Как православная вера помогает воинам побеждать в бою сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В настоящий момент становится все больше атеистов. Стоит отметить, что даже в 19-м веке их было не мало. Но в трудные жизненные ситуации все вспоминают о высшем, который может их спасти.

Сегодня хочется вам рассказать о том, как Бог помогал многим солдатам дожить до победного конца.

На самом деле, во время военных действий, многие мужчины вспоминают о том, что есть некая высшая сила, которая способна уберечь даже от самых трудных жизненных ситуаций, а самое главное — это то, что эта сила убережет их от смерти.

С этим связаны очень многие суеверия и приметы. Возможно, что косвенно именно они помогли некоторым солдатам вернуться домой. В истории есть случаи, которые подтверждают то, что вера в некую высшую силу была настолько сильной, что солдаты были готовы буквально без оружия бежать на противника. Однако не менее странными кажутся те истории, где солдаты оставались в живых, в результате подобных действий.

Во Вторую Мировую войну вера в Бога была несколько притуплена. Это связано с тем, что режим в нашей стране буквально запрещал эту веру. Но по прошествии времени вера в некую высшую силу не только укрепилась, но и перешла на определенный законный уровень.

В последующих конфликтах, в которых было суждено участвовать бойцам СССР, Бог был уже на переднем плане. Матери, провожавшие своих детей, давали им свертки с молитвами и оберегами, которые должны были защитить молодых солдат. А опытные офицеры даже знали самые популярные молитвы, которые читали между боями.

Самые популярные обереги у солдат:

* Нательный крест.

Но существовала и обратная сторона. Некоторые люди считали, что очередной военный конфликт был создан для того, чтобы люди поняли, что им пора возвращаться к Богу. Об этой причине многие думали о том, что появление множества сект было связано с появлением военных конфликтов, в которых пришлось принимать участие.
В зависимости от времени возникновения военного конфликта менялись некие суеверия и приметы, однако обереги солдат чаще всего сопровождали их до конца их жизни.

Солдаты, которые верили в Бога, думали, что он может их спасти, а если им будет и суждено умереть, то после смерти они обретут покой. Также они верили, что им воздастся вера в высшую силу и в то, что они послужили на благо своей родины.

Творческая работа ученицы 7Б класса Ткачевой Кристины (сочинение).

О, сколько испытаний выпало на нашу русскую землю! Наши славные предки остановили татаро-монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже история. А в чем же кроется источник подвигов народа? В чем сила русского характера?

Я считаю, что в вере, в вере в Бога. В течение всей своей 1000-летней истории Русская Православная Церковь была единой со своим народом, особенно в трудные для народа периоды истории. В такие моменты Церковь не жалела ни жизни своих людей, ни средств, идя на любые жертвы во имя спасения Родины от врага или других бедствий, во имя народного блага и мира. Каждый, знакомый с историей Руси, хорошо знает об этом. Не стала исключение и Великая Отечественная война, где Русская Православная Церковь вместе со своим народом встала на борьбу с озверевшим фашизмом.

Фашистская Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года, в день всех святых. Что это было за время в истории Русской Православной Церкви? Не могу не сказать об этом. В результате уничтожения государственной и партийной властью Православной Церкви, особенно во второй половине 30-х годов, к 1941году от ее былого величия остались лишь жалкие остатки. Разрушались храмы, были арестованы и сосланы в лагеря и тюрьмы священнослужители, в людях пытались окончательно убить православную веру. Но, несмотря на совершенное над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, Православная Церковь в тяжелое для страны и народа время без каких-либо сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.

О начале войны Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию

26 июня 1941 г. на молебне о победе рус­ского воинства в Богоявленском соборе мит­рополит Сергий призвал соотечественников на подвиг защиты родной земли и ее исторических святынь. С того дня в соборе начался сбор пожерт­вований на нужды обороны страны. Примером послужил сам мит­рополит Сергий, который призвал верую­щих к патриотической жертве. Он снял бриллиантовый крест и наперсный крест с груди своей, положив основание к сбору средств на дело скорейшей Победы.

И это ли не чудо, что свершилось в блокадном Ленинграде, когда вынесли из Владимирского собора, что напротив Тучкова моста, Казанскую икону Божией Матери и пошли с крестным ходом. И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы, хотя не представляло большого труда войти в измученный, голодный город, но благоприятный момент был упущен, и произошел перелом событий. Враг был отброшен. Город выстоял ценою жизни и удивительного героизма тех, кто его защищал и кто молился за него. Вот почему ленинградцы так почитают икону Казанской Божией Матери. Она во все времена от основания града была Заступницей его. И таких примеров в истории Отечественной войны очень много, Господь, Богородица не оставили Русь-Матушку.

Испокон веков существовало военное духовенство, которое делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений. Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку. За ратные подвиги с конца 19 века лица духовного звания могли быть представлены к георгиевским наградам, среди которых были орден Святого Георгия, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, золотая панагия на Георгиевской ленте, знаки отличия Военного ордена Георгиевские кресты.

В войнах, которые приходилось вести России, подвиги военных священников были явлением далеко не единичным. Только в годы Первой мировой войны участвовали более пяти тысяч священников. А когда началась Великая Отечественная война, рядом с воинами снова оказались духовные пастыри. Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.

Трудно перечислить все виды деятельности духовенства во время войны. При храмах существовали убежища для престарелых и детей, многие приходы брали на свое попечение раненых, особенно в период отступления 1941-1942гг. В монастырях организовывались госпитали, примером может служить Покровский женский монастырь города Киева, сестры этого монастыря были и медсестрами, и санитарками. Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию. Особенно необходима была помощь священнослужителей на оккупированных территориях, где люди порой теряли веру и надежду. Священники собственным примером и молитвой поддерживали жителей, вели беседы с верующими и, передвигаясь от села к селу, знакомили жителей с положение в стране и на фронте.

Как факт признания великой роли Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны можно расценивать решение советского правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям церкви во время Парада Победы 24 июня 1945года.

История нашей великой страны еще раз продемонстрировала нам пример того, что именно православная вера формирует и сохраняет в обществе подлинный патриотизм, укрепляет моральный дух армии и всей нации. В этом и кроется источник подвигов народных. А священнослужители явили нам пример истинного героизма, мужества, стойкости и, конечно же, Веры!

Многие хорошо знают эту песню. Любовь к Родине – в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов. Но таким великим и красивым наше Отечество стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, много тяжелых бедствий пережила она. Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушались военными грозами. Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.

Я попыталась взглянуть на эти события с христианской точки зрения.

Иисус Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. (А на войне ведь приходится убивать.) Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твоих близких? Маму? Родину?

В этом году мы будем отмечать славную дату – 72-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Этот праздник радостный и грустный одновременно. Радостный оттого, что наши солдаты победили в этой войне. Грустный потому, что много их погибло в боях за славу нашей Родины. А ведь воевали они за свою семью, за свою большую семью – Отчизну. Что помогало русскому человеку выстоять, откуда брались силы в те страшные дни, когда решалась судьба нашей страны и всего человечества?

Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
И понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.

О том, что православная вера помогла нашему народу победить в великой войне, много пишут и говорят. Приведу только конкретные факты удивительных совпадений.
Гитлеровские войска напали на СССР 22 июня 1941 года, когда Православная церковь отмечала День всех святых, в земле Российской просиявших (это переходящий праздник, он зависит от празднования Пасхи и в 1941 году попал на 22 июня). В день начала войны первым обратился к согражданам глава Русской православной церкви митрополит Сергий, благословив на защиту Отечества. Вклад Церкви состоял не только в молитве, которая как никогда была нужна, но и в сборе средств на оборону. Именно на деньги прихожан православных храмов была сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского.

6 мая 1945 года, в день памяти Георгия Победоносца, правительство гросс-адмирала Карла Денница, преемника Гитлера, дало согласие на капитуляцию вермахта и объявило на весь мир о поражении Германии. Пасха Христова в 1945 году также выпала на этот день. Таким образом, Господь ясно указал на Свое покровительство русскому народу и на тот спасительный путь, по которому следует ему идти в истории.

На протяжении веков православная вера укрепляла боевой дух воина, помогала пре­одолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.
Русская история хранит в памяти много имен святых героев. Своими подвигами они прославили родную землю, защищали ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена.

Проповедуя людям любовь к ближнему до положения жизни своей за них (Ин. 15, 13), Господь Иисус Христос первый совершил великий подвиг, положив душу Свою за всех – за праведных и неправедных, за веровавших и не веровавших, за друзей и врагов.

Проходят годы, все дальше в глубь времен уходит Победа в Великой Отечественной войне. Вместе с тем все более значительным предстает перед нами, живущими сейчас, бессмертный подвиг народа и его Вооруженных Сил, которые спасли мир от фашизма. По прошествии стольких лет, уже в новом веке, Победа мыслится не только как историческое событие, но и как мощный фактор и в настоящем и в будущем. Вот почему историки вновь и вновь обращаются к этой теме, в которой есть малоисследованные страницы. Одной из таких страниц является участие Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа 52.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Рыбковская средняя общеобразовательная школа"

Сафоновского района Смоленской области

СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Творческая исследовательская работа на тему:

Автор работы: Гапон Валентин Юрьевич,

ученик 10 класса

Руководитель: Леонова Анна Николаевна,

  1. Взаимосвязь Церкви и армии: исторические вехи с. 4-9
  2. Великая Отечественная война в истории моей семьи: краткие сведения с. 9
  3. Духовные корни победы с. 9-13
  1. Из проповедей Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси с. 17-18

«…нет больше той любви, как если кто

Св. Евангелие от Иоанна, глава 15

Свою работу я посвятил 70-летию Великой Победы.

1. выявление фактов патриотической деятельности Русской

Православной Церкви во время Великой Отечественной войны;

2. анализ отношений Церкви к народу и власти народа к Церкви;

3. анализ значения веры в Бога в патриотическом настрое нашего

4. участие моей семьи в Великой Отечественной войне.

Основными методами исследования явились :

2. поиск информации на Интернет-сайтах;

3. беседа с приходским священником отцом Иоанном;

4. разговор с моей бабушкой Ивановой Валентиной Александровной;

5. выполнение презентации;

6. анализ и систематизация полученных сведений.

Предмет исследования: история Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

Объект исследования : вклад Русской Православной Церкви и верующих в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к Церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, оказывала моральную и материальную помощь Красной Армии и мирным жителям, вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.

Хронологические рамки: работа охватывает период Великой Отечественной войны - 1941-1945 гг., а также просматриваются исторические вехи служения церкви Отечеству с 1380 года до Первой мировой войны включительно. С моей точки зрения без этой информации трудно раскрыть некоторые аспекты работы.

Считаю, что в результате поисковой деятельности цель исследования достигнута. Я выяснил, что в годы войны Русская Православная Церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага и на фронте и в тылу.

2.1. Взаимосвязь Церкви и армии: исторические вехи. На каждом богослужении Русская Православная Церковь молится о властях и воинах страны, ежедневно возносит молитвы об упокоении душ всех, положивших на поле брани свою жизнь.

Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России Церковь благословляла воинов на ратный подвиг, и в лихую годину это вселяло в них мужество.

Однако во все времена российской истории Церковь не только молилась о воинах в храмах, но и активно работала в военной среде. Благословляя свою паству на службу в российской армии, Церковь постоянно была рядом с ней.

6. Немало примеров подлинного героизма военных священников дала Крымская война 1853-1856 гг. Россия эту войну проиграла. Однако именно в те тяжелые годы и для русских войск в Крыму, и для всего населения Российской империи сотни полковых священников являли миру образцы любви к ближним и простым солдатам и матросам, умирали за Родину с именем Бога на устах. В списках награжденных золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте за военные подвиги в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. есть и военные священники:
1). Отец Михаил Соколов, священник Московского пехотного полка – за личное мужество и неустрашимость в исполнении своих пасторских обязанностей 8 сентября и 24 октября в Крыму.
2). Отец Иоанн Путиловский, священник лейб-егерского Бородинского полка – за подвиги при осаде Севастополя.

3).Священник Бородинского егерского полка протоиерей Михаил Романовский – за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя.
4). Священник Севастопольского Морского Полка Петр Мацкевич – за ревностные исполнения своих обязанностей в компании 1853-1856 года.
5). Священник 1-го походного полка отец Николай Бакунин – за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя.
6). Священник Тобольского пехотного полка отец Василий Кропотов – за подвиги в Севастопольскую компанию 1854 г.

7). Священник Колыванского егерского полка отец Иоанн Белин – за подвиги при обороне Севастополя.

8). Священник Камчатского егерского полка отец Евгений Федюшин – за Севастопольскую компанию, начиная с 8 декабря 1854 по 27 августа 1855г.
9). Священник Владимирского пехотного полка отец Константин Дорошков, за подвиги при обороне Севастополя, Всемилостивейше пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерия.
10). Священник Суздальского пехотного полка отец Адриан Соловьев – за подвиги при осаде Севастополя.

7. Чувство долга и обязанностей перед Родиной, которым было проникнуто духовенство в годы русско-японской войны 1904-1905 гг., с достаточной полнотой и убедительностью выражает письмо одного из священников, написанное им с фронта домой к своим близким: "Когда действия начнутся, мой полк первым двинется на неприятеля, а с полком и я. Я уверен, что если только жизнь моя нужна для других. Господь сохранит меня. Если же лягу костьми на бранном поле, не оставьте меня в своих молитвах. Знайте тогда, что шел я на смерть, не страшась ее, с одним желанием - своими трудами, а если можно - и жизнью, внести маленькую лепту в ту громадную жертву, которую приносит теперь русское воинство за свою Родину".

8. Огромную роль в мобилизации духовных сил православных подданных Российской империи играла Русская Православная Церковь в Первой мировой войне. Находится множество примеров героизма военных пастырей. В течение нескольких лет, с 1914 по 1917 гг., в действующей Русской армии, на фронтах пребывало более 5000 священников, оружием которых было только Слово Божие и Святой Крест. Однако все они вместе со своей паствой стойко переносили тяготы фронтовой жизни, мерзли в окопах, шли в бой и погибали за Родину . Многие из них награждены орденами разных степеней Святого Георгия, Святого Владимира и Святой Анны, а также золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте. Архивные документы сохранили их имена.

2.2 Великая Отечественная война в истории моей семьи: краткие сведения. Великая Отечественная война. В ней приняли участие и мои прадеды, мои родственники:

2.3. Духовные корни победы. В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, и если соединить воедино скупые факты и воспоминания ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души.

1945 год. Окончание войны пришлось на Пасху – Светлое Воскресение Христово и празднование святого великомученика Георгия Победоносца – покровителя Руси и Ангела Хранителя нашего победоносного маршала Георгия Константиновича Жукова.

2.4. Подвиг священнослужителей. В годы войны Русская Православная Церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага и на фронте и в тылу. На оккупированных территориях священнослужители являлись иногда единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев и сами вступали в партизанские ряды.

В ту кровавую пору отец Серафим пишет строки, предрекающие Русской

2.5. Из проповедей Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси.

«Значение дня 9 Мая в том, что мы через воспоминание нашей Великой Победы способны обрести то зрение, которое является самым важным. Молитва Церкви о том, чтобы мы никогда не теряли своего внутреннего духовного зрения, а те, кто потерял, - чтобы обрели его. И тогда больше не потребуется никаких всенародных искупительных жертв.

Мы имеем силу побеждать, а вместе с ней и великую ответственность не уклоняться от этой исторической обязанности быть победителями.

Совершая благодарственный молебен о Великой Победе, мы будем просить Господа об Отечестве своём, о народе нашем, о духовном зрении, без которого невозможно идти вперед, - дабы День Победы не только обращал наш мысленный взор в прошлое, но помогал уверенно, с надеждой на Бога идти в будущее.

В этот день хотелось бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, способностью идти на компромисс, способностью пожертвовать собой ради более высокой цели, - от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.

Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не с плотью и кровью (см. Еф. 6:12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, - там Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.

Обобщая материал работы, можно сделать следующие выводы: Русская православная Церковь внесла немалый вклад в борьбу против фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Обескровленная в довоенный период, она оказывала значительную помощь стране и фронту. Несмотря на жестокие гонения на Церковь, она ободряла наш народ, вдохновляла его на подвиг. Православие укрепило русский народ в борьбе с фашизмом. Впервые за многие годы богоотступничества, советская власть стала рассматривать Русскую Церковь не как врага, а как союзника.
В настоящее время многие учёные и обычные люди отмечают снижение гуманности в обществе (растёт преступность, жестокость, безразличие людей друг к другу). Издавна православие в России олицетворяло гуманистические начала. Церковь не потеряла своей роли и в наше время. У нас в деревне Рыбки Сафоновского района Смоленской области есть замечательный памятник павшим воинам, которые погибли при освобождении нашего края весной и летом 1943 года. Возле памятника расположено братское захоронение из пяти могил. А в этих могилах в торжественной обстановке при большом стечении народа захоронены останки более полутора тысяч советских воинов. Характерным явлением последних четырех захоронений можно назвать тот факт, что в церемонии принимали участие священнослужители, которые проводили в последний путь погибших солдат по всем канонам православного обряда захоронения. И очень хорошим событием для моей деревни является строительство церкви. Остались небольшие отделочные работы. Люди ждут открытия храма. Это будет историческое события для моей деревни. Поэтому тема моей работы актуальна, история Церкви - это история духовной культуры, и если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать. Данная работа имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделал вывод о том, что память людская жива, что люди сильны этой памятью, она объединяет людей. Материалы работы можно использовать на уроках истории России, истории Смоленщины, истории православной культуры земли Смоленской, на классных часах, в работе школьного музея.

В годы Великой Отечественной войны Православная Церковь объединилась с Советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Церковь не только оказывала материальную поддержку Красной Армии, но и морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Исследуя тему, я понял, что государство в годы войны изменило отношение к религии, верующим людям, священнослужителям. Я сделал вывод о том, что наша Церковь и народ – единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом своего народа. В вере народ черпает духовные силы.

Великая Отечественная война - это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма. Отец Иоанн (Боев) сказал, что православие осуждает войну вообще, но православие не только оправдывает, но и благословляет освободительную борьбу за свою Родину

Многие поэты, солдаты, священнослужители писали стихи о подвиге советского человека в Великой Отечественной войне. Замечательны строки поэта Константина Симонова :

Памяти воинов Великой Отечественной войны

Помяните! Не надо оваций,

Блеска стали, дежурных речей –

В храмах свечи зат е плите, братцы:

Пусть горят миллионы свечей!

За народа свободу и счастье

Нас несметная рать полегла,-

Шли мы в бой без святого причастия,

Но в сердцах наших вера жила.

Нам не нужно посмертных регалий

И обёрнутых в лозунги фраз:

Мы за други свои умирали

И за землю, родившую нас.

Помяните… не пьяным застольем,

А молитвой своей и любовью

С горьким привкусом пролитых слёз.

Я клянусь тебе, клянусь, Победа!

Счастье грозное своё изведав,

Зная тернии своих путей,

Я клянусь тебе, клянусь, Победа,

За себя и всех своих друзей,-

Я клянусь, что в жизни нашей новой

Мы не позабудем ничего:

Ни народной драгоценной крови,

Пролитой за это торжество,

Ни твоих бессмертных ратных буден,

Ни суровых праздников твоих,

Ни твоих приказов не забудем,

Но во всём достойны будем их.

Я клянусь так жить и так трудится,

Чтобы Родине цвести, цвести…

Чтоб вовек теперь её границы

Никаким врагам не перейти.

Пусть же твой огонь неугасимый

В каждом сердце светит и живёт

Ради счастья Родины любимой,

Ради гордости твоей, Народ!

Боже, спаси мою Родину…

Боже, спаси мою Родину милую,
Дай ей в великое сердце вожатые,
Вооружи ее мирною силою,
Нивы хлебами покрой ее сжатые.
Реки ее напои из небесного
Моря лазурного влагою чистою,
В дебри спаленного края безлесного
Ветром сосну занеси золотистую.
Долго родную безвинно кровавили,
Скорбно кресты поднялись по окраинам,
Сгибли ее льнянокудрые Авели,
Смерти закон созидается Каином.
Но до конца ее край не расхитили,
Целы сокровища Богу угодного,
Знать от беды защитили святители,
Светлые кладези моря народного.
Знать матерей безутешных моления,
Слезы горючие, стоны сердечные,
Ночь донесла в неземные селения.
Верить в щедроты Твои бесконечные,
Глянул с Престола Ты вниз на Вселенную,
Землю увидел с горошину малую,
Русь, государство – вдовицу смиренную,
Ризу - смирягу от крови всю алую.
Сжалился Ты , над страданьями крестными,
Счастья росток посадил над могилою,
Боже, овей ее снами чудесными,
Боже, утешь мою Родину милую…
Иеромонах Василий (Росляков)

Послушай, Бог, еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя!

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

И я, дурак, поверил!

Твоих я никогда не созерцал творений…

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

Но небо звездное, что было надо мной –

И понял вдруг, любуясь их мерцаньем,

Каким жестоким может быть обман…

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада

Мне вдруг открылся Свет, и я узнал Тебя.

А кроме этого, мне нечего сказать…

Вот только… что я рад, что я узнал Тебя.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно – Ты на нас глядишь…

Сигнал… Ну, что ж, я должен отправляться…

Мне хорошо с Тобой…

еще хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

И ночью я к Тебе, быть может, постучусь.

И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,

Но, кажется я плачу…

Боже мой, Ты видишь –

Со мной случилось то, что ночью я прозрел.

Прощай, мой Бог! И вряд ли я вернусь.

Как странно… Но теперь я смерти не боюсь!

Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в Великую Отечественную Войну в 1944 году.

Читайте также: