Как приводить аргументы из жизни сочинение огэ

Обновлено: 03.07.2024

Как написать сочинение на экзамене на максимальный балл?

На что обратить внимание и что нужно обязательно учитывать при написании творческого задания?

Все мои ученики успешно сдают этот экзамен, несмотря на уровень знаний, с которым они ко мне приходят. И в этой статье я делюсь с вами основными советами по написанию творческого задания, которые даю на своих занятиях.

1. При подготовке к экзамену прорабатываем не один вид сочинения, а два.

Большую часть времени можно посвятить какому-то одному виду 9 задания: подробно разобрать то сочинение, которое вам кажется наиболее легким, написать его несколько раз (минимум 3 раза), проработать ошибки. И хотя бы один раз написать вариант другого сочинения , также с подробным разбором ошибок.

Так, если на экзамене у вас возникнет сложность с тем видом 9-го задания, которое вы готовили, то сможете выбрать другое сочинение. Не ограничивайте себя, пусть на экзамене у вас будет выбор .

2. Работу над сочинением начинаем с текста.

Т.к. сочинение необходимо писать не на вольную тему, а с опорой на текст , то и работу лучше начинать с текста.

Еще раз прочитайте текст, определите его тему, выпишите в черновик ключевые слова и словосочетания. И только после этого, опираясь на текст, формулируем тезис, в том числе и для задания 9.3. Сначала определяем, какое значение автор вкладывает в данное понятие .

3. Сначала составляем план, потом пишем черновик.

Всегда говорю своим ученикам: "Мы не сможем написать текст (сочинения или изложения) без плана, как не сможем построить дом без схемы".

Прежде чем начать писать сочинение в черновике, набросайте план своего будущего сочинения. Этот план, кроме вас, никто проверять не будет, поэтому он может быть произвольным, пишите как удобно и понятно вам. В нем главное — отразить все части сочинения : тезис, два аргумента и вывод.

4. В аргументах из текста указываем номера предложений.

Как показывает практика, многие школьники не умеют правильно вставлять цитаты из текста. Намного проще описать аргумент своими словами, указывая номера предложений.

Не лишним будет еще написать микровывод к каждому аргументу (микровывод не пишем отдельным абзацем). Что следует из приведенного аргумента, что поняли, узнали. Также в микровыводе можно связать аргумент и тезис .

Обращу ваше внимание на то, что в задании 9.3 аргументы нужно приводить не к самому понятию, которое дано в задании, а к вашему определению этого понятия . Т.е. если, например, вы пишете, что бездушие — это отсутствие доброты, сочувствия, понимания, сострадания, то и аргументы берете не просто про бездушие, а в них должна прослеживаться мысль об отсутствии или доброты, или сочувствия, или понимания, или сострадания.

Поэтому работу начинаем с текста. Можно даже вначале продумать аргументы, и, отталкиваясь от них, уже прописать тезис.

5. Черновик проверяем минимум 3 раза и не спешим переписывать в бланк.

Последние мои советы в этой статье относительно сочинения будут точно такие же, как для изложения. Советы по написанию изложения на отлично можно посмотреть тут .

Единственное отличие — при первой проверке черновика сочинения проверяем не микротемы, а смотрим наличие всех основных частей сочинения-рассуждения:

  1. тезис (для 9.3 еще плюс комментарий к тезису);
  2. первый пример из текста;
  3. второй пример из текста (или для 9.3 пример из жизненного опыта);
  4. вывод.

И бонусный лайфхак . При подготовке к ОГЭ по русскому языку заранее пропишите себе скелет сочинения (а лучше двух). Скелет сочинения — это готовая конструкция, которую можно использовать для какого-то конкретного вида сочинения. Напишите по вашему скелету 3-4 сочинения, и тогда на экзамене вам будет намного проще.

Все секреты успешного выполнения задания 9.3 открываем сегодня. Готовьтесь скринить и копировать, потому что мы начинаем!

Структура сочинения

Итак, начнем с основного, а именно со структуры. В сочинении у вас должно быть три или четыре абзаца. Однако лучше, чтобы в вашей работе было все-таки 4, ведь так вы точно ничего не забудете. А то от волнения и не такое бывает, уж поверьте.

Из чего должна состоять ваша работа:

  1. Вступление;
  2. Пример из текста;
  3. Пример из жизни;
  4. Заключение;

Кстати, такая последовательность подходит не только для задания 9.3, но и для обычных сочинений-рассуждений, которые задают в школе.

Вступление

Что это такое? Все просто, вступление – это вводная часть вашего сочинения. Очень часто ребята встают в ступор, как же начать? Вот сейчас-то мы с этим и разберемся.

Лучше всего в первом абзаце смотрится определение, которое вам предстоит вывести самостоятельно. Но бояться не стоит, потому что супер сложности в этом нет.

Например: “Человечность – это такое качество, …”

Как бы банально это ни звучало, но главное в этом деле – не списывать. Почему? Да просто ни один девятиклассник и даже не каждый студент говорит и мыслит как создатель толкового словаря. Помните, что каждая работа будет проверена на антиплагиате, где ваша маленькая хитрость и превратится в роковую ошибку.

Пишите естественно, как думаете и понимаете именно вы. Но при этом, конечно, не забывайте про грамотность. Вот и вся формула успешного вступления.

Формулирование вступления

НЕЛЬЗЯ:

  1. Использовать конструкцию: “Человечность – это когда…”, ведь это грубая грамматическая и речевая ошибка;

Во втором предложении:

  • Надо более узко написать о данном качестве, то есть конкретизировать определение;
  • В данном случае можно сказать: “Человек, обладающий данным качеством совершает те или иные поступки”;
  • От определения переходите к более частному случаю;
  • Таким образом, вводная часть состоит из тезиса, который вы будете доказывать впоследствии.

Третьим предложением:

Выбрать можно любой:

  • “Докажу справедливость своих слов конкретным примером”;
  • “Докажу справедливость своих слов на примере из текста и из жизни”;
  1. Третье предложение является связкой между первым и вторым абзацами.

Как ввести аргументы?

Аргументы важны не меньше, а то и больше вступления. Учимся органично вводить их в наше стройное сочинение.

Второй абзац – это пример из прочитанного текста. Для того, чтобы его начать, вам следует использовать какую-то вводную конструкцию. Например:

  • “В прочитанном фрагменте текста известного публициста (ФИО автора) говорится о том, что…”;

То есть именно здесь вам следует описать какой-либо эпизод, подтверждающий ваше суждение.

Помните, что далее вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выразить собственную позицию.

И немного о часто встречающихся ошибках: многие ребята слишком увлекаются и подаются в пересказ текста. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь наша задача – написать хорошее рассуждение, а не описать все происходящее в тексте.

Где взять пример из жизни?

Вам 15 и кажется, что жизненного опыта совсем нет? Поверьте, и мы, и экзаменаторы это прекрасно понимают. И, внимание, ни один из проверяющих не пойдет проверять, правда ли Вася Иванов спас 10 котят из горящего дома.

Конечно, писать фанфик и включать бурную фантазию на полную тоже не стоит. Однако примите на заметку, что примеры из жизни можно:

  1. Придумать (но не перебарщивать);
  2. Рассказать реальную жизненную историю (пускай она произошла не с вами, а с кем-то еще или же вы просто стали очевидцем событий);
  3. Привести пример из литературы;
  4. Привести пример из фильма или сериала;

Как закончить?

В четвертом абзаце от вас ждут вывод по всему вышесказанному. Например:

“Таким образом, эмпатия – необходимая черта каждого человека, обозначающая способность понять другого, посочувствовать ему, помочь, если это нужно”.

“Итак, материнская любовь не знает границ: мать любит свое чадо безусловной любовью, каким бы ни был ребенок, она всегда найдет в себе силы понять и оправдать его”.

Вуаля, наше сочинение на 9 баллов готово! Помните, что краткость – сестра не только таланта, но еще и грамотности, логики и максимальной оценки на ОГЭ. Правда, меньше 70 слов все-таки писать не стоит, сами понимаете)

У вас все получится! Рассуждайте, сочиняйте, решайте КИМы и готовьтесь к ОГЭ с удовольствием вместе с Умскул.

Воображение – это способность спонтанно или преднамеренно создавать в своем сознании образы и действия, которых на самом деле в реальной жизни не существовало. Воображение позволяет человеку перемещаться в другой мир, проживать совершенно другой жизнью, чувствовать себя совершенно другим человеком, который может делать то, что этот человек не может сделать в реальной жизни. Воображение делает жизнь человека ярче и интереснее, однако нельзя допускать, чтобы созданные в сознании картины заменяли настоящую жизнь. Воображение помогает выйти за рамки существующего, однако выдумки не должны заменять реальность. Человек не должен верить, что то, о чем он только воображает, было на самом деле, в противном случае человек начнет завираться и уже не может отличить выдуманное от настоящего.

Люди с сильным характером часто становятся героями литературных произведений. Подвиг лётчика-истребителя Алексея Маресьева лег в основу произведения Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Сильный духом летчик, сбитый вражеским самолетом, в течение восемнадцати суток полз к своим, смог выбраться из леса и добраться до своих. Из-за тяжелого ранения и заражения крови Алексею Петровичу в госпитале ампутировали обе ноги. Но он не отчаялся, не сломался. Его упорство помогло ему не только научиться ходить и танцевать на протезах, но и добиться возвращения в боевой стан и продолжить воевать, сбивая вражеские самолеты. Герой с сильным характером стал легендой и символом упорства и мужества.

Что же такое наблюдательность? Это умение человека замечать малозаметные особенности предметов и явлений окружающей действительности. Наблюдательностью владеют далеко не все люди, видеть малейшие детали могут единицы. Наблюдательный человек не только видит какой-то предмет или явление, но и подмечает их особенности, которые не видны вооруженным глазом. Наблюдательный человек наиболее полно и точно воспринимает окружающую действительность, обращая внимание на те особенности и мельчайшие детали, на которые многие люди внимания не обращают.

Что же такое слава? Это широкая известность человека, свидетельство всеобщего признания его заслуг, доблести или таланта. Однако известность эта должна быть почетной, когда окружающие люди уважают, ценят человека и восхищаются его подвигами, заслугами или талантом. Многие люди ошибочно думают о том, что слава – это только известность, неважно, каким путем она была добыта. На самом деле славу человек получает, когда он совершает какой-то подвиг совершенно бескорыстно, ничего не требуя взамен, желая помочь окружающим людям. Слава – это не просто известность, а известность с уважением. Именно наличием уважения отличается истинная слава от ложной.

В произведении Н.И.Дубова упомянут Циолковский – вот у него настоящая слава. Но вряд ли Константин Эдуардович тратил время на то, чтобы специально её искать. Его сознание было поглощено самообразованием и изобретательством. Польза изысканий Циолковского неизмерима: он первый разработал теорию ракетостроения, без его трудов по проблеме реактивного движения невозможно было бы развитие космонавтики такими темпами, как она развивалась в первой половине двадцатого века. Всемирная слава для учёного было не целью, а следствием.

Уважение – это почтительное отношение к окружающим людям, особенно старшим. Каждый под данным выражением представляет что-то своё. Сверстники, например, могут думать, что уважение заключается в слепом следовании их правилам, но это не так. Каждый человек должен уважать границы другого. Одному нравиться одно, другому – другое. Но также есть моменты, к которым одна личность относится нейтрально, а другая на дух не переносит. В данном случае уважением границ другого будет считаться отсутствие разговоров на неприятные собеседнику темы.

Призвание – это внутреннее влечение к какому-либо делу, которое доставляет большое удовольствие. Иметь призвание – это быть уверенным в том, чем ты хочешь и должен заниматься в своей жизни. Если человек занимается любимым делом, он счастлив сам и приносит пользу другим.

Что же такое призвание? Это склонность человека к определенному виду деятельности. Внутреннее влечение человека к какому-либо роду занятий подталкивает человека сделать жизненно важный выбор, связанный с тем, чем человек будет заниматься в дальнейшем. Призвание связано с желанием человека заниматься конкретной деятельностью и с предрасположенностью к данному делу. Каждый человек должен наблюдать за собственными интересами, склонностями и возможностями. Если человек хочет кем-то стать и имеет к желаемой деятельности способности, он находит свое призвание.

Повезло понять свое призвание герою романа Каверина Сане Григорьеву. В детстве он мечтает стать капитаном, путешествовать и узнать правду о пропавшей экспедиции. Повзрослев, он реализует свои планы. Смелый летчик Григорьев отправляется на поиски следов пропавшего капитана Татаринова и находит их.

Преданность – это особенное чувство, которое проявляется в неизменной любви и верности, самоотверженной заботе о том, кого считают высшим существом - своим хозяином.

Преданность — это готовность следовать за своими идеалами до конца, несмотря на преграды и испытания. Источником верности является любовь, сильная и бескорыстная. Это качество делает честь и человеку, и брату его меньшему. Ценность его заключается в том, что оно помогает нам выстоять в тяжелые времена, ведь сообща сделать это проще.

Герой СССР, Леня Голиков стал партизаном в 15 лет. Он был предан родине, поэтому воевал за нее честно, рискуя собой ежедневно. На его счету 27 операций, среди которых особенно выделяется ликвидация немецкого генерала. В 1943 году Леня участвовал в тяжелом бою и был смертельно ранен. Зато он добился своей цели: именно в этом годы произошел перелом в войне, и оккупанты стали не атакующими, а обороняющимися. Он защитил родину.

Любознательность — это стремление к новым знаниям. Чаще всего оно выражается в любви к книгам, ведь именно там мы открываем для себя тайны окружающего мира. Это качество очень полезно для саморазвития.

Любознательность. Что же это такое? Попробуем разобраться в значении этого слова. На мой взгляд, любознательность – это стремление в приобретению новых знаний о мире, который окружает человека. Любознательность – одно из лучших качеств человека, поскольку оно позволяет делать замечательные открытия, которые улучшают мир.

В одном журнале я прочитал, что знаменитый бизнесмен и инженер Илон Маск добился высот в карьере благодаря исключительному любопытству. Он с самого детства много читал и смотрел, стремился вникнуть в новейшие разработки и технологические тренды. Итогом его исканий стали крупнейшие в мире компании, которые бьют все мировые рекорды по успешности.

Любознательность – главный двигатель прогресса. Если бы не существовало любознательных людей, то никогда бы не появился на свет, к примеру, пенициллин. Если бы Александр Флеминг не был бы любознательным , то люди до сих умирали бы от язвы, пневмонии и туберкулеза.

Душевность – редкое качество человека, которое заключается в доброте, милосердии, умении сопереживать и воспринимать невзгоды других людей как свои. Душевным человеком называют того, кто по-доброму относится ко всем людям без исключения, пытается поставить себя на место этих людей.

Душевность — это сочетание щедрости, доброты и отзывчивости человека. Такое качество всегда располагает к собеседнику, проявляющему его. Как правило, душевность мы не осознаем, а чувствуем, значит, ее можно приписать тому, кто вызывает трогательные и сильные эмоции.

Душевным можно назвать и героя одноименного рассказа А.П. Платонова Юшку. Он обладает огромным сердцем, в котором есть место и для каждой травинки, которую он не спешит срывать, и для каждого мальчишки, кинувшего в него камень, и для сироты, которой он отдает все свои деньги, чтобы она получила образование.

В тексте В. Крапивина мечтой для мальчика Валерки является кругосветное путешествие. У героя есть огромная карта, где пунктиром прочерчены маршруты его дальнейшего путешествия. Валера выбирал маршруты самые быстрые, но не особо простые. Даже инцидент с потерянным кейсом не помешал герою ринуться в лес по веткам и ухабам. Все это говорит нам о том, как важно было мальчику не потерять свою карту, ведь он проделал огромную работу, составляя маршруты, которые когда-нибудь пройдёт.

Я читал историю выдающегося ученого, который говорил о том, что его интерес к науке был порожден мечтой о покорении других планет. Он надеялся на то, что сумеет открыть возможности для путешествий в космосе. Эти надежды вдохновили его на тяжелый труд исследователя. Его достижения начались с детских мечтаний, порожденных бурной фантазией.

Человечность – любовь, внимание к человеку, доброе отношение ко всему живому. Человечность могут проявлять люди честные, добрые, бескорыстные, сострадательные. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста и жизненного опыта.

Человечность – это любовь ко всему живому, умение чувствовать чужую боль как собственную, умение победить эгоизм и подумать о ближнем, это помощь нуждающемуся. Человечность проявляется прежде всего в поступках. Самым ярким проявлением человечности, на мой взгляд, является помощь.

В жизни у меня есть очень яркий пример человечности: моя старшая сестра состоит в бригаде волонтеров приюта для бездомных животных, она спасает собак и кошек, оказавшихся в беде, а иногда и берет их к себе на передержку, пока они не обретут новых хозяев.

В октябре 1942 года в блокадном Ленинграде открылся театр имени В.Ф. Комиссаржевской, где изможденные от голода артисты играли на сцене ради горожан, уставших от лишений и обессиленных от недостатка пищи. Актерам было нелегко, ведь изобразить воодушевление без пищи и отдыха — это высшее проявление таланта и огромное напряжение. Но они пошли на это ради сограждан, чтобы помочь им забыться и отвлечься от ужасов будних дней. Их поступок могли бы повторить только благородные люди, в таких делах и выражается человечность.

Жестокость — это проявление агрессии без всякого повода. Данное явление легко укореняется в подростковой среде, так как люди, находящиеся в переходном возрасте, особенно подвержены эмоциональным всплескам и очень ведомы.

Взросление — это процесс становления личности. Вокруг взрослеющего ребенка меняется мир, ведь перевоплощается его мировоззрение.

Взросление – это процесс становления личности, во время которого человек переходит от детского мировоззрения ко взрослому. Процесс этот проходит у каждого человека по-разному, может быть резким, может затянуться на многие годы, а может вообще растянуться на всю жизнь. Когда человек взрослеет, кажется, что мир вокруг него тоже меняется. Почему так происходит? Мне кажется, что мир не меняется, он остается прежним, меняется сам человек, его мысли, стремления, желания, цели, ощущения. Он просто начинает смотреть на мир другими глазами.

Многие дети взрослеют очень и очень рано. Например, писатель А.П. Чехов в детстве был вынужден работать в лавке у отца. Они жили бедно, и посторонние работники были не по карману купцу. Старшие дети не только помогали с торговлей, но и следили за младшими членами семьи. Сам писатель в своих воспоминаниях отмечал, что именно в лавке он впервые осознал себя взрослым человеком, вынужденным отвечать за себя и свои поступки.

Раскаяние – это сожаление о своем каком-то плохом поступке, чувство вины за его последствия. Это чувство знакомо почти каждому из нас, ведь в жизни мы совершаем ошибки.

Когда человек совершает нечто плохое, в его душе может зародиться раскаяние. Что же это такое? На мой взгляд, раскаяние – это чувство сожаления о содеянном. Раскаяние наступает не всегда и не у всех. Мне кажется, раскаяние появляется только у людей, которым не чуждо понятие совести, которые могут оценивать свои поступки.

В классической литературе есть множество примеров того, как герои раскаиваются в своих плохих поступках. К примеру, в рассказе В. Астафьева “Конь с розовой гривой” мальчик обманул свою бабушку: вместо ягод он положил траву в корзину, которую она хотела продать. Но потом за свой поступок герою было очень стыдно, он раскаивался в содеянном. И на протяжении всей жизни помнил эту историю.

Взаимовыручка – это стремление людей помогать друг другу, поддерживать в сложных ситуациях, утешать. Зачастую, для человека это жизненно необходимо – положиться на кого-то, почувствовать чьё-то плечо, услышать доброе слово. Какую же роль играет взаимовыручка в отношениях между людьми? Несомненно, на ней многое основывается. И дружба, и любовь… да и просто общение в кругу родных. Ведь, когда ты один в мире, жить не сладко. Именно тогда и спасают семья, друзья и любимые. Каждый день мы друг друга чем-то выручаем, сами того не замечая, потому что это норма, по-другому и быть не может. Уступили в автобусе место пожилой даме или помогли донести сумки маме до дома. Всё это – взаимовыручка.

Известен печальный пример сотрудничества многих стран с нацистской Германией. Боясь нападения, многие правители стремились подписать документы, гарантирующие взаимовыручку на уровне государств. Руководство СССР подписало пакт о ненападении и связало себя с самым позорным явлением в истории 20 века — нацизмом. Так, взаимовыручка обернулась репутационной потерей для страны и ужасным пятном в ее летописи.

Целеустремленность — это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремленность говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперед, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства.

Это же качество двигало и знаменитым авиаконструктором А.Н. Туполевым, создавшим такие самолеты, на которых были совершены знаменитые перелеты через Северный полюс в Америку.

Целеустремленным я могу назвать любого из победителей Олимпийских игр. Известно, насколько строг режим их тренировок и каким долгим может быть путь на пьедестал. Однако трудности, травмы и необходимость ежедневно пересиливать себя не останавливают их, а только закаляют характер.

Сейчас во многих журналах описывается путь к успеху одного знаменитого блогера. Он начинал с полезных и креативных роликов, но постепенно начал делать все, лишь бы заработать денег. Все его принципы и здравые идеи уступили место продажности и алчности. Именно в роскоши он видел успех и шел к нему, не думая о других ценностях. Его настойчивость в заработке привела к тому, что многие его зрители пострадали от недобросовестной рекламы.

Сознательность – это черта характера, наделяющая человека способностью отдавать отчет своим поступкам, принимать решения, как поступить правильно в той или иной ситуации. Сознательность является внутренним цензором человеческих действий, она основана на самоконтроле и самоанализе.

Сознательность — это умение взять на себя ответственность. Человек, наделенный этим качеством, способен заботиться о том, что ему дорого, например, о природе. Это очень важно, ведь окружающий мир нуждается в защите людей.

В 1986 году произошла печально знаменитая авария на Чернобыльской АЭС. Специалисты сходятся во мнении о том, что основная причина трагедии — ошибка в строительстве и эксплуатации реактора. К сожалению, людям не хватило сознательности по отношению к природе, поэтому должные меры по ее защите не были приняты. Результат известен всем нам: вместе с радиацией по огромной территории прошла смерть, истребившая все живое.

Человечество часто сталкивается с миром природы, часто вредит животным, растениям. Я даже не говорю сейчас о разрушениях и уничтожении целых видов. Я говорю сейчас о неосознанном потреблении ресурсов. Человек не пытается разрушить мир природы, когда из-за чрезмерного потребления и несознательности, например, выбрасывает тонны мусора. Этот мусор попадает в океан, от него погибают морские жители. Проявлением сознательности по отношению к миру природы служит экономия ресурсов, отказ от долго разлагающихся материалов, уменьшение ядовитых выбросов в атмосферу и многое другое.

Смелость — это бесстрашие, отвага. Это качество, которое позволяет человеку без промедления, забыв о риске, броситься на помощь кому-то или встать на чью-то защиту.

Смелость — это готовность рискнуть собой ради высокой цели. Немногие обладают этим качеством, ведь его проявление требует от человека феноменальной внутренней силы.

Смелость — это всегда риск и определенная жертва. Так, военный летчик Николай Гастелло стал известен на весь мир своим подвигом в 1941 году. В его самолете вражеская артиллерия пробила топливный бак. Он мог бы спасти себя, но предпочел пожертвовать собой во спасение родины: он направил подбитый самолет прямо на механизированную колонну врага и уничтожил множество орудий, предназначенных для дальнейшего захвата советских территорий. Такое решение требует такой силы духа, которую можно встретить только у настоящих героев.

Взаимопонимание - это уважение двух людей друг к другу и принятие интересов другого человека. Если взаимопонимание отсутствует, то людям сложно найти общий язык, они часто ссорятся, а общение может и вовсе сойти на нет.

Почему людям важно понимать друг друга? Это талант, который помогает делать процесс общения более эффективным и комфортным для каждой из сторон. Чтобы этого достичь, важно уметь ставить себя на место собеседника.

Также приведу пример из жизненного опыта. Безусловно, крайне важно, чтобы взаимопонимание существовало между родителями и детьми. У меня с мамой очень хорошие отношения, мы с ней, будто подруги, можем поделиться любыми переживаниями и проблемами. Мама всегда поддержит, поймет мою точку зрения, потому что знает свою дочь как никто другой. Благодаря взаимопониманию, которое существует между нами, мы очень редко ссоримся, а если такие ситуации случаются, то быстро находим компромисс. Взаимопонимание и доверие делает нас лишь ближе.

В произведении А.С.Пушкина случайное знакомство с Пугачёвым стало для Петра Гринева знаковым. Между Петром и Пугачёвым возникло взаимопонимание. Пугачёв даже не обиделся на отказ Петра перейти на его сторону и помог ему в спасении капитанской дочки. А это значит, что полное взаимопонимание возможно даже между людьми, которые считают друг друга врагами.


Рассмотрим, как нужно писать все части данного сочинения, учитывая критерии оценивания.

Вступление.

Во вступлении необходимо дать определение понятия и прокомментировать его.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но

Экзаменуемый дал неверное определение, или

  • Толкование понятия можно дать в любой части сочинения. Но, конечно, лучше это делать во вступлении.
  • Нужно не только дать значение понятия, но и прокомментировать его (а об этом часто ученики забывают, теряя балл).
  • Дружба – это…
  • Роль дружбы в жизни человека (почему так важно иметь друзей).

Вступление.

Толкование понятия.

Дружба – это взаимоотношения между людьми, построенные на основе взаимопонимания, поддержки, желания быть рядом и в счастливые, и в трудные моменты жизни.

Комментарий.

Основная часть.

В основной части необходимо привести два примера- аргумента того, о чём было сказано во вступлении.

Обратите внимание на такой момент: давая толкование понятия, вы обязательно осветите те его особенности, которые будете доказывать в основной части. О каждом понятии можно многое написать. Следите за тем, чтобы не получилось так: вы в толковании пишете об одном, а в аргументах - совсем о другом.

Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

  • Запоминаем, что нужно привести ДВА примера.
  • Важно, чтобы один пример был из текста, а другой – из жизненного опыта, иначе можно потерять баллы.

Основная часть.

В 2020 году Россия, как и весь мир, пережила эпидемию. В период самоизоляции взаимоподдержка друзей и просто незнакомых людей помогла людям не чувствовать себя одинокими, ощутить единение с другими.

  • Если вступление – это определение понятия и тезис, то есть мысль, которую нужно доказать, то заключение – это ввод из сказанного.
  • Заключение не должно быть большим, достаточно одного- двух предложений.

Заключение.

  • В критериях отмечено, что объём сочинения должен быть не менее 70 слов.
  • Объём может быть и большим, это естественно. Пишите, чтобы глубоко и полно отразить тему.
  • Но будьте внимательны, проверяйте, не допускайте ошибок.

С3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более одной логической ошибки,

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки,

Пояснение.

  • вступление,
  • 1-ый аргумент из текста,
  • 2-ой аргумент из жизненного опыта,
  • заключение.

Композиционная стройность работы.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

Пояснение.

Композиция – это построение текста.

Общие выводы.

  • грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно(учитываются общие ошибки –сочинения и изложения);
  • Общее число слов в изложении и сочинениине должно быть ниже 70, иначе за всё ставится 0 баллов.

Таковы рекомендации по написанию сочинения 9.3.

Тренируйтесь, больше пишите сочинений, и тогда вы обязательно получите выкую оценку.

Читайте также: