Какому этапу освоения триз технологий соответствует фрагмент сочинение загадок

Обновлено: 30.06.2024

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. — Какой самовар по цвету? — Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. — Какой самовар по действиям? — Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). — Какой он по форме? — круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий — монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар:

Рекомендации:

целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Протокол составления загадки про гриб:
— На что похож гриб? — На мужичка. — А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды. — Еще на что похож? — На дом, но без окон. — А еще? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Удивительный мир загадок на основе ТРИЗ

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Игры для развития воображения детей 6 лет

Загадки для детей с ответами

Загадки с ответами про зиму для детей

Загадки про Новый год

  • при развитии речи и обучении началам грамоты: формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.); формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные буквы). Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
  • при формировании математических представлений и логического мышления: формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел); формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования); нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе). Примеры загадок: пять и один – это шесть? Если сложить два треугольника – получится прямоугольник? И т.п.

2. Гасанова Д.И. Познавательная активность как предмет педагогических

исследований. // Современные тенденции развития науки и 87 технологий. 2015. №5-4. С. 69-77.

3. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 2009.№10. С. 15-23.

4. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2006. №.1. С. 12-18.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ок. 200 тыс. слов в 4т / М., 1984.т 2. 2800 с.

6. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., допол. испр. М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.

7. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2011.№3 С. 19-22.90

8. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2021. – 136 с.

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА. Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ.Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок: народные и авторские.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Кто же это? (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.

- Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

- А конкретно выявились следующие проблемы:

- невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок о технологии ТРИЗ

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

  1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

  1. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
  2. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

- Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

- Что мы сейчас с вами делали?

- А как мы это делали?

- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:

Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросло количество дошкольников с речевой патологией, у которых наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.

Таким образом, весьма актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи и их системного использования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Одним из таких способов является система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшулером, которая позволяет осуществлять обучение через творчество, через решение нестандартных задач. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью формирование нестандартного мышления, поисковой активности, способствует развитию речи и творческого воображения.

Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Этапы работы при составлении загадки:

Следующий второй этап - составление загадок по моделям. Для составления загадок предлагается три основных модели.

Что бывает таким же?

Загадка: Что это?

Яркое, но не радуга

Круглое, но не арбуз

Горячее, но не свеча

Когда дети свободно могут подбирать существительные для сравнения, обогащаем речь детей прилагательными.

Методика работы аналогична работе с предыдущими моделями. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Процесс составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.

Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника.

Использование современной образовательной технологии ТРИЗ является необходимым условием эффективности обучения. Данная технология позволяет решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка.

Список литературы

2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников [Текст] - Ульяновск, 2014. - 134 с.

3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3.

4. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду /С. И. Гин. Минск, ИВЦ Минфина, 2008.

5. Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015- № 7.

6. Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1.

7.Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] - Минск, 2000г.

8. Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] - Москва: Мозаика-Синтез- 2015.

9. Страунинг, А.С. Методы активации творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] - Москва: Академия, 2014. .

10. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи [Текст] - Москва: Академия, 2015.

11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова - Москва, 2014.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТРИЗ и технология составления загадок.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Что бывает таким же?

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение загадки – это творчество, в результате которого мы получает творческий речевой продукт. А используя инструменты, которые предлагает нам ТРИЗ-технология, это творчество становится доступным детям всех возрастов и способностей.

Сочинение загадок средствами технологии ТРИЗ

Сочинение загадок средствами технологии ТРИЗ

 С опорой на сходство признаков Схемы: . но не … . … как … . . а не … . Алгоритм: 1. Придумать, о чем будет загадка, 2. Выделить у этого объекта основные признаки (не более 4), 3. К каждому признаку подобрать другой объект, который обладает этим же признаком 4. Оформить загадку, добавив слова связки: но не, а не, как. Объект Какой? Ручей , но не Холодный Что (кто) такое же? , а не Звонкий Быстрый снег как колокольчик заяц Холодный, но не снег. Звонкий, но не смех. Быстрый как зайчишка. Шумный как мальчишка . Холодный, но не снег. Звонкий, но не колокольчик. Быстрый, но не заяц. РУЧЕЙ

С опорой на сходство признаков Схемы:

… как … .

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные признаки (не более 4),

3. К каждому признаку подобрать другой объект, который обладает этим же признаком

4. Оформить загадку, добавив слова связки: но не, а не, как.

Что (кто) такое же?

Холодный, но не снег.

Звонкий, но не смех.

Быстрый как зайчишка.

Шумный как мальчишка .

Холодный, но не снег.

Звонкий, но не колокольчик.

Быстрый, но не заяц.

 С опорой на сходство действий Схемы: … , но не …. … как … . . а не … . Объект Что делает? Летит , но не Пищит Что (кто?) делает так же? , а не Кусает самолёт как цыплёнок собака Летит, а не самолёт. Пищит, а не цыплёнок. Кусает, а не собака. КОМАР

С опорой на сходство действий Схемы:

… , но не ….

… как … .

Что (кто?) делает так же?

Летит, а не самолёт.

Пищит, а не цыплёнок.

Кусает, а не собака.

 С опорой на сходство по признакам и действиям Схема: По … как … . Алгоритм : 1. Придумать, о чем будет загадка, 2. К признакам (действиям) подобрать объекты (не более 4), которые обладают этими же признаками (действиями) 3. Оформить загадку по схеме Объект Имя признака Как (действия) Цвет Что такое же? Размер цыплёнок Форма (что делает так же?) Материал месяц Назначение Движение Вкус дыня По цвету как цыплёнок. По форме как месяц. По вкусу как дыня. Банан

С опорой на сходство по признакам и действиям Схема:

По … как … .

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. К признакам (действиям) подобрать объекты (не более 4), которые обладают этими же признаками (действиями)

3. Оформить загадку по схеме

Имя признака

Что такое же?

(что делает так же?)

По цвету как цыплёнок.

По форме как месяц.

По вкусу как дыня.

 С опорой на сходство и отличия Схемы: Как …, но … . Похож на …, но … . Алгоритм : 1. Придумать, о чем будет загадка, 2. Записать на какие объекты (не более 4) похожа наша отгадка и чем от них отличается 3. Оформить загадку по схеме Объект На что похоже? Чем отличается? На тучу Никуда не двигается На зеркало Не разобьешь На озеро Не проплывешь Похожа на тучу, но никуда не двигается. Похожа на зеркало, но нельзя разбить. Как озеро, но в не проплывешь. Лужа

С опорой на сходство и отличия Схемы:

Похож на …, но … .

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Записать на какие объекты (не более 4) похожа наша отгадка и чем от них отличается

3. Оформить загадку по схеме

На что похоже?

Чем отличается?

Никуда не двигается

Похожа на тучу, но никуда не двигается.

Похожа на зеркало, но нельзя разбить.

Как озеро, но в не проплывешь.

Сочинение загадки по принципу разбора предмета Разбор предмета на части с указанием их количества Алгоритм : 1. Придумать, о чем будет загадка, 2. Назвать из каких частей состоит предмет и их количество Разбор предмета на части с указанием их количества и внешнего сходства с другим предметом Алгоритм : 1. Придумать, о чем будет загадка, 2. Назвать из каких частей состоит предмет и их количеств 3. Назвать на что похожа каждая часть 1 турник, 10 перекладин, 100 гимнастов 1 рамка, 10 спиц, 100 костяшек Счёты Название частей рамка Их количество На что похоже? 1 спицы турник костяшки 10 перекладины 100 гимнасты Счёты

Сочинение загадки по принципу разбора предмета

  • Разбор предмета на части с указанием их количества

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Назвать из каких частей состоит предмет и их количество

  • Разбор предмета на части с указанием их количества и внешнего сходства с другим предметом

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Назвать из каких частей состоит предмет и их количеств

3. Назвать на что похожа каждая часть

1 турник, 10 перекладин, 100 гимнастов

1 рамка, 10 спиц, 100 костяшек

Название частей

Их количество

На что похоже?

перекладины

Составление загадок с использованием моделей ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии

Составление загадок с использованием моделей ТРИЗ

Развивает речевое творчество и креативность мышления детей

Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания

Читайте также: