Какое сочинение строится в вопросно ответной форме

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Вступление (введение)

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:

Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.

В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.

Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:

Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?

Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

Основная часть

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;

Союзы: так что, поскольку, так как, если;

Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:

Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;

Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;

Вводные слова: например, таким образом.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

Вступление и заключение – это обрамление текста. Так же, как и любая картина смотрится без рамы незаконченной, куцей, сочинение будет неполным без этих композиционных элементов. Значит, писать вступление однозначно надо и проще всего сделать это с помощью речевых клише. То есть каких-то готовых формул, которые предлагаются учителями или бродят с сайта на сайт в Интернете, типа:

Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди…

(Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися…

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…

Если вы совсем не представляете, как начать рассуждение, то можете, конечно, воспользоваться и этими подсказками.

НО! Помните, любое использование штампа, речевого клише говорит о неоригинальности вашего сочинения, а значит, их использование не повысит ваши шансы на успех ни при сдаче ОГЭ, ЕГЭ или итогового сочинения, ни при написании любой другой письменной работы. К примеру, сочинения для вступительного испытания.

Какой выход? Стараться рассуждать самостоятельно и тренироваться в применении разных видов вступлений. Расположу их по степени сложности.

Проще всего начинать любое рассуждение с вопроса. Задавая его, вы начинаете раскручивать, развивать свою мысль. Чем оригинальнее вопрос, тем интереснее получается вступление.

Можно начать с чего-то простого:

Что такое любовь? Для меня это чувство, которое невозможно победить. Она неподвластна ни возрасту, ни пространствам, разделяющим людей…

Почему любовь дает нам крылья и одновременно способна убить? Это секрет, который можно разгадать, только испытав ее. Тайну этого чувства познают и герои…

Очень выигрышно смотрится, когда использованный афоризм, пословица, поговорка, действительно, использованы к месту, а не притянуты за уши только потому, что вы их знаете. Удобно использовать этот прием, если тема вашего сочинения представляет собой недлинную цитату известного автора, которую можно сделать отправной точкой рассуждения.

"Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека". Кто сейчас, в век смартфонов и искусственного интеллекта, будет спорить с этим утверждением, высказанным классиком русской литературы Антоном Павловичем Чеховым более века назад? Думаю, никто…

Прием заключается в выборе конкретного понятия, которое отражает главную идею сочинения или творческой работы. Например: мечта, дружба, целеустремлённость, сила духа. Оно может содержаться в названии, которое дано в задании, или быть определено вами как ключевое, исходя из предложенного текста, идеи произведения, которое анализируется и т.д. С его определения, то есть пояснения, и начинается рассуждение.

Пример 1: в сочинении ЕГЭ по русскому языку вам дан текст про войну, показаны отважные действия солдат. Ключевым понятием может стать смелость, или героизм, или подвиг.

Смелость – это то, что позволяет человеку действовать без оглядки на свои страхи. На войне это качество характера поможет сохранить собственную жизнь и спасти от гибели других. Описывая отважные поступки героев, автор предложенного текста поднимает проблему…

Взаимопонимание… Как часто его не хватает между друзьями, возлюбленными, членами одной семьи. Между близкими людьми растет отчуждение, возникают конфликты, и все это – из-за нежелания понять друг друга.

Это один из самых оригинальных и универсальных видов вступления. Рождается он благодаря фантазии и ассоциациям. Размышляя над темой сочинения, представляйте ее образно. Задавайте себе вопросы: как можно изобразить любовь к природе? Какого цвета может быть одиночество? Похож ли человек, легко меняющий свое мнение, на флюгер, реагирующий на каждый порыв ветра? Как выглядит жизненный путь? Записывайте все приходящие вам в голову ассоциации и образы, раскрывайте их, играйте с ними.

Река истории бесконечна. Она состоит из миллионов капель-микрособытий, сливающихся воедино и направляющих человеческие судьбы. А каждое крупное событие, будь то война или революция, новое открытие или основание города, - это водоворот или подводное течение. Оно способно разрушить жизнь человека или же задать ей новое направление.

Стаккато в музыке (итал. staccato — отрывисто) — это штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Если провести аналогию с литературой – это отрывистые, короткие слова или фразы, которые динамично описывают происходящее. Этот прием используется в лирике, любят его и журналисты. И ничто не мешает применить его вам в сочинении.

Пример: в сочинении ЕГЭ по русскому языку дан текст о негативном воздействии человека на природу. Можно начать с описания страшных последствий загрязнения с помощью коротких лаконичных фраз.

Острова из мусора. Пленка мазута у берегов. Отравленные воды озер и рек. Такова печальная картина негативного воздействия человека на природу. И год от года ситуация ухудшается. Об этой проблеме в предложенном для анализа тексте говорит и…

Вопросно-ответная форма изложения – такая форма, при которой происходит диалог между автором и читателем. Исходя из этого, читатель становится невольным собеседником, так как автор привлекает его к обдумыванию тех или иных вопросов, поставленных в тексте.

Однако многие путают это понятие с риторическими вопросами. Когда речь идет о вопросно-ответной форме, автор, помимо того, что задает вопрос, также отвечает на него. В то же время, для риторического вопроса ответ не требуется.

Что такое вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Для вопросно-ответной формы характерно проведение переговоров или консультаций, встречается даже в самой обыкновенной беседе.

При помощи вопроса можно сделать акцент на теме обсуждения, привлечь внимание, добиться необходимой информации или натолкнуть к определенным действиям, если правильно и грамотно его сформулировать.

Ораторское выступление нельзя назвать хорошим, если в нем отсутствует описываемая форма изложения.

Такая форма особо необходима для проведения различных процессов судопроизводства. А. А. Старченко в свое время отметил, что форма служит отличным процессуально-правовым алгоритмом, это своего рода таблица, которая определяет наиболее важные позиции в пределах судебного исследования, независимо от направления.

Работа суда заключается именно в том, чтобы искать ответы на возникающие у следствия вопросы. Это входит в состав многих следственных экспериментов, показаний свидетелей, входит в структуру допросов и многих других действий следствия.

Классификация вопросов

Вопрос и ответ можно изобразить в качестве конкретных логических форм. Вопрос можно охарактеризовать как языковой прием, выраженный в вопросительном предложении. Он необходим для уточнения тех или иных знаний. В большинстве случаев требуется некоторая система знаний, на которую вопрос будет непосредственно опираться.

Любой вопрос включает базовую информацию – исходную, также ее можно назвать предпосылкой к будущему вопросу. В вопросе, кроме всего прочего, содержится недостаточность этой информации, а, стало быть, необходимость в ее расширении.

Вопрос – не суждение. По этой логике он не может быть ложным или содержать в себе истину.

Чтобы грамотно сформировать вопросительное предложение, нужно заранее обладать хотя бы минимальными знаниями об обсуждаемом предмете. Ответ на вопрос предполагает правильную оценку о характере заданного вопроса и обладание большей с ним связанной информации.

Ответ является новым суждением, которое дополняет или делает более уточняющим знание, отражающееся в заданном вопросе. Знание, которое было получено в ответ, зачастую служит для дальнейшего формирования последующих вопросов, так как новая полученная информация расширяет исходную.

Примеры вопросно-ответной формы из художественной литературы

Примеры

В качестве примеров из художественной литературы можно привести короткие строки известных русских авторов.

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

Русский язык богат на разного рода речевые и не только приемы. Например, такое средство выразительности, как сравнение или противопоставление. Сравнительный оборот делает предложения интересными, составленными наиболее грамотно. В то же время средство речевой выразительности имеет разделение на синтаксическое и лексическое.


Алгоритм работы над итоговым сочинением разных жанров.

ВложениеРазмер
mnogie_ucheniki_ne_lyubyat_pisat_sochineniya.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров

Е.В.Исмагилова, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929

Е.Л.Трухина, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929

Многие ученики не любят писать сочинения, но при этом никаких сомнений в том, что они умеют это делать, у них не возникает. С их (учеников) точки зрения, это самая простая вещь: выбираешь тему, кажущуюся самой легкой, и вперед. Правда, результат часто не оправдывает ожидания авторов. Мало того, многие учащиеся сами крайне удивлены тем, что им удалось написать. В чем же причины подобных результатов и можно ли научить выпускников 9 и 11 классов писать ясно, логично и, по возможности, образно.

В девятом классе ученики пишут сочинение-рассуждение с опорой на текст, а в одиннадцатом классе, помимо сочинения – рассуждения, еще и президентское сочинение. Подготовка к написанию каждого из этих сочинений должна быть различной.

Итак, для начала поговорим о подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В предыдущей статье мы уже говорили о том, как важно каждый вид деятельности разделить на действия. Здесь мы рассмотрим подробно схему ориентировочных основ деятельности при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В работе можно выделить два этапа: подготовительный и основной.

  1. Внимательно читаю высказывание, подчеркиваю лингвистический термин.
  2. Вспоминаю определение этого термина.
  3. Нахожу в тексте примеры подобного лингвистического понятия.
  1. Прочитай тему сочинения.
  2. Выдели в ней лингвистический термин. ( Например: Зачем нужны знаки препинания в русском языке? Термин – знаки препинания.)
  3. С красной строки запиши этот термин, поставь после него многоточие. (Знаки препинания…)
  4. Запиши несколько вопросов, которые можно задать к этому термину, чтобы выяснить его значение в русском языке. (Что это такое? Можно ли обойтись без… Какую роль в языке они выполняют?)
  5. С красной строки начни отвечать на эти вопросы (Знаки препинания – пунктуационные знаки русского языка. Они выполняют как смысловую, так и интонационную функции.)
  6. Отвечая на каждый вопрос, используй в качестве доказательства примеры из текста.
  7. С красной строки указывай каждую функцию отдельно.
  8. С красной строки запиши вывод.

Знаки препинания… Что это такое? Можно ли без них обойтись? Какова их функция в языке?

Знаки препинания – это пунктуационные знаки, использующиеся в письменной речи. В русском языке они выполняют две функции : смысловую и интонационную. Знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного (предложение №…), выделяют обособленные члены предложения (предложение №) – это их смысловые функции.

В качестве интонационного знака они передают различные чувства (предложение №), помогают верно прочитать предложение.

Таким образом, на письме без знаков препинания не обойтись, и автор абсолютно прав, утверждая это.

Работа над президентским сочинением должна строиться совсем по другому плану. Для успешной работы необходимо четко представлять для чего, что и как надо писать. Разберем на примере, как следует работать над таким сочинением. В декабре 2014 года выпускникам были предложены пять тем.

1 Чем творчество М.Ю.Лермонтова может быть интересно современному читателю.

2."Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".

3."Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс"

4."Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"

5."Что важнее: любить или быть любимым?".

Самое трудное, на наш взгляд, - это определиться с темой сочинения. Подчас ученики не могут верно выбрать тему, т.к. не знают, на что следует ориентироваться. А нужно, в первую очередь, представлять, на основе каких литературных произведений ты будешь доказывать свою точку зрения. И если ты хорошо знаком с творчеством М.Ю.Лермонтова, то, скорей всего, следует писать именно об этом.

Но вот тема выбрана. С чего же надо начать? Разберем схему ориентировочных основ деятельности на примере сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Этапы работы над сочинением

Естественно, что подобная помощь нужна только тем учащимся, которые испытывают затруднения с написанием сочинением. Но и тем, кто успешно справляется с подобными творческими заданиями, следует помнить, что такая памятка помогает учесть все аспекты, на которые обращают внимание проверяющие. Ниже представлена универсальная памятка по написанию сочинения.

Читайте также: