Какова была роль петра i в становлении социальной работы в россии сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Социальные реформы Петра I – это реформы, направленные на закладывание основ образовательной, медицинской и научной деятельности на уровне государства.

В первую очередь социальные реформы были вспомогательным средством для военной сферы, которые после расширились и были направлены уже на гражданские нужды.

Предпосылки социальных реформ Петра

Россия во многом отставала от других стран из-за тяжких испытаний, которые выпали на ее долю, развитие страны сильно тормозили набеги татаро-монгольского ига, страна много лет была оторвана от связей с Европой. После Великого посольства Петр еще больше убеждается в том, что Россия сильно отстала в развитии от других стран. Значительная часть учебных заведений была открыта для подготовки новых войск для регулярной армии

Социальные преобразования можно разделить на несколько периодов.

  1. С 1698 по 1714 гг. – развитие книгопечатания и топографий, по инициативе Петра в Голландии начинают издавать духовно-образовательные книги, были открыты первые типографии в Петербурге, в 1714 году там же была открыта библиотека, которая после стала библиотекой Академии наук. Для того, чтобы обеспечить достаточным количеством методических указаний и рекомендаций учрежденных учебных заведений, которые открывал Петр I и нужны были типографии. В период с 1708 по 1725 гг. было издано книг гораздо больше, чем за весь предшествующий век.
  2. С 1698 по 1721 гг. – подготовка офицеров для армии и флота, открытие военных школ для солдат.
  3. 1701-1722 гг. – организация цифирных школ, где дети могли обучаться основам математики, а в некоторых и основам геометрии.

Преобразования в сфере медицины

В 1701 году начинают функционировать частные аптеки (идет борьба с внеаптечной торговлей), их освободили от налогов, а их владельцев от воинской повинности. Вскоре после появления частных аптек, был основан первый Московский госпиталь при нём вели обучение врачей и военных хирургов.

Готовые работы на аналогичную тему

Реформа образования

Петр I стремился создать дворянское государство, а для этого необходимо было распространять образование среди дворянства, повышать их культуры, а если этого не делать дворяне не будет готовы и пригодны для поставленных Петром целей реформирования России.

Образование Петр I считал базовым социальным институтом, без полной реорганизации системы образования было бы сложно воплотить еще одну важную задачу – развитие промышленности, чтобы решить эту проблему был использован комплексный подход.

Дворянских детей начали отправлять на обучение в страны Европы, а из европейских стран в свою очередь приглашали ученых и инженеров для обучения способных молодых людей. Кроме этого Петр ввел обязательное начальное образование для дворян, которое среди них так и не получило одобрение, они всячески избегали учебы, тогда Петр пошел на крайние меры и запретил венчать неграмотных дворянских недорослей.

Развитие науки

Социальные реформы в области образования, медицины и инженерного дела потребовали создать центры систематизации и накопления полученных знаний. В 1724 году Петр I издает указ об учреждении Академии Наук и художеств, тем самым и заложил основы российской науки, для работы в Академии Наук Петр также пригласил иностранных специалистов, поэтому до 1746 года практически все академики были иностранцами.

Крестьянская реформа

В результате крестьянской реформы государство было разделено на две зоны: зона неурожайного севера и зона плодородного юга. В северной зоне крестьян часто переводили на денежный оброк и отправляли их в город или в другие области на заработки. В южной зоне в это время процветала барщина. Были увеличены повинности крестьян, поскольку у российского государства увеличились потребности в деньгах и человеческих ресурсах. Исключительно силами крестьянства возводились города, строились дороги, мосты, открывались мануфактуры, так при строительстве Петербурга было задействовано более 40 тысяч крестьян, так учитывая ежегодные наборы в рекруты, налоги, то можно сделать вывод, что жизнь крестьян была достаточно тяжелой.

Барщина – принудительный труд зависимых крестьян, работающих со своим личным инвентарём в хозяйственных угодьях собственника.

Становление российской государственной системы социального обеспечения во время правления Петра Великого. Общественное призрение как организованная форма благотворительности. Петровские реформы и формирование системы социальной защиты населения.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.02.2010
Размер файла 42,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Общественное призрение как организованная форма благотворительности

2. Петровские реформы и "социальная защита населения

3. Формирование системы социальной защиты населения

4. Борьба Петра Великого с нищенством

1. Общественное призрение как организованная форма благотворительности

В давние времена общественное призрение определялось как организованная форма благотворительности. В современном же русском языке слово призрение забыто. Оно не упоминается ни в научных публикациях, ни в правовых документах. Вместе с тем история становления и развития системы социального обеспечения в России в советский период и социальной защиты в наши дни начинается именно с общественного призрения. Первичная форма благотворительности есть подаяние милостыни нищенствующему. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. В общественном призрении организационная сторона проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и по отношению к оказывающим ее. Милостыня, по существу своему, не поддается организационному началу. Она подается тому, кто протягивает руку. Общественное же призрение простирает свою помощь только на тех, кто не в состоянии сам себя призреть и не делает из своей нужды промысел. Милостыня исходит из субъективного порыва подающего. Субъектом же общественного призрения является коллективное лицо, а мотивом - осознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота государства о благе бедствующих граждан. В России толчком к переходу от милостыни к общественному призрению послужило развитие нищенства и бродяжничества в местностях, где подавалась щедрая милостыня.

2. Петровские реформы и "социальная защита населения"

· для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных;

· для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработанные ими изделия и сбывая оные в свою пользу;

· для воспитания сирот и детей бедных родителей.

Продолжая традиции предшественника, Петр I предпринял ряд репрессивных мероприятий, среди которых наиболее примечательным являлись установление штрафа за подачу милостыни в стране, население которой было воспитано на Христианских заповедях. Наряду с жесткими мерами в решении данного вопроса, Петр I издал ряд прогрессивных указов по организации общественного призрения. Так, например, Регламентом Главному Магистрату (1721 г.) вменялось в обязанность создавать "смирительные дома" для здоровых "нищих и гуляк", "прядильные дома - для непотребного и неистового женского пола", госпитали для "сирых, убогих. и для самых престарелых людей обоего пола. " А. Стог. О общественном призрении в России. Ч. 1,2. СПб., 1818. . В 1724 г. был издан Указ о введении переписи нищих для распределения их по монастырям. Петр неоднократно указывал, что неразборчивая частная благотворительность ведет только к увеличению тунеядства. К сожалению, большинство указов Петра Великого так и не получило реального воплощения.

На протяжении практически восьми веков российские государственные деятели пытались решить проблемы обездоленных, однако кое-как дело сдвинулось с "мертвой точки" лишь во второй половине XVIII столетия, когда было положено начало системе общественного призрения.

3. Формирование системы социальной защиты населения

На Руси не было столь изощренных методов профессионального нищенства, как в развитых европейских странах, в этом и не было необходимости, поскольку на Руси всегда с состраданием и любовью относились к нищим. Нищих было очень много, что являло особенность русского общества. С принятием христианства на Руси нищенство окрепло. Русская Православная Церковь имела на нищенство свое воззрение, как на состояние, которое несравненно выше всех земных состояний, допуская особый христианский подвиг - добровольную нищету, "Христа ради юродивых". Поэтому Церковь никогда не боролась с нищенством как явлением. Часть нищих содержалась церковью: имелась даже особая статья расходов Церкви - "расход на нищих".

4. Борьба Петра великого с нищенством

Увеличение нищенствующей братии, которая заполонила города, в особенности Москву, а затем и Петербург, вынудило Петра I издать серию указов (декабрь 1700 г., 8 июня 1701 г. и 9 февраля 1710 г.), запрещавших нищим, под опасением наказания, переходить для прошения милостыни из одного города в другой, из одного уезда в другой.

Еще одним, имеющим принципиальное значение, шагом в законодательном регулировании вопросов семьи и брака, стало ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями, ибо ранее делами семейными ведало главным образом “Великое духовенство”. Теперь большая часть “семейственных дел” подчинялась светским, гражданским законам. Если Стоглав устанавливал брачный возраст для жениха - 15 лет, невесты - 12 лет, то Указ Петра I “О порядке наследования” (1714 год) поднял его рамки: для жениха - 20 лет, для невесты - 17 лет. Не оставил без внимания Петр I и вопросы, касающиеся родительской власти, на неограниченность которой он также обратил свое внимание, подтвердив их право употреблять против непокорных детей домашние исправительные меры.

· отдавать детей в смирительные дома;

· приносить на них жалобы в суд.

Опеке как форме устройства ребенка в семью имевшие место реформы уделяли достаточное внимание. Петр I повелевал призревать сирот “без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств. ” Цит. по Довгалевской А.И. Семейное воспитание приемных детей. С.8. Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, “чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же”. Это “нужно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов

Таким образом, реформаторская деятельность Петра I была связана и с положением детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям. Первое составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся “ненужными” в государственные учреждения. Второе заключалось в борьбе с нищенством несовершеннолетних. Прямое попечение о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений относится к началу XVIII века, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе за собственные средства в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре “сиропитательницу” для “зазорных младенцев”. А в самом Новгороде он основал еще десять таких заведений, где воспитывалось до 3-х тысяч детей. Отсюда дети поступали в устроенные Иовом школы полудуховного характера, после чего они становились, кто церковнослужителями, а кто служилыми или посадскими людьми. А Петр I своим Указом от 4 ноября 1715 года предписал устраивать в Москве и других городах гошпитали “для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются”. И “чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно. Эти гошпитали существовали обычно около церковных оград. В Москве они были каменными, в других городах деревянными. Правда, такие гошпитали были рассчитаны на незначительную часть покинутых детей.

Хронологические рамки исследования не случайно определяются целым столетием. Век XVIII особенно важен в истории России. Именно на этот период пришлось становление, развитие и укрепление абсолютистского государства, зарождение многих новых явлений общественной жизни, создание отечественной системы социального обеспечения, составной частью которой было призрение сирот и незаконнорожденных. Однако в исследовании хронологические границы несколько расширены. Часть явлений уходит своими корнями в XVII в., законченность других видна только в первые годы XIX ст

В плане методологии при написании работы использовались общенаучные принципы. Были применены ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный методы, теоретические разработки отечественных историков. Основной целью данной работы явилось всестороннее комплексное изучение призрения в России XVIII в. Это включило в себя исследование особенностей государственной политики, результатов и эффективности осуществлявшихся правительственных мер; исследование российской специфики форм и структур призрения, а также их эволюции в течение века, исследование взаимоотношений государства и церкви, государства и общества, государства и частных лиц по вопросу призрения; наконец, исследование влияния западных образцов на российские формы призрения.

Список литературы

1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Социально-экономическая литература, 1962. Кн. VIII. С. 332.

2. Полное собрание распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1. 1721 г. СПб., 1869. № 282.

3. Посошков И. Книга о скудности и богатстве. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. С. 185.

4. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Т. II. 1722. СПб., 1872. № 932.

5. Полное собрание распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2. № 309, 932.

6. Щапов А. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием

7. "Антология социальной работы". М.В. Фирсов, Е.С. Федоров, М.,"Сварогъ-НВФ СПТ", 1994 г.

8. "Отечественная история ХХ век", М., "Агар", 1997г.

9. "Исторические портреты", В.О. Ключевский, М., "Правда", 1990 г.

Подобные документы

История зарождения благотворительности. Развитие и современные проблемы благотворительности в России. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели. Социальное обеспечение как одна из важных норм развивающейся системы социальной защиты.

дипломная работа [71,1 K], добавлен 04.07.2010

Истоки русской благотворительности. "Призрение – дело государственное" (с середины XVI века до 1862 г.). Развитие благотворительности в петровское время. Расцвет русской благотворительности. Учреждение заведений для призрения незаконнорожденных детей.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 27.01.2008

Теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце XIX – начале ХХ вв. Роль частных лиц и организаций в деле общей и частной благотворительности. Проблемы нищенства и его профилактики.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 23.08.2012

Основные формы и этапы эволюции социальной помощи в России. Особенности периода государственного призрения в XVII-XIX веках. Государственно-общественная благотворительность в России в XVIII-первой половине ХIХ века. Общественное и частное призрение.

реферат [33,2 K], добавлен 11.07.2011

Понятие благотворительности и определение ее роли в современном обществе, история становления и развития данного явления с распространением христианской религии. Тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси и во времена правления Петра.

реферат [25,2 K], добавлен 28.04.2010

История развития социальной помощи в России, первые акции благотворительности. Идея призрения детей-сирот на Руси, проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот). Борьба с нищенством на Руси.

реферат [22,8 K], добавлен 08.06.2011

Енисейский приказ общественного призрения. Благотворительность в Енисейской губернии. Управление народными школами. Содействие населению губернских и провинциальных городов в получении мелкого кредита. Расширение пропускной способности больниц.

Сочинение - рассуждение (эссе) по истории на тему:
“Роль Петра 1 в истории России”
Непосредственно приступая к работе, мне кажется, что необходимо изучить биографию данной исторической личности. Петр I Великий — последний русский царь и создатель Российской Империи. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 г. в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С юного возраста проявлявший интерес ко всему, что связанно с войной и военным делом, а также к западному образу жизни. К власти пришёл в 1682 году (правил с 1689 по 1696 г. вместе с братом Иваном V), с 1721 г. принял титул императора; правил до 1725 г. Изучив краткую биографию Петра, мне захотелось порассуждать о том, что же он сделал “хорошего” и “плохого” для России, велика ли его роль в истории нашей страны.

Личность Петра I является одной из самых известных в истории нашей страны. И на это есть свои причины. Ведь Петр I, без сомненья, внёс огромный вклад в развитие России, превратив её в действительно сильную империю.

Личность Петра I противоречива и неоднозначна, многие историки оценивают его деятельность по-разному. О нём самом и о том, что он сделал для страны за время своего правления, можно рассуждать очень долго. Но я постараюсь в этом эссе разобраться, какое же всё-таки влияние на Россию оказал этот человек.

Петр I был очень целеустремленным правителем, он отличался трудолюбием, упорством, любознательностью и волевым характером, что и помогало ему в осуществлении своих планов на пути к развитию страны. Изначально, Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь он получал домашнее образование, выучил немецкий, латинский и греческий языки, образовал из своих ровесников два потешных полка — Преображенский и Семеновский. Сначала они использовались будущим царем для игр и отработки воинской стратегии, а после выросли в царскую гвардию. Там же он познакомился с Александром Меньшиковым, своим ближайшим другом и помощником.

Россия в период начала правления Петра Алексеевича находилась в состоянии тяжелого застоя, она отставала от многих европейских стран в социально-экономическом, военном и культурном отношении, находилась в международной изоляции. Всё это царь прекрасно осознавал и видел явную необходимость в осуществлении реформ. Его реформаторский курс охватывал все сферы жизни общества – социальную сферу, экономику, управление, военное дело и культуру.

В правлении Петра 1 много положительного, но есть и отрицательное, о котором, конечно же, не стоит умалчивать. Например, в России установили едва ли не принудительное употребление водки, табака, ношение париков, заставили брить бороды, была разорена казна, а население сократилось почти на треть. Приехало много иностранцев, которым была дана "зеленая улица", а русских - унижали и топтали их достоинство. Произошел раскол церкви, гонения на старообрядцев, Россия лишилась церковной автономии. Был взломан исконно-русский, патриархальный уклад народной жизни.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что личность и эпоха правления Петра 1 в истории России играет немаловажную роль. Этот период привнёс большие изменения в жизни людей, государства, как с хорошей, так и с плохой точки зрения. Я считаю, что Петр 1 был всё - таки был успешным и “положительным” правителем нашей страны, так как он сделал больше хорошего, нежели плохого для общества и страны в целом.

Полностью согласна с мнением историков, что Петр 1 любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти.

Заслуга в развитие мер призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для него средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных попыток помощи, а целую систему.

Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшие средств на жизнь. Так, по указу 1722 г таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государственное содержание в богадельнях при монастырях. Им он отводил главную роль и не скупился на их финансирование. А действительно из каких средств происходило финансирование системы социальной помощи.

  • Петр 1 вдвое увеличил венчальный налог, вторая его часть и стала направляться на государственную благотворительность;
  • он ввел монополию церкви на продажу восковых свеч, дело в том, что в нашем верующем государстве до него свечи могли продавать кто угодно. А как бы не был беден человек, приходя в церковь, он обязательно покупал свечу. Это свечечный сбор составлял колоссальную сумму. Церковь стала больше получать и Петр не только увеличил ответственность церкви по призрению нуждающихся, но и забирал част средств в пользу государства;
  • так же он ввел церковный сбор в два кармана, в церквях было две кружки на церковь и на государство;
  • был введен также налог для всех чиновников кроме солдат в размере 1 копейка с рубля, а в то время можно было напиться и закусить в двоем на полушку;
  • ввел в монастырях обучение монахинь рукоделиям, а заработанные средства не выплачивались монахиням, а шли в пользу государства;
  • еще он ввел штрафы иноверцам (старообрядцы).

К сожалению, Петр 1 много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих.

Читайте также: