Как проанализировать сочинение рассуждение

Обновлено: 07.07.2024

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

2. Выделив ключевые слова , можно определить тему текста. Часто бывает трудно обозначить тему. В этом нам помогут клише:

… - вот тема, к которой обращается автор текста.

Автор обращается к актуальной теме – теме…

1. Не старайся высказаться в одном предложении.

3. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

ПРОБЛЕМА (от греч . problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблема: Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему.

Коснуться какой-л. проблемы.

Уделить внимание какой-л. проблеме.

Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

… ? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос (:…) о …

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

4. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое сложное. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

• Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

• Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

• Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

• С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

• Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

• Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Комментируя, можно отметить:

2.) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

непосредственно выраженное выражено опосредованно

Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.

ВЫВОД: При комментировании можно ответить на следующие вопросы:

· К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?

· Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?

· Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?

· Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).

· Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)?

· Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?

· Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать .

Именно сейчас, по мнению автора, …

Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)

Как найти приметы публицистического стиля (как определить авторскую позицию):

- Рекламность (прямая: эмоциональные эпитеты, сравнения, метафоры, восклицания; косвенная: ирония, сарказм, отрицательные оценки, риторические вопросы);

- Открытая оценочность (то же + слова с ярким оценочным значением);

- Документальная точность (даты, проценты, исторические факты, точное воспроизведение каких-либо высказываний, научных заявлений и пр.);

- Соединение экспрессии и стандарта;

Не обязательно видеть в тексте все эти черты!

Автор призывает … и т. п.

Автор текста стремится к предельной точности в описании событий

Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)

При помощи цитирования (пример) автор обогащает текст информацией о том, что…

Слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что …

Автор подводит читателей к мысли о том,…

Идея текста такова:…

… - вот главная мысль (идея) текста

Решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:…

Цель автора текста – убедить нас (читателя) в том, что…

6. Выражаем собственное отношение к проблеме. Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз. .

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

тезис (положение, которое надо доказать);

аргументация (доказательства, доводы);

вывод (общий итог).

правдивыми, опираться на авторитетные источники;

доступными, простыми, понятными;

отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца , но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

К сильным аргументам, обычно относят:

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

ссылки на признанные авторитеты;

цитаты из авторитетных источников;

Приведенный перечень больше подходит для подготовки публичного выступления.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

примеры из личной жизни и жизни окружающих;

примеры из художественной литературы.

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

С автором можно поспорить.

Автор прав в том, что…. Однако его мысль о … вызывает сомнение.

С автором трудно согласиться

Я (не) разделяю точку зрения автора

Позиция автора близка (понятна) мне, но…

В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…

Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы)

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации).

Косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…

7. Как начать сочинение? 2-3 вступительных, вводных предложения!

• Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

• Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

8. Как заканчивать сочинение?

1). Выражением собственного отношения к авторской позиции.

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

9. Собираем всё вместе. Пишем сочинение-рассуждение.

Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

2. Проблема, над которой размышляет автор.

4. Авторская позиция

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент. (А можно и третий! См.выше)

8. Вывод (заключение).

Похожие документы:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

. создают ткань текста, участвуют в построении текста. Модель написания сочинения-рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для .

Пояснительная записка На егэ наиболее сложным для учащихся является задание поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся.

. рассуждения. 2. Как правильно понять исходный текст? 3. Чтение текста. 4. Анализ текста. А) Определение стиля и типа речи . для написания сочинения - рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова .

Памятка для написания сочинения рассуждения

ПАМЯТКА для написания сочинения - рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова .

. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля . педагогического опыта. Актуальность темы: «Филологический анализ текста как путь к . и психологические, и социальные, начинаются со сверхличностной трагедии отчуждения человека .

. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля его . пособия), другими словами, анализ текста начинаем с определения связей его . В готовом тексте замысел трансформируется в тему и идею целого текста. Тема произведения – .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Анализ сочинения-рассуждения (Работа экспертных групп)

Урок отработки умений и рефлексии

а) Предметные: проанализировав текст сочинения-рассуждения, повторить структуру сочинения-рассуждения, познакомиться с критериями оценки сочинения-рассуждения, уметь находить и исправлять грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.

б) Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию и ответственности, интерес к созданию собственных текстов.

в) Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умение вести самостоятельный анализ и отбор, способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в группе, способность к самооценке.

Основные термины и понятия

Эксперт, критерии, протокол, проблема, аргумент, речевые недочеты, грамматические ошибки

Образовательные ресурсы

Планируемые результаты

Предметные результаты

Знание о критериях оценки сочинения-рассуждения

Умение находить и исправлять грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.

Умение анализировать текст, выявлять в нем главную мысль и проблему

Личностные результаты

Осознание уникальности РЯ Воспитание интереса и уважения к родному языку.

Стремление к ответственности и самосовершенствованию

Умение аргументировать свою точку зрения по той или иной проблеме

Метапредметные результаты

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности

Умение вести самостоятельный анализ и отбор Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Умение работать в группе.

Формирование навыка самоконтроля, самокоррекции

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока - 6 мин.

Мотивация на учебную деятельность.

Умение организовать свою учебную деятельность.

--Сочинение… Это пугающее нас слово. Одно сочинение-рассуждение позади, но на горизонте уже показалось другое: сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в режиме ЕГЭ.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-А зачем нам это нужно?

- Действительно, такова цель нашего урока.

-Чтобы учиться правильно писать, избегать подобных ошибок

Этап 2. Актуализация пройденного материала - 4 мин.

Умение правильно излагать свои мысли и аргументировать их.

Умение владеть диалогом

-Т.е. вы сегодня будете выполнять роль экспертов. Кто такие эксперты? Дайте толкование этому слову.

-Что нужно экспертам, чтобы проверить сочинение-рассуждение?

-Что оценивается в сочинении-рассуждении? Обратитесь к критериям.

-Все 12 критериев мы проанализировать не сможем, мы обратимся к анализу тех критериев, где вы чаще всего ошибаетесь.

-Специалист, дающий заключение при рассмотрении к.-н. вопроса.

-Знаток, умелец, дока.

- Критерии, исходный текст, протокол.

-Содержание, речевое оформление текста, грамотность.

Этап 3. Работа в группах. (12 минут)

Умение работать в группе

Умение вести самостоятельный анализ и отбор

Умение анализировать текст, выявлять в нем главную мысль и проблему

-1 группа оценивает формулировку проблемы, аргументы.

-2 группа оценивает соблюдение языковых норм.

-3 группа оценивает соблюдение орфографических норм.

-4 группа оценивает соблюдение пунктуационных норм.

-Работая в группа, заполняете протокол. В помощь вам даны: исходный текст, критерии оценивания ответа на задание С1, виды речевых и грамматических ошибок.

Этап 4. Представление команд (13минут)

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

Умение делать выводы, проводить коррекцию

- Итак, что же у нас получилось.

- Каждая группа по очереди представляет свой вариант экспертный лист. Другие группы внимательно слушают и исправляют ошибки.

-Давайте сравним с образцом экспертного листа.

- вы молодцы, прекрасно справились с ролью экспертов.

-Вы внимательно слушали друг друга. Составьте памятку. Чего нужно избегать? К чему нужно стремиться при написании сочинения-рассуждения?

Каждая группа по очереди представляет свой вариант экспертный лист. Другие группы внимательно слушают и исправляют ошибки.

-Избегать грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этап 5. Рефлексия (5 минут)

Формирование навыка самоконтроля

- Вы были членами экспертного совета. Оцените свою работу на уроке в оценочном листе учащихся.

Этап 5. Домашнее задание - 1 мин.

Умение осмыслить полученную информацию.

Умение организовать свою деятельность.

Записываем домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Записывают домашнее задание

Сочинение учащегося

Каждый человек понимает счастье по разному . Но существует ли само понятие, как счастье вообще и достижимо ли оно для человека? Этой проблеме посвятила свой текст Н.Коршунова.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор рассказывает о достаточно любопытном исследовании, проведенном психологами Робертом Мак-Крейем и Ричардом Дэвидсоном, подошедшие к данной проблеме с разных сторон. Результаты исследований доказали, что уровень счастья у каждого человека остается неизменным в течении всей жизни, то есть в человеке с рождения заложена способность к счастью, которая зависет от его характера.

Точка зрения автора на рассматриваемую проблему определена ясно: "Уровень счастья" каждого человека "связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни". Н. Коршунова считает, что не случай решает счастливую жизнь, а склонность к счастью самого человека.

Я не раз задумывался о данной проблеме и приходил к выводам близким к позиции автора. Счастливая жизнь, по мнению одного, не может быть такой с точки зрения другого человека, если оба имеют совершенно разные характеры.

Говоря о данной проблеме, невольно вспоминается один из величайших поэтов русской литературы, а именно М.Ю. Лермонтов. Всё его творчество пронизано отчаянной безысходностью, грустью и одиночеством. Сложно поверить, что человека, написавшего такие глубокие и меланхоличные по своей сути стихотворения может осчастливить какие-либо яркие моменты и благосклонные обстоятельства .

В противовес вышесказанному хочется рассказать о совершенно иной личности, а именно о Наташе Ростовой из романа-эпопеи " Война и Мир " Л.Н. Толстого. Этот удивительный персонаж с оптимистическими взглядами умеет видеть жизнь яркой и радостной. Она действительно счастлива и буквально заражает этим Андрея Болконского, переживавшего в тот момент духовный кризис.

В заключение надо отметить, что даже если есть люди, которые настроены на жизнь пессимистично, нельзя отчаянно ждать конца, а нужно искать духовного обновления и надеяться на истинное счастье, ведь быть может все люди одинаково склонны к счастью, просто многие не замечают этого.

Исходный текст

(3)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт – то и на дом с видом на море. (5)Но если дом и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят ли они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянность решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию – позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных со стояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга – левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны – показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, у кого левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту (По Н. Коршуновой).

Виды речевых ошибок

Разновидности речевых недочетов

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Мой брат стал дипломатом международного конкурса исполнителей

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом

Сейчас производятся экономические электроприборы – они потребляют мало электроэнергии

3. Нарушение лексической сочетаемости

Причинять радость, уделять заботу

4. Употребление лишнего слово (плеоназм)

Окружить вокруг, старые ветераны

5. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)

Учитель учит учеников, в следующей картинке прослеживается

6. Неудачное употребление личных и указательных местоимений

Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и положила ее на пол

7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм

Птичка лежала на траве, и дрожит всем телом

8. Повторение одного и того же слова

Автор пытается показать нам разницу между Родиной и родными местами. Любовь к Родине начинается с ее культуры.

9. Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски

Этот роман реально является одним из лучших романов Толстого.

Виды грамматических ошибок

Разновидности грамматических ошибок

Заимообразный, назади, надсмехаться

1. Ошибки в образовании форм существительного

Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль

2. Ошибки в образовании форм прилагательного

Более красивые, самый ярчайший, слаже

3. Ошибки в образовании форм местоимений

Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём

4. Ошибки в образовании форм глаголов

Дерзю, пылесосю, выжгет

1. Нарушение согласования

2. Нарушение управления

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

6. Ошибки в построении предложения с однородными членами

7. Ошибки в построении сложного предложения

8. Смещение прямой и косвенной речи

Это была известная депутат Сергеева.

Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем.

Двадцать один человек пришли на собрание.

Открыв окно, начался дождь

Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром.

Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся.

Литература

Литература

Как делать анализ произведения по литературе учат в школе начиная с 5 класса. Свои навыки художественного анализа ученик должен продемонстрировать на экзамене в старших классах. Сочинение является допуском к государственному экзамену, поэтому важно хорошо подготовиться к его написанию.

Композиция сочинения

Анализ эпизода текста должен состоять из нескольких частей.

Как правило, сочинение делится на 3 части:

Литературное произведение

  1. Вступление. В этой части можно обратиться к основным проблемам и темам, к которым обращается автор произведения. Лучше остановиться и описать одну проблему. Если расписывать несколько, есть шанс потерять логику изложения в следующей части. Писать нужно не более 4 предложений.
  2. Основная часть. Она может делиться на несколько абзацев в зависимости от элементов, которые будут описываться (композиция, система образов, средства художественной выразительности и проч.). Написать всего 1 абзац также позволительно, но в нем должен быть проведен хороший анализ. Такой вариант подойдет для разбора небольших эпизодов или стихотворений.
  3. Заключение. На этом этапе нужно вновь обратиться к тезисам, заявленным во вступлении, но они должны отличаться. Можно просто перефразировать то, что было сказано в начале. Важно подвести итог всему написанному ранее. Вывод занимает 1−2 предложения.

В школе объясняют, как правильно писать анализ произведения. Но у таких работ нет четкого плана, кроме композиции сочинения.

Примерный план

Чтобы правильно написать работу, нужно придерживаться примерного плана, как сделать анализ рассказа.

Что должно присутствовать в сочинении:

Читать книги

Писатель

  1. Анализируя текст, следует начать с истории его создания. Делать это нужно только в том случае, если она является интересной или влияет на основную идею.
  2. Во вступлении также нужно отразить идею, тему или проблему рассказа.
  3. В основной части нужно сказать о композиции произведения, ответив на вопрос, зачем автор избрал именно такой ход повествования (линейный, зеркальный, со вставками и т. д. ). Стоит отметить, как композиция работает в тексте, как помогает понять произведение.
  4. Система образов. Обязательно проводится анализ характеров главных персонажей, делаются попытки объяснить их поступки. Не стоит упускать и второстепенных героев, они также играют какую-либо роль в тексте, ее нужно понять и описать. Пересказ действий персонажей будет лишним. Важно попытаться найти параллели, противопоставления, которые проводит автор между своими героями.
  5. Иногда являются интересными такие моменты, как жанр произведения и его название, эпиграф, посвящение. Если эти элементы играют на основную идею, нужно о них сказать.
  6. Как выражается авторская позиция, кто из персонажей ее выражает? Это также является важной составляющей сочинения и отражает, как человек понял текст.
  7. Анализ художественных средств и приемов, использованных автором. Важно не просто перечислить их, но и попытаться понять, для чего они нужны в произведении. Примеры найденных приемов должны писаться в сочинении.

Рекомендации к работе

Чтобы написать удачное сочинение, нужно придерживаться рекомендаций к написанию, которые предлагает учитель.

Некоторые из них:

Писать сочинение

Также не рекомендуется упускать повторяющиеся детали, хотя их порой бывает сложно заметить. Они могут нести большой смысл, который влияет на понимание текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даётся подробный анализ пробных сочинений учащихся 11 класса.

Анализ пробного

итогового сочинения по литературе в 11 классе

Учитель: Фомина М.В.

Дата проведения – 28 октября 2014 года.

Количество учащихся в классе

Не получили зачёт

Пояснительная записка

В 11 классе учащиеся писали итоговое сочинение.

Время написания сочинения - 3 часа 55 минут

Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами:

Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать по выбранной теме.

Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи.

Исходя из задач, формируются цели:

Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Содействие формирования самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры.

Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Критерии №1 и №2 являются основными, если по ним поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

К сожалению, 2 работы не были допущены к проверке, так как объём был менее 250 слов.

Критерии оценивания сочинения

1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)

2 балла - Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения.

1 балл - Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения.

0 баллов - Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует.

2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры

2 балла - Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют.

1 балл - Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала.

0 баллов - Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок.

3. Культурологическая и/или филологическая компетентность

1 балл - Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа.

0 баллов - Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения.

4. Композиционная цельность и логичность изложения

2 балла - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

1 балл - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

0 баллов - В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

5. Следование нормам речи

2 балла - Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок.

1 балл - Допущены 3 - 4 речевые ошибки.

0 баллов - Допущено 5 и более речевых ошибок -

Максимально возможный балл за сочинение - 10 баллов

Анализ сочинений

В работах выделены следующие виды ошибок:

несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы- 10;

фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий - 11;

логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы - 16;

речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста -20;

грамматические ошибки - 17;

орфографические и пунктуационные ошибки - 22;

несоблюдение требуемого объема - 2.

Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. С этой задачей справились 14 человек, выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа. Литературный материал используется как основа для собственных размышлений.

Критерий №2 – один из двух важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения.

По этому критерию зачёт получили 19 человек. Выпускники обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных произведений. Уместное упоминание имен персонажей, микротем, значимых деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа свидетельствует о хорошем знании текстов произведений. В некоторых работах прослеживается умение выпускников осмысливать поставленную перед ними проблему сквозь призму литературного произведения, через его героев и события.

8 человек по данному критерию получили незачёт. Тезисы, которые приводят выпускники, остаются нераскрытыми, примеры не прокомментированы. Некоторые работы представляют собой пересказ текста. Литературный материал привлечен формально. Аргументация подменяется общими словами, штампами. Очевидно использование заготовок под другие темы, которые выпускники решили применить и для написания данного сочинения.

Не все ученики чувствуют авторскую позицию, не задумываются о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. В некоторых работах суждения очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Первый абзац не всегда логически сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в некоторых сочинениях нет.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания;

2) отсутствие связи между частями высказывания;

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

4) несоразмерность частей высказывания;

5) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;

6) нарушение причинно-следственных связей;

7) нарушение логико-композиционной структуры текста.

По данному критерию были зачтены 20 работ. Выпускники в целом понятно выражают мысли, используя необходимую лексику и различные грамматические конструкции.

Ученики демонстрируют богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций.

Но в некоторых работах следует отметить примитивность речи, наличие речевых штампов.

Имеются также и речевые ошибки: неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п.

7 работ не получили зачёт. Эти работы слабые по всем параметрам оценивания, в том числе по критерию №4. Отмечается неверное словоупотребление, бедность лексики, речевые штампы, однообразие синтаксических конструкций, низкое качество речи, что приводит к существенному затруднению понимания смысла сочинения.

Типичные речевые ошибки:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) нарушение лексической сочетаемости;

5) употребление лишнего слова (плеоназм);

6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

7) необоснованный пропуск слова;

8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

По данному критерию 22 работы были зачтены, 5 получили незачёт.

В работах имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки (более 5 ошибок на 100 слов).

Сочинения изобилуют орфографическими, пунктуационными, грамматическими ошибками (более 5 ошибок на 100 слов). Работы с низким уровнем грамотности часто и по другим параметрам также имеют низкие результаты.

Среди орфографических ошибок следует выделить:

1) написание большой буквы в составных собственных наименованиях (Великая Отечественная война) - 3;

2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных (раненый, наполненный, избалованный, истинный) -5;

3) раздельное и слитное написание не с наречиями (независимо, недаром, недолго) -5;

4) не с глаголами (не было) -2;

5) приставки на з и с (бесчувственно) - 4;

6) приставки на пре и при (преемник) - 3;

7) написание производных предлогов (несмотря на…, вследствие, ) - 5;

8) написание окончаний существительных, прилагательных, наречий (в эпопее) - 3;

9) тся и ться в глаголах (добиться, обходиться, старается относиться) -4;

10) чередование корней (вырастает, расти, взрастило) -7

11) слитное написание союзов (чтобы, поэтому) - 5

12) непроверяемая гласная в корне слова (отразить, патриотизм, интеллигент, оккупация, мировоззрение ) - 9

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Читайте также: