Сочинение на тему по рассказу радуга для друга

Обновлено: 02.07.2024

"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой", - написал однажды Марк Твен. С этим трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви. Но особенно необходимы тепло и участие тем, кто, по каким-то причинам, лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать наш прекрасный мир. И так важно для них, чтобы рядом оказалось любящее и преданное существо, пусть даже это собака-поводырь. Повесть "Радуга для друга" написана тринадцатилетним подростком. И это не просто повествование о дружбе Лабрадора и слепого мальчика, это - повесть о нас и о тех, кто в нашей суетной жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы так часто (увы!) просто не обращаем внимания. А преданная собака-поводырь способна, оказывается, услышать заветные мечты друга и даже подарить ему самую настоящую радугу.

Горький прекрасно передал свое детство в этой повести. Повесть " Детство" - это автобиографическое произведение Горького. Главный герой - Алеша Пешков. Горький раскрывает внутренний мир ребенка , достоверно и ярко передает его переживания. Автор оживляет свое прошлое.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть.. .
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил.. .
Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить писать сочинение-допуск,

закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений Н.В.Гоголя

Развивающая:

развивать познавательные навыки учащихся,

развивать критическое и творческое мышления,

развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

I. Введение в тему.

Знакомство с восточной притчей.

По длинной, дикой, утомленной дороге шел человек с собакой. Он шел себе, шел, устал, устала и собака. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, музыка, цветы, журчание ручья, словом отдых.

Что это такое? — спросил путешественник у привратника.

Это — рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

А там есть вода?

Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

А там есть дадут?

Все, что захочешь.

Но со мной собака.

Сожалею, сэр, но с собакой нельзя. Ее придется отставить здесь.

И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот сидел привратник.

Я хочу пить - попросил путешественник.

Заходи, во дворе есть колодец.

А моя собака?

Возле колодца увидишь поилку.

Могу угостить тебя ужином.

Найдется косточка.

А что это за место?

Предположите, как закончится это произведение?

Давайте прочитаем концовку притчи.

Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай там

Врет он все там — ад.

Как же вы, в раю, это терпите?

Нам это очень полезно. До рая доходят те, кто не бросает своих друзей.

Сбылись ваши предположения или нет и почему?

Сегодня мы будем говорить о тех, кто не бросает друзей.

Как вы думаете, кто может быть другом и зависит ли выбор друга от его возраста, национальности, цвета волос, глас. Или выбор друга зависит от чего-то другого? Ваше мнение?

1. Беседа по содержанию

Правдива ли эта история: могут ли собака и человек быть друзьям?

2. Работа с текстом (сбор материала для сочинения)

1) в середине квадрата пишется тема сочинения;

2) ученики, работая в группах, выдвигают свой тезис, формулируют доказательства;

3) вырабатывают групповое решение: как этот эпизод позволяет доказать тезис;

4) подводят мини-итог своих размышлений;

5) каждая группа объявляет остальным ученикам результаты своей работы.

6) Группы обмениваются материалом.

Доказательства:


Доказательства:

Доказательства:

Доказательства:

Сашка до моего прихода в дом жил с мамой и бабушкой. Папа у них погиб в автокатастрофе. Оказывается, в тот роковой день, в машине вместе с отцом ехал и Шурик. Ему тогда было одиннадцать лет. Врачи вынесли приговор: радужка и хрусталик безвозвратно потеряны. Я мало чего понимаю во всех этих тонкостях, но после этой трагедии пацан перестал видеть. В семье поговаривают, что есть какой-то знаменитый доктор, который может вернуть Сашке зрение, но, когда это произойдёт, никому не известно. А пока я — его и доктор, и глаза, и друг.

Недавно с Сашкой отдыхали в парке. Женщины мне уже доверяют. Теперь мы вдвоём ходим в парк. А раньше ходили, словно под конвоем. Я веду Саньку, а сзади мама или бабушка. Тоже мне помощницы. Маршрут-то очень лёгкий. Я быстро его запомнил. Можно сказать, это и не маршрут вовсе, так — лёгкая прогулка. Санька уже привык к трости. Вы знаете, первое время никак не могли его убедить ходить с этой тросточкой. Сопротивлялся ужасно. Две штуки нарочно сломал. У детей почти у всех так.

— Зачем мне трость, — говорит, — если Тришка есть?

Глупый. Я-то не подведу, и остановлю вовремя, и отведу в сторонку. Но как же без трости-то? Трость слепому обязательно нужна. Дуга шлейки — это только мои предупреждения, сигналы. Но иногда ты сам должен исследовать препятствие.

— Саша, — строго отвечала мама, — ты проходил обучение в Тришкиной школе. Что тебе сказали? Трость необходима. Так вот и выполняй советы опытных учителей.

Права-права мама. Только вот со школой ты, мама, загнула. Никакая она не Тришкина. В общем, постепенно вопрос с тростью урегулировался. Сашка, как и Иван Савельевич, любит со мной поговорить. Только у нас с пацаном теперь темы другие. Он очень быстро освоил шрифт Брайля. Знаете, что это такое? Выпуклые точки на листке бумаги. Слепой читает пальцами. Сашка недавно прочитал, как этот самый шрифт изобрели. Жуть, как было интересно слушать. Вообще, я заметил, Шурик очень хороший рассказчик. Когда он рассказывает, я замираю и, вывалив язык, слушаю одним ухом. Да-да, одним, потому как второе в это время на работе.

Ясное дело, жалко мальчишку. Слепых всегда жальче других. Беспомощные они, особенно дети. Некоторые взрослые даже на чужих слепых детей без слёз не могут смотреть. Конечно, большинство окружающих рады помочь инвалиду. И спасибо им за это огромное. Но, как говорил Иван Савельевич, тут фокус в другом. Понимаете, в чём дело — слепому человеку всегда хочется ощутить себя независимым от посторонней помощи. Серьёзно. И не из-за того, что инвалид такой неблагодарный. Нет. Просто эта беспрестанная опека иногда утомляет и даже гнетёт. Хочется крикнуть на весь мир: смотрите друзья, я спокойно обхожусь без вашей помощи, я не мешаю вам жить, снимите груз с плеч, займитесь своими делами!

И я их понимаю. Правильно кто-то сказал: глаза у них мёртвые, да сердца живые.

Первый раз в жизни я пожалел, что он назвал меня не Тришей. Я прижался к его ноге и молча наблюдал за несчастным парнем. Дождь то усиливался, то затихал, то совсем прекращался, то снова начинался, как и Сашкины слёзы. Никак они с дождём не хотели успокаиваться. И вдруг меня посетила совершенно шальная мысль. А что если Сашке сделать подарок? Вот взять и подарить ему радугу. Врать, конечно, нехорошо. Но как же мне его успокоить? Расхандрился Санька совсем. Или не стоит так поступать? Хотя… он же всё равно ничего не увидит. Даже не знаю, правильно это будет или нет? А вдруг догадается, что я соврал. Что тогда? Стыда не оберёшься.

Увидев снова на щеке своего друга слезинку, я всё же решился. Будь что будет. Семь бед — один ответ.

— Ав! Ав! Ав! — старясь как можно жизнерадостнее, громко произнёс я.

— Что, Триша? — спросил Санька.

— Ав! Ав! Ав! — повторил я.

Сашка вскочил, уронил свою трость, поднял голову к небу и тихо спросил у меня:

— Радуга? Тришенька, на небе радуга? Ты её видишь?

— Ав! — твёрдо ответил я.

Санька мой замер и тихо-тихо что-то шептал.

Вы не представляете, сколько я натерпелся страху. На мою беду мимо нас проходил старичок с зонтом (не помню, как его зовут) из соседнего подъезда. Он остановился и внимательно стал наблюдать за Санькой, который всё ещё стоял с поднятой головой.

— Шурка, здорово, — поприветствовал он парня.

Сашка вздрогнул и после небольшой паузы ответил:

— А ты что домой не идёшь? Промокнешь ведь. Может, тебе помочь?

— Нет-нет, спасибо, — ответил Саша, — мы с Тришей на радугу смотрим. Видите? Красивая?

Я обомлел. Всё, думаю. Вот тут мне и крышка.

Старик поднял голову, взглянул на небо…

Дедушка, миленький, только не ляпни ничего. Умоляю. Прошу тебя, дедуля, родненький ты мой. Ну…

Старик посмотрел мне в глаза. Не знаю, что он там увидел, то ли животный страх, то ли мольбу, то ли… мысли мои прочитал.

— Очень, — ответил старик. — Очень красивая сегодня радуга. Я никогда такой не видел. Ладно, пойду я, — добавил старик, — передавай привет маме и Елизавете Максимовне.

Сашка сел снова на лавочку, подозвал меня, я прилип к нему. Он обнял меня и долго-долго гладил, нашёптывая ласковые слова.

Дома Сашка заявил с порога нашим женщинам:

— Мама, бабушка, Трисон подарил мне сегодня радугу. Настоящую…

Бабушка подошла ко мне, наклонилась и впервые поцеловала меня в лоб.

Ура! Гав-гав! Ав-ав-ав-ав-ав! Дверь лифта снова распахнулась. Вот они мои родные люди, мои милые Сашенька, мама и бабушка. Я бросился к ним, расцеловал (в смысле разоблизал). Санька обнял меня, да так крепко, что у меня даже рёбра захрустели.

— Тришенька, миленький мой, я так тебя ждал, я так ждал тебя…

Сашка не выдержал и, сев прямо здесь, в коридоре, на пол, разрыдался. Все бросились его успокаивать, а я прижался к нему и тихонечко заскулил.

— Пойдёмте-пойдёмте, — говорит Светлана Сергеевна бабушке и соседке. — Пусть побудут вдвоём.

— Пусть тоже заходят, — забубнела непонятливая соседка. — ну чё они тут на полу будут сидеть?

— Пойдём, говорю, — шикнула мама, — пусть посидят, успокоятся.

Нас оставили наедине. Сашка, ещё немного пошмыгал носом, погладил меня, поцеловал, я в ответ пару раз его тоже лизнул.

— Ну что ты, Трисончик? — вдруг спросил Саша.

Иногда я думаю: собака

Никогда не станет человеком.

Только вот мне кажется, однако,

Что собаки — всё же человеки.

Понимаешь, Санёк, до чего я допутешествовался? Стихи начал сочинять. Ты уж, брат, в следующий раз не привязывай меня ни к каким столбам, не бросай меня одного. И своим строго-настрого накажи, чтобы тоже не поддавались ни на какие провокации. Не пускают, и чёрт с ними, лучше уйди. Отведи меня домой, я тут отдохну, а ты сходишь с кем-нибудь. Понял? Только не бросай больше меня. Договорились? Сашка молодец. Он мои мысли научился читать.

— Миленький мой, Тришечка, — говорит. — Родненький мой…

Недолго я в царях пробыл. Ну да ладно, обещал же не обижаться.

— … я больше никогда тебя не оставлю одного. Никогда.

Так и я же о том. Ладно, Санёк. Всё хорошо, что хорошо кончается. Пошли уже в дом. Голодный я, как человек.

Я же говорю: Санька мои мысли читает.

— Ну что же мы тут сидим, Триша? Ты же, наверное, кушать хочешь? Пошли, я покормлю тебя. Молочка налью. Пойдём, миленький. Пойдём.

Поел я славно. Никогда в жизни не ел такого вкусного корма. Этикетка вроде та же. Но вку-у-у-сно! Может, научились, наконец, корм для собак нормальный делать? Елизавета Максимовна вдобавок ко всему угостила меня любимой курочкой.

— Кушай, дорогой, — говорит. — Поправляйся, а то совсем иссох.

Вы не поверите, бабушка мне даже приятного аппетита пожелала. Я ем, а они все (кроме Сашки, конечно) стоят и смотрят на меня. Мне даже как-то и неудобно стало. Только вот после царского ужина я расстроился. И опять всё из-за людей. Мне было так стыдно: если бы не моя шерсть все бы заметили, что я превратился в варёного рака. Вот, честное слово, покраснел от кончиков ушей до самых пяток.

Невезучая я, наверное, собака. Только закончились все мои беды, и на тебе — заболел. И, главное, болезнь странная — воспаление лёгких. Ничего не могу понять. И где я мог простудиться? Но, в общем-то, догадываюсь. Похолодало у нас в Москве, а я после ванной развалился посреди гостиной. На кухне окно открыто, и балкон был открыт у мамы в спальне. Я в какой-то момент почувствовал, что мне стало зябко, но продолжал валяться мокрым на полу. Вот и довалялся. Глупый пёс.

Санька наотрез отказался от прогулок с бабушкой (наверное, до сих пор не может ей простить супермаркет), сел подле меня и наглаживает. Санька, мне, конечно, очень приятно, когда гладят, но ты мне скоро плешь на голове натрёшь. И будет потом у тебя лысый поводырь.

— Ну что ты, мой малыш? Заболел? — это он так меня жалеет.

Какой же я тебе Малыш, Санёк? Я уже зрелый, состоявшийся мужчина. А он, как нарочно, продолжает:

— Мальчик мой, миленький. Плохо тебе? Выздоравливай, мой родной.

Ну, вот это уже совсем ни к чему — мне на нос упали слёзы. Санька, прекращай ты это мокрое дело. Ну, подумаешь, приболел немного. Отопьюсь этими ненавистными лекарствами и снова выйдем с тобой на просторы. Не плачь, Саня, прошу тебя. Мне в такие минуты самому хочется волком выть. Успокойся, Шурик. Всё будет хорошо.

— Ты знаешь, Триша, — говорит Сашка, — ты мне теперь, как родной брат. Настоящий брат, как человек. Честное слово, я тебя даже за собаку не считаю.

Ну, Саня, это ты загнул. Конечно, приятно такое слышать, спасибо тебе, но какой же я тебе брат?! Посмотри на меня — хвост, лапы, весь, как медведь в мехах, да и лицо моё, как не крути, всё же не лицо, а морда. Понимаю тебя, но настоящим родственником твоим никогда мне не стать. Как ты говоришь, собака — она и в Африке собака. Но за слова твои признателен. Ну-ка пригнись, я поцелую тебя. Лизь-лизь! Сашка рассмеялся.

— Ты же всё понимаешь, Тришенька? Ты умный. Как хорошо, что мы с тобой встретились. Я даже представить не могу, как бы я сейчас жил без тебя… Ты как думаешь, я когда-нибудь увижу настоящую радугу?

— Ав! — Отвечаю. Что-то Сашка никак не может расстаться со своей радугой. И что он в ней нашёл? Сдалась она тебе эта радуга. Понимаю, приятно вспомнить, но не надо жалеть о том, что было, думай о том, что осталось. Руки-ноги целы, голова в порядке, мама-бабушка есть, я с тобой, чего ещё нужно? Всё хорошо, Шурик. Радуйся жизни. Подумаешь, радуга. Видишь ты её или не видишь, ей всё равно. Когда захочет, тогда и появится. Но ты не думай, что я отлыниваю от обещания. Нет, если появится, я тут же проавкаю тебе три раза. Можешь не сомневаться.

Наконец-то. Вернулся мой раненый — порезанный домой. Да сними ты эти чёртовы очки, дай же я лизну тебя как следует. Малыш мой, Санечка. Как там тебе жилось в этой больнице?

— Тришка, фу! — Возмущается бабушка. — Успокойся, не прыгай так.

Да как же мне не прыгать, Елизавета Максимовна? Я тут от тоски чуть не сдох.

— Бабуля, да он аккуратно, — заступается Сашка, а сам гладит меня и целует в нос.

— Смотри, чтобы не зашиб, — говорит баба Лиза.

Не знал бы я это сердобольное существо, точно гавкнул бы.

— Бабуля, — отвечает Санька, — да я уже на второй день после операции по палате ходил.

— Ну и что? Я переживаю, чтобы он не повалил тебя…

Ну, рассказывай, Шурик, как твоё здоровье? Как перенёс операцию? Когда нам можно на прогулку?

— Соскучился, Трисончик мой? — Сашка держится за правый бок.

— Пошли ко мне, — приглашает меня Саня в свою комнату. — Нельзя мне на полу пока сидеть, пойдём.

У Сашки в комнате уютно и прохладно. Мама залепила оконные стёкла какой-то блестящей плёнкой, чтобы солнечные лучи не раскаляли помещение. Между прочим, хорошо придумано — действительно помогает от жары.

— Забирайся на диван, — Санька хлопнул по сиденью, я запрыгнул и аккуратно положил голову на колени своему другу. Такой родной запах. — Сегодня погуляем…

Да я-то хоть сейчас, а вот какой номер отколет Елизавета Максимовна, мы не знаем. Скажет, рано тебе на прогулку и хоть тресни. Выведет меня на десять-пятнадцать минут на улицу и снова в квартиру. От неё что угодно теперь можно ожидать.

Но нам повезло. Вовремя вернулась мама и разрешила Саньке прогуляться, правда, тоже столько надавала наставлений, словно мы не в парк собрались, а в экспедицию на Северный полюс. И туда не ходи, и то не делай, и так не поступай. Еле вырвались на свободу. Понятное дело, я веду Сашку аккуратно, медленнее обычного, время от времени останавливаюсь — выполняю мамины инструкции, даю пацану отдохнуть. Сашка даже не выдержал:

— Тришка, ну что ты как медведь, топчешься на одном месте? Ты можешь побыстрее идти?

— Это ещё почему? — удивляется Сашка.

— За меня переживаешь?

— Да у меня уже всё зажило почти.

— Не умничай, — смеётся Санька.

III. Самостоятельная работа над сочинением.

Каждый из нас нуждается в любви. А еще в лучшем друге, который будет рядом, несмотря ни на что. Особенно необходимы забота и участие тем, кто лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать этот замечательный мир. Очень важно, чтобы рядом был кто-то, пусть даже и не человек… А может быть, это даже и лучше.

Эта книга – не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о каждом из нас. Это напоминание, что мы должны ценить тех, кто вместе с нами проходит через все жизненные испытания, кто никогда нас не бросит – настоящих друзей и просто всех, чье сердце наполнено добротой.

IV. Домашнее задание.

Приём “Цветные поля”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Полынская Ирина Евгеньевна

Читаем вместе! Читаем вслух!

Цели:
- познакомиться с творчеством молодого писателя, с его произведениями;
- на основании повести воспитывать у ребят уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к животным;

-продолжить развитие умений и навыков анализа текста художественного произведения.

Образовательная : чтение и комментирование фрагментов повести , показать ребятам , что нравственные проблемы – ведущие в творчестве молодого писателя Михаила Самарского

Развивающая : развивать мышление, аналитические способности учащихся.

Воспитательная : воспитывать внимание, бережное отношение к природному миру, чуткость к самым близким людям; умение посмотреть на себя со стороны.

Форма занятия – круглый стол

Оборудование:

1.Компьютер, презентация

2.На столах текст повести

И сегодня мы с вами познакомимся поближе с его творчеством, определим основные проблемы, темы его рассказов, для кого он пишет их и для чего?

Вопросы классу:
-Ребята, а кто может рассказать о собаках – поводырях ( ответы ребят, просмотр презентации о таких собаках)(Презентацию подготовил ученик)

-Ребята, о чем этот рассказ? ( ответы ребят: о дружбе человека с собакой , о помощи, о вере в жизнь )
- От чьего лица ведется повествование, для чего делает это автор?
- Что мы узнаем по ходу чтения книги? Ответы учеников ( О жизни слепых, о истории грамоты при помощи осязания; о том, как и где японцы учат собак – поводырей; как в нашей стране появилась первая библиотека для слепых, как ухаживать за питомцами, также мы познакомились с собаками знаменитостей)

Работа по тексту ( прежде чем зачитать отрывок, ребята комментируют его, высказывая свое мнение по отношению к происходящему)

Борис Михайлович подробно расспрашивал маму о том, что случилось с Санькой, когда всё произошло, каков диагноз. А напоследок сказал:
— Светлана, я не буду ничего загадывать, но приложу максимум усилий, чтобы помочь вашему сыну. Сейчас медицина в этих вопросах шагнула далеко вперёд. Так что, я думаю, шансы есть.
— Спасибо вам, Борис Михайлович, — говорит мама, — большое спасибо.
— Это вам спасибо, — вздохнул мужчина, — за мою Радужку. Я как подумаю, что могло произойти, даже… Нет-нет, лучше об этом не будем говорить… Вы знаете, у меня есть близкий друг, доктор Николай Соболев. Он проводит уникальные операции. Я не разбираюсь в этом, но слышал, что врач под микроскопом вводит в глаз пациента свёрнутую в трубочку мягкую радужку. Вы знаете, мой друг вернул зрение уже многим людям. К ним в клинику едут со всего мира — и немцы, и итальянцы, и югославы. А это о чём говорит? Умеют ребята работать. Вы не волнуйтесь, я сам обо всём договорюсь. Вы пока сыну не говорите, пусть врач посмотрит.
— Даже не знаю, как вас благодарить, — говорит мама. — Так всё неожиданно… Просто случайно всё произошло…
— Ничего случайно, Светлана, не бывает, — улыбнулся Борис Михайлович, — на всё воля божья. Вы мне мою Радужку спасли, а я, может, вашу радужку разыщу. Спасибо вам за угощение, нам нужно ехать, — гость встал и, обращаясь к дочери, сказал: — Радуля, прощайся с ребятами, мы уезжаем…
Рада — девочка без церемоний. Она звонко чмокнула меня в нос, у меня аж в ушах зазвенело.
— Площай, водолаз! — Громко сказала девчонка и добавила: — Плиезжай к нам в гости. Договолились?
— Ав-ав! — ответил я.
— Что он сказал? — спросила она у Саньки.
— Говорит, что договорились, — рассмеялся Сашка.
Не знаю, какие механизмы привёл в действие Борис Михайлович, но последнее время наша квартира наполнилась мудрёными словами и совершенно непонятным фразами. Тут вам не только радуга-радужка, здесь и искусственные хрусталики, и имплантации, и интраокулярные линзы, и деформация камеры глаза, и компенсация травматического дефекта и ещё миллион всяких незнакомых и мозголомающих выражений…
Как оказалось, с этой радужкой не всё так просто. Она заказывается индивидуально для каждого пациента. Иными словами, жизнь моих родственников закрутилась вокруг возможного прозрения Сашки. Сейчас уже и не скажу, сколько времени прошло, но однажды Саньку увезли в больницу.
Стыдно мне признаваться, но всё же придётся. В какой-то момент меня посетили гадкие мысли. Вернее одна мысль, но очень гнусная. Как только я себя за неё не ругал.
Выл от досады и обзывал себя подлой собакой, коварным псом. В конце-концов, даже сволочью назвал. А знаете, почему? Да потому что однажды я подумал: это ж что получается, если Саньке вернут зрение, я ему буду не нужен? И (ой, как же мне стыдно!) представляете, мысленно говорю: это плохо. Ляпнул и тут же подскочил как ужаленный.
Да что ж ты такое говоришь, морда твоя собачья? Животина ты обнаглевшая! Скотина безмозглая. Кому плохо? Тебе? Да чтоб твои глаза после таких слов ослепли. В общем, я долго ругал себя. Даже потом жалко стало. Не знаю, как такое вырвалось у меня, но, поверьте, чисто случайно. С вами случается такое? Мелькнёт подленькая мыслишка, а потом точит, точит вас изнутри. Вот так и у меня получилось.
Конечно, я желаю своему подопечному выздоровления: Санечка, миленький, ты прости меня за эту подленькую мыслишку. Выздоравливай, мой родной. Пусть мне хоть хвост отрежут, хоть уши, как доберману искромсают, да пусть хоть на колбасу пустят, лишь бы ты увидел свою мечту. Я и так виноват перед тобой — обманул тебя с этой треклятой радугой, до сих пор совесть мучает. Нет-нет, Саша, ты обо мне не думай. Вот лежу тут в уголочке, скулю и жду новостей. Почему я так разволновался? Думаю, а вдруг мой мимолётный коварный вздох как-то повлияет на твою судьбу? И что тогда? Как мне потом жить со своим грехом?
Но всё обошлось. Операция прошла успешно. Сашка вернулся домой зрячим.
И вот тут вплотную подступила к нам разлука. Через какое-то время парню объявили, что меня забирают обратно в школу.
— Нет, — говорит он. — Я не хочу расставаться с Тришей.
— Понимаешь, Александр, — убеждал его какой-то мужчина, представитель моей школы, — так положено.
Сашка обнял меня и, насупился.
— Мы же с ним друзья, — говорит Санька, — мы не можем с ним расстаться. Я не смогу без него жить.
— Но мы не имеем права собаку-поводыря оставить у вас.
— Но почему? Почему?
— Саша, — вступила в разговор мама, — Трисон профессионал своего дела, он должен помогать людям. Понимаешь?

— Мамочка, ну сделайте что-нибудь, не забирайте у меня Тришку. Ну, пожалуйста! Очень вас прошу!
— Сынок, да пойми же ты…
— Ничего не хочу понимать, — он прижался ко мне: — Тришенька, миленький, они хотят нас разлучить.
Эх, Сашка-Сашка, ничего не поделаешь. Вот такая у меня профессия.
— Александр, — говорит чиновник, — после того, как вы… вас… вылечили.
— Лучше бы я остался незрячим, — вдруг выпалил Сашка, и в комнате повисла тишина.
— У-у-у! — взвыл я.
— Триша, ты не понимаешь! Нас с тобой хотят разлучить.
— Ав-ав! — говорю я.
И тут мама, посерьёзнев, строго сказала:
— Прекрати немедленно, Саша. Будь мужчиной. Давай поговорим серьёзно. Тебе хорошо было с Трисоном?
— Да, — буркнул Санька.
— Он здорово тебе помогал?
— Мама…
— Ты не перебивай меня, дослушай!
— Слушаю.
— Скажи, тебя разве не будет мучить совесть, если Трисон у нас будет домашней игрушкой, а какой-то слепой человек не сможет даже выйти на прогулку? Ты сейчас о себе думаешь? А, может, подумаешь и о тех, кому нужна помощь собаки-поводыря?
Сашка умолк. Затем, спустя несколько минут, приподнялся, подошёл к матери, обнял её и сказал:
— Я всё понял, мама. Извини. Да, конечно, я неправ.
Он вернулся ко мне, присел на корточки и, поцеловав меня, прошептал:
— Прости меня, Трисон. Прости, родной. Но они правы. Ты не обижаешься на меня?
— У-у! — ответил я.
— Спасибо, — Сашка погладил меня, потрепал уши и, поднявшись, сказал незнакомому мужчине: — Можно, я сам привезу его в школу?
— Да-да, конечно, — ответил мужчина — Приезжайте завтра, оформим документы.
На следующий день мы всей семьёй отправились в мою школу. Сашка настоял, чтобы женщины купили билет и на меня.
— Зачем ему билет? — удивилась бабушка.
— Бабушка, он поводырь, а не какой-то заяц.
— Хорошо-хорошо, Шурик, — согласилась бабушка, уловив на себе взгляд дочери.
До школы мы добрались без каких-либо приключений. Женщины, доверившись хорошей погоде в Москве, не прихватили с собой зонты. И мы попали под небольшой дождь. В школе нас встретил вчерашний гость. Мама вместе с ним ушла подписывать какие-то бумаги. К нам подошёл мой знакомый инструктор:
— О! Трисон, вернулся!
— Ав-ав! — грустно ответил я.
— Ну, как он работал? — спросил он у Саньки.
— Отлично! — ответил Сашка и тяжело вздохнул: — Жаль только вот расставаться, привык я к нему.
— Ну что поделаешь, — говорит инструктор, — тысячи людей ждут своего поводыря.
Им тоже нужна помощь. Ну, прощайтесь, что ли.
Я встал на задние лапы, опёрся на Сашкину грудь. Он обнял меня, поцеловал и расплакался.
Сань, ну что поделаешь? Вот так в жизни получается.
И вдруг…
— Ав! Ав! Ав! — громко залаял я и опустился на землю.
Сашка замер, затем медленно обернулся.
На небе сияла радуга.
Он долго-долго смотрел на свою мечту. А когда повернулся обратно, меня уже не было.( главы 27-28)

Ученик: Мне очень понравилась повесть. Сашкина мечта сбылась, он стал видеть, он увидел радугу. И в этом ему помогли его близкие люди, хорошие знакомые и, конечно же, Трисон, который был с ним рядом все это трудное для мальчика время. Хотелось бы сказать огромное спасибо автору произведения. Он познакомил нас с главными героями, рассказал, как живут и трудятся собаки – поводыри. Я уверена в том, что многие из нас пересмотрят свои поступки и свое отношение к больным людям, к тем, кто помогает этим людям, и никогда мы не пройдем мимо, если нужна будет наша помощь.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга о слепом тринадцатилетнем подростке, которому другом, да что там другом, братом стала собака-поводырь по имени Трисон. Они оба беспокоятся, заботятся друг о друге, защищают друг -друга. Они любят друг друга. Но вот Саша излечился от своего недуга. Пришла пора расставаться. Это очень печальный и грустный момент, на котором я даже всплакнула.
Книга о добре и надежде, о дружбе, верности и преданности.
Лишь только закончив читать эту книгу, я поняла… что Самарский самый лучший писатель, из тех которые я читала, и что эта книга теперь моя любимая.

Где несколько месяцев назад мне купили книгу Михаила Самарского "Радуга для друга ".Я её очень давно читаю. Очень интересная и душевная книга. Сейчас я на море. Сегодня решила взять на пляж эту книгу и почитать. Дочитала до 28 главы, где мальчику Саше,вернули зрение а его поводыря Трисона хотели вернуть в спец школу для повадырей. Мне немного стало грустно из за такого что Трисона хотят вернуть. Но сегодня вечером я буду опять читать и заодно узнаю что будет дальше. Когда я дочитаю эту книгу до конца то обязательно куплю ещё одну книгу. Советую всем купить эту книгу, у кого ещё её нет.Кстати у меня книга не только про радугу для друга, ещё про формулу добра и день надежды. Вообщем она большая но очень интересная.

Недавно я прочитала книгу Михаила Самарского" Радуга для друга", которая произвела на меня неизгладимое впечатление.Повествование книги из двух частей начинается с посвящения" тем, у кого мертвые глаза, но живые сердца".Книга написана не совсем обычным языком, потому что рассказ ведется не от лица человека, а от лица лабрадора, собаки-поводыря, помогающего слепым людям в повседневной жизни обходиться без посторонней помощи.Пес Трисон, обученный в специальной школе для собак-поводырей, для каждого своего подопечного становится не только помощником,но и настоящим другом.И для пенсионера Ивана Савельевича, и для подростка Саши,пес является связующим звеном с окружающим миром, он вселяет уверенность и дарит надежду. А Саше, мечтой которого после полной потери зрения в автомобильной аварии, является возвращение к полноценной жизни зрячего человека, пес дарит возможность вернуть утраченное зрение, спасая маленькую тонущую девочку, отец которой, в благодарность, помогает мальчику провести операцию и прозреть.Так собака помогает своему другу исполнить его мечту- увидеть радугу, переливающуюся всеми красками мира.Книга помогает нам, обычным людям, оторваться от житейских забот и, посмотрев по сторонам, увидеть нуждающихся в нашей помощи и участии, протянув им руку помощи. Спасибо Михаилу за эту замечательную книгу!.

Читайте также: