Каким почерком можно писать сочинение в егэ

Обновлено: 17.05.2024

Каждого выпускника мучает вопрос, как писать сочинение ЕГЭ. Понятно, что нужно готовиться. Но как делать это эффективно? Хочу поделиться своим планом, рассказать несколько лайфхаков и принципов. В конце статьи вас ждет приятный бонус, чтобы начать подготовку прямо сейчас!

Как писать сочинение ЕГЭ? Главная сложность

Каждого ученика ждёт итоговое сочинение и сочинение по русскому. Многим придётся сдавать экзамены по литературе, обществознанию, истории и т.д. За год надо готовиться к 2, 3, 4 и более сочинениям!

Хорошо это или плохо — не нам судить. Учеников я разделяю на 2 типа. Первые любят или способны хорошо писать. На листе бумаги они готовы излить все свои эмоции и размышления. И если вы один из таких людей, то не надейтесь, что максимальный балл так просто попадет вам в карман — ведь свободных тем на экзамене не будет. В большинстве случаев наши размышления не помогут.

Второму типу приходится куда сложнее. Сочинение для таких людей — наказание, о котором лучше и не думать. Зато они точно не заблудятся в своих размышлениях.

Мы учим писать сочинения по всем предметам на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике.

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом.

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её.

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями. Как писать сочинение ЕГЭ?

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает. Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект.

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых

Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда оставалось не так много времени до декабрьского сочинения, я решила посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным мне темам. Просто завела тетрадь и писала туда все, что найду, все аргументы, которые не могла привести сама.

Посвятив этому делу несколько дней, я подготовилась качественнее, чем когда пыталась писать сочинения сама. Именно тогда я поняла, насколько моторная память эффективна, просто надо научиться ею пользоваться.

как писать сочинение ЕГЭ

Если вы хотите использовать моторную память, чтобы писать сочинение ЕГЭ на максимум, вот несколько простых правил:

  1. Заведите тетрадь только для сочинений.
  2. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.
  3. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.
  4. Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!

Надеюсь, что вам пригодилась эта информация. Я рассказала, как писать сочинение ЕГЭ, перечислила лайфхаки, которыми пользуюсь сама. Да, подготовка к сочинению — это адский труд для каждого. Но, если выработать план подготовки, всё возможно.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл

 Сочинение ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл 2020 года. Как писать сочинение ЕГЭ?

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

Самая сложная часть любого экзамена — это задания с развернутым ответом и сочинения. При их проверке во многом играет роль субъективный фактор: насколько лоялен эксперт, убедительны ли приведенные аргументы ЕГЭ, а иногда даже разборчив ли почерк. Так как же угодить проверяющему и получить высший балл?

Аргументировать свои мысли и решения на ЕГЭ

Эксперт ЕГЭ – кто он и как ему понравиться?

Одну работу независимо друг от друга проверяют два эксперта, при существенном расхождении в результате может подключиться третий. И задача сдающего экзамен написать такие аргументы ЕГЭ, чтобы любой проверяющий поставил максимальный балл за задание.

Проблема плохого почерка на ЕГЭ

Иногда работа становится трудной для восприятия не из-за грязного рисунка или странных формулировок, а именно из-за почерка. Любые аргументы ЕГЭ потеряют смысл, если не будут прочитаны.

Эксперты — это учителя с огромным стажем, поэтому их действительно сложно удивить: они видели и проверяли множество работ с самыми разными почерками. Однако в период экзамена перед ними стоит колоссальная задача — проверить за пару дней несколько тысяч работ. Через одного человека за сутки может пройти около сотни решений второй части! И если на первых работах он еще может испытывать энтузиазм, разбирая аргументы ЕГЭ, то к пятидесятой останется только усталость, глаз замылится и разобраться в дебрях корявого почерка не выйдет при всем желании. В таком случае ученик рискует потерять баллы за определенные задания или даже за всю вторую часть, если почерк не сможет понять и второй проверяющий. Особенно критично это в гуманитарных предметах, в которых акцент делается не на вычисления и рисунки, а на сочинения и аргументы ЕГЭ.

Аргументы и почерк на ЕГЭ

Как эффективно аргументировать решение на ЕГЭ

Аргументы ЕГЭ — это умение преподнести теорию так, чтобы она доказывала выдвинутый тезис. С этой целью, в зависимости от предмета, используют изображения, логический ряд или анализ.

Аргументы ЕГЭ в задачах на доказательство и некоторых других видах заданий представляют собой последовательный ряд действий, выполнение которых приводит к подтверждению или опровержению определенного тезиса. При таком виде аргументации важно помнить, что каждое следующее действие должно быть обосновано (вытекать из предыдущего или поясняться в скобках) и раскрыто, не должно быть лишних действий.

Этот метод характерен для гуманитарных предметов, аргументы ЕГЭ в которых применяются в сочинениях или используются для доказательства спорного утверждения. Здесь требуется проанализировать какой-то отрывок или факт, чтобы выявить его связь с темой. Для этого нужно ответить на вопросы: как отрывок/факт раскрывает тему? действительно ли в них говорится об одном и том же? Здесь важно не подменять причинно-следственные связи фактов или авторскую задумку, иначе может получиться так, что Вторая мировая война началась из-за опричнины, а в цитате о любви говорится о необходимости соления борща.

Субъективный фактор действительно много значит в вопросе проверки второй части. Однако уважение, проявленное в корректных формулировках и разборчивом почерке, всегда принесет плоды. Если натренироваться писать красиво и понятно, ни один даже самый строгий эксперт не отнимет заслуженных баллов.

За время своей работы я видел тысячи различных почерков: каллиграфические, убористые, корявые и очень неразборчивые. Да и далеко ходить не надо, у меня самого в старших классах почерк был как у врача.

А на сочинении в 11 классе мне постоянно напоминали, чтобы я не торопился и писал разборчиво. И сегодня я хочу обсудить с вами нужно ли снижать экспертам, при проверке работ, баллы за почерк на Едином государственном экзамене.

Давайте вернёмся немножко назад и посмотрим, как меняется почерк у школьников с младших классов. Практически у всех детей в начальной школе почерк довольно легко прочитать , потому что есть прописи, письму уделяется больше времени, а также учитель следит за осанкой, правильным положением рук.

Но, дойдя до среднего звена все эти правила и навыки как будто улетучиваются. Почерк с каждым классом всё хуже и неразборчивее.

Я сам довольно часто проверяю различные работы детей, смотрю периодически, как они ведут рабочую тетрадь, и, конечно, я за много лет работы с одними и теми же детьми научился читать их почерк. И для меня гораздо важней как ребёнок знает закон Ома и умеет его применять в жизни, чем пропущенная или неправильно написанная буква. Но на ошибки детей я всегда обращаю внимание, особенно на написание тех или иных терминов или малознакомых слов.

Проблема в том, что дойдя до итоговой аттестации и написав сочинение по русскому языку, эксперт, который будет проверять вашу работу просто ничего не поймёт.

Конечно, здесь большую роль играет человеческий фактор и много зависит уже от самого эксперта. Да и к тому же одну и ту же работу всегда как минимум проверяют два человека. Можно всё написать печатными буквами, но здесь могут быть нюансы с орфографией при проверке. А чтобы быстро писать таким способом, нужна тренировка и соответствующий навык.

Что можно посоветовать для улучшения почерка? Сначала посмотрите, как вы сидите, как держите ручку. И, кстати, сама ручка имеет немаловажное значение . Поэтому уделите этому также внимание. А самое, пожалуй, главное, просто больше писать. Возьмите те самые прописи, которые были у вас в начальной школе и пишите, пишите и пишите.

Нужно ли снижать баллы за почерк на ЕГЭ? Я считаю, надо не давать повода экспертам при проверке ваших работ и подумать об этом заранее. И если у вас сейчас неразборчивый почерк, то самое время начать работу над этим.

А как вы бы поступили на месте эксперта? Снизили бы баллы за почерк, напишите свои ответы в комментариях.

Спасибо, что прочитали. Вы меня очень поддержите, если поставите лайк и подпишитесь на мой блог.


Предлагаю, ребята, вместе написать сочинение по тексту. Давайте шаг за шагом вспомним этапы написания, не забывая о критериях, по которым будет оцениваться работа.

(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2)Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

-(4)Здравствуйте, - сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. - (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.

-(6)0 дочери. - Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?

-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, - сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё проступают красные пятна.

-(9)Ну что ж, войдите! - со вздохом пригласила Антонина Андроновна. -(10)0 чём советоваться-то нам с вами, не знаю. (11)Тамара, иди-ка отсюда.

(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.

-(15)Ваша дочь плохо учится, - сказала учительница. - (16)Она не делает домашних заданий, не учит уроков.

(17)Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:

-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?

-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.

(21)Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.

-(25)А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? - спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. -(26)Поймите меня, прошу вас! (27)Я не жаловаться пришла, а просто посоветоваться.

(28) Помогите мне!

(29)Антонина Андроновна пожала плечами:

-(30)Ну уж, голубушка.

-(31)Меня зовут Елена Петровна.

-(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (33)Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. (34)Вот, скажем, для примера, портниха шьёт мне платье - и помощи никакой не просит. (35)Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. (36)Да и чудно было бы, если бы они помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают. (37)А почему же вам надо помогать? (38)Вам ведь тоже деньги платят. (39)Моё дело - кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить - это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка. уж вы меня извините. значит, вы учительница так себе. (42)Неважная вы учительница.

(43)Елена Петровна вскочила.

-(44)Ваше (. ) меня потрясает! - сказала она дрожащим от гнева голосом. -(45)Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать!

(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.

(48)Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули. -(49)Ещё чище! (50)3дравствуйте! (51)Теперь уж и мать плохая! (52)Не видали вы плохих-то матерей. (53)Вон по двору детишки бегают: у иного и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные. (54)А у моей всё начищено да наглажено. (55)Я берегу девочку, чтобы никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать! (56)И незачем ей это делать: у нас есть домработница, мы за это ей платим. (57)Ишь ты! (58)Это я-то плохая мать!

(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.

(по Л.Ф. Воронковой*)

*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Шаг 1.

Внимательно прочитайте текст (можно 2-3 раза), подчеркните в нём ключевые слова, фразы, на которые вы будете опираться при написании сочинения.

Шаг 2.

Подготовительная работа.

Ошибочно поступают ребята, которые, прочитав текст, сразу начинают писать сочинение (чуть ли не на бело).

Нужно сначала продумать ВСЕ части будущего сочинения (для этого и существует черновик.)

  • Какова проблема текста, то есть над чем, над какими вопросами размышляет автор текста).

Проблема формулируется в виде повествовательного предложения. Но её легко выразить и в форме вопросов. Поэтому сначала лучше задавать ДВА вопроса, а потом уже формулировать проблему.

  • Чётко продумайте, какие аргументы вы приведёте. Имейте в виду, что ваша задача – анализ ВСЕГО текста, а не какой-то его части. Поэтому в аргументах должен быть отражён ВЕСЬ текст. Запишите на черновике кратко, о чём вы будете писать в каждом из аргументов.

Пояснение.

Часто ребята пропускают очень важные моменты из теста. Вообще не пишут ничего о них. А ведь вам дан именно текст, в нём нет ничего лишнего. Значит, вы чего-то важного не увидели, что-то упустили, а это может привести к поверхностному анализу текста.

  • Итак, вы определились с двумя аргументами, теперь подумайте, на какой вопрос можно дать ответ по ним. Запишите на черновике эти вопросы.

ВЫВОД. Проблему определи, два вопроса сформулировали, с двумя аргументами определились. И только теперь можно начать писать вступление.

Шаг 3. Пишем сочинение.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Да, вступление простое, лёгкое, самое обычное. Но по нему не видно, ученик продумал ли аргументы для раскрытия проблемы. Ведь проблема воспитания огромная. О чём же пишет автор именно этого текста?

Какую роль в формировании личности детей играет школа? Каково место родителей в данном процессе? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

К 1- 1 балл.

Основная часть сочинения.

  • аргумент 1.
  • аргумент 2.
  • связь двух аргументов.
  • позиция автора.
  • позиция ученика.

АРГУМЕНТЫ.

Помните, что за два аргумента высший балл – 5.

Вернёмся к нашему тексту.

За два аргумента можно получить максимум- 5 баллов.

Связь аргументов.

Важно!

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Пояснение.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора.

Необходимо написать о том, КАКОВО понимание автором сути проблемы, её решения. Конечно, не всегда открыто это бывает высказано (тем более, например, в художественном тексте). Но позиция бывает понятна по содержанию текста, по особенности изложения материала.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора сочинения.

Пояснение.

В данной части сочинения необходимо высказать своё согласие или несогласие с позицией автора, то есть не то, как ученик понимает данную проблему, а именно согласен он или нет с тем, что считает автор текста, как тот видит данную проблему.

Свою позицию необходимо доказать. Это могут быть общие размышления по проблеме, а могут быть примеры, например, из литературы.

Внимание! В требованиях к сочинению нет обязательного условия наличия конкретного примера из литературы. НО ученику легче доказать свою позицию на примере из неё.

Помните, что вы пишите сочинение по русскому языку, а не по литературе. Не нужно давать характеристики героев, тем более описывать их жизненный путь! В двух-трёх предложениях на примере героя подтвердите свою точку зрения.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Заключение.

В последней части сочинения необходимо снова вспомнить автора, проблему (так как ученики работают именно над текстом данного автора, а не по проблеме вообще).

Важно!

В заключении НЕ НУЖНО снова кратко описывать суть проблемы. Это было сделано в сочинении и уже не раз!

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой, не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

Пояснение.

По критериям, в сочинении должно быть не менее 150 слов. Понятно, что это тот МИНИМУМ, при котором сочинении будет оцениваться проверяющими.

Но мы же понимаем, что на высокий балл изложить материал в 150 слов очень сложно. Поэтому рекомендуемый объём – 250-350 слов.

В предложенном мною варианте слов больше. Я хотела ПОДРОБНО показать вам, ребята, каждую часть сочинения.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Осознание равной ответственности и учителей и родителей в процессе воспитания принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

P.S.

Сочинение – это процесс творческий. Я предложила вам, ребята, свой вариант его написания. Ваши педагоги, конечно, предлагают свои. Важно, чтобы работа соответствовала критериям написания.

Очень важно не допустить ошибок в сочинении. О наиболее типичных ошибках и способах их устранения – в следующей статье.

С гостями мы обсуждаем всё, что прямо или косвенно связано с русским языком, литературой, письмом, методами обучения.

Дина Ивановна Архарова о сочинении в ЕГЭ по русскому языку

Дина Ивановна Архарова о сочинении в ЕГЭ по русскому языку

Ежегодно Дина Ивановна на каждом письменном экзамене по русскому языку проверяет сотни сочинений. Кроме того, она помогает коллегам правильно оценить работы по критериям ФИПИ. За плечами Д. Архаровой десятки командировок. С лекциями для учеников и учителей по подготовке к сочинению ОГЭ и ЕГЭ она объездила весь Урал и почти всю Сибирь. Словом, Дина Ивановна - первоисточник информации, касающейся сочинения в ЕГЭ.

В апреле этого года Дина Ивановна - гость нашего сайта. Во время встречи мы говорили о том, как 11-классникам готовиться к сочинению, как его писать, на что обращают внимание эксперты.

В расшифровке лишь самые важные вопросы вебинара, нет подробного анализа работ. Если есть время, лучше смотрите запись.

А теперь первый вопрос Дине Ивановне: Вы много лет проверяете сочинения ЕГЭ. Сколько примерно работ прошло через Ваши руки? Есть ли какая-то динамика в сочинениях за эти годы?

Дина Архарова:

На что Вы в первую очередь обращаете внимание при проверке сочинений?

Дина Архарова:

На проверку одной работы у меня уходит 6-10 минут, за это время я успеваю прочитать текст до трех раз. Каждый раз я читаю дискретно, с пропусками, то есть каждый раз обращаю внимание на какую-то определенную совокупность критериев. Всегда сначала смотрю на четкость оттиска и на разборчивость почерка. Далее смотрю на то, как ребенок написал первые два абзаца, ведь именно они задают тон всему сочинению.

Дина Архарова:

Использование шаблонов – авторское право, мы не можем на него покушаться. Но мы всегда выделяем работы, в которых ученик выразил собственное мнение самостоятельно. Часто в таких текстах погибает грамматика, и тогда другие критерии я оцениваю с большей лояльностью.

Как оценивается сочинение, написанное нечитаемым почерком?

Дина Архарова:

Это никак не должно отразиться на оценке, и никак не отражается. Среди проверяющих сидят опытные люди, способные разобрать любой почерк.

Что происходит, если вы не можете уверенно поставить балл по какому-то критерию? Обсуждаются ли какие-то сочинения коллегиально?

Дина Архарова:

Да, коллегиальное принятие решений бывает. Когда я сомневаюсь, иду к председателю комиссии.

Что Вы делаете, если в аргументе ученик использовал пример из произведения, которое Вы не читали. Проверяется ли как-то, есть ли в произведении упомянутый герой и упомянутая ситуация? Вообще, существует ли такое произведение?

Дина Архарова:

В первую очередь я смотрю, насколько внятно оформлен пример (есть пересказ, обобщение и т.д.). Если ученик приводит пример из совершенно незнакомого произведения, то я иду в наш компьютерный центр и прошу найти текст. Редко, но бывает, что ученик сам сочиняет и автора, и название. Тогда такой пример обнуляется.

Если учащийся привел не 2, а 3 аргумента и из них подходят 1-й и 3-й, засчитаются ли баллы за два аргумента?

Дина Архарова:

Такое случается редко, никто не любит выполнять лишнюю работу. Но в этом случае все же зачтем два примера, именно как примеры. Есть другая опасность: потерять баллы по критерию К-5. Надо сохранить тезис, тему, проблему. Такой пример может быть неудачен тем, что он на другую проблему, то есть получается логический перескок (нарушение общей логики).

Будет ли зачтен пример, если ученик назвал произведение, но не назвал автора?

Дина Архарова:

Пример зачтется, но будет снят балл по критерию К-4 (пример приведен с опорой не на художественное или публицистическое произведение, а на жизненный опыт).

Как проходит апелляция по сочинению? Кто на апелляции принимает решение?

Дина Архарова:

Ученик имеет право на апелляцию. Апелляция может быть заочной или очной. Он может прийти один или с взрослыми. В апелляционной комиссии может сидеть только тот человек, который не проверял данную работу. Мы разворачиваем работу при ученике и его родителях, прочитываем ее пословно. Тщательную проверку ведут два эксперта, они объясняют все ошибки и набранные баллы.

Бывает ли так, что учащийся доказывает свою правоту? Есть ли статистика, у какого процента учащихся поднимается балл после апелляции?

Дина Архарова:

Бывает, что мы после апелляции повышаем оценку на один или два балла. На апелляцию приходят единицы. И потому процент повышения оценки очень низкий.

Если на апелляции обнаруживаются ошибки, пропущенные экспертом, может ли быть снижена оценка в этот момент?

Дина Архарова:

Нет, оценку в этом случае мы не понижаем никогда.

Выписываете ли Вы глупые фразы из работ учеников? Если да, поделитесь, пожалуйста. Посмеёмся вместе.

Дина Архарова:

К нам часто с такой просьбой обращаются журналисты, но мы всегда отказываем по этическим соображениям.

Гурьянова Наталия:

Здравствуйте. К какой группе аргументов относится "Слово о полку Игореве"? Книжный или жизненный.

Дина Архарова:

Тайна автора этого произведения не раскрыта, но произведение считается величайшим памятником древнерусской литературы. Так и следует написать ученику. Это литературный пример.

Матвеева Ольга:

Проверяете ли вы точность цитат?

Дина Архарова:

Нет, нам некогда этим заниматься.

Иванова Анжела:

Если аргумент вроде бы уместен по проблеме, однако учеником не понята авторская позиция ТОЙ КНИГИ, которую брали, как аргумент, что будет?

Дина Архарова:

Сложно ответить на этот вопрос без опоры на текст.

Маркина Елена:

Скажите, по вашему мнению, какой вид комментария (текстуальный или концептуальный) наиболее удачен в сочинении?

Дина Архарова:

Сначала идет текстуальная привязка в виде проблемного пересказа, а замыкается концептуально в опоре на авторскую позицию.

Леоненко Елена:

Скажите, пожалуйста, должна ли авторская позиция быть вынесена в отдельный абзац, или она может быть объединена с комментарием? Иногда с точки зрения логики так удачнее (на мой взгляд).

Дина Архарова:

Если смотреть по классической схеме текста-рассуждения, то это два абзаца. С Аристотелем спорить не надо.

Гурьянова Наталия:

Правда ли, что при сканировании работы иногда теряется точка, и это будет пунктуационная ошибка.

Дина Архарова:

Нет, плохое сканирование не влияет на количество баллов.

Леоненко Елена:

Где проходит грань между текстуальным комментарием и пересказом текста. В какой мере уместно пересказать текст?

Дина Архарова:

Пересказ должен занимать 2-3 строчки, не больше. Резкой границы между текстуальным комментарием и пересказом текста нет.

Юлия:

Как различать К-9 и К10?

Дина Архарова:

К-9 – это грамматические ошибки. Есть упрощенная и надежная схема. Если встречается неправильное окончание (русский печкой), то это грамматика. Если искажение на лексическом уровне (перепутал паронимы, употребил слово в неполном соответствии с лексическим значением), то это К-10, речевые ошибки.

Кочнева Софья:

Если я в аргументацию привожу фильм, нужно писать имя режиссёра?

Дина Архарова:

Название фильма обязательно, а имя режиссера – нет.

Болотова Ольга:

Как получить максимальный балл по К-6?

Дина Архарова:

К-6 – это выразительность текста. На этот критерий действует жесткое ограничение. Если я поставила по критерию К-10 (речевые ошибки) единицу, то я не могу высший балл ставить за выразительность.

Логутова Валентина:

Если в качестве аргумента ученик приводит стихотворный текст, обязательно его цитировать?

Дина Архарова:

Нет, этого делать не надо.

Иванова Яна:

Что такое этические ошибки (критерий К11)?

Дина Архарова:

Юлия:

Если в тексте заявлена проблема самопожертвования, можно ли привести пример, где один герой оказался способен на самопожертвование, а второй аргумент, где герой оказался не способен на такой поступок?

Дина Архарова:

Это контраргумент, и он возможен. Сначала лучше привести контраргумент, а закончить положительным примером.

Лукпанов Нурлан:

Можно ли в авторской позиции употреблять целое предложение, которое доказывает мысль автора?

Дина Архарова:

Можно, только в крайнем случае. Но лучше не цитировать автора, а переформулировать его мысль.

Андрей Артамонов:

Уважаемая Дина Ивановна! Скажите, пожалуйста, знаете ли вы об изменении структуры сочинения что-нибудь? Например, что актуальность проблемы нужно не только упомянуть, но и доказать? Учитель сказала нам об этом, но хочется быть уверенным на 100 процентов в достоверности этой информации!

Дина Архарова:

Актуальность доказывать не надо, нравственные проблемы вечны и всегда актуальны.

Ольга Матвеева:

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста. 1) Может ли быть комментарий без цитат, но с опорой на текст? 2) Если комментарий текстуальный, надо ли говорить об актуальности проблемы? 3) Можно ли писать два литературных аргумента? Или жизненный обязателен? Спасибо.

Дина Архарова:

Комментарий без цитат, но с опорой на текст быть может. Если комментарий текстуальный, говорить об актуальности проблемы не надо. Два литературных примера достаточно. Это оптимальный вариант. Дети часто не вытягивают пример из жизни до нужного литературного уровня.

Как быть с современными текстами, к которым сложно бывает подобрать аргументы? (Об Интернете и пр.) Ведь сложно подобрать художественные аргументы.

Дина Архарова:

Леоненко Елена:

Обязательно ли вступление в сочинении? Или можно начать с формулировки проблемы?

Дина Архарова:

Формулировка проблемы и есть вступление. Эмоциональное вступление, традиционное, на ЕГЭ не предусматривается.

Иванова Анжела:

Если один аргумент - отрицательный (контраргумент), второй - положительный, то позиция ученика должна быть "Я частично согласен с позицией автора"?

Дина Архарова:

Если ученик приводит контраргумент, (он уже видит противопоставление проблеме), то это работа выше среднего. Свободно приводите такие контраргументы.

А если "придумать" материал газетный? Ведь такое часто бывает. Проверить невозможно, точнее - сложно. Засчитывать приходится?

Дина Архарова:

Думаю, и это при желании можно проверить.

Ермакова Наталья:

Можно ли использовать в качестве примера текст и из какого-нибудь теста ЕГЭ, который решал, готовясь к экзамену? На те же современные темы, к которым приведено мало художественных примеров.

Дина Архарова:

Исходный текст

Сочинение (в том виде, как его прислали, со всеми ошибками).

Автор раскрывает в данном тексте проблему человека, которого лишили самого дорогого но не лишили родины. Он пытается передать эмоции через отношение человека к музыке.

Размышляя над проблемой, автор приводит в пример историю одного мальчика, который пытался понять о чем ему рассказывает музыка, на что она жалуется, на кого гневается. Так же даёт разговор мальчика и дяденьки который играл это музыку. Мальчик благодарит его за то ,что он помог понять ему, что он не является сиротой. И вот прошло много лет, однажды в конце войны он вернулся на это место, стоял возле пушек в разрушенном польском городе. И вдруг он услышал музыку органа, она разбудила в нём воспоминания.

Я согласен с автором, в том что музыка помогает осознать некоторые вещи в жизни, на пример то что ты не имея отца, матери не сирота ведь у тебя есть родина. Проходит любовь, горечь утрат, боль от ран, но никогда не проходит тоска по родине.

Так на пример в рассказе Бориса Васильева "В списках не значился" главный герой Николай Плужников находясь в Брестской крепости, очень тосковал по родному дому, по своей семье.

Дина Архарова:

Ольга Матвеева:

Обязательно ли в сочинении должны звучать слова "проблема", "позиция автора"?

Дина Архарова:

Орлова Елена:

Дина Ивановна, нужно ли объединять в один абзац позицию автора и собственное мнение?

Дина Архарова:

Нет, этого делать не следует.

Визитиу Светлана:

Ученица на пробном экзамене по тексту Львова обозначила не проблему недопонимания, а проблему взаимопонимания между людьми, можно эту формулировку принять?

Дина Архарова:

Формулировка была принята, за нее был поставлен один балл.

Болотова Ольга:

А вообще, формулировка "проблема текста" верна? Ведь у текста нет проблем.

Дина Архарова:

Юлия:

Ученица на пробном по Львову обозначила проблему милосердия. Подобная проблема есть в этом тексте?

Дина Архарова:

Нет, слишком широко заявлена проблема.

По той же логике, как звучит - "Проблема неразделённой любви", "Проблема дружбы". ведь нет у дружбы проблем не и пр.

Дина Архарова:

Согласна, лучше в данном случае оформить через вопрос. Или в формулировке проблемы должно быть сказуемое (глагол).

Ермакова Наталья:

Можно еще раз уточнить, как лучше употреблять: в ДАННОМ ТЕКСТЕ или в СВОЕМ тексте автор.

Дина Архарова:

Дина Архарова:

В формулировке проблемы должно быть сказуемое (глагол).

Шульга Аня:

Какие фильмы желательно приводить в аргументации Советского или Российского кинематографа? Ведь, не все эксперты знают содержание современных фильмов.

Дина Архарова:

Можно приводить в пример любые фильмы. Важно дать при этом небольшой пересказ фильма, чтобы эксперту было понятно, о чем идет речь.

Чебодаева Елена:

Как лучше начать писать комментарий?

Дина Архарова:

Балюнова Марина:

Уважаемая Дина Ивановна и Юлия Петровна, есть ли у вас хорошие сочинения, которые можно использовать в качестве образцов.

На нашем форуме есть образцы сочинений, присланные пользователями. Пройдите по ссылке и ознакомьтесь. К каждому сочинению есть рецензия, по которой вы поймёте, образцовое сочинение или нет. Кстати, можете и сами прислать сочинение на проверку и получить рецензию. Это бесплатно.

Мы благодарим Дину Ивановну за беседу и напоминаем о предстоящих лекциях по подготовке к сочинению в ЕГЭ. Всем спасибо за участие.

Читайте также: