Система образов в пьесе вишневый сад сочинение

Обновлено: 02.05.2024

В пьесе говорится о том, что вишнёвый сад — это вся Россия, прекрасное, но запущенное место, которое требует обновления и нуждается в деятельных, способных людях. Сад сам по себе также означает красоту и духовность, и если Гаев и Раневская способны чувствовать и всем сердцем любить вишнёвый сад, то Лопахин может только восхищаться, не более, потому как он скорее человек практичный, привыкший действовать, а не рассуждать. И сад для Лопахина — это новые возможности, прибыль, успешное дело, а не просто красивые цветущие деревья и длинная аллея. Как Раневская никогда не сможет посмотреть на место своей юности с точки зрения расчета, так и Лопахин никогда не достигнет уровня духовности хозяйки сада, не сможет понять глубину ее привязанности и переживаний.

Сад – это также символ великолепия и живописности природы, которую, при всей ее ценности, люди не могут сберечь. В сердце каждого героя пьесы сад занимает особое место, он связывает всех персонажей воедино и является основным сюжетным стержнем, на котором и закручено дальнейшее развитие событий.

Образ вишневого сада имеет большое значение для подачи и восприятия пьесы: именно через отношение к саду мы воспринимаем мотивы и ценности героев и узнаем их судьбу. Судьба вишневого сада печальна и отчасти трагична, но герои с облегчением, пусть и не без доли тоски, отпускают связанные с этим прекрасным местом воспоминания и ищут свой путь.

Автор: Анастасия Ретунская

Автор: Самый Зелёный · Published 30.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 23.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.

  • с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство),
  • с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.

Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

Образы героев прошлого

Олицетворением прошлого являются герои Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутствует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы

Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев, и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.

Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.

Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская — человек слова, но не дела) — Фирс остается в заколоченном доме.

Итог жизни дворян — следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

Образы будущего

Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:

Образы будущего — Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов — вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной

Именно он говорит Ане:

Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он — недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

Второстепенные образы

Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеонов-Пищик — помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.

Образ вишневого сада

Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг него завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:

Наша презентация

Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.

С традиционной точки зрения автор произведения выстраивает систему образов персонажей в виде трех групп, которые символизируют прошлое, настоящее и будущее. При этом отличительной особенностью системы образов в пьесе является отсутствие разделения героев на положительных и отрицательных, поскольку каждый персонаж сочетает в себе и те, и другие характерные черты.

Герои, олицетворяющие прошлое поколение, представляются в пьесе дворянами Гаевым и Раневской, братом и сестрой, являющимися хозяевами поместья, в котором располагается вишневый сад, а также их старый слуга по имени Фирс.

Представители дворянства представляются в образах людей, неприспособленных к жизни, не имеющих возможности самостоятельно обслуживать себя без помощи посторонних. Гаев отличается пустословием, речи Леонида Андреевича никем не воспринимаются серьезно. Раневская изображается в качестве хозяйки, которая не умеет грамотно управлять имением и обеспечить своим детям должное будущее, даже в виде образования. При этом оба персонажа уважают традиции и отличаются способностью находить прекрасное. Фирс представляется в образе единственного преданного человека, который в связи с жизненными переменами оказывается ненужным.

Настоящее поколение представляется в пьесе в образе Лопахина, который отличает равнодушием к красоте и величию сада, при этом искренне готов оказать помощь Раневской в сохранении поместья. Персонаж изображается практичным и деятельным человеком, который своей работой достигает неплохого размера состояния. Лопахин представляется автором пьесы в качестве единственного здравомыслящего человека, который предлагает реальный подход к спасению имения, воспринимаемый остальными героями в качестве пошлости.

К поколению будущего автор относит Анну Раневскую, являющуюся дочерью главной героини, а также Петю Трофимова, изображенного в образе вечного студента. Герои представляются молодыми людьми, мысли и чувства которых отличаются прогрессивностью, поэтому, с авторской точки зрения, за данными персонажами будущее. Но писатель не отдает героям полную свою симпатию, поскольку Анна, несмотря на желание замены старого сада на новый, не проявляет уважением к опыту прошлых лет, а Петя слишком много пытается разглагольствовать, при этом отличается здравой мыслью в сочетании с отсутствием реальных поступков. Поэтому вызывает сомнение возможность доверить будущее страны данным представителям человечества, отличающимся лишь способностью к критике, не предлагая конкретных решений.

Центральное место в системе образов пьесы автор отводит вишневому саду, через отношение к которому раскрываются характеры персонажей произведения.

Система образов в пьесе Вишневый сад

Несколько интересных сочинений

Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

Произведение издается в начале двадцатого столетия, в период начавшейся войны, при этом основная тематика рассказа заключается в изображении проблемы человеческой жизни и смерти посредством исторической неопределенности

Система образов в пьесе Вишнёвый сад сочинение

Всем им свойственно восприятие жизни с точки зрения ребенка: неразумность и беззаботность. Они не видят изменений, не хотят их принимать и что-то менять, в своей жизни. Живут, эти люди, памятью по уходящим временам. Например, Любовь Андреевна, оставляет своих дочерей, и родную и приемную, в России, без денег и средств существования, а сама уезжает в Париж. Новое время, в пьесе, идущее на смену всему прошлому, несущему перемены стране, представляет образ Лопахина.

Это человек, дела и идеи, которого формируются под воздействием последних, свежих событий, предприниматель-купец, из крестьян, ставший богатым и самостоятельным. Наступает его время. Пора, когда человек может сделать себя сам. Но образ Лопахина неоднозначен, так как он не жесток, он помнит добро и, даже, ценит красоту. Но все его чувства сочетаются с выгодой.

Он покупает вишневый сад, так как ему жалко его красоту. У него с этим участком связаны воспоминания детства. Но еще он его покупает, чтобы разделить и распродать сад по частям и от этого получить выгоду. Будущее, в комедии, представляет молодое поколение страны. Это Аня и Петя Трофимов. Учитель, погибшего сына Раневской, Трофимов, хотя и считается молодым, но имеет за своими жизненными плечами – тридцать лет. Вообще, люди к этому возрасту, уже заканчивают учебное заведение.

Строят семейную жизнь. Определяются на поприще труда. Петя, к этому времени никак не может закончить университет. Его стезя — речи, призывающие к изменению жизни. Никто его, кроме Ани, всерьез, не воспринимает. Он думает, что знает, как сделать жизнь лучше. Но это, пока, лишь слова. Неизвестно, появятся ли дела. Ему близка, Аня, младшая дочь Раневская. Она еще ребенок, очень молода.

Другие: ← Характер Катерины в пьесе Гроза↑ По литературеАнализ романа Мастер и Маргарита →

Система образов в пьесе Вишнёвый сад

Система образов в пьесе Вишнёвый сад
Сейчас читают:

Основа всякого драматургического произведения — действие, оно вызывается столкновением интересов, взглядов, устремлений героев, т.е. конфликтом. В пьесе Чехова видимого конфликта нет. Имение Раневской продано за долги, владельцы его оказались без средств к существованию и крыши над головой. Купил имение Лопахин, предприниматель, чьи предки были здесь крепостными. Но конфликта между хозяйкой имения Раневской и Лопахиным нет. Наоборот, Лопахин приехал, чтобы спасти Раневскую от разорения, и только ее упорство не позволило ему осуществить план спасения.

Есть конфликт внесценический: на примере судьбы одной помещичьей семьи Чехов показал столкновение двух экономических формаций. Новая, капиталистическая берет верх, разрушено еще одно дворянское гнездо. И происходит это вне зависимости от воли персонажей. Но этот конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен, драматизм пьесы заключается не в борьбе за вишневый сад, а в общем недовольстве жизнью, свойственной каждому персонажу.

Похожесть слуг на господ и наоборот — прием, использованный еще Чеховым-гимназистом в первой его пьесе. В последней пьесе все персонажи нитями похожести прочно связаны друг с другом. Похожесть не случайна. Они все — люди одного мира, некогда цельного и распадающегося на глазах. Чужой среди них один Лопахин. Он давно покинул этот мир, уже, видимо, отвык от него, и поэтому смотрит на всех с печальным недоумением. Он, конечно, не может жениться на Варе, которая не позволит вырубить сад и сломать дом: она не из его мира.

Пространство и время становятся средствами поэтики драматургии Чехова. Неотъемлемая особенность чеховских пьес — символика. Ею широко пользовались драматурги и до Чехова. В пьесах Чехова символика особая — реалистическая.

Вишневый сад — символ и для Ани. Красота и благополучие прошлого становятся как бы эталоном для будущего, построенного, однако, по каким-то другим принципам. Вишневый сад, как звено в цепи, соединит прошлое и будущее.

Ответ найдется сам собой, если предположить, что пьеса должна быть действительно поставлена как драма, в которой симпатичные, безвинные люди оказываются изгнанными из дома, построенного их предками, где жили они сами, родились их дети. Достаточно посочувствовать Раневской, плачущей в третьем действии, после того как Лопахин объявил, что хозяин имения — он, и от авторского замысла ничего не останется; получится, что Чехов, отец которого в молодости был крепостным, сожалеет об уходе с исторической арены паразитического помещичьего сословия.

Некоторые критики предлагают называть пьесу лирической комедией или даже лирической драмой и считают, что драма может нести в себе и трагические мотивы, и комические.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Читайте также: