Известно, что первоначально стихотворение возникло, как зарисовка с натуры, и лишь потом, когда Державин узнал о смерти Потемкина, он обратился вновь к этой картине и дополнил ее символическим продолжением. Так изумительное по красоте пейзажное стихотворение постепенно превратило в глубокий философский символ, выражающий представление поэта о тщетности земной славы человека, о преходящих и непреходящих ценностях жизни.Водопад в оде Державина символизирует не только блеск богатства и земной славы человека, но также и неизбежность падения, конца, трагического финала, который неумолимо ожидает каждого человека, как бы высоко он ни был вознесен в земной жизни.

Румянцев предстает как истинный герой, который, отказавшийся от стремления к личной славе, посвятивший себя служению Отечеству, общей пользе россиян. Здесь намечается основная дидактическая линия оды — поэту важно подчеркнуть мысль об общественной значимости, пользе человеческих деяний, о благородстве мотивов, которые должны лежать в основе великих подвигов героев.

Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей. Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и состояния, поскольку все они подвластны одному и тому же закону уничтожения:

Но признавая всемогущество смерти, Державин не приходит к пессимистическому выводу о бессмысленности человеческого существования. Напротив, быстротечность жизни придает ей особенную значимость, заставляет выше ценить неповторимые радости бытия:

* Жизнь есть небес мгновенный дар; * Устрой её себе к покою * И с чистою твоей душою * Благословляй судеб удар

* Чей одр — земля; кров — воздух синь; * Чертоги — вкруг пустынны виды? * Не ты ли, счастья, славы сын, * Великолепный князь Тавриды? * Не ты ли с высоты честей * Незапно пал среди степей?

Практика фаворитизма приобрела в это время откровенно циничный характер. В связи с этим слово счастье приобрело у Державина свой смысловой оттенок. Оно связано со служебным, придворным успехом. Как карточный выигрыш, оно зависит от везения, удачи и вместе с тем от ловкости искателя. Внезапно улыбнувшись своему избраннику, оно столь же неожиданно может повернуться к нему спиной, В духе поэтики XVIII в. Державин создает мифологизированный образ счастья — нового божества, которому поклоняются его современники:

* О ты, великомощно счастье! * Источник наших бед, утех… * …Сын время, случая, судьбины * Иль недоведомой причины, * Бог сильный, резвый, добрый, злой! * На шаровидной колеснице, * Хрустальной, скользкой, роковой…

* Я телом в прахе истлеваю, * Умом громам повелеваю, * Я царь — я раб — я червь — я бог!

Читайте также: