Где же познается истинное величие человека сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Первоначально рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”, написанный в 1959 году и опубликованный в 1963, назывался “Не стоит село без праведника”. По требованию цензуры и предложению Твардовского произведение получило другой заголовок. Изменено было и время действия: вместо 1956 года обозначен 1953. Однако

в последних изданиях восстановлена прежняя дата – 1956 год.
Действие рассказа происходит на “сто восемьдесят четвертом километре от Москвы”. Это точное указание места имеет важный смысл. С одной стороны, село расположено в центре европейской России, недалеко от Москвы, с другой – подчеркнуты удаленность, глушь описанных в рассказе краев. А тараканье засилье в доме Матрены вызывает даже ассоциацию с Тмутараканью, очевидной далью.
Здесь сохранился еще окончательно не умерший народный, живой русский язык (это видно из названий деревень), но уже режет слух нелепое производственно-прозаическое

наименование станции – Торфопродукт. В этой противоречивости – ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.
Рассказчик, учитель-интеллигент, постоянно пишущий за тускло освещенным столом “что-то свое”, поставлен в положение стороннего наблюдателя-летописца, силящегося понять Матрену и все, “что с нами происходит”. В то же время герой, обогащенный трагическим опытом лагерной жизни и ссылки в “горячей пустыне”, тяготеет к “нутряной”, народной России с ее возможной благостностью, добротой и тишиной. Такой угол зрения рассказчика также многое объясняет в повествовании.
Произведение состоит из трех глав. Первая глава включает в себя развернутую экспозицию: историю поиска пристанища и знакомства с хозяйкой дома, когда герой лишь наблюдает за Матреной. Поэтому в этой части повествования особую роль приобретают описательные элементы: пейзаж, интерьер, портрет героини, упоминание о ее привычках. Но уже здесь автор высказывает важные суждения о характере своей хозяйки, ее исключительности и неповторимости, что вплотную подводит читателя ко второй главе.
Именно здесь мы узнаем историю Матрены, ее биографию, переданную в воспоминаниях. Темп повествования убыстряется, эпическое спокойствие рассказа сменяется драматизмом происходящего; в этой части сюжет достигает своей кульминации (эпизод отсечения горницы) и получает развязку (гибель героини). Резко обнажается контраст между Матреной и ее окружением (родственниками и соседями), и это подготавливает к восприятию третьей главы, являющейся эпилогом.
Здесь рисуются картины народной жизни, обогащенные фольклором (причитания, молитвенные песнопения), а затем снова начинают доминировать описательные формы (похороны, поминки, картина разрушения дома и двора), но именно теперь в тревожном сознании рассказчика “выплыл” истинный облик Матрены. Следовательно, вся композиция произведения подчинена познанию, художественному исследованию характера героини на фоне жизни села, а значит, и целого края и самой России.
Создавая образ Матрены Васильевны, писатель опирался на конкретный прототип – Матрену Васильевну Захарову из деревни Мильцево. Знание этого факта усиливает ощущение подлинности рассказанного. Однако эта достоверность не противоречит широкому обобщающему характеру произведения.
В характеристике героини важную роль приобретает описание избы, различных мелочей быта, немногих предметов (плакатов, фикусов, зеркала, котелка) и живности (колченогой кошки, мышей и тараканов), которые очень много говорят нам о самой сердобольной и одинокой хозяйке. А главное – изображение избы становится описанием дома героини, картина Матренина двора – раскрытием ее мира, а рассказ о быте – рассказом о бытии.
При характеристике облика, привычек и поведения Матрены Солженицын подчеркивает необычность, странность этой женщины, ее непохожесть на других. Это сказывается и в непритязательности ее одежды, и в полном отсутствии собственности, и в пристрастии к тем атрибутам, которые создают ощущение многошумной, неодинокой жизни (копошащиеся мыши, снующие тараканы, множество фикусов). Далекое и недавнее прошлое Матрены говорит нам о неисчислимых бедах, которые постоянно сваливались на ее голову (пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тяжелая болезнь), о тех бесконечных обидах, которые она терпела (обманы при расчете за адский труд, нищета, исключение из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов). Ее муки и страдания переданы так, что воспринимаются нами как выражение трагедии русской крестьянки вообще, и не только в послевоенный период жизни. История Матрены помогла автору безмерно раздвинуть границы жизни труженицы во времени, возведя начало ее к войнам и революциям, а узкое пространство ее двора мысленно расширить до масштабов всей страны. Так, героиня Солженицына выросла в символ русской женщины-страдалицы.
Но символичность образа Матрены заключена не только в ее судьбе, но и в ее характере. Несмотря на перенесенные несчастья, она сумела сохранить исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим, огромное трудолюбие, незлобивость, терпеливость, независимость, деликатность. Потому она и замуж за Ефима пошла, что в его доме рук не хватало. Оттого она Киру на воспитание взяла, что нужно было участь Фаддея облегчить и как-то связать себя с его семьей. Любой соседке помогала, в соху во время пахоты шестой впрягалась, на общие работы, не будучи колхозницей, всегда выходила. Чтобы помочь Кире, участком земли обзавелась, горницу свою отдала. Даже кошку хромую из сострадания подобрала. В силу деликатности своей не желала помешать другому, не могла обременить кого-то. В силу доброты своей бросилась помогать мужикам, увозящим часть ее избы. Она жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее круглое лицо. Автор не раз упоминает об этом, он часто фотографирует Матрену, чтобы уловить дорогую ему “улыбку ее кругловатого лица”. Сочная, певучая крестьянская речь дорисовывает образ героини. А страшная гибель ее выявляет и трагизм, и возвышенность, и красоту этого характера, редкого и символического одновременно.
Вместе с гибелью Матрены рушится и ее дом. Эти события происходят параллельно. Разъятие надвое избы подготовило смерть героини, а смерть эта, в свою очередь, обусловила окончательное разграбление и уничтожение Матрениного двора. На деревянную Русь наступает жестокий железный век.
Воплощением этого агрессивного мира зла и насилия с его грубой поступью и стальным лязгом, с его алчностью и безжалостностью в рассказе становятся родственники, соседи, и в первую очередь Фаддей. Озверелый стяжатель и жадный хищник, он неутомимо рыщет в поисках того, что можно прихватить, присоединить. Даже после гибели сына и Матрены, когда “дочь его трогалась разумом”, а над зятем “висел суд”, Фаддей метался с неразгибающейся спиной и свозил то, что осталось от горницы, к себе во двор и вел переговоры с сапожником-дезертиром о дальнейшем разделе имущества.
Все искажено в этом мире алчности. Плач переходит в политику, пение “Достойно есть” – в недостойное хвастовство и неприличное оживление, исполнение “вечной памяти” – в беспамятство, ибо “никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства”. Бывший возлюбленный и жених является как некий “черный человек”, предвещая несчастье, а потом становится непосредственным виновником гибели героини. Участницами гнусного дележа жалкого скарба Матрены оказываются сестры, соседки и другие родственники, которые соглашаются со словами золовки, все отзывы которой о Матрене “были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…”. Не случайно горницу Матрены разбирают “как безумные”, ополоумел от жадности Фаддей, дочь “трогается разумом”, “опасались за разум” Киры; по сходству с людьми даже “мышами овладело какое-то безумие”. Они, не замечая этого, пребывают в мире нелепостей и безумия.
Таким образом, простая русская женщина Матрена во всех своих поступках обнаруживает величие, прожив свою жизнь не суетясь и не размениваясь на мелочи, в то время как остальные герои рассказа нарушают гармонию мира и никогда не будут в согласии с самими собой.

Первоначально рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”, написанный в 1959 году и опубликованный в 1963, назывался “Не стоит село без праведника”. По требованию цензуры и предложению Твардовского произведение получило другой заголовок. Изменено было и время действия: вместо 1956 года обозначен 1953.

в последних изданиях восстановлена прежняя дата – 1956 год.
Действие рассказа происходит на “сто восемьдесят четвертом километре от Москвы”. Это точное указание места имеет важный смысл. С одной стороны, село расположено в центре европейской России, недалеко от Москвы, с другой – подчеркнуты удаленность, глушь описанных в рассказе краев.

А тараканье засилье в доме Матрены вызывает даже ассоциацию с Тмутараканью, очевидной далью.
Здесь сохранился еще окончательно не умерший народный, живой русский язык (это видно из названий деревень), но уже режет слух нелепое производственно-прозаическое

наименование станции – Торфопродукт. В этой противоречивости – ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.
Рассказчик, учитель-интеллигент, постоянно пишущий за тускло освещенным столом “что-то свое”, поставлен в положение стороннего наблюдателя-летописца, силящегося понять Матрену и все, “что с нами происходит”. В то же время герой, обогащенный трагическим опытом лагерной жизни и ссылки в “горячей пустыне”, тяготеет к “нутряной”, народной России с ее возможной благостностью, добротой и тишиной. Такой угол зрения рассказчика также многое объясняет в повествовании.
Произведение состоит из трех глав. Первая глава включает в себя развернутую экспозицию: историю поиска пристанища и знакомства с хозяйкой дома, когда герой лишь наблюдает за Матреной. Поэтому в этой части повествования особую роль приобретают описательные элементы: пейзаж, интерьер, портрет героини, упоминание о ее привычках.

Но уже здесь автор высказывает важные суждения о характере своей хозяйки, ее исключительности и неповторимости, что вплотную подводит читателя ко второй главе.
Именно здесь мы узнаем историю Матрены, ее биографию, переданную в воспоминаниях. Темп повествования убыстряется, эпическое спокойствие рассказа сменяется драматизмом происходящего; в этой части сюжет достигает своей кульминации (эпизод отсечения горницы) и получает развязку (гибель героини). Резко обнажается контраст между Матреной и ее окружением (родственниками и соседями), и это подготавливает к восприятию третьей главы, являющейся эпилогом.
Здесь рисуются картины народной жизни, обогащенные фольклором (причитания, молитвенные песнопения), а затем снова начинают доминировать описательные формы (похороны, поминки, картина разрушения дома и двора), но именно теперь в тревожном сознании рассказчика “выплыл” истинный облик Матрены. Следовательно, вся композиция произведения подчинена познанию, художественному исследованию характера героини на фоне жизни села, а значит, и целого края и самой России.
Создавая образ Матрены Васильевны, писатель опирался на конкретный прототип – Матрену Васильевну Захарову из деревни Мильцево. Знание этого факта усиливает ощущение подлинности рассказанного. Однако эта достоверность не противоречит широкому обобщающему характеру произведения.
В характеристике героини важную роль приобретает описание избы, различных мелочей быта, немногих предметов (плакатов, фикусов, зеркала, котелка) и живности (колченогой кошки, мышей и тараканов), которые очень много говорят нам о самой сердобольной и одинокой хозяйке. А главное – изображение избы становится описанием дома героини, картина Матренина двора – раскрытием ее мира, а рассказ о быте – рассказом о бытии.
При характеристике облика, привычек и поведения Матрены Солженицын подчеркивает необычность, странность этой женщины, ее непохожесть на других. Это сказывается и в непритязательности ее одежды, и в полном отсутствии собственности, и в пристрастии к тем атрибутам, которые создают ощущение многошумной, неодинокой жизни (копошащиеся мыши, снующие тараканы, множество фикусов). Далекое и недавнее прошлое Матрены говорит нам о неисчислимых бедах, которые постоянно сваливались на ее голову (пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тяжелая болезнь), о тех бесконечных обидах, которые она терпела (обманы при расчете за адский труд, нищета, исключение из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов). Ее муки и страдания переданы так, что воспринимаются нами как выражение трагедии русской крестьянки вообще, и не только в послевоенный период жизни.

История Матрены помогла автору безмерно раздвинуть границы жизни труженицы во времени, возведя начало ее к войнам и революциям, а узкое пространство ее двора мысленно расширить до масштабов всей страны. Так, героиня Солженицына выросла в символ русской женщины-страдалицы.
Но символичность образа Матрены заключена не только в ее судьбе, но и в ее характере. Несмотря на перенесенные несчастья, она сумела сохранить исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим, огромное трудолюбие, незлобивость, терпеливость, независимость, деликатность. Потому она и замуж за Ефима пошла, что в его доме рук не хватало.

Оттого она Киру на воспитание взяла, что нужно было участь Фаддея облегчить и как-то связать себя с его семьей. Любой соседке помогала, в соху во время пахоты шестой впрягалась, на общие работы, не будучи колхозницей, всегда выходила. Чтобы помочь Кире, участком земли обзавелась, горницу свою отдала.

Даже кошку хромую из сострадания подобрала. В силу деликатности своей не желала помешать другому, не могла обременить кого-то. В силу доброты своей бросилась помогать мужикам, увозящим часть ее избы. Она жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее круглое лицо.

Автор не раз упоминает об этом, он часто фотографирует Матрену, чтобы уловить дорогую ему “улыбку ее кругловатого лица”. Сочная, певучая крестьянская речь дорисовывает образ героини. А страшная гибель ее выявляет и трагизм, и возвышенность, и красоту этого характера, редкого и символического одновременно.
Вместе с гибелью Матрены рушится и ее дом. Эти события происходят параллельно. Разъятие надвое избы подготовило смерть героини, а смерть эта, в свою очередь, обусловила окончательное разграбление и уничтожение Матрениного двора.

На деревянную Русь наступает жестокий железный век.
Воплощением этого агрессивного мира зла и насилия с его грубой поступью и стальным лязгом, с его алчностью и безжалостностью в рассказе становятся родственники, соседи, и в первую очередь Фаддей. Озверелый стяжатель и жадный хищник, он неутомимо рыщет в поисках того, что можно прихватить, присоединить. Даже после гибели сына и Матрены, когда “дочь его трогалась разумом”, а над зятем “висел суд”, Фаддей метался с неразгибающейся спиной и свозил то, что осталось от горницы, к себе во двор и вел переговоры с сапожником-дезертиром о дальнейшем разделе имущества.
Все искажено в этом мире алчности. Плач переходит в политику, пение “Достойно есть” – в недостойное хвастовство и неприличное оживление, исполнение “вечной памяти” – в беспамятство, ибо “никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства”. Бывший возлюбленный и жених является как некий “черный человек”, предвещая несчастье, а потом становится непосредственным виновником гибели героини.

Участницами гнусного дележа жалкого скарба Матрены оказываются сестры, соседки и другие родственники, которые соглашаются со словами золовки, все отзывы которой о Матрене “были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…”. Не случайно горницу Матрены разбирают “как безумные”, ополоумел от жадности Фаддей, дочь “трогается разумом”, “опасались за разум” Киры; по сходству с людьми даже “мышами овладело какое-то безумие”. Они, не замечая этого, пребывают в мире нелепостей и безумия.
Таким образом, простая русская женщина Матрена во всех своих поступках обнаруживает величие, прожив свою жизнь не суетясь и не размениваясь на мелочи, в то время как остальные герои рассказа нарушают гармонию мира и никогда не будут в согласии с самими собой.

Здесь сохранился еще окончательно не умерший народ­ный, живой русский язык (это видно из названий деревень), но уже режет слух нелепое производственно-прозаическое наименование станции — Торфопродукт. В этой противоре­чивости — ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.

Произведение состоит из трех глав. Первая глава включа­ет в себя развернутую экспозицию: историю поиска приста­нища и знакомства с хозяйкой дома, когда герой лишь на­блюдает за Матреной. Поэтому в этой части повествования особую роль приобретают описательные элементы: пейзаж, интерьер, портрет героини, упоминание о ее привычках. Но уже здесь автор высказывает важные суждения о характере своей хозяйки, ее исключительности и неповторимости, что вплотную подводит читателя к второй главе.

Именно здесь мы узнаем историю Матрены, ее биогра­фию, переданную в воспоминаниях. Темп повествования убыстряется, эпическое спокойствие рассказа сменяется дра­матизмом происходящего; в этой части сюжет достигает сво­ей кульминации (эпизод отсечения горницы) и получает раз­вязку (гибель героини).

. Мальчик ее не видел. И положил шляпу на куст. И когда он вылез, он увидел, что корова со шляпой на голове мычит на теленка. . мышь была игрушечная. Подбежали, схватили оба зубами, и разорвали на две части, и нашли только пружинку. Две кошки хотели съесть птичку, и . перевезти курицу на другой берег. Вот скажите мне, это нормальные рассказы по картинкам для 5 лет, или с ней нужно заниматься? Я ж .

Резко обнажается контраст между Матреной и ее окружением (родственниками и соседями), и это подготавливает к восприятию третьей главы, являющей­ся эпилогом.

Создавая образ Матрены Васильевны, писатель опирался на конкретный прототип — Матрену Васильевну Захарову из деревни Мильцево. Знание этого факта усиливает ощущение подлинности рассказанного. Однако эта достоверность не противоречит широкому обобщающему характеру произве­дения.

В характеристике героини важную роль приобретает опи­сание избы, различных мелочей быта, немногих предметов (плакатов, фикусов, зеркала, котелка) и живности (колчено­гой кошки, мышей и тараканов), которые очень много гово­рят нам о самой сердобольной и одинокой хозяйке. А глав­ное — изображение избы становится описанием дома героини, картина Матрениного двора — раскрытием ее мира, а рассказ о быте — рассказом о бытии.

При характеристике облика, привычек и поведения Мат­рены Солженицын подчеркивает необычность, странность этой женщины, ее непохожесть на других. Это сказывается и в непритязательности ее одежды, и в полном отсутствии соб­ственности, и в пристрастии к тем атрибутам, которые созда­ют ощущение многошумной, неодинокой жизни (копоша­щиеся мыши, снующие тараканы, множество фикусов).

Далекое и недавнее прошлое Матрены говорит нам о неисчис­лимых бедах, которые постоянно сваливались на ее голову (пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тя­желая болезнь), о тех бесконечных обидах, которые она тер­пела (обманы при расчете за адский труд, нищета, исключе­ние из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов).

Вместе с гибелью Матрены рушится и ее дом. Эти события происходят параллельно. Разъятие надвое избы подготовило смерть героини, а смерть эта, в свою очередь, обусловила окончательное разграбление и уничтожение Матрениного дво­ра. На деревянную Русь наступает жестокий железный век.

Сократ о смерти, жизни и бессмертии

. За вычетом трагического финала биография Сократа внешне мало чем примечательна. Он вышел из народной гущи, его жизнь была жизнью простого человека, и только смерть решительно выделила его из общей . массы и вознесла на такой пьедестал, что он навсегда остался великим примером, учителем жизни в самом высоком смысле этого слова. Сократ .

Примеры похожих учебных работ

Дом Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына (описание дома)

Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына

. вышел из тюрьмы и поселился в доме Григорьевой Матрены Васильевны. . жизнь. ` Характеристика Матрёны в рассказе Матрёнин двор Популярные сочинения . женщина осталась совсем одна. Матрена –это женщина, которая . от чего Матрёна могла по нескольку дней не .

Речь как способ создания характера матренин. Анализ языка рассказа А.И.Солженицына .

Рассуждение по рассказу матренин двор солженицына

По рассказу Матренин двор Солженицына рассуждение

Образ лишних людей в русской литературе 19 века на примере Евгения Онегина и Григория Печорина

Мы изучаем - Образ лишних людей в русской литературе 19 века на примере Евгения Онегина и Григория Печорина. Подсказки школьнику

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Одним из этих открытий является образ лишнего человека, изобретенный русскими писателями 19 века.

Самыми известными лишними людьми в русской литературе стали Евгений Онегин из романа А. С. Пушкина Евгений Онегин и Григорий Александрович Печорин из романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени.
Евгений Онегин представитель аристократии. Он вырос и воспитывался по всем правилам хорошего тона. Онегин блистал в свете.

Он вел богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Его времяпрепровождение ничем не отличалось от жизни золотой молодежи того времени. Но Онегину все это очень быстро надоело. Ему стало скучно и на балах и в театре: Нет рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум….

Это первый штрих к портрету лишнего человека. Герой стал чувствовать себя лишним в высшем обществе. Он становится чужд всему, что его так долго окружало.
Онегин пытается заняться какой-либо полезной деятельностью (зевая, за перо взялся). Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль. Герой не доводит до конца ни одно их своих начинаний.

В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие. И здесь Онегин оказывается лишним, неприспособленным к жизни.
Лишний Евгений Онегин и в любви. В начале романа он не способен любить, а в конце его отвергают, несмотря на духовное перерождение героя. Сам Онегин признается, что в любви он инвалид, неспособный испытывать глубокие чувства.

Когда же он наконец понимает, что Татьяна его счастье, та не может ответить герою взаимностью.
После дуэли с Ленским в подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности. Но автор не говорит нам, что Онегин начал заниматься какой-то полезной деятельностью, стал счастливым. Финал Евгения Онегина остается открытым.

Нам остается лишь догадываться о судьбе героя.
Образ Печорина главного героя романа Герой нашего времени одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Но и он не может найти себя, своего места в жизни.

Изначально Григорий Александрович наделен большими способностями. Он умен, образован, талантлив. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью, мыслями, чувствами этого героя.

Он смутно ощущает, что светская жизнь с ее пустыми развлечениями его не устраивает. Но Печорин не осознает, чего он хочет от жизни, чем он хочет заниматься.
Больше всего этому герою мешает жить скука. Он борется с ней, как может. Одно из главных развлечений для Григория Александровича любовные приключения. Но ни одна женщина не может придать смысл жизни Печорина.

Единственная женщина, которую герой по-настоящему ценит, это Вера. Но и с ней Печорин не может быть счастлив, потому что боится любить, не умеет этого делать (как и Евгений Онегин).
Григорий Александрович склонен к самоанализу, размышлениям гораздо больше, чем Онегин. Печорин анализирует свой внутренний мир. Он пытается найти причину своего несчастья, бесцельности жизни.

Герою не удается прийти ни к какому утешительному выводу. В пустых развлечениях он растратил все свои силы, свою душу. Теперь у него нет сил на сильные эмоции, переживания, на интерес к жизни.

В конце концов, герой погибает, следуя его же предсказаниям.
Онегин и Печорин во многом похожи. Оба они дворянского происхождения, оба от природы наделены недюжинными способностями. Оба блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца.

Но это для них скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе оба героя чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего.

И Печорин, и Онегин хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу.

Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге). Он умирает несчастным человеком с нереализованными способностями и болью в сердце.
Оба героя, несмотря на успех у женщин, не находят счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат.

Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.
Печорин и Онегин во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому оба они несчастны. Имея большие внутренние силы, Евгений Онегин и Григорий Печорин не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране.

Читайте также: