Какова жизнь спрашивают при встрече все ладно сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту О.Л. Рожнёвой по проблеме приспособления человека к обществу.

(1)Мне скоро семь. (2)До школы остаётся полгода. (3)И меня решают отдать в детский сад, чтобы я успела привыкнуть к детям и научилась с ними общаться. (4)Но общаться со сверстниками для меня оказалось трудной задачей. (5)Сказывалась и разница в интересах: никто из них не умел читать, а я читала уже запоем. (6)В моём мире царили Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Конан Дойл, Дюма. (7)И этот мир был гораздо интереснее, чем попытки девочек увлечь меня пластмассовой посудой, куличами в песочнице и одеванием пупсов. (8)Голые пупсы почему-то не вдохновляли.

— (21)Леночка, нельзя же так! (22)Мы тебе дали новую куклу, а ты вместо неё принесла стекло от бутылки!

— (23)А оно разноцветное. (24)И Маше кукла очень нужна. (25)У неё день рождения.

— (26)У Маши день рождения через полгода! (27)А таких стёкол мы тебе сейчас дадим целую кучу. (28)Вон на свалке битые бутылки валяются!

— (29)Леночка, деточка бедная, как же ты жить-то будешь! (30)Разве можно быть такой бесхитростной! (31)Похитрее нужно быть, похитрее! (32)Понимаешь?

(43)Да уж… (44)Сколько шишек набито бесхитростной деточкой. (45)Вспоминаю, как я менялась в течение многих лет, обучаясь всему тому, что называется жизнь в коллективе. (46)Хорошо это было или плохо? (47)Прогресс или деградация?

(48)Сейчас я бы хотела снова стать искренним и простодушным ребёнком из своего детства. (49)Ушла я в страну чужую. (50)И дом мой далече. (51)Нет давно того очага, к которому можно стремиться. (52)И горьки плоды, которыми питает меня моя жизнь. (53)А я всё иду в свой Изумрудный город, а он всё дальше и дальше. (54) Как мираж.

(По О.Л. Рожнёвой*)

*Ольга Леонидовна Рожнёва (род. в 1975г.) – член Союза писателей России, филолог, переводчик, преподаватель английского языка.

Мы все мечтаем о настоящей дружбе, о честности и понимании в отношениях. Но не всегда нас принимают такими, какие мы есть, обижают и отвергают. О.Л. Рожнёва поднимает проблему приспособления человека к обществу.

Писательница повествует от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство. Девочка жила словно в волшебной стране, где царило только добро. Бесхитростная и наивная, она могла отдать подруге куклу в обмен на разноцветное стекло от бутылки. Щедрость её не знала границ, и маленькие друзья, более искушённые в жизни, этим пользовались. Родители пытались изменить отношение дочери к миру, учили не доверять другим людям. О.Л. Рожнёва этим примером поясняет, что взрослые хотели подготовить ребёнка к суровым реалиям жизни.

О.Л.Рожнёва считает, что меняться надо, но не в ущерб себе, своим принципам и нравственным понятиям.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Задание на соответствие, ограничено временем. Проверка умения определять проблему в тексте, сопоставлять ее с темой с ключевыми словами из текста, с позицией автора.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Проведите соответствие между текстом и поставленной проблемой. Выберите одну из проблем, которые подняты в данном тексте.

(1)Россия…(2)Разве можно говорить о ней? (3)Она как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в себе и молчать.

(4)Но о дарах ее; о том, что она дала нам, что открыла, об отражении в нас нашей Родины – да будет сказано в благоговении и тишине.

(5)Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в далекий путь. (6)Просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. (7)Русскому духу присущи духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. (8) Мы родимся в этой внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы несем ее в себе. (9)И все ее дары, и все ее опасности. (10)Нет духовности без свободы, и вот благодаря нашей свободе пути духа открыты для нас: и свои, самобытные, и чужие, проложенные другими. (11)Но нет духовной культуры без дисциплины; — и вот, дисциплина есть наше великое задание, наше призвание и предназначение.

(12)Разливается наша стихия, как весенняя полая вода, − ищет предела вне себя, ищет себе незатопимого берега. (13)И в этом разливе наша душа требует закона, меры и формы; и когда находит, то врастает в эту форму свободно, вливается в нее целиком, блаженно вкушает ее силу и являет миру невиданную красоту.

(14)Не разрешена еще проблема русского национального характера; ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом. (15)Столетиями строили его монастырь и армия, государственная служба и семья. (16)И когда удавалось им их дело, то возникали дивные, величавые образы: русские подвижники, русские воины, русские бессребреники, претворявшие свой долг в живую преданность, а закон — в систему героических поступков; и в них свобода и дисциплина становились живым единством. (17)А из этого рождалось еще более высокое: священная традиция России — выступать в час опасности и беды добровольцем, отдающим свое достояние и жизнь за дело Божие, всенародное и отечественное.

(30)Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскалённым летом, с безнадёжною осенью и бурною весною. (31)Она погрузила нас в эти колебания, срастворила с ними, заставила нас жить их властью и глубиной. (32)Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засух, силу ветра, хаос метелей и смертные игры мороза. (33)И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились мы во всём идти до конца и не бояться смерти.

(36)Но сохраним же наши дары и одолеем наши соблазны. (37)Чувство беспредельности, живой опыт ночной стихии, дар пророческой одержимости дала нам наша Родина. (38)Отречься от этого дара значило бы отречься и от неё, и от себя. (39)А о том, как понести и оформить этот дар, не падая и не роняя его, как очистить его от соблазнов, − об этом нам надо болеть и радеть неустанно. (40)Ибо есть путь к исцелению и расцвету всей русской культуры.

*Иван Александрович Ильин (1883-1954) – русский философ, писатель и публицист

  • Проблема русского национального характера. (Какова особенность русского национального характера?)
  • Проблема осознания ценности жизни. (Когда к человеку приходит осознание ценности жизни?)
  • Проблема влияния войны на жизнь и восприятие человека. (Как война влияет на жизнь и мировосприятие человека?)
Вопрос 2

Проведите соответствие между текстом и поставленной проблемой. Выберите одну из проблем, которые подняты в данном тексте.

− (1)Какова жизнь? − спрашивают при встрече.

(9)Отсюда сразу напрашивается довольно опасный для рационализма и ширпотреба вывод: много и одинаково − это значит дурно, неэстетично. (10)Мало и по-разному − это значит, хорошо, красиво, неповторимо. (11)И речь здесь идет не об одном лишь труде, но и о быте, о стиле жизни вообще. (12)Искусство проявляется всюду, где существует жизнь, а не только в круге, ограниченном художественным творчеством. (13)Стройность и красота противоречат непосильности, тяжести. (14)Тяжело и непосильно тогда, когда не умеешь красиво трудиться. (15)Трудно, когда неумён и недогадлив, когда не хватает фантазии и терпения. (16)Разве не так?

(17)Красота в мире — это разнообразие, непохожесть. (18)Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, − такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике.

(40)Качественное разнообразие частей лучше, чем что-либо другое, служит единству целого. (41)Конечно, антагонизм частей, вообще разрушающий целое, тоже можно назвать разнообразием, на что и ссылаются сторонники нивелирования. (42)Но разнообразие и антагонизм − разные вещи.

Досталось тексту В.Солоухина "Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление" . Основная претензия: мы живём не в Москве, у нас есть свои памятники, зачем нам описывать чужие? Посмотрела текст: простой, понятный, с ясно выраженной авторской позицией (важно сохранять памятники старины - это наши корни, которые в тяжёлые моменты "дадут спасительную влагу"). А в обосновании согласия с авторской позицией можно и о памятниках своего города написать.

Чаще всего жалуются на текст В.Пескова о реке Днепр ("Веками Днепр с притоками был водной дорогой с юга на север, главной частью знаменитого водного пути "из варяг в греки"). Здесь уже интереснее: в начале текста автор размышляет о важности реки для жителей страны (транспортная артерия, сельское хозяйство, электричество, источник вдохновения для художников и писателей), а потом рассматривает Днепр как место сражений в великих войнах. Поэтому мнения пишущих разделились: кто-то утверждает, что надо было писать исключительно о войне (сила духа, героизм), а другие - именно о реке, её месте в истории России. Я думаю, правы и те и другие, но если у кого-то есть официальные "ключи" к этому тексту, поделитесь, коли не жалко (я не нашла). Самая большая странность этого отрывка: он попался на экзаменах и 6, и 7 июля (вопрос к ФИПИ: а что, так можно было. ).

Много текстов в этом году связано с темой искусства, творчества, писательского мастерства и т.д. На мой взгляд, в условия стресса и жары небезосновательно могли показаться сложными очерки о народной эстетике из сборника Василия Белова "Лад". Оттуда были взяты для экзамена сразу три текста:

  • Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать “Войну и мир” или смотреть и слушать “Лебединое озеро”.

- Какова жизнь? — спрашивают при встрече.

  • Ответ один, если действительно все ладно. Хорошую жизнь пронизывает лад, настрой, ритм, последовательность в разнообразии. Такой жизни присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из другого.
  • Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

Из того, что я успела просмотреть, реально самым сложным мне показался текст В.Быкова "Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали ее постоянно и незримо давящего на сознание пресса, мы сжились с ним и просто не могли себя ощущать иначе". Сложным не для понимания, а именно для сочинения в формате ЕГЭ. Зацепиться не за что: вот автор рассуждает об обретении смысла жизни после войны, а вот уже об избирательности человеческой памяти, тут же о недопустимости смешения жанров, об истинности таланта писателя и т. д. То есть проблем можно выявить много, а полноценно их проиллюстрировать, как того требуют эксперты, не получается. Один выпускник даже подумал, что ему по ошибке попались отрывки из разных кимов. Скорее всего, это произошло оттого, что текст нещадно сократили, выбросили отдельные слова и целые абзацы, по итогу мысль автора потерялась. Я нашла текст Василя Быкова целиком. В статье "Главный жанр литературы" писатель объясняет, почему 50-60-е годы были временем расцвета повести, а в 80-е главенствовал роман, прослеживает трансформацию жанра. Но из урезанного фрагмента этого, конечно, не понять. ФИПИ ставлю двойку за такую работу.

Думаю, текст Василя Быкова ещё посоперничает с прошлогодними "лопатами" за звание самого трудного на ЕГЭ (выпускники 2019 года, теперь вы поняли, что такое сложные тексты?). Сочувствую тем, кому попался данный отрывок, и надеюсь на милость и щедрость проверяющих. Как говорят знакомые эксперты, у них строгие указания по поводу формулировки проблемы: стараться искать зацепки, натягивать сову на глобус, но трактовать в пользу ученика. Поэтому не расстраиваемся раньше времени, ждём баллы. И конечно, удачи всем на математике и других профильных экзаменах!

Мои комментарии к тексту В.Арсеньева "Путешествие по тайге" размещены здесь .

Также предлагаю вашему вниманию статьи, опубликованные на канале прошлым летом (из раннего творчества, так сказать):

Повседневная жизнь русского Севера

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО СЕВЕРА

Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской,

Архангельской и Кировской областей

КРУГЛЫЙ ГОД Весна Лето Осень Зима

ПОДМАСТЕРЬЯ И МАСТЕРА Плотники Кузнецы Копатели колодцев Пастухи Сапожники Столяры Нищие Лодочники Печники Гончары Коновалы Каталя Мельники Торговцы Знахари

СПУТНИК ЖЕНСКОЙ СУДЬБЫ Лен Теребление льна Обмолот Расстил Битье масла Мятка Трепка Очес Пряжа Обработка пряжи Тканье Обыденная пелена Выбеливание Витье веревок Вязка рыболовных снастей Незримые лавинки

РУКОДЕЛЬНИЦЫ Шитье Вязание Плетение Остановленные мгновения Кружевоплетение Чернение по серебру Шемогодская резьба по бересте Резьба по кости

МИРЯНЕ Край Волость Деревня Подворье Семья

ЖИЗНЕННЫЙ КРУГ Младенчество Детство Отрочество Юность Пора возмужания Преклонные годы Старость

РОДНОЕ ГНЕЗДО Лесной сеновал Лесная избушка Поскотина Гумно Амбар Баня Дом В доме и около Двор

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ По вытям Неделя Неразлучная пара

ЗАСТОЛЬЩННА Ржаное Житное Скоромное Рыбное Огородное Лесные дары О чем звенит самовар

ИГРЫ На границе яви и сна Серебро и золото детства Долгое расставание

ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ Драматизированные обычаи и обряды Свадьба Крестины Похороны Проводы в армию Помочи Ярмарка Сход Гулянья Праздник Святки Масленица

НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ Искусство народного слова Разговор Предание Бывальщина Сказка Бухтина Пословица Песня Причитание Частушка Раек Заговор Загадка Прозвища

НЕ СЛОВОМ ЕДИНЫМ

ДРЕВОТЕСНОЕ-КАМНЕТЕСНОЕ Клеть Изба Дом Мельница Часовня Храм

О НАРОДНОЙ СКУЛЬПТУРЕ

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся. В неутолимой жажде познания главное свойство науки - ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство - со временем. Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству. Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичноетью, неподвижностью, что и делается некоторыми "исследователями" народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность. Ритм - одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма - война, мор, неурожай - лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни. Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатия до могильной травы. Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначались свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу - от красоты. Мастер назывался художником, художник - мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии. Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо. Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии. Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат. Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад. Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нота отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов. Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас. Книга рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Она была задумана как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. При этом я старался рассказывать лишь о том, что знаю, пережил или видел сам либо знали и пережили близкие мне люди. Добрая половина материалов записана со слов моей матери Анфисы Ивановны Беловой. Воспоминаний, а также впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много. Волей-неволей мне пришлось систематизировать материал, придавая рассказу какой-то, пусть и относительный, порядок, чем и продиктовано композиционное построение книги. Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ КРУГЛЫЙ ГОД

Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть ли не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта - Тимофей-весновей. 12 марта - Прокоп - увяз в сугроб. 13 марта - Василий-капельник. 14 марта - Евдокия - замочи подол. Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову*. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определены и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох. Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас. Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом. 17 марта - Герасим-грачевник. 30 марта - Алексей - с гор вода. 4 апреля - Василий-солнечник. - --------------------------------------* Даты приводятся по новому стилю. Подробности о народном календаре см. в кн.: Полуянов Ив. Месяцеслов. Архангельск, 1979. 9 апреля - Матрена-настовица. 14 апреля - Марья - зажги снега, заиграй овражки. 28 апреля - Мартын-лисогон. 29 апреля - Ирина - урви берега. В крестьянском труде после Масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят.круглый год.) И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву - везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода - вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники - ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица. И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани. Кстати, не больно-то раздумывай о том, что было. Было, да прошло. Надо, пока не пала дорога, вывезти из лесу последнее сено, да хвою на подстилку скоту, да дров - сушняку, да собрать по пути капканы, на лыжах пройдя по большому и малому путику. И вот лошадь, пофыркивая, трусит поутру от деревни. На возу с полдюжины вершей, чтобы не тащить потом натоделъно. (Вот-вот объявится щучий нерест: надо пропешатъ в озере выхода и поставить ловушки.) Обратно - с возом сена или хвои. Пока лошадь отдыхает и хрустит зеленым сенцом, пока солнце не растопит голубой наст, успевай сходить в чащу присмотреть и пометить дерева для рубки под сок. Еще набрать сосновой смолы - просила бабушка для приготовления лекарства. Хозяйка намек сделала: наломать бы сосновых лапок на помело. Тоже надо. Долго ли? Минутное дело, а вспомнить приятно, и срубить по дороге шалаш тоже требуется: как раз токуют тетерева. Еще нарубить березовых веток для гуменных метелок. И только потом, когда лошадь направится к дому и запоскрипывают гужи, можно и подремать на возу либо затянуть песню про какого-нибудь Ваньку-ключника. Весной старухи и бабы белят по насту холсты. Вытаскивают из погребов и перебирают семенную и пищевую картошку, заодно угощают деток сочными, словно только что с грядки, репами и морковью. Проветривают шубы и всякую одежду, развешивая ее на припеках, потому что моль боится солнышка. Девки продолжают прясть на беседах, мужики и парни усиленно плотничают. Ремонтируют хозяйственный инвентарь: сбрую, телеги, бороны. Вьют веревки, спихивают с кровель снег. Пускаются в ход тысячи извечных примет, люди гадают, какая будет весна и чего ожидать от лета. У многих коровы уже отелились к этому времени. Другие ждут с часу на час. Хозяйка-большуха даже ночью ходит проведывать хлев. Дети тоже ждут не дождутся, им уже надоело без молока. И вдруг однажды утром в избе за печью объявилось, запостукивало копытцами. Большие глаза, мокрые губы. Шерстка шелковая. Гладить ходят все по очереди. Первые дни молоко, вернее молозиво, только теленочку, потом, если Великий пост уже кончился, хлебают все. Молоко в крестьянских семьях не пили, как теперь, а хлебали ложками, с хлебом вприкуску либо с киселем, с толокном, с ягодами. Скотина после долгого зимнего стояния в душном темном хлеву по-человечески радуется весне. Просится на воздух, на солнышко. И когда коров ненадолго выпускают во двор, иная подпрыгивает от радости. Между тем стало совсем тепло, дороги пали. Начали освобождаться от снега поля и луга. Старики поглядывают на небо, прислушиваются сами к себе: какова весна? Затяжная и холодная или короткая и теплая? Не упустить бы посевной срок. Тот, кто расстался с трехполкой и вводит культурный севооборот, утром по ледяному черепку уже рассеял клевер. С тревогою в сердце люди ходят смотреть озимь: не вымокла ли, каково пересилила зиму? Ведь матушка-рожь, говорится в пословице, кормит всех сплошь. И скотину, и птицу, и крестьянскую семью. Все это ладно, но когда же сеять? Иной торопыга, не успели еще ройда* выйти, поехал пахать. Обрадовался, свистит погонялкой. Выкидает семена в холодную землю - глядишь, уже с осени ребятишки пошли по миру. Другой не подготовился вовремя: то семян не запас, то у лошади сбил плечо. Этому тоже неурожай. В хорошей деревне мало таких чудаков. Все готово, но когда все-таки выезжать? В шутку или всерьез, не поймешь, но в народе говорили таю "Выйди в поле и сядь на землю голой задницей. Сразу узнаешь, пора сеять или погодить требуется". Но вот самый опытный, самый рачительный хлебопашец выволок соху и запряг поутру кобылу. И все ринулись в поле как по команде. Заскрипели гужи, пропахшие дегтем, сошники запохрустывали мелкими камушками. В небе, над полем, заливаются жаворонки. Пахари посвистывают, подают лошадям команды: "Прямо! Прямо!" Или на завороте: "А что, забыла за зиму, где право, где лево?" И лошадь, конфузливо махая хвостом, поворачивает туда, куда надо. Вообще на севе у пахаря и коня должно быть полное взаимопонимание. Если начнут скандалить - ничего не получится. Хороший крестьянин пашет без погонялки, лошадь свою не материт, не ругает. Действует на нее лаской, уговорами, а иногда стыдит ее, как человека. Норовистый конь не годится на пашне. А борозда за тобой идет да идет, и грачи тотчас садятся в нее, тюкают носами в родимую землю. Это она, земля, кормит и поит, одевает и нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с тебя пот усталости. Она же возьмет тебя в себя и обымет, и упокоит навеки, когда придет крайний твой срок. А пока черная борозда идет и идет поло- --------------------------------------* Ройда - мерзлота. сой. Пласт к пласту ложится на поле. И твой отец, или сын, или жена, или сестра уже запрягают другую лошадь, чтобы боронить, ровнять эту весеннюю землю. А дед или бабка уже насыпают в лукошко белого крупного семенного овса. Вот не спеша идет полосой вечный сеятель, машет рукой из стороны в сторону. Шаг, второй - и золотой дождь летит из горсти. Отскочив от лукошка, зерна ложатся на свежую землю. Сеятель бормочет про себя какое-то извечное заклинание: то ли поет, то ли молится. В сосняке, рядом, ребятишки зажгли костер. Девицы, собирая сморчки-подснежники, поют "Веснянку". Земля подсыхает, требуется тотчас заборонить семена. Обычно после овса сеяли лен - одну, самое большее две полосы, затем горох и ячмень. Была такая примета: надо встать под березу и взглянуть на солнце. Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. Только семена зря выкидаешь. Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь нее, то день-два еще можно сеять. После сева обязательно топят баню. Досталось за эту неделю и людям и лошадям: мужик отпаривается, конь отстаивается. А вот и первая травка. Первый выгон скотины на пастбище - событие не хуже других. Пастух в этот день кум королю. Трава растет стремительно. Живая. В лесу, если день теплый, к вечеру иные стебли вытягиваются на вершок от земли. Глядишь, пора и огороды сажать. Плюют семена овощей в рассадники. Женщина наберет в рот заранее намоченных семян капусты или брюквы и форскнет что есть силы. Семена ровно разлетаются по рассаднику. На ночь укрывают рассадник холщовой подстилкой или даже шубами, если старики посулили заморозок и если кошка жмется к теплой заслонке. Огород городить - тоже очень важное дело, без огорода скотина за лето все вытравит. У хороших хозяев кол можжевеловый, жердь осиновая, вица еловая - изгороди нет износу. У ленивого она из чего придется, потому и приходится городить каждую весну. Весна кончается с первым теплым дождем и первым раскатистым громом. Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. Причем надо успеть кувыркнуться, пока гром не затих. Хоть в луже, хоть на лужке, хоть в будничном сарафане, хоть в праздничном, все равно кувыркайся. Смех, возгласы и восторженный девичий визг не затихают вместе с грозой.

Читайте также: