Как в драме а н островского гроза перекликаются тема любви и тема совести сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины. Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, - это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила. Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, - тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас. Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.

Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться. Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара - сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом. Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.

Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя. Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств. Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха - свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение. А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.

В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.

После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери – купчихи Кабановой.

Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев.

в такой атмосфере Тихон был полностью зависим от ее воли, не мог защитить жену от нападок деспотичной свекрови.

Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в “темном царстве”, но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис – единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон.

Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он

Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро.

Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе. Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены – словно Бог для церкви.

Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание – лишь повод для сплетен.

Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына – “за неправильное обращение с женой”.

Враждебность “темного царства”, укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход – она бросается в волжский омут. “Гроза” – не является “трагедией любви”, скорее это “трагедия совести”. Страшный шаг героини – это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.

Действие пьесы происходит в городе Калинов . Тихая провинция, казалось бы, далекая от сумасбродных жителей столицы. Однако и здесь обычные человеческие проявления черт, чувств — честность, доброта, умеренность, трудолюбие — приняли уродливые черты, как в отражении ряда кривых зеркал.

Как известно, любовь бывает разная: любовь к Богу и ближнему, романтического свойства и семейная.

Семьи в Калинове разобщены. Пускай старики говорят, что молодежь не хочет слушаться старших и следовать заведенному порядку — они виновны в расколе не меньше.

Живет ли Дикой по совести? Наверное, он считает, что да: он защищает свое хозяйство, свой капитал. Поэтому все мысли его о деньгах. Не будет у него звонкой монеты, не сможет он подкупить ни городничего, ни какого другого чиновника, значит, и власть его над городом закончится. Пока что Дикой ругает и обижает кого захочет. Его не разжалобишь слезами или увещеваниями.

Семья Кабановых раскололась. Если они когда-то и были дружны, то времена эти прошли. Теперь каждый был сам по себе.

Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

Тихон , сын Кабанихи, врет родной матери не меньше. Затюканный её каждодневными понуканиями, он потерял волю, характер. Оттого он не может стать главой семьи и достойным мужем — Кабаниха всё решает за него. Но Тихон лишь принимает вид почтительного сына. На самом деле ему не терпится уйти из родного дома. Быть где угодно, лишь бы не с семьей. И даже красавица-жена Катерина не может заставить его остаться.

Потому и любовь Тихона как прокисшее молоко: он жалеет Катерину, любит, но ничего сделать ради неё не может. Мать ему указывает, как надо обращаться с женой. В подобных отношениях нет места сердечности, доверию.

Катерина живет в своей новое семье никому не нужная. Кабаниха срывает на ней свою злобу, выставляя сноху вруньей и лицемеркой. В борьбе за влияние на сына Кабанова не хочет видеть, что в конфликте нет необходимости: Катерина честна и невинна душой.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.

Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.

Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть.

По моему мнению, ужасно, что Феклуша считает уместным, когда жена прилюдно воет по отъезду мужа. Это дикий обряд, созданный специально для публики: если муж и жена любят друг друга, то зачем жене рыдать на крыльце? Это фальшь. А если нет любви между супругами, то что же это получается? Лицемерие.

Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила.

Любовь и совесть тесно связаны друг с другом. Любовь показывает истинную суть человека: вдохновляет на подвиги, дарует индульгенцию на грехи. Поэтому необходимо мироустройство, где в людях воспитывалась бы совестливость и забота друг о друге.

Любовь как свобода

Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

Кабаниха

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

Тихон

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Новая любовь

Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

Эпилог

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.

Задачи уроков — проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что объединяет эти пьесы?

(Героини: в центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.)

(Персонажи, которые служат для раскрытия образов героинь.)

(Столкновение любви с окружающим миром.)

2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются, что показывают схемы.)

4. Катерина изменила мужу, Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Как оценить измену? Осудить? Оправдать? Понять?

5. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)

6. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви.

7. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?

8. Победила или побеждена героиня?

В заключение урока могут прозвучать слова о любви из стихотворения Петра Вегина, созвучные разговору на уроке:

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

Как в драме А.Н.Островского "Гроза" перекликаются тема любви и тема совести?

Драма "Гроза" является вершиной творчества А.Н.Островского. Название драмы очень символично. Гроза- символ краха застойной атмосферы провинциального городка , где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. В драме Островского затронуто множество тем. Рассмотрим как перекликаются тема любви и тема совести в произведении на примере героев драмы- Катерины, Варвары, Бориса.

Катерина Кабанова- главная героиня драмы А.Н.Островского . С тех пор , как она вышла замуж за Тихона , Катерине приходится терпеть деспотизм его матери-Кабанихи . Катерина искренняя , как сказал В.Г.Белинский-"Луч света в темном царстве". Она слишком честная , наивная и добрая для города Калинова в целом. Катерина, изменив мужу, полностью отдается в любви Борису , однако и эта ложь, эта измена не дает покоя бедной девушке. И драма, как и жизнь Катерины заканчивается. Она совершает самоубийство , не выдержав порядков и нравов Кабановых.

Варвара Кабанова-дочь Кабанихи , сестра Тихона . Она , как и Катерина верит в любовь и полностью растворяется в ней. Однако открыто заявлять о ней Варвара не может- ее любимый, Кудряш, с

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне.
2. Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем и де­та­лей, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. Ре­че­вых оши­бок нет.

Читайте также: