Какова авторская позиция в оценке пугачева и народного восстания сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Впервые мы знакомимся с будущим атаманом, когда он еще не успел собрать вокруг себя мятежников и стать во главе их восстания. Он случайно встречается на пути главного героя повести Петра Гринева и помогает ему найти дорогу в буран. Автор описывает его как невысокого и худощавого человека с широкими плечами, черной бородой и живым плутоватым взглядом. Он смекалист, обладает чутьем хищника. За помощь Петр Гринев подарил провожатому свой заячий тулуп, и Пугачев не забыл этого добра, как и обещал.

При следующей встрече, во время расправы над защитниками Белогорской крепости, Пугачев предстает перед читателем в образе атамана, назвавшегося царем и возглавившего народный бунт. Он безжалостно расправляется со всеми, кто отказывается присягать ему. Однако Гринева он милует, помня его добро, несмотря на то, что юноша честно говорит, что не будет служить ему и даже планирует бороться с бунтовщиками, как ему велит долг офицера.

Жизненную позицию Пугачева отражает калмыцкая сказка про орла, пьющего живую кровь, и ворона, питающегося падалью. Он считает, что лучше недолго прожить свободным, чем много лет провести в рабстве.

Пример сочинения №2

Описание героя

Первое знакомство

Пугачев обладал способностью определять путь по звездам, каким-то особенным чутьем улавливать запах дыма и по дуновению ветра находить жилье. Все эти качества Гринёв сразу подметил в своем проводнике, а его советы помогли ему избежать рокового финала.

Внешность

Черты характера, поведение, речь

Отношение Пугачева к людям

Пугачев ненавидит власти и считает врагами тех, в ком видит угнетателей народа. В отношении таких людей проявляется жестокость и беспощадность его натуры. Не милует он и тех, кто не желает признавать в нем государя. В результате неподчинения ему как царю он отправляет на смерть Ивана Кузьмича, коменданта крепости и его верного друга Ивана Игнатьевича. Его бандиты зверски расправляются с Василисой Егоровной и еще многими обитателями Белогорской крепости.

Взрывной и своенравный Пугачев, который в минуты гнева наводил ужас одним своим взглядом, мог быть великодушным и человечным к тем, кто относился к нему искренне и с доверием. В этом смысле показателен пример его благодарного отношения к Гринёву. Он не забыл ни про заячий тулупчик, ни про чарку, которую предложил ему молодой Пётр на постоялом дворе. За это он впоследствии перед самой казнью пощадил Гринёва, затем отпустил его из плена, выручил его возлюбленную Машу и совсем не злился на Савельича, прилюдно называющего его злодеем.

Роль героя в произведении

Развитие героя по мере сюжета

Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.

Отношение автора к герою

В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.

Пример сочинения №3

Емельян Пугачев в большинстве случаев обладает негативными качествами характера. Он самоуверен и самолюбив.

В то же время сердцу Пугачева не чужды жалость и гуманность – он проникается симпатией к Гриневу и способствует освобождению Маши Мироновой, не казнит самого Гринева после отказа служить ему.

Важным элементом в его жизни остается наличие свободы. Он вольнолюбивый человек. Судя по всему Пугачев не отличается гастрономическими предвзятостями, однако обладает непомерным аппетитом. Он может съесть двух поросят за один присест. Он также очень любит выпить и называет чай не казацким напитком.

Внешность Пугачёва

На вид ему около сорока лет. Пугачев носит длинную бороду. Волосы его темного цвета, но в бороде уже виднеется проседь. Волосы его пострижены в кружок.

Руки у него типичные для рабочего человека – большие и жилистые. В целом, Пугачев – человек приятной наружности. В его манере поведения и общения с людьми прослеживается спокойствие и размеренность.

Во внешности Пугачева прослеживается каноничность – несмотря на то, что в произведении Пушкина он показан в основном в роли разбойника, читатель проникается симпатией к этому персонажу.

Злодей или заступник?

С точки зрения народных масс, Пугачев естественно является спасителем – освобождение от служения помещикам и их притеснений в различных сферах деятельности как ни есть лучшим образом влияет на его историческую роль в жизни крестьян.

Данная повесть от начала и до конца посвящена восстанию крестьян, которое происходило в 1773-1774 годах. Несмотря на то, что мир, в котором происходят события создан автором, реальные действия там всё же присутствуют.

Одним из главных персонажей данного произведения является Емельян Пугачёв, зачинщик движения повстанцев. Здесь его образ очень схож с историческим: он груб, жесток, кровожаден. Вообще он разбойник и злодей, который загубил множество невинных людей. Однако нельзя не согласиться с тем, что он был по-своему уникален. Благодаря своим способностям, он сумел привлечь на свою сторону большое количество народа России. Александр Сергеевич выделяет и некоторые положительные качества данного героя, которые были помимо отрицательных. У него есть прекрасная смекалка, он хорошо соображает, способен спокойно рассуждать. Своими дальнейшими действиями он не раз показывал мудрость, которая была далеко не у каждого предводителя.

К дворянам он был практически одинаково жесток. Господин Миронов вместе со своей женой и слугами были беспощадно казнены Пугачёвым. Однако эти дворяне довольно хорошо относились к крепостным. Но для предводителя восстания не играло роли, хороший дворянин или плохой. Он казнил их без разбору, включая помещиков и других господ, стоявших по рангу выше крестьян. Пугачёв уничтожал любого человека, кто встал быпротив его движения.

Также он проявлял снисходительность к тем, кто с добром относился к нему. Когда Гринёв вручил подарок Пугачёву в виде своего тёплого тулупа и бутылку водки, то Емельян впоследствии отблагодарил Петра Андреевича. Пугачёв помог ему разобраться со Швабриным, когда тот забрал себе Марию Миронову.

Пушкин показывает в Пугачёве широкую душу русского человека. Но он не разделяет его кровожадных взглядов на иерархию Российской Империи.

Причины таких разных мнений

Существует несколько причин, почему образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина получился по-разному.

Во-вторых, великие поэты жили с разницей в сто лет. За это время изменилась политическая ситуация, произошла отмена крепостного права и царской власти. В это время шел пересмотр всех исторических событий, в том числе и о восстании Пугачева. Его дело возвеличивалось и воспевалось, создавалось множество произведений на эту тему.

Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

Сочинение на данную тему следует начинать с обзора образов по отдельности, что мы и сделали выше. Затем, уже по готовым описаниям, будет очень легко составить сравнительную характеристику.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта. Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением. Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся.

Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному. Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней. У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.

Пугачев в произведении Есенина

Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям.

Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.

Какова авторская позиция в оценке пугачева и народного восстания

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

5.3. На какие нравственные проблемы откликается проза Л. Н. Толстого? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

5.4. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

5.5. Трагедия войны в прозе второй половины ХХ века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору) )

1.1.1. В приведённой сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Комментарий к сочинениям

Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно-нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига — удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.

Образ Емельяна Пугачева в повести Пушкина Капитанская дочка

Емельян Пугачев является реально существовавшим персонажем. Под его руководством было поднято крестьянское восстание в 1773 году. Оно было жестоко подавлено императорской властью. Емельян мыл мятежником и происходил из простых людей.

Александр Сергеевич Пушкин изобразил героя не как кровожадного, жестокого убийцу, не знающего пощады, а умного, смекалистого вождя, лидера, который сумел повести за собою весь народ. Историки изображали его иначе. Не любой человек из толпы способен организовать крестьянское восстание. А Пугачев смог. Неспроста. Это ему удалось благодаря природной остроте ума, сноровке, энергичности. К нему начали прислушиваться и следовать за ними крестьянство всей страны. Они уважали Пугачева и, конечно же, он имел для них какой-то авторитет. Это, безусловно, о чем-то заявляет.


Задание 5 № 1678

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

5.3. На какие нравственные проблемы откликается проза Л. Н. Толстого? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

5.4. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

5.5. Трагедия войны в прозе второй половины ХХ века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору) )


Задания Д1 C1 № 1675

1.1.1. В приведённой сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Комментарий к сочинениям

Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно-нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига — удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.

Для Пушкина предательство — всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин — подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью). Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.

Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв. Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главную задачу — показать характер, преодолевающий сословную ограниченность, разрывающий социальные рамки человеческих отношений, которые строятся, с точки зрения Пушкина, на гуманности, милосердии. Только во вне сословных отношениях раскрываются лучшие человеческие качества, поэтому Пушкин утверждает внесословные ценности человеческой личности.

5.3. На какие нравственные проблемы откликается проза Л. Н. Толстого? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

В произведениях русских писателей можно найти ответы на самые животрепещущие вопросы. Вопросы, на которые не может ответить ни одна наука, вопросы человеческих взаимоотношений, морали, нравственности. Именно поэтому литература — особое искусство.

Горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на балу был добр, весел.

Автор разоблачает объективные социальные условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в жизни.

5.4. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

5.5. Трагедия войны в прозе второй половины ХХ века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос № 23. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева

Какие критические идеи выражены автором при общей характеристике причин восстания?

2. Кто принимал участие в Пугачёвском восстании?

2) малые народы, жившие между Волгой и Уралом (башкиры и др.)

3) крепостные крестьяне

4) солдаты, которые набирались из крепостных крестьян

5) рабочие уральских заводов.

3. Какие сильные и слабые стороны крестьян. восстания показал Пушкин в своей повести?

6. Каков смысл эпизода рас­правы над семьей капитана Миронова в контексте всей повести? Сцена жестокой расправы показывает, что даже ес­ли Пугачев не хочет убивать всех этих людей, он обязан подчиниться желанию толпы, раз уж он встал во главе бунта и называет себя царем.

8. Почему Пугачев помогает Гриневу? Как он сам объясняет свой поступок? Почему ему важно восста­новить справедливость в истории Маши Мироновой?

9. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Г. присутствует на казни Пугачева? Гринев идет на казнь Пугачева потому, что он хочет проститься с челове­ком, с которым у него были человеческие отношения. Сочувствие, благодарность и прощение — такие чувства побудили Гринева к этому поступку.

Человеческие чувст­ва: уважение к Гриневу, жалость и сострадание к бедной сироте — оказываются выше, значимее той роли, которая предписывается Пугачеву его статусом, властью.

13. Речевая характеристика Пугачёва

14. Чем похожи образы Пугачева и Екатерины?


Отношение Гринёва к Пугачёву

Гринёв в Пугачёве видит талантливого полководца, отваж­ного, умного и великодушного человека, который избегает ненуж­ной жестокости, стремится быть справедливым, защищает бедных и сирот. Однако Гринёв остаётся в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачёва честолю­бивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захва­тить, подобно Гришке Отрепьеву, царский престол. Гринёв не видел того, что Пугачёв был вождём народного восстания, боролся за интересы крестьянства против дворян. В сообщниках Пугачёва он видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворя­нам (Белобородое, Xлопуша), или бесчестных людей, перешедших на сторону Пугачёва из-за личных выгод или страха (Швабрин).

Другой тип (образ Орла) является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие свободные формы жизни. Меньше всего он думает о сохранении своей жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской.

Сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачёвым в ответ на предложение Гринёва прибегнуть к милосердию государыни, гово­рит о героическом характере вождя крестьянского восстания.

Гринёв не был в полной мере положительным героем для А. С. Пуш­кина. Не может быть он таким и для нас. В нём есть черты классово-дворянской ограниченности. Гринёв не понимает смысла больших общ.-революц. событий, невольным участником ко­торых он является. Он некритически относится к существующему гос. строю и главе его — Екатерине II. Неправ Гринёв в оценке крестьянского восстания: он не замечает в вос­стании элементов организованности, смысла и особой формы гу­манности.

Дополнительные материалы


- Когда, как появляется Пугачев на страницах повести?

- В каких главах еще говорится о Пугачеве?

(Портрет Пугачева, содержание и характер его речи, его об­ращение к окружающим его казакам и Гриневу. Рассказчик видит в Пуга­чеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, силь­ного и незлого. Удивила Гринева и песня, которую поют казаки).

- Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в11-й главе? (Он отмечает ту же простоту, душевность, конечно, Пугачев умеет быть важным, но чаще он прост, искренен и говорит правду.)

- В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, и ско­рая страшная гибель неминуема?

б) Когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;

в) Когда говорит о своих людях, что они ненадежны, воры.

Возможно, Гриневу в эту минуту хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву. Таким образом, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыс­лом, содержанием, а повесть — глубиной содержания.

Дополнительный материал для учителя

Прототип пушкинского Пугачева — реаль­ное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пу­гачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (см. главу "Пугачевщина").

Но Пугачев в пушкинском романе не тождествен своему историче­скому прототипу. Образ Пугачева — сложный сплав исторических, реаль­но-бытовых, символических и фольклорных элементов. Пугачев — персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жиз­нью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его соц. статус: он казак, "бродяга", главарь "шайки разбойников".

Несмотря на свою "реалистичность", Пугачев резко отличается от дру­гих героев. И в главе "Вожатый", и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание под­чинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмурить­ся, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.

В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необхо­дима для создания его динамического портрета. В сюжете романа из "бродяги" он превращается в "великого государя". В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах (см. главы "Незваный гость", "Мятежная слобода", "Сирота") метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный "госу­дарь" оборачивается искренним и милосердным спасителем "его благоро­дия" и "красной девицы"; нетерпеливый и скорый на расправу человек — рассудительным и примиряющим (глава "Мятежная слобода"). Мотив пре­вращения пришел в роман из фольклора (мифа и волшебной сказки).

Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Мо­скву ("Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву"), о возможном триумфе ("Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Моск­вою"). Довольный своими военными победами, он предполагает даже "по­тягаться" с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вари­антов судьбы не осуществился.

Пугачев — фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в дет­ском заячьем тулупчике ("Улица моя тесна; воли мне мало"). Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы — это подчеркнуто и в любимой песне Пугачева ("Не шуми, мати зеленая дубровушка. "), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и вся­кий трагический герой, Пугачев предстает в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева — "прибегнуть к ми­лосердию государыни". Им движет не чувство непомерной вины, а уверен­ность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может при­нять то, что щедро дает другим людям. Милосердие для него — унизитель­ная милостыня.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Заячий тулупчик и общеизвестное "долг платежом красен" — слишком про­стое объяснение всего происшедшего (долг был оплачен, даже с лихвой: Пугачев прислал Гриневу овчинный тулуп, коня и полтину денег). Мемуа­рист осознает, что этот человек почему-то выделил его из толпы, спас, по­мог, устроил его личное счастье ("Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня"). Но Гринев прозревает в их отношениях другой, выс­ший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, по­сланным самой судьбой. Как просвещенный человек, мемуарист не склонен верить в пророчества и чу­деса. Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в ко­тором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его "во­жатым" по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда — логика мифа.

Пугачев одновременно реален и фантастичен, недоступен для пони­мания. Он — звено, соединившее обыкновенного человека Гринева с ми­ром таинственного и загадочного: с судьбой и историей. Пугачев разрушает привычную одномерность жизни Гринева.

Образ Пугачева — центральный образ романа, хотя Пугачев и не явля­ется главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни ис­торической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи Пушкин личности такого масштаба не находил.

Образ Пугачева очень важен для изо­бражения эпохи.

С одной стороны, он дан как историческая личность — талантли­вый руководитель военных действий повстанцев против прави­тельственных войск 1773-1774 гг.

С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие ка­чества Пугачева, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гриневым: эта линия вымышленная, субъективная.

Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтиче­ских обстоятельствах: буран, степь.

Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие отно­шений. Присутствуют внешние черты сходства, появляются не­которые качества хар-ра Пугачева (кровожадность, лукав­ство), Пугачев во сне — отец Гринева, хочет его благословить.

Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:

а) ум, сметливость

б) широта натуры

в) способность совершать благородные поступки

г) смелость, отвага

д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства

е) память на добро

ж) свободолюбие (см. сказку старой калмычки).

Средства раскрытия образа Пугачева:

2. В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты.

а) Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись.

б) Демонизм. Пугачев наделен чертами романтического злодея.

в) С этим образом связан традиционный романтический мотив — мотив разбойников.

г) Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринев впервые встречает его в буран.

3. Обращение к фольклору. Подчеркнута чисто народная стихия.

Народность образа Пугачева ярко выражается в речи. Много пословиц, поговорок, устойч. выраж-й.

Роль образа Пугачева в любовном сюжете.

6. Противопоставлен образ Пугачева образу Савельича: свободолюбие и независимость одного и подневольное положение другого, которое он считает единственным для себя возможным.

7. Вставные элементы. Сказка старой калмычки об орле и вороне, объясняет жизненную позицию самозванца и создает вокруг него романтический и, в общем, трагический ореол.

Читайте также: