Как заставить себя написать сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Почему дети ненавидят писать сочинения

1. Скучные и непонятные темы

Чем проще формулировка, тем легче писать, особенно если ты не Достоевский.

2. Шаблоны

90% не знают, как сделать сочинение интересным, как этот развёрнутый ответ на вопрос превратить в живую историю.

3. Страх не оправдать ожиданий

Мы, взрослые, всегда боимся что-то не успеть: опоздать на занятия, не найти работу, не выйти замуж, не родить.

Теперь представьте, что страх ребёнка куда хуже наших заморочек. Он боится не оправдать ожиданий. Ему кажется, что сочинение глупое, что он не понял вопроса. Переживает, что получит плохую оценку и разочарует родителей. Боится и сам выглядеть глупым, особенно если ему уже 12–13 лет.

4. Мнение, которое навязывает учитель

5. Отсутствие опыта

Многие не знают, о чём писать. И здесь проблема в том, что и дети, и взрослые не любят читать.

Родители не читают сами, не читают детям, не обсуждают с ними книги, максимум — вопросы из учебника. Так с чего ребёнку любить книги, если нет примера перед глазами?

Первое, что нужно сделать, — это понять, какой жанр нравится вам и ребёнку.

Как научить ребёнка писать сочинения

1. Предложите сочинить сказку

Не пишите сочинения, играйте в них. Возьмите в привычку сочинять сказки. Неважно, 7 вам лет или 107.

Придумайте положительного и отрицательного героя и место, где что-то произошло, и попросите ребёнка сочинить историю. В итоге получатся смешные или же вдумчивые рассказы. Всё зависит от тех персонажей, которых вы предоставите ребёнку. А главное — дети почувствуют, что их хотят услышать.

2. Научите уделять внимание деталям

Ребёнок должен замечать интересные детали вокруг себя. Это может быть всё что угодно: покосившаяся вывеска с буквой, которая вот-вот отвалится, чёрное ухо у белой собаки, шторы в горошек на окне в доме напротив, смешная фраза, которую услышали от соседского дедушки.

Попросите ребёнка сочинить историю, используя эти детали, и помогите вплести их в сюжет.

Например, пусть это будет рассказ о собаке. Она жила на улице рядом с магазином, вывеска которого покосилась после вчерашней грозы. А дедушка редко выходил на улицу и наблюдал за собакой из окна.

Этот способ поможет писать рассказы и школьные сочинения. Ведь ребёнок, который научился выделять яркие детали из окружающего мира, способен найти их и в литературном тексте.

3. Расширяйте словарный запас

Чтение книг не гарантирует умение хорошо писать. Ещё нужен внушительный словарный запас. Наберитесь терпения и купите парочку словарей.

4. Мотивируйте ребёнка

Кому понравится, если ему будут навязывать чужую точку зрения? Все мы хотим быть услышанными. Если в школе учитель идёт строго по учебнику, не разрешает ученикам высказать мнение, а навязывает своё, дети не будут заинтересованы ни в чтении, ни в написании толкового сочинения. Зачем выражать свою позицию, если её всё равно отвергнут?

Если вы попали в такую ситуацию, попробуйте самостоятельно разобрать произведение с ребёнком. Покажите ему, что его точка зрения тоже имеет право на существование. Позвольте увидеть в Обломове не лентяя, а человека, который боится окружающего мира. Это куда занимательнее описания его пороков. Формулируйте темы сами и обсуждайте интересные моменты. Это сложно, но оно того стоит.

5. Предложите писать письма

Пусть ребёнок пишет себе письма о своих желаниях, мечтах, страхах. Они могут быть разные: короткие, длинные, с картинками или без них. Писать нужно себе будущему. Можно в завтрашний день, а можно вскрыть письмо через месяц или год.

Отправляйте письма на свой адрес почтой или придумайте почтовый ящик в будущее.

Какой бы способ вы ни выбрали, помните, что с ребёнком нужно заниматься. Он видит мир таким, каким его показывают родители. Расширяйте свой кругозор, запасайтесь терпением и безграничной любовью к творчеству. Тогда взрослый, который получится из вашего ребёнка, сможет не только писать сочинения, но и научится быть открытым и замечать удивительный мир вокруг себя.

Мотивация или как начать писать

Для многих из нас написание текстов является сложной и неприятной задачей. Пожалуй, всем знакомы ситуации, когда оно либо откладывается на последний момент и делается в спешке кое-как, либо отнимает огромное количество времени при очень низкой продуктивности. Отчасти неприязнь к письму объясняется болезненными школьными или студенческими воспоминаниями: всех нас заставляли писать сочинения, рефераты, дипломы и диссертации по совершенно неинтересным нам предметам. Между тем, школа или университет отнюдь не являются единственными местами, где нам необходимо писать тексты. Отчёты и доклады на работе, мотивационные и рекомендательные письма, рецензии на книги и фильмы, заметки в блогах и социальных сетях – вот лишь немногие из тех видов письма, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Не говоря уже о том, что некоторые из нас хотели бы писать рассказы, сказки для своих детей или мемуары, но никак не могут приступить к этому занятию. Как же сделать написание текстов эффективным и приносящим нам удовольствие? Другими словами, каким образом можно замотивировать себя на написание текста и довести этот процесс до конца?

Содержание

Мотивация к письму

В наиболее общем смысле:

Мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение человека к действию.

Для того чтобы понять свой уровень самомотивации, предлагаем вам пройти специальный тест.

Тест на самомотивацию

Данный тест на самомотивацию основан на нескольких методиках и позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач и т.д.

В данном уроке мы дадим вам небольшие советы, которые помогут повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию, преодолеть блок при написании текстов и сделать этот процесс простым и приятным.

Ситуация первая: я хочу начать писать тексты, но не знаю, о чём

Преподаватели, ведущие тренинги по эффективному написанию текстов, часто любят говорить: если вам не о чем написать, то не пишите. Хотя это утверждение можно признать справедливым, если речь идёт об академическом письме, оно совсем не кажется очевидным, когда дело касается креативного письма. Сегодня довольно распространённой является ситуация, когда человек и хотел бы о чём-нибудь написать, но у него нет культуры и привычки письма, и поэтому он совершенно не представляет, с чего начать, как к написанию текста подступиться и о чём вообще стоит писать.

Также для решения этой проблемы обратите внимание на наш тренинг по творческому мышлению, а также подборку источников вдохновения.

Ситуация вторая: я начинаю писать, но не могу довести работу до конца

Вдохновение писателя

В данном случае даёт сбой внутренняя мотивация. Например, человек загорелся идеей, начал о ней писать, устал, пошёл заняться чем-нибудь другим, вспомнил о ней через неделю, но желание писать о ней уже угасло. В этом случае необходимо найти дополнительные источники мотивации. Попробуйте назначить себе какое-нибудь вознаграждение за выполненную работу. В примитивном случае, написал страницу – съел шоколадку. Другой приём – договориться с человеком, мнением которого вы дорожите, что через два дня/неделю/месяц вы дадите ему прочитать написанный вами текст. Желание не упасть в его глазах будет служить дополнительной мотивацией к работе. Идеально, когда вы можете совместить приятное с полезным: не просто писать тексты для себя, но и получать за это деньги. Например, вы можете писать рецензии на книги, музыкальные альбомы или фильмы для какого-нибудь журнала.

Ситуация третья: мне не хватает терпения и усидчивости во время письма

Ситуация четвёртая: не могу заставить себя приступить к написанию текста

Часто психологически сложно заставить себя что-то делать, если задача кажется нам необъятной и трудно выполнимой. Лучший приём – разделить большую задачу на несколько маленьких подзадач. О каком бы тексте ни шла речь (роман, научная статья или годовой отчёт), процесс его написания всегда включает в себя четыре стадии, которые необходимо чётко разделять. Первая стадия – собирание материала. Вторая – формулирование основных тезисов и составление плана. Затем идёт написание черновика. И наконец, редактирование текста. Не стоит смешивать эти стадии и пытаться делать всё одновременно. Поговорим о каждой стадии подробнее.

1. Собирание материала

Вся важная информация должна быть у вас под рукой. Ещё до того, как вы начали писать текст, вы должны собрать необходимые вам цитаты, данные, картинки, фотографии, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Это ваши инструменты, которые вы готовите заранее. Представьте, что вы вызвали электрика. Он пришёл к вам, начал работу, и обнаружил, что у него нет отвёртки. Он уходит её искать, возвращается, опять принимается за работу и выясняет, что у него нет вольтметра, и т.д. В итоге работа затягивается на целый день. Мы не должны уподобляться этому забывчивому электрику, иначе вместо письма, мы получаем бесконечный поиск нужной информации.

2. Формулирование тезисов и составление плана

После того, как вся необходимая информация оказалась в вашем распоряжении, приступайте к формулировке ваших основных идей. Не нужно записывать их сразу в развёрнутом виде. Лучше использовать простые предложения, словосочетания или даже отдельные слова. При этом наиболее удобно перечислять ваши тезисы в виде пунктов, а не слитного текста. Это позволит вам увидеть, каким образом ваши идеи связаны друг с другом. На основе тезисов и собранного материала вы должны составить рабочий план. Составление плана является одной из самых важных и, безусловно, необходимых процедур при написании текстов. Есть люди, которые говорят, что они не составляют план, а просто следуют движению своей мысли. На самом деле такие люди не вполне искренны, они также следуют плану, просто он находится у них в голове, а не на бумаге. Так или иначе, план лучше составлять, причём как можно более подробный. Это поможет ничего не забыть, организовать разрозненные мысли в стройную структуру, понять, нет ли в вашем тексте повторяющихся идей, плюс, это даёт возможность разделить вашу дальнейшую работу на более мелкие части. С планом вы садитесь писать не один большой текст, а первый подпункт первого пункта первой главы, что является простой и обозримой задачей. Конечно, в ходе работы над черновиком план может так или иначе изменяться.

3. Черновик

По большому счёту, черновик является стадией, когда вы начинаете собственно писать текст. Многие ошибочно считают, что с черновика работа над текстом начинается и на нём же и заканчивается. Это не так. Если вы не выполнили две первые стадии, написание черновика будет долгим, мучительным и неэффективным. Если вы на нём и остановились, текст получится неряшливым. Главная задача этой стадии – превратить уже продуманные пункты и тезисы вашего плана в развёрнутые предложения и связные кусочки текста. При этом нужно помнить, что черновик не должен быть идеален с орфографической, грамматической и стилистической точки зрения.

4. Редактирование

Ситуация пятая: я пишу очень медленно

Также написание текстов может быть сильно затруднено, если вы не владеете техникой слепой скоростной печати. В этом случае набор одного листа текста может стать настоящей мукой. Освоение этой техники позволит вам сосредоточиться на содержании вашего текста, и вы не будете отвлекаться на поиски той или иной буквы на клавиатуре. Подробнее прочитать об этой технике вы также можете на нашем сайте в статьях:

Проверьте свои знания

Каждого выпускника мучает вопрос, как писать сочинение ЕГЭ. Понятно, что нужно готовиться. Но как делать это эффективно? Хочу поделиться своим планом, рассказать несколько лайфхаков и принципов. В конце статьи вас ждет приятный бонус, чтобы начать подготовку прямо сейчас!

Как писать сочинение ЕГЭ? Главная сложность

Каждого ученика ждёт итоговое сочинение и сочинение по русскому. Многим придётся сдавать экзамены по литературе, обществознанию, истории и т.д. За год надо готовиться к 2, 3, 4 и более сочинениям!

Хорошо это или плохо — не нам судить. Учеников я разделяю на 2 типа. Первые любят или способны хорошо писать. На листе бумаги они готовы излить все свои эмоции и размышления. И если вы один из таких людей, то не надейтесь, что максимальный балл так просто попадет вам в карман — ведь свободных тем на экзамене не будет. В большинстве случаев наши размышления не помогут.

Второму типу приходится куда сложнее. Сочинение для таких людей — наказание, о котором лучше и не думать. Зато они точно не заблудятся в своих размышлениях.

Мы учим писать сочинения по всем предметам на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике.

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом.

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её.

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями. Как писать сочинение ЕГЭ?

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает. Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект.

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых

Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда оставалось не так много времени до декабрьского сочинения, я решила посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным мне темам. Просто завела тетрадь и писала туда все, что найду, все аргументы, которые не могла привести сама.

Посвятив этому делу несколько дней, я подготовилась качественнее, чем когда пыталась писать сочинения сама. Именно тогда я поняла, насколько моторная память эффективна, просто надо научиться ею пользоваться.

как писать сочинение ЕГЭ

Если вы хотите использовать моторную память, чтобы писать сочинение ЕГЭ на максимум, вот несколько простых правил:

  1. Заведите тетрадь только для сочинений.
  2. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.
  3. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.
  4. Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!

Надеюсь, что вам пригодилась эта информация. Я рассказала, как писать сочинение ЕГЭ, перечислила лайфхаки, которыми пользуюсь сама. Да, подготовка к сочинению — это адский труд для каждого. Но, если выработать план подготовки, всё возможно.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл

 Сочинение ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл 2020 года. Как писать сочинение ЕГЭ?

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.


Давайте честно признаемся: для большинства из вас литература — не самый любимый предмет (если любимый, дальше можете не читать). И зачастую работа над сочинением для вас — настоящее мучение. Но чтобы научиться писать, нужно писать. Предлагаю выбраться из этого замкнутого круга и разобраться, как побороть страх белого листа, распутать мысли и сделать работу над текстом более понятной и осмысленной.

Вы определились, о чем будете писать, набросали вступление, продумали аргументы, в общих чертах наметили вывод. Теперь начинается самое сложное — работа над текстом. Именно работа. Чтобы было проще, начните с черновика. Ищите нужные слова, пробуйте выразить свои мысли, пишите, зачеркивайте и снова пишите. Но помните, что в результате у вас должен получиться законченный связный текст. Главная ошибка на этом этапе — воспринимать черновик как сжатый конспект сочинения. Тогда получается, что собственно к построению текста вы приступаете прямо в рабочей тетради или (еще хуже) на экзаменационном бланке. Нет, нет и нет! Если вы считаете, что недостаточно полно/красиво/убедительно выразили мысль, исправьте это в черновике. Прежде, чем текст будет переписан на беловик, все главные слова должны быть найдены, все основные идеи прописаны, все ответы на вопросы даны.

И вот вы поставили финальную точку в конце сочинения. Казалось бы, теперь можно выдохнуть с облегчением, осталось только переписать все в тетрадь. А теперь вернитесь к началу: перечитайте вступление, затем заключение. Они перекликаются? В заключении вам удается подвести итог ваших рассуждений? Сделать логический вывод из всего сказанного? Часто к этой части сочинения подходят слишком формально, отделываясь двумя-тремя бессмысленными фразами, которые никак не связаны ни со вступлением, ни с темой, ни с текстом самого сочинения. Поэтому не поленитесь доработать текст заключения в самом конце. Смазанный финал может испортить все впечатление от работы.

Читайте также: