Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный софьей сон сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.

Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.

Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.

Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.

Подробнее

Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.

Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.

Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.

Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.

Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.

Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.

Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.

Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.

Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.

В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда поражаемся просторам России. Нашу страну населяют люди разных национальностей и возрастов, умений и интересов. Многие города связаны с определенным родом деятельность

Заколдованное место Гоголя - это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

Владимир Дубровский, потеряв отца и оставшись по воле Троекурова без крыши над головой, вынужден был со своими людьми искать пристанище в лесу. Там появился их лагерь, а средства для существования добывались

Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.

В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.

Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", пытается импровизировать, составляя свой "сон" в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка ("цветистый луг"), человек, которого "увидим — будто век знакомы", — затем "темная комната" и устращающие детали.

Скорее всего, сама того не замечая, Софья выдает себя и Молчалина: она испытывает к нему, к тому, "кто в бедности рожден", симпатию, ему же присущи те качества, которые Софья ценила в Молчалине; также сюжет сна отражает произошедшее: персонажи не спали, а проводили время вместе в комнате, описываемой, как луг. Более того, Фамусов как во сне, так и наяву предстает преградой воображаемому будущему счастью героев: там он — "бледен, как смерть, и дыбом волоса", здесь — говорит: "Кто беден, тот тебе не пара." Однако, возможно, образы, представленные Софьей во сне, — это лишь вспомнившиеся пейзажи, события тех "французских книг", против которых снова выступает Фамусов.

Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.

Вспомните, како­вы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художествен­ный приём, и особое средство познания мира.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.

В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" сон Софьи играет большую роль. Он показывает, что героиня полностью отказалась от своих прежних чувств к Чацкому. "Был робок", "он все роптал" - эти детали помогают безошибочно узнать в "милом человеке" именно Молчалина. Восклицание же Фамусова "кто беден - тот тебе не пара" раскрывают характер главного героя, показывают нам хозяина дома как человека, для которого главным приоритетом являются деньги. Неудивительно, что счастье своей дочери он меряет толщиной кошелька ее будущего мужа. В конце своего рассказа Софья признается отцу, что видела его в совсем не лестном свете - со смертью на щеках в окружении страшных лиц. Фамусов увлекал свою дочь в пропасть под "рев, хохот, свист чудовищ". Этот фрагмент показывает, что Софья подсознательно не признает общество своего отца, оно кажется ей диким, злым, враждебным. И свое спасение девушка видит в Молчалине. Но даже во сне он не смог ей помочь, а лишь кричал вслед. Однако, как мы увидим впоследствии, Софья не откажется от своих намерений остаться с Молчалиным, безоговорочно приняв всего его недостатки. Она не хочет видеть рядом с собой человека сильного, решительного, ведь он тогда сможет и возразить, пойти против жены. Софье такой "спутник жизни" не нужен.

Функциональная значимость выдуманного сна Софии заключается в том, что таким образом раскрываются ее намерения и показываются детали ее характера, а также сон "намекает" на дальнейшее развитие сюжета. Намерения Софьи заключались в том, чтобы отказаться от любви к Чацкому и предпочесть Молчалина, но, т.к. Молчалин не богат, выбор Софьи отец не одобряет, а Софья не принимает заключения своего отца. "И я, и друг мой новый, грустили долго. он все роптал на жребий свой суровый, что не к добру любовь его манит, что не богат и вам не угодит." Фамусов отвечает: "Кто беден, тот тебе не пара." Софья хочет убедить отца в том, что он не прав, выдумав "Вы в пропасть за собой меня влекли."
В итоге, София разорвет связь с Чацким и все равно будет с Молчалиным - это доказывает, что сон был вещим.
Таким образом, выдуманный сон отражает намерения Софии, придуманное падение за отцом в пропасть - некая манипуляция Фамусовым есть отголосок нечестной натуры героини. В этом и заключается значимость сна Софьи.

Аватар

Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений.
Грибоедов в своей пьесе "Горе от ума" повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.

Опираясь на сентиментальные французские романы, девушка становится жертвой книжного знания жизни. Софья рисует некий образ идеального молодого человека для себя, им оказывается Молчалин. Героиня не может сказать это отцу, потому что тот убежден, что "кто беден", тот не пара для его дочери. О неодобрении своего отца девушка упоминает и во сне: "Он будто мне дороже всех сокровищ, / Хочу к нему - вы тащите с собой". Этой фразой Софья подчеркивает то, что отец не понимает ее, видит счастье дочери только в браке с богатым и успешным человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.

Аватар

И.А. Гончаров недаром заметил, что Софье Павловне Фамусовой приходится "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого". В семнадцать лет девушка "расцвела прелестно" не только внешне, но и внутренне. Но уверенная в себе, сильная духом Софья всё же страдает от влияния "фамусовского общества", что точно показывает в приведенном отрывке сон героини.
Воспитанная на сентиментальных французских романах девушка полюбила секретаря своего отца; зная, что Фамусов, а также все поколение "века минувшего", осудит выбор ее сердца, Софья идет на хитрость. Умолчания в первых строках ("Позвольте. видите ль..") говорят о том, что сновидение героини ею выдумано. Однако, так Софья выразила и свои чувства к Молчалину, и свой яркий, не вписывающийся в рамки "фамусовского общества" характер. Девушка наделяет своего возлюбленного достоинствами ("и вкрадчив, и умен"), но безобидная фраза ("Знаете, кто в бедности рожден..") вызывает резкое неодобрение отца Софьи: "Кто беден - тот тебе не пара". Смелое сравнение, приведенное автором в реплике героини: "бледны, как смерть" - показывает не только страх перед разоблачением, но и месть Фамусовой за непринятие отцом ее чувств. Однородные члены предложения ("не люди и не звери", "рев, стон, хохот, свист чудовищ") выражают скрытый протест Софьи против всего "фамусовского общества", которое не дает девушке познать счастье с любимым человеком. Таким образом, приведенный в отрывке из комедии "Горе от ума" сон дочери Фамусова показывает, что Софье выпал на долю свой "мильон терзаний" и героиня стойко переносит несчастье благодаря собственной внутренней силе.

Аватар

Софья Павловна из комедии "Горе от ума" утром, при встрече с отцом рассказала ему свой выдуманный сон. Так девушка хотела сказать о своих нежных чувствах к Молчалину, она описывает его положительные качества "вкрадчив и умен", а также говорит о финансовом положении возлюбленного "в бедности рожден", на что сразу получает ответ Фамусова : "Кто беден, тот тебе не пара". Софья не принадлежит к закостенелому "фамусовскому обществу", она стремится к саморазвитию, например, до утра читает книги. В своем сне она раскрыла все свои переживания. Чудовища, появившиеся и мешавшие Софье и любимому, олицетворяют отца и его круг, т.е. людей, которые довольны существующим положением дел,слежуют заветам старого поколения и не желают ничего менять. Сон Софьи - это попытка девушки встать против воли отца (найти для дочери богатого и влиятельного мужа) и бороться за свою любовь.

Аватар

Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.

В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.

То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).

АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).

С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.

Как соотносятся реальные события с вымышленным Софией сном?

Но многие считают, что фамилия Чацкий(Чадский) созвучна фамилии Чаадаева, который был другом Грибоедова.

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (7 июня) 1794, Москва - 14 (26) апреля 1856, там же], русский мыслитель и публицист.
Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Уйдя в отставку (1821), он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале “Телескоп” было опубликовано “Философическое письмо” Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества. Он поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Вл. Одоевским и др. Чаадаев был другом Грибоедова. Пушкин посвятил ему несколько стихотворений. (Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман…)

В своих черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский. Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.

Горе уму – Горе от ума

В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.

То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).

АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).

С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Постепенно втягиваясь в своеобразную борьбу с Чацким, она в какой-то момент утрачивает возможность ощущать грань, которая отделяет действия колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного. Но может быть, именно поэтому ее можно считать одним из самых живых персонажей комедии. Софья — это не только определенный социальный тип, не только определенная нравственная модель, но и яркая индивидуальность.

8. Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон? 9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А. С. Грибоедова? (ЕГЭ по литературе)

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

108117 1 0

Русские классики зачастую обращались к снам героев для раскрытия их характера.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id108117

Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи. Кроме того, этот эпизод является своего рода связующим звеном между главами и событиями произведения.

Не секрет, что для Пушкина Татьяна была настоящей русской девушкой, близкой к народу, любящей деревню. Потом и сон её наполнен элементами русского фольклора, народности. Например, девушка встречается в своём сне с медведем, а ведь медведь – это частый герой русских сказок

Сам сон девушки очень логичен, события идут одно за другим, выстраиваясь в сюжетную цепь, без резких скачков: девушка идёт по лесу, где встречает медведя, который помогает ей пробираться через сугробы, животное страшит её, поэтому Татьяна лишается чувств, но медведь несёт её в дом, где девушка видит своего возлюбленного, Евгения, в окружении разных чудищ. Когда они видят девушку в сенях, поднимается шум, но Онегин-хозяин прогоняет их и остаётся с Татьяной наедине. Но после появляется Ленский и Онегин во сне убивает его.

Столь же логично вплетение самого этого эпизода в текст произведения. Сон девушки является своего рода отражением событий романа. К примеру, видеть во сне медведя – к замужеству, а когтистая лапа, на которую опирается во сне Татьяна, сулит богатую жизнь. В конце романа Татьяна действительно оказывается замужем за генералом, она становится светской дамой и живёт в достатке. Следовательно, медведь символизирует её будущего мужа-генерала во сне, и Татьяна, как мы помним, хотя и напугана, идёт за ним.

Часть, где Евгений остаётся с Татьяной наедине, отражает мечты девушки о любви. Она влюблена в Онегина и жаждет взаимности, и во сне она эту взаимность получает: мужчина ласков с ней так, как никогда не был в жизни.

Далее сон показывает дальнейшие события романа абсолютно буквально: появляется Ленский, и Онегин убивает его. В произведении же их вскоре после сна ждёт дуэль, где Ленский также будет убит и похоронен. Благодаря некому предчувствию девушки, сон становится вещим.

Таким образом, эпизод сна выполняет в произведении две важнейшие функции: раскрывает характер Татьяны, её мечты, подчёркивает её близость к русскому народу, а также является аллюзией на события романа, предвосхищая судьбы его главных героев.

2 вариант

Сон — это один из литературных приемов. Писатель с помощью этого инструмента может показать читателю внутренний мир персонажа, его скрытые желания, чувства. Также иногда сон является вещим и предсказывает дальнейшее событие. Многие литераторы верили, что сон действительно может многое сказать о человеке, поэтому верили в их толкование.

Сон Татьяне снится после святочных гаданий. Многие незамужние девушки любили гадать на суженного. Татьяна была суеверной и хотела погадать на Евгения Онегина, но испугалась. Тогда девушка легла спать. Ей приснилось, что она перебегает бегущий ручей, который не замерз вопреки морозам. Там ее хватает на свою спину медведь и везет в специальную хижину, где девушка видит сидящих за столом чудовищ. Среди них есть и Евгений Онегин, хозяин дома. Потом в помещение входит Ленский и Ольга. Евгений убивает друга, а Татьяна просыпается от ужаса.

Этот сон отражает желание девушки погадать на Евгения Онегина, ведь он является главным персонажем ее сна. Образы сидящих за столом чудовищей намекают на скорые именины девушки, ведь там тоже будет сидеть множество разных людей за столом. Убийство Ленского Онегиным также случится позднее. Но главной функцией этого сна является не пророческая, а эмоциональная.

Этот сон отражает чувства и переживания девушки. Она полюбила Евгения Онегина, но он не ответил ей взаимностью. Это тяготило бедную Татьяну. Мысль об его поступке преследовала ее. Но после сна чувства девушки к герою изменились, потому что видение полностью поменяло мнение Татьяны об Онегине.

Во сне герой предстает холодным, бездушным человеком, который управляет сборищем фантазийных существ. Он уже не вызывает тех нежных чувств у девушки как раньше. А затем он убивает их общего знакомого, что окончательно говорит об его эгоизме.

Во сне с помощью силы воображения девушка смоделировала такую ситуацию, в которой ее возлюбленный расположен не в самом лучшем свете. Поведение Онегина вызывает отторжение, отвращение. Татьяна с помощью своего ума сама заставила себя отпустить героя, охладить свои чувства. Но, как говорится, ее фантазия была очень проницательна, ведь эти события повторяются и в жизни. Это говорит об уме девушки и ее умении хорошо чувствовать людей, которое развилось с помощью чтения книг, осмысления и мечтательности.

Сочинение про Сон Татьяны

Сон, приснившийся Татьяне описан в пятой главе, которая как раз предшествует трагическим событиям романа. На Святки Ларина вместе с другими девушками гадает, после чего засыпает с зеркалом под подушкой. Сны, увиденные в это время, на Руси приятно считать вещими.

Сон Татьяны также является по-своему пророческим. Его можно условно разделить на две части.

Начинается сон с того, что девушка стоит на берегу ручья. Ручей этот символизирует ее страх, сомнения, неопределенность. Текущая вода — знак скорых перемен. Они страшат Татьяну, она ждет кого-то, кто помог бы ей перейти на другой берег. Тут из чащи леса появляется медведь. Этот образ в русском фольклоре символизирует мудрость, достаток, благополучие. Сначала девушка пугается медведя, но потом следует за ним в его дом. Это можно назвать предсказанием будущего мужа Татьяны, взрослого, солидного, обеспеченного генерала. С медведем ей спокойно и безопасно, но душа к нему не лежит.

Также читают:

Картинка к сочинению Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

В начале произведения Иван Васильевич, в прошлом бойкий малый, рассуждает с собеседниками о том, как события, происходящие с человеком, могут повлиять на его дальнейшую судьбу. Иван Васильевич, выступающий в качестве рассказчика

С давних времен человек окружен другими людьми. Сначала ими были его соплеменники, затем родственники, друзья и коллеги. Такое взаимодействие помогает индивиду бороться с природной стихией, достигать поставленных целей

Сон Татьяны в “Евгении Онегине” – анализ, роль, смысл в романе Пушкина

Образ Татьяны

Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.

Сон Татьяны

На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:

«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

«Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком,

Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.

Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.

Сон Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”: читать текст эпизода (А.С.Пушкин)

Святочная неделя всегда была тем временем, когда девушкам, не обладающим сверхъестественными способностями, можно было узнать о своей судьбе и будущем. Несмотря на то, что официально христианство осуждало гадания, Святочные гадания ей искоренить не удалось. Многие девушки с удовольствием придавались гаданию и не видели в этой традиции, укоренившейся со времен язычества, ничего плохого.

Исключением не стала и Татьяна Ларина. Девушка перепробовала все возможные гадания, которые только можно было применить во время святочных гаданий, но ни одно из них не дало ей ответ на так волнующий вопрос о ее будущем и отношениях с Евгением Онегиным. Единственной возможностью приоткрыть завесу неизвестности оставался сон. На этот раз Татьяне удалось получить больше информации. Приоткрывшаяся возможная действительность была пугающей для девушки, будущее не сулило ей радостные дни:

И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток; И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она.

Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла — и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг; Но от косматого лакея Не может убежать никак; Кряхтя, валит медведь несносный; Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед, И сил уже бежать ей нет.

Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.

Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеется — все хохочут; Нахмурит брови — все молчат; Он там хозяин, это ясно: И Тане уж не так ужасно, И, любопытная, теперь Немного растворила дверь… Вдруг ветер дунул, загашая Огонь светильников ночных; Смутилась шайка домовых; Онегин, взорами сверкая, Из-за стола, гремя, встает; Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо Татьяна силится бежать: Нельзя никак; нетерпеливо Метаясь, хочет закричать: Не может; дверь толкнул Евгений: И взорам адских привидений Явилась дева; ярый смех Раздался дико; очи всех, Копыты, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, Усы, кровавы языки, Рога и пальцы костяные, Всё указует на нее, И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит.

Подведем итог: Сон Татьяны имеет значимое место в тексте. С одной стороны, этот сон является Святочным чудом, страшным предсказанием будущего, особенно сильное влияние в этой отрасли происходит после последующих событий, которые закончились гибелью Ленского, что фактически было в символической форме отображено во сне. С другой стороны, сон Татьяны является аллюзией на сон Софьи Грибоедова и частично образ Светланы Жуковского. Такое положение вещей помогает лучше понять образ Татьяны, определить ее некоторые черты, ярко не описанные Пушкиным.

Татьяна, придававшая огромное значение снам, была в ужасе – конечно, девушке хотелось, чтобы вся ситуация с Онегиным закончилась благополучно и она в таком случае смогла бы быть счастливой, но сон не сулит ей ничего кроме переживаний и огорчений – ее возлюбленный оказался чудовищем, а не идеалом ее грез.

Сон Татьяны является симбиозом различных мотивов и эмоций. В нем выражено и надежды девушки в благополучное разрешение ее взаимоотношений с Онегиным, и страх, что сложившаяся ситуация будет развиваться не лучшим образом.

Так как Святочный сон Татьяны обличает ее самые глубокие чувства, то девушка не хочет делиться ни с кем рассказом о сути этого сна, хотя увиденное ее невероятно беспокоит и тревожит. Такое беспокойство Татьяны длится до тех пор, пока увиденное во сне не воплощается в жизни.

4.8 / 5 ( 5 голосов )

Автор: Виктория Давыдова

Значение сна Татьяны

Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.

Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.

(354 слова) Сон Татьяны приходится на пятую главу романа, то есть примерно на его середину. Это тот момент, когда в судьбах героев должен произойти перелом. Он играет роль предвестия грядущих событий, и особенно это важно для Татьяны, которая верит в приметы. Сон Татьяны содержит множество символов, которые связаны с грядущими переменами в её жизни

Татьяне снится, что она переходит через ручей – это символ границы между прошлым и будущим, между прежней и новой жизнью. Ей придётся уехать из деревни в Москву, окончательно распрощаться с детской наивностью, с романтическими мечтами и стать светской дамой, женой генерала. Во сне её путь после перехода через ручей становится трудным и опасным. Ей холодно, в лицо дует ветер, ветки деревьев срывают с неё серёжки, рвут платье. Это символизирует жизненные сложности, потери. В реальности она окажется в чужой в холодной обстановке. Она потеряет надежду на счастливую любовь. Девушке также снится, что её сопровождает медведь. Народные предания гласят, что сон о медведе предвещает близкое замужество. Лесной гигант стремится ей помочь, проявляет добрые намерения. Он помогает перейти через ручей, несёт её на руках, предлагает отогреться в лесной хижине. Однако при этом путница все равно боится его, ей все время хочется от него убежать, но она не может этого сделать. Все это проецируется на будущие отношения Татьяны и её мужа. Князь N будет любить и уважать супругу, именно он поможет героине сделать шаг из юности во взрослую жизнь. Он даёт ей высокий титул и положение в обществе. Она же не испытывает ответной любви к мужу, в её душе останется прежнее чувство к Онегину, но изменить она не сможет, так как не захочет причинить зла любящему человеку.

Кроме того, во сне Татьяна оказывается в лесной хижине, где её будут окружать странные существа. В реальности же она попадёт в такую среду, которая будет ей противна. Ей тяжело будет привыкнуть к людям, которые живут притворством. Именно во сне Онегин убивает Ленского. Это событие прямо соответствует тому, что произойдёт наяву. Разница лишь в том, что во сне убийство произошло во время ссоры. Интересно, что во сне Онегин заявляет свои права на героиню. Так и произошло в действительности. Таким образом, Пушкин описал вещее сновидение, которое намекнуло читателю на трагический финал романа.

Читайте также: